Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Сущность понятия контроля качества аудиторской деятельности... 4
2. Виды аудита и влияние его на качество аудиторских услуг.............. 8
3. Виды контроля качества аудита........................................................... 11
4. Внутрифирменные стандарты и качество аудиторской проверки.. 14
Заключение.................................................................................................. 20
Список литературы..................................................................................... 22
Введение
С того времени, как в России возник и начал развиваться аудит, заинтересованные лица обсуждали проблемы его качества, меры по обеспечению этого качества, а также ответственность аудиторов в случае несоблюдения его критериев.
В настоящее время возрастает значение качества аудита и его оценки со стороны непосредственного заказчика. При определении качества аудита, как нам представляется, следует исходить из сути аудита как вида предпринимательской деятельности. В этой связи необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора, но эти условия не должны противоречить положениям законодательства об аудиторской деятельности. Иными словами, клиент не должен диктовать, какими способами и методами аудитор будет проводить проверку, в то же время заказчик вправе конкретизировать объем аудита, не выходя за рамки положений аудиторских правил (стандартов). Во-вторых, в договор на проведение аудита невозможно включить все положения, касающиеся подходов к организации и проведению проверки, хотя это необходимо для понимания клиентом сути аудита. Кроме того, договор не может содержать подробное описание специальных заданий заказчика в отношении исследования отдельных статей бухгалтерской отчетности или показателей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому возникает необходимость в составлении дополнительных регламентирующих документов (технических заданий).
1. Сущность понятия контроля качества аудиторской деятельности
Напомним, что в течение нескольких лет Европейское сообщество поступательно продвигалось по пути повышения требовательности к профессии, усиления контроля за качеством аудиторских услуг. При этом, думается, шаг за шагом будет повышаться роль российских аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в отношении своих членов. Профессия постепенно сможет самостоятельно очищаться от негативных явлений. Одновременно будут уходить элементы контроля, введенные со стороны государства в настоящих условиях в качестве временной, но необходимой меры.
Назовем новейшие мероприятия в сфере регулирования аудиторской деятельности. Минфином России согласован с Минимуществом России Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 г. N 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий". При осуществлении аудиторских проверок государственных унитарных предприятий наиболее отчетливо подтверждается единство форм и методов проведения аудита и ревизии при одновременном различии целей их проведения, а также необходимость осуществления контроля за организацией процесса аудита в целом.
Данным порядком в качестве основных условий участия аудиторской организации в конкурсном отборе представлены: работа на рынке аудиторских услуг не менее 3 лет, наличие не менее 5 аттестатов аудиторов, соблюдение действующих российских стандартов аудита,своевременное и качественное предоставление отчета согласно приказу N 69н.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N П13-1223 Департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России были организованы подготовка и сбор предложений, касающихся контроля за соблюдением организациями (которые подлежат обязательным ежегодным аудиторским проверкам) требований постановления Правительства Российской Федерации от 7.12.94 г. N 1355 "Об основных критериях (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной бухгалтерской проверке". Эта работа осуществлялась при взаимодействии с территориальными органами МНС России и Федеральной службы налоговой полиции, а также с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании представленных материалов можно сделать вывод, что в регионах с достаточным вниманием относятся к проблеме проведения обязательных аудиторских проверок. В качестве причины, из-за которой не все организации, подлежащие обязательным ежегодным аудиторским проверкам, их проводят, наиболее распространенной и значимой обычно указывается отсутствие отлаженного механизма контроля и ответственности.
В подавляющем большинстве представленных предложений подчеркивается, что обязательные аудиторские проверки целесообразно проводить при представлении организациями годовой бухгалтерской отчетности в территориальные налоговые органы. При этом наиболее эффективным средством для обеспечения проведения организациями обязательных аудиторских проверок могло бы стать направление налоговыми органами исков о взыскании штрафов в соответствующие суды, что установлено п. 7 Временных правил. Ввиду значительного размера этих штрафных санкций их взыскание стало бы вполне действенным рычагом контроля за проведением обязательных аудиторских проверок.
