Содержание


Введение. 3

1. Общая характеристика источников права. 4

2. Источники бюджетного права. 13

3. Федеральный закон о бюджете. 20

Практическая часть. 24

Заключение. 30

Список литературы.. 31


Введение


Право играет едва ли не главную роль в жизни общества, связавшего свою жизнь с государством. Несомненно, что появления права как регулятора общественных отношений было вызвано потребностью времени.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. раскрытие общей характеристики;

2. рассмотрение источников бюджетного  права;

3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

1. Общая характеристика источников права


         Право, как целостное явление социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

         Будучи одним из фундаментальных понятий теории права, источник права сам по себе и в соотношении с другими, сопредельными категориями и понятиями, имеет большое теоретическое и практическое значение. Именно по этому сначала римские юристы, а затем и последующие поколения правоведов неизменно уделяли ему повышенное внимание.

Решение вопросов о понятии источника права не является для отечественных и зарубежных авторов делом вчерашнего, а тем более - сегодняшнего дня. Еще в начале XX в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник пра­ва» до сих пор еще понимается различно, и по поводу его ведутся споры.

Между тем эти споры основаны на недоразумении, нет ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука. В сущности почти все ученые одинако­во понимают «источники права» как факторы, творящие право, а разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами. При этом одни говорят, что это - объективные условия данной среды, другие - что это высший этический закон, тре­тьи - что это психические переживания личности, четвертые - что это те формы, в которые облекается высшим внешним авторитетом известное содержание.

Споры о понятии источника права периодически возникали и продолжают возникать. Констатируя данный факт, можно сказать, что данное понятие принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором опре­деляются слова «источник права». И по сей день, в отечественной юридической науке отсутствует относительно единое определение  этого термина[1].

Это свидетельствует помимо всего прочего о том, что мы имеем дело со сложным, многосторонним и весьма неоднозначным яв­лением, не отличающемся гносеологической однородностью своей сущности, обозначаемым термином «источник права».

Несколько не умоляя доходчивости и красоты великого и могучего русского языка, можно отметить, что неоп­ределенность понятия и термина «источник права» нередко возника­ет из-за присущей ему некоторой омонийности, то есть наличия в его составе слов, отличающихся в большей или меньшей степени по смыслу, но одинаково звучащих и пишущихся. Эта его черта даёт дополнительные художественные возможности его пользователям, шанс воспользоваться игрой слов или выразительностью эпитета в пылу жаркого спора, но, вместе с тем, приводят к незначительным затруднениям при рассмотрение перечня некоторых научных и бытовых вопросов. В частности приходится привязывать к определениям дополнительные «приставочные слова», помогающие раскрыть наилутьшем образом их контекстный смысл. Именно в этой ситуации оказался автор этой работы и все те, кто так или иначе сталкивался либо сталкивается с этим вопросов.

Анализируя сложившиеся в отечественной и зарубежной научной литературе представления об источнике права - его понятии, сущности, содержании и назначении, можно заявить о том, что источник права, как и само право, непозволительно опреде­лять лишь в одном каком-либо аспекте, однозначно. Это будет не­полное, одностороннее его определение и несколько искаженное о нем представление.

Так в юридической науке под источниками права понимают: а) деятельность государства по созданию правовых предписаний[2]; б) конкретные исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права. О таких правовых памятниках как об источниках права говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Руссой Правдой и т.п.; в) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется тогда, когда констатируется, например, что римское право послужило источником при подготовке германского Гражданского кодекса или что труды учёного Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона; г) силы, творящие право; например, источником права считают волю Бога, волю народную, правосознание, идеи справедливости, свободы, равенства, братства, государственную власть[3]; д) священные книги и предписания, религии, вероучения как мето- или до-право и как источник права теократических, клерикальных и, даже, светских государств; е) мораль и нравственность; ё) общечеловеческие принципы и гуманизм; ж) определённое стечение обстоятельств, сложившиеся в обществе; з) политические установки, теории и доктрины; и) судебную и юридическую практику; й) обычай; к) правовой договор; л) судебный и административный прецедент; м) нормативный акт - и это не весь список источников права, мной перечислены самые важные и существенные.

Источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать, что традиционно и делается в юридической литера­туре, одновременно с разных позиций. Во-первых, и прежде всего, с этимологической стороны, с точки зрения общепринятого «расхо­жего» представления об источнике - о его понятии и содержании как таковых.

Обратившись к отечественным и зарубежным толковым слова­рям, можно констатировать, что под источником в этимологическом смысле понимается: а) то, из чего берется, черпается что-либо; то, что   дает   начало   чему-либо,   служит   основой   для   чего-либо; б) письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование; в) исходное место или позиция, служащие основой для развития чего-либо[4].

Данное представление об источнике, несмотря на то что оно является весьма общим и всеохватывающим, тем не менее позволяет определить дальнейшее направление процесса познания исследуе­мой материи в виде источников как таковых вообще и источников вполне конкретных явлений, институтов и учреждений - политики, экономики, культуры, идеологии и, естественно, права.

Во-вторых, под углом зрения источника права как естествен­ного - географического, климатического, биологического и иного - фактора, оказывающего непосредственное влияние на процесс правообразовани и опосредованно - на процесс правотворчества и соответственно на само право. Это своего рода естественный ис­точник права.

В научной литературе неоднократно указывалось, что естест­венные факторы играют роль силы, воздействующей на правовое регулирование» и это более чем очевидно. Еще в XVIII в. Ш. Монтескье, исследуя процесс влияния климатических условий на право, писал, что если утверждение о справедливости различия характера ума и страсти сердца  в отличных друг от друга климатах верно, то законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих харак­теров. Действительно и научно  доказано, что внешние факторы, среда обитания человека, субъективные обстоятельства жизни оказывают немалое влияние на поведение человека, его психологическое и психическое состояние- всё это опосредованно отражается в праве. Высказывание маститого правоведа и философа остается актуальным и по сей день.

В-третьих, с точки зрения источника права как социального фактора, оказывающего прямое воздействие на процесс правотворчества, а через него, опосредованно, и на само право. С уверенностью можно заявить, что реально складывающееся общественные отношения, а точнее сказать, те из них, которые нуждаются в регламентации правом, но, несомненно, с учётом всех остальных общественных отношений, являются источником права. Страшно представить, что бы было, если бы в праве отсутствовала социальная обусловленность. Оно было бы просто неполезно, по крайней мере для широких слоёв населения, бессмысленно и, даже, опасно. Можно сказать, что в тоталитарном государстве и, соответственно, антидемократическом праве социальная обусловленность отсутствует, и заменяется в, свою очередь, обоснованностью и целесообразностью тем потребностям и задачам, которые наиболее благоприятны, с точки зрения правящего субъекта, для него самого. Это может быть социальная группа, людей, или, даже, один индивид, объединённая по какому то отличительному признаку, его наличию или отсутствию, но эта тема, скорее всего, уже следующего источника права.  Этот же источник можно назвать, учитывая его природу и назначение, социальным источником права.

Существование последнего источника столь же естественно и очевидно, сколь за­кономерно возникновение и развитие самого социально обусловленного права. Причем речь идет о социальной обусловленности права не только на каком-либо одном отдельно взятом его уровне или срезе, а на всех без исключения уровнях и срезах, начиная с макроуровня (правовая система и правовая семья в целом), продол­жая на среднем уровне (отдельные отрасли и институты) и кончая микроуровнем (многочисленные нормы права).

В-четвертых, необходимо указать идеальные источники права. Под идеальными источниками права можно понимать философские и другие концепции, правовые воззрения, политические, теории и доктрины учёных и мыслителей, правосознание в купе с моралью и нравственностью, религии, вероучение как идейные организаторы общественных отношений, некоторые другие элементы правовой действительности. С важностью этого источника врятли кто решится поспорить.

В- пятых, экономической стороны, с точки зрения восприятия в качестве источника права экономиче­ских факторов, существующих в том или ином обществе и оказы­вающих на процесс правообразования наряду с другими факторами определенное влияние. С учетом природы и характера данного ис­точника права он обычно именуется экономическим источником права.

