Содержание
Введение. 3
1. Значение, сущность и функции денег. 4
1.1 Значение, сущность и виды денег. 4
1.2. Функции денег. Деньги как средство обращения. 9
2. Денежная система и денежное регулирование в Российской федерации. 15
2.1. Денежная система России. 15
2.2. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации. 20
3. Меры укрепление денежного обращения в Российской Федерации. 28
Заключение. 35
Список литературы.. 36
Введение
Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни и быта. Однако деньги были не всегда. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом. Они пришли на смену натуральному обмену. В условиях натурального обмена, когда товар менялся на товар напрямую (бартер), потребность в деньгах не существовала. Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Первоначально в их роли у разных народов выступал тот товар, который пользовался наибольшим спросом, мог относительно долго храниться и был в достаточном количестве. Отсюда и многообразие товаров, выполнявших роль эквивалентов — измерителей стоимости других товаров.
По мере расширения и углубления общественного разделения труда, развития частных и общественных форм собственности (включая раздвоение отношений присвоения на основе владения и распоряжения) происходило расширение сферы товарного производства, отношений обмена. В процессе исторического развития товарный обмен сопровождался сменой одних форм стоимости другими.
Цель данной курсовой работы заключается в изучение функций денег и денежного обращения.
Задачи данной курсовой работы:
1. Теоретическое изучения сущности и значений денег.
2. Изучение денежной системы и денежного регулирования в России.
3. Нахождение мер укрепления денежной системы в Российской Федерации.
1. Значение, сущность и функции денег
1.1 Значение, сущность и виды денег
Простая форма стоимости
Первоначальной формой стоимости была простая, или случайная, т.е. форма стоимости, которую можно представить уравнением: х товара А = у товара Б. В этой формуле товар А, выражающий свою стоимость через отношение к другому товару Б, находится в относительной форме стоимости. Товар Б, выражающий собой стоимость другого товара А, находится в эквивалентной форме стоимости. Однако оба товара легко могут поменяться местами: товар А выражать эквивалентную форму стоимости, а товар Б — относительную. Эта подвижность свидетельствует о неустойчивости меновых пропорций.
Относительная форма стоимости выражает собой качественную однородность обмениваемых товаров, что Делает их соизмеримыми между собой, а также количественную определенность стоимости,, выражающуюся в меновой стоимости или в пропорциях обмена.
Эквивалентная форма стоимости указывает на то, что потребительная стоимость (полезность) одного товара (Б), находящегося в этой форме, служит для выражения стоимости другого товара (А}. Отсюда можно сделать вывод, что стоимость товара может быть измерена не абсолютно и не непосредственно, а только относительно и исключительно косвенным образом.
Развернутая форма стоимости
Следующей исторической формой стоимости является полная, или развернутая. Она может быть представлена следующей формулой:
у товараБ
х товара А = z товара В
w товара Г.
Из этой формулы видно, что товар Л, находящийся в относительной форме стоимости, выражает свою стоимость с помощью целого ряда товаров-эквивалентов. Ясно, что по сравнению с простой формой стоимости (х товара А = у товара Б) относительная форма ее жестко закрепляется за товаром А, тогда как группа других товаров (Б, В, Г) находятся в эквивалентной форме стоимости. [14.c.45]
Всеобщая форма стоимости
Всеобщая форма стоимости «вырастает» из развернутой формы путем выделения из товарной массы какого-то одного товара-эквивалента, который наиболее часто вступает в обмен и, следовательно, который охотно все берут, ибо на него наиболее легко выменять любой другой товар. Этот товар уже выступает в роли всеобщего эквивалента, а все остальные товары находятся в относительной форме стоимости. Так, в регионах преимущественного развития скотоводства у древних народов таким товаром непременно становился скот либо шкуры животных. Всеобщая форма стоимости выражается следующей формулой:
у товара Б
z товара В =х товара А.
w товара Г
Денежная форма стоимости
Однако обилие различных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента на отдельных местных рынках, вступило в противоречие с потребностями растущего обмена, который уже требовал перехода к единому эквиваленту. Эта роль постепенно закреплялась за благородными металлами — золотом и серебром. С этого момента вступает в силу денежная форма стоимости, которую можно представить в виде формулы
х товара А
у товара Б = унция золота
z товара В
w товара Г
Виды денег Природа денег
Возникновение денег — закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сначала использовались золотые песок и слитки. В дальнейшем стали чеканить и использовать золотые и серебряные монеты. Поэтому, до тех пор пока, деньги представлены благородными металлами, можно говорить о том, что деньги — это особый товар, который является всеобщим Эквивалентом для остальных товаров. Их потребительная стоимость (полезность) заключается в способности обмениваться на (любой другой товар, т.е. имеет непосредственно общественный (характер и, как любой другой товар, деньги обладают стоимостью.
Наибольшую популярность в прошлом имело золото. Связано это с его физическими свойствами: долго хранится, легко делится и транспортируется. К тому же оно довольно ограничено в природе, что позволяло относительно небольшое количество золота обменивать на большое количество разнообразных товаров.
Деньги, как и любой другой товар, обладают ценой. В связи с этим при снижении цены на золото при условии, что оно является деньгами, все товары одновременно должны подняться в цене. Так оно и происходило. После открытия Америки большое количество золота, привезенного в Старый Свет, привело к резкому росту цен. [14.c.46]
Бумажные деньги
В современных условиях изменение цены золота не приводит к понижению или повышению цен на все остальные товары. Дело в том, что на смену золоту пришли бумажные деньги. Одной из причин появления бумажных денег явилась «порча монет». Чеканить монеты в прошлом могло каждое удельное княжество. Обнаружив, что монеты, выпущенные недавно, и монеты, уже походившие по рукам и имевшие меньший вес, выполняют одинаково успешно свои функции, шли на сознательное уменьшение содержания благородных металлов в монетах («порча монет»). Постепенно для «экономии» золота и серебра монеты стали делать из сплавов неблагородных металлов.
Затем стали печатать казначейские билеты, т.е. обязательства государственной власти, которые свободно могли обмениваться на серебряные и медные монеты. Бумажные деньги были удобнее в обращении по сравнению с металлическими.
Появление бумажных денег проходит и через коммерческий вексель — долговое обязательство о возвращении в определенный срок денег за полученные в кредит товары. Вначале вексель обращался между должниками и кредиторами, но постепенно им стали расплачиваться и кредиторы. В этом случае для подтверждения того, что долг будет возвращен третьим лицом, требовалась подпись известного им и всеми уважаемого купца или банкира. Со временем крупные банки сами стали выпускать банковские векселя, которые назывались банкнотами. Это другой вид бумажных денег.
Появление банкнот существенно упростило ведение дел предпринимателями и подорвало монополию ростовщиков на денежном рынке. Если товарный (коммерческий) вексель мог обращаться между продавцами и покупателями, связанными между собой коммерческой деятельностью, то банковский вексель (банкнота) стал выполнять функцию всеобщего платежного средства между любыми предпринимателями. Банкноты, в отличие от казначейских билетов, вначале свободно обменивались на золото.
В настоящее время бумажные деньги ни внутри страны, ни на мировом рынке не обмениваются на золото. Деление всех бумажных денег на банкноты и казначейские билеты имеет чисто формальный характер.
Впервые бумажные деньги появились в Китае в XIII в. В 1690 г. бумажные деньги появились в Америке, в XVIII в. — во Франции, Англии. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769г.
С отказом от золотого, а затем, в 1976 г., от золотовалютного стандарта в мире возникла проблема бумажных денег. Не вдаваясь глубоко в анализ этой специфической проблемы, необходимо отметить, что часть экономистов продолжает придерживаться точки зрения, согласно которой, несмотря ни на что, золото продолжает выполнять роль истинных денег. Другая часть экономистов полагает, что деньги в современных условиях утратили собственную стоимость, и их стоимость определяется всей противостоящей им товарной массой. Однако дело в том, что, во-первых, если товарная масса по своему содержанию обладает стоимостью, то эта стоимость не может вторично быть содержанием денежной массы. В этом случае деньги приближаются к выполнению функции счетной единицы.
Во-вторых, деньги, входящие в обращение без стоимости, сами по себе не могут диктовать цену товарам, т.е. оценивать их, исходя из собственной стоимостной субстанции. Поэтому цены товаров, очевидно, должны складываться под воздействием имеющегося в обращении количества бумажных денег. Применительно к современным рыночным отношениям, согласно трудовой теории стоимости можно сказать, что деньги обладают иррациональной стоимостью, как и земля, и ссуда, и цена труда. Специфика иррациональной стоимости денег заключается в том, что она стала выражаться стоимостью всей существующей товарной массы благ. А это значит, что в меньшей или большей степени приходится постепенно признать жизненность количественной теории денег.
Конечно, речь не идет о возврате к простой количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение денежной массы вызывает пропорциональный рост цен. Это не всегда так. Простая модель работает, как правило, в периоды высокой инфляции и различных долговременных тенденций движения цен. Развитая количественная теория денег опирается не столько на зависимость между денежной массой и ценами, сколько на взаимосвязь темпов роста денежной массы с годовыми темпами роста национального продукта и динамикой цен. При этом предполагается, что скорость обращения денег либо остается постоянной, либо, если она изменяется, то ее изменения могут быть достаточно точно предсказаны.
Деньги — это социальное явление. Их выпускает государство. Оно же держит под контролем эмиссию, т.е. тиражи денег. Если бы выпуск денег был не ограничен, т.е. деньги мог печатать каждый, то цены бы резко подскочили, деньги обесценились, и их бы никто не использовал. В таком случае перешли бы к натуральному обмену, бартерным сделкам — обмену товара на товар.
Кредитные деньги
Одновременное кредитование покупателей и продавцов в форме коммерческого или банковского векселя обусловили появление кредитных денег. Кредитные деньги представляют собой долговые обязательства, которые используются как средства обмена в платежно-расчетном механизме.
В современных условиях наибольшую часть кредитных денег олицетворяют собой депозиты, или вклады. Так называемые депозитные деньги являются основой чекового обращения. В составе денежной массы банковские вклады играют преобладающую роль по сравнению с налично-денежным компонентом. В настоящее время с помощью кредитных денег в развитых странах мира осуществляется более 90% всех платежей и расчетов.
Таким образом, основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается вообще без участия денег в обычном понимании этого слова. Новой ступенью в развитии денег является появление кредитных карточек, когда все доходы и расходы фиксируются через периферийные отделы центральным компьютером. Они позволяют непосредственно с помощью карточки не только расплачиваться в магазине, получать в случае необходимости бумажные деньги в банкомате, но и производить расчеты в других странах. В последнем случае перевод в другую валюту осуществляется также центральным компьютером. Кроме того, по карточкам можно получать дополнительную сумму, превышающую счет в банке. [14.c.47]
1.2. Функции денег. Деньги как средство обращения
Сущность денег раскрывается в их функции. Деньги как средство обращения рождены торговлей; они возникли как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товарами. Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире с его необозримым множеством товаров и услуг.
Деньги существенно облегчают перемещение, обращение товаров и, самое главное, ускоряют их оборот, что ведет к значительному сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они противостоят товару, а товар противостоит деньгам, т.е. совершение сделки осуществляется благодаря наличию реальной «звонкой» монеты.
Деньги как средство платежа
Однако возникают ситуации, когда у покупателя нет денег, но ему необходим именно сейчас товар, сырье, из которого он производит какой-то продукт. Выход из данной ситуации видится в покупке сырья в долг (под кредит). Контрагенты определяют цену сырья, и оно переходит от продавца к покупателю. После того как покупатель сырья произведет из него какой-либо продукт и продаст его, он сможет расплатиться со своим кредитором. В момент оплаты услуги за сырье (погашение задолженности) деньги выполняют функцию средства платежа. Эту же функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, пенсий. Деньги как мера стоимости
Решающее место в обеспечении товарного обращения занимает такая функция денег, как мера стоимости. Если роль средства обращения и средства платежа деньги играют с достаточной очевидностью, то о другой их функции — меры стоимости (или, проще говоря, единого измерителя ценности товаров для продавцов и покупателей) этого сказать нельзя. Между тем именно свойство быть мерой стоимости и позволяет деньгам выполнять все остальные свои функции. Функция денег как меры стоимости используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Каждое государство устанавливает собственную единицу меры стоимости — рубль, доллар, марку, франк, песо. Деньги как мера стоимости однородны. Использование функции меры стоимости позволяет избежать сложных и многочисленных обменных операций для получения необходимого блага.
В марксовой теории денег проводится разграничение между мерой стоимости и масштабом цен. Мера стоимости выражает общественные отношения обмена, тогда как масштаб цен рассматривается в качестве технического средства реализации функции денег как меры стоимости. Под масштабом цен понимается весовое количество золота, содержащегося в денежной единице, которое принято государством в качестве единицы измерения золота (денежной массы), тогда как деньги как мера стоимости призваны измерять стоимость товаров. Причем измерение стоимости последних происходит в идеальной форме, т.е. в виде мысленно воображаемых денег. Поэтому для определения стоимости товаров (их цен) вовсе не обязательно быть обладателем реально существующих денег. В условиях, когда бумажные деньги лишились золотого содержания, подобного рода разграничения отпали сами собой. Таким образом, марксова теория денег, обладавшая солидным фундаментом, в условиях современной практики оказалась вынужденной трансформироваться: роль золота стала выполнять вся произведенная товарная масса. [8.c.85]
Деньги как средство сбережения (накопления)
Другой функцией денег является средство сбережения. Деньги позволяют сохранить часть полученных доходов на будущее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они потребуются. Здесь речь идет о деньгах в качестве средства сбережения. Конечно,
с той же целью сбережения можно вложить и в покупку долговечного товара (дома, земельного участка, произведения искусства) с тем, чтобы, продав его в нужное время, вновь получить деньги. Но перед всеми другими формами сбережения деньги имеют важнейшее преимущество — высшую степень ликвидности. Ликвидность — это степень легкости, с которой какой-либо актив вновь превращается в деньги.
Общие выводы
Итак, подведем некоторые итоги относительно денег. Оценивая значение денег в жизни общества,, необходимо отметить прежде всего то, что они, во-первых, существенным образом облегчают процесс обмена. Во-вторых, их использование обеспечивает значительную экономию общественного богатства, которое общество вынуждено было бы растрачивать в рамках натурального обмена. Поэтому можно сказать, что деньги создают богатство нации. И чем совершеннее денежная система, тем быстрее идет наращивание общественного богатства. В-третьих, отход от золотого стандарта, отказ от использования золота в качестве денег позволяет экономить колоссальные трудовые и материальные ресурсы, которые требовались бы для постоянного наращивания добычи золота г с целью поддержания равновесия между товарной и денежной массой. Конечно, увеличение количества золота по сравнению с ростом товарной массы требуется на порядок ниже, ибо на это влияет к скорость обращения денег. В-четвертых, золото в качестве денег стало определенным тормозом для дальнейшего развития общественного производства и мировой торговли. Возврат к золотому стандарту потребовал бы колоссальных издержек. Это не значит, что в отношении данной проблемы у экономистов существует единое мнение.
Как у нас, так и на Западе далеко не всеми отвергается сама идея возрождения золотого стандарта и введения фиксированного курса, валют. Данная точка зрения базируется на том, что в этом случае необходимо будет жестко соблюдать принцип ограниченности предложения денег. Правительство в таком случае будет вести себя сдержанно, не поддаваясь искушению дополнительной эмиссии денег. Однако не «дешевле» ли не назначать безответственное правительство или вовремя от такого избавляться, нежели с помощью золота пытаться предотвратить безответственное поведение правительства на денежном рынке? Одновременно, очевидно, необходимо вводить дополнительные рычаги воздействия в существующую денежную систему, которые бы не позволяли реализоваться подобного рода искушениям. Не вдаваясь в дальнейшие рассуждения по данной проблеме, оставим ее решение на суд истории и не будем навязывать однозначной оценки как исключительно верной. [8.c.88]
Денежная система
Потребности товарного обращения и обеспечения непрерывного процесса воспроизводства вызвали необходимость в упорядочении денежного обмена и централизации выпуска денег путем создания денежной системы. Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.
Денежное обращение
Денежное обращение характеризуется движением денег в наличной и безналичной формах, обслуживающим кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Наличная форма денежного обращения обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и металлической монетой (денежными знаками). Безналичная форма расчетов осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, векселей, аккредитивов, платежных поручений и т.п.
Важной характеристикой денежного обращения является скорость обращения денег, которая указывает на интенсивность движения денежных знаков при функционировании их в качестве средств обращения и средств платежа. Показателем скорости оборота денег является или число оборотов денежной единицы в единицу времени, или продолжительность одного оборота. При расчете скорости оборота денег из денежной массы, находящейся у населения, следует вычесть налично-денежные сбережения и учесть ту часть остатков вкладов населения, которая предназначена для текущих расходов и поэтому экономически находится в обращении.
Элементы денежной системы
Денежная система включает в себя следующие элементы: денежную единицу, выступающую в роли меры стоимости; виды денег, имеющих законную платежную силу, — кредитные и бумажные деньги, разменные монеты; порядок эмиссии и обращения денег; государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. В зависимости оттого, в какой форме обращаются деньги: как товар (товарные деньги) или как знаки стоимости, различают два типа денежных систем.
