Содержание

Введение. 3

1. Значение, сущность и функции денег. 4

1.1 Значение, сущность и виды денег. 4

1.2. Функции денег. Деньги как средство обращения. 9

2. Денежная система и денежное регулирование в Российской федерации. 15

2.1. Денежная система России. 15

2.2. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации. 20

3. Меры укрепление денежного обращения в Российской Федерации. 28

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Введение


Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни и быта. Одна­ко деньги были не всегда. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом. Они пришли на смену натуральному обмену. В условиях натурального обмена, когда товар менялся на товар напрямую (бартер), потреб­ность в деньгах не существовала. Но уже с самого зарождения то­варного обмена начался процесс формирования будущих денег. Первоначально в их роли у разных народов выступал тот товар, который пользовался наибольшим спросом, мог относительно долго храниться и был в достаточном количестве. Отсюда и много­образие товаров, выполнявших роль эквивалентов — измерителей стоимости других товаров.

По мере расширения и углубления общественного разделения труда, развития частных и общественных форм собственности (включая раздвоение отношений присвоения на основе владения и распоряжения) происходило расширение сферы товарного произ­водства, отношений обмена. В процессе исторического развития товарный обмен сопровождался сменой одних форм стоимости другими.

Цель данной курсовой работы заключается в изучение функций денег и денежного обращения.

Задачи данной курсовой работы:

1. Теоретическое изучения сущности и значений денег.

2. Изучение денежной системы и денежного регулирования в России.

3. Нахождение мер укрепления денежной системы в Российской Федерации.


1. Значение, сущность и функции денег


1.1 Значение, сущность и виды денег


Простая форма стоимости

Первоначальной формой стоимости была простая, или случай­ная, т.е. форма стоимости, которую можно представить уравнени­ем: х товара А = у товара Б. В этой формуле товар А, выражающий свою стоимость через отношение к другому товару Б, находится в относительной форме стоимости. Товар Б, выражающий собой стоимость другого товара А, находится в эквивалентной форме стоимости. Однако оба товара легко могут поменяться местами: товар А выражать эквивалентную форму стоимости, а товар Б — относи­тельную. Эта подвижность свидетельствует о неустойчивости ме­новых пропорций.

Относительная форма стоимости выражает собой качественную однородность обмениваемых товаров, что Делает их соизмеримыми между собой, а также количественную определенность стоимости,, выражающуюся в меновой стоимости или в пропорциях обмена.

Эквивалентная форма стоимости указывает на то, что потреби­тельная стоимость (полезность) одного товара (Б), находящегося в этой форме, служит для выражения стоимости другого товара (А}. Отсюда можно сделать вывод, что стоимость товара может быть измерена не абсолютно и не непосредственно, а только относи­тельно и исключительно косвенным образом.

Развернутая форма стоимости

Следующей исторической формой стоимости является полная, или развернутая. Она может быть представлена следующей фор­мулой:

у товараБ

х товара А =     z товара В

w товара Г.

Из этой формулы видно, что товар Л, находящийся в относи­тельной форме стоимости, выражает свою стоимость с помощью целого ряда товаров-эквивалентов. Ясно, что по сравнению с про­стой формой стоимости (х товара А = у товара Б) относительная форма ее жестко закрепляется за товаром А, тогда как группа других товаров (Б, В, Г) находятся в эквивалентной форме стоимости. [14.c.45]

Всеобщая форма стоимости

Всеобщая форма стоимости «вырастает» из развернутой формы путем выделения из товарной массы какого-то одного товара-эк­вивалента, который наиболее часто вступает в обмен и, следова­тельно, который охотно все берут, ибо на него наиболее легко выменять любой другой товар. Этот товар уже выступает в роли всеобщего эквивалента, а все остальные товары находятся в от­носительной форме стоимости. Так, в регионах преимуществен­ного развития скотоводства у древних народов таким товаром непременно становился скот либо шкуры животных. Всеобщая форма стоимости выражается следующей формулой:

у товара Б

z товара В =х товара А.

w товара Г

Денежная форма стоимости

Однако обилие различных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента на отдельных местных рынках, вступило в противоре­чие с потребностями растущего обмена, который уже требовал перехода к единому эквиваленту. Эта роль постепенно закрепля­лась за благородными металлами — золотом и серебром. С этого момента вступает в силу денежная форма стоимости, которую можно представить в виде формулы

х товара А

у товара Б  = унция золота

z товара В

w товара Г

Виды денег Природа денег

Возникновение денег — закономерный результат развития то­варного обращения и форм стоимости. Сначала использовались золотые песок и слитки. В дальнейшем стали чеканить и использовать золотые и серебряные монеты. Поэтому, до тех пор пока, деньги представлены благородными металлами, можно говорить о том, что деньги — это особый товар, который является всеобщим Эквивалентом для остальных товаров. Их потребительная стоимость (полезность) заключается в способности обмениваться на (любой другой товар, т.е. имеет непосредственно общественный (характер и, как любой другой товар, деньги обладают стоимостью.

Наибольшую популярность в прошлом имело золото. Связано это с его физическими свойствами: долго хранится, легко делится и транспортируется. К тому же оно довольно ограничено в природе, что позволяло относительно небольшое количество золота обмени­вать на большое количество разнообразных товаров.

Деньги, как и любой другой товар, обладают ценой. В связи с этим при снижении цены на золото при условии, что оно является деньгами, все товары одновременно должны подняться в цене. Так оно и происходило. После открытия Америки большое количество золота, привезенного в Старый Свет, привело к резкому росту цен. [14.c.46]

Бумажные деньги

В современных условиях изменение цены золота не приводит к понижению или повышению цен на все остальные товары. Дело в том, что на смену золоту пришли бумажные деньги. Одной из при­чин появления бумажных денег явилась «порча монет». Чеканить монеты в прошлом могло каждое удельное княжество. Обнаружив, что монеты, выпущенные недавно, и монеты, уже походившие по рукам и имевшие меньший вес, выполняют одинаково успешно свои функции, шли на сознательное уменьшение содержания бла­городных металлов в монетах («порча монет»). Постепенно для «экономии» золота и серебра монеты стали делать из сплавов не­благородных металлов.

Затем стали печатать казначейские билеты, т.е. обязательства го­сударственной власти, которые свободно могли обмениваться на серебряные и медные монеты. Бумажные деньги были удобнее в обращении по сравнению с металлическими.

Появление бумажных денег проходит и через коммерческий век­сель — долговое обязательство о возвращении в определенный срок денег за полученные в кредит товары. Вначале вексель обращался между должниками и кредиторами, но постепенно им стали рас­плачиваться и кредиторы. В этом случае для подтверждения того, что долг будет возвращен третьим лицом, требовалась подпись из­вестного им и всеми уважаемого купца или банкира. Со временем крупные банки сами стали выпускать банковские векселя, которые назывались банкнотами. Это другой вид бумажных денег.

Появление банкнот существенно упростило ведение дел пред­принимателями и подорвало монополию ростовщиков на денеж­ном рынке. Если товарный (коммерческий) вексель мог обращать­ся между продавцами и покупателями, связанными между собой коммерческой деятельностью, то банковский вексель (банкнота) стал выполнять функцию всеобщего платежного средства между любыми предпринимателями. Банкноты, в отличие от казначей­ских билетов, вначале свободно обменивались на золото.

В настоящее время бумажные деньги ни внутри страны, ни на мировом рынке не обмениваются на золото. Деление всех бумажных денег на банкноты и казначейские билеты имеет чисто фор­мальный характер.

Впервые бумажные деньги появились в Китае в XIII в. В 1690 г. бумажные деньги появились в Америке, в XVIII в. — во Франции, Англии. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769г.

С отказом от золотого, а затем, в 1976 г., от золотовалютного стандарта в мире возникла проблема бумажных денег. Не вдаваясь глубоко в анализ этой специфической проблемы, необходимо от­метить, что часть экономистов продолжает придерживаться точки зрения, согласно которой, несмотря ни на что, золото продолжает выполнять роль истинных денег. Другая часть экономистов пола­гает, что деньги в современных условиях утратили собственную стоимость, и их стоимость определяется всей противостоящей им товарной массой. Однако дело в том, что, во-первых, если товарная масса по своему содержанию обладает стоимостью, то эта стои­мость не может вторично быть содержанием денежной массы. В этом случае деньги приближаются к выполнению функции счет­ной единицы.

Во-вторых, деньги, входящие в обращение без стоимости, сами по себе не могут диктовать цену товарам, т.е. оценивать их, исходя из собственной стоимостной субстанции. Поэтому цены товаров, очевидно, должны складываться под воздействием имеющегося в обращении количества бумажных денег. Применительно к совре­менным рыночным отношениям, согласно трудовой теории стои­мости можно сказать, что деньги обладают иррациональной стоимостью, как и земля, и ссуда, и цена труда. Специфика иррациональной стоимости денег заключается в том, что она стала выражаться стоимостью всей существующей товарной массы благ. А это значит, что в меньшей или большей степени приходится постепенно признать жизненность количественной теории денег.

Конечно, речь не идет о возврате к простой количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение денежной массы вызывает пропорциональный рост цен. Это не всегда так. Простая модель работает, как правило, в периоды высокой инфля­ции и различных долговременных тенденций движения цен. Разви­тая количественная теория денег опирается не столько на зависи­мость между денежной массой и ценами, сколько на взаимосвязь темпов роста денежной массы с годовыми темпами роста нацио­нального продукта и динамикой цен. При этом предполагается, что скорость обращения денег либо остается постоянной, либо, если она изменяется, то ее изменения могут быть достаточно точно предсказаны.

Деньги — это социальное явление. Их выпускает государство. Оно же держит под контролем эмиссию, т.е. тиражи денег. Если бы выпуск денег был не ограничен, т.е. деньги мог печатать каждый, то цены бы резко подскочили, деньги обесценились, и их бы никто не использовал. В таком случае перешли бы к натуральному обме­ну, бартерным сделкам — обмену товара на товар.

Кредитные деньги

Одновременное кредитование покупателей и продавцов в форме коммерческого или банковского векселя обусловили появ­ление кредитных денег. Кредитные деньги представляют собой дол­говые обязательства, которые используются как средства обмена в платежно-расчетном механизме.

В современных условиях наибольшую часть кредитных денег олицетворяют собой депозиты, или вклады. Так называемые депо­зитные деньги являются основой чекового обращения. В составе денежной массы банковские вклады играют преобладающую роль по сравнению с налично-денежным компонентом. В настоящее время с помощью кредитных денег в развитых странах мира осу­ществляется более 90% всех платежей и расчетов.

Таким образом, основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается вообще без участия денег в обычном понима­нии этого слова. Новой ступенью в развитии денег является появ­ление кредитных карточек, когда все доходы и расходы фиксиру­ются через периферийные отделы центральным компьютером. Они позволяют непосредственно с помощью карточки не только рас­плачиваться в магазине, получать в случае необходимости бумаж­ные деньги в банкомате, но и производить расчеты в других стра­нах. В последнем случае перевод в другую валюту осуществляется также центральным компьютером. Кроме того, по карточкам можно получать дополнительную сумму, превышающую счет в банке. [14.c.47]


1.2. Функции денег. Деньги как средство обращения


Сущность денег раскрывается в их функции. Деньги как сред­ство обращения рождены торговлей; они возникли как техни­ческое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товара­ми. Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире с его необозримым множеством товаров и услуг.

Деньги существенно облегчают перемещение, обращение това­ров и, самое главное, ускоряют их оборот, что ведет к значительно­му сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они про­тивостоят товару, а товар противостоит деньгам, т.е. совершение сделки осуществляется благодаря наличию реальной «звонкой» мо­неты.

Деньги как средство платежа

Однако возникают ситуации, когда у покупателя нет денег, но ему необходим именно сейчас товар, сырье, из которого он производит какой-то продукт. Выход из данной ситуации ви­дится в покупке сырья в долг (под кредит). Контрагенты опреде­ляют цену сырья, и оно переходит от продавца к покупателю. После того как покупатель сырья произведет из него какой-либо продукт и продаст его, он сможет расплатиться со своим креди­тором. В момент оплаты услуги за сырье (погашение задолжен­ности) деньги выполняют функцию средства платежа. Эту же функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, пенсий. Деньги как мера стоимости

Решающее место в обеспечении товарного обращения занимает такая функция денег, как мера стоимости. Если роль средства обращения и средства платежа деньги играют с достаточной оче­видностью, то о другой их функции — меры стоимости (или, проще говоря, единого измерителя ценности товаров для продавцов и по­купателей) этого сказать нельзя. Между тем именно свойство быть мерой стоимости и позволяет деньгам выполнять все остальные свои функции. Функция денег как меры стоимости используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Каждое государство устанавливает собственную единицу меры стоимос­ти — рубль, доллар, марку, франк, песо. Деньги как мера стоимости однородны. Использование функции меры стоимости позволяет избежать сложных и многочисленных обменных операций для по­лучения необходимого блага.

В марксовой теории денег проводится разграничение между мерой стоимости и масштабом цен. Мера стоимости выражает об­щественные отношения обмена, тогда как масштаб цен рассматри­вается в качестве технического средства реализации функции денег как меры стоимости. Под масштабом цен понимается весовое ко­личество золота, содержащегося в денежной единице, которое при­нято государством в качестве единицы измерения золота (денеж­ной массы), тогда как деньги как мера стоимости призваны изме­рять стоимость товаров. Причем измерение стоимости последних происходит в идеальной форме, т.е. в виде мысленно воображае­мых денег. Поэтому для определения стоимости товаров (их цен) вовсе не обязательно быть обладателем реально существующих денег. В условиях, когда бумажные деньги лишились золотого со­держания, подобного рода разграничения отпали сами собой. Таким образом, марксова теория денег, обладавшая солидным фундаментом, в условиях современной практики оказалась вынуж­денной трансформироваться: роль золота стала выполнять вся про­изведенная товарная масса. [8.c.85]

Деньги как средство сбережения (накопления)

Другой функцией денег является средство сбережения. Деньги позволяют сохранить часть полученных доходов на буду­щее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они потребуются. Здесь речь идет о деньгах в качестве средства сбережения. Конечно,

с той же целью сбережения можно вложить и в покупку долговеч­ного товара (дома, земельного участка, произведения искусства) с тем, чтобы, продав его в нужное время, вновь получить деньги. Но перед всеми другими формами сбережения деньги имеют важней­шее преимущество — высшую степень ликвидности. Ликвид­ность — это степень легкости, с которой какой-либо актив вновь превращается в деньги.

Общие выводы

Итак, подведем некоторые итоги относительно денег. Оценивая значение денег в жизни общества,, необходимо отметить прежде всего то, что они, во-первых, существенным образом облегчают процесс обмена. Во-вторых, их использование обеспечивает значи­тельную экономию общественного богатства, которое общество вынуждено было бы растрачивать в рамках натурального обмена. Поэтому можно сказать, что деньги создают богатство нации. И чем совершеннее денежная система, тем быстрее идет наращивание общественного богатства. В-третьих, отход от золотого стандарта, отказ от использования золота в качестве денег позволяет экономить колоссальные трудовые и материальные ресурсы, которые требовались бы для постоянного наращивания добычи золота г с целью поддержания равновесия между товарной и денежной массой. Конечно, увеличение количества золота по сравнению с ростом товарной массы требуется на порядок ниже, ибо на это влияет к скорость обращения денег. В-четвертых, золото в качестве денег стало определенным тормозом для дальнейшего развития общественного производства и мировой торговли. Возврат к золотому стандарту потребовал бы колоссальных издержек. Это не значит, что в отношении данной проблемы у экономистов существует еди­ное мнение.

Как у нас, так и на Западе далеко не всеми отвергается сама идея возрождения золотого стандарта и введения фиксированного курса, валют. Данная точка зрения базируется на том, что в этом случае необходимо будет жестко соблюдать принцип ограниченности предложения денег. Правительство в таком случае будет вести себя сдержанно, не поддаваясь искушению дополнительной эмиссии денег. Однако не «дешевле» ли не назначать безответственное правительство или вовремя от такого избавляться, нежели с помощью золота пытаться предотвратить безответственное поведение прави­тельства на денежном рынке? Одновременно, очевидно, необходимо вводить дополнительные рычаги воздействия в существующую денежную систему, которые бы не позволяли реализоваться подоб­ного рода искушениям. Не вдаваясь в дальнейшие рассуждения по данной проблеме, оставим ее решение на суд истории и не будем навязывать однозначной оценки как исключительно верной. [8.c.88]

Денежная система

Потребности товарного обращения и обеспечения непрерывно­го процесса воспроизводства вызвали необходимость в упорядоче­нии денежного обмена и централизации выпуска денег путем со­здания денежной системы. Денежная система — это форма органи­зации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежное обращение

Денежное обращение характеризуется движением денег в налич­ной и безналичной формах, обслуживающим кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Наличная форма денежного обращения обслуживается банкнота­ми, казначейскими билетами и металлической монетой (денеж­ными знаками). Безналичная форма расчетов осущест­вляется с помощью чеков, кредитных карточек, векселей, аккре­дитивов, платежных поручений и т.п.

Важной характеристикой денежного обращения является ско­рость обращения денег, которая указывает на интенсивность движе­ния денежных знаков при функционировании их в качестве средств обращения и средств платежа. Показателем скорости оборота денег является или число оборотов денежной единицы в единицу време­ни, или продолжительность одного оборота. При расчете скорости оборота денег из денежной массы, находящейся у населения, сле­дует вычесть налично-денежные сбережения и учесть ту часть ос­татков вкладов населения, которая предназначена для текущих рас­ходов и поэтому экономически находится в обращении.

Элементы денежной системы

Денежная система включает в себя следующие элементы: де­нежную единицу, выступающую в роли меры стоимости; виды денег, имеющих законную платежную силу, — кредитные и бумажные деньги, разменные монеты; порядок эмиссии и обращения денег; государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. В зависимости оттого, в какой форме обра­щаются деньги: как товар (товарные деньги) или как знаки стои­мости, различают два типа денежных систем.

Типы денежных систем

К первому типу относится металлическое обраще­ние, при котором «товарные» деньги непосредственно выполняют все функции. При этом необходимо различать три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, связанный с обраще­нием золотых монет, т.е. товарных денег; золотослитковый, допус­кающий обмен бумажных денег на золото только при предъявлении определенной суммы банкнот (в Англии — 1700 ф. ст., во Франции — 215 тыс. фр.); золотодевизный (золотовалютный), предусматривающий обмен денег на девизы, т.е. валюту стран золотослиткового стандарта, и затем на золото.

