Задание 2. Табличный процессор MS Excel

2.1. Постановка задачи

1. Создать в MS Excel следующую таблицу и заполнить ее данными:

Ведомость учета расхода бензина в автохозяйстве

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5



ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4



ЗИЛ-130

АВ 19-13

2

2010

720

37,5



Итого:








2. Рассчитать следующие характеристики

1) расход бензина по норме и перерасход (экономию) бензина для каждого автомобиля;

2) суммарные значения фактического расхода бензина, расхода бензина по норме, перерасход (экономию) бензина для всего автохозяйства (функция СУММ), среднее значение пробега для всех автомобилей (функция СРЗНАЧ);

3) суммарные значения фактического расхода бензина для каждой марки автомобиля (функция СУММЕСЛИ);

4) количество автомобилей каждой марки в автохозяйстве (функция СЧЕТЕСЛИ).

3. С помощью фильтрации получить следующую информацию:

1) марку автомобиля, для которого норма расхода бензина составляет 33,4л / 100 км;

2) номер автомобиля, имеющего максимальный фактический расход бензина;

3) номер автомобиля ЗИЛ-130, имеющего пробег от 1000 до 2000 км;

4) номера автомобилей ЗИЛ-130 или ГАЗ-66, имеющих пробег более 1500 км.

4. Создать сводную таблицу для расчета суммарного перерасхода (экономии) бензина, в строках которой выводятся марки автомобилей, а в столбцах – номера гаражей.

2.2. Создание таблицы и заполнение ее исходными данными

В объединение диапазона ячеек А1 – Н1 введем заголовок таблицы «Ведомость учета расхода бензина в автохозяйстве».

В ячейки А3 – Н3 введем заголовки столбцов таблицы: «Марка автомобиля», «Номер», «Гараж», «Пробег, км», «Фактический расход бензина, л», «Норма расхода бензина л/100 км», «Расход бензина по норме, л», «Перерасход (экономия) бензина, л».

Заполним таблицу исходными данными, после чего она примет вид:

Ведомость учета расхода бензина в автохозяйстве









Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5

 

 

ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4

 

 

ЗИЛ-130

АВ 19-13

2

2010

720

37,5

 

 

ЗИЛ-130

ПЕ 43-08

1

1543

660

35,2

 

 

ЗИЛ-130

РН 64-98

2

2340

695

35

 

 

ГАЗ-66

РО 53-61

1

1900

876

33,4

 

 

ГАЗ-66

ТИ 76-09

2

950

943

33,4

 

 

ЗИЛ-130

БЛ 23-34

1

743

695

37,5

 

 

ГАЗ-66

БЮ 98-09

1

256

930

33,4

 

 

ЗИЛ-130

ШГ 87-23

2

1389

670

37,5

 

 

2.3. Расчет суммарных значений фактического расхода и перерасхода бензина и среднего значения пробега

Для вычисления Расхода бензина по норме для каждой строки нужно Пробег разделить на 100 и умножить на Норму расхода бензина л/100 км. В результате для первой строки данных таблицы получим следующую формулу вычисления Расхода бензина по норме.

В результате формула для расчета Расхода бензина по норме для первого автомобиля будет следующая: «D4/100*F4». Аналогичная формула будет для всех остальных строк. Поэтому, созданную формулу в ячейке G4 скопируем во все ячейки диапазона G5 – G13. Ссылки на ячейки, используемые в формулах, будут обновляться автоматически.

Для расчета Перерасхода (экономии) бензина, нужно из значения Расход бензина по норме вычесть Фактический расход бензина. Например, для первой строки данных в ячейку H4 нужно ввести формулу «=G4-E4». Расчет Перерасхода бензина для остальных автомобилей аналогичен.

Для расчета суммарных значений фактического расхода бензина сначала объединим ячейки A15 – D15 и введем текст «Итого:». Зададим выравнивание по правому краю и полужирное начертание.

Перейдем в ячейку Е15 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов. При помощи появившегося прямоугольника выделения диапазона выделим диапазон ячеек, данные из которых нужно просуммировать.

Аналогичным образом вычислим суммарные значение Расхода бензина по норме и Перерасход (экономию) бензина.

Теперь вычислим среднее значение пробега для всех автомобилей. Сначала в объединение ячеек А16 – С16 введем поясняющий текст «Среднее значение пробега».

Перейдем в ячейку D16, на панели инструментов нажмем стрелочку, расположенную справа от кнопки Автосумма. Из открывшегося списка выберем пункт «Среднее». Укажем диапазон D4 – D13.

После проведения описанных выше действий, таблица примет вид:

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5

648,75

-21,25

ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4

617,9

-22,1

ЗИЛ-130

АВ 19-13

2

2010

720

37,5

753,75

33,75

ЗИЛ-130

ПЕ 43-08

1

1543

660

35,2

543,136

-116,864

ЗИЛ-130

РН 64-98

2

2340

695

35

819

124

ГАЗ-66

РО 53-61

1

1900

876

33,4

634,6

-241,4

ГАЗ-66

ТИ 76-09

2

950

943

33,4

317,3

-625,7

ЗИЛ-130

БЛ 23-34

1

743

695

37,5

278,625

-416,375

ГАЗ-66

БЮ 98-09

1

256

930

33,4

85,504

-844,496

ЗИЛ-130

ШГ 87-23

2

1389

670

37,5

520,875

-149,125

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

7499

 

5219,44

-2279,56

Среднее значение пробега:

1471,1

 

 

 

 

2.4. Расчет суммарных значений фактического расхода бензина для каждой марки автомобиля

Введем поясняющую «Суммарный расход бензина для ГАЗ-66» запись в объединение ячеек А17 – D17.

Перейдем в ячейку Е17 и нажмем стрелочку около кнопки Автосумма. Из списка выберем пункт Другие функции и выберем функцию СУММЕСЛИ.

В появившемся окне ввода аргументов функции СУММЕСЛИ зададим диапазон А4:А13, критерий «ГАЗ-66» и диапазон суммирования Е4:Е13.

Аналогичным образом вычислим Суммарный фактический расход бензина для ГАЗ-66. Только изменим значение критерия.

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5

648,75

-21,25

ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4

617,9

-22,1

ЗИЛ-130

АВ 19-13

2

2010

720

37,5

753,75

33,75

ЗИЛ-130

ПЕ 43-08

1

1543

660

35,2

543,136

-116,864

ЗИЛ-130

РН 64-98

2

2340

695

35

819

124

ГАЗ-66

РО 53-61

1

1900

876

33,4

634,6

-241,4

ГАЗ-66

ТИ 76-09

2

950

943

33,4

317,3

-625,7

ЗИЛ-130

БЛ 23-34

1

743

695

37,5

278,625

-416,375

ГАЗ-66

БЮ 98-09

1

256

930

33,4

85,504

-844,496

ЗИЛ-130

ШГ 87-23

2

1389

670

37,5

520,875

-149,125

Суммарный фактический расход бензина для ГАЗ-66:

3389

 

 

 

Суммарный фактический расход бензина для ЗИЛ-130

3440

 

 

 

2.5. Подсчет количества автомобилей каждой марки

В объединение ячеек A19 – D19 введем «Количество ГАЗ-66», а в ячейки A20 – D20 введем «Количество ЗИЛ-130».

Перейдем в ячейку Е19 и нажмем кнопку выбора функции. Из списка выберем функцию СЧЕТЕСЛИ.

Зададим диапазон А4:А13 и Критерий «ГАЗ-66».

Аналогичным образом подсчитаем количества ЗИЛ-130.

В результате получим следующее:

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5

648,75

-21,25

ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4

617,9

-22,1

ЗИЛ-130

АВ 19-13

2

2010

720

37,5

753,75

33,75

ЗИЛ-130

ПЕ 43-08

1

1543

660

35,2

543,136

-116,864

ЗИЛ-130

РН 64-98

2

2340

695

35

819

124

ГАЗ-66

РО 53-61

1

1900

876

33,4

634,6

-241,4

ГАЗ-66

ТИ 76-09

2

950

943

33,4

317,3

-625,7

ЗИЛ-130

БЛ 23-34

1

743

695

37,5

278,625

-416,375

ГАЗ-66

БЮ 98-09

1

256

930

33,4

85,504

-844,496

ЗИЛ-130

ШГ 87-23

2

1389

670

37,5

520,875

-149,125

Количество ГАЗ-66

4

 

 

 

Количество ЗИЛ-130

6

 

 

 

2.6. Вид окна Microsoft Excel при просмотре формул

В режиме просмотре формул окно Microsoft Excel будет иметь вид:

2.7. Использование фильтрации

2.7.1. Отбор автомобилей, для которых норма расхода бензина составляет 33,4 л/100 км.

Отобразим при помощи фильтрации автомобили, для которого норма расхода бензина составляет 33,4 л/100 км.

Выберем из главного меню Microsoft Excel пункт Данные > Фильтр > Автофильтр. После этого в каждом из заголовков таблицы появятся стрелочки.

