Содержание


Введение.. 3

1. Теоретические основы адаптации молодого специалиста   5

1.1 Понимание адаптации. 5

1.2 Этапы процесса адаптации. 13


3.2 Особенности адаптации молодых специалистов на предприятии ФГУП НМЗ «Искра». 18

Список литературы... 25




Введение


Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.

В самом общем виде адаптация (лат. adapto- приспособляю) - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с Другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня Производительности и качества труда в более короткие сроки.

Причины изменения условий трудовой деятельности многообразны: поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации труда, его оплаты и т.д.

Поэтому в условиях введения нового механизма хозяйст­вования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самооку­паемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.

Важно отметить, что в новых рыночных условиях государственным (унитарным) предприятиям приходится перенимать опыт адаптации персонала у коммерческих предприятий; поэтому в работе

Цель дипломной работы – рассмотреть организацию процесса адаптации персонала.

Задачи работы:

1.     показать формы и виды адаптации, а также управление адаптацией работников;

2.     рассмотреть процесс адаптации персонала на предприятии ФГУП НМЗ «Искра»;

3.     дать рекомендации и предложения по совершенствованию процесса адаптации молодых специалистов на этом предприятии.

Объектом исследования в работе – адаптация молодых специалистов на предприятии ФГУП НМЗ «Искра»; предмет исследования – процесс управления адаптацией молодых специалистов на этом предприятии.






1. Теоретические основы адаптации молодого специалиста

1.1 Понимание адаптации


В процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой среды, каковы пути и средства воздействия на человека и на среду, где критерии возможности и необходимости учета требований работника и т.д. [1]

Особое внимание к молодым рабочим необходимо проявлять в первые три месяца их работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения профессии, весьма напряженными представ­ляются нормы выработки, не всегда фактические условия и уровень организации труда и производства соответствуют ожиданиям в отношении сферы приложения труда и выбранной профессии.

Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации и негативных ее последствий, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию и, в частности, профессиональный отбор кадров. Последний позволяет выявить работников, вероятность успешной адаптации которых к данным факторам производственной среды наиболее высока. В наибольшей степени это относится к профессиям, предъявляющим к работнику специфические требования (внимательность, острота зрения и т.п.).

Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку:

1.     условий труда;

2.     учет эргономических требований при организации рабочего места (выбор соответствующего оборудования, планировка рабочего места);

3.     при конструировании оборудования;

4.     оргоснастки и т.д.

Важными представляются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека.

В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие:

1.     организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;

2.     проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

3.     интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

4.     проведение организационно-подготовительной работы при вве­дении новшеств;

специальные курсы подготовки наставников;

5.     использование метода постепенного усложнения заданий, выпол­няемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении зада­ний. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного по­ощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;

6.     выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

7.     выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);

8.     подготовка замены кадров при их ротации;

9.     проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него  значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.

Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.

"Опыт" такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.[2]

Облегчить вхождение новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации. В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная включает и технические, и биологические, и социальные аспекты. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна – процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях».[3]

Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:

·        уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

·        снижение озабоченности и неопределенности у новых работников; ·        сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением; ·        экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них; ·        развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [1].

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Следует различать активную адаптацию, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических и т.п.).

По своему воздействию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной)[4].

Кроме того, различают первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную - при последующей смене работы.[5]

Составляющие (компоненты) производственной среды как объекта адаптации весьма многообразны. Среди них можно выделить: условия труда и его организацию, оплату труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат в коллективе и т.д. Некоторыми исследователями выделяются также факторы непроизводственной сферы предприятия (адаптация к бытовым условиям, внепроизводственному общению с коллективом, организация досуга на предприятии).

Производственную адаптацию, как сложное явление, можно рассматривать с различных позиций, выделяя психофизиологи­ческую, профессиональную, социально-психологическую ее стороны.

Каждая из них имеет свой объект, свои целевые задачи, показатели эффективности.

Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, резуль­татом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.).

Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профес­сиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Среди составляющих производственной среды, к которым нужно адаптироваться работнику, наряду с такими, как условия и содержание труда, должностные обязанности, есть составляющие с социально-экономическим оттенком: организация труда, оплата труда и материальное стимулирование социально-бытовая сфера предприятия, организация досуга работников и т.п. Неслучайно некоторые исследователи выделяют социально-экономический аспект производственной адаптации.

