Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие предварительного расследования, его формы и задачи 4
Глава 2. Дознание и его виды. Порядок производства, сроки, итоговые решения_______________________________________________________________ 7
Глава 3. Проблемы совершенствования дознания на современном этапе 19
Заключение____________________________________________________ 26
Список использованной литературы и источников_________________ 27
Введение
Правоохранительные органы обязаны делать все необходимое для обеспечения сохранности государственной, коллективной и индивидуальной собственности, охраны чести и достоинства граждан, вести решительную борьбу с преступностью, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
Одной из важнейших задач правовой науки является вооружение правоохранительных органов государства действенными средствами и методами борьбы с преступностью и ликвидация порождающих ее причин. Решение этой задачи в значительной степени зависит от уровня развития уголовно-процессуальной науки. При этом на общем фоне усиления борьбы с преступностью уголовно-процессуальное законодательство должно сохранять исходные тенденции развития судебной, прокурорской и следственной практики, связанные с демократизацией и гуманнизацией уголовного судопроизводства - усилением гарантий, прав, законных интересов и свобод личности, повышением роли и независимости суда при осуществлении правосудия, расширением и укреплением института защиты по уголовным делам, коренным улучшением прокурорской и следственной работы, созданием гарантий законности и справедливости судебных решений.
Все вышесказанное достигается путем совершенствования дознания , которое составляют нормы уголовно-процессуального права.
Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, а распространяет на них правила производства предварительного следствия за некоторым исключением. Закон предусматривает два вида дознания, а именно:
- Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
- Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
- Дознание в Российской Федерации производится согласно Уголовно-Процессуальному Кодексу РФ.
Глава 1. Понятие предварительного расследования, его формы и задачи
Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.
Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.
Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.
Предварительное расследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями, что служит важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.
Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.[1]
Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.
Преступление считается раскрытым быстро, если оно завершается в установленные законом сроки.
Раскрытым преступление считается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу.
Изобличение виновных предусматривает доказывание вины лиц, действительно совершивших преступление. Оно одновременно создает условия для того, чтобы к уголовной ответственности не были привлечены невиновные.
Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Оно может производиться органом дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК).
Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.
Другой вид дознания — по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В этом случае дознание представляет собой расследование дела в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 УПК РФ орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
При производстве по таким делам орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:
1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;
2). При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.[2]
Дознание по данной категории должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен не более чем на один месяц прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания. В исключительных случаях дальнейшее продление срока дознания может производиться по правилам, установленным для предварительного следствия.
Материалы дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, являются основанием для рассмотрения этих дел в суде.
Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.
Глава 2. Дознание и его виды. Порядок производства, сроки, итоговые решения
Дознание — это деятельность специально на то уполномоченных административных органов государства, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск и изобличение виновных, осуществляемая в установленном законом порядке.[3]
В соответствии со ст. 40 УПК органами дознания являются:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
4) таможенные органы Российской Федерации — по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей.[4]
Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:
а) рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;
б) дознание;
в) досудебную подготовку материалов в протокольной форме;
г) производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
д) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
Процессуальная деятельность указанных органов заключается в производстве предварительного расследования в форме дознания. Однако для всех органов дознания, кроме милиции и Федеральных органов налоговой полиции, эта деятельность не является их основной функцией.
Все органы дознания действуют в пределах своей компетенции и обладают равными процессуальными полномочиями.
Основное место среди этих органов принадлежит милиции. На нее возложена обязанность принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
Надзор за деятельностью милиции как органа дознания осуществляет территориальная прокуратура.
Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений вправе возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и проводить дознание в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Для непосредственного производства дознания командир части своим приказом сроком на два года назначает дознавателей из числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Производство по конкретному делу поручается органом дознания одному из назначенных таким приказом лиц.[5]
Права и обязанности органов дознания и дознавателей в Вооруженных Силах определены уголовно-процессуальным законом, а также специальной Инструкцией.
Органы Федеральной службы безопасности обладают функциями дознания по делам об особо опасных государственных и иных преступлениях. Вся тяжесть расследования преступлений, отнесенных к компетенции органов Федеральной службы безопасности, лежит на следователях этих органов. Существенную помощь в расследовании оказывают оперативные отделы, действующие как органы дознания.
Начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов действуют как органы дознания по делам о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудового учреждения, следственного изолятора лицами, отбывающими наказание, и иными лицами. Они также являются органами по делам о преступлениях против порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений.[6]
Основная задача исправительно-трудовых учреждений — исправить и перевоспитать осужденных на основе приобщения их к общественно-полезному труду. Дознание здесь является важным средством укрепления дисциплины и порядка. Оно производится самим начальником исправительно-трудового учреждения или по его письменному распоряжению одним из лиц начальствующего состава.
Руководство и надзор за дознанием осуществляет прокурор, надзирающий за соблюдением законности в местах лишения свободы, а в случае, если дело подсудно военному суду, — военный прокурор.
Органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.
К ним относятся: Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ, Управления (отделы) государственной противопожарной службы МВД субъектов Российской Федерации, подразделения государственной противопожарной службы городских, районных управлений, отделов внутренних дел, транспортных органов внутренних дел. Если в районах внутренних дел нет указанных подразделений, то полномочиями органа дознания обладают инспектора по пожарному надзору.
Главной задачей этих учреждений является пожарная охрана государственного и общественного имущества и личного имущества граждан, предупреждение и ликвидация пожаров. Дознание является дополнительным средством к разрешению этой задачи.
Оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации пользуются правами органов дознания по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Надзор за производством дознания осуществляется военной прокуратурой Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных на судне в момент плаваний. Дознание проводят они лично или поручают его одному из своих помощников либо другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.
Капитан вправе в особом помещении задержать лиц, поведение которых угрожает безопасности судна или другим находящимся на нем лицам и имуществу. При совершении на судне преступления капитан обязан пресечь преступнику возможность скрыться, задержать его и передать надлежащим властям в первом российском порту захода или же встретившемуся в море российскому военному кораблю.[7]
Надзор за производством дознания осуществляется прокуратурой по месту приписки судна.
Начальники зимовок являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. При наличии такой связи преступления расследуют соответствующие территориальные органы.
Главное управление налоговых расследований является органом дознания по делам о налоговых преступлениях (ст. 10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции").
Правами органов дознания обладают Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции субъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управлений, отделы департамента налоговой полиции.
Таможенные органы РФ обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей.
В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ органами дознания являются Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.
Достижение целей, стоящих перед предварительным расследованием, требует, чтобы оно подчинялось законодательно закрепленным правилам, соблюдение которых обязательно при производстве по каждому уголовному делу, независимо ни от фактических обстоятельств, ни от других характеристик. Согласно гл. 21 УПК эти правила называются общими условиями предварительного следствия. Поскольку нормы этой главы относятся и к дознанию, есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания.[8]
Общие условия предварительного следствия и дознания — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанные на принципах уголовного процесса и выражающие собой наиболее важные и специфические черты этой самостоятельной стадии уголовного процесса. Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного следствия и дознания и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
В соответствии с гл. 21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: подследственность; процессуальная самостоятельность следователя; время начала, место и сроки окончания предварительного расследования; обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; недопустимость разглашения данных предварительного следствия; соединение и выделение уголовных дел; использование научно-технических средств при расследовании преступлений; принятие мер к выявление и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.[9]
Подследственностъ уголовного дела — это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяются следующие признаки подследственное™: а) предметный (родовой); б) территориальный (местный); в) персональный (личный).
Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. УПК устанавливает перечни преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания. Территориальный (местный) признак означает, что уголовное дело подследственно определенному органу дознания и предварительного следствия в пределах обслуживаемой им территории. Персональный (личный) признак определяет подследственность в зависимости от субъекта преступления (военнослужащий, несовершеннолетний и пр.). Установив, что дело ему неподследственно, следователь совершает все неотложные следственные действия и передает дело прокурору для направления его по подследственности.
Указания прокурора даются в письменной форме и обязательны для следователя. Следователь вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, не приостанавливая их исполнения. Однако при возникновении разногласий с прокурором по принципиальным вопросам, решение которых затрагивает существо расследования, следователь вправе воспользоваться правами. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или его прекращении он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При этом вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора либо поручает производство предварительного следствия другому следователю.
Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных действий, о принятии розыскных мер и требовать от них содействия при выполнении следственных действий.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Дознание по этой категории дел регламентировано ст. 150 УПК. Закон устанавливает, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по обнаружению и закреплению следов преступления.
