Содержание
1. Функциональное разделение труда в процессе управления и его характеристика. 3
2. Классификация и содержание функций управления. 6
3. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Техстройсервис». 10
4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления на предприятии. 11
5. Предложения по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей. 16
Список литературы.. 25
1. Функциональное разделение труда в процессе управления и его характеристика
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций[1, с. 144].
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение), - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления[5, с. 148]:
- линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - матричная; - дивизиональная; - множественная.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.
Функциональная (классическая) структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.
Рис. 1. Схема многолинейной (функциональной) структуры управления
Таблица 1
Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Высокий профессиональный уровень подготовки решений; |
1) Сложность подготовки и согласования решений; |
2) Быстрая коммуникация; |
2) Отсутствие единого руководства; |
3) Разгрузка высшего руководства; |
3) Дублирование распоряжений и коммуникаций; |
4) Профессиональная специализация руководителя. |
4) Сложность отсутствия контроля; |
5) Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. |
5) Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения. |
Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Рассмотрим некоторые основные понятия в функциональной структуре управления.
Звено управления – это самостоятельное подразделение, выполняющее определенную функцию управления (планирование, организация, координация, мотивация, контроль), ее часть или совокупность нескольких функций[7, с. 102].
Ступень управления – это уровень управления, единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление акционерным обществом, нефтегазодобывающим управлением, цехом, участком и др.)
Организационную структуру управления предприятием можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение намеченных целей.
Формы построения аппарата управления предприятий различны. Они зависят от их размеров, специализации, характера производственного процесса.
Построение аппарата управления базируется на принципах[8,с . 245]:
· иерархичности – выделения определенных ступеней управления, для которых создается свой аппарата управления;
· специализация отдельных звеньев;
· приближения органов оперативного управления непосредственно к производству.
Структура управления предприятием формируется сверху вниз. Последовательность действий следующая: осуществляется деление предприятия по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям его деятельности à устанавливаются соотношения полномочий различных должностейà определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и распределение их среди конкретных лиц.
Для выполнения отдельных функций управления каждая ступень имеет ряд звеньев, число которых зависит от уровня управления, объема и характера работ по выполнению той или иной функции.
Существует 3 уровней управления: нижний (производственный процесс), средний (оперативное управление производством) и верхний (технико-экономическое планирование, оперативное управление, бухучет, организацию труда, совершенствование и др.).
2. Классификация и содержание функций управления
К основным функциям управления относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Рассмотрим эти функции более подробно[5, с. 201].
ПЛАНИРОВАНИЕ
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.
Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.
Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности[3, с. 158]:
1) Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.
2) Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.
3) Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.
4) Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.
Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей.
Эффективным методом управления является метод управления по целям.
Он состоит из четырех этапов[7, с. 38]:
1) Формулировка четких и кратких целей.
2) Разработка наилучших планов достижения этих целей.
3) Контроль, анализ и оценка результатов работы.
4) Корректировка результатов в соответствии с запланированными.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот.
Процесс выбора организационной структуры состоит из трех этапов[8, с. 79]:
- деление организации на укрупненные блоки по горизонтали, в соответствии с осуществляемыми направлениями деятельности; - установление соотношения полномочий должностей; - определение должностных обязанностей и поручение их выполнения конкретным лицам.
Важную роль играет степень централизации организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства. Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации деятельности организации. В децентрализованной организации некоторая часть управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильной конкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией.
МОТИВАЦИЯ
Для более эффективной работы персонала в организации обязательна его мотивация.
Мотивация представляет процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.
Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность - это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей.
КОНТРОЛЬ
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Контроль можно разделить на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.
В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов[5, с. 155].
Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы).
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю фирмы для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.
Поведение сотрудников, ориентированное на наличие контроля, дает более эффективные результаты. Однако, при этом обязательно должны действовать механизмы награждения и наказания. В то же время необходимо избегать чрезмерного контроля, который может раздражать сотрудников и персонал. Эффективный контроль должен иметь стратегический характер, отражать общие приоритеты фирмы и поддерживать деятельность организации. Конечная цель контроля - это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед организацией. Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, и его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-управленческой системы в организации способствует повышению эффективности контроля и планирования деятельности фирмы. Информационно-управленческая система должна содержать информацию о прошлом, настоящем и будущем организации. Эта информация позволяет руководству фирмы принимать оптимальные решения.
3. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Техстройсервис»
В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Закрытое акционерное общество «Техстройсервис», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).
Местонахождение общества: г. Новосибирск, Кутателадзе –4 .
Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в строительных товарах и услугах.
Как прописано в Уставе, ЗАО «Техстройсервис» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности - возведение зданий и сооружений из кирпича, производство кирпичной кладки.
Уставной капитал организации составляет 90000 рублей. Акционерами являются два юридических и восемь физических лиц, каждый из которых располагает 100 акциями номинальной стоимостью 900 рублей каждая.
Финансовое положение ЗАО «Техстройсервис» на сегодняшний день является неустойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.
Таблица 2
Основные количественные результаты деятельности ЗАО «Техстройсервис» за 2002-2003 годы, руб.
Наименование Показателя |
Значение |
Отклонение |
|
2002 год |
2003 год |
||
Выручка от реализации |
3099631 |
24759416 |
+21659785 |
Себестоимость работ |
2992137 |
24451848 |
+21459711 |
Балансовая прибыль |
107494 |
307568 |
+200074 |
Прибыль от реализации |
86921 |
246564 |
+159643 |
Чистая прибыль |
60771 |
178578 |
+117807 |
Как видно из таблицы 1 в 2003 году в организации резко возросли все показатели, что может быть связано с расширением деятельности и выходом на новые рынки сбыта, на новых потребителей.
4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления на предприятии
В рамках данной работы в качестве объекта исследования возьмем финансовую службу организации ЗАО «Техстройсервис».
Финансовый отдел ЗАО «Техстройсервис» осуществляет ведение анализа и прогнозирования.
Важнейшие пути укрепления финансов и задачи финансовых служб предприятий следующие:
- разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;
- системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;
- разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;
- обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;
- управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;
- улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;
- управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;
- более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
- управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;
- осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;
- мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;
- направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;
- разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;
- анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
- оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;
- внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
Исходя из основных задач, поставленных перед финансовой службой, строится организационная структура финансового отдела, представленная на рис. 1 и составляется штатное расписание финансового отдела, сведенного в таблице 3.
Рис.2. Организационная структура финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
Таблица 3
Штатное расписание финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
№№ п/п |
Должность |
Численность, чел. |
Оклад в месяц, руб. |
1 |
Начальник отдела |
1 |
6 000 |
2 |
Заместитель начальника отдела |
1 |
4 500 |
3 |
Аналитик по финансовому прогнозированию |
1 |
2 000 |
4 |
Специалист по финансовому планированию |
1 |
2 000 |
5 |
Специалист по финансовым вложениям |
1 |
2 000 |
|
ИТОГО |
5 |
16 500 |
На На основании анализа структурно-элементной модели проводится классификация функций и строится функциональная модель финансового отдела ЗАО «Техстройсервис» на рисунке 3 (приложение 1).
В соответствии с функциональной моделью составляется таблица формулировки и классификации функций финансового отдела. Содержащиеся в ней затраты на выполнение всех функций включают расходы на поддержание вычислительной техники в рабочем состоянии и ее амортизация; заработная плата всех сотрудников, обязательные начисления на заработную плату, канцелярские расходы, оплата коммунальных услуг, командировочные расходы, оплата услуг связи и прочие.
Таблица классификации функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис» строится с учетом основных принципов формулирования функций финансового отдела: точности, абстрактности, лаконизма, количественной характеристики, полноты выявления функций.
оды, .
