ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КАФЕДРА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ




О Т Ч Е Т

о результатах выполнения

лабораторной работы №1



Множественная регрессия



Вариант № 4











Выполнил: ст. III курса Курчигина А. С.

Проверил: Филонова Е.С.

















Орел, 2009 г.

По данным, представленным в табл. 1, исследуется зависимость между Y - совокупной выручкой за 2004 год, (тыс. руб.) и следующими  четырьмя основными факторами:

X1 -  в том числе выручка по аудиторским проверкам (тыс. руб.)

X2 - среднее число специалистов

X3 - выручка на одного специалиста (тыс. руб.)

X4- число аттестованных аудиторов.

Таблица 1

Исходные данные

Консалтинговая группа

совокупная выручка за 2004г. (тыс. руб.)

выручка по аудиторским проверкам (тыс. руб)

среднее число специалистов

выручка на одного специалиста (тыс. руб.)

число аттестованных аудиторов

Y

X1

X2

X3

X4

1

Deloitte

1 709 721

922 797

589

2 563

150

2

"БДО Юникон"

1 074 836

501 656

584

1 969

181

3

ФБК

735 656

287 642

390

1 886

90

4

"Росэкспертиза"

702 328

431 229

327

2 148

132

5

"РСМ Топ-Аудит"

694 331

222 419

456

1 523

188

6

"2К Аудит - деловые консультации"

560 592

112 213

163

3 439

51

7

"BKR-Интерком-Аудит"

497 910

232 105

512

972

217

8

"Развитие бизнес-систем"

463 182

101 900

190

2 438

46

9

"ФинЭкспертиза"

459 148

152 327

287

1 600

175

10

"HLB ВнешПаккУниверс"

444 806

161 143

201

2 210

85

11

"Гориславцев и К.Аудит"

438 245

168 580

235

1 865

139

12

"МООР СТИВЕНС БалЭН"

437 752

160 352

258

1 697

141

13

"Руфаудит Альянс"

399 471

215 865

268

1 491

168

14

ЭКФИ

385 088

143 804

184

2 093

125

15

"СВ-Аудит"

305 827

185 305

92

3 324

61

16

Horwath МКПЦН

304 416

113 785

220

1 384

118

17

"Марка Аудит"

283 268

170 810

72

3 934

50

18

"Что делать консалт"

279 806

56 852

251

1 115

42

Продолжение Табл. 1

19

Институт проблем предпринимательства

259 861

70 682

261

996

30

20

"Совтекс"

247 301

97 962

63

996

45

21

"Нексиа Пачоли Мариллион"

238 320

84 688

150

3 925

62

22

"Экфард"

216 907

53 243

97

2 234

12

23

"Налоговое бюро"

207 400

147 669

79

1 589

33

24

"Аудит - новые технологии"

193 012

127 455

194

2 234

59

25

МКД

191 619

48 519

117

2 625

41

26

"Современные бизнес-технологии"

187 075

85 484

75

1 783

35

27

БМК

153 412

72 959

194

995

115

28

"Аудитинформ"

130 890

34 763

156

1 638

87

29

Аюдар

124 184

122 426

34

3 652

23

30

"Новгородаудит"

108 750

40 981

103

2 924

41

31

"Фемида-Аудит"

108 542

37 497

103

1 056

41

32

"Бона Фиде Финанс"

100 541

44 588

55

1 973

29

33

"Михайлов и партнеры"

100 367

41 850

78

791

32

34

АРНИ

88 348

26 402

58

839

19

35

Банко

84 760

21 877

12

7 063

7

36

"Интерэкспертиза"

83 329

38 413

47

1 773

32

37

Аудит и консалтинг

73 725

17 995

57

1 293

20

38

"Райтон"

70 845

32 339

43

1 648

12

39

"Эккона"

67 935

17 850

71

957

7

40

"Интеллект-Аудит"

65 424

14 370

30

2 181

15

41

"Балт-Аудит-Эксперт"

64 822

15 178

93

697

34

42

"Финансы"

64 706

13 251

78

830

25

43

"ПрофКонсалтХолдинг"

63 660

20 510

7

9 094

4

Задание:

1.     Составьте матрицу парных коэффициентов корреляции. Установите, какие факторы коллинеарны.

2.     Постройте уравнение регрессии, характеризующее зависимость Y  за счет значимых факторов.

3.            Какие факторы значимо воздействуют на формирование Совокупной выручки в этой модели? Дайте экономическую интерпретацию коэффициентов модели регрессии. Оцените качество построенной модели.

4.     Ранжируйте консалтинговые группы  по степени их эффективности.

