Содержание




1. Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполнить таблицу. 3

2. Упражнения и логические задачи, комментарии. 4

3. Тесты.. 6

Список литературы.. 9


1. Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполнить таблицу.


Картезианская традиция

Марксова традиция

Сущность сознания

Сознание – замкнутый в себе внутренний мир

Сознание – результат развития материи

Основные характеристики сознания

Сознание хранит в себе идеи, образы, все, с чем придется столкнуться;

Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Сознание открыто самому себе.[1]

Сознание выражает определенную реальность, историческую практику только косвенно, частично;

Маркс впервые вводит сознание в область научного детерминизма, открывая его социальное измерение, его социальные механизмы;[2]

Из схем Марксова анализа сознания вытекают элементы целого ряда теорий: 1) теоретической модели социальной обусловленности сознания; 2) теории фетишизма и символики социального в сознании; 3) теории идеологии (заметим, что развитая Марксом социально-философская критика идеологии и превратилась впоследствии в то, что называется теперь социологией знания как академической дисциплиной); 4) теории науки и свободного духовного производства как особых форм деятельности сознания; 5) теории сознания как орудия личностного развития человека и его ответственности в сфере культуры и исторического действия.[3]

Механизм развития сознания

Для развития сознания необходимо постоянно находиться в процессе познания.

Сознание развивается в процессе труда и материального производства.

Способы изучения сознания

Сознание  можно изучать используя законы механики и фундаментальные законы взаимодействия в природе.

Сознание может в принципе изучаться совершенно объективно, по его «предметностям», по значащим для него объективациям, рассматриваемым в качестве порожденных саморазвитием и дифференциацией системы социальной деятельности как целого.


2. Упражнения и логические задачи, комментарии.

К.Маркс в своем произведении «Капитал» вывел следующую известную формулу, описывающую процесс формирования самосознания человека: «Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».

Прокомментируйте  данную цитату. Дайте ответы на вопросы:

1.     Что понимается в современной философии под «самосознанием»?

2.     Как формируется самосознание? Какую роль в этом процессе играет общество?

3.     Каково значение самосознания?

Сравните цитату из «Капитала» с высказыванием Спинозы: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре» на какие проблемы обратил внимание философ XVII века?

Этими словами Маркс имел в виду, то, что  самосознание личности формируется во взаимодействии с «себе подобными». Человек начинает сравнивать себя, с другими, в результате чего замечает отличительные особенности, ценности и выделяет себя из массы «других», т.е. формирует свое самосознание.

1. В современной философии, самосознание – убеждение в ценности собственной личности. Это переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами и желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. По мнению Гартмана, возможно «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его может осознать и самого себя.

2. Самосознание формируется при взаимодействии с внешним  миром. Как только человек вступает в познавательный контакт с окружающим миром, он начинает отделять себя от него, у него появляется самосознание. Он понимает себя как отдельное свободное существо, которое существует, потому что существует мир.

Общество играет большую роль в формировании самосознании человека.

Во-первых, благодаря обществу, индивид становится человеком sapiens, т.е. разумным и осознающим себя личностью.

Во-вторых, общество (при правильном воспитании) заставляет человека формировать собственную индивидуальность, свой стиль, отличающий и выделяющий человека от других.

В-третьих, общество оценивает результаты деятельности человека, что утверждает, либо унижает человека и влияет на самосознание укрепляя его либо стирая.

3. Самосознание необходимо для формирования личности; самосознание заставляет человека стремиться к лучшему, к более совершенному, развитию своих способностей.

Самосознание помогает осознать себя необходимой, индивидуальной частью общества и природы, помогает осознать ценность собственной жизни.

В высказывании Б.Спинозы есть указание на то, что внутренние проблемы человека выражаются в частности его высказываниях относительно других, потому Павел, высказываясь относительно Петра, говорит Больше о себе, чем о Петре.


3. Тесты

1. Из приведенных ниже, выделите основные свойства сознания:

а)    Активность;

б)   Интенциальность;

в)    Материальность;

г)    Рефлексивность;

д)   Идеальность;

е)    Бессознательность.

2. Соотнесите сферы сознания и его компоненты

1. Сфера телесно-перцептивных переживаний

3. Личностные субъективно-психологические переживания и чувства

2. Логико-понятийная сфера

4. Мотивы деятельности, идеалы личности, когнитивные способности

3. Эмоциональная сфера

2. Аналитико-синтетические операции

4. Ценностно-смысловая сфера

1. Ощущения, восприятие, память представление


3. Завершите определение: «Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности называется информацией».

4. Как называется принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных  предпосылок?

а)     Субъективность;

б)    Мышление;

в)     Рефлексия;

г)     Познание.

5. Из приведенных ниже, выделите основные функции сознания:

а)     Преобразовательная;

б)    Художественная;

в)     Моделирующая;

г)     Отражательная.

6. Кто является автором данного определения «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразовательное в ней»?

а)     Т.Гоббс;

б)    И.Кант;

в)     Г.В.Ф.Гегель

г)     К.Маркс

7. Впишите пропущенные слова: «Сознание – высшая форма психического отражения действительности, реализуемая человеком».

8. Укажите соответствие между концепцией возникновения идеального и автором:

1. Идеальное объективно существует в качестве первообразов, познающихся посредством рациональной интуиции

3. Э.В.Ильенков

2. Идеальное как сущность «просвечивает» сквозь явление, для познания необходимо сочетание чувственного и сверхчувственного познания

4. Платон

3. Идеальное – субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов, его источником служит индивидуальное сознание

5. 1. Д.И.Дубровский

4. Идеальное - объективированные мыслительные формы, схемы предметно-практической деятельности, которые складываются независимо от индивида

1. И.Кант

5. Человек обрекает идеальное, приобщаясь к исторически развившимся формам общественной жизни



9. Как называется раздел философии, изучающий проблемы человека?

а)     Аксиология;

б)    Антропология;

в)     Онтология;

г)     Праксиология.

10. Соотнесите произведения и их авторов:

1. «О душе»

2. Платон

2. «Государство»

4. А.Г.Спиркин

3. «Я и Оно»

1. Вольтер

4. «Сознание и самосознание»

3. З.Фрейд


Список литературы

1.          Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

2.          История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3.          Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

4.          Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

5.          Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.



[1] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. – с. 159.

[2] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – с. 211.

[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 401.