Типы денежных систем
К первому типу относится металлическое обращение, при котором «товарные» деньги непосредственно выполняют все функции. При этом необходимо различать три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, связанный с обращением золотых монет, т.е. товарных денег; золотослитковый, допускающий обмен бумажных денег на золото только при предъявлении определенной суммы банкнот (в Англии — 1700 ф. ст., во Франции — 215 тыс. фр.); золотодевизный (золотовалютный), предусматривающий обмен денег на девизы, т.е. валюту стран золотослиткового стандарта, и затем на золото.
Для второго типа денежной системы характерно обращение кредитных и бумажных денег, при котором золото ушло из обращения. Поэтому основными чертами современных денежных систем являются уход золота из внутреннего и международного оборота; выпуск денег в порядке кредитования национальной экономики и государства; вытеснение налично денежного обращения безналичным оборотом; монополия государства на выпуск денег и на регулирование денежного обращения. [7.c.95]
2. Денежная система и денежное регулирование в Российской федерации
2.1. Денежная система России
Становление и развитие первой денежной системы СССР началось в процессе осуществления денежной реформы 1922—1924 гг. В ходе реформы в законодательном порядке были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей был объявлен червонец, или 10 руб. Золотое содержание червонца было установлено в, один золотник — 78,24 доли чистого золота, что соответствовало золотому содержанию дореволюционной десятирублевой золотой монеты. Декретом Совета Народных Комиссаров СССР от И октября 1922 г. монопольное право эмиссии червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР (далее — Госбанк). Червонец утвердился в обращении как устойчивая валюта, поэтому сфера его обращения постоянно расширялась. Для поддержания устойчивости червонца были созданы все необходимые условия. Так, эмиссия червонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком в процессе краткосрочного кредитования народного хозяйства. Ссуды выдавались только под легко реализуемые товароматериальные ценности.
Банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правила, товарные векселя. Поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах. Для предупреждения оседания излишних червонцев в сфере денежного обращения было решено ссуды Госбанка, предоставленные в червонцах; погашать также червонцами. Для поддержания устойчивости червонца по отношению к золоту государство допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту. Кроме того, государство принижало червонцы по нарицательной стоимости в уплату государственных долгов и платежей! взимаемых по закону Золотом. [15.c.87]
Банковские билеты-червонцы были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Госбанка. Так, по закону выпущенные в обращение червонцы не менее чем на 25% их суммы обеспечивались драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу иены на золото, а на 75% — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями И другими краткосрочными обязательствами. К началу 1924 г. в стране были созданы необходимые предпосылки для завершения денежной реформы и формирования новой денежной системы. Правительство прекратило использование печатного станка для покрытия бюджетного дефицита. Обесцененные деньги были обменены на новые казначейские билеты по курсу: 1 руб. казначейских билетов приравнивался к 50 млрд руб. денежных знаков всех образцов, выпущенных в обращение до 1922 г.
Казначейские билеты отличались от банковских билетов не только достоинством купюр, но и экономической природой. До середины 1934 г. выпуск казначейских билетов использовался Наркомфином СССР для покрытия бюджетного дефицита. Для их выпуска в обращение не требовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитными обязательствами. Как законное платежное средство казначейские билеты обеспечивались всем достоянием государства. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен предел эмиссионного права на выпуск казначейских билетов. В 1924 г. он составлял не более половины общей суммы выпущенных в обращение банковских билетов. В 1928 г. предел эмиссии был увеличен до 75%, а в 1930 г. — до 100% суммы выпущенных билетов.
В 1925 г. в связи с Ликвидацией бюджетного Дефицита эмиссия казначейских билетов была полностью передана Госбанку. Наряду с эмиссией банковских билетов она стала ресурсом для его кредитных операций. Казначейский характер эмиссии сохранился лишь для металлической монеты, монетный доход от которой поступал в бюджет. Существенное значение для организации денежного обращения имело предусмотренное законом развитие безналичных расчетов. Таким образом, в результате денежной реформы 1922—1924 гг. в СССР к концу восстановительного периода сложилась новая денежная система, которая с некоторыми изменениями просуществовала до начала 1990 г. Так было изменено название денежной единицы на основании денежной" реформы 1947 г.; ею стал рубль. Неоднократно менялись масштаб цен и порядок его установления. Последний твердо фиксируемый масштаб цен был установлен с 1 января 1961 г. По закону 1 руб. представлял 0,987412 г чистого золота. Установленный в 1961 г. новый масштаб цен отражал в значительной степени покупательную способность рубля На внутреннем рынке и существующую цену на золото на мировом рынке.
В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие «денежное обращение» связывалось только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это выражалось и в росте цен на товары народного потребления, и в нарастающем дефиците товаров, что вело к снижению уровня жизни населения. Контроль за количеством наличных денег осуществлялся методом прямого планирования их величины и темпов прироста.
Потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и в отдельных районах определяли путем составления кассового плана Госбанка. В кредитном плане Госбанка устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и конец планируемого периода. Изменение этой величины«на конец планируемого периода означало эмиссию или изъятие денег из, обращения, определяло их размеры. Степень обеспечения в планируемом периоде наличных денег товарами и платными услугами устанавливалась с помощью баланса денежных доходов и расходов населения. Однако система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением планов не была совершенной. В стране постоянно существовал значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке. Переход к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. [15.c.90]
Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 2 февраля 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».
Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:
• прогнозирование и организация производства банкнот и монет;
• подготовка нормативных документов и инструктивных материалов для коммерческих банков по хранению, перевозке и инкассации наличных денег и ведения кассовых операций.
