Содержание

1. Информационная форма. 3

2. Описание проекта. 3

2.1. Постановка проблемы  и ее структуризация до уровня конкретных работ. 3

2.2. Деятельность/ методы/ этапы.. 4

2.3. Оценка. 12

3. Краткая характеристика участников. 14

4. Бюджет. 14

4.1. Оборудование и сопутствующие расходы.. 14

4.2. Административные и прочие прямые расходы.. 15

4.3. Индивидуальная финансовая поддержка. 16

1. Информационная форма

1. Название социального проекта - «Ипотека»

1.     Адрес организации Красный проспект, д. 180, офис 44

2.     Телефон, e-mail  тел./факс 23-01-27 

3. Источники финансирования проекта Бюджет местного и регионального уровня Новосибирской области

4. Бюджет проекта 41748,5 руб.

5. Краткое описание проекта

-                       Выявление проблемы, анализ ее причин;

-                       Рассмотрение возможных состояний среды, значимых для выбора решения проблемы;

-                       Рассмотрение последствий каждого из воздействий в каждом из потенциальных состояний;

-                       Выбор системы оценки для решений и выявление оптимального решения.

7. Сущность социального проекта «Ипотека» - социальный проект создан для улучшения состояния ипотечного кредитования на рынке города Новосибирска.


2. Описание проекта

2.1. Постановка проблемы  и ее структуризация до уровня конкретных работ

Цель предполагаемого социального проекта - на примере проекта «Ипотека», определить какие необходимо принять решения для реализации Федеральной программы ипотечного кредитования и успешного ее функционирования в Новосибирской области.

Данный социальный проект - «Ипотека» относится к долгосрочным задачам, так как для успешной реализации проекта необходимы как финансовые ресурсы,  так и ресурсы времени, которые могут занять достаточно много времени.

Уникальность данного социального проекта - «Ипотека»  заключается в том, что на воплощения его в жизнь потребуется гораздо меньше затрат (финансовых, временных) чем у аналогичных проектов.

Жилищные фонды России давно не обновлялись, в частности, Новосибирской области. Появилось большое количество семей, (дети пика рождаемости начала восьмидесятых годов), которым необходимо жилье, и которые не могут купить его на свои сбережения, не прибегая к ипотечным кредитам. Ведь жилье – это основа семьи, благополучия и экономической стабильности. Поэтому данный проект в каком-то образе затрагивает все слои населения, а в его реализации будет задействован весь персонал  социального проекта «Ипотека».

 Для реализации проекта будут привлечены:

-  Московская  межбанковская валютная биржа (ММВБ)

- Администрация Новосибирской области


2.2. Деятельность/ методы/ этапы

Достижение желаемого результата может быть осуществлено путем правильного нахождения главенствующей цели (миссии) и сопутствующих ей подцелей.

В главенствующей цели должна найти отражение перспектива развития системы. Цели деятельности социально–экономических систем в существенной мере определяются условиями внешней среды. Процессу разработки целей также обычно предшествует этап качественного описания развития системы и ее состояний в будущем при определенных предположениях об условиях внешней среды. Это дает возможность четко  сформулировать цели деятельности системы, пути достижения этих целей.

Цели деятельности вытекают из объективных потребностей и имеют иерархический характер. Цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не достигнуты цели нижнего уровня.

Умение аппарата всех уровней управления, отдельных руководителей и специалистов грамотно ставить цели представляет важнейший ресурс государства, залог неуклонного повышения эффективности общественного производства. Итак, приступим к построению дерева целей проекта (Рис. 1.)

.



Рис.1. Дерево целей


После определения э коэффициентов относительной важности для каждой из подцелей приходим к выводу, что наиболее необходимым и важным является выпуск ипотечных ценных бумаг. Для этого займемся построением дерева решений. С помощью дерева решений может быть решена достаточно сложная проблема, связанная с принятием решения по выбору конкретной стратегии для данного проекта (Рис. 2.)


Рис. 2. Дерево решений


0. Выпуск ипотечных ценных бумаг

1.1. Размещение ипотечных ценных бумаг на Московской межбанковской валютной бирже


1.2. Размещение ипотечных ценных бумаг в Российской торговой системе (РТС)


2.1.Размещение ипотечных ценных бумаг  при 10% купонной ставке


2.2. Разместить ипотечных ценных бумаг при 5% купонной ставке


2.3. Разместить ипотечных ценных  бумаг  при 10% купонной ставке


2.4. Разместить ипотечных ценных  бумаг  при 5% купонной ставке

 

Наиболее приоритетным и важным решением будет размещение ипотечных ценных бумаг под 10% годовых на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

 Для такой альтернативы, как выпуск ипотечных ценных бумаг под 10% годовых на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) необходимо построить ряд мероприятий.

1)                    Определить все организации, занимающиеся финансовыми услугами, а в особенности, обслуживанием ценных бумаг;

2)                    Определить организации с оптимальными условиями обслуживания ценных бумаг;

3)                    Подготовить необходимые документы;

4)                    Заключить договор об обслуживании ипотечных ценных бумаг  социального проекта «Ипотека».

Прежде чем приступить к прогнозированию, необходимо выделить объект прогнозирования. Для новосибирского областного агентства это будет являться стабильно функционирующая система ипотеки в Новосибирской области на основе принципа рефинансирования (выпуск ценных бумаг). Также необходимо определить какие основные факторы могут повлиять на состояние развития объекта прогнозирования (определение прогнозного фона). Это, прежде всего, платежеспособность населения, и также состояние биржевого рынка в России, а точнее состояние развития фондового рынка, а в частности, рынка ценных бумаг. Для полноценного прогнозирования, необходимо определить срок, на который этот прогноз будет осуществляться социальный проект - «Ипотека». Из-за малой вероятности определения достоверного развития ситуации на длительный срок (5, 10 лет),  мы возьмем срок равный  1 году, на который разрабатывается прогноз.

Для прогнозирования будущего развития объекта, необходимо проанализировать то, как объект прогнозирования развивался до этого на протяжении, к примеру, 5 лет. Для того чтобы выделить (вычленить) основную тенденцию и структурные изменения. Данный срок называется периодом основания прогноза.

Рассматривая историю развития объекта прогнозирования и прогнозного фона (прогнозная ретроспекция) могу заметить, что только за последние 3 года, существует и стабильно развивается благоприятный прогнозный фон, платежеспособность населения из года в год растет устойчивыми темпами и фондовый рынок показывает наилучшие результаты в мире по темпам роста.

Для определения возможных вариантов развития системы необходимо знать, как при изменении тенденции двух факторов, будет изменяться ситуации в ипотечном жилищном кредитовании Новосибирской области. Для этого составим таблицу.

Факторы

Рост фондового рынка

Падение (сужение) фондового рынка

Повышение уровня платежеспособности населения

Стабильно развитие рынка ипотечного кредитования, увеличение количества выдаваемых кредитов,  успешное функционирование рефинансирования ипотечных кредитов

Развитие ипотеки будет нестабильным, кредиты будут выдаваться ограниченному количеству заемщиков из–за ограниченности финансовых средств и невозможности рефинансирования ипотечных кредитов, агентству необходимо будет брать кредиты у банков. Доверие агентств населению по выдаче кредитов будет находиться на высоком уровне.

Понижение уровня платежеспособности населения

Нестабильное развитие ипотеки, ипотечные кредиты будут выдаваться надежным, проверенным заемщикам, с высокой заработанной платой, ипотека будет существовать только для ограниченного круга граждан.

Приостановка функционирования ипотечного жилищного кредитования из-за невысокой платежеспособности населения, а, следовательно, и невысокого доверия населению по возврату кредита, и недостаток денежных средств у агентств из-за невозможности рефинансирования кредитов.

 

Именно такая ситуация может произойти при изменении двух взаимосвязанных факторов.

  Для реализации этой стадии необходимо применить сетевой график.

В  предыдущей части были,  рассмотрены методы, позволяющие расчленять сложные проблемы на составные части и разрабатывать комплексы работ и мероприятий для разрешения, как составных частей, так и всей проблемы в целом. Целью данной части является разработка эффективного расписания (планы) выполнения всех работ (мероприятий), необходимых для разрешения проблем.

Сложную систему можно представить сетью или графом. При этом узлы графа соответствуют отдельным блокам (элементам подсистемы), а дуги, соединяющие эти узлы, будут указывать на связи или зависимости между блоками.

Анализ правильно выбранной и построенной сетевой модели очень часто помогает составить достаточно ясное представление о системе и ее функционировании. Разберемся подробнее на примере проблемы этой курсовой работы – эффективность ипотечной программы.   

Согласование решения обеспечиваться действием коммуникативной системы организации и проводится на совещании руководителей отделов во главе с генеральным директором. Один из методов согласования решения является правило подписи: соблюдение правил, определяющих, кто может подписывать решения или сообщения различного характера. Именно за генеральным директором стоит окончательное утверждение решения.

Один из возможных способов планирования предстоящих работа является построение сетевого графика (Таблица 1.).


Таблица 1. Сетевой график работ

Обозначение работы

Описание

работы (действия)

Продолжительность (дни)

Предшествующая работа

А1

Утвердить приказ о создании социального проекта  «Ипотека»

1

-

А2

Утвердить приказ о проведении конкурса на должность руководителя социального проекта  «Ипотека»

1

-

А3

Назначить ответственного за организацию конкурса

1

А2

А4

Проведение конкурса по набору персонала социального проекта  «Ипотека»

15

А3

А5

Утвердить приказ о назначение руководителя социального проекта  «Ипотека»

1

А4

А6

Утвердить график регулярных отчетов руководителя социального проекта  «Ипотека» начальством

1

А5

Стратегическое планирование лежит в основе целенаправленной деятельности организации. При стратегическом планировании осуществляется выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для компании идеалов. При этом виде планирования особенно важно выделить приоритетные направления, где предпринимаются наиболее активные действия и где результаты многократно превышают затраты.

Агентство по мере развития и роста возможностей, в дальнейшем, может лоббировать интересы в Совете Депутатов для принятия выгодных законов и поправок для успешного функционирования ипотеки.


2.3. Оценка

Контроль за реализацией принятого решения осуществляют руководители отделов, докладывая о результатах директору. Можно выделить несколько форм контроля, осуществляемых в данной организации. Прежде всего, это предварительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы. На этом этапе контроль важен для поддержания согласованного направления развития и недопущения отклонений от заданной цели, то есть выполнения принятого решения.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Основным элементом контроля является обратная связь. Она позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены в последующем.  Это означает, что после достижения определенных результатов, директор проверяет начальников, достигли ли они поставленной цели, и если достигли, то в полном ли объеме.

При оценке эффективности целесообразно различать эффективность самого процесса разработки решения и эффективность его реализации, что соответствует стадиям принятия решения, мыслительной деятельности при разработке решения и управленческой деятельности по реализации решения. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке эффективности.

К оценке эффективности решения могут подходить с позиции оценки качественных и количественных показателей. 

Оценка качественных показателей, к ним могут относиться такие критерии, как:

-         своевременной выработки проекта решения и его принятие;

-         степень обоснованности принятие проекта решения на основе доказанных научных методов;

-         применение наиболее передовых методик расчета;

-         ориентация на отечественный и западный опыт;

-         экономические издержки, связанные с реализацией проекта решения;

-         численность занятого персонала, участвующих в разработке решения;

-         степень риска в реализации решения.

