Оглавление

Задание первое. 3

Задание второе 7

Задание третье 10

Задание четвёртое 14

Задание пятое 15

Список литературы_ 16

Задание первое.


Антропоморфизм - эволюционные концепции, признающие сознательное внутреннее стремление живого к самоусовершенствованию.

Атман(санскр. - душа, дух), термин индийской философии, в частности системы обозначающий мировой дух. Атман - синоним брахмана.

Ахимса  - это избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая, первая добродетель всех систем индийской философии Ахимса  означает воздержание от причинения малейшего вреда любому живому существу в мыслях, словах или поступках.

Брахман(устаревшая брамин), 1) категория индийской идеалистической философии, главным образом обозначающая безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей.2) Член высшей индийской касты брахманов

Буддизм-одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (“Пробуждённым”), обретя просветление. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В центре буддизма — учение о “четырех благородных истинах”: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему[1]

ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной лит-ры Индии (четыре "собрания" - санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к-рым туземная традиция приписывает характер откровения. В европейской науке название В. обычно применяется для обозначения древнейшей части ведийской литературы - четырех санхита, гимнов, жертвенных ритуалов и заклинаний: Риг-веда-санхита, Сама-веда-санхита, Яджур-веда-санхита и Атхарва-веда-санхита. Древнейшая - Риг-веда ("Здание гимнов"), в определении эпохи к-рой ученые колеблются между VI и концом II тысячелетия до христ. эры, представляет собрание 1 028 гимнов богам, расположенных в известном порядке по 10 "кругам" (мандала) и приписываемых святым аскетам (риши) древности. Те же гимны, но расположенные в другом порядке в целях литургического исполнения, повторяет Сама-веда ("Знание мелодий"). Яджур-веда ("Знание жертвоприношений"), распадающаяся на "черную" (смешанную с прозаическим комментарием) и "белую" редакцию, содержит ритуал жертвоприношений и текст жертвенных молитв. Наконец Атхарва-веда ("Знание заклинаний"), очень древняя по содержанию, но позднее других включенная в число канонических книг, содержит заговоры и заклинания против болезней, демонов, врагов, формулы благословений и проклятий.

Джайнизм,одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого героя") и Джины ("победителя") - отсюда название учения. В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально - "одетых странами света"), и секта шветамбаров ("одетых в белое"). Ядро религиозно-философской литературы Д. - джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

Карма(на санскрите - деяние, действие, плод действия), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все инд. религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма. В широком смысле К. - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В узком смысле К, называют вообще влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Медитация-(латинское meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).

Мокша-достижение избавления от цепи перерождений [2]

Нирвана, (санскр. Nirvana - угасание, затем блаженство), у буддистов и джайнов, высшая цель человеческих стремлений: блаженное вечное состояние, характеризуемое абсолютным спокойствием души, которое наступает после смерти, когда все переселения, все страдания прекращаются абсолютно и навсегда.

Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека.

Синкретизм, сочетание разнородных философских начал в одну систему без объединения их, чем отличается от эклектизма.

Упанишады,индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы. Термин "У." [санскр., буквально - сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как "сокровенное знание", доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7-3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У. - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У. о единстве мира. Значение У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У. Эмерсона.

Чарвака (санскр.), материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты с которой иногда вообще отождествляют Ч. Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души - учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Ч. считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим - только этот мир, единственной реальностью - материю. Сосредоточивая своё внимание на разработке этичной концепции, Ч. видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Ч., реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Ч. утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Ч. делает её уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем.

Задание второе


Упанишады  являются заключительной частью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед,-название, наводящее на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии. "Нет сколько-нибудь значительной формы индуистской мысли, включая и неортодоксальный буддизм, которая не имела бы корней в упанишадах".

Более поздние системы философии обнаруживали прямо-таки страстные стремления согласовывать свои доктрины со взглядами упанишад, если уж нельзя было полностью выводить их из упанишад. Каждое возрождение идеализма в Индии находит в учении упанишад источник своего происхождения. Их поэтичность и возвышенный идеализм все еще не утратили своей силы волновать умы и сердца людей. Упанишады содержат в себе самые ранние рукописи индийской теоретической мысли. Гимны и литургические книги вед касаются больше религии и практики, чем мышления арийцев. Мы находим в упанишадах уже известный прогресс по сравнению с мифологией санхиты, брахманистским мелочным педантизмом и даже теологией араньяки, хотя все эти стадии в них и встречаются. Авторы упанишад преобразуют прошлое, с которым они имеют дело, и изменения, вносимые ими в ведийскую религию, свидетельствуют о смелости сердца, которое бьется только для свободы. Цель упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу. Попытки решения метафизических вопросов предлагаются в форме диалогов и диспутов, хотя упанишады по существу являются поэтическими декларациями философски настроенных умов перед лицом явлений жизни. Они выражают беспокойство человеческого ума и его стремление понять истинную природу реальности. Не будучи систематической философией или произведением одного автора или даже произведением одного и того же века, они содержат в себе многое, что является противоречивым и ненаучным; но если бы все только этим и ограничивалось, нам не было бы смысла изучать упанишады. Они установили основные концепции, здоровые и удовлетворительные, и это создало средства, с помощью которых могут быть исправлены их собственные наивные ошибки, превращенные чрезмерным подчеркиванием в ошибочные философские построения. Несмотря на то, что упанишады имеют различных авторов, и, несмотря на тот период времени, который потребовался на составление этих полупоэтических и полуфилософских трактатов, во всех их есть единство цели, живое чувство духовной реальности, которое становится ясным и отчетливым, когда мы рассматриваем события того времени. Они раскрывают нам богатство размышляющей религиозной мысли того времени. В сфере интуитивной философии их достижения значительны. Ничто из того, что было до упанишад, по объему и силе, по воздействию и удовлетворению не может сравниться с ними. Их философия и религия удовлетворяли некоторых величайших мыслителей и исключительно возвышенные души.Обычно считают, что имеется 108 упанишад, из которых около десяти являются главными, причем к ним имеются комментарии Шанкары. Эти упанишады - самые старые и наиболее авторитетные. Мы не можем установить их более или менее точную дату. Самые ранние упанишады, несомненно, относятся к предбуддистскому периоду, а несколько из них - ко времени после Будды. Вероятно, они были составлены в период между завершением ведийских гимнов и ростом буддизма (что происходило в VI веке до н. э.). Общепринятой датой для ранних упанишад являются 1000-3000 год до н. э. Некоторые из более поздних упанишад, к которым имеются комментарии Шанкары, - послебуддистского происхождения и относятся приблизительно к 400-м или 300-м годам до н. э. Самые старые упанишады изложены в прозе. Они не являются сектантскими. Айтарея, Каушитаки, Тайттирия, Чхандогья, Брихадараньяка и части Кены представляют собой ранние упанишады, в то время как стихи 1-13 Кены и IV.8-21 Брихадараньяки образуют переходную ступень к метрическим упанишадам и могут считаться более поздними дополнениями. Катха упанишада является более поздней формой. Мы находим в ней элементы систем санкхья и йога 7. В ней свободно цитируются другие упанишады и Бхагавадгита. Мандукья является самой последней из досектантских упанишад. Атхарваведа упанишады также представляют собой более поздние произведения. Мойтраяни упанишада заключает в себе элементы как системы санкхья, так и системы йога. Шветашватара была составлена в период, когда отдельные философские теории находились в состоянии брожения. Это во многих местах видно из знакомства с техническими терминами ортодоксальных систем и из упоминания о многих их выдающихся теориях. Заметен интерес к изложению теистического синкретизма веданты, санкхьи и йоги. В более ранней прозе упанишад преобладали чистые спекуляции, в то время как позже в них было больше религиозного почитания и набожности. Изложение философии упанишад мы будем основывать главным образом на добуддистских упанишадах, а затем подкреплять полученные таким путем точки зрения ссылками на послебуддистский период. Основными упанишадами для наших целей являются Чхандогья и Брихадараньяка, Тайттирия и Айтарея, Каушитаки и Кена; затем следуют Иша и Мандукья[3].

