Содержание

Введение........................................................................................................3

1. Культура и религия................................................................................4

2. Культура Римской республики............................................................4

3. Культура времен Империи...................................................................6

4. Школа........................................................................................................7

5. Литература...............................................................................................7

6. Наука.........................................................................................................10

Заключение..................................................................................................12

Список использованной литературы......................................................14

Введение


Культура Древнего Рима развивалась на протяжении почти тысячелетнего существования его цивилизации.

Начальный этап ее охватывает XIII—III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества — этрусские города, греческие колонии Южной Италии, Сицилии и Лации, на территории которого был в 754—753 гг. до н. э. основан Рим.

 Римская культура изначально формировалась на местной, латинской основе. К концу IV в до н. э. окончательно оформилась латинская письменность, вобравшая в себя элементы греческой и этрусской.




















1.Культура и религия

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культуры предков и священного огня домашний очаг и семью охраняли добрые гении человека — пенаты, а вне дома семью охраняли лары. Почитались маны — духи предков, охранявшие живых родственников и членов семьи. Если же потомки переставали умилостивлять манов, то они превращались в лемуров — злых и мстительных духов. Почиталась капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема, божества первого крика ребенка и первого детского слова, божества бледности, страха, стыда, верности и др. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из множества неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса, бога входа и выхода, начала и конца, Весты — олицетворения благодетельной силы огня, Вулкана — олицетворения его разрушительной силы, Марса — древнего божества солнца, посылавшего плодородие, и бога войны, Сатурна — бога посева, Юпитера — бога дневного света, грозы, облаго-творяющих дождей, Юноны — богини Луны, Орка — бога смерти, божеств плодородия — Либера и Либеры, Дианы, Флоры и др. От этрусков древними римлянами была заимствована Минерва, богиня разума и искусств.

Особое место в раннеримской культуре занимало правотворчество. Поначалу это было архаическое право, закреплявшее устоявшиеся нравы и обычаи, тесно связанные с религиозной сферой. Первым письменным памятником римского права, освящавшим частную собственность и сословное неравенство, были «Законы XII табличек» (сер. V в. до н. э.).


2. Культура Римской республики

Культура Римской республики (111-1 вв. до н. э.) определялась особенностями функционирования и развития римской общины: коллективным характером решения всех политических и военных вопросов, замкнутым характером жизни земледельческих общин, свободой и возможностью сознательного выбора своих действий гражданином полисной общины.

В это время на культуру Римско-италийского союза сильное влияние оказала греческая культура. Это проявилось в религии, философии, литературе. Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни — переводами с греческого.

Первый римский поэт Ливий Андроник (Ш в. до н. э.) был греком, родившимся в г. Таренте. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера. Знаменитый Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н. э.) в философской поэме «О природе вещей» изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Начало римской прозе положил Катон Старший, написавший в начале II в. до н. э. труд «О сельском хозяйстве». Творчество Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.) обогатило многие виды латинской культуры — философию и юриспруденцию, историю и ораторское искусство. Не менее знаменитым писателем той эпохи был Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные, сельскохозяйственные и др. темы. Он — единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

Греческое влияние на римскую культуру сказалось в архитектуре, скульптуре. Многие греческие статуи свозились в Рим после грабежа греческих городов. Один из римских полководцев привез в свое имение после удачного похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур. И это был не единичный пример. В Рим переселялись греческие мастера и скульпторы, что в определенном I  смысле сдерживало развитие собственного искусства. Вместе с тем следует отметить специфически римское культурное явление, возникшее еще в ранний период — формирование науки о праве, юриспруденции. Уже в I в. до н. э. существовала многочисленная юридическая литература, среди которой следует особо отметить 18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сцеволы.

3.Культура времен Империи

Если культура Римской республики представляла собой некое эклектичное соединение различных начал — этрусского, греческого, собственно римского, италийского, то в Римской империи в I—II вв. н. э. зарождается качественно Римская средиземноморская культура. Ведущим условием ее процветания явилось возрастание материально-экономического потенциала империи. Римское общество I—II вв. н. э. было наиболее богатым из всех древних обществ. Это позволило обеспечить благоприятные условия для создания различных культурных ценностей и породило особый социальный слой — античную интеллигенцию. Ее представителями были учителя, грамматики, мастера риторики, философы, скульпторы, поэты и писатели. Причем многие из них были рабами, что подтверждается отсутствием авторства (оно не могло быть подтверждено юридически) многих памятников архитектуры, зодчества и скульптуры эпохи Римской империи. Население Империи характеризовалось высоким уровнем грамотности. Культурные ценности были сосредоточены в городах. Непременной принадлежностью городов были театры, амфитеатры, цирки, стадионы, храмы, термы (бани), библиотеки, площади, украшенные статуями и мозаиками.

Высокий уровень благосостояния жителей Империи позволял вести продуманную государственную политику в области культуры — это касалось создания системы общеобразовательных школ во всех крупных городах, строительства зданий, государственного финансирования известных культурных центров.