Для второго типа денежной системы характерно обра­щение кредитных и бумажных денег, при котором зо­лото ушло из обращения. Поэтому основными чертами современ­ных денежных систем являются уход золота из внутреннего и меж­дународного оборота; выпуск денег в порядке кредитования наци­ональной экономики и государства; вытеснение налично денеж­ного обращения безналичным оборотом; монополия государства на выпуск денег и на регулирование денежного обращения. [7.c.95]



2. Денежная система и денежное регулирование в Российской федерации


2.1. Денежная система России


Становление и развитие первой денежной системы СССР началось в процессе осуществления денежной реформы 1922—1924 гг. В ходе реформы в законодательном порядке были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей был объявлен червонец, или 10 руб. Золотое содержание червонца было установлено в, один золот­ник — 78,24 доли чистого золота, что соответствовало золотому содер­жанию дореволюционной десятирублевой золотой монеты. Декретом Совета Народных Комиссаров СССР от И октября 1922 г. монополь­ное право эмиссии червонцев как банковских билетов было предос­тавлено Государственному банку СССР (далее — Госбанк). Червонец утвердился в обращении как устойчивая валюта, поэтому сфера его обращения постоянно расширялась. Для поддержания устойчивости червонца были созданы все необходимые условия. Так, эмиссия чер­вонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком в процессе краткосрочного кредитования народного хозяйства. Ссуды выдавались только под легко реализуемые товароматериальные ценности.

Банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правила, товарные векселя. Поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах. Для предупреждения оседания излишних червонцев в сфере денежного обращения было решено ссуды Госбанка, предоставленные в червонцах; погашать так­же червонцами. Для поддержания устойчивости червонца по отноше­нию к золоту государство допускало в известных пределах обмен чер­вонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту. Кроме того, государство принижало червонцы по нарицатель­ной стоимости в уплату государственных долгов и платежей! взимае­мых по закону Золотом. [15.c.87]

Банковские билеты-червонцы были кредитными деньгами не толь­ко по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящи­мися на балансе Госбанка. Так, по закону выпущенные в обращение чер­вонцы не менее чем на 25% их суммы обеспечивались драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу иены на золото, а на 75% — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями И другими краткосрочными обязательствами. К началу 1924 г. в стране были созданы необходимые предпосылки для завершения денежной реформы и формирования новой денежной системы. Правительство прекратило использование печатного станка для покрытия бюджетного дефицита. Обесцененные деньги были обменены на новые казна­чейские билеты по курсу: 1 руб. казначейских билетов приравнивался к 50 млрд руб. денежных знаков всех образцов, выпущенных в обра­щение до 1922 г.

Казначейские билеты отличались от банковских билетов не только до­стоинством купюр, но и экономической природой. До середины 1934 г. выпуск казначейских билетов использовался Наркомфином СССР для покрытия бюджетного дефицита. Для их выпуска в обращение не тре­бовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитны­ми обязательствами. Как законное платежное средство казначейские билеты обеспечивались всем достоянием государства. Однако для ус­тойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установ­лен предел эмиссионного права на выпуск казначейских билетов. В 1924 г. он составлял не более половины общей суммы выпущенных в обращение банковских билетов. В 1928 г. предел эмиссии был увели­чен до 75%, а в 1930 г. — до 100% суммы выпущенных билетов.

В 1925 г. в связи с Ликвидацией бюджетного Дефицита эмиссия каз­начейских билетов была полностью передана Госбанку. Наряду с эмис­сией банковских билетов она стала ресурсом для его кредитных опе­раций. Казначейский характер эмиссии сохранился лишь для метал­лической монеты, монетный доход от которой поступал в бюджет. Существенное значение для организации денежного обращения имело предусмотренное законом развитие безналичных расчетов. Таким об­разом, в результате денежной реформы 1922—1924 гг. в СССР к концу восстановительного периода сложилась новая денежная система, ко­торая с некоторыми изменениями просуществовала до начала 1990 г. Так было изменено название денежной единицы на основании денеж­ной" реформы 1947 г.; ею стал рубль. Неоднократно менялись масштаб цен и порядок его установления. Последний твердо фиксируемый мас­штаб цен был установлен с 1 января 1961 г. По закону 1 руб. представлял 0,987412 г чистого золота. Установленный в 1961 г. новый масштаб цен отражал в значительной степени покупательную способность рубля На внутреннем рынке и существующую цену на золото на миро­вом рынке.

В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие «денежное обращение» связывалось только с обращением наличных денег. При плановой системе це­нообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего прояви­лись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это выражалось и в росте цен на товары народ­ного потребления, и в нарастающем дефиците товаров, что вело к сни­жению уровня жизни населения. Контроль за количеством наличных денег осуществлялся методом прямого планирования их величины и темпов прироста.

Потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и в отдельных районах определяли путем составления кассового плана Госбанка. В кредитном плане Госбанка устанавлива­лась величина наличных денег в обращении на начало и конец планируемого периода. Изменение этой величины«на конец планируемого периода означало эмиссию или изъятие денег из, обращения, определяло их размеры. Степень обеспечения в планируемом периоде налич­ных денег товарами и платными услугами устанавливалась с помощью баланса денежных доходов и расходов населения. Однако система пла­нирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением планов не была совершенной. В стране постоянно существовал значительный разрыв между количеством наличных денег в обраще­нии и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке. Переход к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и прак­тике планирования и регулирования денежного обращения. [15.c.90]

Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 2 февраля 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Соглас­но этому закону официальной денежной единицей Российской Феде­рации является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или раз­личных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от уста­новления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотноше­ние между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обра­щения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответствен­ность за организацию обращения наличных денег в народном хозяй­стве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

• прогнозирование и организация производства банкнот и монет;

• подготовка нормативных документов и инструктивных материа­лов для коммерческих банков по хранению, перевозке и инкассации наличных денег и ведения кассовых операций.

По действующему законодательству в России осталось два вида де­нежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Казначейс­кие билеты упразднены. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. 18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изме­нении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение новые денежные зна­ки образца 1997 г.: банкноты достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб.; мо­неты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб. С 1 января 2001 т. в обращение поступила банкнота достоинством в 1000 руб. С учетом но­вого масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравне­ны к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании все организа­ции, предприятия независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, произвели с 1 января 1998 г. пере­счет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на ус­луги, закупочных цен на сельхозпродукцию и т.д.

Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одно­временном соответствующем изменении масштаба цен рассматрива­ется в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной ре­формы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денеж­ной реформой, так как в стране не были решены многие экономичес­кие проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда про­изошли резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой «деноминации» было решение технических задач: упоря­дочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу денег.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кре­дитного регулирования Банка России:

* процентные ставки по операциям Банка России;

* нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии (резервные требования);

* операции на открытом рынке;

* рефинансирование банков;

* валютное регулирование;

* установление ориентиров роста денежной массы;

* прямые количественные ограничения.

