Содержание

Введение.

3

1. Эмоции и ценности в жизни человека.

6

2. Психологические особенности одиноких женщин.

13

3. Исследование ценностной сферы одиноких женщин.

24

Заключение.

32

Список литературы.

34


Введение

Последнее десятилетие ХХ века стало периодом сильных потрясений в обществе. В России проблемы семьи, старательно в СССР не затрагиваемые, вдруг стали одной из важнейших тем в средствах массовой информации даже в провинции. Причина информационного взрыва - деградация семьи как ячейки общества. Поводов для тревоги более чем достаточно. Обратимся к фактам. По данным доктора наук (УГАТУ) Р.Т.Насибуллина, в России доля детей, рожденных женщинами, не состоявшими никогда в зарегистрированном браке, постоянно растет. Она составила в 1986 году 9,5 процента, в 1990-м - 14,6, в 1992-м - 17 процентов, в 1994 году - 19,6 процента.        Примета нашего времени - неполные семьи. Это значит, что в силу каких-то обстоятельств ребенок «при себе» имеет только одного родителя, но тем не менее, тут семья. Как правило, ребенок живет лишь с мамой (хотя иногда бывает, что и с папой, но крайне редко).

После войны, когда «свободных» мужчин брачного возраста было очень мало, на женщину с ребенком «со стороны» окружающие смотрели вполне терпимо. В Зауралье в первые послевоенные годы каждый десятый ребенок рождался одинокой женщиной.

Тогда, после войны, женщины за тридцать, понимающие, что природой созданы для материнства, старались любой ценой реализовать это. А, кроме того, желательно было через беременность женить на себе мужчину.

Весь парадокс нынешней ситуации вот в чем. Если женщина прежде последним аргументом в том, чтобы окончательно «привязать» к себе мужчину, считала рождение от него ребенка, то сейчас положение стало с точностью до наоборот - мужчина стремится зачастую побыстрее сделать приплод, надеясь им удержать женщину возле себя. Времена иные - эмансипация, равноправие полов (по крайней мере, декларированное Конституцией), растущее самоуважение побуждают женщину к большей независимости от мужчины. Последние это явно не учитывают, считая по-старинке, что путь к сердцу избранницы лежит через предлагаемый ей достаток в обмен на роль бесплатной домработницы и по совместительству наложницы. В подавляющем большинстве браки  распадаются по инициативе женщины.          Произошло, на первый взгляд, необъяснимое: достаток мужчины вовсе не гарантирует ему счастье в семейной жизни. В массе своей российские девушки за эти годы перестали ждать принца на коне. На обязательном супружестве после интимной близости они уже не настаивают. Ученые Уфимского научного центра РАН два года назад провели выборочное исследование в молодежной среде, пытаясь спрогнозировать ситуацию во взаимоотношениях полов. Печально, но факт: свыше половины опрошенных (учащиеся старших классов школ и студенты) ориентированы только на свободную любовь без намека даже на какие-либо семейные отношения. Возможно, здесь максимализм, свойственный юности. Но дыма без огня не бывает: в родильных домах все чаще и чаще рожают матери- одиночки.        Да, приходится говорить банальные истины, известные давным-давно, но постигаемые многими исключительно на своих ошибках. Увы, все чаще те, кто пытается догнать ушедший поезд и любой ценой создать благополучную семью, терпят в российских условиях сокрушительное поражение. Наш возродившийся с претензиями на копию западного капитализм, не подкреплен в обществе должным финансовым достатком для нормальных семейных отношений. В частности, женщина с рождением ребенка не может целиком посвятить себя только его воспитанию, не думая при этом, где взять деньги.

В период перестройки больнее всего смена общественного строя ударила по сильной половине, потерявшей побудительные мотивы к семейной жизни. За исключением очень небольшого количества («новые русские»), мужчины рождения конца семидесятых годов не в состоянии обеспечить нормальный финансовый достаток семье.  В какой-то мере тут, возможно, сказывается инфантильность молодых мужчин, нежелание или неумение сражаться за место под солнцем. И слабый пол осознал это, как отсутствие настоящих мужчин. Более дальновидные женщины, засидевшись в невестах, вовсе не кидаются на шею первому встречному и, забеременев, к браку не стремятся. Одной ребенка в наших экономических условиях поднять все же... легче (при помощи государства как матери-одиночке, хотя она и невелика), чем при двух «детях» - инфантильный муж-сверстник зачастую тот же самый ребенок.

