Содержание
1. Основная сущность бизнес-плана.. 5
1.1. Назначение бизнес-плана. 5
1.2 Функции и принципы бизнес-планирования. 8
1.3 Последовательность разработки бизнесс-плана и его структура. 10
1.4 Этапы разработки бизнес-плана. 15
2. Разработка бизнес-плана предприятия по переработке древесины.. 31
2.1 Описание предприятия. 31
2.2 Анализ рынка. 31
2.3 Описание товара, продукции, услуг. 32
2.4 Производственный процесс. 33
2.5 План маркетинга. 41
2.6 Организационный план. 43
2.7 Финансовый план. 45
Заключение. 49
Список литературы.. 51
Введение
Переход России на рыночную экономику в сложившихся условиях не имеет альтернативы. В связи с этим все более необходимым документом для получения финансовых средств в целях расширения деятельности фирм и предприятий становится бизнес-план. Владение теоретическими и практическими навыками составления бизнес-плана - необходимое условие успешной деятельности как работников экономических служб, так и руководителей фирм, организаций, предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности.
Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизмов управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.
Продавцы и покупатели в качестве объектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью долгосрочных и текущих планов. Согласование интересов обладателей бизнес- идей и инвесторов осуществляется в бизнес-плане по реализации совместного проекта.
План и рынок объединены в общую систему производства и потребления продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы.
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес- планирования:
· определение целей и стратегий их достижения;
· анализ осуществимости идеи;
· нахождение заинтересованных партнеров-инвесторов;
· формирование финансовых потоков;
· оценка рисков и эффективности.
Эти качественно новые по содержанию термины необходимо освоить руководителям, специалистам и предпринимателям, осуществляющим бизнес-процесс от возникновения идеи до получения прибыли в ходе ее практической реализации. Поэтому столь актуальным является овладение навыками бизнес- планирования для поставленных целей любого хозяйствующего субъекта.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав бизнес план для организации предприятия по переработке древесины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· выявить основную сущность бизнес- планирования;
· исследовать функции бизнес-плана и определить его ценность;
· определить этапы разработки бизнес-плана;
· охарактеризовать структуру бизнес-плана;
· применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.
1. Основная сущность бизнес-плана
1.1. Назначение бизнес-плана
Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия организации, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1].
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего организации или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.
Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.
Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.
В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:
- руководитель проекта и команда - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;
- заказчик (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность организации, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование организации в заданном стратегическом направлении;
- органы власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;
- потребители - товары и услуги;
- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;
- другие заинтересованные стороны - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов.
Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должна развиваться организация;
- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные организации отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, руководителем лишь подписан. Это не означает, что не следует пользоваться услугами консультантов, наоборот, привлечение консультантов, как правило, приветствуется инвесторами. Вместе с тем, включаясь в эту работу лично, руководитель организации как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?
Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
В зависимости от степени проработки исходного материала различают экспресс-бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта, рабочий бизнес-план, бизнес-план как инвестиционная заявка.
Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.
В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:
- государственный инвестор инвестирует только капиталовложения. Финансовые ресурсы под оборотные средства не выделяются;
- государственный инвестор прежде всего поддерживает научно-технические проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, решающие экологические проблемы регионов;
- государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых организация (предприятие) вкладывает определенную долю собственных средств.
1.2 Функции и принципы бизнес-планирования
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
· инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния организации в процессе анализа и учета совокупности факторов;
· оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
· координация и интеграция – учет взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
· безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
· упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
· контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
· воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
· документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров организации.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.
3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.
4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.
5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей организации и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз», укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.
9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
1.3 Последовательность разработки бизнесс-плана и его структура
Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес-проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта.
Прежде всего необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди это покупают. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствии с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей - каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции и услуг.
Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация.
Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о организациях-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективах роста.
Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
Обобщенный порядок этапов разработки бизнес-плана следующий:[2]
1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге) и ее описание;
2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта;
3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективной отрасли;
4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами;
5. Расчет потребного капитала и источников финансирования (Финансовый план);
6. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности;
7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта;
8. Решение вопросов рисков и гарантий;
9. Подбор материалов и составление приложений;
10. Составление краткого содержания проекта;
11. Составление аннотации на проект;
12. Оформление титульного листа.
Необходимо отметить, что при разработке бизнес-плана на каждом шаге производят анализ и определение возможностей сокращения риска, затрат и сроков реализации проекта.
Непосредственно начать разработку необходимо с описания продукции, уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.
Необходимо уделить достаточное количество времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего необходимо будет составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. Также очень важно учитывать эффективность реализации проекта, возможные риски и гарантии возврата инвестиций.
Основными элементами бизнес-плана являются[3]:
· титульный лист
· вводная часть (резюме);
· аналитический раздел;
· содержательный раздел (сущность проекта);
· разделы внутрифирменного планирования.
Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:
· возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
· потенциальных потребителей;
· конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
· своего сегмента рынка;
· показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
· достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования;
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рис. 1.
Рис. 1. Процесс бизнес- планирования |
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что бизнес-план – это:
· изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
· определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
· предвидение рисков предпринимательской деятельности;
· конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
· развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
1.4 Этапы разработки бизнес-плана
Состав бизнес-плана:[4]
1. Титульный лист.
2. Резюме.
3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги).
4. План маркетинга.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Страхование рисков.
8. Финансовый план.
9. Приложения.
Все разделы бизнес-плана должны корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана.
Одно из главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана.
Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового плана.
1) Титульный лист. Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством организации. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.
2) Резюме. Резюме, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Оно должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.[5]
В резюме четко формулируются цели проекта, какие проблемы будут решены и потребности развития внешней среды удовлетворены.
Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор зачастую судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно - чем будет заниматься организация, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему организация добьется успеха, каким образом полученная сумма денег будет возвращена. Даже если вы не собираетесь обращаться за ссудой, в плане должно быть обосновано целевое использование собственных средств (денег партнеров, друзей, членов семьи).
3) Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги). Решение о том, каким видом коммерческой деятельности заняться (торговлей, промышленностью или сферой услуг), что она будет из себя представлять в течение ближайших пяти лет - самое важное решение, которое вам предстоит принять. Всякий бизнес предполагает занятие несколькими видами деятельности. В связи с этим центральным становится вопрос об основном роде занятий. Планирование целиком строится на представлениях о будущем деле. Если здесь будет допущена серьезная ошибка, шансы на успех заметно уменьшаются.
Раздел начинается с анализа бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности организации, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития.
Наряду с характеристикой положения дел на фирме должна быть оценена и стадия ее развития - становление, расширение действующего бизнеса, слияние с другой организацией или выделение из состава более крупной.
Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных клиентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо изучить все прогнозы по данной отрасли.
Необходимо ответить на вопрос - на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.
В разделе рассматриваются концептуальные вопросы материально-технического, научного и кадрового обеспечения проекта. Если для проекта создается новое предприятие, то необходимо описание производственного процесса: как может быть организована система выпуска продукции и контроля над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он будет выбран. По тем операциям, которые предполагается выполнять собственными силами, необходимо дать схему возможных производственных потоков, список предполагаемого производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (отечественный или зарубежный), ориентировочную стоимость. Наконец, в этом разделе должна найти отражение информация о том, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое, то в данном разделе описываются варианты процедур закупки партий товаров, систем контроля за уровнем товарных запасов и потребности в складских помещениях.
Завершить данный раздел должна оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. При этом следует учесть и затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Всегда возможны самые неприятные сюрпризы со стороны правительственных органов и общественности. Лучше заранее предусмотреть возможные последствия. Раздел «Описание вида деятельности» наиболее тесно связан с разделами «Производственный план» и «План маркетинга».
Таким образом, в разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.
При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении или в разделе «Производственный план».
Данный раздел призван усилить объяснение особенностей проекта, изложенных в предыдущем разделе плана. В нем должна быть раскрыта «изюминка» для покупателя, удовлетворяющая его запросы, причина, по которой он предпочтет ваш товар и вашу услугу.
4) План маркетинга.[6]
а) Анализ рынка сбыта. Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства несостоявшихся со временем проектов была связана именно со слабым изучением рынка и недооценкой его емкости.
Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел наиболее труден для написания. Необходимо убедить инвесторов в существовании рынка для продукции и показать, что вы можете продать на нем свою продукцию.
Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка, выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, а для другого - сильнее.
Появление на рынке или уход с него относятся к числу наиболее важных стратегических решений и требуют тщательного расчета.
Любая организация заинтересована в тех потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протяжении длительного периода времени, чтобы организация могла существовать и развиваться. Значит, одна из первых задач - определить свой целевой рынок.
Товары приобретаются, в конечном счете, людьми, а не организациями и организациями. Решения о покупке принимает конкретный человек, даже если он фигурирует в качестве «агента по закупкам» или «владельца компании». Данные демографических исследований подскажут, где найти свое место на рынке и как лучше организовать торговлю.
Сегментирование рынка оправдывает себя даже в рамках крошечной организации. Ключевым вопросом для определения стратегии в будущем является разработка мер по расширению круга постоянных покупателей.
Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента.
Одной из типичных ошибок при составлении данного раздела бизнес-плана является лакировка действительного положения с конкурентами. Конкурентов необходимо оценивать предельно трезво, но при этом указывать те проблемы в их стратегии, которые открывают вам реальный шанс добиться успеха. Данный подход гарантирует более высокие шансы на получение средств.
При анализе динамики деятельности конкурентов следует учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, не ограничиваясь только самыми бросающимися в глаза параметрами - ценой и основными качественными характеристиками. Необходимо определить, что на самом деле важно для будущих клиентов и как можно удовлетворить эти их потребности с большой выгодой для своего дела (оперативность и малая партионность поставок, более надежный послепродажный сервис и т.д.).
Необходимо показать, что продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей. При этом особое внимание следует уделить ценовой политике, обеспечит ли цена, принятая конкурентом, прибыль предприятию.
б) Маркетинговая стратегия. Основательная проработка предшествующих разделов бизнес-плана может позволить разработать содержательный, полезный и убедительный «План маркетинга». В этом разделе предстоит объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы плана маркетинга, к которым относятся: схема распространения товаров, ценовая политика, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о предприятии и клиентах, бюджет плана маркетинга.
Достаточно на трех-четырех страницах изложить главное:
- способ продажи товара - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации;
- формирование цены и уровень прибыльности на вложенные средства;
- организация рекламы и ее стоимость;
- способы роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей.
В любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому к его составлению следует отнестись серьезно - нужно тщательно все продумать и убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или ежегодно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда его можно поместить в приложение к основной части делового плана, а выводы по основным его проблемам представить в предшествующих разделах бизнес-плана, исходя из логики его изложения.
5) Производственный план. Назначение раздела - обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта.
Раздел содержит следующую информацию:
- место производства товаров;
- необходимые производственные мощности и их увеличение по годам;
- закупка сырья, материалов и компонентов; репутация фирм-поставщиков, опыт работы с ними;
- производственная кооперация - с кем и на каких условиях;
- необходимое оборудование; организации-поставщики оборудования;
- схема производственных потоков на предприятии;
- контроль качества продукции - на каких стадиях и с помощью каких методов;
- уровень издержек производства и их динамика;
- затраты на утилизацию отходов и защиту окружающей среды.
У каждой организации - свои запросы. В обрабатывающей промышленности и оптовой торговле низкая арендная плата и близость транспортных магистралей ценится гораздо выше, чем местонахождение как таковое или близость потребителя. Для розничной торговли последние два обстоятельства имеют решающее значение.