В отечественной и зарубежной литературе экономическим фак­торам традиционно уделялось повышенное внимание. Их роль и влияние на развитие государства и права не только всесторонне изу­чались и оценивались, но при этом часто переоценивались и даже абсолютизировались. Последнее особенно касается марксистской литературы. В подтверждение сказанного достаточно привести ци­тату И.В. Сталина: «...источник формирования духовной жизни общества, источ­ник происхождения общественных идей, общественных теорий, по­литических взглядов, политических убеждений нужно искать не в самих идеях, теориях, взглядах, политических убеждениях, а в усло­виях материальной жизни общества, в общественном бытии, отра­жением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т.п.» Этой цитате предшествовали многочисленные аналогичные положения и высказывания   других   авторов -   «основоположников   марксизма-ленинизма» и простых сторонников развиваемой ими доктрины.

Тезис о существовании экономических источников права как со­ставной части широко известной и в советский период общеприня­той концепции о соотношении базиса и надстройки (точнее, об оп­ределяющей роли базиса, неотъемлемой частью которого является бытие, или материальные условия жизни общества, по отношению к надстройке, составной частью которой является право со всеми его атрибутами и институтами, включая источники права), несомненно, имеет под собой весьма солидную основу и заслуживает, как впро­чем и раньше, весьма серьезного внимания. Правильность его мно­гократно была подтверждена не только с научной точки зрения, тео­ретически, но и самой повседневной жизнью, практически.

Однако справедливости ради следуй заметить, что, разрабаты­вая положение о роли и значении экономического фактора, об обу­словленности надстроечных явлений, включая право, базисными явлениями, классики марксизма-ленинизма и их идейные последо­ватели имели в виду следующие два обстоятельства и постоянно обращали на них внимание.

Первое из них связано с тем, что материальный базис, эконо­мика не прямо и однозначно, а лишь косвенно, только в конечном счете определяют надстроечные явления, в том числе право и поли­тику. Объективная обусловленность государственной и правовой надстройки экономическим базисом не является прямой и однозначной. Она опосредована рядом субъективных факторов, оказывающих влияние на те конкретные формы, в которых выражается эта объек­тивная обусловленность.

Второе обстоятельство характеризуется тем, что при выработке положения о приоритетной роли экономического базиса по отноше­нию к правовой и иной надстройке учитывались не только прямые связи и воздействия базиса на надстройку, но и обратные связи и воз­действия надстройки на базис. Примечательно в этом плане высказы­вание К. Маркса о том, что экономическое движение в общем и це­лом проложит себе путь, но оно будет испытывать на себе также и обратное действие политического движения, которое оно само соз­дало и которое обладает относительной самостоятельностью[5].

В-шестых, с материальной стороны, что же является источником права, откуда исходит право в материальном плане? На этот казалось бы простой вопрос до сих пор не может однозначно ответить ни один юрист. А дела ту в пресловутой связи с всё том же правопониманием. То есть, с одной стороны всем известно, что право есть плод деятельности государства, творение его рук, и с этим трудно поспорить. При таком видение проблемы материальными источниками права можно считать само государство в целом и государственные органы в частности. Это точка зрения ярых позитивистов. Но, с другой стороны, с точки зрения социологической школы права, где влияние государства на право вторично, или, даже, школы естественного права, где роль государства мыслится ничтожной, источникам права может считаться общество, или же (естественно-правовая школа) у права вообще нет источников в материальном смысле  оно изначально, абсолютно и первично по отношению к государству. Но эти  споры бы были вечны и подобны истории про курицу и яйцо, если бы не появилась ещё одна точка зрения, согласно которой общество можно считать материальным источником права, но не первичным, а вторичным,  то есть опосредованно, через государство влияющим на право. Последняя версия представляется наиболее истинной.

Но материальный источник затрагивает не только проблемы правотворчества. Материальными источниками могут считаться конкретные представители правовой системы, например КоАП, УПК, ГПК в РФ, Русская правда в Древней Руси, Салическая- у франков. Пока они действуют- они источники права. Но с другой стороны, Русская правда послужила источником Псковской Судной Грамоты и, соответственно, права Псковской республики. В этом и схожих случаях Русскую правду и аналогичные ей исторические памятники можно принять за материальный источник права. Видом рецепции, и следовательно источником права, можно считать отношения между внутренним и международным правом.

