Содержание

 

 

 

 

Введение.. 3

1. Понятие политических партий.. 4

2. Роль партий в политической системе.. 8

2.1 Функции политических партий. 8

2.2 Политическая борьба, как средство власти. 10

3. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы    11

Заключение.. 17

Список литературы... 18

Контрольные задания.. 19

Задание №1. 19

Задание №2 (тесты) 20

 

Введение

В различных политических системах, существовавших в исто­рии, люди организовывались в целях защиты своих особых интере­сов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху антично­сти, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения. Одна­ко лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализи­рованные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти.

Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с госу­дарством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "са­мой политической" из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат предметом теоретической полемики относи­тельно ее происхождения и роли в политическом процессе. Воз­никают ли партии вследствие воплощения естественного для че­ловека духа противоречия (Гоббс) или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободно­го выбора человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека (М. Я. Остро­горский) или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) - все это и сегодня является предметом го­рячих дискуссий и поэтому актуально.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия и роли политических партий.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-              Дать понятие политической партии и рассмотреть ее особенности;

-              Раскрыть роль партий в политической системе общества;

-              Рассмотреть достоинства и недостатки многопартийной и однопартийной системы.

1. Понятие политических партий

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация которая борется за   власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоёв или групп и предназначена для их социального просвещения и предания их действиям по защите интересов целенаправленного и организованного характера, отстаивания их интересов в системе политических интересов и институтов. Главная цель деятельности политических партий - это защита социально-политических интересов определённых групп населения. Ради этого и ведётся борьба за завоевание и удержание влияния, а также установления связей между обществом и государством.[1]

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX в. В настоящее время в России действует более шестидесяти партий. Они имеют статус региональный и республиканский. Они отличаются по истокам и генезисам. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны  партийной дисциплиной.

Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят  взносы.

Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии),   а для того, чтобы считаться членом такой партии достаточно, чтобы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

Существуют ещё классификации пот множеству других критериев:

1.  по целям и программным установкам;

2.  по формам организации;

3.  по методам деятельности;

4.  по социально-классовым критериям.[2]

В современном мире выделяется множество типов:

1. Идеология, программа и политика которой направлена на утверждение и совершенствование различных форм социальных отношений в рамках техническо-научного буржуазного пост индустриального общества. По способам достижения программ, целей выделяющихся в этой группе: правоконсервативные; центристские; либерально-реформаторские.

Ранее партии защищали интересы банкиров, промышленников и т.д. в настоящее время они вынуждены защищать интересы не только высоко доходных групп, но и трудящихся масс, наёмных работников ибо без их поддержки невозможно победить на выборах либо сохранить позиции в системе. Многие из них превратились в общественные политические движения.

2. Партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса: коммунистические партии; социалистические партии; социал-демократические партии; лейбористские партии.

Достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реальной демократии. Защита наёмных работников от социального угнетения и эксплуатирования, преодоление отчуждения работников от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства в рамках смешанной экономики. Установление демократического контроля над развитием национального хозяйства. Они за ненасильственный мир. Эта партия неоднородна. Среди них выделяется партии правого полка, которые близки к курсу буржуазно-либеральных партий. Центристские, левоцентристские - они провозгласили своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, т.е. множественность точек зрения, идеологий, программ и доктрин; смешивая экономику, в которой приоритет за крупным капиталом, крупными предприятиями. В основном эти партии социалистические. Они взяли марксизм за свою основу. Леворадикальные партии - Российская рабочая партия, Социалистическая партия трудящихся. Они опираются на марксистскую концепцию социализма в неизменном виде без учёта реалий сегодняшнего дня. Партии авангардного типа появились в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования при поступлении в партию, а также детальная регламентация их деятельности внутри структуры партии, строгая партийная дисциплина. Если такая партия приходит к власти, то она превращается в номенклатурную партию. Партии, предназначенные для избирательных кампаний. Эти партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов, они формируются на основе добровольных пожертвований частных лиц, корпораций, общественных организаций, ассигнований госбюджета. Чтобы принадлежать к таким партиям, достаточно поддержать на выборах их кандидатов. Эти партии активизируют свою деятельность в период выборов в государственный аппарат. Функции парламентских партий схожи с функциями предыдущей партии:

1.     разработка стратегических и тактических избирательных программ, реализации которых они будут добиваться;

2.     изучение общественного мнения в различных регионах и в стране в целом;

3.     оценка формирования неформальных лидеров;

4.     подбор, выдвижение кандидатов, их подготовка к участию в избирательной кампании, к деятельности в системе государственных органов в случае победы;

5.     идеологическая и организационная работа по обеспечению победы кандидатов на выборах;

6.     решение технологических и финансовых проблем, связанных с выборами;

7.     организация противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам;

8.     контроль за деятельностью избранных депутатов, их фракций в парламенте, в местных органах.[3]

Эти партии имеют компактную организационную структуру, они допускают фракционную деятельность внутри себя. Огромную роль здесь играет партийная элита и фракция в парламенте.

Партия-община (партия-клуб) - это массовая организация, где граждане объединяются не по принадлежности к какой-либо политической платформе, а схожи и по общим взглядам и интересам, чтобы удовлетворить потребности в общении, поговорить на близкие темы. Многие из этих партий становятся активными субъектами политики. Здесь минимум штатных работников, но их численность увеличивается в период предвыборной кампании. Активные граждане работают на общественных началах.

Карманные партии - это небольшие организации, которые создаются несостоявшимися лидерами, под их программой для реализации их эгоистических интересов. Они не имеют строго очерченной социальной базы. Члены находятся под жестоким контролем и влиянием со стороны лидера.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и  имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько  отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии  различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

2. Роль партий в политической системе

2.1 Функции политических партий

Политическая Система Общества - профсоюзы и др. организации и движения, преследующие политические цели, а так же нормы, политические традиции и установки.

Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова (о политической организации общества), чтоб учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных структурах, но и находящихся в аппозиции к существующим на данный момент властям.  В условиях современного капитализма механизму диктатуры монополий рабочий класс и др. трудящиеся противопоставляют свои политические организации, прежде всего коммунистические и рабочие партии.

Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. В классовом обществе борьба между враждебными классами неизбежно становится борьбой политической.

"Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы  классов является борьба партий " - В.И.Ленин.

Наиболее реакционной и агрессивной из всех буржуазных партий являлась  Гитлеровская фашистская партия (национал - социалистическая партия Германии). Эта партия является примером партий культа личности. В СССР  аналогичной ей была КПСС. Хотя КПСС задумывалась, как партия для изменения страны в лучшую сторону.

Если бы к власти не пришел И.В.Сталин то изменения задуманы В.И.Лениным возможно бы свершились. И сейчас Россия если бы не обгоняла, то шла бы на уровне развития стран Западной Европы и США. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями.  Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить  интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать  победу на демократических выборах.

Организация избирательного процесса - важная но далеко не единственная функция партии. Еще одна важная функция партии - отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей.[4]

И, наконец, важнейшая функция партий в современном демократическом  обществе - служить началом связи между гражданским обществом и государством.  Политическое партнерство - это вид взаимоотношений между субъектами политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем  или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.

В настоящее время, основными типами партийных систем являются: двухпартийная и многопартийная системы. Политическая система - часть политической  сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих  власть, управление делами общества, регулирование отношений между социальными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок.

2.2 Политическая борьба, как средство власти.

Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.[5]    Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки,  так и степени остроты взаимоотношений между субъектами. Высшим проявлением борьбы является гражданская война. Мирный характер борьбы - парламентская деятельность. По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей  степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных   форм политической борьбы растущую роль играет идейная борьба,   борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный   выбор, борьба предвыборная и внутрипарламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры, стоящие во главе партии.