Можно предположить, что подобная смена ролей семейных, деловых отражается на развитии личности как мужской половины, так и женской. Так или иначе изменившиеся условия жизни должны создать предпосылки возникновения новых приоритетов и ценностей у личности.

В данной работе мы рассмотрели особенности эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.

Цель работы – исследование эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.

Задачи:

1.                               Изучение теоретических вопросов, касающихся эмоционально-ценностной сферы личности в целом и одиноких женщин в частности.

2.                               Проведение исследования ценностной сферы одиноких женщин.

3.                               Обработка и анализ результатов исследования.

Объект исследованияличностные особенности одиноких женщин.

Предмет исследования – ценностная сфера одиноких женщин.

Исходя из анализа литературных источников, мы выдвинули следующую гипотезу: в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы.

1. Эмоции и ценности в жизни человека

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

С.Л. Рубинтшейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.


Таблица 1. Сферы эмоциональных проявлений

(по С.Л. Рубинштейну)

Органическая (аффективно-эмоциональная) чувствительность

Элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей

Предметные чувства

Связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.

Обобщенные мировоззренческие чувства

Мораль, отношение человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.


Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определить, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих эмоциональных переживаний, доминирование положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

На возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.

Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей) непростой. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты, стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности.

Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительного следования им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки выбранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

В течение жизни человека эмоции и чувства развиваются. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по нескольким направлениям. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, к чему стремится. Основные различия в эмоциональной сфере связаны с различием именно в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки личности, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.

Таким образом, ценностные ориентации человека предопределяют направленность его мотивационной сферы, его интересов и потребностей.  Начальный этап в осознании потребности – влечение. Оно вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него. Целый мир тончайших человеческих чувств – эстетических и моральных включается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.

Ценности человека являются составляющей частью как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни — повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов.

Концепция жизни система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях. Это понятие используется так же как синоним философии жизни — совокупности общих правил, принципов, норм, которыми человек руководствуется в повседневной практике. Концепция жизни представляет собой обобщение жизненного опыта и житейской мудрости, выводы о том, что человек считает для себя хорошим и плохим, иерархию ценностей. В нее входят перспективные цели и повседневные жизненные задачи, личные приоритеты.

  Эмоционально-ценностная сфера человека  взаимосвязана, в первую очередь, с персональным мироощущением и выявляет степень духовно-нравственной зрелости личности. Ее содержание определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности. Наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, конкретизирующееся в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.

Эмоционально-ценностное отношение человека к миру начинается с эмоционально-ценностного отношения к самому себе. Генезис эмоционально-ценностного отношения к себе, прежде всего, зависит от развития эмоциональной сферы человека, от его эмоционального опыта в целом.

Интеграции эмоционально-ценностных отношений к себе предшествует первоначальная дифференциация эмоций. Если человек испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего, то эта радость выступает как «подкрепление» выполняемых действий. Поэтому человек и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуативными, временными, неустойчивыми, становится устойчивым эмоциональным отношением к себе.

Переживания, связанные с осознаванием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются активным внутренним фактором процесса интеграции эмоционально ценностного отношения к себе и формирования самосознания в целом.

Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный «фонд» самосознания, который, включаясь на любом уровне в процесс самопознания и саморегулирования, в большей степени направляет их, придавая им индивидуальный, личностный характер и сам постоянно уточняется.

Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения — с другой, объединяются в самооценку. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок — единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения — предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных, иногда мучительных и безуспешных поисках личности самой себя, в непрерывном внимании к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить своё место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

По своему внутреннему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные содержания, но и потому, что эти содержания могут быть различных уровней осознанности. Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также и самооценки личности в целом связано с тем, что результаты самопознания и самоотношения, на основе которых вырабатывается самооценка, сами могут находиться на разных уровнях осознанности, т. е. знание себя и эмоционально-ценностное отношение к себе выступает не с одинаковой степенью яркости и отчетливости. Они могут существовать и на уровне неосознаваемых мыслей и чувств, в форме интуиции — смутного, не нашедшего адекватного выражения осознания, в виде некоторого предчувствия. Иногда преобладание экспрессивного момента в составе самооценки делает ее лишенной внутренней логики, аргументации, последовательности, соотнесенности с действительными особенностями личности.

В процессе становления единой самооценки личности ведущая роль принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, не совпадая подчас в некоторых своих элементах, а иногда и полностью с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки служит общественная ценность осознаваемых качеств личности. Большее или меньшее совпадение прогрессивных общественных ценностей с личностно-значимыми ценностями характеризует личность как нравственно зрелую, общественно ценную.

Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой стороны, является важнейшим внутренним условием их развития.

Возникая и формируясь и собственной практической деятельности личности, ее общении с другими, знание себя и эмоционально-ценностное отношение уже с самого начала включаются в регуляцию поведения. Специфика саморегулирования поведения связана, прежде всего, с включением в него воли, своеобразного «энергетического двигателя», благодаря которому оно облекается в конкретное, живое действие и может иметь видимую форму выражения.

Поэтому развитие саморегулирования необходимо связано с общим развитием волевой сферы личности, так же как самопознание — с развитием мыслительной деятельности, а эмоционально-ценностное отношение к себе — с развитием всей эмоциональной сферы.


2. Психологические особенности одиноких женщин


Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.

О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные:


Никогда в жизни не испытывали чувства одиночества

1-2%

Хотя бы раз переживали чувство одиночества

10-30%


Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми: люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от других, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более, чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.

Одинокие люди более пессимистичны, чем неодинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.

Практически для всех одиноких женщин, так или иначе, характерно наличие депрессивных симптомов. Особенно выраженными являются:

ü коммуникативные нарушения,

ü сексуальные проблемы и снижение интереса к половым отношениям,

ü чувство вины,

ü обидчивость,

ü уменьшение привязанности к другим людям;

ü повышенная раздражительность и гневливость;

ü агрессивность, маловыраженная при общении с малознакомыми людьми, умеренная на работе и в отношениях с друзьями и максимальная  в отношениях с детьми.

Тот факт, что гнев в большей степени проявляется по отношению к близким, чем малознакомым людям, считается естественным, но в случаях депрессии такие различия становятся еще более выраженными. Проблема повышенной гневливости особенно актуальна с точки зрения семейных отношений. Близкие могут неадекватно оценивать связанное с депрессией снижение способности к выполнению рутинных обязанностей по дому и заботе о детях, что приводит к значительным разногласиям.

Депрессия у одинокой матери оказывает значительное негативное влияние на детей. Происходит снижение родительских функций (участие в делах детей и общение), обострение разногласий и выраженных негативных эмоций, включая чувство вины. Особенно неблагоприятным оказывается влияние депрессии у матери на детей новорожденного и раннего детского возраста. Показано, что послеродовая депрессия оказывает значительное воздействие на отношения между матерью и ребенком, а также, как было достоверно доказано, связана с когнитивной недостаточностью у ребенка.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены 1-2 людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Когда обнаруживается разрыв между реальными и ожидаемыми отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реагируют на него по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги.


Причина одиночества, видимая самим человеком

Характерные поведенческие и эмоциональные реакции

Человек винит в своем одиночестве других (внешний локус контроля)

Чувство гнева и горечи, возникновение отношений вражды

Человек винит в своем одиночестве себя (внутренний локус контроля)

Печаль и осуждение самого себя, хроническая депрессия, покорность

Человек воспринимает одиночество как вызов

Активность в борьбе с одиночеством, приложение усилий для избавления от одиночества


Одинокие женщины, видящие в самих себе причину своего одиночества, чаще приписывают его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и т.д. Каузальная атрибуция таких женщин сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует себя вести в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

В результате несоответствия реальных и ожидаемых межличностных отношений у женщины могут сформироваться определенные личностные черты. Личностной особенностью одинокой женщины может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при  наличии у женщины прошлого опыта постоянного недовольства ею со стороны супруга или другого значимого для нее мужчины. Если переживаемые женщиной временные трудности раздражают партнера, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Разлука с партнером подтверждает мнение женщины о самой себе как о никчемной и неспособной. Тот  же результат достигается в ситуации, когда партнер предъявляет завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному общению.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности отражаются на взаимоотношениях с окружающими, с представителями противоположного пола, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у женщины особенности.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания партнера к женщине, которая чувствует себя заброшенной, «недолюбленной».

Если для женщины с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение со стороны представителей противоположного пола, то для демонстративной женщины – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у женщины демонстративность сочетается с тревожностью. Эти женщины тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению всех требований. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

Многие женщины, оставшись в одиночестве, вынуждены содержать свою семью сами, большую часть своего времени посвящая работе. В этом случае могут возникать различного рода ролевые конфликты.   Женщине приходится «разрываться» между работой, необходимой для выживания ее самой и ее детей,  детьми, требующими постоянного внимания, заботы и любви, и домашним хозяйством, также нуждающимся в поддержании определенного порядка. В результате такого разброса ценностей и потребностей возникают внутриличностные конфликты, еще более усугубляющие негативные симптомы, приносимые одиночеством. Эмоциональное напряжение, сокращение времени для отдыха, постоянные перегрузки физического и психического плана отрицательно сказываются на здоровье женщины.

Определенный вклад в состояние женщины вносят и особенности отношения к ней на работе. В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий  в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом.

Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора  выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».

Женщины, сознательно выбравшие путь самостоятельной и независимой от мужчины жизни, также сталкиваются с рядом проблем.

Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которые время от времени охватывают одиноких женщин. Это – отчаяние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность, панических страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность, покинутость, меланхолия, отчужденность.

Одинокие женщины склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми.

Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственная повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на высказывания партнера по общению.

Таким людям свойственны специфические межличностные проблемы. Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках.

Имея неадекватную самооценку, одинокие женщины или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравится. Одиноких женщин особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью, включая знакомства, представление другим людям, соучастие в разных делах, раскованность и открытость в общении.

Одинокие женщины в большей степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие женщины менее изобретательны в поисках путей решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.

Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею чувство одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.

Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.

Многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их же самих в действительности воспринимают люди. Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что и другие так же к ним относятся. Такие люди острее других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы на обращения и просьбы со стороны, и реагируют враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезвычайно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они также с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны.

В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и др. Длительный опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувство одиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен большой риск одиночества, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает чувство собственного достоинства у человека.

Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, на которые должен идти человек. Эти стандарты относительны, всегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или контактов у того лица, которое раньше имело их в большом количестве, может восприниматься как усиление одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался, имел ограниченный круг друзей, будут, вероятно, восприняты как уменьшение одиночества, то есть противоположным образом.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

Нередко одиночество возникает по независящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений – наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих привычный круг общения.

Рост индивидуализма и более терпимое отношение общества к разводам отрицательно повлияли на семейные отношения: если 1972 г. в стране было зарегистрировано 417 тыс. браков, то 1985 г. — 273 тыс. Любовь и женитьба все больше начинают считаться двумя независимыми понятиями. Доказательство — увеличение числа детей, рожденных вне брака.  Разводов стало в 10 раз больше, чем в начале века. В среднем разводятся более 1/4 новых супружеских пар.


1975 г.

1982 г.

Количество детей, рожденных вне брака (% от общего количества детей)

7%

13%


В семейном отношении взрослое женское население распределяется следующим образом:

Семейные

Одинокие

Разведенные

Вдовы

47,7%

42,6%

2,6%

7,1%


Всего: 52,3%



Различают три типа отношений одиночества:


Тип отношений одиночества

Краткая характеристика

Хроническое одиночество

Индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми

Ситуативное одиночество

Результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека (смерть близкого, разрыв интимных отношений)

Преходящее одиночество

Кратковременные приступы чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов


Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве, могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.


3. Исследование ценностной сферы одиноких женщин

Цель исследования – выявление особенностей ценностной сферы одиноких женщин.

Задачи исследования:

1.                Проведение тестирования с целью выявления особенностей ценностной сферы одиноких женщин.

2.                Обработка и анализ результатов исследования.

Объект исследованияличностные особенности одиноких женщин.

Предмет исследования – ценностная сфера одиноких женщин.

База исследования: группа одиноких женщин (5 человек) в возрасте от 30 до 40 лет, разведенных, работающих, воспитывающих 1 ребенка.

Исходя из анализа литературных источников, мы выдвинули следующую гипотезу: в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики:

1.                Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича -  с целью выявления системы ценностных ориентаций испытуемых.