5.     Рассчитайте доверительный интервал для каждого наблюдения,  (уровень значимости примите равным 5%).  Укажите консалтинговые группы, в которых фактические значения показателя Совокупная выручка превышают граничные значения.


Решение:

Задание 1.

Осуществим выбор значимых факторов для построения модели для зависимой переменной «Совокупная выручка». Для этого построим корреляционную матрицу R по пяти переменным с использованием инструмента «КОРРЕЛЯЦИЯ» из пакета «АНАЛИЗ ДАННЫХ» табличного процессора Exsel.


 

Y

X1

X2

X3

X4

Y

1

 

 

 

 

X1

0,952405

1

 

 

 

X2

0,867698

0,792693

1

 

 

X3

-0,03668

-0,01187

-0,2377

1

 

X4

0,671559

0,618208

0,847898

-0,23603

1



Три  переменных Х1, Х2, Х4 связаны прямой достаточно тесной связью с показателем Y (переменная «Совокупная выручка»). Но факторы Х1 (Выручка по аудиторским проверкам) и Х2 (Среднее число специалистов) являются коллинеарными, так как rx2x1=0,79 (0,79 › 0,7). Поэтому из них двоих в модели оставим Х1, так как rx1y › rx2y (0,95 › 0,87).

Таким образом, строить модель для зависимой переменной «Совокупная выручка» будем с факторами Х1 (Выручка по аудиторским проверкам) и Х4 (Число аттестованных аудиторов) при помощи инструмента «РЕГРЕССИЯ» из пакета «АНАЛИЗ ДАННЫХ» табличного процессора Exsel.

Задание 2.


Y = 41262,01 + 1,68Х1+718,42Х4 – модель регрессии

При изменении выручки по аудиторским проверкам на 1 тыс. руб. совокупная выручка консалтинговых групп изменится в туже сторону      (1,68 › 0) на 1,68  тыс. руб. При изменении числа аттестованных аудиторов на 1 человека совокупная выручка изменится в ту же сторону (718,42› 0) на 718,42  тыс. руб.

Задание 3.

Фактор X1 – выручка по аудиторским проверкам и фактор X4 - число аттестованных аудиторов являются значимыми факторами уравнения регрессии.

Для проверки значимости факторов используют t-критерий Стъюдента. Критерий для факторов X1 и X4 найдём в регрессионной таблице в дисперсионном анализе (t-статистика).

tтабл находим с помощью статистической функции «СТЪЮДРАСПОБР» с вероятностью 0,05 и степенью свободы 40 (n – k – 1, n – количество наблюдений, k – количество факторов в уравнении). tтабл = 2,02.

Так как tа1 = 15,11 и tа2 = 2,38, то эти параметры, и, соответственно факторы статистически значимы (15,11>2.02, 2,38>2,02). А так как tа0 = 1,87, то этот параметр статистически не значим.

Оценка качества построенной модели осуществляется из регрессионной статистики.

 

R-квадрат:

Около 92% случайной вариации y учтено в построенной модели и обусловлено случайными колебаниями включённых факторов. 0,92 -> 1, следовательно, качество модели достаточно хорошее.

Стандартная ошибка достаточно высокая - 91963,5, следовательно, точность модели не достаточна.


Задание 4.

Ранжирование консалтинговых групп будем осуществлять из регрессионного анализа с помощью отчёта по остаткам. При помощи функции ДАННЫЕ – СОРТИРОВКА осуществляется упорядочивание по предсказанному Y.

Задание 5.

Доверительный интервал рассчитываем при помрщи программы SPSS.

Вводим данные факторов Y, X1 и X4.

Затем запускаем процедуру АНАЛИЗ – РЕГРЕССЯ – ЛИНЕЙНАЯ и в качестве зависимой переменной указать Совокупная выручка (Y) , а в качестве независимых переменных указать Выручка по аудиторским проверкам (X1) и Число аттестованных аудиторов (X4).

 В полях панели Сохранить отметить необходимость сохранения Интервалов предсказания для отдельных значений с вероятностью 95%и нажать Продолжить.

PRE_1 – предсказанное значение Y;

RES_1 – ошибки Е;

LICI_1 – нижняя граница;

UICI_1верхняя граница.

Чтобы указать консалтинговые группы, в которых фактические значения показателя Совокупная выручка превышают граничные значения воспользуемся Exelle.

Из таблицы видно, что консалтинговые группы, в которых фактические значения показателя Совокупная выручка превышают граничные значения – это "2К Аудит - деловые консультации" и "Развитие бизнес-систем".