В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев   общества.

3. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы

Многопартийность - необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтерна­тивность мышления и действий. Ритуальная многопартийность, су­ществовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями права вы­ражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть многопар­тийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальная "многопартийность" - одна из причин кризиса полити­ческой системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог И.Клямкин отмечает, что "...монопольно правящая партия может лишь начать реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по мере ослабления механиз­мов тоталитарного контроля над обществом... обнаруживается незаконность партийных структур и невозможность ...осуществлять функции власти. В такой ситуации недопущение к власти других поли­тических сил - партий, движений - и эволюция в сторону многопартий­ной системы неизбежны".

Уже в 1990 году более 20 партий образовалось в Чехословакии, около 100 политических группировок - в Польше, свыше 60 -в Болгарии, свыше 50 - в Венгрии, более 100 - в Румынии. По некото­рым данным, в странах СНГ существует более 500 партий, около 10 тысяч политических клубов и организаций местного значения.[6]

Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, от­сутствием сильных и авторитетных партий общенационального мас­штаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократиче­скими методами; сложностью национальной структуры; неопределен­ностью форм государственного устройства и т.д.

Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свиде­тельствует о наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше заботятся о включении своих представите­лей в государственные структуры, чем о выражении и защите интере­сов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены произне­сением речей, проведением встреч, чем практической политической работой.

В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализиро­вал один из политологов России Б.Чичерин. К позитивным сторонам многопартийности он относил:

-             всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников;

-             существование оппозиции, не прощающей промахов, сдержи­вающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

-             воспитание в партиях организованности, дисциплины, необ­ходимых для победы над конкурентами;

-             выявление и выдвижение в политической борьбе действитель­но даровитых людей.[7]

При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодли­вости.

Негативное в многопартийности Б.Чичерин видел в следую­щем:

-             систематически одностороннем направлении взглядов и дей­ствий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

-             "дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к об­щему благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным инте­ресам;

-             в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сто­ронники различных партий взывают к самым низменным потребно­стям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

-             для достижения своих целей партии прибегают к любым, по­рой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

-             непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.[8]

Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере на первоначальном этапе, нереали­стично ожидать "гуманизации", "очеловечивания". Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не сольются воедино.

Из многих партий, в конечном счете, побеждает та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество партий в обществе? А. Линкольн на этот во­прос отвечал так: 2,5 партии. Одна - у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.

Государства с многопартийными системами исторически дока­зали свою политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и коалиции даже близких по идеологии пар­тий в условиях обострения социальных кризисов и нарастания внеш­ней опасности оказываются крайне неустойчивыми. Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных пар­тийных систем.

Суть двухпартийной системы заключается в том, что су­ществуют две сильные партии, из которых каждая способна к приня­тию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух пар­тий приходит к власти, а другая становится оппозиционной. Двухпар­тийность полезна, т.к. она способствует хорошему функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования (обобщение близких интересов, перевод их на уровень программ) инте­ресов и сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство мест в парламенте.

Политология выделяет два вида двухпартийности: "жесткую" и "мягкую". "Жесткая" предполагает строгую дисциплину голосования в парламенте по решению партии, "мягкая" - позволяет каждому депу­тату голосовать по своему усмотрению, учитывая при этом решение партии. "Мягкая" двухпартийность в действительности близка много­партийности, т.к. приводит к тем же результатам (нестабильности власти). В Англии воплощена "жесткая" двухпартийность, те, кто на­рушают дисциплину голосования, исключаются из партии. В США следуют "мягкой" двухпартийности, по каждой проблеме здесь есть большинство и оппозиция, не совпадающая с разделением на две пар­тии. В России фракции в Гос. Думе следуют принципу "мягкого голо­сования".