С другой стороны, рост благосостояния породил у римской аристократии потребительство, паразитизм, безудержное стремление к материальным благам и развлечениям, что нашло выражение в лозунгах «лови день» или «хлеба и зрелищ».




4.Школа

Система римского воспитания и образования включала три последовательные ступени. Первая, начальная продолжалась 4-5 лет. Это была массовая школа и для совместного обучения мальчиков и девочек с 7 лет. Ученики должны были научиться читать, считать, знакомились с литературой, что зачастую сводилось к заучиванию наизусть стихов Вергилия. Средней ступенью была школа грамматики. В ней изучались пять дисциплин: латинская литература, основы римского права, начала философии, греческий язык: и литература» математика с основами астрономии. Обучение продолжалось 4 года. Высшей степенью была школа ритора, где начинали учиться с 16 лет. В течение 3-4 лет ученики этой сугубо элитарной школы (плата здесь взималась довольно высокая), помимо углубленного изучения указанных выше пяти предметов, осваивали ораторское искусство музыку. Выпускники риторской школы готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Тогда же проводилось высшее специальное образование, обеспечивающее Империю Высококвалифицированными юристами и; врачами.


5.Литература

 При общности греческой, эллинистической и римской литератур (признание космоса в качестве исходной и окончательной реальности, а демонов и богов — как порождения земных сил), обусловленной одинаковыми периодами социального развития в рамках начальных общественно-экономических формаций, римская литература обладала рядом особенностей. Она выступает на историческую арену  позже греческой, которая, несомненно, оказала огромное влияние на римских авторов. Римская литература в определенном смысле сменила приходящую в упадок греческую литературу. Грандиозные масштабы Римской империи наложили огромный отпечаток на литературную форму. По сравнению с греческими образцами произведения римских авторов отличаются большим драматизмом, более трезвым и натуралистичным анализом действительности.

(Выделяют три больших этапа, которые получили условное обозначение как золотой (время Августа, 44 г. до н. э. — 14 г. н. э.), серебряный (I в. н. э.) и бронзовый век (II в. н. э.) римской литературы. При всем разнообразии стилей, еще начиная с периода правления Августа, ей придавался статус официальной, т. е. выражающей не столько интересы общества, сколько интересы существующего режима, литературы.

Римлянин! Ты научись народами править

державно

В этом искусство твое! — налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною

надменных,

так утверждает Вергилий в «Энеиде» ведущую идею Августовского правления, ставшую впоследствии имперской идеей — идею провиденциальной всемирной миссии Рима, создания совершенного общества под эгидой Рима.

Эта же идея величия «вечного города» получила воплощение в зодчестве, архитектуре, скульптуре. Храм всех богов Пантеон строители II в. н. э. перекрыли куполом с диаметром основания свыше 43 м. Этот шедевр строительного искусства был воспроизведен лишь в XIX в. Двухсотметровый фриз, винтообразно обвивающий 40-метровую колонну Траяна, воплотил господствующую эстетическую и концептуальную идею официальной культуры — идею могущества Рима.

Первая половина I в. до н. э. характеризовалась расцветом римской литературы, которая вышла за пределы аристократических кружков и распространилась среди широких слоев населения благодаря риторическим школам и популярным философским трактатам.

Огромное влияние на умы римлян оказал выдающийся оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). В его произведениях находит выражение новый культурный идеал человека, соединяющий риторическую и философскую образованность. Способами социального действия Цицерон считал красноречие как способ ведения общественной борьбы и поэзию как средство ухода от общественного кризиса в личную жизнью.

Красота в природе и искусстве, целесообразность в живой природе является предметом рассуждений в ряде произведений Цицерона. Красота космоса и природы является образцом для человеческого подражания. Природа — «мастер всего». Красота появляется лишь там, где природа обращена на пользу человека и становится предметом искусства, а потому жестокость никогда не может оказаться прекрасной, так как в ней нет ничего полезного для человека.

Полезность, красота, целесообразность — вот те критерии, которые Цицерон использует в трактате «Об ораторе» при осмыслении человеческого бытия: «Но так уже устроила с непостижимым совершенством природа: как во всем на свете, так и в человеческой речи наибольшая польза обыкновенно несет в себе и наибольшее величие и даже наибольшую красоту».

Цицерон был не только выдающимся писателем но и знаменитым судебным оратором. В одной из своих речей в суде Цицерон говорит об экзекуции, которой  был подвергнут без постановления суда римский гражданин Гавий. Его секли на площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я — римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую наконец ему возвратили!» 1, с. 258  В другой речи патетика сменяется жалостью к обвиняемому: выступая на суде в защиту некоего Флакка, он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.