 Оценка количественных показателей, к ним могут относиться такие критерии, как:

-         количество выдаваемых кредитов в год;

-         количество выпускаемых ипотечных ценных бумаг в год;

-         количество обращений населения за кредитами;

-         рентабельность;

-         оборачиваемость средств;

-         окупаемость капиталовложений;

-         фондоемкость;

-         фондоотдача;

-         соотношение заработанной платы и производительности труда;

-         доля административно – управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия.

Это основные критерии, позволяющие оценивать эффективность работы с социального проекта  «Ипотека» и благоприятствующие своевременной корректировки деятельности.


3. Краткая характеристика участников

Новосибирское областное агентство по ипотечному жилищному кредитованию (НАОИЖК) это унитарная государственная компания. Компания имеет линейную структуру управления. Во главе – генеральный директор Андрей Ужегов, которому непосредственно подчиняются начальники отделов. Отделы, такие как, отдел по кредитованию, отдел аналитики и прогнозирования, юридический отдел, экономический отдел, отдел по развитию. Руководители отделов координируют деятельность в своих подразделениях и контролируют процесс реализации их указаний работниками.

На основе  НАОИЖК  был создано социальный проект социального проекта «Ипотека», который коренным образом должен решить проблему ипотечного кредитования города Новосибирска.

Персонал  социального проекта «Ипотека» был отодран в результате проведенных собеседований по представлению кадрового агентства «Рекрут»

4. Бюджет

4.1. Оборудование и сопутствующие расходы


Таблица 2. Оборудование и сопутствующие расходы

Вид оборудования

Количество

Стоимость каждого предмета, руб.

Общая сумма расходов, руб.

Инвентарь для офиса

Стол

3

3000

9000

Стул

5

1000

5000

Компьютер

1

12000

12000

Шкаф

1

5000

5000

Прочее

Бумага

3

120

360

Письменные принадлежности

10

5

50

   Итого

31410


4.2. Административные и прочие прямые расходы

Статья включает все административно-хозяйственные расходы (плата за аренду помещений, коммунальные, банковские услуги, приобретение расходных материалов, почтовые и издательские расходы и т.д., а также их стоимостную оценку.)

 

Таблица 3. Административные и прочие прямые расходы, месяц

Вид расходов

Ежемесячная сумма, руб.

Коммунальные услуги

1500

Аренда помещения

5000

Банковские услуги

300

Приобретение расходных материалов

350

Почтовые расходы

100

Итого

7250



4.3. Индивидуальная финансовая поддержка

 

Таблица 4.  Индивидуальная финансовая поддержка, месяц

ФИО получателя

Должность

Месячная поддержка, руб.

Налоги, платежи,  руб.

Итого,  руб.

Сидоров П. К.

Руководитель отдела ценных бумаг

1500

195

1305

Кравченко М. В.

Специалист

750

97,5

652,5

Каратаева О. Д.

Работник

650

84,5

565,5

Смирнова А. М.

Работник

650

84,5

565,5

 Итого

3550

461,5

3088,5


Таблица 5. Смета расходов

Название статьи

Общая сумма расходов, руб.

Оборудование и сопутствующие расходы

31410

Административные и прочие расходы

7250

Индивидуальная финансовая поддержка

3088,5

Итого

41748,5


Несмотря на то, что ипотечный бизнес и его составная часть - ипотечное жилищное кредитование, абсолютно новое направление в современной России, к настоящему времени уже сформировалась основа для развития системы ипотеки. Сдерживающим фактором является отсутствие ряда необходимых законов, высокие процентные ставки, а также разногласия различных экспертов в принципах формирования ипотечного рынка. Проблем и нерешенных вопросов пока еще очень много, но можно констатировать, что уже появились как потребители ипотечных услуг, так и структуры, готовые оказывать подобные услуги.

Хотелось бы напоследок отметить, что для воплощения в жизнь данного ипотечного проекта необходимы финансовые вложения в размере 41748,5 руб., и данный проект должен занять срок в 3 года.

Данный проект должен поменять существующую ситуацию на ипотечном рынке Новосибирской области и послужить достойным примером для других регионов Российской Федерации.