В-седьмых, наряду с указанными весьма многозначными представлениями об источнике права последний рассматривается также в философ­ском (философский источник) плане.

При трактовке источника права с философской точки зрения в философском плане, основное внимание обращается прежде всего на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой сис­темы, того или иного источника права; на базе каких философских конструкций создается та или иная правовая система и соответст­венно система права.

И, наконец, в-восьмых, когда речь идет об источнике права, рассматриваемом в юридическом или формальном плане, то основное внимание исследовате­лей концентрируется на совокупности способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти. Именно здесь выделяют такие разновидности источников права как правовой прецедент, правовой обычай, нормативный договор и нормативно-правовой акт[6]. Этот источник права можно назвать формой права, но не внутренней, то есть не совокупностью элементов, состовляющих  содержание данного элемента, другими словам- системой, а внешней, то есть объективным комплексом юридических источников, формально закрепляющим правовые явления и позволяющим адресатам правовых установлений ознакомится с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Следует заметить, что формально-юридическое представле­ние об источниках права в отечественной и зарубежной юридиче­ской литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и часто употребляемым. Очевидно, это можно объяснить своеобразной, издавна сложившейся в юридической нау­ке и практике традицией сведения реального (материального, духовного и иного) источника права к формальному. А кроме того (и это, вероятно, главное), сказываются широкая доступность фор­мального понимания источника права, его гораздо большая, по сравнению с другими видами и представлениями об источниках права, определенность и в силу этого огромная возможность его практического применения и его практическая значимость.

Однако "выдвижение" на первый план формально-юридичес­кого понимания источников права вовсе не означает принижения роли, а тем более забвения других представлений об источниках права и их значения.

В отечественной и зарубежной юридической литературе по-прежнему существует и другая своеобразная традиция: рас­сматривать материальные, социальные, естественные и иные им по­добные (реальные) источники права преимущественно в теоретиче­ском плане, а формально-юридические источники - обычно в прак­тическом плане[7].


2. Источники бюджетного права


Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов , распределением и использованием бюджетных средств. Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Субъектами бюджетных правоотношений являются:  государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом); представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; организации - получатели бюджетных средств К бюджетным правоотношениям относятся:  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов , осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части.   Источниками  бюджетного  права  являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:  нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений; финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д. Основным источником  бюджетного  права  в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст.  5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет [8].

В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ. Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним: федеральные законы о федеральном бюджете; законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;  иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения; нормы международного права. Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон "Бюджетный кодекс РФ" был принят в 1998 году и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения.  В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Компетенция органов власти различных уровней в области бюджетных правоотношений Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется "Бюджетная система РФ" и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов.

В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса , осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения. Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам  бюджетного  права  необходимо выделить Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ".

Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ. Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ "О бюджетной классификации РФ". Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок:  классификация доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;  классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; Классификация доходов бюджетов РФ Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Группами бюджетных доходов являются: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Каждая из групп включает в себя ряд подгрупп.  Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как: налоги на прибыль; налоги на товары и услуги. лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы. В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ. Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень - разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть;  национальная оборона; образование и т.д. В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела "образование" бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела "Образование" функциональной классификации расходов.

Третий уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации . В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела "образование" функциональной классификации можно назвать "ведомственные расходы на образование", а также расходы на реализацию федеральных целевых программ "Дети России" и "Молодежь России". Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей.

Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи "ведомственные расходы на образование" подраздела "дошкольное образование" раздела "образование" функциональной классификации расходов является финансирование "детских дошкольных учреждений". Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их "экономическому содержанию". Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей: финансирование текущих расходов; финансирование капитальных расходов;  предоставление кредитов ( бюджетных ссуд ) за вычетом погашения. К текущим расходам относят закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты, а также оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты.

Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение средств по главным распорядителям и распорядителям (на местном уровне) средств соответствующих бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. Перечень главных распорядителей бюджетных средств в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

Перечень распорядителей средств местных бюджетов утверждается решением представительных органов местного самоуправления. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга - группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления[9].

Классификация видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Важную роль в бюджетном процессе играет Налоговый кодекс РФ. Первая часть Налогового кодекса1 была принята в 1998 году после пяти лет согласований.

Основная задача, которую решает этот закон, - кодификация правил, регулирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. В первом разделе помимо определения основных понятий, установления законодательных основ налоговой системы, описываются виды налогов и сборов, взимаемые на всех уровнях бюджетной системы РФ . Второй раздел, в основном, посвящен правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых агентов.

В третьем разделе описывается система налоговых органов, действующих в РФ, их полномочия и обязанности. Прочие разделы первой части Налогового кодекса (всего их семь) посвящены правилам уплаты налогов и сборов , налоговой отчетности и налоговому контролю, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д. Вторая часть Налогового кодекса была принята в 2000 г.2 Во второй части подробно описываются виды налогов и порядок их взимания.

Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон о бюджетной классификации, важными источниками  бюджетного  права  являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета . Законы о федеральном бюджете рассматриваются Государственной Думой в четырех чтениях.

К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения. Текстовая часть закона в последние годы содержит около 150 статей.

В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет , распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ и др.

Отчет об исполнении бюджета готовится органами государственной власти, исполняющими бюджет, и рассматривается органами представительной власти. Он может приниматься в форме закона или решения. На федеральном уровне отчет об исполнении бюджета должен передаваться Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

После написания Счетной палатой РФ заключения на отчет об исполнении бюджета, Государственная Дума в течение 1,5 месяцев должна рассмотреть, принять его в виде закона или отклонить. В реальности сроки принятия отчета об исполнении в значительной степени отклоняются от утвержденных Бюджетным кодексом.

Так отчет об исполнении федерального бюджета на 2001 год был принят лишь в июне 2004 года, а за ряд лет отчеты об исполнении федерального бюджета так и не были приняты вообще, хотя их принятие является необходимым условием завершения бюджетного цикла[10].


3. Федеральный закон о бюджете


Настояний закон содержит пояснения к проектировкам федерального бюджета на 2004 год, расчетам доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2004 год[11].

Формирование проектировок федерального бюджета на 2004 год осуществлялось под воздействием ряда факторов, оказавших определяющее влияние на структуру расходов федерального бюджета. К их числу следует отнести:

- большие, чем в 2003 году объемы платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга и, как следствие, необходимость формирования максимального в 2003 году объема финансового резерва, а также достаточного уровня профицита федерального бюджета на 2004 год, позволяющего обеспечить сбалансированность федерального бюджета по источникам его финансирования;

- самое крупное, за все предыдущие периоды, изменение в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации – отмена с 1 января 2004 года налога на пользователей автомобильных дорог - с соответствующей компенсацией, позволяющей сохранить сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации в 2004 году и достаточный уровень финансирования дорожного хозяйства в стране;

- стабильный, с некоторым снижением в среднесрочном периоде, как доли в ВВП, уровень непроцентных расходов расширенного Правительства, как гарантия сбалансированной  бюджетной политики;

- обеспечение объявленных приоритетов в финансировании отдельных расходов федерального бюджета: судебной реформы, обороны и безопасности государства, науки и образования.

При этом все решения, которые реализованы в параметрах проекта федерального бюджета на 2004 год, требовали взвешенной сбалансированной оценки с тем, чтобы не вызывать диспропорций в структуре расходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основные параметры проекта федерального бюджета сформировались по доходам в сумме 2417,8 млрд. рублей, или 18,5% к ВВП, по расходам – в сумме 2345,6 млрд. рублей, или 18% к ВВП, профицит федерального бюджета определился на уровне 0,6% к ВВП (приложение № 1).

При этом доля доходов федерального бюджета в ВВП без учета поступлений единого социального налога снизилась на 1,13 пункта по сравнению с ожидаемой оценкой 2003 года в связи с необходимостью компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог. Доля непроцентных расходов федерального бюджета в ВВП (без учета средств, направляемых на финансирование базовой части трудовой пенсии, связанных остатков по состоянию на 1 января 2003 года и реализации статьи 108 прим. Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» по передаче Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации акций Внешторгбанка) по сравнению с ожидаемой оценкой 2003 года сохраняется неизменной - на уровне 13% к ВВП. Таким образом, несмотря на значительно возросший объем платежей по погашению государственного внешнего долга и уменьшение доходной части федерального бюджета, уровень непроцентных расходов федерального бюджета остается достаточным для обеспечения существующих обязательств государства.