Различают также "совершенную" и "несовершенную" двухпар­тийность. В чистом виде двухпартийность существует лишь теоретиче­ски. Практически ситуация складывается так, что рядом с двумя круп­ными партиями, влиятельными в обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества голосов, полученных на выбо­рах (голоса, полученные В.Жириновским и А.Лебедем в ходе прези­дентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б.Ельцину, в значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом). "Совершенная" двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсо­лютное количество парламентских мест и может осуществлять руко­водство в одиночку.

"Несовершенная"    двухпартийность    (двух с половиной партийная система) складывается тогда, когда успехи обеих крупных партий на выборах не столь впечатляющи и ни одна из них в одиночку не может завоевать абсолютного большинства. Им приходится объ­единяться либо друг с другом, либо с третьей партией. Такая двух с половиной партийная система особенно характерна для Германии. С 1961 по 1966 год ХДС правила в союзе с либеральной партией (СвДП), затем с 1966 по 1969 гг. была создана коалиция из 2 основных партий (ХДС и СДПГ), с 1969 по 1982 гг. образовался новый союз между со­циалистами (СДПГ) и либералами (СвДП). После 1982 г. СвДП снова объединилась с ХДС.

Двухпартийная система также не свободна от недостатков. При ней акцент в деятельности вынужденно делается на критику про­тивников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кам­пании проводятся против "чего-то", и избиратели голосуют против "кого-то". При двухпартийной системе перестает существовать поли­тический "центр". Если появляется вторая "левая" партия, то она ста­новится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой" партии.

Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит через создание "двухблоковой" системы. Однако это трудный и длительный процесс, ибо между партиями и другими политическими силами, вступающими в блок, сохраняется много раз­личий. В России весьма трудно и противоречиво формировался блок народно-патриотических сил (НПСР), учредительный съезд которого состоялся 7 августа 1996 года. Но не менее сложно и противоречиво складывалась и "партия власти", структуры которой окончательно определились в ходе президентских выборов 1996 года, когда ранее объявлявшие себя оппозицией "Яблоко"(Г. Явлинский),  ЛДПР (В.Жириновский), "Правда и порядок" (А.Лебедь) и др. продемонстри­ровали свою приверженность этой партии.

"Нынешнее состояние российского общества, - подчеркивает Г.А.Зюганов, - характеризует двухполюсная структура, способная раз­виться в двухпартийную систему. Наша предвыборная коалиция пред­ставляет собой один из этих полюсов - левый, "патриотический"'.

В однопартийной системе высшая политическая власть осу­ществляется руководителями партии. Единственная партия монополи­зирует политическую деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных решений. Партия стано­вится многофункциональной, тяготеющей к контролю за всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует и "сверху" и "снизу": сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.

Смысл, вкладываемый в понятие "однопартийная система" от­личается от того, идет ли речь о социалистической системе, фашист­ских режимах или развивающихся странах.

При тоталитарном (деформированном) социализме партия вы­ступает как руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней и внешней политики, просвещением и убеж­дением масс, идеологической деятельностью.

Фашистская партия не заинтересована в пробуждении полити­ческого сознания масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия (например, национал-социалистическая в Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.

В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс. Она стремится пробудить национальное самосо­знание, укрепить авторитет руководства, вовлечь широкие слои граж­дан в политические процессы.

Заключение

В результате проделанной работы было рассмотрено понятие и роль политических партий в современном государстве.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-              Дано понятие политической партии и рассмотрены ее особенности;

-              Раскрыта роль партий в политической системе общества;

-              Рассмотрены достоинства и недостатки многопартийной и однопартийной системы.

Таким образом, исторически партии формировались как пред­ставительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независи­мость от государства политических позиций известных групп на­селения, способствовали восприятию партий как источников кри­зисов и раскола общества. Причиной в основном такого негатив­ного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая тради­ции).