Для отбора автомобилей, у которых Норма расхода бензина составляет 33,4 л/100 км, в столбце Норма расхода бензина нажмем на стрелочку в заголовке столбца и выберем 33,4.

В результате применения данного фильтра, будут отображаться только следующие строки, в которых Норма расхода бензина составляет 33,4 л/100 км:

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4

617,9

-22,1

ГАЗ-66

РО 53-61

1

1900

876

33,4

634,6

-241,4

ГАЗ-66

ТИ 76-09

2

950

943

33,4

317,3

-625,7

ГАЗ-66

БЮ 98-09

1

256

930

33,4

85,504

-844,496

2.7.2. Отбор автомобиля с максимальным фактическим расходом бензина

Из списка для поля Фактический расход бензина выберем максимальное значение. Так как в этом списке значения упорядочены от меньшего к большему, то в этом списке нужно выбрать последнее значение.

В результате применения фильтра получим строку  с максимальным значением Фактического расхода бензина:

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ГАЗ-66

ТИ 76-09

2

950

943

33,4

317,3

-625,7

2.7.3. Отбор автомобиля ЗИЛ-130 с пробегом от 1000 до 2000 км

Для поля Марка автомобиля из выпадающего списка автофильтра выберем «ЗИЛ-130», а для поля Пробег выберем пункт Условие.

В первом списке появившейся формы выберем Больше и зададим значение 1000, зададим логическую связку И и во втором списке выберем Меньше и введем значение 2000.

Форма пользовательского автофильтра будет иметь вид:

В результате применения этого фильтра будут отображены данные, удовлетворяющие поставленному условию:

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5

648,75

-21,25

ЗИЛ-130

ПЕ 43-08

1

1543

660

35,2

543,136

-116,864

ЗИЛ-130

ШГ 87-23

2

1389

670

37,5

520,875

-149,125

2.7.4. Отбор автомобилей ЗИЛ-130 или ГАЗ-66 с пробегом более 1500 км.

Для поля Пробег зададим условие больше 1500.

Будут выданы данные об автомобилях с пробегом более 1500 км:

Марка автомобиля

Номер

Гараж

Пробег, км

Фактический расход бензина, л

Норма расхода бензина л/100 км

Расход бензина по норме, л

Перерасход (экономия) бензина, л

ЗИЛ-130

НВ 12-34

1

1730

670

37,5

648,75

-21,25

ГАЗ-66

ТР 18-26

2

1850

640

33,4

617,9

-22,1

ЗИЛ-130

АВ 19-13

2

2010

720

37,5

753,75

33,75

ЗИЛ-130

ПЕ 43-08

1

1543

660

35,2

543,136

-116,864

ЗИЛ-130

РН 64-98

2

2340

695

35

819

124

ГАЗ-66

РО 53-61

1

1900

876

33,4

634,6

-241,4

2.8. Создание сводной таблицы

Из главного меню Microsoft Excel выберем пункт Данные > Сводная таблица. На первом шаге запустившегося мастера Создание таблицы на основе данных, находящихся в списке или базе данных Microsoft Excel, а Вид создаваемого отчета – сводная таблица.

На втором шаге мастера зададим диапазон A3:H13, содержащих исходные данные.

На третьем шаге зададим расположение сводной таблицы на новом листе.

Перетащим в Поля строк поле Марка автомобиля, а Поля столбцов – Гараж. В раздел данных переместим поле Перерасход (экономия) бензина.

Получим следующую сводную таблицу:

Сумма по полю Перерасход (экономия) бензина, л

Гараж

 

 

Марка автомобиля

1

2

Общий итог

ГАЗ-66

-1085,896

-647,8

-1733,696

ЗИЛ-130

-554,489

8,625

-545,864

Общий итог

-1640,385

-639,175

-2279,56


Задание 3. СУБД MS Access

3.1. Создание структуры таблиц

Создание таблиц будем выполнять при помощи Конструктора.

В режиме Конструктора таблица Транспортные средства будет иметь следующий вид:

Подчиненная таблица Объем ремонтных работ в режиме Конструктора будет выглядеть так:

3.2. Создание связи между таблицами

Для возможности отбора и анализа данных одновременно из обоих таблиц, между ними нужно установить связь.

Установка связи выполняется в окне Схема данных.

Установим связь между полем ТС таблицы ОбъемРемонтныхРабот и полем Код таблицы ТранспортныеСредства. При установке связи необходимо установить параметры Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей, Каскадное удаление связанных записей.