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича определяет содержательную сторону направленности личности, что составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1.                терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремится;

2.                инструментальны – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Сначала предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

По результам тестирования были получены результаты, которые представлены в таблицах 1 и 2.


Таблица 1. Результаты тестирования по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (терминальные ценности)



Присвоенный ранг

Среднее по группе


1

2

3

4

5

Активная деятельная жизнь

11

14

10

11

7

10,6

Жизненная мудрость

12

15

12

13

17

13,8

Здоровье

7

4

11

10

8

8,0

Интересная работа

17

16

14

12

9

13,6

Красота природы и искусства

18

17

13

16

18

16,4

Любовь

3

2

9

9

6

5,8

Материально обеспеченная жизнь

2

5

8

6

5

5,2

Наличие хороших друзей

4

6

7

7

4

5,6

Общественное признание

5

7

5

8

10

7,0

Познание

13

18

16

17

15

15,8

Продуктивная жизнь

9

11

6

5

11

8,4

Развитие

14

12

15

14

13

13,6

Развлечения

16

13

18

18

16

16,2

Свобода

8

8

4

4

12

7,2

Счастливая семейная жизнь

1

3

1

1

2

1,6

Счастье других

10

9

2

2

3

5,2

Творчество

15

10

17

15

14

14,2

Уверенность в себе

6

1

3

3

1

2,8


Из таблицы видно, что данная группа одиноких женщин расставляет приоритеты в терминальных ценностях следующим образом:

1,6 – счастливая семейная жизнь;

2,8 – уверенность в себе, включающая в себя внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий и сомнений;

5,2 – а) счастье других; б) материально обеспеченная жизнь, подразумевающая отсутствие материальных затруднений

5,6 – наличие хороших и верных друзей

5,8 – любовь – духовная и физическая близость с любимым человеком

7,0 – общественное признание – уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе

7,2 – свобода – самостоятельность, независимость в суждениях и поступках

8,0 – здоровье физическое и психическое

8,4 – продуктивная жизнь – максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей

10,6 – активная деятельная жизнь, полнота и эмоциональная насыщенность жизни

13,6 – а) интересная работа; б) развитие – работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование

13,8 – жизненная мудрость – зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом

14,2 – творчество – возможность творческой деятельности

15,8 – познание – возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие

16,2 – развлечения – приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей

16,4 – красота природы и искусства, переживание прекрасного в природе и искусстве

На первое место одинокие женщины поставили такую терминальную ценность, как счастливая семейная жизнь. Вместе с этой ценностью в первую «шестерку» попали ценности: уверенность в себе, счастье других;  материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь. Все эти ценности мы можем охарактеризовать как ценности личной жизни, включающие семейные, любовные и дружеские отношения.

На втором месте оказались следующие ценности: общественное признание, свобода, здоровье, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, интересная работа. Данные ценности можно отнести к ценностям профессиональной компетенции, ценностям дела.

На третьем месте – ценности: развитие, жизненная мудрость, творчество, познание, развлечения, красота природы и искусства. Эти ценности мы отнесли к ценностям эстетическим, ценностям, мотивирующим на развитие собственной личности, ценностям самореализации.

Таким образом, одинокие женщины среди терминальных ценностей ставят на первое место ценности общения, семейного благополучия, дружбы и любви. Также в первой группе оказываются ценности материально обеспеченной жизни, что может быть связано с тяжелым экономическим положением людей вообще в нашей стране, а матерей – одиночек, в частности. На второе место одинокие женщины выдвигают ценности дела, успеха в профессиональном плане. И, наконец, на третьем месте остаются ценности этические, ценности самореализации и духовного роста.