Следует заметить, что письмом Госналогслужбы России от 3.02.98 г. N ВК-6-16/76 "О взыскании штрафов в случаях уклонения экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок" на территориальные налоговые органы возложены функции по предъявлению в арбитражные суды исков о взыскании данных штрафов. Однако информацией о том, были ли в каком-либо регионе Российской Федерации в период с 1998 г. по настоящее время предъявлены иски, и если были, то какие решения были приняты судебными органами, Минфин России не располагает. Недавно получена информация о том, что Кубанской палатой аудиторов и Управлением МНС России по Краснодарскому краю принято совместное решение о подаче исковых заявлений на акционерные общества, которые в 1999 г. не прошли обязательный аудит. Это, на наш взгляд, представляет достойный внимания шаг.
По нашему мнению, контроль за проведением обязательного аудита был бы вполне результативным, если бы территориальные налоговые органы проявляли большую активность при установлении организаций, подлежащих обязательному аудиту. В случае непредставления ими в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения была бы возможна подача исковых заявлений в соответствующие судебные органы. В качестве дополнительного стимулирующего фактора для местных органов власти в решении данного вопроса можно было бы предложить разделить зачисление указанных штрафных санкций между федеральным и местными бюджетами, внеся изменения в абзац 4 п. 7 Временных правил и другие законодательные акты.
В этой связи представляется целесообразным принятие поручения Правительства Российской Федерации МНС России при взаимодействии с Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить внесение дополнения в п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 (в ред. от 8.07.99 г.) "О налоговых органах Российской Федерации" в части наделения налоговых органов Российской Федерации правами по предъявлению исков в арбитражные суды или суды общей юрисдикции в отношении организаций, уклоняющихся от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствующих ее проведению. Необходимо также разработать и утвердить ведомственный нормативный правовой акт (с последующим представлением его на государственную регистрацию в Минюст России), устанавливающий порядок взыскания штрафных санкций в случаях уклонения организаций от проведения обязательных аудиторских проверок.
2. Виды аудита и влияние его на качество аудиторских услуг
Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Охарактеризуем их с позиции контроля за качеством аудиторских услуг.
Внешний (финансовый) аудит проводится для контроля за внешней (финансовой) деятельностью предприятия. Его основная цель - составление мнения о достоверности информации, представленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.
Внутренний аудит направлен на производственную деятельность предприятия. Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors) дает следующее определение: "Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей фирме данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок".
Внутренний аудит имеет следующие особенности:
-проводится внутри организации ее служащими (аудиторами);
-организуется по желанию руководства фирмы;
-информация, образуемая как результат внутреннего аудита, как правило, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала;
-затраты на проведение внутреннего аудита берет на себя фирма.
Таким образом, служба внутреннего аудита создается для того, чтобы с его помощью организация могла успешно конкурировать на рынке. Фирма изыскивает средства, чтобы "выжить" и получить прибыль, в противном случае неминуемо банкротство. Поэтому она заинтересована в эффективной работе внутренних аудиторов и постоянно сопоставляет, какую пользу она получает от их деятельности и какие затраты несет на их содержание.
Управленческий аудит - это изучение деловых операций в целях выработки рекомендаций по рациональному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики организации. Он помогает руководителям в выполнении их функций и приводит к повышению прибыльности организации. Управленческий аудит является частью внутреннего. Он определяется как вид консультационных услуг, оказываемых клиенту для повышения эффективности использования его ресурсов и достижения намеченных целей, и выполняется независимыми фирмами дипломированных общественных бухгалтеров и аудиторов или внутренними аудиторами, имеющими соответствующую квалификацию. Однако цель его проверки существенно отличается. Для внутреннего аудита характерно то, что основная цель проверки близка к цели внешнего аудита и связана с оценкой достоверности отчетности. Но в отличие от внешнего аудита, когда высказывается мнение аудитора по этому поводу, при внутреннем аудите необходимо подтверждение достоверности отчетности.
Следовательно, при внутреннем аудите аудитор берет на себя ответственность за последствия в иной форме, чем при внешнем. Ошибки внутреннего аудитора, если они существенны (материальны), могут привести к отстранению его от работы или к другим административным решениям. Аналогичные ошибки внешнего аудитора могут вообще остаться без последствий. И только при нанесении серьезного ущерба клиенту могут иметь место последствия в форме утраты его репутации или соответствующих финансовых санкций по решению арбитражного суда.
При внутреннем и внешнем аудите применяются аналогичные методы, например анализ систем внутреннего контроля и проведение выборочных проверок при аудиторском тестировании. Кроме того, внутренние и внешние аудиторы при проверках используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности.
