Содержание

1. Содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары». 3

2. Функции денег. Влияние инфляции на денежные функции. 5

Задача 1. 7

Задача 2. 8

Тесты.. 9

Список литературы.. 10























1. Содержание понятий «внешние эффекты» и «общественные товары»

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона)[13, с. 148].

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы[5, с. 204].

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам[10, с. 102].


         Общественный товар- это товар или услуга, к которым применим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу[9, с. 133].

2. Функции денег. Влияние инфляции на денежные функции

Деньги – это особый товар служащий всеобщим эквивалентом. Общественное разделение труда и появление частной собственности – основные причины зарождения рыночной экономики. Общественное разделение труда – это специализация людей на выполнение тех или иных работ. Во всех цивилизованных странах товар продаётся за деньги, а затем на вырученную сумму покупается другой товар, который нужен для производства и массового потребления.

Деньги как мера собственности

Стоимость всех товаров получает выражение в деньгах. Деньги служат мерой товарной стоимости. Стоимость продукта или услуги может быть выражена в деньгах. При отсутствии реальных денег по теории Карла Маркса продаются не по стоимости, а по ценам. Цена – это денежное выражение стоимости. Цена зависит от стоимости самих товаров, стоимости денег. Чем меньше стоимость самих товаров, тем меньше цена. Чем меньше стоимость денег, тем выше цена товара.

Деньги как средство обращения

Эту функцию выполняют реальные деньги. Процесс товарного обращения по Марксу выглядит так. Т – Д – Т; т.е. продажа товара несёт деньги, затем деньги используются для приобретения других товаров. В этом процессе деньги играют роль посредника в облике товаров. В этой функции полноценные деньги могут быть заменены денежными знаками.

Деньги как средство платежа

Товары не всегда продаются за наличные деньги, они могут быть проданы в кредит. Когда товары продаются в кредит средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. Деньги функционируют и по повышению обязательств являясь средством погашения обязательств деньги выполняют роль средства платежа.

Деньги как средство накопления или образования сбережений

Деньги – это всеобщее воплощение богатства. В этом случае деньги извлекаются из обращения и превращаются в сбережения. Для выполнения функции накопления деньги должны быть реальными и полноценными.

Мировые деньги

Мировые деньги обслуживают международную торговлю и финансовые сделки. Они выполняют всё те же функции, но в международном аспекте.

-         как мера международной стоимости

-         как  международное средство обращения

-         как международное средство платежа

-         как всеобщее воплощение богатства

Типы денег

1.      Товарные – это товар чаще всего участвующий в обмене (соль, сахар, спички).

2.      Металлические (золото, серебро, бронза).

3.      Бумажные деньги или деньги-символы (кусочки бумаги, они не имеют собственной ценности и используются как деньги).

4.      Банковские чековые вклады.

         Инфляция есть  снижение покупательной способности денег. Что ведет к общему росту цен в экономике,  а в терминологии  экономического равновесия инфляция означает взаимное несоответствие потока денег и потока товаров в том смысле, что  в экономике «денег больше» , чем сумма цен товаров. Причиной этому может быть рост потребностей, опережающий возможности экономики их удовлетворить (инфляция спроса), или рост  издержек производства товаров и услуг, который увеличивает их цену, но отнюдь не количество (инфляция издержек).


Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями q = 200-2p, q= -10+p. На каком уровне устанавливается равновесная цена товара Х. Если введена дотация производителем Х в размере 90 рублей за каждую проданную единицу товара? Чему равен объем дотационных выплат из бюджета? Дать графическую иллюстрацию.

РЕШЕНИЕ

1) Приведем  к равенству уравнение спроса и предложения

200-2р=-10+р,

-2р-р=-10-200,

-3р=-210,

р = 70 (ден. ед.) – равновесная цена при отсутствии дотаций

         2) При наличии дотаций в размере 90 ден. ед на единицу продукции   объем предложения будет равен:

-10+р+90.

         3) Найдем уровень равновесной цены  при наличии дотаций:

200-2р = -10+р+90,

-2р – р = -200-10+90,

-3р = -120,

р = 40 (ден. ед.)

4) Объем дотационных выплат из бюджета равен разности объема спроса  после дотационных выплат и до него при заданном уровне равновесной цены:

-10+40-(-10+70) = 30 (ден. ед.)

Графическая интерпретация  задачи представлена на рисунке





Рис. 1. Графическая интерпретация задачи


Задача 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Пусть потенциальный ВВП равен 300 ден. ед. Средняя норма чистых налоговых поступлений – 40 % от ВВП, государственные расходы на товары и услуги 140 ден. ед. Найти величину разрыва ВВП, совместимую с нулевым бюджетным дефицитом.

РЕШЕНИЕ

         Под нулевым бюджетным дефицитом понимается равенство доходов и расходов бюджета государства.

         Доходы государства равны:

300*0,4 = 120 (ден. ед.)

         Расходы государства равны 140 ден.ед.

         Величина разрыва ВВП равна

300-120-140 = 40 (ден. ед.)

ОТВЕТ

         Величина разрыва ВВП равна 40 ден. единиц при нулевом бюджетном дефиците.



Тесты

1.     Чем вызван сдвиг кривой спроса на товар влево?

В) Снижение цены товара С – близкого субститута товара А.

         2. Пусть предприятие производит 100 ед. продукта и продает его на конкурентном рынке по цене 4  тыс. руб. за единицу. Для данного объема производства С = 600 тыс. руб. FC = 100 тыс. руб. МС = 4 тыс. руб. В этих условиях  предприятие если оно стремится оптимизировать свое положение на рынке должно:

Б) увеличивать объем производства

         3. Если спрос на продукцию монополиста эластичен по цене, то его предельный доход:

А) положителен

4. Под «эффектом вытеснения «дискреционной  бюджетной политики понимается:

А)  рост ВВП в результате  увеличения государственных расходов

         5. Безработица, вызванная рецессией, называется

г) циклической

         6. Если потребление каптала превышает валовые инвестиции, то это означает, что:

Д) чистые инвестиции отрицательны.











Список литературы

1.     Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ.- Новосибирск: Лада, 2000

2.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособ.- М.: Контракт, Инфра-М, 2000

3.     Вильсон Дж, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.

4.     Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 1989 год.

5.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособ/ Под ред. А.И. Добрынина. – М. : инфра- М, 2000

6.     Ершов  В.В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета 1994 год  1 февраля.

7.     Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – Спб.: Питер, 2000. – Серия «Краткий курс»

8.     Курс экономической теории: Учебник/ Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой. – Киров: АСА, 2000

9.     Миронов В. А.,. Зимогляд А.А. , А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.

10.                        Обуздаем ли монополии// Российская газета 1994 года 9 июля

11.                       Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2001

12.                       Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра- М, 2000

13.                       Экономическая теория:  Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПб УЭФ; Питер, 2000

14.                       Экономическая теория: Курс лекций/ Под ред. А.Ю. Шарипова, Л.Ю. Руди. В 2 частях. – Новосибирск: НГАЭ и У, 2000

15.                        Экономика: Учебник/ Под ред. А. Булатова. – М., 1997