Таким образом, Правительство РФ разрешило Баню России ши­роко использовать в целях укрепления денежного обращения как эко­номические, так и административные меры регулирования денежной массы.



2.2. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации


Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командно-административной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в Российской Фе­дерации осуществляется как экономическими, так и административ­ными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Пра­вительством РФ определяет основные Направления единой государ­ственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по под­держанию покупательной способности рубля и его валютного курса.

Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в со­ответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящий год. Конечной целью денежно-кредитной политики Банка России в 1999—2000 гг. было сдерживание инфляции и даже ее снижение, улучшение структуры денежной массы, сокраще­ние удельного веса неденежных расчетов и укрепление платежной дис­циплины (сокращение просроченной задолженности). Решение пере­численных задач Банк России увязывал с такими глобальными соци­ально-экономическими проблемами страны, как предупреждение спада производства, роста безработицы и улучшение платежного баланса.

Исходя из конечных целей денежно-кредитной политики определя­ются ее промежуточные цели. Это определенные ориентиры роста де­нежной массы, рассчитанные с учетом динамики ВВП и возможного де­нежного предложения. В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. рост инфляции планировался на уровне 30%, а денежной массы (М2) прог­нозировался в интервале 18—26%. На 2000 г. эти показатели составля­ли соответственно 18 и 21—25%. Однако реализовать задания государ­ственной денежно-кредитной политики ни в 1999 г., ни в 2000 г. не удалось. Уже в середине июля 1999 г. Правительство РФ и Банк России в совместном Заявлении об экономической политике на 1999 г. признали допустимым увеличение инфляции до 50% в год. В результате прирост денежной массы (М2) за 1999 г. составил 44,2%, а потребительские цены выросли на 36,5%, что превысило начальные целевые показатели, предусмотренные денежно-кредитной политикой на год. Анализ причин высоких темпов инфляции в 1999 г. показал, что существенное воздействие на инфляцию оказали факторы немонетарного  характера: отмена льготных ставок по налогу на добавленную стоимость для многих видов продуктов, введение налога с продаж, переориентация (после девальвации рубля в 1998 г.) части производств с внутреннего рынка на внешний, рост цен на бензин. В то же время в 1999 г. дей­ствовали и положительные тенденции, сдерживающие рост цен. Так, вместо экономического спада в 2%, прогнозируемого на 1999 г., был до­стигнут прирост ВВП на 7,3%. Оживление производства, рост доходов предприятий укрепили доходную базу бюджета. В 2000 г. прирост де­нежной массы должен был составить 21—25% в год. Однако по опубли­кованным данным, на 1 октября 2000 г. прирост денежной массы М2 со­ставил 40,8%. Для поддержания покупательной способности рубля, его валютного курса Банк России в 1999—2000 гг. уделял особое внимание:

* росту организованных сбережений населения и трансформации их в производственные инвестиции;

* созданию нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой;

* активизации межбанковского кредитного рынка.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Для этого используют специальные показатели, характеризующие процесс формирования денежной массы. Прежде всего это денежная база, причем различают денежные базы в широком и узком смысле. Денежная база в широким смысле включает в себя:

* наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков;

* средства в фонде обязательных резервов;

* средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Наибольший удельный вес в структуре этой денежной базы в Рос­сии составляют наличные деньги. К концу 2000 г. на их долю приходи­лось 35,4%. Именно она выбрана в 2000 г. в качестве операционной цели денежно-кредитной политики Российской Федерации. Денежная база в узком смысле включает в себя только наличные деньги, в том числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда обязательных резервов в Банке России.

В разных странах центральные банки, осуществляющие контроль за состоянием денежного обращения в стране, по-разному трактуют понятие «денежная база». Денежная база в интерпретации Банка Италии — это банкноты и монеты в обращении, включая де­нежную наличность в кассах банков, остатки на счетах коммерческих банков в центральном банке, а также открытые в центральном банке кредитные линии (лимиты кредитования), которые могут рассматри­ваться как его потенциальные обязательства.

В 2000 г. для усиления контроля за реализацией денежно-кредит­ной политики Банк России установил ее промежуточные цели, исполь­зуя комплекс индикаторов ее выполнения. Как свидетельствует прак­тика, существенное воздействие на формирование денежной массы в 2000 г. оказали состояние торгового баланса, динамика цен на основ­ные российские Экспортные товары на мировых рынках, а также об­служивание государственного долга.

Прогнозирование денежной массы в условиях долларизации отечественной эконо­мики, экономической и политической нестабильности в России — дело чрезвычайно сложное. Это убедительно доказал экономический кризис, поразивший страну в сере­дине 1998 г. Только с середины августа 1998 г. розничные цены выросли на 55—65%. Валютный курс рубля в долларах США вышел за пределы валютного коридора и упал в 2—3 раза. Причин для этого было несколько:

во-первых, в 1998 г. обострился налогово-бюджетный дефицит. Так, если в 1997 г. все доходы бюджета составляли 12,07% ВВП, то на 1 июля 1998 г. — лишь 10,63%;

во-вторых, быстрыми темпами увеличивался государственный долг. Осуществляя антиинфляционные меры, Правительство РФ покрывало бюджетный дефицит за счет эмиссии государственных ценных бумаг. Рекордный скачок прироста государственного долга по ГКО—ОФЗ произошел в июле 1997 г. О" составил 40,8 млрд деноминиро­ванных рублей. Однако выручка бюджета составила лишь 4,2 млрд руб. Остальные сред­ства ушли на погашение долга по ранее выпущенным государственным ценным бума­гам. С декабря 1997 г. затраты на погашение предыдущих выпусков государственных цепных бумаг стали превышать выручку от размещения новых. В июле 1998 г. полови­на всех доходов бюджета ушла на обслуживание государственного долга. Поэтому, не­смотря на сокращение расходов бюджета, его дефицит продолжал увеличиваться;

в-третьих, снижение золотовалютных резервов. Общая сумма капиталов, нелегаль­но покинувших страну за 4992 —1997 гг., составляла 70—80 млрд долл.;

в-четвертых, политический кризис в стране.

Попытки Правительства РФ и Банка России спасти в этих условиях рубль от де­вальвации пи к чему не привели. Интервенция Банка России па валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к иностранной валюте лишь сократила золотовалютные резервы страны. По сравнению с началом 1998 г. они уменьшились на 31% и составили на 1 сентября 1998 г. 12,3 млрд долл. 17 августа 1998 г. Правительство РФ объявило о проведении чрезвычайных мер по финансовой и экономической стабилиза­ции в стране. Они предусматривали:

* переход к плавающему курсу рубля, расширение валютного коридора с 6 до 9,5 руб. за 1 долл. США;

* введение временного моратория на погашение задолженности государства пе­ред иностранными кредиторами;

* реструктуризацию задолженности по государственным краткосрочным обли­гациям.

Основными покупателями государственных ценных бумаг были крупные банки России. Поэтому замораживание задолженности по ним поставило многие банки на край банкротства, что еще более ухудшило состояние расчетов в народном хозяйстве. Возникшая ситуация в России еще раз убедительно доказала, что осуществление мас­штабных экономических преобразований, создание социально ориентированной рыноч­ной экономики невозможны без государственного целенаправленного регулирования этого процесса.

Операционная процедура денежно-кредитной политики 2000 г. основывается на кон­троле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов де­нежно-кредитного регулирования, остатками средств банков на корреспондентских сче­тах в Банке России. Основным источником денежного предложения в 2000 г. была по­купка Банком России валюты для пополнения валютных резервов. После потери в ходе кризиса значительной части золотовалютных резервов перед органами денежно-кредит­ного регулирования встала задача их постепенного восстановления и накопления.

Процентная ставка центрального банка — один из важнейших ин­струментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления на­циональной валюты. Банк России может устанавливать одну или не­сколько процентных ставок по различным видам операций или про­водить процентную политику без фиксации процентной ставки. Про­центные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции, В 1999—2000 гг. Банк России уста­навливал ставки по обеспеченным кредитам «овернайт», по приему в депозит средств коммерческих банков. Ставка рефинансирования Бан­ка России за эти годы изменялась 6 раз, в общей сложности она снизи­лась с 60 до 25%, т.е. в 2,4 раза. Такая процентная ставка соответствует уровню докризисного 1997 г. Поддержание Банком России процент­ных ставок на низком положительном уровне стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к экономичес­кому росту.

В настоящее время Банк России активно использует такой инстру­мент денежно-кредитного регулирования, как обязательные резервы. Они выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля за денеж­ными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредит­ных возможностей кредитных организаций и поддержания на опреде­ленном уровне денежной массы в обращении. Банк России, устанав­ливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресур­сов, а следовательно, влияет на их кредитную политику.

В 1999-2000 гг. Банк России продолжил работу по совершенствова­нию действующего механизма обязательного резервирования и его нор­мативной базы. Подготовлены новые редакции положений, касающих­ся порядка обязательного резервирования кредитных организаций в Банке России, которые упрощают и более подробно разъясняют этот порядок. Абсолютные значения нормативов отчислений кредитных орга­низаций в обязательные резервы Банка России в марте 1999 г. и ноябре 2000 г. соответственно составляли: по привлеченным средствам юриди­ческих лиц в рублях и иностранной валюте и по привлеченным сред­ствам физических лиц в иностранной валюте — 7 и 10%; по привлечен­ным средствам физических лиц в рублях и по вкладам и депозитам фи­зических лиц в Сберегательном банке РФ в рублях — 5 и 7%. Увеличение нормативов отчислений в обязательные резервы свидетельствует о том, что в настоящее время инструментом денежно-кредитной политики яв­ляется кредитная рестрикция. В данной ситуации банки вынуждены сокращать активные операции, что ведет к уменьшению денежной мас­сы в обращении и в условиях спада производства к сокращению инфля­ционных процессов в экономике.

Расширению спектра применяемых операций на открытом рынке должны способствовать постепенное восстановление объема операций во всех секторах финансового рынка, появление на рынке новых лик­видных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и дол­говых обязательств Министерства финансов РФ. В 1999—2000 гг. из-за последствий финансового кризиса Банку России не удалось широ­ко использовать операции с ценными бумагами на открытом рынке: интерес к краткосрочным заимствованиям был невысок из-за роста избыточной ликвидности у кредитных организаций.

В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России проводит политику, направленную на предотвра­щение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, пытается остановить увеличение денежной массы. Однако ему не удается справиться со всеми поставленными задачами: официальный курс доллара США по отношению к рублю с 1 января 1999 г. по 1 октября 2000 г. вырос соответственно с 20,65 до 27,75 руб., или на 34,38%, хотя золотовалютные резервы увеличились соответственно с 12223 млн до 24997 млн долл. США, или на 104,51% (причем этот резкий скачок произошел в 2000 г.).

Рефинансирование коммерческих банков — важный инструмент де­нежно-кредитного регулирования экономики. В 1999—2000 гг. коммер­ческие банки могли воспользоваться ломбардными кредитами, креди­тами «овернайт», внутридневными кредитами. Составной частью про­водимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих опера­ций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. В 1999-^-2000 гг. уровень процентных ставок по депозитам в январе—сентябре 1999 г. колебался от 0,6 до 28% годовых и зависел от состояния межбанковского рынка и вида депозит­ных операций. При этом средневзвешенная ставка составляла 18,02%. Минимальная сумма привлекаемого депозита была зафиксирована на уровне 20 млн руб.

Конкретные направления валютного регулирования как одного из ос­новных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле». С сентября 1998 г. по настоящее время для регулирования валютного курса применяется ре­жим «свободного плавания», подразумевающий определение курса на основе спроса и предложения. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения. [1.c.2]

 

3. Меры укрепление денежного обращения в Российской Федерации


Правительство Российской Федерации, встав на путь экономичес­ких реформ, столкнулось с серьезными экономическими и социально-политическими трудностями. Экономический кризис выразился в рез­ком сокращении производства, значительной безработице и, как след­ствие, в снижении жизненного уровня широких слоев населения. В сфере денежно-кредитных отношений он проявился в затяжной и глубокой инфляции.

Инфляция как социально-экономическое явление означает пере­полнение каналов денежного обращения обесцененными деньгами, рост цен и перераспределение национального дохода в пользу госу­дарства, отдельных групп населения, которые обогащаются за счет спе­кулятивных операций на товарном и денежном рынках. Возникнове­ние и развитие инфляционных процессов в народном хозяйстве мо­жет быть вызвано как нарушением законов денежного обращения, неоправданным увеличением денежной массы в обращении (инфля­ция спроса), так и повышением цен из-за роста издержек производ­ства (инфляция издержек). К инфляции спроса, как правило, ведут рост военных расходов, бюджетного дефицита, государственного долга, кредитная экспансия банков и усиленное финансирование капиталь­ных вложений в тяжелую промышленность. Возможна и импортируе­мая инфляция, когда осуществляется чрезмерная эмиссия денег для покупки иностранной валюты. Инфляция издержек связана не с денеж­ными, а с производственными факторами, вызывающими рост цен, со снижением производительности труда, падением произ­водства, ростом издержек производства из-за повышения цен на услу­ги транспорта, коммунальные услуги, повышения заработной платы без соответствующего роста производительности труда. В условиях ин­фляции деньги обесцениваются по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере об­ращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроиз­водственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим и объясняется повышенный интерес экономистов раз­ных стран к проблемам денежного обращения. В своих исследованиях они стремятся найти наиболее совершенные методы организации и уп­равления денежным оборотом, предотвращения инфляции с ее разру­шительными социально-экономическими последствиями.

Взгляды различных представителей экономической науки и прак­тики на решение перечисленных задач далеко не одинаковы, но осо­бенно широкое распространение получили металлистическая, номи­налистическая и количественная теории денег. Как свидетельствует практика, при разработке денежно-кредитной политики правительства разных стран в разное время использовали рекомендации различных научных школ.

Развитие инфляционных процессов в стране проходит несколько этапов, которые отличаются друг от друга степенью проявления инф­ляции. На первом этапе инфляции темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении, поскольку увеличива­ется покупательский спрос на товары и услуги, растут производство, товарооборот, снижается спрос на кредит и замедляется скорость об­ращения денег. В результате происходит экономически обоснованное увеличение денежной массы в обращении, что и сдерживает снижение покупательной способности денег. Дополнительный выпуск денег (или часть его) как бы поглощается сферой обращения, удовлетворяя по­требности рынка в деньгах

На втором этапе инфляции темпы роста денежной массы начина­ют отставать от темпов обесценения денег. На этом этапе излишне вы­пущенные деньги уже не стимулируют расширения производства и увеличения товарооборота. Снижение покупательной способности денег порождает недоверие к ним. Происходит «бегство от денег»: бо­ясь дальнейшего обесценения, все, кто имеет денежные накопления, стремятся превратить их в различные материальные ценности. В свя­зи с ускорением обращения денег и сокращения производства потреб­ность в покупательных и платежных средствах снижается, что и ведет к более быстрому обесценению денег по сравнению с темпами их эмис­сии. В 1995 г. в России денежный агрегат М, совершал около 10,4 обо­рота в год, в 1996 г. —8,7, в 1997 г. — 5 против 1,5—2 оборотов в США1.

Темпы роста цен и обесценения денег определяют виды инфляции. В теории денег различают:

* ползучую инфляцию, когда рост цен не превышает 5—10% в год;

* галопирующую инфляцию, когда рост цен составляет от 10 до 100% в год; .

* гиперинфляцию, когда годовые темпы роста цен более 100%;

* супергиперинфляцию, когда рост цен составляет более 50% в ме­сяц.

В развитых странах полагают, что в рыночной экономике ползучая инфляция — это необходимое условие дальнейшего расширения про­изводства. В России в условиях перехода к рынку имели место все пе­речисленные виды инфляции. С марта 1990 г. по март 1996 г. цены в среднем выросли в 4806 раз. По сравнению с 1991 г. хлеб подорожал примерно в 15 тыс. раз, проезд в общественном транспорте — в 40 тыс. раз, звонки по телефону-автомату — в 100 тыс. раз. О развитии инф­ляционного процесса в России за последние семь лет позволяют су­дить данные, приведенные в табл. 1.

Таблица 1 Развитие инфляционного процесса в России в 1996—2003 гг.

Годы

Уровень инфляции, %

1996

840,0

1997

215,0

1998

131,0

1999

21,8

2000

11,0

2001

84,4

2002

36,5

2003

12,0


Как следует из данных, приведенных в таблице, развитие инфля­ционного процесса в России отличалось большой неравномерностью, что отражало политическую и экономическую нестабильность в стра­не. Неравномерность в развитии этого процесса наблюдалась как в целом, так и в течение одного года. В январе 2001 г. потре­бительские цены выросли на 8,4%, а в августе и ноябре — только на 1,2%. Инфляция вела к снижению реальных доходов населения Рос­сии. По данным официальной статистики, россияне в 2001 г. стали на 15% беднее, чем в 2000 г. В настоящее время численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума пре­высила 50 млн человек, а в 2000 г. она была на уровне 40 млн. По отношению к общей численности населения это составляло в 2001 г. 35%, а в 2001г.-27,3%. [2.c.5]

Инфляция может поразить любую страну, где существуют товар­но-денежные отношения. Глубина и длительность инфляционных про­цессов, сила их социально-экономических последствий зависят от со­стояния экономики, развития товарно-денежных отношений в стра­не. В СССР инфляционные процессы давали о себе знать с начала первой пятилетки, когда в сфере производства стали появляться серь­езные диспропорции между производством средств производства и производством предметов потребления. Однако в условиях админист­ративно-командной системы управления народным хозяйством, пла­новой системы ценообразования инфляция проявлялась не столько в росте цен, сколько в дефиците товаров, носила скрытый характер. Из-за отсутствия структурной перестройки производства в экономике России еще сохраняются диспропорции. Налицо и другие причины, порождающие инфляцию: бюджетный дефицит, невыполнение доход­ной части бюджета, сокращение поступления в бюджет «живых» де­нег, рост государственного долга, резкое сокращение производства, сни­жение производительности труда, сохранение в ряде отраслей народ­ного хозяйства монопольно высоких цен.

Для покрытия государственных расходов, насыщения рынка пла­тежными средствами Правительство РФ неоднократно вынуждено

было прибегать к эмиссии денег. Однако по расчетам специалистов Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, развитие инфляционных процессов в России начиная с 1995 г. в основном свя­зано не с денежными, а с затратными факторами, т.е. имеет место инф­ляция издержек. В странах с развитой рыночной экономикой в силу конкурентной борьбы между товаропроизводителями инфляция из­держек создает условия для своего «самопреодоления». В России же этот рыночный механизм еще не получил необходимого развития, а государственная антиинфляционная политика долгое время была ори­ентирована на ограничение спроса, т.е. на денежный фактор инфля­ции. В 2000 г. темпы роста денежной массы были значи­тельно выше темпов инфляции. Так, за первое полугодие 2000 г. рост денежной массы в Российской Федерации составил 18%, а розничные цены повысились всего на 5%. В то же время повышение цен на нефть на мировом рынке может вызвать новый виток инфляции издержек, так как внутренние цены на нефтепродукты возрастут.