Следует отметить, что качество аудита как внешнего, так и внутреннего зависит от обеспечения документального оформления его процессов, аналитических процедур и грамотной разработки внутрифирменных стандартов, что позволяет повысить эффективность аудиторских проверок и избежать ошибок при проведении аудита.
3. Виды контроля качества аудита
Контролю качества аудита посвящено правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.98 г. (протокол N 4). Этот стандарт состоит из четырех разделов: общие положения; функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы в ходе конкретной аудиторской проверки.
Различают два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.
Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предварительный внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право занятия аудиторской деятельностью, текущий и последующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.
В связи с организацией системы внешнего контроля качества аудита возникает вопрос о том, каким образом должны финансироваться такие проверки. Проверки, осуществляемые общественными объединениями аудиторов, могут финансироваться за счет их членских взносов. При этом непонятно, кто будет проверять аудиторские фирмы, которые не являются членами аудиторских объединений и, в частности, вообще не считают нужным входить в какие-либо объединения. В других случаях логично было бы проводить проверки за счет проверяемых, так как за аудит, на наш взгляд, обязан платить тот, кого аудируют. Однако очевидно, что такие вопросы должны быть решены в законодательном порядке.
Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторских фирм, поэтому он называется также внутрифирменным.
В третьем разделе правила (стандарта) содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской организации.
Система контроля качества для разных аудиторских организаций может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:
-размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;
-наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;
-экономической эффективности применяемой системы контроля качества.
Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
-соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
-укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
-поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
-выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
-получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
-разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;
-осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;
-принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника. Для качественного выполнения работы в ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:
-до начала аудита были утверждены руководитель и старший аудитор конкретной аудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте "Планирование аудита";
-руководитель и старший аудитор проанализировали профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировали работу, которая может быть им поручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненных работ.
4. Внутрифирменные стандарты и качество аудиторской проверки
Повышение качества аудиторской деятельности - важная задача аудита на ближайшую перспективу. Одним из основных путей ее решения является разработка внутренних методик аудита, рабочей документации, т.е. внутрифирменных стандартов. Крупные аудиторские фирмы имеют такие методики, являющиеся их интеллектуальной собственностью и не доступные для широкого пользования аудиторами-практиками. Разработкой внутрифирменных стандартов могут заниматься только высококвалифицированные специалисты. Этот процесс является довольно трудоемким. Его можно охарактеризовать как научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для ведения аудиторской деятельности на достаточно высоком профессиональном уровне. При самостоятельной разработке фирмой таких внутренних документов совмещение ведущими специалистами текущей аудиторской деятельности и исследовательских изысканий представляется весьма проблематичным.
Мелкие и средние аудиторские фирмы, как и индивидуальные аудиторы-предприниматели, в основном не имеют реальной возможности проводить такие работы параллельно с основной деятельностью. В основе их работы лежат опыт и интуиция, что не может являться полной гарантией высокого качества аудиторских проверок.
Применение внутрифирменных стандартов позволит аудиторским фирмам:
неукоснительно соблюдать требования действующих аудиторских правил (стандартов);
снизить трудоемкость аудиторских проверок на отдельных участках проверки, полностью разработанных в виде рабочих таблиц и требующих только их заполнения по представленным к проверке первичным документам;
шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов;
улучшить качество аудиторской деятельности;
увеличить объем выполняемых аудиторских работ;
изменить структуру аудиторской фирмы;
сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.
Таким образом, применение фирмой внутренних методик является основой ее дальнейшего профессионального роста, повышения рейтинга и конкурентоспособности на рынке аудиторских услуг.
В настоящее время вопрос о разработке внутрифирменных стандартов считается весьма существенным для всех аудиторских фирм и аудиторов. По прогнозам ведущих специалистов в области аудита, он будет еще более актуальным, так как без внутрифирменных стандартов аудиторским фирмам и аудиторам не обойтись.
Разработка внутрифирменных стандартов должна базироваться на аналитических процедурах аудита. Они представляют собой программу аудита, в которой должны быть определены его цели, задачи и методика проведения в форме системы документального обеспечения процессов аудита и методики применения его стандартов.
