Содержание


Введение. 3

1. Лицевые счета органов казначейства. 5

2. Порядок открытия и обслуживание лицевых счетов в соответствии с Приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 г. №46н. 7

Заключение. 16

Список литературы.. 17


Введение


Целью создания казначейской системы исполнения бюджета является обеспечение устойчивости финансовой системы в процессе реализации основных направлений единой финансовой, налоговой и социально-экономической политики, на основе прогноза социально-экономического развития и сводного финансового баланса территории и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Достижение этой цели может обеспечиваться путем включения в работу по исполнению бюджета казначейского органа, а также налаживание такого взаимодействия всех участников бюджетного процесса через казначейский орган, которое обеспечит поэтапное решение задач бюджетного планирования, санкционирования, контроля и расходования бюджетных средств. В качестве казначейского органа могут выступать или органы Федерального казначейства, или специально создаваемые постановлениями администрации в рамках финансового управления или вне его такие организационные структуры, которые способны выполнять казначейские функции.

Ключевым компонентом казначейской системы исполнения бюджета является единый счет бюджета. В идеальной ситуации – это действительно один бюджетный счет (для бюджетов регионального и местного уровней), на котором собираются все доходы бюджета, и с которого осуществляются все операции по расходованию бюджетных средств в процессе финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом у распорядителей и получателей бюджетных средств их текущие счета закрыты, а учет их средств осуществляется на лицевых счетах, открытых им на едином счете бюджета.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей лицевых счетов открываемых органами казначейства по финансированию расходов федерального бюджета

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. Раскрытие системы лицевых счетов органов казначейства в банках;

2 Рассмотрение порядка открытия и обслуживания лицевых счетов в соответствии с Приказом Минфина РФ  «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» от 21 июня 2001 г. N 46н.

1. Лицевые счета органов казначейства


Финансирование федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации[1].

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

Ключевым компонентом казначейской системы исполнения бюджета является единый счет бюджета. При этом у распорядителей и получателей бюджетных средств их текущие счета закрыты, а учет их средств осуществляется на лицевых счетах, открытых им на едином счете бюджета. Очевидно, что концентрация бюджетных средств на едином счете бюджета позволяет администрации - поставить под контроль все бюджетные средства; исключить замораживание бюджетных средств на текущих счетах распорядителей и получателей (здесь следует отметить, что при переходе на казначейское исполнение бюджета, при закрытии текущих счетов распорядителям и получателям и возврате денег на единый счет бюджета, объем переводимых средств достигает десятков, а то и сотен миллионов рублей); повысить маневренность при направлении бюджетных средств на решение оперативных задач бюджета; сократить время продвижения денежных средств до поставщиков товаров и услуг.

Таким образом, сама организационная схема казначейского исполнения бюджета несет в себе потенциальные возможности, способные обеспечить решение следующих основных задач бюджета[2]:

- экономия бюджетных средств;

- гибкое маневрирование денежными ресурсами;

- оптимизация бюджетных потоков;

- предоставление оперативной информации для принятия управленческих решений;

- повышение эффективности использования бюджетных средств (целевая направленность, своевременность и рациональность);

- ускорение оборачиваемости бюджетных средств (сокращение пробега средств от распорядителя до поставщиков товаров и услуг).

Успешная реализация потенциальных возможностей организационной схемы казначейского исполнения бюджета решительным образом зависит от ряда факторов, в числе которых – организационно–методическое обеспечение, включающее подготовку всей распорядительной документации и обучение персонала; распределение функций и разработка тщательно выверенной технологии взаимодействия участников бюджетного процесса и их подразделений; создание органу, исполняющему бюджет, условий, при которых он получает возможность оперативно и в полном объеме обрабатывать данные о движении бюджетных средств. Некачественная проработка этих факторов при переходе на казначейское исполнение способна превратить преимущества схем казначейского исполнения бюджета в «вериги» для всех участников бюджетного процесса.

В настоящее время у территориальных органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка[3]:

№ 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

№ 40102 – «Доходы федерального бюджета»;

№ 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

№ 40105 - «Средства федерального бюджета».

Как правило, отделения федерального казначейства на территории имеют 2 счета доходов и 2 счета расходов средств федерального бюджета.

Если органы федерального казначейства по соглашению с местными органами исполнительной власти осуществляют функции по исполнению других бюджетов, кроме федерального, количество счетов увеличивается.


2. Порядок открытия и обслуживание лицевых счетов в соответствии с Приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 г. №46н


 Органы федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывают, в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке с заключением договора банковского счета, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, где органами федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета - лицевые счета на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета[4].

Основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства (далее - генеральные разрешения), выданные Министерством финансов Российской Федерации главным распорядителям средств федерального бюджета (далее - главные распорядители средств) и разрешения на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - разрешения), выдаваемые главными распорядителями средств и распорядителями средств федерального бюджета (далее - распорядители средств) получателям средств.

Для оформления генерального разрешения главный распорядитель средств представляет поочередно в департаменты Министерства финансов Российской Федерации, в ведении которых находятся разделы функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым расходуются средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные средства), следующие документы:

а) заявление на выдачу генерального разрешения, которое оформляется на бланке главного распорядителя средств;

б) заполненный в установленном порядке бланк генерального разрешения в двух экземплярах на бумажном носителе, который оформляется визой руководителя юридической службы, подписями руководителя и главного бухгалтера (их заместителями) и заверяется оттиском печати главного распорядителя средств и, кроме того, в электронном виде (на дискете);

в) копии законодательных актов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и учредительных документов (уставы) получателей средств, а также гражданско-правовых договоров, являющихся основанием для образования и использования внебюджетных средств.

Соответствующие департаменты Министерства финансов Российской Федерации в течение трех рабочих дней рассматривают указанные документы. При отсутствии замечаний первый (визовой) экземпляр генерального разрешения визируется руководителем соответствующего департамента в пределах его компетенции и передается главным распорядителем средств в следующий департамент для рассмотрения и визирования.

После согласования генерального разрешения руководителями департаментов Министерства финансов Российской Федерации документы направляются главным распорядителем средств для правового заключения в Юридический департамент Министерства финансов Российской Федерации, который рассматривает их в течение пяти рабочих дней. При отсутствии замечаний первый (визовой) экземпляр генерального разрешения визируется руководителем Юридического департамента и передается главным распорядителем средств с приложением документов в Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - Главное управление федерального казначейства).

Главное управление федерального казначейства в течение трех рабочих дней проверяет правильность оформления согласованных департаментами Министерства финансов Российской Федерации документов и в случае отсутствия замечаний к порядку оформления генеральных разрешений два экземпляра генерального разрешения подписываются уполномоченным заместителем начальника Главного управления федерального казначейства и главным бухгалтером (его заместителем) Главной бухгалтерии Министерства финансов Российской Федерации и заверяются оттиском гербовой печати Министерства финансов Российской Федерации.

Первый (визовой) экземпляр генерального разрешения остается в Главном управлении федерального казначейства, второй экземпляр возвращается главному распорядителю средств.

При наличии замечаний департаментов или Главного управления федерального казначейства представленные документы не позднее срока, установленного для их согласования, возвращаются соответствующим департаментом, имеющим замечания, или Главным управлением федерального казначейства главному распорядителю средств с сопроводительным письмом с указанием причин возврата.

Разрешения регистрируются Главным управлением федерального казначейства в Журнале регистрации генеральных разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства с присвоением генеральным разрешениям номеров и выдаются главным распорядителям средств под расписку в журнале.

10. Структура номера генерального разрешения состоит из 6 разрядов[5]:

/-----------+-------+---------+---------+----------+----------+---------\

|Номера     |   1   |    2    |    3    |    4     |    5     |    6    |

|разрядов   |       |         |         |          |          |         |

\-----------+-------+---------+---------+----------+----------+---------/

где:

с 1 по 3 разряды - код главы в соответствии с перечнем прямых получателей средств из федерального бюджета;

с 4 по 6 разряды - порядковый номер генерального разрешения.

Структура номера дополнения к генеральному разрешению состоит из 8 разрядов:

/-----------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------\

|Номера     |  1   |   2   |  3   |   4   |  5   |   6   |  7   |   8   |

|Разрядов   |      |       |      |       |      |       |      |       |

\-----------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------/

где:

с 1 по 6 разряды - номер генерального разрешения, к которому разработано дополнение;

с 7 по 8 разряды - номер дополнения.

Главное управление федерального казначейства в течение двух рабочих дней доводит генеральное разрешение, выданное главному распорядителю средств, до управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в электронном виде.

Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации доводят генеральные разрешения до нижестоящих органов федерального казначейства в аналогичном порядке.

Главные распорядители средств самостоятельно доводят до распорядителей средств и получателей средств, находящихся в ведении главных распорядителей средств, копии генеральных разрешений, выданных Министерством финансов Российской Федерации.

На основании генеральных разрешений главные распорядители средств и распорядители средств в установленном настоящим приказом порядке оформляют и самостоятельно доводят до находящихся в их ведении получателей средств разрешения

Номер разрешению присваивает главный распорядитель средств (распорядитель средств), выдавший разрешение.

Главный распорядитель средств (распорядитель средств) оформляет разрешение в двух экземплярах. Один экземпляр разрешения остается у главного распорядителя средств (распорядителя средств), второй экземпляр направляется получателю средств по принадлежности для представления разрешения в орган федерального казначейства по месту нахождения получателя средств. Оформленные разрешения регистрируются главным распорядителем средств (распорядителем средств) в журнале регистрации выдачи разрешений по форме, установленной главным распорядителем средств (распорядителем средств).

