Содержание

Задание 1. 3

Предпосылки (необходимость и возможность)  использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения. 3

Задание 2. 6

Понятие логистического сервиса. Определение  оптимального уровня логистического сервиса. 6

Задание 3. Материальный поток на складе. 12

Задание 4. Уровень логистического сервиса. 13

Задание 5. Место расположения распределительного  склада. 14

Список литературы.. 16


















Задание 1

Предпосылки (необходимость и возможность)  использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения

Актуальной задачей совершенствования управления материально-техническим снабжением предприятий  является использование современного логистического подхода. Данный подход предполагает использование концепции интегрированного управления материально-техническими ресурсами (МТР) на всех стадиях основных производственно-технологических процессов, реализуемых предприятиями.

Основными компонентами предлагаемого логистического подхода к управлению МТР являются[1, с. 145]:

·        сквозное планирование потребностей в МТР на всех этапах производственной и коммерческой деятельности;

·        реализация концепции снабжения “точно во-время”;

·        организация поставок МТР предприятиям на основе создания специального логистического центра.

Использование логистического подхода в деятельности снабженческих органов  позволяет обеспечить необходимую детализацию и своевременное выполнение планов материально-технического снабжения, эффективное управление материально-техническими ресурсами при организации производственных процессов и при выполнении различных видов ремонта основного оборудования.

Реализация концепции “точно во-время” позволяет избавиться от долговременного хранения внутренних запасов МТР на всех участках производства, неизбежно возникающих при традиционном управлении, а также от корректировки производственных планов.

Организация поставок МТР предприятиям  на основе создаваемого логистического центра обеспечивает существенное снижение затрат на организацию материально-технического обеспечения у предприятий, снижение затрат на хранение производственных запасов, а также исключает образование сверхнормативных запасов.

Перед рассмотрением системы, построенной, исходя из логистических принципов, отметим подразделение систем продвижения материальных   потоков (МРП)  на два вида: толкающий и тянущий.

Толкающая система представляет собой систему подачи материалов, или узлов в производственный процесс или с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции. Толкающая система характерна для традиционной организации: она менее способна к гибкой перестройке, к реагированию на колебания спроса. В системе толкающего типа  каждый агрегат связан центральным органом управления.

Первой системой, остававшейся по своей сути толкающей, но уже использовавшей принципы логистики, была система МРП (планирование потребности в материалах). В толкающей системе формулируется перечень необходимых материалов для производства определенного количества готовой продукции в соответствии с прогнозом рыночной конъюнктуры, затем производится формирование заказов поставщикам. МРП располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций  в масштабе фирмы в режиме реального времени.

Для осуществления этих функций в системе МРП используются[2, с. 58]:

·        Данные плана производства

·        Файл материалов

·        Файл запасов

Формализация процессов принятия решений в системе МРП производится с помощью различных методов исследования операций. Имеется возможность решать задачи расчета потребностей в сырье и материалах, формирования графика производства; выдавать на печать или дисплей формы. Использование МРП позволяет снизить уровни запасов, ускорить их оборачиваемость, сократить количество случаев нарушения сроков поставок.

Определение потребности в материалах предполагает решение ряда задач, в их числе прогнозирование, управление запасами, управление закупками и пр. При решении задач прогнозирования осуществляются: разработка прогноза потребности в сырье и материалах раздельно по приоритетным и неприоритетным заказам, анализ возможных сроков выполнения заказов и уровней страховых запасов с учетом затрат на их содержание и качества обслуживания заказчиков, ретроспективный анализ хозяйственных ситуаций с целью выбора стратегии прогнозирования по каждому виду сырья и материалов.

При решении задач управления запасами производится обработка и корректировка всей информации о приходе, движении и расходе сырья, материалов, комплектующих изделий, учет запасов по месту их хранения, выбор индивидуальных стратегий пополнения и контроля уровня запасов по каждой позиции номенклатуры сырья и материалов, контроль скорости оборачиваемости запасов и т.д.

Для решения задач управления закупками используется файл заказов, в который вводится информация  о заказах и их выполнении. Выдача информации может производиться с различной периодичностью. Она может выдаваться в разрезе поставщика, заказчика, вида сырья и материалов с указанием дополнительных данных.

Тянущая система подачи деталей осуществляется по мере необходимости. В системе тянущего типа управляющие воздействия центрального органа прилагаются только к последнему агрегату логистической системы на выходе готового продукта, а информационные связи, сигнализирующие о состоянии подсистем, направляются от выхода ко входу технологической цепи. Активность предыдущих блоков логистической системы проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса материалов достигает минимального значения. Эти связи и обеспечивает реализацию принципа  функционирования логистической системы.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Задание 2

Понятие логистического сервиса. Определение  оптимального уровня логистического сервиса

Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.

Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока (рис.1). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

 










Рис. 1. Варианты поступления материального потока в систему потребления.

Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на 3 основные группы[3, с. 89]:

1)    предпродажные, т.е. работы по формированию системы логистического обслуживания;

2)    работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;

3)    послепродажный логистический сервис.

До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирования.

К предпродажному сервису относятся консультирование, соответствующая подготовка изделий, а в случае передачи техники в бесплатную пробную эксплуатацию – обучение персонала покупателя (или его самого), демонстрация техники в действии, обеспечение необходимой документацией. После прибытия товара к местам продажи работники службы сервиса устраняют возникшие во время транспортировки неполадки, монтируют и регулируют оборудование, т.е. приводят его в рабочее состояние. Предпродажный сервис всегда бесплатен.

В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например[5,с . 149]:

¯ наличие товарных запасов на складе;

¯ исполнение заказа, в том числе, подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;

¯ обеспечение надежности доставки;

¯ предоставление информации о прохождении грузов.

Послепродажные услуги – это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д. Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: «бесплатно» (в первом случае) или за плату (во втором) производятся предусмотренные сервисом или перечнем. Формальность здесь проявляется в том, что стоимость работы, запасных частей и материалов в гарантийный период входит в продажную цену или в иные (послегарантийные) услуги.

В гарантийный период производитель старается взять на себя все работы, от которых зависит длительная безотказная эксплуатация изделия (машины, оборудование, бытовые приборы), например, консультации по строительным вопросам, организация шеф-монтажа. Производитель обучает персонал покупателя, контролирует правильность эксплуатации, работники службы сервиса без специального вызова осматривают проданную технику и проводят все необходимые профилактические работы, заменяют сломавшиеся части.

Послепродажный послегарантийный сервис проводится за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами. Некоторые виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания (ТО). Как правило, это разного рода осмотры, ремонты, проверки в необходимых сочетаниях, определяемых временем, прошедших с начала эксплуатации изделия и (или) последнего технического обслуживания данного вида. Входящие в ТО работы определяются и видом изделия.

В принципе, возможны следующие шесть основных вариантов организации системы сервиса, причем все они имеют свои достоинства и недостатки.

1. Сервис ведется исключительно персоналом производителя.

2. Сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя.

3. Для сервиса создается консорциум производителей отдельных видов оборудования, а также деталей и узлов.

4. Сервис поручается независимой специализированной фирме.

5. Для выполнения сервисных работ привлекают посредников (агентские фирмы, дилеры), несущих полную ответственность за качество и удовлетворение претензий по сервису.

6. Работы, относящиеся к ТО, поручаются персоналу предприятия-покупателя.

Существенным показателем сервиса является уровень обслуживания η, который определяется соотношением:


       n

     ∑ ti

      i=1

η = ------                                                                                                     (1)

       N

     ∑ ti

      i=1

где: n – фактическое количество оказываемых услуг;

     N – количество услуг, которое теоретически может быть оказано;

     ti – время на выполнение i-той услуги.

 n

 ∑ ti  

 i=1

 

 N

 ∑ ti

 i=1

 
 

Таким образом,         -     суммарное время, фактически затрачи                        ваемое на оказание услуг.


А               - время, которое теоретически может быть затрачено

             на выполнение всего комплекса возможных услуг

             (рис.2)

 










Рис.3. График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания


Начиная от 70% и выше, затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от



Рис. 2. Зависимость уровня обслуживания и затрат

Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.

С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графиком (рис.3).

 











Рис.3. График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания от величины уровня обслуживания

Для определения оптимального уровня обслуживания осуществляется своеобразная балансировка расходов, доходов и прибыли, реализуется принцип компромиссного решения, при котором фирмы прилагают усилия, чтобы достигнуть наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. По существу, эта процедура сводится к тому, что сопоставляются затраты, связанные с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов на рынке продажи, которые растут при уменьшении числа услуг. В итоге балансировки находится некоторый оптимум уровня обслуживания. Клиент несет потери в зависимости от уровня обслуживания.

Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F3, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания. График функции F3 получен суммированием функций F1 и F2.


 













Рис.5. График зависимости затрат и потерь от величины уровня обслужива




Вследствие трудностей поиска и практической реализации оптимального уровня обслуживания посреднические фирмы и их клиентура ориентируется на «достаточно хорошие решения» – на удовлетворительный баланс расходов и доходов. Нередко при определении масштабов услуг по требованию потребителей исходят из ограниченных бюджетных возможностей потребителя и некоторого предельного уровня сервиса.

При наличии нескольких конкурирующих между собой посреднических центров сервиса (транспортно-экспедиционного обслуживания) потребитель имеет свободу выбора и руководствуется в первую очередь экономическими соображениями. Для формализации процедуры поиска оптимального варианта обслуживания пользуются довольно простой матричной моделью. По горизонтали матрицы размещается массив экспедиторских поручений, по вертикали – посреднические центры, занимающиеся этой деятельностью. На пересечении строк и столбцов указывают расходы по выполнению того или иного вида деятельности центра. Суммируя по столбцам отдельные элементы затрат, потребитель имеет возможность выбрать наилучший вариант сервиса по критерию минимума расходов.


Задание 3. Материальный поток на складе

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Грузооборот  склада равен  2000 т в месяц. 20 процентов работ на участке разгрузки выполняется вручную. Удельная стоимость ручной разгрузки 10 руб. за тонну. Удельная стоимость механизированной разгрузки 1 руб. за тонну. На какую сумму снизится совокупная стоимость переработки Руза на складе, если весь груз будет разгружаться механизировано?

РЕШЕНИЕ

1)       Совокупная стоимость переработки груза на кладе при наличии и автоматизированного и механизированного способов разгрузки:

- стоимость ручной разгрузки:

(2000*0,2)*10 = 4000 (руб.)

- стоимость механизированной разгрузки:

(2000*0,8)*1 = 1600 (руб.)

- общая стоимость:

4000+1600 = 5600 (руб.)

2)       Стоимость переработки всего груза только механизированным способом:

2000*1 = 2000 (руб.)

3)       Экономия расходов по переработке:

5600-2000 = 3600 (руб.)

ОТВЕТ

         Совокупная стоимость снизится на 3600 руб.







Задание 4. Уровень логистического сервиса

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Таблица 1

Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров

Номер услуги

Время, необходимое для оказания услуги, чел / ч

1

0,5

4

2

10

1

19

4

20

2

26

2

29

4

РЕШЕНИЕ

         Показатель уровня обслуживания можно определить по формуле:

,                                 (1)

где    N-  количество услуг, которое теоретически может быть оказано

         n- фактическое количество оказываемых услуг

         ti- время на выполнение услуги

ОТВЕТ

         Уровень логистического сервиса равен 31 %.






Задание 5. Место расположения распределительного  склада

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Таблица  2

Координаты магазинов (потребителей материального потока)

Номер магазина

Х

У

Значение грузооборота, т/мес.

1

30

55

10

2

50

30

35

3

90

10

25

4

25

10

40

5

65

45

45

6

25

25

60

7

35

35

15

8

75

30

20


РЕШЕНИЕ

        

         В таблице 3 проводим расчет  координат точки расположения склада по формулам, представленным ниже

                            (2)

Таблица 3

Расчет координат для расположения распределительного склада

Номер магазина

Х

У

Значение грузооборота (Г), т/мес.

Х*Г

У*Г

1

30

55

10

300

550

2

50

30

35

1750

1050

3

90

10

25

2250

250

4

25

10

40

1000

400

5

65

45

45

2925

2025

6

25

25

60

1500

1500

7

35

35

15

525

525

8

75

30

20

1500

600

ИТОГО



250

11750

6900


Тогда для склада:

Х = 11750/250 = 47

У = 6900/250=27,6

         На рисунке  4 точка С (62;38) и есть точка расположения распределительного склада.

Овал: С


Рис.4.   Координаты магазинов и расположение склада





Список литературы

1)    Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996.

2)    Логистики: Учебное пособие / Под редакцией Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997.

3)    Практикум по логистике: Учеб. пособ / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра- м, 1999. – 270 с

4)    Рынок и логистика / Под редакцией М.П.Гордона. – М.: Экономика, 1993.

5)    Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 1997.

6)    Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес- логистике. – М.: ФИЛИН, 1997. – 356 с.

7)    Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993.