Система документального обеспечения процессов аудита и методика применения стандартов аудита, на наш взгляд, должны включать следующие основные блоки внутрифирменных стандартов:
1-й блок - методики по внутренней структуре фирмы и технологии организации ее деятельности;
2-й блок - методики по реализации требований аудиторских правил (стандартов);
3-й блок - программа (совокупность методик) проведения аудита по разделам аудита.
Все эти блоки связаны между собой, однако в зависимости от категории и финансовых возможностей аудиторской фирмы они могут применяться отдельно. В общий состав каждого внутрифирменного стандарта должен быть включен типовой перечень процедур. При составлении плана проверки конкретного предприятия аудитору достаточно выбрать методики, необходимые для работы. Например, укрупненный план такого стандарта может выглядеть следующим образом:
1. Перечень аудиторских процедур.
2. Анкета-вопросник или тесты по разделу аудита.
3. Рабочие таблицы.
4. Рабочие документы аудитора.
5. Консультант аудитора.
Наибольший интерес для практической работы аудиторов представляет 3-й раздел "Рабочие таблицы". Он включает методики по аудиту различных разделов бухгалтерского учета и правового обеспечения деятельности предприятия-клиента, т.е. самой трудоемкой части работы аудитора. При составлении методик в форме "рабочих таблиц" применяются бухгалтерский, юридический, специальный и отраслевой подходы.
Бухгалтерский подход - разработка методик проверки по разделам бухгалтерского учета. К таким методикам, в частности, относятся:
-аудит денежных средств и денежных документов (кассовые операции, расчетные счета в банках);
-аудит дебиторской и кредиторской задолженности (аудит расчетов: по авансам выданным и полученным; по претензиям; с покупателями и заказчиками; с поставщиками и подрядчиками; с бюджетом; с внебюджетными фондами; с персоналом по оплате труда и по прочим операциям; с учредителями и др.);
-аудит инвестиций (финансовые вложения, ценные бумаги и др.);
-аудит запасов и затрат (учет производственных запасов, материалов, МБП, незавершенного производства, товаров, готовой продукции и др.);
-аудит имущества (основные средства; нематериальные активы; капитальные вложения);
-аудит себестоимости (аудит формирования себестоимости и аудит правомерности включения затрат на себестоимость на основе первичных документов, оформленных должным образом);
-аудит реализации (аудит формирования реализации и аудит правомерности отнесения на статью "реализация" доходов, подтвержденных первичными документами).
Юридический подход - разработка методик проверки правового обеспечения деятельности предприятия-клиента. К ним относятся:
-аудит капитала (уставный капитал, учредительные документы, добавочный капитал и документация по его формированию);
-экспертиза договоров по финансово-хозяйственной деятельности;
-соблюдение налогового, гражданского, валютного, таможенного законодательства и др.
Специальный подход - разработка методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками. В частности, к ним относятся:
-аудит субъектов малого предпринимательства;
-аудит предприятий с иностранными предприятиями (иностранным капиталом);
-аудит представительств.
Отраслевой подход - разработка при проведении аудита специализированных предприятий (например, объектов цветной и черной металлургии, химической, нефтяной и газовой промышленности, строительства и т.п.) специализированного перечня процедур, характерного для этих отраслей, который должен включаться в состав методик.
Основой методик 2-го раздела "Анкета-вопросник или тесты по разделу аудита" по каждому участку аудиторской проверки является единая типовая схема, включающая следующие подразделы:
1. Перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения по данному участку бухгалтерского учета (счета).
2. Описание альтернативных решений в случае их наличия.
3. Состав первичных документов по счету.
4. Регистры аналитического учета по бухгалтерскому счету.
5. Регистры синтетического учета по бухгалтерскому счету.
6. Бухгалтерская отчетность, в которой отражается ревизуемый участок бухгалтерского учета (бухгалтерский счет).
7. Классификатор возможных нарушений по рассматриваемому участку (счету) со ссылкой на нормативную базу.
8. Дешифратор типовых нарушений со ссылкой на нормативную базу.
9. Анкета-вопросник или тесты для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки.
10. Перечень аудиторских процедур, проверяемых при проверке данного участка (счета).
11. Последовательность выполнения аудиторских процедур, план проверки по каждому синтетическому счету.
Основой методик 5-го раздела "Консультант аудитора" являются следующие подразделы:
1. Аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методические уточнения.
2. Нормы, ставки, индексы.