Инфляция отражается на всех сферах социально-экономической жизни общества. Так как национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, то она вытесняется иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, что нано- сит народному хозяйству значительный экономический урон: сдержи­вается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффек­тивность государственного контроля за денежными потоками. Насе­ление несет тяжелое бремя эмиссионного налога. Снижение покупа­тельского спроса населения ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими послед­ствиями.

Радикальным способом стабилизации денежного обращения явля­ются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и полити­ческие условия. План проведения денежной реформы, ее содержание зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных возмож­ностей укрепления денежного обращения в стране. Практика знает несколько типов проведения денежных реформ: нуллификация, рес­таврация (ревальвация), девальвация и деноминация.

Нуллификация — ликвидация старой, значительно обесцененной де­нежной единицы и введение новой валюты.

Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания де­нежной единицы.

Девальвация — официальное снижение золотого содержания денеж­ной единицы или ее валютного курса.

Деноминация — укрупнение масштаба цен путем «зачеркивания ну­лей».

Не имея объективных предпосылок для проведения денежной ре­формы, Правительство РФ для укрепления денежного обращения, снижения социально-экономической напряженности в стране предпри­нимало и предпринимает различные антиинфляционные меры. К ним относится прежде всего дефляционная денежно-кредитная полити­ка, направленная на относительное снижение денежной массы в обра­щении, что привело к резкому спаду производства, росту безработицы и хроническим неплатежам. Среди антиинфляционных мер также раз­личают следующие:

• политика доходов, означающая установление параллельного кон­троля за ростом цен и ростом заработной платы. Как свидетельствует практика, такая политика не дает желаемого результата. Как правило, она сопровождается сокращением производства, снижением жизнен­ного уровня населения, ростом дефицита отдельных товаров;

• политика индексации, означающая компенсацию потерь экономи­ческих субъектов из-за обесценения денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату в бюджетных учреждениях, но из-за отсутствия средств это осуществ­ляется нерегулярно и не оказывает существенного влияния на уровень жизни малоимущих слоев населения. Как правило, индексация дохо­дов отстает от роста цен;

• политика стимулирования расширения производства и роста сбе­режений населения. В этом направлении Правительству РФ удалось сделать меньше всего. Более того, были допущены серьезные ошибки, которые свели на нет все попытки правительства стимулировать рост производства в России и организованных сбережений населения.

Проводимая Центральным банком РФ жесткая кредитная полити­ка, направленная на сдерживание роста денежной массы, улучшение ее структуры, привела к тому, что ее величина стала составлять по отно­шению к объему ВВП около 15—17%. По расчетам некоторых экономи­стов, в стране не хватает 28—52 млрд наличных денег и 40—80 млрд без­наличных денег. Не имея возможности привлечь для обслуживания производства дополнительные денежные средства, предприятия расши­ряют практику неденежных расчетов. Размер неплатежей в экономике России (общей просроченной задолженности всеми кредиторами, вклю­чая банки) к началу 2000 г. составил примерно 30% ВВП. В структуре расчетов покупателей с крупнейшими предприятиями в целом по стра­не почти 50% приходится на бартер и денежные суррогаты2. Искусст­венное сжатие инфляционной пружины путем невыплаты заработной платы и перевода 3Д экономики на бартер, векселя, взаимозачеты — это еще не финансовая стабилизация. Оно лишь обострило социально-эко­номическую обстановку в стране и спровоцировало новый виток инфляции. Экономический кризис, разразившийся в августе—сентяб­ре 1998 г., объективно привел к трех, четырехкратному падению рубля.


Заключение


Итак, в настоящее время, если использовать нейтральное опре­деление, то деньги — это средство, позволяющее отделить акт про­дажи от акта купли во времени и пространстве, в противополож­ность бартеру, когда осуществляется непосредственный обмен одного товара на другой. Деньги — это обладающее всеобщей покупательной способностью средство, которое используется для об­мена на товары и услуги, а также при уплате долгов. Современные деньги — это декретные деньги, которые принимаются как деньги, поскольку все их таковыми считают. Гарантией этого является то, что выпускает их только государство. Однако в каком бы обличье деньги ни выступали, уже с глубокой древности ими выполнялись одни и те же основные функции.

Таким образом, инфляция как социально-экономическое явление связана с ростом цен, обесценением национальной валюты и перерас­пределением национального дохода в пользу государства, отдельных групп населения. Первопричиной возникновения инфляции являют­ся диспропорции в воспроизводственном цикле. Поэтому система ан­тикризисных, в том числе и антиинфляционных, мер должна вклю­чать в себя жесткий контроль за величиной денежной массы в обра­щении и ее структурой, составление реального бюджета, снижение государственного долга и всемерные усилия по расширению общественного производства прежде всего за счет мелких и средних пред­принимателей в целях достижения равновесия между спросом и пред­ложением товаров и услуг на потребительском рынке.



Список литературы

1.     Санкт-Петербургские ведомости. // 2004. 25 сент,

2.     Экономика и жизнь. // 2004. № 5. с. 20.

3.     Финансы // 2004 №6 с. 25

4.     Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.:Юрайт, 2002. 222 с.

5.     Собрание законодательства российской федерации № 52 30 декабря 2002 1 часть

6.     ФЗ №120 «о внесение изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений»

7.     Бабич А.М. Финансы: - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 760 с.

8.     Дробозиной Л.А. Финансы – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.

9.     Красавиной Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» г. Москва, «Финансы и статистика», 1994 г.

10. Круглова В.В. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» г. Москва, «Инфра-М», 1998 г.

11. Сабанти Б.М. Теория финансов М.: Менеджер. 2000. 168 с.

12. Сергеев Л.И. Финансы и кредит субъектов Российской федерации. – Калининград, Балтийский институт экономики и финансов, 1999. – 1036с.

13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: - Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.

14. Финансы: Учебник / Под. ред. В.В.Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А. За­харов, 2001.-С. 590-610.

15. Финансы: Учебник / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. -М.: Рос. экон. академия, 2000. - С. 32-50.