Этот раздел не должен быть слишком пространным. Просто его содержание должно служить напоминанием о вещах, которые требуют постоянного внимания. Он может входить составной частью в любой из рассмотренных выше разделов плана.
6) Организационный план. В данном разделе необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту. На основании этого раздела потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство организацией и каким образом будут складываться отношения между членами руководства и с коллективом на практике.[7]
Согласно многочисленным исследованиям факторов, обусловливающих банкротство мелких фирм, 98% неудач объясняется скверным управлением. Это обстоятельство нужно учесть в плане. Противоядия от некомпетентности не существует, зато есть три надежных средства защиты от узкого профессионализма и неопытности - добывать необходимый опыт своими силами, иметь партнера или нанять человека, обладающего им.
Конкретное наполнение этого раздела зависит от избранной формы организации: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, типе акций.
Необходимо обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить перспективы изменения этих форм (если это необходимо) и объяснить, почему такая стратегия считается наилучшей.
При рассмотрении вопросов руководства и управления организацией необходимо объяснить, каким образом организована руководящая группа, и описать роль каждого ее члена, привести краткие биографические сведения о всех членах совета директоров, учредителей. Следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа. Следует дать анализ знаний и квалификации всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга, охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, вопросы, связанные с персоналом, производственный процесс). Однако маловероятно, что небольшая организация на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управления можно воспользоваться услугами консультантов.
В этом разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; детальные анкетные характеристики приводятся в приложении.
Отправной точкой этого раздела должны быть квалификационные требования, то есть необходимо показать, какие именно специалисты и сколько (какого профиля, с каким образованием, каким опытом), с какой заработной платой понадобятся для успешного решения задач, поставленных в предыдущих разделах плана, сейчас, в ближайшем будущем, через 2-3 года. При этом необходимо указать, где и как заполучить таких специалистов: на постоянную работу или в качестве совместителей (внешних экспертов).
Следует определить: необходима ли переподготовка и подготовка кадров, во что это может обойтись фирме.[8]
Затраты на обучение, внешне неприметные, могут оказаться неприятным сюрпризом не только в финансовом отношении, но и как дополнительные затраты времени, требующие учета влияния на реализацию целей бизнес-проекта.
К приему дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность организации. Поэтому прежде, чем принимать на работу новых людей, следует проанализировать, действительно ли это так уж необходимо. Заработная плата служащих относится к числу постоянных издержек, поэтому необходима обоснованность их целесообразности. При этом только тщательный подбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.
Необходимо осветить механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, то есть каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в деловом плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли или иные формы материального стимулирования).
В этом разделе нужно привести и организационную схему управления бизнес-проектом с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии. Из данной схемы должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация интересует инвесторов и банкиров. Подробный ответ на возможные вопросы можно вынести в приложения к бизнес-плану, включив туда, например, примерные перечни служебных обязанностей будущих сотрудников или другие данные о персонале.
7) Страхование рисков. Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Наибольшее количество ошибок при разработке данного раздела плана встречается из-за недостаточного умения авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы и степень рисков, с которыми организация может столкнуться при его внедрении, источники этих рисков и момент их возникновения, а также разработки эффективной стратегии и их преодоления. Главные рискованные моменты, перед которыми может оказаться бизнес, должны быть описаны просто и объективно.
«Ассортимент» рисков весьма широк: от пожаров и землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налоговом регулировании и колебаний валютных курсов. Угроза может также исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров, подготовке персонала. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.
Вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. В плане требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски наиболее вероятны, во что они (в случае реализации) могут обойтись, как уменьшить риски и потери от них. Даже если ни один из рассмотренных выше типов риска реальной угрозы для организации не представляет, в бизнес-плане необходимо на наиболее характерных из них остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.
Целесообразно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения (организационные меры профилактики рисков, программа страхования рисков). Например, при риске отказа одного из поставщиков оборудования можно проработать альтернативную программу поставок от другого поставщика, указав при этом как это может повлиять на затраты, на изменение производственных площадей и другие параметры производственной мощности, а также на качество продукции.
Наличие альтернативных программ в глазах потенциального инвестора будут свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
8) Финансовый план. Этот раздел - важнейшая составная часть бизнес-плана, призванный обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.[9]
Сводный прогноз доходов и расходов разрабатывается на каждый год, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке.
Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия. Для составления прогноза используются опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей. Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся из организационного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.
В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские расходы и т.д.
С ростом организации возрастают расходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационных отчислений.
Помимо планов доходов и расходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные данные на конец 2-го и 3-го гг. При прогнозировании эксплуатационных расходов на 2-й и 3-й гг. рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год. Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли за соответствующий год.
Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, организация имеет шансы на успех.
Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации бизнес-проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций.
Деньги в кассе или на банковском счете организации - это не то же самое, что прибыль. Прибыль - это разница между доходами и расходами, а денежная наличность - это разница между реальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда организация фактически получает платеж или сама производит выплату. Например, погашение долга организации не отражается в издержках, хотя уменьшает сумму наличности, а амортизация основных фондов - это издержки, которые снижают прибыль, но не влияют на сумму денежной наличности.
Одна из главных проблем, стоящих перед любой организацией, - правильное планирование денежной наличности.
Нередко вполне рентабельные предприятия терпят банкротство только из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, то рискует сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен.
Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. План денежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности - это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для этого приходится строить предположения, чтобы денег заведомо хватало на оплату счетов в течение всего периода становления предприятия. На основе подобных предположений можно оценить размеры денежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и сколько денег потребуется брать в долг. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.
9) Приложение. В приложении к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане.[10]
Наиболее часто в приложении приводят следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, из которых взяты исходящие данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков и др.
Таким образом, бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
2. Разработка бизнес-плана предприятия по переработке древесины
2.1 Описание предприятия
ООО «Сибирский лес» учреждено ЗАО «Леспром» с целью насыщения рынка материалами в строительной сфере в районах области, извлечения прибыли от хозяйственной деятельности.