3. Справочник по бухгалтерскому учету.
4. Бухгалтерская отчетность (формы).
5. Справочник по вопросам финансового анализа.
6. Справочник по налогообложению.
7. Формы налоговой отчетности (налоговые декларации и расчеты по налогам).
8. Информационный обзор. Дайджест за каждый месяц года.
Таким образом, система документального обеспечения процессов аудита и методика его проведения позволяют систематизировать выполнение аудиторских процедур, начиная с предварительного изучения клиента и заканчивая оформлением аудиторского заключения, а наличие внутрифирменных стандартов - осуществлять проверку деятельности аудиторской фирмы, а также проводить ревизию бухгалтерии предприятия.
Заключение
Таким образом, международный опыт свидетельствует о том, что контроль действий аудиторов со стороны корпоративных аудиторских комитетов является действенным средством повышения полезности информации, содержащейся в аудиторском заключении, для потребителей. В России практика организации аудиторских комитетов только зарождается. По нашему мнению, их создание целесообразно по следующим причинам.
Во-первых, работа аудиторского комитета может обеспечить соблюдение интересов аудируемого лица при проведении аудита, в том числе обязательного, поскольку требования к аудиторской организации будут выдвигаться компетентными специалистами в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, не зависимыми от руководства аудируемого лица и функционирующими в интересах заинтересованных пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В состав комитета по аудиту в соответствии с существующими рекомендациями не включаются представители менеджмента, что позволяет надеяться на объективность результатов деятельности комитета. Кроме того, комитет по аудиту может анализировать и подробно обсуждать процесс подготовки отчетности компании, контролировать деятельность и результаты работы независимых аудиторов и служб внутреннего аудита, проводить анализ финансовой отчетности и раскрываемой в ней информации, экспертизу средств управления рисками.
Во-вторых, комитет по аудиту может усилить независимость внешнего аудита. У внешнего аудитора появляется уверенность в том, что он будет с готовностью выслушан в случае расхождения его мнения с мнением администрации предприятия.
В-третьих, существование комитета по аудиту будет способствовать повышению статуса и объективности службы внутреннего аудита, являющейся частью системы внутреннего управления и подчиняющейся генеральному менеджеру. Могут возникать ситуации, когда рекомендации внутреннего аудитора встречают сопротивление со стороны менеджера, однако регулярный доступ к комитету по аудиту может помочь внутреннему аудитору преодолеть подобное сопротивление.
Из сказанного следует, что регулирование качества аудита заказчиками может быть организовано, например, в следующих направлениях:
- организация конкурсов на проведение как обязательного, так и инициативного аудита;
- разработка технических заданий, являющихся приложениями к договорам на проведение аудиторской проверки и соответствующих требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- осуществление контроля за выполнением аудиторами условий технических заданий;
- создание аудиторских комитетов, осуществляющих контакты с аудиторами и контролирующих их работу в пределах, установленных законодательством.
Выполнение предложенных мероприятий позволит повысить качество аудиторских проверок и укрепить доверие к результатам аудита со стороны заказчиков и других заинтересованных пользователей.
Список литературы
1) Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Внутрифирменный контроль качества аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
2) Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие. – М.: Москва, 2002. – 429 с.
3) Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 576 с.
4) Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2000.
5) Внешний контроль за качеством аудита (Е.М. Гутцайт, "Аудиторские ведомости", N 4, 5, 6, апрель - май 2004 г.)
6) Влияние на качество услуг аудиторов (С.В. Панкова, И.В. Иванникова, "Аудиторские ведомости", N 10, октябрь 2003 г.)
7) Внешний контроль качества аудиторских проверок - проблемы, цели и перспективы развития (А.И. Митин, "Аудиторские ведомости", N 8, август 2002 г.)
8) Принцип существенности в аудите: качественный и количественный аспекты (Е.А. Мизиковский, Е.Б. Субботина, "Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2000 г.)
9) Об организации внешнего контроля качества аудита (С.В. Панкова, "Аудиторские ведомости", N 2, январь 2000 г.)
10) Аудит в России: вопросы повышения качества услуг и правовое поле (А. Крикунова, "Финансовая газета", N 36, сентябрь 2000 г.)
11) Качество аудиторских услуг: организация контроля (Д. Пахомов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 2001 г.)
12) Как проверить качество аудита (Н.А. Ремизов, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2001 г.)