По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Казначейские билеты упразднены. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. 18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение новые денежные знаки образца 1997 г.: банкноты достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб.; монеты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб. С 1 января 2001 т. в обращение поступила банкнота достоинством в 1000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании все организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, произвели с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельхозпродукцию и т.д.
Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошли резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой «деноминации» было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу денег.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:
* процентные ставки по операциям Банка России;
* нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
* операции на открытом рынке;
* рефинансирование банков;
* валютное регулирование;
* установление ориентиров роста денежной массы;
* прямые количественные ограничения.
Таким образом, Правительство РФ разрешило Баню России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.
2.2. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации
Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командно-административной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные Направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.
Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящий год. Конечной целью денежно-кредитной политики Банка России в 1999—2000 гг. было сдерживание инфляции и даже ее снижение, улучшение структуры денежной массы, сокращение удельного веса неденежных расчетов и укрепление платежной дисциплины (сокращение просроченной задолженности). Решение перечисленных задач Банк России увязывал с такими глобальными социально-экономическими проблемами страны, как предупреждение спада производства, роста безработицы и улучшение платежного баланса.
Исходя из конечных целей денежно-кредитной политики определяются ее промежуточные цели. Это определенные ориентиры роста денежной массы, рассчитанные с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. рост инфляции планировался на уровне 30%, а денежной массы (М2) прогнозировался в интервале 18—26%. На 2000 г. эти показатели составляли соответственно 18 и 21—25%. Однако реализовать задания государственной денежно-кредитной политики ни в 1999 г., ни в 2000 г. не удалось. Уже в середине июля 1999 г. Правительство РФ и Банк России в совместном Заявлении об экономической политике на 1999 г. признали допустимым увеличение инфляции до 50% в год. В результате прирост денежной массы (М2) за 1999 г. составил 44,2%, а потребительские цены выросли на 36,5%, что превысило начальные целевые показатели, предусмотренные денежно-кредитной политикой на год. Анализ причин высоких темпов инфляции в 1999 г. показал, что существенное воздействие на инфляцию оказали факторы немонетарного характера: отмена льготных ставок по налогу на добавленную стоимость для многих видов продуктов, введение налога с продаж, переориентация (после девальвации рубля в 1998 г.) части производств с внутреннего рынка на внешний, рост цен на бензин. В то же время в 1999 г. действовали и положительные тенденции, сдерживающие рост цен. Так, вместо экономического спада в 2%, прогнозируемого на 1999 г., был достигнут прирост ВВП на 7,3%. Оживление производства, рост доходов предприятий укрепили доходную базу бюджета. В 2000 г. прирост денежной массы должен был составить 21—25% в год. Однако по опубликованным данным, на 1 октября 2000 г. прирост денежной массы М2 составил 40,8%. Для поддержания покупательной способности рубля, его валютного курса Банк России в 1999—2000 гг. уделял особое внимание:
* росту организованных сбережений населения и трансформации их в производственные инвестиции;
* созданию нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой;
* активизации межбанковского кредитного рынка.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Для этого используют специальные показатели, характеризующие процесс формирования денежной массы. Прежде всего это денежная база, причем различают денежные базы в широком и узком смысле. Денежная база в широким смысле включает в себя:
* наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков;
* средства в фонде обязательных резервов;
* средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.
Наибольший удельный вес в структуре этой денежной базы в России составляют наличные деньги. К концу 2000 г. на их долю приходилось 35,4%. Именно она выбрана в 2000 г. в качестве операционной цели денежно-кредитной политики Российской Федерации. Денежная база в узком смысле включает в себя только наличные деньги, в том числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда обязательных резервов в Банке России.
В разных странах центральные банки, осуществляющие контроль за состоянием денежного обращения в стране, по-разному трактуют понятие «денежная база». Денежная база в интерпретации Банка Италии — это банкноты и монеты в обращении, включая денежную наличность в кассах банков, остатки на счетах коммерческих банков в центральном банке, а также открытые в центральном банке кредитные линии (лимиты кредитования), которые могут рассматриваться как его потенциальные обязательства.
В 2000 г. для усиления контроля за реализацией денежно-кредитной политики Банк России установил ее промежуточные цели, используя комплекс индикаторов ее выполнения. Как свидетельствует практика, существенное воздействие на формирование денежной массы в 2000 г. оказали состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские Экспортные товары на мировых рынках, а также обслуживание государственного долга.
Прогнозирование денежной массы в условиях долларизации отечественной экономики, экономической и политической нестабильности в России — дело чрезвычайно сложное. Это убедительно доказал экономический кризис, поразивший страну в середине 1998 г. Только с середины августа 1998 г. розничные цены выросли на 55—65%. Валютный курс рубля в долларах США вышел за пределы валютного коридора и упал в 2—3 раза. Причин для этого было несколько:
во-первых, в 1998 г. обострился налогово-бюджетный дефицит. Так, если в 1997 г. все доходы бюджета составляли 12,07% ВВП, то на 1 июля 1998 г. — лишь 10,63%;
во-вторых, быстрыми темпами увеличивался государственный долг. Осуществляя антиинфляционные меры, Правительство РФ покрывало бюджетный дефицит за счет эмиссии государственных ценных бумаг. Рекордный скачок прироста государственного долга по ГКО—ОФЗ произошел в июле 1997 г. О" составил 40,8 млрд деноминированных рублей. Однако выручка бюджета составила лишь 4,2 млрд руб. Остальные средства ушли на погашение долга по ранее выпущенным государственным ценным бумагам. С декабря 1997 г. затраты на погашение предыдущих выпусков государственных цепных бумаг стали превышать выручку от размещения новых. В июле 1998 г. половина всех доходов бюджета ушла на обслуживание государственного долга. Поэтому, несмотря на сокращение расходов бюджета, его дефицит продолжал увеличиваться;
в-третьих, снижение золотовалютных резервов. Общая сумма капиталов, нелегально покинувших страну за 4992 —1997 гг., составляла 70—80 млрд долл.;
в-четвертых, политический кризис в стране.