Предметом деятельности общества является производство строительных и отделочных материалов из древесины местных пород.
Уставный капитал общества составляет 300 тыс. руб. Предприятие осуществляет свою деятельность на арендованных на льготных условиях площадях 400 кв. м. с прилегающей территорией 1500 кв. м. в п. Усть-Тарка Новосибирской области
2.2 Анализ рынка
Район обслуживается автодорожным транспортом по некачественным автодорогам, что создает определенные трудности по вывозу продукции на дальние расстояния, особенно ранней весной, поздней осенью и зимой. Поэтому при организации предприятия «Сибирский лес» анализ рынка аналогичного сегмента рассматривается в рамках района и граничащего с ним с. Венгерово, в котором осуществляют деятельность три строительных кооператива «Сельский строитель», «Строитель», «Зодчий», которые занимаются строительными работами, но не производят строительные материалы из древесины, а закупают их в организации «Стройсервис-1».
Указанная организация организована индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность в селе «Усть-Тарка». В «Стройсервис-1» изготовляется продукция из различных видов древесины, но из-за отсутствия склада готовой продукции данная организация вынуждена производить товары только под конкретный заказ. В связи с этим заказчику более выгодно обращаться в ООО «Сибирский лес», где на прилегающей территории достаточно места для организации склада готовой продукции.
Таким образом предполагается наличие двух направлений сбыта продукции:
· фирмы по производству домов, строений и коттеджей;
· розничная и оптовая торговля строительными и отделочными материалами.
На первом рынке реализация рыночной стратегии строится на поиске партнеров, специализирующимися на проектировании и строительстве домом и коттеджей, что дает стабильный рынок сбыта продукции в соответствии с имеющимся портфелем заказов и заключенными контрактами.
На втором рынке реализация продукции осуществляется на договорной основе с промышленными и торговыми предприятиями районов и городов области для собственных нужд предприятий и продажи через свои торговые точки, а также сети магазинов и рынков данной продукции.
2.3 Описание товара, продукции, услуг
ООО «Сибирский лес» специализируется на переработке круглого леса хвойных и лиственных пород, изготовлении пиломатериалов и готовых изделий длиной 4 и 6 м. следующей номенклатуры:
· брус: 100х100 мм 150х150 мм 200х200 мм
· лафет: В = 100 мм В = 120 мм В = 150 мм
В = 200 мм
· доска не обрезная, толщиной : 25, 30, 40, 50, 60 мм
· доска обрезная 25х100 мм 40х150 мм
25х150 мм 50х100 мм
30х100 мм 50х150 мм
30х150 мм 60х100 мм
40х100 мм 60х150 мм
За счет использования прогрессивного технологического оборудования номенклатура изделий может быть расширена:
· доска половая: 40х100 мм 40х150 мм
· доска обшивочная («вагонка») 20х100 мм 20х150 мм
· плинтуса, раскладки, наличники и т.д. по имеющейся конструкторской документации;
Дополнительная и перспективная номенклатура – услуги в виде столярных изделий под конкретного заказчика:
· рамы и блоки оконные;
· коробки и двери;
· срубы бань, саун и домов;
· мебель для дома и дачных домов;
· товары народных промыслов.
Данная номенклатура выбрана на основе проведения маркетинговых исследований рынка изделий, сложившегося в районах области.
2.4 Производственный процесс
Производственный процесс носит тип массового производства, что характеризуется небольшой номенклатурой изделий с небольшим объемом выпуска продукции одного наименования (мелкосерийное производство). Он осуществляется на высокопроизводительном оборудовании с применением минимальной доли ручного труда.
Производственный процесс изготовления столярных изделий состоит из 3-х стадий: подготовительной, обрабатывающей, заключительной.
Подготовительная стадия механизирована и включает в себя следующие операции:
· складирование круглого леса на эстакаде;
· подача бревен в приемный лоток пилорамы.
На обрабатывающей стадии производственного процесса изделие приобретает законченную форму путем выполнения следующих операций:
· распиловка бревен на лафет или не обрезные доски;
· распиловка лафета или не обрезных досок на брус или обрезную доску;
· изготовление половой доски, вагонки, плинтусов, реек, накладок и т.д.
Брус или обрезная доска являются готовыми изделиями, а половая доска или вагонка могут дополнительно подвергаться сушке в сушильной камере.
Производственный процесс изготовления пиломатериалов характеризуется небольшими затратами времени на получение готовой продукции.
Заключительная стадия производственного процесса подразумевает штабелирование готовой продукции по типоразмерам и увязка его отправки потребителю.
Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением в технологическом процессе электроэнергии, экологически чистого сырья, вредных выбросов ни в атмосферу, ни в виде промышленных стоков не производится. Отходы производства – опилки и стружка – за счет вытяжной вентиляции подаются в наружные бункеры, откуда реализуются на мебельный комбинат г. Татарска для изготовления ДСП. Горбыль перерабатывается для изготовления реек, накладок и т.д., а также реализуется населению.
Производственный участок и склад располагаются на площади 1550 кв. м, офис предприятия располагается в здании бывших мастерских животноводства, общей площадью 240 кв. м. Арендная плата по договоренности составляет 15 418 руб.
Исходя из стратегии маркетинга (мелкосерийное производство) все оборудование носит универсальный характер (таблица 1).
Таблица 1.
Стоимость основных производственных фондов
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
Цена ед, руб. |
Всего, руб. |
1 |
Строительно-монтажные работы |
1 |
19 000 |
19 000 |
2 |
Кран козловой КК-600 |
1 |
22 000 |
22 000 |
3 |
Ленточная пилорама ЛП-60 |
1 |
32 000 |
32 000 |
4 |
4-х сторонний строгальный станок С 26-24 |
1 |
18 000 |
18 000 |
5 |
Сушилка НЦ – 12 |
1 |
8 250 |
8 250 |
6 |
Автопогрузчик |
1 |
16 000 |
16 000 |
7 |
Бункеры хранения опилок, стружки |
2 |
3 200 |
6 400 |
Всего |
|
|
121 650 |
Строительно-монтажные работы включают в себя технический осмотр и восстановление бывшего в употреблении оборудования, приобретенного у ремонтно-строительного управления. Работы осуществляются сторонними исполнителями по договору - подряда, оформленного на сумму 19 000 руб.