Учитывая необходимость обеспечения прочности для исполнения федерального бюджета в 2004 году и среднесрочной перспективе, а также то, что проектировки параметров федерального бюджета на 2004 год предполагают использование накопленного по состоянию на 1 января 2004 года финансового резерва в полном объеме, в проекте федерального бюджета на 2004 год мобилизованы все возможные к использованию источники финансирования дефицита федерального бюджета, включая доходы от приватизации федерального имущества в объеме 53,2 млрд. рублей, включая доходы от приватизации федерального имущества в размере 51,0 млрд.рублей и от продажи земельных участков - 2,2 млрд.рублей, а также средства, полученные в результате пополнения и расходования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации в объеме 20 млрд.рублей.

Кроме того, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год»,  установленное Бюджетным Кодексом РФ, предусматривается право (без учета в основных параметрах) Правительства Российской Федерации на осуществление заимствований в форме внешних облигационных займов в пределах параметров, предусматриваемых Программой внешних заимствований на 2004 год.

Доходы федерального бюджета

Формирование доходной базы бюджетной системы Российской Федерации на 2004 год осуществлялось на основе положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего порядок разработки и утверждения федерального бюджета на основе действующего налогового законодательства на момент составления проекта федерального бюджета.

Расходы федерального бюджета

Объем расходов федерального бюджета на 2004 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей – средства передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей – процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета.

В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2004 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование. Проектировки расходов по этим разделам функциональной структуры расходов федерального бюджета на 2004 год обеспечены с ростом ассигнований по сравнению с утвержденным уровнем 2003 года (в сопоставимых условиях) по разделу «Судебная власть» – в 1,33 раза, по разделу «Национальная оборона» – в 1,26 раза, по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» – в 1,46 раза, по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» – в 1,22 раза, по разделу «Образование» – в 1,22 раза. Особенности формирования указанных разделов приведены в отдельных разделах настоящей записки.

Экономическая структура расходов федерального бюджета также претерпела существенные изменения: возросла доля расходов федерального бюджета, направляемая на выплату денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 6,4% в 2003 году до 9,3% в 2004 году в связи с введением новых условий выплаты денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 июля 2003 года, и как следствие этого в структуре расходов федерального бюджета увеличилась доля ассигнований, направляемых на выплату пенсий уволенным из числа военных и приравненных к ним пенсионеров, - с 3,4% в 2003 году до 5,5% в 2004 году. Доля расходов, направляемых на финансирование оплаты коммунальных услуг в общих расходах федерального бюджета осталась неизменной и составляет 3,4 процента, при этом в абсолютном выражении возрастает в 1,2 раза.

Проект расходов федерального бюджета на 2004 год предполагает также и изменения функциональной структуры расходов, детальное описание которых дано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в бюджетную классификацию Российской Федерации», представляемого одновременно с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год».

Таким образом, федеральный закон о бюджете на текущий год закрепляет нормы установленные в Бюджетном кодексе.

 Практическая часть



1. Выписать пять подстатей доходов с указанием их статей, подгрупп и групп.

 


подстатья

статья

подгруппа

группа

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен

 

Подстатьи должны быть из разных групп



подстатья

статья

подгруппа

группа

01

01

01

1

21

20

01

2

13

01

02

3

20

01

03

5

10

04

02

3



2. Выписать пять подстатей расходов по функциональной классификации



Вид расходов

Целевая статья

Подраздел

Раздел

Код наимен.

Код наимен.


Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.


Разделы должны быть разные


Вид расходов

Целевая статья

Подраздел

Раздел

268


403


04


14


320


440


01


18


284


410


01


15


300


430


01


17


271

405


06


13



3. Выписать шесть элементов расходов по функциональной классификации.


элемент

подстатья

Предметная статья

подгруппа

группа

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.