Главные распорядители средств в двадцатидневный срок со дня введения в действие законодательных актов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, учредительных документов (уставов) получателей средств, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления расходования средств, оформляют дополнения к генеральным разрешениям. Главные распорядители средств и распорядители средств соответственно на основании дополнений к генеральным разрешениям в десятидневный срок со дня оформления дополнения к генеральному разрешению оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, дополнения к разрешениям.

Разрешения и дополнения к разрешению для главных распорядителей средств и распорядителей средств оформляются в общеустановленном порядке данными главными распорядителями средств.

Разрешения и дополнения к разрешению для структурных и территориально обособленных подразделений получателей средств оформляют создавшие их получатели средств в установленном настоящим приказом порядке.

Порядок оформления дополнений к генеральным разрешениям, их регистрация и доведение до распорядителей и получателей средств, находящихся в ведении главных распорядителей средств, а также до органов федерального казначейства аналогичен порядку оформления и доведения генеральных разрешений.

Главные распорядители средств в десятидневный срок со дня принятия решения об их реорганизации или ликвидации оформляют и представляют в Главное управление федерального казначейства Уведомление об отзыве генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства (далее - уведомление об отзыве генерального разрешения) в двух экземплярах, оформленных подписями руководителя, главного бухгалтера (их заместителями) и оттиском печати главного распорядителя средств, а также в электронном виде.

Порядок оформления Министерством финансов Российской Федерации уведомления об отзыве генерального разрешения и его доведения до органов федерального казначейства, распорядителей средств и получателей средств, находящихся в ведении главного распорядителя средств, аналогичен порядку оформления и доведения генерального разрешения .

Дополнения к генеральному разрешению, по которому оформлен отзыв, а также выданные на основании генерального разрешения главным распорядителям средств, распорядителям средств и получателям средств, разрешения считаются утратившими силу с даты, указанной в уведомлении об отзыве генерального разрешения.

В случае внутриведомственной реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации получателя средств, находящегося в ведении главного распорядителя средств (распорядителя средств), главный распорядитель средств (распорядитель средств) в десятидневный срок со дня принятия решения о реорганизации или ликвидации оформляет и доводит до соответствующего получателя средств письмо об отзыве ранее выданного разрешения, а также новое разрешение, оформленное взамен ранее выданного.

Получатель средств в трехдневный срок со дня получения письма об отзыве ранее выданного разрешения обязано представить в орган федерального казначейства по месту своего нахождения указанное письмо главного распорядителя средств (распорядителя средств) и вновь оформленное разрешение.

Настоящий приказ не распространяется на внебюджетные средства, полученные бюджетными учреждениями в иностранной валюте, операции с которыми осуществляются на счетах, открытых указанным учреждениям в кредитных организациях на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета.

Полученные от конвертации иностранной валюты средства с указанных счетов перечисляются получателями средств на счета органов федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов для учета операций с внебюджетными средствами.

Установить, что положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н "Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 марта 1999 г., регистрационный номер 1726), устанавливающие порядок оформления и выдачи генеральных разрешений (разрешений) на открытие в кредитных организациях счетов получателей средств на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета для осуществления операций в валюте Российской Федерации подлежат применению со дня вступления в силу настоящего Приказа только в отношении получателей средств, расположенных на территориях (город, район), где отсутствуют органы федерального казначейства



Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. Раскрыта система лицевых счетов органов казначейства в банках;

2 Рассмотрены виды лицевых счетов;

3. Рассмотрен порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах федерального казначейства.

По первому вопросу следует отметить, что финансирование федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них.

По второму вопросу можно сказать, что основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства, выданные Министерством финансов Российской Федерации главным распорядителям средств федерального бюджета и разрешения на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выдаваемые главными распорядителями средств и распорядителями средств федерального бюджета  получателям средств.  Органами федерального казначейства открываются счета по учету средств федерального бюджета - лицевые счета на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Список литературы


1.     Приказ Минфина РФ  «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» от 21 июня 2001 г. N 46н.

2.     Акперов И. Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2002.

3.     Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - Спб.: Питер, 2001.

4.     Макавенко В.В. Казначейская система исполнения бюджета: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2000.

5.     Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3. –с 41-43.

6.     Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2. – с 34



[1] Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3. – 41.


Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - Спб.: Питер, 2001. – с 56


[3] Акперов И. Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2002. – с 41


[4] Приказ Минфина РФ  «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» от 21 июня 2001 г. N 46н.

[5] Приказ Минфина РФ  «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» от 21 июня 2001 г. N 46н.