Таблица 2. Результаты тестирования по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (инструментальные ценности)


Ценности

Присвоенный ранг

Среднее по группе

1

2

3

4

5

Аккуратность

7

14

11

11

12

11,0

Воспитанность

8

4

2

9

11

6,8

Высокие запросы

16

15

12

10

13

13,2

Жизнерадостность

6

5

1

12

1

5,0

Исполнительность

17

6

3

18

10

10,8

Независимость

5

16

16

1

17

11,0

Непримиримость к недостаткам в себе и других

4

18

17

13

16

13,6

Образованность

13

13

13

2

9

10,0

Ответственность

9

3

9

3

2

5,2

Рационализм

11

17

10

4

8

10,0

Самоконтроль

10

2

8

5

3

5,6

Смелость в отстаивании своего мнения

3

1

15

6

14

7,8

Твердая воля

12

12

18

8

18

13,6

Терпимость

18

9

4

17

4

10,4

Широта взглядов

14

10

7

16

7

10,8

Честность

1

7

6

14

5

6,6

Эффективность в делах

15

11

14

7

15

12,4

Чуткость

2

8

5

15

6

7,2


Одинокие женщины проранжировали инструментальные ценности следующим образом:

5,0 – жизнерадостность – чувство юмора

5,2 – ответственность – чувство долга, умение держать свое слово

5,6 – самоконтроль – сдержанность, самодисциплина

6,6 – честность, правдивость, искренность

6,8 – воспитанность – хорошие манеры

7,2 – чуткость - заботливость

7,8 – смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

10,0 – а) образованность – широта знаний, высокая общая культура; б) рационализм – умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения

10,4 – терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблеждения

10,8 – а) исполнительность – дисциплинированность; б) широта взглядов – умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки

11,0 – а) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; б) независимость – способность действовать самостоятельно и решительно

12,4 – эффективность в делах, трудолюбие, продуктивность в работе

13,2 – высокие запросы – высокие требования к жизни и высокие притязания

13,6 – а) нетерпимость к недостаткам в себе и других; б) твердая воля – умение настоять на своем, не отступать перед трудностями

В первую «шестерку» одинокие женщины отобрали следующие ценности: жизнерадостность, ответственность, самоконтроль, честность, воспитанность, чуткость.

Во вторую «шестерку»: смелость в отстаивании своего мнения, образованность, рационализм, терпимость к взглядам и мнениям других, исполнительность, широта взглядов.

В третью «шестерку»: аккуратность, независимость, эффективность в делах, высокие запросы, нетерпимость к недостаткам в себе и других, твердая воля.

В результатах исследования инструментальных ценностей наблюдается некоторый разброс выборов, препятствующий адекватной систематизации ценностей. Однако, можно отметить следующую тенденцию: одинокие женщины явно отдают предпочтение ценностям этическим и общения, формирующим поведение согласно принятым в обществе законам и нормам.


Заключение

Таким образом, мы выяснили, что  эмоционально-ценностная сфера человека  взаимосвязана с персональным мироощущением и выявляет степень духовно-нравственной зрелости личности. Ее содержание определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру начинается с эмоционально-ценностного отношения к самому себе.

Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный «фонд» самосознания. Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения — с другой, объединяются в самооценку. Самооценка отражает уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и является важнейшим внутренним условием их развития.

Для одиноких женщин характерно наличие некоторых психологических особенностей. Наиболее распространенными являются следующие: коммуникативные нарушения, сексуальные проблемы и снижение интереса к половым отношениям, чувство вины, обидчивость, уменьшение привязанности к другим людям; повышенная раздражительность и гневливость; агрессивность, маловыраженная при общении с малознакомыми людьми, умеренная на работе и в отношениях с друзьями и максимальная  в отношениях с детьми.

В результате проведенного нами исследования ценностной сферы одиноких женщин, были сделаны следующие выводы: одинокие женщины среди терминальных ценностей ставят на первое место ценности общения, семейного благополучия, дружбы и любви. На второе место одинокие женщины выдвигают ценности дела, успеха в профессиональном плане. И, наконец, на третьем месте остаются ценности этические, ценности самореализации и духовного роста. Среди инструментальных ценностей одинокие женщины явно отдают предпочтение ценностям этическим и общения, формирующим поведение согласно принятым в обществе законам и нормам.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы, подтвердилась.


 


Список литературы

1.     Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

2.     Берн Ш. Гендерная психология. СПб, 2001.

3.     Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. М., 1986.

4.     Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

5.     Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л., 1989.

6.     Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

7.     Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

8.     Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. М., 1988.

9.     Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.

10.                       Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1990.

11.                       Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1997.

12.                       Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

13.                       Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

14.                       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.

15.                       Сакулина Е.Л. Современные стереотипы маскулинности и феминности у молодежи. Киев, 2002.