Попытки Правительства РФ и Банка России спасти в этих условиях рубль от девальвации пи к чему не привели. Интервенция Банка России па валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к иностранной валюте лишь сократила золотовалютные резервы страны. По сравнению с началом 1998 г. они уменьшились на 31% и составили на 1 сентября 1998 г. 12,3 млрд долл. 17 августа 1998 г. Правительство РФ объявило о проведении чрезвычайных мер по финансовой и экономической стабилизации в стране. Они предусматривали:
* переход к плавающему курсу рубля, расширение валютного коридора с 6 до 9,5 руб. за 1 долл. США;
* введение временного моратория на погашение задолженности государства перед иностранными кредиторами;
* реструктуризацию задолженности по государственным краткосрочным облигациям.
Основными покупателями государственных ценных бумаг были крупные банки России. Поэтому замораживание задолженности по ним поставило многие банки на край банкротства, что еще более ухудшило состояние расчетов в народном хозяйстве. Возникшая ситуация в России еще раз убедительно доказала, что осуществление масштабных экономических преобразований, создание социально ориентированной рыночной экономики невозможны без государственного целенаправленного регулирования этого процесса.
Операционная процедура денежно-кредитной политики 2000 г. основывается на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов денежно-кредитного регулирования, остатками средств банков на корреспондентских счетах в Банке России. Основным источником денежного предложения в 2000 г. была покупка Банком России валюты для пополнения валютных резервов. После потери в ходе кризиса значительной части золотовалютных резервов перед органами денежно-кредитного регулирования встала задача их постепенного восстановления и накопления.
Процентная ставка центрального банка — один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции, В 1999—2000 гг. Банк России устанавливал ставки по обеспеченным кредитам «овернайт», по приему в депозит средств коммерческих банков. Ставка рефинансирования Банка России за эти годы изменялась 6 раз, в общей сложности она снизилась с 60 до 25%, т.е. в 2,4 раза. Такая процентная ставка соответствует уровню докризисного 1997 г. Поддержание Банком России процентных ставок на низком положительном уровне стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к экономическому росту.
В настоящее время Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как обязательные резервы. Они выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля за денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Банк России, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, влияет на их кредитную политику.
В 1999-2000 гг. Банк России продолжил работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. Подготовлены новые редакции положений, касающихся порядка обязательного резервирования кредитных организаций в Банке России, которые упрощают и более подробно разъясняют этот порядок. Абсолютные значения нормативов отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России в марте 1999 г. и ноябре 2000 г. соответственно составляли: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и иностранной валюте и по привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте — 7 и 10%; по привлеченным средствам физических лиц в рублях и по вкладам и депозитам физических лиц в Сберегательном банке РФ в рублях — 5 и 7%. Увеличение нормативов отчислений в обязательные резервы свидетельствует о том, что в настоящее время инструментом денежно-кредитной политики является кредитная рестрикция. В данной ситуации банки вынуждены сокращать активные операции, что ведет к уменьшению денежной массы в обращении и в условиях спада производства к сокращению инфляционных процессов в экономике.
Расширению спектра применяемых операций на открытом рынке должны способствовать постепенное восстановление объема операций во всех секторах финансового рынка, появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов РФ. В 1999—2000 гг. из-за последствий финансового кризиса Банку России не удалось широко использовать операции с ценными бумагами на открытом рынке: интерес к краткосрочным заимствованиям был невысок из-за роста избыточной ликвидности у кредитных организаций.
В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России проводит политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, пытается остановить увеличение денежной массы. Однако ему не удается справиться со всеми поставленными задачами: официальный курс доллара США по отношению к рублю с 1 января 1999 г. по 1 октября 2000 г. вырос соответственно с 20,65 до 27,75 руб., или на 34,38%, хотя золотовалютные резервы увеличились соответственно с 12223 млн до 24997 млн долл. США, или на 104,51% (причем этот резкий скачок произошел в 2000 г.).
Рефинансирование коммерческих банков — важный инструмент денежно-кредитного регулирования экономики. В 1999—2000 гг. коммерческие банки могли воспользоваться ломбардными кредитами, кредитами «овернайт», внутридневными кредитами. Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. В 1999-^-2000 гг. уровень процентных ставок по депозитам в январе—сентябре 1999 г. колебался от 0,6 до 28% годовых и зависел от состояния межбанковского рынка и вида депозитных операций. При этом средневзвешенная ставка составляла 18,02%. Минимальная сумма привлекаемого депозита была зафиксирована на уровне 20 млн руб.
Конкретные направления валютного регулирования как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». С сентября 1998 г. по настоящее время для регулирования валютного курса применяется режим «свободного плавания», подразумевающий определение курса на основе спроса и предложения. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения. [1.c.2]
3. Меры укрепление денежного обращения в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации, встав на путь экономических реформ, столкнулось с серьезными экономическими и социально-политическими трудностями. Экономический кризис выразился в резком сокращении производства, значительной безработице и, как следствие, в снижении жизненного уровня широких слоев населения. В сфере денежно-кредитных отношений он проявился в затяжной и глубокой инфляции.