Три элемента из группы «Текущие расходы» (из разных подгрупп), два из группы «Капитальные расходы», один из группы «Предоставление бюджетных кредитов (ссуд)»


элемент

подстатья

Предметная статья

подгруппа

группа

Оплата труда гражданских служащих 

10

01

1

1

Выплата процентов по   кредитам российских  кредитных организаций  

10

03

2

1

Субсидии финансовым организациям 

13

01

3

1

Приобретение  и  модернизация  оборудования  и  предметов длительного пользования производственного назначения  

10

01

4

2

Капитальный ремонт военных объектов  

40

03

4

2

Бюджетные кредиты    (бюджетные ссуды)   финансовым организациям 

30

01

8

3


4 Выписать пять статей расходов из ведомственной классификации. Все статьи должны быть по разным распорядителям.


Вид расходов

Целевая статья

Подраздел

Раздел

Главный распорядитель

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.

Код наимен.


Все статьи должны быть по разным распорядителям


Вид расходов

Целевая статья

Подраздел

Раздел

Главный распорядитель

332

440

08

18

188

603

611

01

25

188

027

120

01

03

189

187

651

01

06

190

259

400

05

05

201


5. Проанализировать статьи Бюджетного Кодекса РФ и выписать вопросы, по которым БК РФ требует наличия отдельных федеральных законов.

 

Наличие отдельных федеральных законом необходимы для следующих статей:

Статья 8. Компетенция органов государственной власти субъектов  Российской Федерации в области бюджетных правоотношений                            

Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений     

Статья 13. Государственный внебюджетный фонд

 Статья 17. Целевой бюджетный фонд                             

Глава 4. бюджетная классификация Российской Федерации       

Статья 44. Финансовая помощь                                  

Статья 45. Безвозмездные перечисления                         

 Статья 48. Регулирующие доходы бюджетов                       

 Статья 98. Формы государственного долга Российской Федерации  

Статья 180. Соотношение закона о бюджете и других законов,  решений

 Статья 258. Сокращение расходов федерального бюджета          


Заключение


Таким образом,  в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. раскрытие общей характеристики;

2. рассмотрение источников бюджетного  права;

3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

По первому вопросу следует отметить, что понятие «источники права» принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором опре­деляются слова «источник права». В ходе работы проанализировано сложившееся в отечественной и зарубежной научной литературе представление об источнике права - его понятии, сущности, содержании и назначении, можно заявить о том, что источник права, как и само право, непозволительно опреде­лять лишь в одном каком-либо аспекте, однозначно. Источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать, что традиционно и делается в юридической литера­туре, одновременно с разных позиций. Прежде всего, с этимологической стороны, с точки зрения общепринятого «расхо­жего» представления об источнике - о его понятии и содержании как таковых.

По второму вопросу можно отметить, что источниками  бюджетного права  являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:  нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений; финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д. Основным источником  бюджетного  права  в РФ является Конституция РФ.

По третьему вопросу  был рассмотрен закон о бюджете на 2004 год. В  ходе работы было установлено, что федеральный закон о бюджете на текущий год закрепляет нормы установленные в Бюджетном кодексе.


 Список литературы


1.     Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г N 145-ФЗ  - справочная система «Гарант»

2.     Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001.

3.     Бюджетное право / Под ред. А.М. Никитина.- М.: Юнита-дана, 2001

4.     Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000

5.     Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация - М.:Дело,1999.

6.     Нормы  права и правоотношения./ Под ред. С.С. Алексеева  - М.: Логос, 2000.

7.     Основы теории государства и права (под ред. А.С. Пигалкина) - М.:Логос,1999.

8.     Суриков В.В. Теория государства и права.  - Киев: Закон, 1999

9.     Теория государства и права / Под ред. Н.Г. Александрова.- М.: Закон и право, 2001

10.            Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003.  - №5

11.            Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2000. -  №6

12.             www.minfin.ru





[1] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003.  - №5. – с 21

[2] Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001. – с 37.

[3] Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация - М.:Дело,1999. – с 43..


[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «АЗЪ». 1997.

[5] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003.  - №5 – с 22.

[6] Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник ) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2000. -  №6 – с 7.

[7] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. -  №5 – 23.

[8] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 78.


[9] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 61.


[10] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 89.

[11] www.minfin.ru