Государственная торговая политика




Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

1. Теоретические основы торговой политики________________________ 4

2. Основные инструменты торговой политики______________________ 8

2.1. Таможенные тарифы______________________________________________________ 8

2.2. Тарифная квота__________________________________________________________ 17

2.3. Экспортный тариф_______________________________________________________ 18

3. Государственная торговая политика в России____________________ 22

3.1. Основные направления____________________________________________________ 22

3.2. Основные инструменты государственной торговой политики в России________ 25

Заключение___________________________________________________ 30

Список использованной литературы______________________________ 32

Введение


Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т. е. проводит определенную политику в данной сфере.

Под торговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями торговой политики являются: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.); изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например, изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Предмет данной темы является государство;

Объект – торговая политика.

Цель данной курсовой работы рассмотреть подробно государственную торговую политику.

Для раскрытия данной цели мы рассмотрим ряд следующих задач:

1. раскрыть теоретические основы торговой политики;

2. дать характеристику основным инструментам торговой политики;

3. описать торговую политику Российской Федерации.


1. Теоретические основы торговой политики

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т. е. проводит определенную политику в данной сфере.

Под торговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями торговой политики являются: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.); изменение соотношения экспортных и импортных цен[1].

Некоторые цели имеют долговременный характер, например, изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существует два основных направления торговой политики: политика свободной торговля; протекционизм.

Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли, при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Таким образом, современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 70-80-е годы прокатилась волна "нового" протекционизма. Тенденция к либерализации пятидесятых и шестидесятых годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений.

Если в середине пятидесятых годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40 %, то в семидесятых годах она уменьшилась до 7-10 %, а сейчас колеблется где-то в пределах 3-5%[2].

Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок.

Результатом такой тенденции становится постепенное "размывание" принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе "режима наибольшего благоприятствования".

Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т. е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.

На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение так называемых "развязывающих оговорок", позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения "значительного ущерба" национальной промышленности,

пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т. д., действие которых носит избирательный характер.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то можно сделать вывод, что результатом становится либерализация мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.

Сосуществование протекционизма и, одновременно, либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

В развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза.

Еще одной формой поддержки экспорта является помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т.д.

В общем, можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные «невооруженному глазу» меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

2. Основные инструменты торговой политики


В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.[3]


2.1. Таможенные тарифы


Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Рассмотрим механизм действия импортных пошлин. Допустим, что в какой-либо стране А осуществляются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1. линия S обозначает предложение яблок, линия D – спрос, Р0 – цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведенное и потребленное количество яблок будет равно Q0. Эта ситуация может возникнуть в автаркической экономике.

Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной РW, Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яблок в стране А сократится с Q0 до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2. Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2 – Q1).

Рис. 1. Механизм действия

импортных тарифов


Защищая интересы национальных производителей яблок, правительство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Pt, тогда Т = Рt – Рw. В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q2 Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем примере – яблоки).

Национальные производители продают идентичную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгодным производство и реализацию яблок по цене Рw , в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt.

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сократится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее потребление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различный эффект для различных товаров.

Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введения импортной пошлины на потребителей, производителей, правительство и страну в целом, т. е. на благосостояние (рис. 2, а).

Потребители должны платить большую цену за яблоки, что означает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен:



Рис. 2. Влияние импортных пошлин

на благосостояние страны


Sa + Sb + Sc + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой, предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, установившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная се часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd, частично компенсируются выигрышем производителей, равным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S (b + d) не компенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой производственную «цену мертвого веса» тарифа, т.е. стоимость ресурсов, которые были затрачены на увеличение внутреннего выпуска от Q1 до Q3 вместо их более эффективного использования в других направлениях при условии свободной торговли.

На рис. 2, б площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1 представляет собой  дополнительную выгоду производителей от реализации по цене Рt в условиях действия импортной пошлины такого объема товаров (в нашем примере – яблок), который был бы продан и в условиях свободной торговли (только по ценам Рw). Кроме того, как уже отмечалось, введение импортной пошлины приводит и к росту объема внутреннего производства с Q1, до Q3 Доходы от продажи этого дополнительного количества товара равны: (Q1 – Q3)Pt или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2+ Sb + Sc.

Дополнительная выгода производителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2, а стоимость ресурсов, требуемых для этого расширения производства, – S (b + е).

Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внутреннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

Площадь d – это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2, а после введения пошлины – Q4 Потери потребителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, которое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.

Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой – защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмотреть фактический уровень протекции (effective rate of protection).

Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при свободной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. – стоимость ткани, а 50 дол. – добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.[4]

Фактический уровень протекции определяется по следующей формуле 1:


Ф=                       (1)


где Д – внутренняя добавленная стоимость при свободной торговле;

Д' – внутренняя добавленная стоимость после введения импортной пошлины.

В нашем примере Ф = 60%.

Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину – на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость производителей костюмов составит уже 70 дол., а фактический уровень протекции – 40%.

Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют таможенные пошлины и по товарам других отраслей.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.

1. Направление движения товара

В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

2. Способ установления пошлины

В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.

Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:

а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;

б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.

Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.[5]

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.

3. Ставка пошлины

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом: товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа); к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа); товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно; товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).

4. Направление действия пошлин

В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

5. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.[6]







2.2. Тарифная квота


Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой – те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в» импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

Рис. 3. Тарифная квота

 

Тарифная квота (tariff quota) – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа (within-quota rate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа (over-quota rate).

Допустим, что внутренний спрос (Dd), внутреннее предложение (Sd) и мировое предложение (Sw) товара представлены прямыми на рисунке 3. До начала торговли равновесная цена товара составляет 540 долл. При свободе торговли цена товара составляет 400 долл. По этой цене страна производит 5 единиц товара, потребляет 40 единиц и импортирует 35. После введения тарифа, чтобы защитить национальных производителей данного товара, правительство вводит тарифную квоту, в соответствии с которой импорт 5 первых единиц товара обкладывается пошлиной в размере 10% (40 долл.), а импорт, превышающий 5 единиц, – пошлиной в размере 20% (80 долл.). Поскольку страна изначально импортирует значительно больше единиц товара, чем предусмотрено квотой, возникает как бы двухъярусный тариф, увеличивающий внутреннюю цену товара до 480 долл., в результате чего внутреннее производство увеличивается до 15 единиц, потребление падает до 30 единиц, а импорт – до 15 единиц. Эффект передела составит а, позволив местным производителям под защитой тарифа перераспределить часть доходов за счет потребителей в свою пользу. Прямые экономические потери из-за меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с зарубежным и из-за сокращения внутреннего потребления составят, как и прежде, b+d.

Сегмент доходов (с) распадается на несколько подсегментов. Поскольку после введения тарифа государство импортирует 15 единиц товара, что существенно превышает тарифную квоту, ставки импортной пошлины, которая накладывается на различные части этого импорта, также различны. Первые 5 единиц импорта облагаются тарифом по внутриквотной ставке, доходы от чего в размере 200 долл. (с1=5х$40=$200) идут в правительственный бюджет. Следующие 10 единиц импорта облагаются тарифом по сверхквотной ставке, доходы от чего в размере 800 долл. (с2+ с3= 10х $80= $800) также направляются в бюджет. Подсегмент с44= 5х $80- 5х $40= $200) представляет собой непредвиденный доход местных компаний, которые, купив 5 единиц товара за 440 долл. в рамках квоты, получают возможность перепродать его по более высокой внутренней цене 480 долл. Однако иностранные поставщики, заметив, что местные покупатели, получившие товар по тарифной квоте, перепродают его по сверхквотной цене, также захотят перехватить этот непредвиденный доход местных импортеров и повысят свою экспортную цену. Если в рассматриваемом примере экспортная цена достигнет 480 долл., весь непредвиденный доход от введения тарифной квоты уйдет за рубеж. Поэтому тарифная квота может использоваться как средство торговой политики только в течение ограниченного промежутка времени.


2.3. Экспортный тариф


Как было указано выше, экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

фискальная – сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

балансировочная – обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

Алгебраически экспортный тариф, который обычно бывает адвалорным, представляется следующим образом. Предположим, что импорт страны не облагается таможенными пошлинами, а экспорт всех товаров облагается по единой ставке. Тогда:


Pe=Pd(1+Tav)

 

откуда                               (2)

 

Tav=


Формула 2 показывает, что ставка экспортного тарифа должна быть равна процентному превышению экспортной (мировой) цены товара над ценой, по которой он продается на внутреннем рынке.

