Содержание
1. Сравнить изучаемый материал с античной философией того же времени (VI – IV в.в. до н.э.) и заполнить таблицу. 3
2. Логические задачи. Упражнения. Комментарии. 4
3. Тесты.. 7
4. Определения. 8
Список литературы.. 9
1. Сравнить изучаемый материал с античной философией того же времени (VI – IV в.в. до н.э.) и заполнить таблицу
Философия |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Характерные черты, особенности |
Древнеиндийская |
Буддизм (Гаутама Будда); Джайнизм (Паршва и Михавара); Веданта (Рамакришна, Вивекананда); Йога; Санкхья; Ньяя; Вайшешика. |
Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман - это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.[1] |
Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман". [2] Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление,- это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием. |
Древнегреческая |
Античная натурфилософия (Фалес; Анаксимен; Анаксимандр; Гераклит; Пифагор). Классическая философия (Сократ; Платон; Аристотель) |
Основные понятия: Субстанция, диалектика; магия чисел; логика; демократия; государство; онтология, апория;. Проблемы бытия; человека; космологии; общества; математики. |
Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления. Школа Сократа - Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи. Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым. [3] |
2. Логические задачи. Упражнения. Комментарии
Говоря о древней мифологии и философии, русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский писал: «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем остальным органическим миром и это чувство охватывало некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества – религии Древней Индии, и, в частности, одну из наиболее высоких форм достижения в этой области – буддистские религиозные настроения.
1. Как называется это чувство слияния человека и природы?
2. Какой принцип взаимоотношений человека с миром в буддизме оно определяет?
3. Каково место человека в этой картине мира?
4. Сравните данную позицию с той, которая складывалась в античном мышлении и философии. В чем ее особенность?
1. Это чувство синкретичности, религиозности.
2. Данное единение с природой в буддизме выражалось через принцип аскетизма и пренебрежение к материальным ценностям. Аскетическое поведение, считали представители буддизма, позволит нам избежать борьбы, напряжения и страданий, подавит низменные желания и воспитает стремление к духовному совершенствованию и нирване.
3. Окружающий нас феноменальный мир и все мы как его часть - не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Слово «дхарма» (на яз. пали - дхамма) в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и буддийский закон, и, наконец, первочастицы мироздания. Частицы эти несколько напоминают элементы духовного начала пуруши в системе санкхья, но отличаются большей внутренней емкостью и разнообразием. Среди них есть дхармы чистого сознания, дхармы чувственные (рупа), т. е. связанные со зрительными, слуховыми и прочими восприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, и некоторые другие. Всего таких дхарм в обычном человеке, согласно различным школам-сектам буддизма, 75-100, а то и больше.
Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее - из живых движущихся дхарм. Жизнь, в строгом смысле этого слова, -проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание. Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы - это и означает взять жизнь в свои руки и тем, в конечном счете, добиться цели, т. е. достичь состояния будды, погрузиться в нирвану. Но как это сделать?
Любое существо, включая и человека, рождается, живет и умирает. Смерть - это распад данного комплекса дхарм, рождение означает восстановление его, но уже в иной, новой форме. К этому и сводится кругооборот жизни, цикл бесконечных перерождений, который, по преданию, был объяснен еще самим Буддой в его третьей проповеди, обращенной к ученикам в Бенаресе. Суть проповеди - в учении о двенадцати звеньях-ниданах круговорота бытия, колеса жизни. Все начинается с первого ключевого звена - с авидьи, незнания, затемняющего разум. Авидья влечет за собой поступки, вызванные невежеством, поступки порождают привычные стереотипы поведения, ориентированные на бытующие в обществе установки. Стереотипы формируют определенное сознание, в соответствии с которым создаются формы и категории-наименования, становящиеся объектами восприятия органов чувств. Между органами чувств и формами-категориями возникают устойчивые контакты, вследствие чего появляются чувства, затем желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жажда жизни и ведет ко все новым перерождениям, следствием которых неизбежно являются старость и смерть всего родившегося.
Таким образом, круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы может лишь тот, кто преодолеет авидью. Собственно, именно этим всегда и были заняты буддийские монахи, этим был наполнен и к этому вел восьмиступенный путь постижения истины и приближения к нирване. Наиболее ревностные из монахов подчас достигали высшей ступени святости, а то и причислялись к святым архатам, достигшим или почти достигшим состояния будды и нирваны.
4. В античной философии, напротив, человек – совершенное существо, которое преобразует своей деятельностью окружающий мир. Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы - люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии "красного гиганта" и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим? Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
3. Тесты
1. Как соотносятся понятия «Философия» и «мировоззрение»?
а) Философия – часть мировоззрения;
б) Мировоззрение – часть философии;
в) Философия – теоретическое мировоззрение;
г) Философия и мировоззрение – одно и тоже.
2. Укажите соответствие между эпохой и господствующим типом мировоззрения:
1. Теоцентризм |
3. Античность |
2. Антропоцентризм |
1. Средневековье |
3. Космоцентризм |
4. Современность |
4. Антропокосмизм |
2. Новое время |
3. Завершите определение: «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного, называется идеализм».
4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе не делай другому»?
а) Лао Цзы;
б) Будда;
в) Конфуций.
5. Завершите определение: «Философское учение, предметом исследования которого выступает мораль называется этика».
6. Впишите пропущенное слово: «Упанишады – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «Откровения» и примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического смысла».
7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму?
а) Джайнизм;
б) Буддизм;
в) Локаята (червака);
г) Веданта.
8. Основное средство постижения истины в философии?
а) Созерцание;
б) Категория;
в) Опыт;
г) Вера.
9. Впишите ключевые слова: «Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является вера».
10. «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулировать им, того постигнет неудача. Ибо мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать. если же кто-либо хочет манипулировать им, уничтожая его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции даосов и против чего он направлен?
а) Принцип преобразования;
б) Принцип отстраненности от мира;
в) Принцип пассивного отношения к миру;
г) Принцип органической нераздельности человека и мира.
4. Определения
Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.
Атман – это одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: всепроникающее духовное начало, Я, душа.
Синкретизм – объединение в сознании человека и мира (природы); сочетание разнородных воззрений.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.
2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
4. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 67.
[2] История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 93.
[3] История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 93.