Длительные традиции существования подобного рода органи­заций в посткоммунистических странах, вызвав значительное недоверие населения к политическим объединениям, и в настоя­щее время мешают полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. Правда, борьба за выбор направления общественного развития, поиск консолидирующих социум ценностей порождают мощные источ­ники формирования новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к их пре­вращению как в идеологически нейтральные организации, рас­считанные на максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и автори­тарной ролью лидеров.

Список литературы

1.     Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства. - М.: Просвещение, 2003.

2.     Васильев В. А.  Гражданское общество: Россия на пути к гражданскому обществу. М.: Просвещение, 2002.

3.     Введение в политологию. Происхождение и сущность партий. - М.: Изд-во "Слово", 2002.

4.     Общая теория государства и права. Курс лекций. Под ред. А.В. Малько. -  С-Пб.: Питер, 2003.

5.     Основы политологии. Под ред. В.А.Мальцева. - М.: Изд-во Слово,  2004.

6.     Политология. Под ред. Ю.В. Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. Особенности партийной системы России. - М.: Мысль, 2002.

Контрольные задания

Задание №1

1. Назовите формы государственного правления:

Парламентарная;

Президентская;

Полупрезидентская;

Суперпрезидентская;

Военно-полицейская;

Псевдопарламентарная;

Монархическая.

2. Назовите формы государственного устройства:

Унитарное;

Федерация;

Конфедерация.

3. Назовите современные направления определения власти:

Бихевиористское;

Телеологическое;

Инструменталистское;

Структуралистское;

Конфликтное.

4. Назовите основные направления политической мысли XVIII – XX вв.:

Либерализм;

Социальный демократизм;

Марксизм.

5. Назовите основные функции политического лидера:

Диагностическая;

Предписывающая;

Мобилизующая

6. Назовите основные типы современных парламентов:

Абсолютно доминирующие;

Ограниченно доминирующие;

Автономные;

Ограниченно зависимые;

Абсолютно зависимые.

7. Назовите основные типы политической культуры, предложенные Г.Алмондом и С.Вербой:

Патриархальная;

Подданническая;

Активистская.

8. Назовите базовые элементы политической культуры:

Знания;

Оценки;

Нормы.

9. Назовите основные типы современных правительств:

Абсолютно парламентарное;

Ограниченно парламентарное;

Полупарламентарное;

Ограниченно внепарламентарное;

Абсолютно внепарламентарное

Задание №2 (тесты)

1. Когда политология выделилась из других наук в качестве самостоятельной научной дисциплины:

а)     В Древней Греции;

б)    В Древнем Риме;

в)     В средневековой Европе;

г)     В середине XIX века;

д)    В XVII – XVIII вв. в Европе;

е)     В XVII – XVIII вв. в Америке.

2. Какое определение политики наиболее полно отражает принятую в данном пособии точку зрения:

а)     Политика – сфера деятельности государственных институтов;

б)    Политика – области взаимодействия социальных групп и организаций по поводу контроля над государством;

в)     Политика – система овладения (присвоения), сохранения (удержания), изменения (преобразования), регулирования и использования государственной власти.

г)     Политика – отношения между классами;

д)    Политика – деятельность, связанная с качественной трансформацией социальных систем;

е)     Политика – деятельность по принятию общезначимых и общеобязательных решений.

3. Кто является автором книги «Политика»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д)Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

4. Кто является автором книги «Государство»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д)Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

5. Кто является автором книги «Государь»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д)Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

6. Кто является автором книги «Левиафан»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д)Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

7. Кто является автором книги «О духе законов»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д)Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

8. Кто является автором книги «Два трактата о правлении»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д) Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

9. Кто является автором книги «Философия права»:

а) Г.Гегель; б) И.Кант; в)Платон; г)Аристотель; д) Дж.Локк; е) Т.Гоббс; ж) Ф.Аквинский; з) Н.Макиавелли; и) Ж.Боден; к) Ш.Монтескье; л) Ж.Ж.Руссо; м) Р.Иеринг; н) К.Маркс; о) И.Бентам; п) Б.Констан; р) Л.Гумплович.