После установления связи Схема данных примет вид:

3.3. Заполнение таблиц данными

В главной таблице Транспортные средства будут храниться следующие данные:

ТранспортныеСредства

Код

Производитель

Марка

1

АЗЛК

Москвич-412

2

Toyota

Corona

3

ГАЗ

Волга-3110

4

ВАЗ

Жигули

В подчиненной таблице Объем ремонтных работ будут храниться данные о проведенных ремонтных работах:



ОбъемРемонтныхРабот

ТС

Номер

Год выпуска

Дата приемки

ОбъемРаботТысРуб

ДатаСдачи

НомерБригады

2

АВ 12-15

1994

13.03.2003

2 400,00р.

16.03.2003

1

1

ПР 17-19

1997

13.03.2003

1 300,00р.

15.03.2003

2

1

АП 23-12

1996

14.03.2003

800,00р.

15.03.2003

1

2

АК 15-18

1997

16.03.2003

3 000,00р.

20.03.2003

3

2

РВ 13-00

1999

17.03.2003

5 500,00р.

22.03.2003

2

3

ЛО 43-95

1996

19.03.2003

2 700,00р.

24.03.2004

3

4

ГО 69-15

1995

21.03.2003

4 280,00р.

27.03.2003

1

3

ЗЩ 09-54

1998

24.03.2004

7 525,00р.

29.03.2003

2

3

ХЕ 43-65

1997

25.03.2994

1 890,00р.

01.04.2003

3

4

ЦУ 90-12

1995

27.03.2004

6 345,00р.

03.04.2004

2

3.4. Создание запросов

3.4.1. Отбор автомобилей, отремонтированных бригадой № 1

В бланк Конструктора запроса перенесем поля Номер и НомерБригады из таблицы ОбъемРемонтныхРабот.

Для поля НомерБрагады зададим условие отбора – 1.

В режиме Конструктора созданный запрос будет иметь вид:

При выполнении этого запроса будут выданы следующие данные о номерах автомобилей, отремонтированных 1 бригадой:



Автомобили отремонтированные 1 бригадой

Номер

НомерБригады

АВ 12-15

1

АП 23-12

1

ГО 69-15

1

3.4.2. Отбор автомобилей, отремонтированных 2 бригадой с объемом ремонтных работ от 3 до 6 тысяч рублей

Зададим Условия отбора для поля НомерБригады – 2, а для поля ОбъемРаботТысРуб - >3000 And <6000.

В режиме конструктора созданный запрос будет иметь вид:

Этот запрос выдаст следующие данные об автомобилях, отремонтированных 2 бригадой, с объемом работ от 3 до 6 тысяч рублей:

Автомобили отремонтированные 2 бригадой с объемом работ от 3 до 6

ТС

Номер

НомерБригады

ОбъемРаботТысРуб

2

РВ 13-00

2

5 500,00р.

3.4.3. Отбор автомобилей, отремонтированные 1 и 3 бригадой после 20 марта 2003 г.

Для поля НомерБригады зададим условие отбора 1 Or 3, а для поля ДатаПриемки - >#20.03.2003#.

При выполнении, запрос выдаст данные:

Автомобили отрем 1 и 3 бригадой после 20 марта 2003

Номер

НомерБригады

Дата приемки

ГО 69-15

1

21.03.2003

ХЕ 43-65

3

25.03.2994

3.4.4. Суммарный объем работ, выполненный каждой бригадой

Для вычисления Суммарного объема работ, выполненных каждой бригадой, потребуется создать перекрестный запрос.

На первом шаге мастера выберем в качестве источника для перекрестного запроса, выберем таблицу ОбъемРемонтныхРабот. В качестве заголовков строк выберем НомерБригады, а заголовков столбцов – ТС.

Для поля ОбъемРаботТысРуб зададим функцию Сумма.

Созданный перекрестный запрос выдаст следующий результат:

ОбъемРемонтныхРабот_перекрестный

НомерБригады

Итоговое значение ОбъемРаботТысРуб

1

2

3

4

1

7 480,00р.

800,00р.

2 400,00р.


4 280,00р.

2

20 670,00р.

1 300,00р.

5 500,00р.

7 525,00р.

6 345,00р.

3

7 590,00р.


3 000,00р.

4 590,00р.


3.4.5. Отбор автомобилей Toyota и АЗЛК, отремонтированных до 16 марта 2003 г

В бланк запроса перенесем поля Номер и ДатаПриемки из таблицы ОбъемРемонтныхРабот, а также поле Производитель из таблицы ТранспортныеСредства.

Для поля ДатаПриемки зададим условие отбора <#16.03.2003#, а для поля Производитель – Toyota или АЗЛК.