В стоимость работ включены расходы:
Заработная плата – 5 000 руб.
Запасные части – 14 000 руб.
Для успешной работы необходимы основные производственные фонды на сумму 121 650 руб.
Стоимость оборудования составляет 84,4% от стоимости основных фондов (121650-19000)/121650 * 100).
Потребность в используемом оборудовании определяется исходя из его производительности и нужд технологического процесса (таблица 2).
Таблица 2
Производительность оборудования
№ п/п |
Наименование |
Кол. шт. |
Производительность ед. в час |
Год. фонд эффективного рабочего времени |
Годовая мощность произв. |
|
|
п |
Пр |
Фэф. |
П*Пр*Фэф |
1 |
Кран козловой КК-600, тн |
1 |
80 т |
4 640 |
371 200 |
2 |
Ленточная пилорама ЛП-60, м |
1 |
0,5 м |
4 640 |
2 320 |
3 |
4-х сторонний строгальный станок С26-24 |
1 |
0,5 |
4 640 |
2 320 |
4 |
Сушилка НЦ-12 |
1 |
1,0 |
4 640 |
4 640 |
Ф эф = Ф ном – Ф рем,
где:
Ф эф. – эффективный фонд рабочего времени, машино-час;
Ф ном – номинальный фонд рабочего времени, машино-час;
Ф рем – время, отводимое на ремонт оборудования в год, машино-час.
Ф рем = (5% х Ф ном) / 100%
Ф ном = N дн – В дн – П дн,
где
N дн – количество дней за год;
В дн – количество воскресных выходных дней за год;
П дн – количество праздничных дней за год.
Тогда: Ф ном = 365-52-8 = 305 дней
Отсюда: Ф рем = (5% * 305) / 100%.
При 5-ти дневной рабочей недели в две смены:
Ф эф = 8 час.*2 смены*290 дней = 4640 час.
Ф эф за месяц: 4640/12 = 387 час.
Мощность производства за 1 год:
1 х 0,5х 4640 + 1 х 0,5х 4640 = 4640 куб. м /мес.
Мощность производства за месяц при работе в две смены:
4640/12=386 куб. м /мес.
В соответствии с заключенными договорами в ноябре месяце будет выпущено продукции на 176 000 руб. (таблица 3).
Таблица 3
План производства на ноябрь 2004 г.
№ п/п |
Наименование изделий, длиной, 6 м |
Кол-во Куб. м |
Цена за ед. |
Стоимость, руб. |
Количество материалов |
||
Выход прод.,% |
Необх., куб. м |
Цена, руб. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Брус |
|
|
|
|
|
|
100х100 |
22 |
850 |
18700 |
70 |
28,6 |
350 |
|
150х150 |
33 |
900 |
29700 |
70 |
42,9 |
350 |
|
60х150 |
24 |
850 |
20400 |
70 |
31,2 |
350 |
|
2 |
Доска обрезная |
|
|
|
|
|
|
25х150 |
11 |
850 |
9350 |
70 |
14,3 |
350 |
|
40х150 |
11 |
850 |
9350 |
70 |
14,3 |
350 |
|
50х150 |
20 |
850 |
9350 |
70 |
26 |
350 |
|
3 |
Доска половая |
|
|
|
|
|
|
35х150 |
22 |
1300 |
28600 |
70 |
28 |
350 |
|
4 |
Вагонка |
|
|
|
|
|
|
20х100 |
11 |
1300 |
14300 |
70 |
14,3 |
350 |
|
20х150 |
22 |
1300 |
28600 |
70 |
28 |
350 |
|
Итого |
176 |
|
176000 |
|
228 |
|
Согласно заключенному договору между ООО «Сибирский лес» и Усть-Таркским Лесхозом 1 куб м круглого леса стоит 350 руб. Тогда стоимость сырья – круглого леса будет стоить:
228 куб. м * 350 руб. = 79 800 руб.
Поставщиком круглого леса является Усть-Таркский Лесхоз, который осуществляет заготовку круглого леса с незначительным разбросом по диаметру (от 250 до 350 мм). Одним из ключевых моментов идеи проекта по организации предприятия является близость Лесхоза, в результате чего имеется возможность приобретать недорогое, но качественное сырье.
Кроме того, доставка леса осуществляется автотранспортом Лесхоза, стоимость доставки входит в общую стоимость 350 руб. за 1 куб. м.
Таким образом, очень оптимально решена одна из основных задач организации любого производства – приобретение сырья и материалов.
Численность производственного персонала определяется исходя из функциональной целесообразности и численности работников аналогичных производств (таблица 4). Причем, на этапе становления предприятия функции мастера-технолога будет исполнять директор, имеющий специализированное профильное образование.
Таблица 4.
Численность производственного персонала и уровень предполагаемой заработной платы в ноябре
№ п/п |
Специальность |
Число работников, чел. |
Тарифная ставка, руб./час. |
Фонд рабочего времени, час. |
Всего, руб. |
1 |
Станочник пилорамы |
2 |
15,0 |
176 |
5280 |
2 |
Станочник-строгальщик |
2 |
15,0 |
176 |
5280 |
3 |
Рабочий сушильной камеры, он же грузчик-стропальщик |
1 |
12,0 |
176 |
2112 |
4 |
Крановщик-водитель погрузчика, он же тракторист |
1 |
12,0 |
176 |
2112 |
Итого |
6 |
|
|
14784 |
Система оплаты труда построена на применении повременно-премиальной формы. Это означает, что при невысоком тарифном окладе, по результатам хозяйственной деятельности средняя заработная плата может составить гораздо большую сумму. Предполагается, что 30% чистой прибыли будет направлено на выплату премии.
Оплата труда руководителей и других категорий работников зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия (таблица 5).
Таблица 5.
Численность и заработная плата руководителей и служащих в ноябре
№ п/п |
Должность |
Численность, чел. |
Тариф. ставка, руб./час. |
Фонд раб. времени, час. |
Всего, руб. |
1 |
Директор (совмещение зав. складом) |
1 |
35,0 |
176 |
6160 |
2 |
Главный бухгалтер (все участки бухучета) |
1 |
30,0 |
176 |
5280 |
Итого |
2 |
|
|
11440 |
Таким образом, тарифная оплата труда с учетом поясного коэффициента 25% составит:
14784 + 11440 = 26224 руб.
Обязательные отчисления от оплаты труда составляют 35,8%, которые складываются:
· отчисления в фонд социального страхования – 4,0%;
· отчисления в пенсионный фонд – 28%;
· отчисления в фонды обязательного медицинского страхования – 3,6%;
· травматизм – 2%
Отчисления от заработной платы: 26224 * 0,358 = 9388 руб.
Затраты на энергию для технологических целей:
Э ст = Q х Т, где
Э ст – стоимость потребленной оборудованием электроэнергии, кВт / час;
Т = 360 – тарифная ставка за 1 кВт / час электроэнергии для регулирования групп потребителей, 360 руб.
Q = 7 кВт + 12 кВт + 5,5 кВт + 15 кВт + 3 кВт = 42,5 кВт
Э ст = 42,5 х 0,36 = 15,3 руб.
В месяц: 15,3 х 176 = 2692,8 руб.
Затраты на отопление:
З от = N х Ц х Q, где
З от – стоимость затрат на отопление, руб.;
N – отапливаемый период, месяцев;
Ц – цена 1 Гкал тепловой энергии, равная 78,5 руб.;
Q – количество потребленной тепловой энергии, Гкал.
З от = 1 х 78.5 4,82 = 378,4 руб.
Затраты на освещение:
960 (мощность светильников) х 0,36 = 345,6 руб.
Для малых предприятий законодательством разрешено применение ускоренной амортизации при амортизационном периоде 5 лет.
А = Ф с х (Н а / 100), где
А – амортизация основных фондов;
Ф с – среднегодовая стоимость основных фондов;
Н а – норма отчисления на полное обновление, %;
Ф п х 100%
Н а = , где
Ф п х Т а
Т а – амортизационный период, лет;
Ф п – первоначальная стоимость основных фондов, руб.
Ф с – 121650 / 5 = 24330 руб.
Н а = (121650 * 100) / (121650 *5) = 20%
А = 24330 х (20/100) = 4866 / 12 = 405,5 руб. в месяц
Себестоимость первой партии пиломатериалов составит руб. (таблица 6)
Таблица 6.
Себестоимость первой партии пиломатериалов в ноябре
№№ |
Наименование элементов затрат |
Сумма, руб. |
п/п |
|
|
1 |
Сырье и основные материалы |
79 800,0 |
2 |
Электроэнергия |
2 692,8 |
3 |
Коммунальные услуги |
724,0 |
4 |
Заработная плата |
26 224,0 |
5 |
Начисления на заработную плату |
9 388,0 |
6 |
Амортизация |
405,5 |
7 |
Арендная плата |
15 418,0 |
8 |
Прочие расходы |
500,7 |
|
Итого |
135 153,0 |
Определим ожидаемую валовую прибыль предприятия:
Прибыль = Доход от реализации – Затраты
176000-135153=40847 руб.
Рентабельность продукции составит:
Р = (Прибыль / Затраты) * 100%
(40847 / 135153) * 100% = 30,2%
Рентабельность продукции высокая.
2.5 План маркетинга
Цель маркетинга – проведение товара на рынок и получение прибыли от его реализации. При этом используются следующие принципы:
· учет потребностей и динамика рыночной конъюнктуры;
· воздействие на рынок и потребителей всеми доступными средствами (качество товара, реклама, сервис, цена и т.п.);
· производство товара и оказание услуг находятся в функциональной зависимости от запросов рынка.
Стратегия маркетинга:
· совершенствование производства (производственная) и повышение эффективности функционирования каналов распределения;
· интенсификация коммерческих усилий (сбытовая), утверждающая, что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если предприятие затратит значительные усилия на сферу сбыта и стимулирование продаж.
В комплекс мероприятий ООО «Сибирский лес» по маркетингу входят:
· изучение потребителей товаров (услуг) и их поведение на рынке;
· оценка выпускаемых товаров и услуг, перспектив их развития;
· анализ используемых форм и каналов сбыта;
· оценка методов ценообразования;
· исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
· изучение конкурентов;
· выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка.
Ценообразование
Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж предприятия.
ООО «Сибирский лес» использует плавающие цены с учетом сезонности продажи товара. При этом есть нижний и верхний предел цен, рассчитываемый с учетом:
· себестоимости продукции;
· цены конкурентов на аналогичный товар;
· цены, определяемые спросом на данный товар.
Так, минимально возможная цена, соответствующая минимальным издержкам производства составляет 750 руб./ м обрезного материала в летний период, т.к. этому периоду присущи легкой обработки, активность конкурентов на рынке, и максимальная 950 руб. /м, осенне-зимнему периоду присуще отсутствие основных конкурентов, дополнительные затраты на производство,
За счет уменьшения цены в летний период достигается наибольший объем продаж и за счет этого в итоге возрастает прибыль, быстро возмещающая первоначальные затраты на производство.
Реклама и стимулирование сбыта
Продвижение товаров невозможно без принятия схемы каналов сбыта продукции от предприятия к потребителю и организации рекламы деятельности фирмы и производимых товаров.
Сбыт товаров, как уже выше отмечалось, будет осуществляться как оптом, так и в розницу. Предполагается дать объявления в газету «Коммерческие предложения», которая охватывает все районы и города Новосибирской области.
Продукция предприятия, как показали маркетинговые исследования, также будет пользоваться спросом в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах Новосибирской области.
В частности отходы производства: опилки и горбыль пользуются спросом в фермерских хозяйствах, которых только в Усть-Тарке насчитывается порядка 28. Кроме того, опилки и горбыль хорошо реализуются в розницу жителям частного сектора.
Таким образом, производство по переработке древесины получается безотходным, то есть окупаются все материальные затраты.
2.6 Организационный план
Характерной особенностью структуры органов управления предприятия является единоначалие (рис. 2).
Организация, обеспечение и Бухучет, налоги, маркетинг,
контроль процесса производства статистическая отчетность
Снабжение, сбыт
Рис. 2. Структура органов управления
Подбор рабочих, не связанных с управлением.
Для выполнения необходимого технологического процесса нужны рабочие по следующим специальностям:
· станочники по деревообработке – высококвалифицированные рабочие 2-3 разрядов;
· машинист козлового крана – допуск на выполнение погрузочных работ, свидетельство об аттестации;
· водитель автопогрузчика – водитель 3-го класса с допуском работы на автопогрузчике;
· стропальщики разнорабочие с обучением выполнения разгрузочно-погрузочных работ.
Все рабочие приняты на постоянную работу и в зависимости от квалификации рабочих, с ними заключены соответствующие контракты и установлен минимальный уровень заработной платы (см. таблицу 4).
Профессиональный состав рабочих предприятия и их основные обязанности отображены в таблице 7.
Таблица 7
Профессиональный состав работников фирмы
№ |
Профессия |
Кол., чел. |
Описание выполнения работ |
Форма привлечения |
Уровень квалификации |
Тариф. оклад, руб. |
1 |
Станочник пилорамы |
2 |
Распиловка круглого леса на пиломатериалы |
Контракт |
3 разряд |
2 640 |
2 |
Станочник - строгальщик |
2 |
Обработка пиломатериалов на строгальном станке |
Контракт |
3 разряд |
2 640 |
3 |
Крановщик-водитель |
1 |
Выполнение разгрузочно-погрузочных работ на козловом кране и на автопогрузчике |
Контракт |
3 класс |
2 112 |
4 |
Грузчик – стропальщик- рабочий сушильной камеры |
1 |
Помощь крановщику и водителю автопогрузчика. Контроль за температурой в сушильной камере |
Контракт |
3 разряд |
2 112 |
2.7 Финансовый план
Финансовый раздел бизнес-плана включает следующие документы:
· прогноз объемов реализации продукции (таблица 8);
· таблицу доходов и затрат (таблица 9);
· прогнозируемый баланс активов и пассивов (таблица 10);
· расчет точки достижения безубыточности.
Прогноз объемов реализации представляет собой таблицу, содержащую информацию о доле рынка, которую предполагается завоевать продукцией предприятия. Предполагается, что при составлении прогноза объемов реализации цена будущей продукции определена. Именно исходя из этих данных о реализации будут приобретаться оборудование, вкладываться средства в рекламу, привлекаться новые работники и т.д. Данные об объеме реализации приводятся на основании маркетинговых исследований.
Таблица 8
Прогноз объемов реализации продукции на 2005 год
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
2005 год |
Цена товара, руб./куб. м |
900 |
920 |
920 |
950 |
923 |
Объем продаж, тыс. руб. |
360 |
414 |
515 |
447 |
1736 |
Объем товара, куб. м |
450 |
480 |
500 |
450 |
1880 |
Запас товара на складе, куб. м |
50 |
80 |
20 |
- |
- |
Таблица 9
План доходов и расходов на 2005 год
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
2005 год |
Выручка, тыс. руб. |
360 |
414 |
515,2 |
446,5 |
1735,7 |
Общепроизводственные расходы и налоги, тыс. руб. |
316,8 |
364,3 |
453,4 |
392,9 |
1527,4 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
43,2 |
49,7 |
61,8 |
53,6 |
208,3 |
Таблица 10
Прогнозируемый баланс активов и пассивов
АКТИВ |
Код стр. |
На нача ло года тыс.руб. |
На конец года тыс.руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
||
Нематериальные активы (04,05) |
110 |
10 |
10 |
||
Основные средства (01, 02, 03) |
120 |
141 |
255 |
||
Незавершенное строительство (07,08,61) |
130 |
|
|
||
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
0 |
0 |
||
Долгосрочные финансовые вложения (06,82) |
140 |
0 |
0 |
||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
0 |
0 |
||
ИТОГО по разделу I |
190 |
151 |
265 |
||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
||
Запасы |
210 |
119 |
100 |
||
в том числе: |
|
|
|
||
сырье, материалы и другие аналогичные |
|
|
|
||
ценности (10,14,15,16) |
211 |
69 |
100 |
||
животные на выращивании и откорме (11) |
212 |
|
|
||
затраты в незавершенном производстве |
|
|
|
||
(издержках обращения) (20,21,23,29,30,36,44) |
213 |
|
|
||
готовая продукция и товары для |
|
|
|
||
перепродажи (14,15,16,20,41,42,43) |
214 |
50 |
0 |
||
товары отгруженные (45) |
215 |
|
|
||
расходы будущих периодов (97) |
216 |
|
|
||
прочие запасы и затраты |
217 |
|
|
||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным |
|
|
|
||
ценностям (19) |
220 |
30 |
40 |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой |
|
|
|
||
ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
|
|
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой |
|
|
|
||
ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
|
|
||
Краткосрочные финансовые вложения (58,59,81) |
250 |
0 |
0 |
||
Денежные средства |
260 |
23 |
69 |
||
Прочие оборотные активы |
270 |
|
|
||
ИТОГО по разделу II |
290 |
172 |
209 |
||
БАЛАНС (сумма строк 190+290) |
300 |
323 |
474 |
||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
|
||
Уставный капитал (80) |
410 |
300 |
300 |
||
Добавочный капитал (83) |
420 |
12 |
70 |
||
Резервный капитал (82) |
430 |
0 |
0 |
||
в том числе: |
|
|
|
||
резервы, образованные в |
|
|
|
||
соответствии с законодательством |
431 |
|
|
||
резервы, образованные в соответствии |
|
|
|
||
с учредительными документами |
432 |
|
|
||
Фонд социальной сферы (84) |
440 |
0 |
0 |
||
Целевые финансирование и поступления (86) |
450 |
0 |
0 |
||
Нераспределенная прибыль прошлых лет (84) |
460 |
11 |
|
||
Непокрытый убыток прошлых лет (84) |
465 |
|
|
||
Нераспределенная прибыль отчетного года (непокрытый Убыток) |
470 |
|
54 |
||
ИТОГО по разделу III |
490 |
323 |
424 |
||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
||
Займы и кредиты |
510 |
|
|
||
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
|
|
||
Прочие долгосрочные пассивы |
520 |
0 |
0 |
||
ИТОГО по разделу IV. |
590 |
0 |
0 |
||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
||
Займы и кредиты |
610 |
|
|
||
Кредиторская задолженность |
620 |
0 |
0 |
||
в том числе: |
|
|
|
||
поставщики и подрядчики (60,76) |
621 |
|
|
||
векселя к уплате (60) |
622 |
|
|
||
задолженность перед дочерними и |
|
|
|
||
зависимыми обществами (76) |
623 |
|
|
||
задолженность перед персоналом организации (70) |
624 |
10 |
16 |
||
задолж.перед госуд.внебюджетными фондами(69) |
625 |
7 |
9 |
||
задолженность перед бюджетом (68) |
626 |
1 |
3 |
||
авансы полученные (62) |
627 |
|
|
||
прочие кредиторы |
628 |
|
|
||
Задолж. участникам (учредителям) по выплате доходов (70,75) |
630 |
|
|
||
Доходы будущих периодов (98) |
640 |
|
50 |
||
Резервы предстоящих расходов (96) |
650 |
|
|
||
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
|
|
||
ИТОГО по разделу V |
690 |
0 |
50 |
||
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
700 |
323 |
474 |
||
Расчет точки достижения безубыточности
Определим точку безубыточности работы предприятия за месяц.
Известно, что в ноябре 2004 г. показатели ожидаются следующие:
В – выручка руб. / мес. – 176000 руб.
N – объем продаж
Зп – постоянные затраты – 52 159,5 руб.
Руб.
Коммунальные услуги |
724,0 |
Заработная плата |
26 224,0 |
Начисления на заработную плату |
9 388,0 |
Амортизация |
405,5 |
Арендная плата |
15 418,0 |
Итого постоянные затраты |
52 159,5 |
З уд – удельные переменные затраты – 500,7 руб.
Ц – цена единицы продукции – 850 руб.
В = Ц х N, откуда можно определить объем продаж:
N = 176000/850=207 куб. м
Точка безубыточности = Зп / (Ц – З уд.):
52159,5 / (850-500,7) = 149 куб. м
Таким образом, безубыточность производства достигается после выпуска 149 куб. м пиломатериалов, что соответствует выручке 126 650 руб. (850 * 149).
Заключение
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности организации является важнейшей задачей для любого бизнеса. В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений.
На примере бизнес-плана ООО «Сибирский лес», разработанного с целью осуществления производственной деятельности по переработке древесины, показаны основные этапы бизнес-планирования, которое в данном случае показало насколько выгодно инвестировать средства в рассмотренное предприятие. При изготовлении 149 куб. м пиломатериала уже достигается точка безубыточности, а по плану уже в первый месяц планируется объем 176 куб. м, следовательно, уже в первый месяц работы произведенные 27 куб. м (176-149) древесины сверх точки безубыточности принесут валовую прибыль около 22950 руб. (850*27).
В данной работе на примере предприятия показано, как при помощи бизнес-плана проверена идея об эффективной производственной деятельности на рынке по производству пиломатериала.
Практика показала, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования.
Поэтому всякий бизнесмен, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
· определить пути и способы достижения поставленных целей;
· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
· предотвратить ошибочные действия;
· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
· смягчить влияние слабых сторон предприятия;
· определить потребность в капитале и денежных средствах;
· своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
· полнее использовать инновации в своей деятельности;
· объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
· обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Таким образом, в работе исследованы и определены функции и этапы разработки бизнес-плана, применены на практике знания, полученные знания в области бизнес – планирования, а, следовательно, цель работы достигнута.
Список литературы
1 Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)
2 Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.Я. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2000
3 Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки. – М.: Ось-89, 2003
4 Загвоздкина Г.П., Маслов Е.В., Яковенко Л.И. Методическое пособие по написанию и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Н - ск, 1997.
5 Как подготовить успешный бизнес - план. Подг. Щудра В.Ф., Величко А.Н. -Киев, 1994.
6 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общая ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1990.
7 Любанова Т.П. и др. Бизнес - план: опыт, проблемы. Учебно - практическое пособие . - М.: " Издательство ПРИОР",1998.
8 Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес - планирование. Практическое пособие. - Новосибирск, "ЭКОР", 1994.
9 Пелих А.С. Бизнес - план или "как организовать собственный бизнес". Анализ. Методика. Практикум. - М.: 1996.
10 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003
11 Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003. с. 35
[2] Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки. – М.: Ось-89, 2003. – с. 12-15.
[3] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.Я. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2000. с. 237
[4] Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)
[5] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999. – с.17
[6] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999. – с.20
[7] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999. – с.31
[8] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999. – с.48
[9] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999. – с.71
[10] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: ЭКСМОС, 1999. – с.82