Содержание


Понятие, задачи, принципы взаимодействия органов и следствия_____ 3

Формы взаимодействия, их нормативное взаимодействие____________ 7

Процессуальные формы взаимодействия____________________________ 9

Непроцессуальные формы взаимодействия_________________________ 14

Задача________________________________________________________ 17

Список литературы____________________________________________ 19


Понятие, задачи, принципы взаимодействия органов и следствия


Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Основным видом предварительного расследования является предварительное следствие, осуществляемое специально созданными для этого вида деятельности органами.

Под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящие:

1) в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;

2) в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Таким образом в работе раскрыты и исследованы следующие вопросы, связанные:

с прекращением уголовного дела;

с подготовкой передачи уголовного дела в суд с обвинительным заключением;

с подготовкой передачи уголовного в суд с постановлением о направление уголовного дела для применения принудительных мер медицинского характера.

Взаимодействие следователя с органами дознания – это согласованная по целям и задачам деятельность, направленная на быстрое раскрытие преступления, а также его полное, объективное и всестороннее расследование.

Важной составляющей большинства из указанных в законе органов дознания являются оперативно-розыскные органы (службы).

Под оперативно-розыскными органами (службами) понимаются функционирующие в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенных правоохранительных органов (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) системы их оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенные непосредственно, полностью или частично, осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) или ее контролировать.

Оперативно-розыскной орган в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД) назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность».

Согласно ФЗ об ОРД, в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить ОРД.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления ОРД на территории России предоставлено восьми оперативно-розыскным органам. Ими являются оперативные подразделения органов: внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, Федеральной службы государственной охраны, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета, Службы внешней разведки, Министерства Юстиции России.

Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД, право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям разведки Минобороны (ГРУ ГШ ВС РФ) и органа внешней разведки ФАПСИ при Президенте РФ.

Правовой основой взаимодействия следователя с работниками органов дознания (оперативно-розыскными службами) являются п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – закон об ОРД). Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, "при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь управомочен давать органу дознания …. письменные поручения и указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении". Соответственно, в законе об ОРД сказано, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. Таким образом, предписания законов устанавливают правовой приоритет следователя во взаимоотношениях с органами дознания (праву следователя давать поручения корреспондирует обязанность этих органов по их исполнению).

Статья 40 УПК РФ содержит перечень органов дознания.

Сразу необходимо оговориться, что значительная часть указанных в статье 40 УПК РФ ведомств, наделенных полномочиями органов дознания, не наделена вместе с тем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий (подразделения милиции общественной безопасности органов внутренних дел, командиры воинских частей, соединений, начальники следственных изоляторов, органы государственной противопожарной службы и др.). Они могут выполнять только те действия, которые регламентируются УПК РФ как дознание.

Деятельность следователя по расследованию убийств и уголовному преследованию лиц, их совершивших, осуществляется на основе тесного сотрудничества с органами дознания. В большинстве случаев функцию дознания по этим делам выполняет милиция.

Формы взаимодействия, их нормативное взаимодействие


Одной из форм взаимодействия органов дознания и следствия является совместное планирование работы. Совместное планирование позволяет тактически правильно организовать работу по делу и эффективно использовать наличные силы и средства. Оно может осуществляться в двух вариантах: при реализации оперативных материалов на начальном этапе расследования и в ходе самого расследования. В первом речь идет о составлении плана расследования следователем с участием оперативного работника, проводившего оперативно-розыскные меры до возбуждения уголовного дела. Такое участие обеспечивает выбор путей сохранения в тайне источников оперативной информации, правильную последовательность планируемых следственных действий, минимизацию тактического риска при их осуществлении. Во втором речь идет о согласовании планов следственных действий и оперативно-розыскных мер, составляемых следователем и оперативными работниками. Планы согласуются по цели, времени и последовательности проведения следственных действий и оперативных мероприятий.

Планирование способствует укреплению доверия между членами группы, появлению уверенности отдельных сотрудников в своих силах, повышению их профессионального мастерства.

Обмен информацией между следователем и оперативным работником органа дознания - необходимое условие координации их усилий по расследованию убийств. Он должен осуществляться на всем протяжении работы по делу. Своевременная информация предотвращает дублирование в деятельности следователя и оперативного работника, позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в планы работы.

Информация, передаваемая следователем оперативному работнику, связана с теми поручениями, которые следователь дает органу дознания. Кроме того, это могут быть данные о следственной ситуации, в которой планируется проведение оперативных мероприятий: о характере осведомленности проходящих по делу лиц, формах их противодействия следствию и т.п.

Информация, передаваемая оперативным работником органа дознания следователю, помимо сведений о результатах выполнения полученных поручений, также может содержать данные о складывающейся следственной ситуации, полученные из негласных источников, об отдельных фактах и обстоятельствах, имеющих значение для расследования. Пределы информации зависят от методов и средств ее получения оперативным работником и, во всяком случае, она не должна содержать сведений о негласных источниках ее получения. Она должна содержать только проверенные данные, поскольку может послужить основанием для принятия следователем процессуальных решений.

Совместное обсуждение данных, полученных следователем и оперативным работником органа дознания, имеет место как при обмене информацией, так и при согласованном планировании их деятельности и выполнении оперативным работником поручений следователя. В таком обсуждении могут принимать участие руководители следственных и оперативных подразделений и другие их сотрудники, оно может носить коллективный характер при соблюдении необходимых требований конспирации источников оперативных данных.

Наконец, совместные выезды в другую местность предпринимаются в тех случаях, когда по соображениям оперативности или в иных тактических целях представляется нецелесообразным поручать проведение отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий органам следствия и дознания иной местности.

Процессуальные формы взаимодействия


Организационно-процессуальными формами взаимодействия следователя с органом дознания, в частности при расследовании дел об убийствах, являются:

а) производство следователем процессуальных действий одновременно с проведением органом дознания согласованных со следователем оперативных мероприятий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

б) уведомление следователя о проводимых органом дознания розыскных и оперативно-розыскных мерах по установлению преступника (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

в) выполнение органом дознания поручений следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

г) выполнение органом дознания поручений следователя о производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

д) содействие органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Розыскные меры и оперативно-розыскные меры, о которых говорит закон, − близкие по направленности и содержанию, но не тождественные меры. Розыскными мерами являются непроцессуальные действия, которые направлены на сбор сведений о лицах, фактах, обстоятельствах, представляющих интерес с точки зрения задач предупреждения, выявления и раскрытия преступлений. Эти сведения могут быть использованы при подготовке к производству следственных действий. Многие розыскные действия (опросы, объявления о розыске, истребование справок у должностных лиц, проверки домовых книг и личных документов у граждан) работники милиции производят официально, открыто. Эти действия может произвести и следователь.

Собранные таким образом органом дознания материалы могут быть представлены следователю и приобщены им к делу в качестве документов. Они служат основанием для производства следственных действий.

Оперативно-розыскные меры (мероприятия) - это розыскные действия, осуществляемые негласными методами, с использованием негласных источников информации, специально уполномоченными на то оперативно-розыскными органами.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть представлены следователю только после вынесения руководителем органа дознания специального документа – постановления о представлении результатов ОРД. Полученные посредством ОРМ материалы следователь использует при планировании расследования и в процессе собирания доказательств. Сами по себе результаты ОРМ доказательствами по делу служить не могут, так как они получены вне процессуальной формы, в которой допустимо собирать доказательства.

Оперативно-розыскную деятельность органы дознания осуществляют не только по поводу обнаружения признаков конкретного преступления, но и в отношении лиц, поставленных на оперативный учет ввиду подозрительного образа жизни, связей с преступными группировками, склонности к правонарушениям. Результаты оперативно-розыскной деятельности в указанном направлении концентрируются в делах предварительной проверки (ДПП) и в оперативно-профилактических делах (ОПД). Поэтому, если при расследовании убийства в поле зрения следователя и органа дознания попадают (в качестве «заподозренных», потерпевших или свидетелей) лица, состоящие на оперативном учете, сведения об их прошлом, их образе жизни, связях, наклонностях и другие могут быть получены из ДПП и ОПД.

С самого начала расследования должна быть достигнута полная согласованность целей и действий между следователем и органом дознания, обеспечена взаимная информация.

Так, оперативно-розыскные данные о помещении, где запланирован обыск, распорядке дня владельца этого помещения и т.п. обесцениваются, если они получены после того, как будет произведено это следственное действие. Не согласованный с сотрудниками милиций вызов на допрос иной раз срывает проводимые в это время оперативно-розыскные мероприятия. И наоборот, если сотрудники милиции заранее осведомлены о планируемых следственных действиях, они могут приурочить к этому времени проведение оперативно-розыскных мероприятий (например, наблюдение за лицом, подвергшимся обыску, либо за лицом, получившим повестку о вызове на допрос и т. д.).

Документом, фиксирующим согласованные следственные, розыскные и оперативно-розыскные действия, их сроки и последовательность, является план. Составляет его следователь. В части, относящейся к розыскным и оперативно-розыскным действиям, этот план служит продолжением поручения следователя и потому обязателен для органа дознания, который получает соответствующую выписку из него.

УПК РФ в п.п. 4 и 5 ч. 2 ст. 38 впервые наделил следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Хотя обязанность принимать оперативно-розыскные меры по смыслу части 4 статьи 157 УПК РФ лежит на органе дознания и без поручений следователя до момента установления лица, совершившего преступление, роль поручений крайне важна. Своим поручением следователь корректирует и направляет ОРМ по делу в нужном направлении, контролирует их ход и результаты, а уже после установления подозреваемого обязывает орган дознания продолжать ОРМ, когда это требуется, например, для уточнения мотивов убийства, поиска орудия преступления, места хранения оружия и т.д.

Поручения − это установленная законом форма, в которой следователь информирует орган дознания о деле и задачах, подлежащих решению с помощью оперативно-розыскных действий. Однако не следует забывать, что право выбора тактики и методики проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия целиком лежит в компетенции органа, осуществляющего ОРД, и следователь не должен в них вмешиваться.

Необходимыми элементами поручения следователя являются:

а) изложение данных дела, которые должны быть учтены при ОРМ; б) изложение вопросов, которые должны быть освещены полученными при производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий сведениями; в) указание на необходимость проведения конкретных розыскных действий и ОРМ; г) срок исполнения.

Характер и объем поручений могут быть различными. Если подозреваемый установлен, перед оперативным подразделением органа милиции может быть поставлена ограниченная задача – например, определить, где находится орудие убийства. В подобных случаях оперативно-розыскные действия носят разовый, эпизодический характер. Встречаются, однако, дела, по которым в начале расследования нет конкретных данных об убийце, а подчас и об убитом, неизвестны мотивы убийства и иные обстоятельства преступления. В таких случаях возникает необходимость в большом, сложном комплексе оперативно-розыскных мероприятий по многим версиям.

В поручении о проведении оперативно-розыскных или розыскных мероприятий следователь может поставить перед органом дознания задачу собрать данные:

о личности неизвестного убитого, его связях, планах, встречах в последние часы жизни;

о лицах, по приметам схожих с убитым, исчезнувших в соответствующее время в данном районе или за его пределами;

о тех, кто находился в момент убийства на месте преступления или неподалеку от него и может что-либо знать о происшедшем;

об аналогичных преступлениях, совершенных в этой местности до или после расследуемого убийства;

о лицах, которые были уличены или заподозрены в схожих преступлениях;

о тех, кто владеет оружием, подобным примененному при убийстве, или пытался приобрести такое оружие;

о лицах, похожих на убийцу по приметам, известным от свидетелей;

о тех, у кого на одежде были замечены пятна, похожие на кровь;

о сдаче в стирку или в химчистку одежды со следами крови;

о лицах, обращавшихся за медицинской помощью по поводу телесных повреждений (телесные повреждения могут быть причинены убийце при самообороне или в результате саморанения);

о лицах, которые продавали, показывали или носили вещи, подобные исчезнувшим при убийстве;

о местопребывании в момент убийства лиц, вызывающих подозрение в причастности к преступлению; об их поведении, особенностях характера, связях, о том, что они намерены сообщить или утаить при допросе.

Разумеется, это лишь примерный перечень. В принципе розыскные и оперативно-розыскные меры могут быть направлены на выяснение любого обстоятельства, имеющего значение для дела.

Непроцессуальные формы взаимодействия


Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками органа дознания на практике обычно являются:

совместное планирование расследования - начального этапа или всего процесса;

взаимная информация следователя и оперативных работников в ходе раскрытия и расследования преступлений;

совместное обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и полученных данных под углом зрения выдвижения и проверки версий, частных задач доказывания;

совместные выезды следователя и оперативных работников в другую местность для производства следственных действий и оперативно-розыскных мер.

А. А. Чувилев указывал и на внесение в этот перечень совместного дежурства в составе следственно-оперативной группы, предназначенной для экстренного реагирования на сообщения о преступлениях, поступающих в дежурную часть органа внутренних дел.

