Содержание




1. Сравнить изучаемый материал с античной философией того же времени (VI – IV в.в. до н.э.) и заполнить таблицу. 3

2. Логические задачи. Упражнения. Комментарии. 4

3. Тесты.. 7

4. Определения. 8

Список литературы.. 9


1. Сравнить изучаемый материал с античной философией того же времени (VI – IV в.в. до н.э.) и заполнить таблицу

Философия

Школы и их представители

Основные понятия и принципы

Характерные черты, особенности

Древнеиндийская

Буддизм (Гаутама Будда);

Джайнизм (Паршва и Михавара);

Веданта (Рамакришна, Вивекананда);

Йога;

Санкхья;

Ньяя;

Вайшешика.


Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман - это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.[1]


Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман". [2]

Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление,- это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.

Древнегреческая

Античная натурфилософия (Фалес; Анаксимен; Анаксимандр; Гераклит; Пифагор).

Классическая философия (Сократ; Платон; Аристотель)

Основные понятия: Субстанция, диалектика; магия чисел; логика; демократия; государство; онтология, апория;.

Проблемы бытия; человека; космологии; общества; математики.


Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

Школа Сократа - Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым. [3]



2. Логические задачи. Упражнения. Комментарии

Говоря о древней мифологии и философии, русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский писал: «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем остальным органическим миром и это чувство охватывало некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества – религии Древней Индии, и, в частности, одну из наиболее высоких форм достижения в этой области – буддистские религиозные настроения.

1.           Как называется это чувство слияния человека и природы?

2.           Какой принцип взаимоотношений человека с миром в буддизме оно определяет?

3.           Каково место человека в этой картине мира?

4.           Сравните данную позицию с той, которая складывалась в античном мышлении и философии. В чем ее особенность?

1. Это чувство синкретичности, религиозности.

2. Данное единение с природой в буддизме выражалось  через принцип аскетизма и пренебрежение к материальным ценностям. Аскетическое поведение, считали представители буддизма, позволит нам избежать борьбы, напряжения и страданий, подавит низменные желания и воспитает стремление к духовному совершенствованию и нирване.

3. Окружающий нас феноменальный мир и все мы как его часть - не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Слово «дхарма» (на яз. пали - дхамма) в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и буддийский закон, и, наконец, первочастицы мироздания. Частицы эти несколько напоминают элементы духовного начала пуруши в системе санкхья, но отличаются большей внутренней емкостью и разнообразием. Среди них есть дхармы чистого сознания, дхармы чувственные (рупа), т. е. связанные со зрительными, слуховыми и прочими восприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, и некоторые другие. Всего таких дхарм в обычном человеке, согласно различным школам-сектам буддизма, 75-100, а то и больше.

Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее - из живых движущихся дхарм. Жизнь, в строгом смысле этого слова, -проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание. Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы - это и означает взять жизнь в свои руки и тем, в конечном счете, добиться цели, т. е. достичь состояния будды, погрузиться в нирвану. Но как это сделать?

Любое существо, включая и человека, рождается, живет и умирает. Смерть - это распад данного комплекса дхарм, рождение означает восстановление его, но уже в иной, новой форме. К этому и сводится кругооборот жизни, цикл бесконечных перерождений, который, по преданию, был объяснен еще самим Буддой в его третьей проповеди, обращенной к ученикам в Бенаресе. Суть проповеди - в учении о двенадцати звеньях-ниданах круговорота бытия, колеса жизни. Все начинается с первого ключевого звена - с авидьи, незнания, затемняющего разум. Авидья влечет за собой поступки, вызванные невежеством, поступки порождают привычные стереотипы поведения, ориентированные на бытующие в обществе установки. Стереотипы формируют определенное сознание, в соответствии с которым создаются формы и категории-наименования, становящиеся объектами восприятия органов чувств. Между органами чувств и формами-категориями возникают устойчивые контакты, вследствие чего появляются чувства, затем желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жажда жизни и ведет ко все новым перерождениям, следствием которых неизбежно являются старость и смерть всего родившегося.

Таким образом, круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы может лишь тот, кто преодолеет авидью. Собственно, именно этим всегда и были заняты буддийские монахи, этим был наполнен и к этому вел восьмиступенный путь постижения истины и приближения к нирване. Наиболее ревностные из монахов подчас достигали высшей ступени святости, а то и причислялись к святым архатам, достигшим или почти достигшим состояния будды и нирваны.

4. В античной философии, напротив, человек – совершенное существо, которое преобразует своей деятельностью окружающий мир. Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы - люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии "красного гиганта" и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим? Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.


3. Тесты

1. Как соотносятся понятия «Философия» и «мировоззрение»?

а)     Философия – часть мировоззрения;

б)    Мировоззрение – часть философии;

в)     Философия – теоретическое мировоззрение;

г)     Философия и мировоззрение – одно и тоже.

2. Укажите соответствие между эпохой и господствующим типом мировоззрения:

1. Теоцентризм

3. Античность

2. Антропоцентризм

1. Средневековье

3. Космоцентризм

4. Современность

4. Антропокосмизм

2. Новое время


3. Завершите определение: «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного, называется идеализм».

4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе не делай другому»?

а)     Лао Цзы;

б)    Будда;

в)     Конфуций.

5. Завершите определение: «Философское учение, предметом исследования которого выступает мораль называется этика».

6. Впишите пропущенное слово: «Упанишады – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «Откровения» и примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического смысла».

7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму?

а)     Джайнизм;

б)    Буддизм;

в)     Локаята (червака);

г)     Веданта.

8. Основное средство постижения истины в философии?

а)     Созерцание;

б)    Категория;

в)     Опыт;

г)     Вера.

9. Впишите ключевые слова: «Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является вера».

10. «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулировать им, того постигнет неудача. Ибо мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать. если же кто-либо хочет манипулировать им, уничтожая его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции даосов и против чего он направлен?

а)     Принцип преобразования;

б)    Принцип отстраненности от мира;

в)     Принцип пассивного отношения к миру;

г)     Принцип органической нераздельности человека и мира.

 

4. Определения

Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.

Атман – это одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: всепроникающее духовное начало, Я, душа.

Синкретизм – объединение в сознании человека и мира (природы); сочетание разнородных воззрений.

Список литературы

1.          Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

2.          История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3.          Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

4.          Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

5.          Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.





 



[1] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 67.

[2] История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 93.

[3] История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 93.