Инфляция как социально-экономическое явление означает переполнение каналов денежного обращения обесцененными деньгами, рост цен и перераспределение национального дохода в пользу государства, отдельных групп населения, которые обогащаются за счет спекулятивных операций на товарном и денежном рынках. Возникновение и развитие инфляционных процессов в народном хозяйстве может быть вызвано как нарушением законов денежного обращения, неоправданным увеличением денежной массы в обращении (инфляция спроса), так и повышением цен из-за роста издержек производства (инфляция издержек). К инфляции спроса, как правило, ведут рост военных расходов, бюджетного дефицита, государственного долга, кредитная экспансия банков и усиленное финансирование капитальных вложений в тяжелую промышленность. Возможна и импортируемая инфляция, когда осуществляется чрезмерная эмиссия денег для покупки иностранной валюты. Инфляция издержек связана не с денежными, а с производственными факторами, вызывающими рост цен, со снижением производительности труда, падением производства, ростом издержек производства из-за повышения цен на услуги транспорта, коммунальные услуги, повышения заработной платы без соответствующего роста производительности труда. В условиях инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим и объясняется повышенный интерес экономистов разных стран к проблемам денежного обращения. В своих исследованиях они стремятся найти наиболее совершенные методы организации и управления денежным оборотом, предотвращения инфляции с ее разрушительными социально-экономическими последствиями.
Взгляды различных представителей экономической науки и практики на решение перечисленных задач далеко не одинаковы, но особенно широкое распространение получили металлистическая, номиналистическая и количественная теории денег. Как свидетельствует практика, при разработке денежно-кредитной политики правительства разных стран в разное время использовали рекомендации различных научных школ.
Развитие инфляционных процессов в стране проходит несколько этапов, которые отличаются друг от друга степенью проявления инфляции. На первом этапе инфляции темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении, поскольку увеличивается покупательский спрос на товары и услуги, растут производство, товарооборот, снижается спрос на кредит и замедляется скорость обращения денег. В результате происходит экономически обоснованное увеличение денежной массы в обращении, что и сдерживает снижение покупательной способности денег. Дополнительный выпуск денег (или часть его) как бы поглощается сферой обращения, удовлетворяя потребности рынка в деньгах
На втором этапе инфляции темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денег. На этом этапе излишне выпущенные деньги уже не стимулируют расширения производства и увеличения товарооборота. Снижение покупательной способности денег порождает недоверие к ним. Происходит «бегство от денег»: боясь дальнейшего обесценения, все, кто имеет денежные накопления, стремятся превратить их в различные материальные ценности. В связи с ускорением обращения денег и сокращения производства потребность в покупательных и платежных средствах снижается, что и ведет к более быстрому обесценению денег по сравнению с темпами их эмиссии. В 1995 г. в России денежный агрегат М, совершал около 10,4 оборота в год, в 1996 г. —8,7, в 1997 г. — 5 против 1,5—2 оборотов в США1.
Темпы роста цен и обесценения денег определяют виды инфляции. В теории денег различают:
* ползучую инфляцию, когда рост цен не превышает 5—10% в год;
* галопирующую инфляцию, когда рост цен составляет от 10 до 100% в год; .
* гиперинфляцию, когда годовые темпы роста цен более 100%;
* супергиперинфляцию, когда рост цен составляет более 50% в месяц.
В развитых странах полагают, что в рыночной экономике ползучая инфляция — это необходимое условие дальнейшего расширения производства. В России в условиях перехода к рынку имели место все перечисленные виды инфляции. С марта 1990 г. по март 1996 г. цены в среднем выросли в 4806 раз. По сравнению с 1991 г. хлеб подорожал примерно в 15 тыс. раз, проезд в общественном транспорте — в 40 тыс. раз, звонки по телефону-автомату — в 100 тыс. раз. О развитии инфляционного процесса в России за последние семь лет позволяют судить данные, приведенные в табл. 1.
Таблица 1 Развитие инфляционного процесса в России в 1996—2003 гг.
Годы |
Уровень инфляции, % |
1996 |
840,0 |
1997 |
215,0 |
1998 |
131,0 |
1999 |
21,8 |
2000 |
11,0 |
2001 |
84,4 |
2002 |
36,5 |
2003 |
12,0 |
Как следует из данных, приведенных в таблице, развитие инфляционного процесса в России отличалось большой неравномерностью, что отражало политическую и экономическую нестабильность в стране. Неравномерность в развитии этого процесса наблюдалась как в целом, так и в течение одного года. В январе 2001 г. потребительские цены выросли на 8,4%, а в августе и ноябре — только на 1,2%. Инфляция вела к снижению реальных доходов населения России. По данным официальной статистики, россияне в 2001 г. стали на 15% беднее, чем в 2000 г. В настоящее время численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума превысила 50 млн человек, а в 2000 г. она была на уровне 40 млн. По отношению к общей численности населения это составляло в 2001 г. 35%, а в 2001г.-27,3%. [2.c.5]
Инфляция может поразить любую страну, где существуют товарно-денежные отношения. Глубина и длительность инфляционных процессов, сила их социально-экономических последствий зависят от состояния экономики, развития товарно-денежных отношений в стране. В СССР инфляционные процессы давали о себе знать с начала первой пятилетки, когда в сфере производства стали появляться серьезные диспропорции между производством средств производства и производством предметов потребления. Однако в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством, плановой системы ценообразования инфляция проявлялась не столько в росте цен, сколько в дефиците товаров, носила скрытый характер. Из-за отсутствия структурной перестройки производства в экономике России еще сохраняются диспропорции. Налицо и другие причины, порождающие инфляцию: бюджетный дефицит, невыполнение доходной части бюджета, сокращение поступления в бюджет «живых» денег, рост государственного долга, резкое сокращение производства, снижение производительности труда, сохранение в ряде отраслей народного хозяйства монопольно высоких цен.
Для покрытия государственных расходов, насыщения рынка платежными средствами Правительство РФ неоднократно вынуждено
было прибегать к эмиссии денег. Однако по расчетам специалистов Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, развитие инфляционных процессов в России начиная с 1995 г. в основном связано не с денежными, а с затратными факторами, т.е. имеет место инфляция издержек. В странах с развитой рыночной экономикой в силу конкурентной борьбы между товаропроизводителями инфляция издержек создает условия для своего «самопреодоления». В России же этот рыночный механизм еще не получил необходимого развития, а государственная антиинфляционная политика долгое время была ориентирована на ограничение спроса, т.е. на денежный фактор инфляции. В 2000 г. темпы роста денежной массы были значительно выше темпов инфляции. Так, за первое полугодие 2000 г. рост денежной массы в Российской Федерации составил 18%, а розничные цены повысились всего на 5%. В то же время повышение цен на нефть на мировом рынке может вызвать новый виток инфляции издержек, так как внутренние цены на нефтепродукты возрастут.