Управление процессом адаптации - это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т.п.

Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия[6].

Роль той или иной стороны производственной адаптации может проявляться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Для одной профессии (профессиональной группы) определенных условиях работы наиболее сложной проблемой может быть, например, психофизиологическая сторона адаптации, для других - социально-психологическая.

Молодой рабочий, принятый на предприятие, сталкивается, как правило, со всеми сторонами производственной адаптации, а для работника, перешедшего в другой цех, требования к социально-психологической адаптации могут быть существенно ослаблены, так как ему придется приспосабливаться только к первичному трудовому коллективу.

Итак, конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения составляют основу процесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию. Так, применительно к молодым рабочим она включает в себя[7]:

-       анализ ожиданий поступающих рабочих (выяснение на основании беседы мотивов поступления, ожиданий, связанных с данным предприятием, при необходимости — профессиональная ориентация);

-       прием и прогноз стабильности новичка (как долго он может проработать в данном коллективе);

-       введение новичка в коллектив;

-       собственно контроль адаптации в ходе периодических встреч или заочно;

-       ликвидацию причин конфликтных ситуаций или неудовлет­воренности решением проблем адаптантов, санкции в отношении тех, кто обязан был устранить причины неадаптации;

-       обобщение материалов о ходе адаптации новичков, ознакомление с ними администрации предприятия и линейных руководителей.

Адаптация и ее сроки в значительной степени зависят от организации системы профессионально-квалификационного продвижения рабочих на предприятии. Часто на монотонные, малосодержательные, а потому и малопривлекательные работы принимают новичков, иногороднюю молодежь. Адаптация их на производстве определяется перспективами их роста, возможностями перехода на все более сложные виды труда в соответствии с образованием, отношением к труду и т.д.

Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования. Это своего рода повторная адаптация: человек, оставаясь на своем рабочем месте, адаптированный к нему, должен приспосабливаться к новой экономической, социальной и психологической ситуации. Требование большей увязки оплаты труда с его конечными результатами заставляет активизировать использование своих возможностей, что часто сопровождается повышением интенсивности труда как за счет более высокого темпа работы, увеличения продолжительности рабочего времени, так и за счет игнорирования правил охраны труда и техники безопасности. Дезадаптация работника к таким условиям труда проявляется в повышении травматизма и заболеваемости, развитии некомпенсируемого утомления работника, не успевающего восстановить работоспособность к началу очередного рабочего периода.

Важную роль в адаптации работников играет психологический климате коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность трудом. С экономической точки зрения психологический климат и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей.

Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов[8].

Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) - в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы заводская служба адаптации была составным звеном общей системы управления кадрами на предприятии.


1.2 Этапы процесса адаптации


Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

-         общее ознакомление с ситуацией;

-         приспособление (привыкание, усвоение стереотипов);

-         ассимиляция (полное приспособление);

-         идентификация (отождествление личных целей с целями коллектива).

В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в его деятельность и исключать ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.д. Поэтому в адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда моментов: недоумение, испуг, уныние, возмущение, нарушение режима работы, отсутствие диалога с начальством, отсутствие коллективной цели и т.п.

Производится адаптация по следующим направлениям: профессиональная, психофизиологическая, социально психологическая, экономическая.

Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, резуль­татом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.).

Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профес­сиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Экономическая адаптация – адаптация к экономической деятельности предприятия.

В конце периода адаптации каждому работнику организации предоставляется анкета, после заполнения которой делаются выводы о удачности, либо неудачах в процессе адаптации. Постоянно по итогам адаптации, после сбора анкетных данных специалистами организации предлагаются различные новшества для совершенствования адаптации работников.

Очень важно чтобы специалист, особенно молодой, прижился в организации. Специалисты отдела кадров очень ревностно следят за этим. Адаптация проводится на высоком уровне. Больше временной срок адаптации нового сотрудника организации.

 Успешность адаптации зависит от целого рада условий, главными из которых являются:

-       качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

-       объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

-       отработанность организационного механизма управления процес­сом адаптации;

-       престиж и привлекательность профессии, работы по определен­ной специальности именно в данной организации;

-       особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

-       наличие отработанной системы внедрения новшеств;

-       гибкость системы обучения персонала, действующей внутри ор­ганизации;

-       особенности социально-психологического климата, сложивше­гося в коллективе;

-       личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Стандарт адаптации персонала

Этап 1. Знакомство с производственными особен­ностями организации, включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными осо­бенностями коммуникации, корпоративной этикой, правилами поведения т. д.

Этап 2. Практическое знакомство ново­го работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Непосредственный руководитель проводит ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, ус­ловиями труда и правилами, объясняет задачи и требования, предъявляемые к работе, вводит работника в рабочую группу, поощряет помощь новичкам со сто­роны опытных работников.

Программа ориентации включает ряд неболь­ших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдель­ных рабочих местах или с определенным оборудованием). В обязательном порядке производятся инструктаж по технике безопасности и охране труда.

После прохождения общей программы ориентации может быть проведена специальная программа, в которой могут быть затронуты следующие вопросы:

1.     функции подразделения;

2.     рабочие обязанности и ответственность;

3.     требуемая отчетность;

4.     процедуры, правила, предписания;

Этап 3. Действенная адаптация. Для повышения эффективности действенной адаптации новичку назначается наставник.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных про­блем и переходом к стабильной работе.

Стандарт адаптации может также предполагать тестирование новичков на предмет адаптации в группе, например, с применением анкеты, которая позволяет выявить тип поведения индивида в группе.

В качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.  Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».


 

3.2 Особенности адаптации молодых специалистов на предприятии ФГУП НМЗ «Искра»

Несмотря на то, что в Уставе предприятия нет положений об адаптации персонала, молодые специалисты все равно проходят процесс адаптации, т.к. без стадии адаптации персонала не обходится работа ни одного предприятия. В этом пункте проследим, как же все-таки адаптируются молодые специалисты.

В этом пункте будут проанализированы отрицательные стороны непродуманного процесса адаптации персонала – текучесть кадров, снижение производительности труда, увеличение доли брака и т.п.


В этом пункте предполагается использовать две анкеты на выявление степени адаптации молодых специалистов

Образец анкеты для сбора информации о процессе адаптации молодого специалиста показан в приложении.

Анкета о процессе адаптации заполняют вновь поступивших сотрудника.

Анкеты о состоянии профориентации и адаптации персонала

Сбор информации о состоянии профориентации и адапта­ции в организации следует проводить по результатам обработ­ки специально разработанного вопросника для изучаемой ка­тегории работников. Вопросы задаются в следующей последо­вательности:

1. Укажите срок работы в данной организации.

до 2 месяцев

от 2 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше года





2. Ваше место работы или учебы до поступления в органи­зацию.

3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?

4. В какие периоды Вам наиболее необходима помощь ру­ководителя?

до 2 месяцев

от 2 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше года






5. Как часто вам нужна в работе помощь коллег?

до 2 месяцев

от 2 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше года





6. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками?

до 2 месяцев

от 2 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше года





7. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?

8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?

9. Представьте себе, что по каким-либо обстоятельствам Вы уволились с организации. Вернулись ли бы Вы через некото­рое время на свое прежнее место работы?

Варианты ответов:

- не вернулся бы ни при каких обстоятельствах;

- вернулся бы в самом крайнем случае;

- вернулся бы не очень охотно;

- вернулся бы с удовольствием;

- затрудняюсь ответить;

10. Бывают ли у Вас конфликты:


время от времени

редко

не бывает

с руководителем подразделения







с заместителем руководителя







с коллективом по работе





11. Каким образом Вы можете оценить свое отношение к следующим аспектам работы:


                            Оценка       

      Аспекты

вполне

в ос­новном

в некоторой степени

совсем не выражены

1.Стремление к глубокому знанию дел в организа­ции

2 Интерес к делам и пер­спективам коллектива

3 Внимание к событиям, имеющим прямое отно­шение к профессио­нальным обязанностям

4 Стремление принимать самое активное участие в принятии решений

5 Стремление начатое дело доводить до конца

6 Чувство принадлежно­сти к коллективу

7 Активное отношение к окружающим




































12. Материальная помощь со стороны родителей

высокая

умеренная

отсутствует




13. Жилищные условия

хорошие

оставляют желать луч­шего

невыносимые




14. Интерес к продвижению

перспективу вижу

перспектива слабая

перспективу не вижу




15. В какой мере выражены в Вашей работе следующие факторы?