Закон перечисляет те следственные действия, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных:
осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, органы не вправе производить другие следственные действия. Если возникнет такая необходимость, орган дознания обязан направить дело следователю.[10]
Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
В соответствии со ст. 152 УПК РФ дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Продлению этот срок не подлежит. Из смысла закона вытекает, что орган дознания может направить дело прокурору и раньше десятидневного срока, но при условии выполнения всех неотложных следственных действий. Прокурор также вправе дать указание органу о направлении дела следователю до истечения десятидневного срока.[11]
Согласно ст.150 УПК РФ предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам.
Таким образом, если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее десятидневного срока, то он обязан немедленно направить дело следователю.
После того, как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от того, чем закончилось производство неотложных следственных действии. Если в результате произведенного дознания было установлено лицо, совершившее преступление, то орган дознания вправе производить по данному делу розыскные и следственные действия только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя следователя об их результатах. Следственные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя.
Дознание по таким делам заканчивается подготовкой постановления о направлении дела следователю. В постановлении должны быть изложены установленные обстоятельства преступления, указаны выполненные неотложные следственные действия, данные о лице, совершившем преступление и основания направления дела следователю. Орган дознания не вправе приостановить или прекратить по каким-либо основаниям дела данной категории, так как его компетенция исчерпывается производством неотложных следственных действий.
В отличие от УПК РСФСР (ст.117-124), здесь дознанию придается одно значение - расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно.[12]
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч.2 ст.40 УПК). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности. Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается не только на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК), но также:
- на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК).
Кодексом устанавливается, что дознание производится дознавателями (ст.5, 41 УПК).
Дознание осуществляется дознавателями не только органов дознания, но, в частности, "органов внутренних дел и иных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность" (п.1 ч.3 ст.151 УПК). Закон устанавливает, что этот вид расследования производят также дознаватели: органов налоговой полиции (п.2 ч.3 ст.151), органов пограничной службы (п.3 ч.3 ст.151), органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ (п.4 ч.3 ст.151), таможенных органов (п.5 ч.3 ст.151).[13]
Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания должностные лица (например, командир воинской части).
Это подтверждается, в частности, тем, что компетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительного расследования преступлений не разграничивается.
Порядок дознания - правила, по которым оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в главах: 22. "Предварительное следствие" (ст.162-170); 24. "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент" (ст.176-181); 25. "Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления" (ст.182-186); 26. "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний" (ст.187-194); 27. "Производство экспертизы" (ст.195-207); 28. "Приостановление и возобновление предварительного следствия" (ст.208-211); 29. "Прекращение уголовного дела" (ст.212-214).[14]
Правило о производстве дознания в установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания - раскрытие преступления - окончание дознания. В целом они составляют систему дознания.
Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюда входят:
1) возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;
2) решение вопроса о принятии дела к своему производству;
3) сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;
4) направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК), то есть оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование, уголовное преследование. Это правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 настоящего Кодекса, о чем выносит соответствующее постановление (ст.146 ч.1). Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст.146. В нем должно быть указано: 1) время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для его возбуждения; 4) пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно возбуждается, и др.[15]
Данный процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, - о начале новой, второй стадии - предварительного расследования. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой не только для последующих процессуальных действий, но и для производства следственных действий по собиранию и проверке доказательств. Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления. С рассматриваемым решением закон связывает возникновение уголовного дела (папки с документами) и начало производство по нему. Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания незаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющими юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит дознание.
Обязанность начать дознание в день возбуждения уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления.
Приняв решение о возбуждении уголовного дела, дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель не может производить дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия (ст.41 ч.2 УПК). При наличии этого и других обстоятельств, устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу. Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства. Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в свою очередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участников процесса.
Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК).[16]
Принятие дела к своему производству означает определение и процессуальное оформление дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие органы предварительного расследования с этого момента не имеют права производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем.
Копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч.4 ст.146, ч.3 ст.156 УПК).
В тот же день о принятом решении сообщается заявителю (ч.2 ст.145, ч.4 ст.146 УПК). Форма сообщения законом не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д.
При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч.2 ст.145 УПК).
О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч.4 ст.146 УПК).
В случае принятия решения, предусмотренного п.3 ч.1 настоящей статьи, орган дознания и дознаватель принимают меры по сохранению следов преступления (ч.3 ст.145).[17]
Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении.
Первая группа действий является подготовительной по отношению ко второй. Она обеспечивает законность принятия мер по установлению обстоятельств преступления, соблюдению прав и свобод участников уголовного процесса и граждан.
Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе - раскрытие преступления (принятие мер по установлению обстоятельств преступления).
Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение (ст.41 ч.3 УПК).
Заканчивается дознание выполнением ряда процессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.
Дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.
При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.128 ч.1 УПК).
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока не определен.
Дознание по делу, по которому предварительное следствие обязательно, заканчивается подготовкой постановления о направлении дела по подследственности, т. е. следователю. Постановление выносится и в случаях, когда следователь приступает к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания всех неотложных следственных действий.
Составляет постановление дознаватель сразу же после выполнения неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока, а утверждает начальник органа дознания. Дело должно быть направлено следователю и в том случае, если в ходе дознания будут установлены основания для прекращения уголовного дела или для освобождения от уголовной ответственности.
Орган дознания при наличии оснований, предусмотренных ст. 208 УПК, вправе приостановить производство по делу, о чем выносится постановление, копия которого в суточный срок направляется прокурору. Однако такое право дано ему только по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю.
При наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 208 настоящего Кодекса, орган дознания вправе приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно.
Согласно ст. 208 предварительное следствие приостанавливается лишь тогда, когда установлено лицо, совершившее преступление, и на основании имеющихся доказательств вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Предварительное следствие приостанавливается тогда, когда факт совершения преступления не вызывает сомнения, но лицо, совершившее преступление, несмотря на все принятые меры, установить не удалось.[18]
В п. 2 ч. 1 ст. 208 имеется в виду прежде всего такой случай, когда обвиняемый скрылся от следствия (или суда). Это означает, что лицо, привлеченное в качестве обвиняемого, умышленно уклоняется от участия в деле. Для приостановления предварительного следствия по этому основанию следователь должен располагать данными о том, что обвиняемый именно скрывается от следствия. Предварительное следствие приостанавливается как тогда, когда лицо скрылось после предъявления ему обвинения, так и тогда, когда обвинение еще не было предъявлено, но следователь имел для этого основания и вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Правила, установленные ст. 208, применяются и при производстве дознания. С учетом особенностей судопроизводства на судебных стадиях уголовного процесса ими руководствуются и суды.
Дознание по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела сразу же по выполнении неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока.
Если орган дознания установил основания для освобождения лица от уголовной ответственности, дело, тем не менее, направляется следователю.
Орган дознания направляет дело следователю, если вопрос о подследственности не вызывает сомнений. В случае, когда дело подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется органом дознания не следователю, а прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
Глава 3. Проблемы совершенствования дознания на современном этапе
Дознание по делу, по которому предварительное следствие обязательно, заканчивается подготовкой постановления о направлении дела по подследственности, т. е. следователю. Постановление выносится и в случаях, когда следователь приступает к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания всех неотложных следственных действий.
Составляет постановление дознаватель сразу же после выполнения неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока, а утверждает начальник органа дознания. Дело должно быть направлено следователю и в том случае, если в ходе дознания будут установлены основания для прекращения уголовного дела или для освобождения от уголовной ответственности.
Орган дознания при наличии оснований, предусмотренных ст. 208 УПК, вправе приостановить производство по делу, о чем выносится постановление, копия которого в суточный срок направляется прокурору. Однако такое право дано ему только по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю.
При наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 208 настоящего Кодекса, орган дознания вправе приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно.
Согласно ст. 208 предварительное следствие приостанавливается лишь тогда, когда установлено лицо, совершившее преступление, и на основании имеющихся доказательств вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Предварительное следствие приостанавливается тогда, когда факт совершения преступления не вызывает сомнения, но лицо, совершившее преступление, несмотря на все принятые меры, установить не удалось.[19]
В п. 2 ч. 1 ст. 208 имеется в виду прежде всего такой случай, когда обвиняемый скрылся от следствия (или суда). Это означает, что лицо, привлеченное в качестве обвиняемого, умышленно уклоняется от участия в деле. Для приостановления предварительного следствия по этому основанию следователь должен располагать данными о том, что обвиняемый именно скрывается от следствия. Предварительное следствие приостанавливается как тогда, когда лицо скрылось после предъявления ему обвинения, так и тогда, когда обвинение еще не было предъявлено, но следователь имел для этого основания и вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого.[20]
Правила, установленные ст. 208, применяются и при производстве дознания. С учетом особенностей судопроизводства на судебных стадиях уголовного процесса ими руководствуются и суды.
Дознание по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела сразу же по выполнении неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока.
Если орган дознания установил основания для освобождения лица от уголовной ответственности, дело, тем не менее, направляется следователю.
Орган дознания направляет дело следователю, если вопрос о подследственности не вызывает сомнений. В случае, когда дело подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется органом дознания не следователю, а прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно - процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ)[21]
После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно - розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
Дознание по делам о преступлениях, подследственных следователям, не является обязательным этапом расследования, предшествующим производству предварительного следствия. Орган дознания обязан возбудить уголовное дело при установлении для этого предусмотренного законом повода и основания и приступить к расследованию, если необходимо осуществить неотложные действия в отсутствие следователя.
Перечень следственных действий, которые орган дознания вправе произвести по делу, подследственному следователю, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. За пределы компетенции, определенной законом, орган дознания выйти не может. При наличии основания для производства каких-либо других следственных действий орган дознания обязан без промедления направить дело следователю. Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По делам, по которым обязательно предварительное следствие, производство дознания не может быть продолжено более десяти суток со дня возбуждения дела.
Если дознание осуществлялось по делу о преступлении, относящемуся (по предметному признаку) к подследственности нескольких органов предварительного следствия, орган дознания не вправе решать вопрос, кому из них направить дело для проведения предварительного следствия. Это может сделать только прокурор. Поэтому орган дознания в указанных случаях обязан направить дело прокурору, а не следователю.
После передачи следователю дела следственные и розыскные действия по нему органом дознания производятся исключительно при наличии поручения следователя. В случае передачи ему дела, по которому не удалось обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания, отнесенный к субъектам оперативно - розыскной деятельности, вправе принимать оперативно - розыскные меры для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, уведомляя следователя о результатах. При необходимости производства какого-либо следственного или розыскного действия по делу, расследуемому следователем, орган дознания испрашивает у следователя разрешение, носящее форму поручения.
При установлении отсутствия события или состава преступления орган дознания вправе прекратить дело, поскольку в этих случаях нет необходимости продолжения расследования следователем и вопрос о подследственности не возникает.[22]
Постановление о направлении дела следователю составляется и в случаях, когда следователь решает приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания всех неотложных действий.
Если в процессе дознания, начатого по делу при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, устанавливаются обстоятельства, указывающие на подследственность дела следователю (совершение преступления несовершеннолетним, лицом, заболевшим душевной болезнью, невменяемость обвиняемого, установление квалифицирующего признака), орган дознания должен немедленно вынести постановление о направлении дела по подследственности.
При получении указания прокурора о передаче дела следователю орган дознания направляет дело с сопроводительным письмом, вынесение постановления не требуется.
Органы дознания в уголовном процессе России прошли сложный эволюционный путь, который можно разделить на четыре этапа: дореволюционный, советский этап с 1917 г. до вступления в действие УПК РСФСР 1960 г. Третий этап охватил период с 1961 по 2002 г. Четвертый этап начался с введением в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ 2001 г. [23]
В соответствии с УПК РФ 2001 г., дознанием называется только дознание по делам по которым производство предварительного следствия необязательно, а дознание по делам по которым производство предварительного следствия обязательно стало называться производством неотложных следственных действий. Можно констатировать, что новый этап развития дознания как вида уголовно-процессуальной деятельности диаметрально отличается от дореволюционного периода, когда дознанием называлось, то, что по УПК РФ называют производством неотложных следственных действий. На втором этапе (1917-1961 г.г.) дознание стало превращаться в предварительное расследование, а роль предварительного следствия уменьшаться. На третьем этапе (1961-2002 г.г.) дознание стало делиться на два вида, и наметилась тенденция отделения обоих видов дознания друг от друга, которое окончательно реализовалось в УПК РФ. [24]
В дореволюционный период дознание существенно отличалось от предварительного следствия. Оно по отношению к следствию играло вспомогательную и подчиненную роль, осуществлялось административными органами в отличие от предварительного следствия, осуществляемого судебными следователями - представителями судебной власти. На втором этапе развития дознания и его органов постепенно стала стираться грань между дознанием и предварительным следствием. Во многих случаях дознание стало представлять собой предварительное расследование в полном объеме, а роль предварительного следствия в расследовании преступлений стала постепенно сужаться. Кроме того, и дознание и предварительное следствие, в отличие от дореволюционного периода, стали осуществлять только административные органы, поскольку следователи (за исключением начального периода советского государства) входили в состав прокуратуры и органов государственной безопасности. На третьем этапе дознание стало делиться на два вида: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (дознание первого вида) и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (дознание второго вида). При этом дознание первого вида по своей сущности стало напоминать дознание дореволюционного периода, а дознание второго вида стало сближаться с предварительным следствием. [25]
Дознание, осуществляемое в порядке, предусмотренном главой 32 УПК РФ, никак нельзя признать совершенным. Опрошенные автором дознаватели специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности г. Санкт-Петербурга (всего было опрошено 126 дознавателей) среди отрицательных черт современного института дознания отметили нереальные сокращенные сроки расследования в форме дознания (87%), большое количество уголовных дел, подследственных дознавателям ОВД (29%). Другие названные опрошенными дознавателями отрицательные стороны современной регламентации дознания являются такими же, которые имеют место при производстве предварительного следствия. Так, 39% опрошенных дознавателей отметили трудности, возникающие при получении согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, 21% - при получении судебного решения на производство отдельных следственных действий и применении мер уголовно-процессуального принуждения.
В УПК РФ, как известно, упразднен такой вид процессуальной деятельности как протокольная форма досудебной подготовки материалов. В литературе, неоднократно высказывались предложения о сохранении или восстановлении этого института. Среди опрошенных диссертантом дознавателей, сторонников протокольной формы досудебной подготовки материалов относительно немного (11%). Напротив, 64% дознавателей среди положительных сторон современного института дознания отмечают возросшую процессуальную самостоятельность дознавателя, и, следовательно, не желали бы возвратиться к статусу лица, производящего дознание и, тем более, к статусу лица, осуществляющего досудебную подготовку материалов в протокольной форме. В то же время, среди таких сотрудников милиции общественной безопасности (участковых инспекторов, сотрудников дежурных частей - всего 86 опрошенных) и сотрудников криминальной милиции (67 опрошенных оперуполномоченных уголовного розыска) сторонники протокольной формы досудебной подготовки материалов составляют значительное количество - 43% сотрудников милиции общественной безопасности и 33% сотрудников криминальной милиции. [26]
Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. 2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение. 3. Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. 4. В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Следственный комитет), главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. 5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются - сотрудники), государственных служащих и работников. 6. Штатная численность органов предварительного следствия устанавливается Правительством Российской Федерации. 7. Финансирование органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации. 8. Основными задачами органов предварительного следствия являются: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации. 9. В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции: анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 10. Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет, положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.[27]
В сфере уголовно-процессуальных отношений вся деятельность органов дознания и следователей по раскрытию преступлений и изобличению виновных в совершении преступлений происходит в порядке, установленном законодательством. Малейший отход от этого правила приводит к нарушению прав и интересов, охраняемых законом лиц, против которых ведется уголовное преследование, и будет мешать достижению задач уголовного процесса.
Для правильного расследования и разрешения уголовного дела, установления истины необходимо соблюдение процессуальных гарантий.
В процессуальной литературе гарантии определяются как установленные законом средства и способы, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности.
Ныне в построении и функционировании общесоюзной системы органов внутренних дел достигнут высокий уровень согласованности, координации, взаимосвязанности составляющих ее звеньев — органов внутренних дел союзных республик, что позволяет успешно решать проблемы охраны общественного порядка в целом по стране с учетом специфики местных условий той или иной республики.
Единое, централизованное руководство органами - внутренних дел, милицией страны обеспечивает оптимальные возможности для всестороннего и глубокого планирования их деятельности, для распространения и внедрения в практику передового опыта, подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров.
Заключение
Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы - органы предварительного расследования.
Предварительное расследование — это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.
Под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и состоящие:
в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;
в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
3. Кипнис Н. М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. М.: Юристь, 1995.
4. Кокорев Л. Д., Кузнецов Н. П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж. 1995.
5. Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
6. Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.
7. Уголовный процесс. Учебник под ред. Гуценко К. Ф. Москва. Зерцало. 1998.
8. Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
9. Ветрова Г.Н. Уголовно-процессуальная ответственность. М.,1987. С. 92, 93.
[1] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.
[2] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[3] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[4] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[5] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[6] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[7] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[8] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[9] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[10] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[11] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[12] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[13] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[14] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[15] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[16] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.
[17] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[18] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[19] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[20] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.
[21] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.
[22] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[23] Уголовно-процессуальное право: Учебник /Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1997.
[24] Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 591с.
[25] Жогин Н.В., Фаткулин Ф.Н. Предварительное следствие. М., 1965.
[26] Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 591с.
[27] Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 591с.