Названные организационные формы взаимодействия относятся к числу непроцессуальных.

Чаще всего взаимодействие с органом дознания по делам, возбуждаемым при обнаружении трупа, начинается с момента обнаружения трупа с признаками насильственной смерти. В этой ситуации на место происшествия вместе со следователем выезжают работники дежурных частей органов внутренних дел, эксперты-криминалисты, участковые уполномоченные, оперуполномоченные уголовного розыска. Они осуществляют охранные функции, преследование по горячим следам, прочесывание прилегающих территорий, обходы квартир, домов и т.д. Как правильно отмечают авторы книги «Расследование убийств»: «основной задачей органов дознания в описываемых условиях является поиск источников информации об обстоятельствах исследуемого события».

В соответствии с инструктивными указаниями МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ, в столицах республик, краев, областей, в крупных промышленных центрах, на транспортных узлах сформированы постоянно действующие следственно-оперативные группы по расследованию и раскрытию убийств.

Такие объединения позволяют следователю наладить более тесный контакт с работниками органов дознания, выявить их слабые и сильные профессиональные, а также личностные качества. В зависимости от этого еще до выезда на место происшествия следователь обязан решить, сколько работников дознания будет участвовать в осмотре, и предварительно наметить операции, которые могут быть им поручены.

Следователь должен контролировать законность и добросовестность выполнения представителями органов дознания порученных мероприятий. Он заслушивает отчеты и сообщения работников органов дознания о проведенных по его поручению мероприятиях, сопоставляет их с результатами собственной деятельности и деятельности других участников группы и т.д.

В сложных, проблемных ситуациях (например, при совершении серии убийств или когда субъект убийства неизвестен) создаются следственно-оперативные группы для работы по конкретному уголовному делу. Они комплектуются из следователей и прокуроров-криминалистов республиканских, краевых, областных, городских, районных прокуратур, а оперативная группа − из наиболее опытных сотрудников аппарата уголовного розыска МВД, УВД субъектов Федерации и из сотрудников оперативных служб и участковых уполномоченных органов внутренних дел, на территории которых зарегистрированы эпизоды серии убийств.

Распределение обязанностей в таких группах зависит от сложности ситуации и количества участников группы. При наличии нескольких следователей и оперативных работников могут создаваться подгруппы по проверке отдельных версий, возглавляемые следователями. Возможно разделение всей оперативно-следственной группы на две подгруппы, в одну из которых включаются следователи, в другую − оперуполномоченные. Вторую подгруппу возглавляет сотрудник органа дознания, который непосредственно организует оперативно-розыскную деятельность.

В вопросе организации руководства работой следственно-оперативной группы (далее – СОГ) имеются определенные противоречия, проявляющиеся на практике.

Так, с одной стороны, ведомственные документы органов внутренних дел предписывают осуществлять руководство следственно-оперативной группой начальнику горрайоргана МВД или его заместителю по оперативной работе, а, с другой стороны, следователь прокуратуры, по своему процессуальному положению являющийся руководителем группы (не только следственной, а всей СОГ, хотя в законе «следственно-оперативная группа» не упоминается, а речь идет только о группе следователей), фактически становится в работе по раскрытию убийства подчиненным начальнику органа дознания. Кроме того, следователь прокуратуры не обладает в полном объеме информацией оперативного характера, а поэтому не всегда имеет возможность выдвигать и отрабатывать определенные версии, выбирать тактику проведения тех или иных следственных действий.

Задача


Ответ:


На основании ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

В соответствии с п. 4 ст. 146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Следовательно, в данном случае действия оперуполномоченного правомерны.

Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации

2.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

3.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. Ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: «Юрайт», 2000. - 760с.

4.     Большой юридический словарь // Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. -704с.

5.     Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 591с.

6.     Уголовный процесс: Учебник. Отв. редактор профессор Лупинская П.А. М.: Юристъ, 1995. У головно-процессуальное право России. Учебник. Отв. редактор профессор Лупинская П.А. М.: Юристъ, 1999. - 521с.

7.     Учебник уголовного процесса. Отв. редактор профессор Кобликов А.С. М.: СПАРК, 1998. - 435с.

8.     Уголовный процесс. Учебник. Отв. редактор профессор Гуценко К.Ф. М.: Зерцало; ТЕИС, 1999. - 350с.

9.     Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 460с.