Инфляция отражается на всех сферах социально-экономической жизни общества. Так как национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, то она вытесняется иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, что нано- сит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Население несет тяжелое бремя эмиссионного налога. Снижение покупательского спроса населения ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические условия. План проведения денежной реформы, ее содержание зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных возможностей укрепления денежного обращения в стране. Практика знает несколько типов проведения денежных реформ: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и деноминация.
Нуллификация — ликвидация старой, значительно обесцененной денежной единицы и введение новой валюты.
Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
Девальвация — официальное снижение золотого содержания денежной единицы или ее валютного курса.
Деноминация — укрупнение масштаба цен путем «зачеркивания нулей».
Не имея объективных предпосылок для проведения денежной реформы, Правительство РФ для укрепления денежного обращения, снижения социально-экономической напряженности в стране предпринимало и предпринимает различные антиинфляционные меры. К ним относится прежде всего дефляционная денежно-кредитная политика, направленная на относительное снижение денежной массы в обращении, что привело к резкому спаду производства, росту безработицы и хроническим неплатежам. Среди антиинфляционных мер также различают следующие:
• политика доходов, означающая установление параллельного контроля за ростом цен и ростом заработной платы. Как свидетельствует практика, такая политика не дает желаемого результата. Как правило, она сопровождается сокращением производства, снижением жизненного уровня населения, ростом дефицита отдельных товаров;
• политика индексации, означающая компенсацию потерь экономических субъектов из-за обесценения денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату в бюджетных учреждениях, но из-за отсутствия средств это осуществляется нерегулярно и не оказывает существенного влияния на уровень жизни малоимущих слоев населения. Как правило, индексация доходов отстает от роста цен;
• политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения. В этом направлении Правительству РФ удалось сделать меньше всего. Более того, были допущены серьезные ошибки, которые свели на нет все попытки правительства стимулировать рост производства в России и организованных сбережений населения.
Проводимая Центральным банком РФ жесткая кредитная политика, направленная на сдерживание роста денежной массы, улучшение ее структуры, привела к тому, что ее величина стала составлять по отношению к объему ВВП около 15—17%. По расчетам некоторых экономистов, в стране не хватает 28—52 млрд наличных денег и 40—80 млрд безналичных денег. Не имея возможности привлечь для обслуживания производства дополнительные денежные средства, предприятия расширяют практику неденежных расчетов. Размер неплатежей в экономике России (общей просроченной задолженности всеми кредиторами, включая банки) к началу 2000 г. составил примерно 30% ВВП. В структуре расчетов покупателей с крупнейшими предприятиями в целом по стране почти 50% приходится на бартер и денежные суррогаты2. Искусственное сжатие инфляционной пружины путем невыплаты заработной платы и перевода 3Д экономики на бартер, векселя, взаимозачеты — это еще не финансовая стабилизация. Оно лишь обострило социально-экономическую обстановку в стране и спровоцировало новый виток инфляции. Экономический кризис, разразившийся в августе—сентябре 1998 г., объективно привел к трех, четырехкратному падению рубля.
Заключение
Итак, в настоящее время, если использовать нейтральное определение, то деньги — это средство, позволяющее отделить акт продажи от акта купли во времени и пространстве, в противоположность бартеру, когда осуществляется непосредственный обмен одного товара на другой. Деньги — это обладающее всеобщей покупательной способностью средство, которое используется для обмена на товары и услуги, а также при уплате долгов. Современные деньги — это декретные деньги, которые принимаются как деньги, поскольку все их таковыми считают. Гарантией этого является то, что выпускает их только государство. Однако в каком бы обличье деньги ни выступали, уже с глубокой древности ими выполнялись одни и те же основные функции.
Таким образом, инфляция как социально-экономическое явление связана с ростом цен, обесценением национальной валюты и перераспределением национального дохода в пользу государства, отдельных групп населения. Первопричиной возникновения инфляции являются диспропорции в воспроизводственном цикле. Поэтому система антикризисных, в том числе и антиинфляционных, мер должна включать в себя жесткий контроль за величиной денежной массы в обращении и ее структурой, составление реального бюджета, снижение государственного долга и всемерные усилия по расширению общественного производства прежде всего за счет мелких и средних предпринимателей в целях достижения равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на потребительском рынке.
Список литературы
1. Санкт-Петербургские ведомости. // 2004. 25 сент,
2. Экономика и жизнь. // 2004. № 5. с. 20.
3. Финансы // 2004 №6 с. 25
4. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.:Юрайт, 2002. 222 с.
5. Собрание законодательства российской федерации № 52 30 декабря 2002 1 часть
6. ФЗ №120 «о внесение изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений»
7. Бабич А.М. Финансы: - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 760 с.
8. Дробозиной Л.А. Финансы – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
9. Красавиной Л.Н. «Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения» г. Москва, «Финансы и статистика»,
10. Круглова В.В. «Основы
международных валютно-финансовых и кредитных отношений» г. Москва, «Инфра-М»,
11. Сабанти Б.М. Теория финансов М.: Менеджер. 2000. 168 с.
12. Сергеев Л.И. Финансы и кредит субъектов Российской федерации. – Калининград, Балтийский институт экономики и финансов, 1999. – 1036с.
13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: - Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.
14. Финансы: Учебник / Под. ред. В.В.Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.-С. 590-610.
15. Финансы: Учебник / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. -М.: Рос. экон. академия, 2000. - С. 32-50.