Задание третье

Древнеиндийская философия

1) Пеpвая гpуппа - это оpтодоксальные философские школы Дpевней Индии, пpизнающие автоpитет Вед - Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.). Втоpая гpуппа - неоpтодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята.

2)Становление индийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет.

Характерная черта индийского общества - деление его на четыре варны (от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалось после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой варны.

Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они могли совершать обряды и толковать священные книги. Кшатрии (от глагола «кши» - владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что же касается шудр (происхождение слова неизвестно), то они находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В одном из законов Индии сказано: шудра - «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». В своей основной массе варна шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Мужчины первых трех варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это было запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных.

Несмотря на крайнюю застойность индийского общества, в его недрах шла постоянная борьба между варнами. Разумеется, эта борьба захватывала и культурно-религиозную сферу. На протяжении веков можно проследить столкновения, с одной стороны, брахманизма - официальной культурно-религиозной доктрины брахманов - с движениями бхагаватизма, джайнизма и буддизма, за которыми стояли кшатрии. Отличительная особенность индийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия.

Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития индийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью[4].


Древнегреческая философия

1)Школы: 1. Милетская школа ( Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) - натурфилософы.  Фалес произвел переворот в мировозрении, выдвинув идею субстанции- усмотрев начало всего во влаге, т.е. попытался впервые найти физическое начало без посредства мифов. Все происходит из воды и в воду же обращается. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Сл-но, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями,  в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего всё?».

2. Пифагор и его школа. Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё?», но решал её иначе, чем милетцы. «Всё есть число» -вот его исходная позиция. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал- всё происходящее в мире сноваи снова повторяется через определенные периоды врмени, а души умерших через какое-то время вселяются  в других, животворяя их телесность.

3. Элейская школа.

 1. Сократа-Платона развивала концепцию идей, на основе к-рой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

2. Аристотель-развивал учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

3. Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни чел-ка. Их общий призыв: будь мудрым.

2) На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет  культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.

3)Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, ма­терии и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных эле­ментах, стихиях космоса; о тождестве и противоположно­сти бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пус­тота), текучести бытия и его противоречивости и т. д. Главные проблемы: как возник Космос? какова его"струк­тура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демо­крит).

2. Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в че­ловеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Со­крат, софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний и др.)

3. Проблемы воли и свободы человека, достижения сча­стья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед си­лами природы и общественными катаклизмами и одно­временно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного че­ловека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.). Главная проблематика - гносеологическая и

моральная.

4. Проблемы отношения человека и Бога, божествен­ной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обусловлива­ющие друг друга (Плотин, Филон Александрийский и др.). 5. Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственно­го; идея синтетических формулировок основных фило­софских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвиж­ный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последо­ватели). Разумеется, здесь перечислены не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие[5].


Задание четвёртое

1) созерцание

2) принцип гармонии

3) жизнь человека является цепью перерождений на пути к нирване

4) в античной философии идеи ничтожности человека перед си­лами природы и общественными катаклизмами и одно­временно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного че­ловека


Задание пятое

1) а

2) аб,бг,ва,гв

3) идеализм

4) в

5) этика

6) шрути

7) локаята

8) б

9) вера

10) в


Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ. ред. И.Т.Фролова. Ч. 2. М., 1989. – 521с.

2.                 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Наука, 1996. С. 125 с.

3.                 Философский словарь/ Под. Ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1986. –590 с.

4.    Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат,1988. –592 с.

5. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. – Н.Новгород, 1998. – 328 с.











[1] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат,1988. –592 с.


[2] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ. ред. И.Т.Фролова. Ч. 2. М., 1989. – 521с.


[3] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Наука, 1996. С. 125 с.


[4] Философский словарь/ Под. Ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1986. –590 с.


[5] Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. – Н.Новгород, 1998. – 328 с.