                                    Оценка

  Факторы

вполне

в ос­новном

в некоторой степени

совсем не выражены

1

Обеспеченность работой





2

Соответствие работы профессии





3

Соответствие квалификации рабо­те





4

Разнообразие работы





5


Соответствие характера работы

способностям и склонностям









6

Возможность повышения квалифи­кации





7

Информированность о делах кол­лектива





8

Хорошая заработная плата





9

Возможность продвижения





10

Помощь и поддержка руководителя





11

Хорошие отношения с админист­рацией





12

Хорошие взаимоотношения с това­рищами по коллективу





13

Удачный режим работы





14

Удачное рабочее место






16. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?

17. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семи­нары, специальная литература, фильмы, слайды?


Кроме этого, в работе предполагается использовать специальную анкету, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

Таблица 1

«Ключ» для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

Индивидуалистический

Коллективистический

Прагматический

10б

10а

10в


Надпись:


Анкета состоит из 10-ти пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте анкеты альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится  подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 10-ти пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 10. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой - «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К».

Результаты записываются в виде следующего многочлена:

где

 - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия;

- по «прагматическому» типу восприятия;

- по «коллективистическому» типу восприятия.

Преобладающим считают тип восприятия, набравший наибольшее количество баллов.








Список литературы


1.            Аверченко Л.К., Парфенова З.А. Психология управления: Практикум для руководителя и менеджеров по персоналу. – Новосибирск: СибАГС, 2003.

2.            Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. – М: Юнити, 2002.

3.            Вейхер А.А. Процесс профессиональной мобильности – объект управления служб адаптации кадров. - Новосибирск., 1999.

4.            Вершинина Т.В. Роль производственной адаптации в решении кадровых проблем. // Проблемы функционирования заводских служб адаптации и стабилизации кадров. – Новосибирск: Издательство СОРАН, 1994.

5.            Волгина М. Методы адаптации персонала к изменяющимся условиям // Управление персоналом.-2003.-№12.

6.            Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления // Менеджмент в России и за рубежом.- 2002. - №11.

7.            Закиров Ш.М., Савруков Н.Т. Менеджмент. – СПб.: Политехника, 2001.

8.            Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: Инфра-М, 2001.

9.            Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник. – М.: Инфра-М, 2002.

10.       Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 2003.

11.       Плешин И.Ю. Управление персоналом. – Спб.: «Проспект», 2003.

12.       Семенов Б.Д. Антикризисный менеджмент. – Минск.: ФУАинформ, 2002.

13.       Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом: учебник. – СПб.: издательство Смольного университета, 2000.

14.       Тишин Е.В. Управление персоналом. - СПб., 1999.

15.       Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1997.

16.       Управление организацией: учебник для ВУЗов. // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, А.Я. Кибанова. – М.: Дело, 1999.

17.       Хорошев Г.И., Савруков Н.Т. Управление персоналом: конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2000.

18.       Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом. - Ростов-на-Дону.: МарТ, 2002.





[1] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М., 2003. – С. 10.

[2] Управление организацией: учебник для ВУЗов. // под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, А.Я. Кибанова. – М.: Дело, 1999. С. 428-445.

[3] См. Плешин И.Ю. Управление персоналом. – Спб.: «Проспект», 2003. – С. 74-77.

[4] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М., 2003. – С. 170.

[5] Аверченко Л.К., Парфенова З.А. Психология управления: Практикум для руководителя и менеджеров по персоналу. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – С. 115.

[6] Вейхер А.А. Процесс профессиональной мобильности – объект управления служб адаптации кадров. - Новосибирск., 1999. – С. 57.

[7] Вершинина Т.В. Роль производственной адаптации в решении кадровых проблем. // Проблемы функционирования заводских служб адаптации и стабилизации кадров. – Новосибирск., 1994. – С. 57.

[8] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М., 2003. – С. 177.