Рис. 4. Влияние экспортной пошлины на экономику малой страны


Допустим, что малая страна производит и потребляет товар в точке Е, при этом линия Sd представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия Dd – прямую спроса. Страна открывается мировой торговле и обнаруживает, что мировая цена на ее товар (Pw) выше, чем ее внутренняя цена. Поскольку мировой рынок может потребить неограниченное количество товара по цене Рw, кривая предложения будет представлена горизонтальной прямой Sd+w, которая покажет объем товара, производимого внутри страны и экспортируемого на мировой рынок. Равенство спроса и предложения в условиях свободы торговли будет достигнуто в точке F, в которой объем предложения товара составит Q5, тогда как внутренний спрос на него – только Q1. Излишнее количество товара (Q5Q1) экспортируется.

Правительство решает ограничить экспорт с помощью тарифа. Поскольку речь идет о малой стране, факт введения ею экспортного тарифа не оказывает влияния на уровень мировых цен, который остается прежним. Это значит, что условия торговли страны не изменяются, экспорт товара становится менее прибыльным и производители возвращают часть товара на внутренний рынок, в результате чего внутренняя цена на него падает на размер пошлины с Рw до Рw+t. Кривая совокупного спроса перемещается вниз на величину введенного тарифа на уровень Sd+w+t. При новом уровне спроса равенство внутреннего предложения и совокупного (внутреннего и внешнего) спроса достигается в точке G, в которой под защитой экспортного тарифа внутреннее потребление увеличивается на Q1Q2, a внутреннее предложение падает на Q5Q4. Экспорт сокращается с Q5Q1 до Q4Q2. В результате введения тарифа произошло увеличение внутреннего потребления и сокращение внутреннего производства товара, что, в свою очередь, привело к сокращению экспорта.

В результате введения экспортного тарифа потребители выигрывают сегмент а, поскольку цена, по которой они приобретают товар, снижается. Государство через экспортную пошлину перераспределяет в свою пользу от производителей сегмент с, равный произведению размера экспорта на ставку тарифа. Сегменты (b+d) представляют собой чистые потери производителей. В целом в результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе – перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.[7]

3. Государственная торговая политика в России


3.1. Основные направления


Система регулирования внешнеторговых операций в России начала формироваться в конце 1991 г. - начале 1992 г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. около 75-80%), причем по его основному объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

С 1992 г. стал функционировать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта: экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Ввоз товаров в Россию был свободен от квотирования, лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий, к которым относились химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, определяемый Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными и налоговыми мерами.

В 1993-1994 гг. произошла частичная либерализация экспортного режима: постепенно сократился список квотируемых товаров, уменьшился также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снизились. При импорте товаров таможенные тарифы и Аналоги дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности и соответствия российским стандартам.

В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г. в основном был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить: продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными на базе подписанных Россией международных обязательств (добровольное ограничение экспорта); товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров сопровождалась введением во второй половине 1994 г. регистрации контрактов на экспорт отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль. С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров.

Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена льгот с некоторыми исключениями к таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам. Вывозные таможенные пошлины были отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату с 1 июля 1996 г.

Одним из основных итогов либерализации внешней торговли явилось превращение таможенного тарифа в основной инструмент регулирования импорта. Меры внешнеторгового регулирования применяются к товарам на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Августовский кризис 1998 г. внес некоторые коррективы в систему внешнеторгового регулирования. С 15 августа 1998 г. по 30 апреля 1999 г. взималась дополнительная импортная пошлина в размере 3% на все ввозимые товары, кроме товаров из стран Таможенного союза. В 1999 г. увеличена с 50 до 75% доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, в начале 1999 г. установлены вывозные пошлины на некоторые нефтепродукты, цветные металлы и их отходы, лесоматериалы из ценных пород дерева, необработанные шкуры и кожи, масличные семена и соевые бобы, этиловый спирт и крепкие спиртные напитки, рыбу и морепродукты. Вывозные таможенные пошлины применяются только к товарам, вывозимым за пределы стран СНГ, а также используется механизм корректировки вывозной пошлины в зависимости от изменения мировой конъюнктуры. Кроме того, вывозные пошлины устанавливаются только на срок 6 месяцев, после окончания которого либо утверждается новый экспортный тариф, либо продлевается действие существующих ставок, либо пошлины отменяются. Последствия августовского кризиса несколько замедлили процесс либерализации внешнеторгового регулирования, например до конца 1999 г. (вместо конца 1998 г.) был продлен график снижения таможенных пошлин на ряд товаров.

Следующим значительным этапом либерализации системы внешне торгового регулирования и приведения ее в соответствие с мировыми нормами должно стать вступление России в ВТО.

Стратегия экономического развития до 2010 впервые содержит направления единой торговой политики, которая предусматривает совершенно конкретные действия по интеграции России в мировые рынки.

Торговая политика России направлена на обеспечение: наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки; эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы; доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено); повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.




3.2. Основные инструменты государственной торговой политики в России


Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей. Он является постоянным, общегосударственным. Его можно понимать как совокупность правил, регулирующих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через границу. Эти правила образуют ядро таможенного права, которые не только регламентируют деятельность государственных органов и лиц, перемещающих материальные ценности, но и их взаимоотношения с государством.

Любые товары подпадают под таможенный режим: при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Важнейшими компонентами таможенных режимов являются: 1) меры экономической политики, т.е., административное воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничения (лицензирование, квотирование и применение иных мер административных рычагов регулирования экономических процессов); 2) таможенное оформление; 3) таможенные платежи; 4) таможенный контроль; 5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» товарами и транспортными средствами.

В зависимости от этих компонентов можно различать разновидность общего таможенного режима: 1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на основе международных договоров) и др.; 2) обычный; 3) усиленный (стратегические товары, культурные ценности, валюта и т.д.)

Общий таможенный режим по признакам объектов делится на 3 вида режимов: 1) режим товаров; 2) режим транспортных средств; 3) режим валюты и валютных ценностей.

Имеют особенности перемещения нефть и газ, товары двойного назначения, товары и технологии, применяемые в ядерных целях, другие товары, для импорта которых требуется подтверждение их безопасности.

Как видим, чтобы переместить товары через таможенную границу, нужно знать требование, которые предъявляются к ним, а также к лицам, которые их доставляют и к стране, откуда привозят эти товары.

Согласно Нового Таможенного кодекса выделяются следующие виды таможенных режимов, зафиксированные в ст. 155 кодекса:

1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

Более подробно таможенные режимы описаны в гл. 18 – 21.

В гл. 18 описаны основные таможенные режимы в ст.ст. 163 – 172, так выпуск для внутреннего потребления описан в ст.ст. 163 – 164, экспорт ст.ст. 165 – 166, международный таможенный транзит – ст.ст. 167 – 172.

В гл. 19 описаны экономические таможенные режимы в ст.ст. 173 – 233, так переработка на таможенной территории представлена в ст.ст. 173 – 186, переработка для внутреннего потребления – ст.ст. 187 – 196, переработка вне таможенной территории – ст.ст. 197 – 208, временный ввоз – ст.ст. 209 – 214, таможенный склад – ст.ст. 215 – 233.

В гл. 20 описаны завершающие таможенные режимы, которые расписаны в ст.ст. 234 – 251, так реимпорт описан в ст.ст. 234 – 238, реэкспорт – ст.ст. 239 – 242, уничтожение – ст.ст. 243 – 247, отказ в пользу государства – ст.ст. 248 – 251.

В гл. 21 описаны специальные таможенные режимы в ст.ст. 252 – 269, так временный вывоз – ст.ст. 252 – 257, беспошлинная торговля – ст.ст. 258 – 263, перемещение припасов – ст.ст. 264 – 267, иные специальные режимы – ст.ст. 268 – 269.

В ст. 156. описан выбор и изменение таможенного режима. Так, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.

В ст. 157 расписано помещение товаров под таможенный режим. Так, Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с настоящим Кодексом.

При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (ст. 149) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

В ст. 158 расписано соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы. Так, запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

В ст. 159 описаны документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим, предусмотренных настоящим подразделом.

Таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения этого таможенного режима в соответствии с настоящим Кодексом.

В ст. 160 описаны гарантии соблюдения таможенного режима. При выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей (глава 31 Кодекса), представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим подразделом.

В ст. 161 описаны обязанности подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, возлагается на декларанта.

В ст. 162 описаны последствия изъятия товаров по делу об административном правонарушении в области таможенного дела. В случае изъятия товаров, помещенных под таможенный режим, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела действие таможенного режима в отношении этих товаров приостанавливается.

Если вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении в области таможенного дела не предусматривается конфискация товаров, помещенных под таможенный режим, действие таможенного режима в отношении этих товаров возобновляется.

При возобновлении действия таможенного режима проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящим подразделом, за период приостановления действия таможенного режима не начисляются и не уплачиваются.

Если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением таможенного режима и допущенное несоблюдение влечет невозможность дальнейшего применения данного таможенного режима, таможенный режим должен быть завершен в соответствии с настоящим подразделом в течение 15 дней после дня вступления в силу соответствующего решения по делу об административном правонарушении[8].

Заключение


В ходе проведения теоретического исследования можно сделать следующие выводы.

Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий темпы роста ВВП.

Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машин и оборудования, современных наукоемких изделий. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики: отказа от стоимостных в пользу более гибких, но гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.

Исключительно быстро развиваются новые формы международной торговли и, прежде всего, рынок услуг, на долю которого приходится до тридцати процентов всего объема мирохозяйственных связей.

Общим следствием вышеперечисленных тенденций становится усиление межгосударственного регулирования. Международные организации и прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях приобретают все более широкий и глобальный характер не только за счет роста числа своих членов, но и путем включения в орбиту своего регулирования новых сфер государственной экономической политики.

Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. В этом случае нельзя говорить о преобладании той или иной тенденции,  охарактеризовав результат их «наложения» друг на друга как  либерализацию мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.


Список использованной литературы


1.     Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.псобие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,2000. – 369с.

2.     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «Дело и сервис»,2000. – 420с.

3.     Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 354с.

4.     Балацкий Е. Эффективность внешнеторговых операций: тарифы и валютное равновесие. // МЭ и МО, 2001. №9.

5.     Быковская А. Анализ торговой и конкурентной политики в международных объединениях. //Маркетинг. – 1999. – № 2. – С. 99-104.

6.     Вартенберг Л. Торговая политика под знаком глобализации. //Internationale Politik. – 2001. – № 7. – С. 11-19.

7.     Глотова И.А. Экономика отрасли. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционно-го образования, 2000. - 134 с.

8.     Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Микроэкономика: Пер. с англ. - СПб.: С. -Петербург оркестр, 1994. - 446 с.

9.     Загашвили В. Динамика и структура мировой торговли. // МЭ и МО, 2001. №8.

10.    Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. – М.: Междунар. отношения, 2000. – 416с.

11.    Краснолуцкая Н.Т. Специальные таможенные режимы – М.: Благовест-В, 2003. – 111 с.

12.    Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Учебник. В 2-х тт. Т.2. – М.,1992.

13.    Матушкина О. Е. Экономика отрасли: Учеб. Пособие – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2002. - 25 с.

14.    Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е.Рыбалкина. – М.: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», Дипломатическая Академия при МИД  РФ, 2000. – 397с.

15.    Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, издательство «Дело и сервис»,2001. – 461с.

16.    Мишакова Н. Торговая политика //РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2002. – № 1. –С. 40-42.

17.    Пелих А.С. Экономика отрасли. – М.: Феникс, 2004. – 446 с.

18.    Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ

19.    Фишер С. и др. Экономика: Учебник. - М.,1993.

20.    Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2000. – 446 с.

21.    Хаберлер Г. Торговая политика. //Политэконом. –1999. – № 4. – С. 57-76.

22.    Хитер Кен Экономика отраслей и фирм. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

23.    Холопов А. Теория международной торговли. // МЭ и МО, 2002. №№ 9-12.

24.    Экономическая теория: Учеб. для вузов/Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС": ИМПЭ, 1998. - 635 с.




[1] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. С.46.

[2] Международные экономические отношения: Учебник / Под общ.ред. В.Е.Рыбалкина. – М.:Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», Дипломатическая Академия при МИД РФ, 2000. С. 110.

[3] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. – М.: Междунар. отношения, 2000. – с.221.

[4] Холопов А. Теория международной торговли. // МЭ и МО, 2002. № 9. С.24.

[5] Холопов А. Теория международной торговли. // МЭ и МО, 2002. № 10. С.12.

[6] Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, издательство «Дело и сервис», 2001. – с.173.

[7] Балацкий Е. Эффективность внешнеторговых операций: тарифы и валютное равновесие. // МЭ и МО, 2001. №9. С. 45.

[8] Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, издательство «Дело и сервис», 2001. – с. 324.