10. Какое направление общественно-политической мысли отстаивает идею необходимости сверхсильной государственной власти:

а)     Либерализм;

б)    Консерватизм;

в)     Этатизм;

г)     Анархизм.

11. Какая из существующих теорий выводит сущность политического лидерства из личностных качеств лидера:

а)     Теория черт;

б)    Теория конституента;

в)     Ситуационная теория;

г)     Синтетическая теория.

12. Какой тип общества характеризуется свехэтатизацией:

а)     Гражданское общество;

б)    Тоталитарное общество.

13. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию легитимации политического режима:

а) Парламент; б) Правительство; в) Суд; г) Министерство; д) Армия; е) Милиция (полиция); ж) Глава государства.

14. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию рекрутирования кадров и социализации властвующей элиты:

а) Парламент; б) Правительство; в) Суд; г) Министерство; д) Армия; е) Милиция (полиция); ж) Глава государства.

15. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию определения и реализации основных направлений политического курса страны:

а) Парламент; б) Правительство; в) Суд; г) Министерство; д) Армия; е) Милиция (полиция); ж) Глава государства.

16. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию контроля за соблюдением Конституции:

а) Парламент; б) Правительство; в) Суд; г) Министерство; д) Армия; е) Милиция (полиция); ж) Глава государства.

17. Какое направление общественно-политической мысли отстаивает идею преимущественного развития общественной собственности:

д)    Либерализм;

е)     Консерватизм;

ж)   Этатизм;

з)     Анархизм.

и)    Социализм;

к)     Фашизм.

18. Какое направление общественно-политической мысли отстаивает идею исключительности той или иной нации:

л)    Либерализм;

м)   Консерватизм;

н)    Этатизм;

о)    Анархизм.

п)    Социализм;

р)    Фашизм.

19. В рамках какой теории природа государства объясняется возникновением классов и классовой борьбы:

а)     Патриархальной теории;

б)    Теории общественного договора;

в)     Марксистской теории;

г)     Теологической теории;

д)    Теории насилия и завоевания.

20. В рамках какой теории природа государства объясняется преодолением «естественного состояния» общества:

а)     Патриархальной теории;

б)    Теории общественного договора;

в)     Марксистской теории;

г)     Теологической теории;

д)    Теории насилия и завоевания.

21. В рамках какой теории природа государства рассматривается как результат соединения родов и племен:

а)     Патриархальной теории;

б)    Теории общественного договора;

в)     Марксистской теории;

г)     Теологической теории;

д)    Теории насилия и завоевания.

22. Согласно К.Дойчу рефлексивный этап развития политологии начался:

а)     В середине XIX века;

б)    В Древнем Риме;

в)     В эпоху Возрождения;

г)     В XVII – XVIII вв.;

д)    В середине XX века.

23. Объектом политологического исследования является:

а)     Общество в целом;

б)    Экономическая деятельность и экономические отношения людей;

в)     Деятельность и отношения людей по поводу государственной власти;

г)     Деятельность и отношения людей в духовной сфере общества;

д)    Деятельность и отношения людей по поводу распределения материальных благ.

24. Кто из перечисленных ниже представителей политической мысли России различал подчинение «по природе», «по своей воле» и «по принуждению»:

а) И.Т.Посошков; б) Ф.Прокопович; в) В.Н.Татищев; г) Б.Н.Чичерин; д) Г.В.Плеханов; е) А.И. Гецен; ж) Н.Г.Чернышевский; з) П.А.Кропоткин; и) Д.Н.Шипов; к) П.И.Новгородцев; л) В.И.Ленин; м) М.М.Ковалевский; н) Н.М.Коркунов; о) И.А.Ильин; п) Н.А. Бердяев; р) Н.П.Огарев; с) М.А.Бакунин.

25. Кого из перечисленных ниже представителей политической мысли России можно отнести к революционным демократам (4 фамилии):

а) И.Т.Посошков; б) Ф.Прокопович; в) В.Н.Татищев; г) Б.Н.Чичерин; д) Г.В.Плеханов; е) А.И. Гецен; ж) Н.Г.Чернышевский; з) П.А.Кропоткин; и) Н.П.Огарев; к) П.И.Новгородцев; л) В.И.Ленин; м) М.М.Ковалевский; н) Н.М.Коркунов; о) И.А.Ильин; п) Н.А. Бердяев; р) Н.Д.Добролюбов; с) М.А.Бакунин.

26. Кто из перечисленных ниже представителей политической мысли России отстаивал идеи анархизма (2 фамилии):

а) И.Т.Посошков; б) Ф.Прокопович; в) В.Н.Татищев; г) Б.Н.Чичерин; д) Г.В.Плеханов; е) А.И. Гецен; ж) Н.Г.Чернышевский; з) П.А.Кропоткин; и) Д.Н.Шипов; к) П.И.Новгородцев; л) В.И.Ленин; м) М.М.Ковалевский; н) Н.М.Коркунов; о) И.А.Ильин; п) Н.А. Бердяев; р) Н.П.Огарев; с) М.А.Бакунин.

27.  Кто из перечисленных ниже представителей политической мысли России был основоположником российской социал-демократии (1 фамилия):

а) И.Т.Посошков; б) Ф.Прокопович; в) В.Н.Татищев; г) Б.Н.Чичерин; д) Г.В.Плеханов; е) А.И. Гецен; ж) Н.Г.Чернышевский; з) П.А.Кропоткин; и) Д.Н.Шипов; к) П.И.Новгородцев; л) В.И.Ленин; м) М.М.Ковалевский; н) Н.М.Коркунов; о) И.А.Ильин; п) Н.А. Бердяев; р) Н.П.Огарев; с) М.А.Бакунин.

28. Какая избирательная система действует  в современной России при выборах депутатов Государственной думы:

а)     Мажоритарная;

б)    Пропорциональная;

в)     Смешанная (мажоритарная и пропорциональная) .

29. Политический режим – это:

а)     Способ (средства и методы) функционирования политической системы в целом;

б)    Деятельность политических лидеров и руководителей;

в)     Совокупность политических институтов;

г)     Деятельность органов государственной власти;

д)    Деятельность политических партий.

30. Гражданское общество – это общество, в государстве которого определяющую роль играют:

а)     Субъекты государственной власти;

б)    Контрсубъекты государственной власти;

в)     Экономика и техника;

г)     Наука и искусство;

д)    Семья и личные отношения между людьми.

31. Тоталитарное общество – это общество, в государстве которого определяющую роль играют:

а)     Субъекты государственной власти;

б)    Контрсубъекты государственной власти;

в)     Экономика и техника;

г)     Наука и искусство;

д)    Семья и личные отношения между людьми.


[1] Политология. Под ред. Ю.В. Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. Особенности партийной системы России. - М.: Мысль, 2002. – с. 105.

[2] Васильев В. А.  Гражданское общество: Россия на пути к гражданскому обществу. М.: Просвещение, 2002. – с. 311.

[3] Введение в политологию. Происхождение и сущность партий. - М.: Изд-во "Слово", 2002. – с. 78.

[4] Общая теория государства и права. Курс лекций. Под ред. А.В. Малько. -  С-Пб.: Питер, 2003. – с. 361.

[5] Политология. Под ред. Ю.В. Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. Особенности партийной системы России. - М.: Мысль, 2002. – с.113.

[6] Общая теория государства и права. Курс лекций. Под ред. А.В. Малько. -  С-Пб.: Питер, 2003. – с. 370.

[7] Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства. - М.: Просвещение, 2003. – с. 112.

[8] Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства. - М.: Просвещение, 2003. – с. 113.