Эпоха принципата, наступившая с началом правления первого принцепса Октавиана Августа (30—27 гг. до н. э.), была связана с творчеством целой плеяды писателей. В литературный кружок Мецената входили Вергилий, Проперций, Гораций и др. В кружок Корвина Мессалы входили Овидий, Тибулл и другие элегики. Для них новая эпоха предстала эпохой искупления грехов предков. Чертами эстетического идеала произведений писателей эпохи Августа были монументальность, гармония, величие. В оде «К Лицинию» Гораций, например, призывает к достижению «золотой середины»:

Тот, кто золотой середине верен,

Мудро избежит и убогой кровли,

И того, в других что питает зависть,

Дивных чертогов.

Чаще треплет вихрь великаны-сосны,

Тяжелей обвал всех высоких башен.

И громады гор привлекают чаще

Молний удары.

Если Цицерон видел идеал человека в ораторе, соединяющем дар философствования и словесного искусства, то Гораций — в поэте.


6.Наука

На фоне расцвета литературы 86

периода Римской империи достижения науки этого времени не столь ярки.

Знаменитая дидактическая поэма Тита Лукреция Кара (98—55 гг. до н. э.) «О природе вещей» — не научный трактат, а произведение поэта-мыслителя, который пытался в эпоху гражданской смуты в Риме путем рассмотрения природы освободить людей от предрассудков и от страха перед смертью и перед богами. Его произведение “Принципат”форма рабовладельческой монархии, возникшая в I в. до н. э. в Древнем Риме, при которой лишь формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически единоличным правителем, формально считался только первым (принцепсом) среди сенаторов.

“Принципат” является одним из достоверных источников для изучения эпикурейской философии и атомизма. Атомизм у Лукреция не только выражает его материалистическое мировоззрение, но и выступает как некая мировая фатальная сила, способная раздавить беспомощную индивидуальность. Благодаря этой фатальной силе даже «из недр красоты поднимается какая-то горечь, которая душит среди самых цветов». Фатализм проявился и в описании Лукрецием афинской чумы в начале Пелопоннесской войны — апофеозе бессилия человека перед могуществом космических сил.

Культурой эпохи Империи были восприняты и развиты достижения культуры греческого полиса в сельском хозяйстве, военном деле и строительстве. Например, известный римский государственный деятель и полководец Марк Порций Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) в своем трактате «Земледелие» давал лаконичные рекомендации: «Что значит хорошо возделывать поле? — Хорошо пахать. — Что, во-вторых? — Пахать. — Что, в-третьих? — Унавоживать». 2, С. 41

Если римская наука не получила в этот период значительного развития, то архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Древнего Рима и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян и было одним из важнейших средств разумной организации жизни. Поэтому первостепенное значение придавалось практицизму и реалистичности, а не фантазии, описательности и философским обобщения.


Заключение

Понятие «культура» в период античности было достаточно многозначным. Кроме главного значения — «возделывание, обработка земли», культура — это облагораживание, воспитание, обучение. В период римской античности при обозначении какой-либо сферы человеческой деятельности о культуре всегда говорили с дополнением в родительном падеже: культура духа, культура ума и т. д.

Использование термина «культура», обогащение его содержания римлянами было подготовлено во многом наличием подобных терминов в греческой философии.

Например, «пепайдевмос» вполне можно перевести не только как «образованный», но и как «культурный». «Говоря коротко, я утверждаю, — писал Фукидид, — что наше государство — культурный центр Эллады». В греческой философии понятие культуры выражалось также с помощью термина «мусике», «мусикос» («воспитательница души» у Платона). Для обозначения культурного, образованного человека греки употребляли также слово «хелле-нос» (эллин). Это понятие служило противопоставлению образованного грека «варвару» — представителю необразованного, дикого народа; о жизни этих народов греки накопили множество ценных сведений.

Использование в латинском языке слова «культура» для обозначения процесса воспитания, «обработки» человека, его души (духа) имеет давнюю традицию. Так, уже Плутарх в трактате «О воспитании» сравнивает землевладельца, обрабатывающего землю, с воспитатёлем, который направляет ум человека. Этот? трактат на древнегреческом был известен римлянам и переведен на латынь.

Выделение слова «культура» в отдельную лексическую единицу и трансформация его в понятие «культура» — длительный исторический процесс, охватывающий огромный промежуток времени. Потребовалось много столетий, прежде чем завершился семантический переход от «возделывания вообще», от «культивирования чего-то» к «культуре» как самостоятельному понятию. В период античности не существовало самостоятельного понятия «культура», тем более — идеи культуры как связи поколений.

Античная культура явилась основой формирования сложной средиземноморской цивилизации, которая, в свою очередь, ассимилировала культурные достижения входящих в Римскую империю народов. Этот средиземноморский цивилизационный «котел», действующий в течение I—II вв., явился прообразом европейской культуры более позднего времени.
























Список литературы

1.     Античная литература./ - М., 1986г.

2.     Катон Марк Порций/ Земледелие/ М.-Л., 1950г.

3.     Драч Г.В./ История мировой культуры/ Ростов н/Д: Феникс, 2000г.

4.     Шпенглер Освальд/ Закат Европы: Феникс, 1998г.

5.     Гриненко Г.В./ Хрестоматия по истории мировой культуры/ М.:Юрайт, 1998г.