Таблица 4
Формулировка и классификация функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
Наименование функции |
Вид функции |
Затраты на выполнение функции в год, руб. |
||
глагол |
существительное |
дополнение |
||
Получать |
информацию |
от внешних и внутренних источников |
О |
50 000 |
Проверять |
информация |
Из источников |
В |
6 000 |
Уточнять |
информация |
Из источников |
В |
6 000 |
Получать |
информация |
По отчетности, СМИ, нормативным актам |
В |
10 000 |
Запрашивать |
отдел |
Получателя информации |
В |
11 000 |
Акционировать |
организация |
Соответствие законодательству |
В |
40 000 |
Составлять |
реестр |
По списку |
В |
10 000 |
Подготавливать |
собрание |
По списку |
В |
10 000 |
Работать |
документы |
По учредительным |
О |
10 000 |
Выявлять |
тенденции |
На финансовых рынках |
О |
55 000 |
Размещать |
Ценные бумаги |
На биржах, в банке, среди акционеров |
О |
30 000 |
Управлять |
Портфель ЦБ |
По объемам |
О |
20 000 |
Подготовка |
обоснование |
По оборотным средствам |
В |
45 000 |
Оценка |
проект |
Инвестиции |
О |
40 000 |
Вкладывать |
вложения |
Оборотные средства |
О |
12 000 |
Разработать |
план |
Движение денежных средств |
О |
10 000 |
Учитывать |
движение |
По денежным средствам |
В |
80 000 |
Анализировать |
анализ |
По денежным потокам |
О |
25 000 |
Выдавать |
информация |
руководству |
О |
35 000 |
Оформлять |
результаты |
По документообороту |
В |
45 000 |
ИТОГО |
610 000 |
:
О – основная функция,
В – вспомогательная функция
5. Предложения по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей
Функциональная диаграмма и таблица классификации функций ЗАО «Техстройсервис» позволяет в дальнейшем системно подойти к классификации и формированию состава конкретных функций системы управления.
В результате анализа исходных данных выявлено, что на осуществление функций финансового отдела составляют 610 000 руб. в год. Наиболее дорогой функцией является функция «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» - 115 000 руб. в год. Высокая стоимость выполнения этих функций связана с привлечением специалистов, получающих высокую зарплату, использование компьютерной техники, приобретение автоматизированных программ, обслуживание техники и т.п.
Проверка целесообразности высоких затрат на выполнение этой функции осуществляется в результате анализа качества их выполнения и функционально-стоимостной диаграммы, для чего необходимо определить значимость выполняемых функций. Значимость функций определяется экспертной группой, состоящей из работников аппарата управления и начальника отдела. Степень значимости функции рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 5.
Таблица 5
Результаты попарного сравнения функций
Функция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,0 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
2 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
1,0 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Условные обозначения функций:
1. Получать информацию от внутренних и внешних источников
2. Акционировать организацию
3. Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках
4. Бюджетирование
5. Подготовка обоснований инвестиционных решений
6. Планово-аналитическое обеспечение деятельности
7. Выдавать информацию по финансовой деятельности
Значимость основных функций определяется с использованием метода расстановки приоритетов. При решении задач с помощью этого метода группу объектов располагают в ряд по возрастанию или убыванию степени выраженности какого-либо признака. Предполагается, что числовая мера степени выраженности признака неизвестного для всех, или, по крайней мере, для нескольких объектов, и преодоление этой неизвестности обычными формальными методами либо невозможно, либо требует значительных затрат труда и времени.
В задаче расстановки приоритетов в качестве метода высказывания суждений экспертами принят метод парных сравнений с целью выявить предпочтения экспертов «в чистом виде». Результат попарного сравнения наиболее точно отражает субъективное предпочтение, ибо на выбор здесь налагаются наименьшие ограничения, и метод не навязывает эксперту априорных условий.
В основе математического аппарата метода лежит так называемая задача о лидере, где рассматривается проблема определения результатов некоторого спортивного состязания.
Для описания процедуры ранжирования исследуемых объектов методом расстановки приоритетов они обозначаются через Х1, Х2,…Хn (1/1), где n – количество исследуемых объектов. Затем формируется матрица А = aij (1/2), где
aij = 0,5, если Xi < Xj
aij = 1.0, если Xi = Xj
aij = 1,5, если Xi > Xj
Здесь:
Xi > Xj означает, что i-й объект более предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект;
Xi = Xj означает, i-й и j-й объекты равнозначны по анализируемому признаку;
Xi < Xj означает, что i-й объект менее предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект.
Вводится понятие интегрированная оценка порядка k объекта Xi. Интегрированная оценка нулевого порядка объекта Xi обозначается Pi(0) и рассчитывается по формуле:
Pi(0) = å aij (1).
Интегрированная оценка нулевого порядка представляет собой начальное приближение (итерацию) к окончательной оценке. Последующие итерации рассчитываются по формуле, называемой основным уравнением метода расстановки приоритетов:
Pнi (K + 1) = å aij Pjн (К) (2)
Где Pjн (К) – нормированная интегрированная оценка I-го объекта порядка k, рассчитываемая по формуле:
Pi (K)
Pjн (К) = å Pi (K) (3)
Итерационный расчет оценок превышается после того, как для наперед заданного достаточно малого числа выполняется неравенство:
Pjн (К) - Pjн (К - 1) £ х, I = 1,2, … n (4)
Ранжирования вполне достаточно, если значение Х будет выбираться в диапазоне 0,01 – 0,001
Основное уравнение метода расстановки приоритетов в матричном виде следующее:
РН (К + 1) = А * РН (5)
Таблица 6
Расчет значимости функций
Функция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Р(о) |
Рн(о) |
Р(1) |
Рн(1) |
Р(2) |
Рн(2) |
1 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4,5 |
0,100 |
0,550 |
0,096 |
0,548 |
0,096 |
2 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
5,0 |
0,111 |
0,667 |
0,112 |
0,665 |
0,112 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
8,0 |
0,178 |
1,600 |
0,176 |
1,598 |
0,176 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
6,0 |
0,133 |
0,933 |
0,135 |
0,931 |
0,135 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
9,0 |
0,200 |
1,982 |
0,197 |
1,980 |
0,197 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
7,5 |
0,167 |
1,417 |
0,169 |
1,415 |
0,169 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
0,111 |
0,791 |
0,115 |
0,789 |
0,115 |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
45,0 |
1,000 |
7,940 |
1,000 |
7,926 |
1,000 |
На заключительной стадии анализа, после выделения излишних функций, для наглядного сопоставления степени значимости функций с затратами на их осуществление, строится функционально – стоимостная диаграмма. На этой диаграмме по горизонтальной оси располагаются функции в соответствии с их рангом, вычисленным методом расстановки приоритетов, а по вертикальной – значимость и затраты на осуществление функций (см. рис. 4).
|
Значимость функций, ед. |
0,197 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,176 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,169 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,096 |
|
|
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 |
|
|
Затраты на осуществление функций, т.руб.в год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
|
|
91 |
|
|
|
|
97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
105 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций
финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
Построенная диаграмма позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы со значимостью соответствующих функций. В рассмотренной диаграмме затраты на функцию «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5) и «Выдавать информацию по финансовой деятельности» (7) гораздо выше, чем их значимость, в то время как значимость функции «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» (6) и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3) выше, но затраты ниже. Поэтому следует пересмотреть статьи расходов по отмеченным функциям.
При анализе также целесообразно учитывать уровень качества осуществления функций. Данная процедура необходима для сопоставления реального качества осуществления функций и затрат на их выполнение. Исходной информацией являются данные по предприятию и нормативная литература.
Сводная таблица показателей качества функций управления основных функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис» приведена в таблице 7.
Таблица 7
Сводная таблица показателей качества функций управления ЗАО «Техстройсервис»
|
Основная функция |
||||||
Показатель, |
Получать |
Акционировать |
Оценка и |
Бюджети- |
Подготовка |
Планово- |
Выдавать |
коэффициент |
информацию |
организацию |
выявление |
рование |
обоснований |
аналитич. |
информацию |
|
|
|
тенденций |
|
инв.проектов |
обеспечен. |
|
Использование |
|
|
|
|
|
|
|
технических средств |
0,51 |
0,25 |
0,25 |
0,74 |
0,89 |
0,92 |
0,71 |
Организация рабочих |
|
|
|
|
|
|
|
мест |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
Нормирование труда |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Регламентация |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
функций |
|
|
|
|
|
|
|
Дублирование |
0,50 |
0,15 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
0,64 |
0,25 |
функций |
|
|
|
|
|
|
|
Использование |
0,72 |
0,80 |
0,94 |
0,90 |
1,00 |
1,00 |
0,91 |
рабочего времени |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень качества |
0,64 |
0,56 |
0,63 |
0,70 |
0,73 |
0,76 |
0,66 |
функций |
|
|
|
|
|
|
|
Для удобства оценки и анализа основных функций, значимости и затрат на осуществление функций, а также уровень качества их выполнения, целесообразно свести в таблицу (см. таблицу 8).
Таблица 8
Сводная таблица основных функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
№№ |
Наименование функции |
Среднее |
Ранг |
Затраты на |
Уровень |
п/п |
|
значение |
функции |
Функцию в |
Качества |
|
|
функции |
|
Год |
Функции |
1 |
Получать информацию от внутренних и внешних источников |
4,5 |
6-7 |
72 |
0,64 |
2 |
Акционировать организацию |
5,0 |
5 |
70 |
0,56 |
3 |
Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках |
8,0 |
2 |
105 |
0,63 |
4 |
Бюджетирование |
6,0 |
4 |
60 |
0,70 |
5 |
Подготовка обоснований инвестиционных решений |
9,0 |
1 |
97 |
0,73 |
6 |
Планово-аналитическое обеспечение деятельности |
7,5 |
3 |
115 |
0,76 |
7 |
Выдавать информацию по финансовой деятельности |
5,0 |
6-7 |
91 |
0,66 |
Диаграмма, приведенная на рис. 5 позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы с уровнем качества осуществляемых функций.
|
|
|
|
|
|
|
|
Значимость функций, ед. |
0,197 |
|
|
|
|
|
|
|
0,176 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,169 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,096 |
|
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 |
|
Уровень качества |
|
|
|
|
|
0,56 |
|
|
0,63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,64 |
|
|
|
|
|
0,66 |
|
|
|
|
|
|
0,70 |
|
|
|
|
0,73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,76 |
|
|
|
|
Рис. 5. Диаграмма соответствия уровня качества и затрат на осуществление
основных функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
В данном случае качество выполнения функции «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5)не соответствует значимости, его можно считать заниженным.
Таким образом, финансово-стоимостной анализ управленческих функций финансового отдела выявил несоответствие качества выполняемых функций их затратам, из чего следует, что необходимо привести в соответствие исполнение функций с их значимостью и качеством. Для чего перераспределить затраты на выполнение функций в соответствии со значимостью. Также необходимо перераспределить заработную плату, снизить расходы на канцелярские расходы, объединить исполнение двух функций «Акционировать организацию» (2) и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3) в одной должности, сократив, таким образом, численность отдела на 1 человека.
После проведения усовершенствования функциональных обязанностей финансового отдела ЗАО «Техстройсервис» будет наглядно построить функционально-стоимостную диаграмму основных функций после проведения управленческого финансово-стоимостного анализа (см. рис. 6).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значимость функций, ед. |
0,197 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,176 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,169 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,096 |
|
|
|
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 |
|
|
|
Затраты на осуществл. Функций, т.руб. в год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
107 |
|
|
|
|
|
|
Рис. 6. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций после проведения управленческого финансово-стоимостного анализа
После окончания проведения всех преобразовании в финансовом отделе ЗАО «Техстройсервис» необходимо составить отчет о результатах управленческого финансово-стоимостного анализа (см. таблицу 9)
Таблица 9
Отчет о результатах управленческого ФСА финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
№№ |
Наименование функции |
Вид |
Затраты на выполнение |
|
п/п |
|
функции |
функции в год, руб. |
|
|
|
|
до ФСА |
после ФСА |
1 |
Получать информацию от внутренних и внешних источников |
В |
72 000 |
40 000 |
2 |
Акционировать организацию |
О |
70 000 |
45 000 |
3 |
Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках |
В |
105 000 |
100 000 |
5 |
Подготовка обоснований инвестиционных решений |
В |
97 000 |
107 000 |
6 |
Планово-аналитическое обеспечение деятельности |
О |
115 000 |
95 000 |
7 |
Выдавать информацию по финансовой деятельности |
О |
91 000 |
60 000 |
|
ИТОГО |
|
610 000 |
517 000 |
Таким образом, проведенный управленческий финансово-стоимостной анализ финансового отдела позволил сократить затраты на выполнение функций управления в целом на 93 000 руб. в год или на 15%.
Такие результаты были достигнуты вследствие сокращения одной штатной единицы в отделе и
объединения исполнения двух функций «Акционировать организацию» (2) и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3), приведение оплаты труда к качеству исполнения функций, повышения производительности труда, устранение узких мест и диспропорций в управлении.
Список литературы
1) Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.
2) Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .
3) Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 1998.- 286 с.
4) Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 1996.- 245 с.
5) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.
6) Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
7) Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.
8) Основы управления персоналом: учеб. для вузов/ Б.М. Генкин, Г.А. Кононова, В.И. Кочетков и др.; под ред. Б.М. Генкина.- М.: Высшая школа, 1996.-383 с
9) Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.
10) Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/ К.А. Волкова, И.П. Дежкина и др.–М.: ОАО издательство «Экономика», НОРМА, 1997.–526 с.
11) Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №5.
12) Теория и практика управления персоналом: учеб. пособие/ Авт.-преп. Г.В. Щокин.- К.: МАУП, 1998.-256 с.
13) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.
14) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 1998. – 506 с.