В режиме Конструктора созданный запрос будет иметь вид:

При выполнении созданного запроса будут выданы данные об автомобилях Toyota и АЗЛК, отремонтированных до 16 марта 2003 г.:

Toyota и АЗЛК отрем до 16 марта 2003 г

Номер

Производитель

Дата приемки

АВ 12-15

Toyota

13.03.2003

ПР 17-19

АЗЛК

13.03.2003

АП 23-12

АЗЛК

14.03.2003

3.5. Создание отчета «Транспортные средства»

Для создания этого отчета, сначала создадим простой запрос, который будет содержать поля Производитель и Марка из таблицы Тран, а также поля ДатаПриемки, ОбъемРаботТысРуб, ДатаСдачи и НомерБригады из таблицы ОбъемРемонтныхРабот.

В режиме Конструктора созданный простой запрос будет иметь вид:

Этот запрос выдаст следующий результат:

ТранспортСредства

Производитель

Марка

Дата приемки

ОбъемРаботТысРуб

ДатаСдачи

НомерБригады

АЗЛК

Москвич-412

13.03.2003

1 300,00р.

15.03.2003

2

АЗЛК

Москвич-412

14.03.2003

800,00р.

15.03.2003

1

Toyota

Corona

13.03.2003

2 400,00р.

16.03.2003

1

Toyota

Corona

16.03.2003

3 000,00р.

20.03.2003

3

Toyota

Corona

17.03.2003

5 500,00р.

22.03.2003

2

ГАЗ

Волга-3110

19.03.2003

2 700,00р.

24.03.2004

3

ГАЗ

Волга-3110

24.03.2004

7 525,00р.

29.03.2003

2

ГАЗ

Волга-3110

25.03.2994

1 890,00р.

01.04.2003

3

ВАЗ

Жигули

21.03.2003

4 280,00р.

27.03.2003

1

ВАЗ

Жигули

27.03.2004

6 345,00р.

03.04.2004

2

Теперь по только что созданному простому запросу создадим отчет.

Для этого на вкладке Отчеты главного окна базы данных выберем Создание отчета при помощи мастера.

На первом шаге запустившегося мастера, в качестве источника, выберем созданный запрос.

Выберем из него все поля. Для вида представления данных выберем ОбъемРемонтныхРабот.

Добавим уровень группировки по полю НомерБригады.

На следующем шаге мастера зададим сортировку по возрастанию поля ДатаПриемки.

Зададим вычисление суммарного объема работ для каждой бригады, нажав кнопку Итоги и задав функцию Sum.

Макет отчета зададим ступенчатый и ориентацию – книжная, а стиль – деловой.

В режиме Конструктора созданный отчет будет иметь вид:

При печати созданный отчет выдаст следующее:



Объем ремонтных работ

НомерБригады   Дата приемки Производитель Марка               Объем работ   Дата сдачи

         1

                            13.03.2003             Toyota          Corona            2 400,00р.               16.03.2003

                            14.03.2003              АЗЛК         Москвич-            800,00р.                15.03.2003

                                                                       412

                            21.03.2003               ВАЗ           Жигули            4 280,00р.               27.03.2003

Итоги для 'НомерБригады' =  1 (3 записей)

Сумма по бригаде                                                                             7 480,00р.

         2

                            13.03.2003              АЗЛК         Москвич-           1 300,00р.               15.03.2003

                                                                       412

                            17.03.2003             Toyota          Corona            5 500,00р.               22.03.2003

                            24.03.2004               ГАЗ            Волга-             7 525,00р.               29.03.2003

                                                                      3110

                            27.03.2004               ВАЗ           Жигули            6 345,00р.               03.04.2004

Итоги для 'НомерБригады' =  2 (4 записей)

Сумма по бригаде                                                                            20 670,00р.

         3

                            16.03.2003             Toyota          Corona            3 000,00р.               20.03.2003

                            19.03.2003               ГАЗ            Волга-             2 700,00р.               24.03.2004

                                                                      3110

                            25.03.2994               ГАЗ            Волга-             1 890,00р.               01.04.2003

                                                                      3110

Итоги для 'НомерБригады' =  3 (3 записей)

Сумма по бригаде                                                                             7 590,00р.

ИТОГО                                                                            35 740,00р.

3.6. Создание пользовательской формы

Форма – удобное средство для просмотра и редактирования данных таблицы.

Создание формы выполним при помощи мастера.

В качестве источника данных для формы выберем таблицу ОбъемРемонтныхРабот, добавив в форму все поля из этой таблицы.

Внешний вид формы зададим в один столбец, требуемый стиль – стандартный.

Созданная  форма будет иметь вид: