Образец анкеты для сбора информации о процессе адаптации молодого специалиста показан в приложении.
Анкета о процессе адаптации заполняли два вновь поступивших сотрудника.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкеты о состоянии профориентации и адаптации персонала
Сбор информации о состоянии профориентации и адаптации в организации следует проводить по результатам обработки специально разработанного вопросника для изучаемой категории работников. Вопросы задаются в следующей последовательности:
1. Укажите срок работы в данной организации.
до 2 месяцев |
от 2 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
|
|
|
|
2. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию.
3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
4. В какие периоды Вам наиболее необходима помощь руководителя?
до 2 месяцев |
от 2 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
|
|
|
|
5. Как часто вам нужна в работе помощь коллег?
до 2 месяцев |
от 2 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
|
|
|
|
6. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками?
до 2 месяцев |
от 2 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
|
|
|
|
7. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?
8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
9. Представьте себе, что по каким-либо обстоятельствам Вы уволились с организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?
Варианты ответов:
- не вернулся бы ни при каких обстоятельствах;
- вернулся бы в самом крайнем случае;
- вернулся бы не очень охотно;
- вернулся бы с удовольствием;
- затрудняюсь ответить;
10. Бывают ли у Вас конфликты:
|
время от времени |
редко |
не бывает |
с руководителем подразделения |
|
|
|
с заместителем руководителя |
|
|
|
с коллективом по работе |
|
|
|
11. Каким образом Вы можете оценить свое отношение к следующим аспектам работы:
Оценка Аспекты |
вполне |
в основном |
в некоторой степени |
совсем не выражены |
1.Стремление к глубокому знанию дел в организации 2 Интерес к делам и перспективам коллектива 3 Внимание к событиям, имеющим прямое отношение к профессиональным обязанностям 4 Стремление принимать самое активное участие в принятии решений 5 Стремление начатое дело доводить до конца 6 Чувство принадлежности к коллективу 7 Активное отношение к окружающим |
|
|
|
|
12. Материальная помощь со стороны родителей
высокая |
умеренная |
отсутствует |
|
|
|
13. Жилищные условия
хорошие |
оставляют желать лучшего |
невыносимые |
|
|
|
14. Интерес к продвижению
перспективу вижу |
перспектива слабая |
перспективу не вижу |
|
|
|
15. В какой мере выражены в Вашей работе следующие факторы?
ОценкаФакторы |
вполне |
в основном |
в некоторой степени |
совсем не выражены |
|
1 |
Обеспеченность работой |
|
|
|
|
2 |
Соответствие работы профессии |
|
|
|
|
3 |
Соответствие квалификации работе |
|
|
|
|
4 |
Разнообразие работы |
|
|
|
|
5 |
Соответствие характера работы способностям и склонностям |
|
|
|
|
6 |
Возможность повышения квалификации |
|
|
|
|
7 |
Информированность о делах коллектива |
|
|
|
|
8 |
Хорошая заработная плата |
|
|
|
|
9 |
Возможность продвижения |
|
|
|
|
10 |
Помощь и поддержка руководителя |
|
|
|
|
11 |
Хорошие отношения с администрацией |
|
|
|
|
12 |
Хорошие взаимоотношения с товарищами по коллективу |
|
|
|
|
13 |
Удачный режим работы |
|
|
|
|
14 |
Удачное рабочее место |
|
|
|
|
16. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?
17. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды?
Кроме этого, в работе предполагается использовать специальную анкету, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.
Таблица 1
«Ключ» для обработки анкеты
Тип восприятия индивидом группы |
||
Индивидуалистический |
Коллективистический |
Прагматический |
1в |
1б |
1а |
2б |
2в |
2а |
3б |
3а |
3в |
4б |
4в |
4а |
5б |
5а |
5в |
6а |
6в |
6б |
7б |
7в |
7а |
8а |
8б |
8в |
9в |
9б |
9а |
10б |
10а |
10в |
Анкета состоит из 10-ти пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте анкеты альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.
По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.
На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 10-ти пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 10. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К», Результаты записываются в виде следующего многочлена:
где
- количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия;
- по «прагматическому» типу восприятия;
- по «коллективистическому» типу восприятия.
Преобладающим считают тип восприятия, набравший наибольшее количество баллов.
Итак, рассмотренную анкету проходили 2 вновь поступивших сотрудника, после проведения теста, получились следующие результаты:
Иванов – 21i + 12m + 22n
Сидоров – 18 I + 9m + 28n
Из данных видно, что оба вновь поступивших сотрудника относятся к типу восприятия индивидом своей группы - «коллективистический», у них наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы.