Содержание
1. Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполнить таблицу. 3
2. Упражнения и логические задачи, комментарии. 4
3. Тесты.. 6
Список литературы.. 9
1. Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполнить таблицу.
|
Картезианская традиция |
Марксова традиция |
Сущность сознания |
Сознание – замкнутый в себе внутренний мир |
Сознание – результат развития материи |
Основные характеристики сознания |
Сознание хранит в себе идеи, образы, все, с чем придется столкнуться; Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру. Сознание открыто самому себе.[1] |
Сознание выражает определенную реальность, историческую практику только косвенно, частично; Маркс впервые вводит сознание в область научного детерминизма, открывая его социальное измерение, его социальные механизмы;[2] Из схем Марксова анализа сознания вытекают элементы целого ряда теорий: 1) теоретической модели социальной обусловленности сознания; 2) теории фетишизма и символики социального в сознании; 3) теории идеологии (заметим, что развитая Марксом социально-философская критика идеологии и превратилась впоследствии в то, что называется теперь социологией знания как академической дисциплиной); 4) теории науки и свободного духовного производства как особых форм деятельности сознания; 5) теории сознания как орудия личностного развития человека и его ответственности в сфере культуры и исторического действия.[3] |
Механизм развития сознания |
Для развития сознания необходимо постоянно находиться в процессе познания. |
Сознание развивается в процессе труда и материального производства. |
Способы изучения сознания |
Сознание можно изучать используя законы механики и фундаментальные законы взаимодействия в природе. |
Сознание может в принципе изучаться совершенно объективно, по его «предметностям», по значащим для него объективациям, рассматриваемым в качестве порожденных саморазвитием и дифференциацией системы социальной деятельности как целого. |
2. Упражнения и логические задачи, комментарии.
К.Маркс в своем произведении «Капитал» вывел следующую известную формулу, описывающую процесс формирования самосознания человека: «Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».
Прокомментируйте данную цитату. Дайте ответы на вопросы:
1. Что понимается в современной философии под «самосознанием»?
2. Как формируется самосознание? Какую роль в этом процессе играет общество?
3. Каково значение самосознания?
Сравните цитату из «Капитала» с высказыванием Спинозы: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре» на какие проблемы обратил внимание философ XVII века?
Этими словами Маркс имел в виду, то, что самосознание личности формируется во взаимодействии с «себе подобными». Человек начинает сравнивать себя, с другими, в результате чего замечает отличительные особенности, ценности и выделяет себя из массы «других», т.е. формирует свое самосознание.
1. В современной философии, самосознание – убеждение в ценности собственной личности. Это переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами и желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. По мнению Гартмана, возможно «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его может осознать и самого себя.
2. Самосознание формируется при взаимодействии с внешним миром. Как только человек вступает в познавательный контакт с окружающим миром, он начинает отделять себя от него, у него появляется самосознание. Он понимает себя как отдельное свободное существо, которое существует, потому что существует мир.
Общество играет большую роль в формировании самосознании человека.
Во-первых, благодаря обществу, индивид становится человеком sapiens, т.е. разумным и осознающим себя личностью.
Во-вторых, общество (при правильном воспитании) заставляет человека формировать собственную индивидуальность, свой стиль, отличающий и выделяющий человека от других.
В-третьих, общество оценивает результаты деятельности человека, что утверждает, либо унижает человека и влияет на самосознание укрепляя его либо стирая.
3. Самосознание необходимо для формирования личности; самосознание заставляет человека стремиться к лучшему, к более совершенному, развитию своих способностей.
Самосознание помогает осознать себя необходимой, индивидуальной частью общества и природы, помогает осознать ценность собственной жизни.
В высказывании Б.Спинозы есть указание на то, что внутренние проблемы человека выражаются в частности его высказываниях относительно других, потому Павел, высказываясь относительно Петра, говорит Больше о себе, чем о Петре.
3. Тесты
1. Из приведенных ниже, выделите основные свойства сознания:
а) Активность;
б) Интенциальность;
в) Материальность;
г) Рефлексивность;
д) Идеальность;
е) Бессознательность.
2. Соотнесите сферы сознания и его компоненты
1. Сфера телесно-перцептивных переживаний |
3. Личностные субъективно-психологические переживания и чувства |
2. Логико-понятийная сфера |
4. Мотивы деятельности, идеалы личности, когнитивные способности |
3. Эмоциональная сфера |
2. Аналитико-синтетические операции |
4. Ценностно-смысловая сфера |
1. Ощущения, восприятие, память представление |
3. Завершите определение: «Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности называется информацией».
4. Как называется принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок?
а) Субъективность;
б) Мышление;
в) Рефлексия;
г) Познание.
5. Из приведенных ниже, выделите основные функции сознания:
а) Преобразовательная;
б) Художественная;
в) Моделирующая;
г) Отражательная.
6. Кто является автором данного определения «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразовательное в ней»?
а) Т.Гоббс;
б) И.Кант;
в) Г.В.Ф.Гегель
г) К.Маркс
7. Впишите пропущенные слова: «Сознание – высшая форма психического отражения действительности, реализуемая человеком».
8. Укажите соответствие между концепцией возникновения идеального и автором:
1. Идеальное объективно существует в качестве первообразов, познающихся посредством рациональной интуиции |
3. Э.В.Ильенков |
2. Идеальное как сущность «просвечивает» сквозь явление, для познания необходимо сочетание чувственного и сверхчувственного познания |
4. Платон |
3. Идеальное – субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов, его источником служит индивидуальное сознание |
5. 1. Д.И.Дубровский |
4. Идеальное - объективированные мыслительные формы, схемы предметно-практической деятельности, которые складываются независимо от индивида |
1. И.Кант |
5. Человек обрекает идеальное, приобщаясь к исторически развившимся формам общественной жизни |
|
9. Как называется раздел философии, изучающий проблемы человека?
а) Аксиология;
б) Антропология;
в) Онтология;
г) Праксиология.
10. Соотнесите произведения и их авторов:
1. «О душе» |
2. Платон |
2. «Государство» |
4. А.Г.Спиркин |
3. «Я и Оно» |
1. Вольтер |
4. «Сознание и самосознание» |
3. З.Фрейд |
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.
2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
4. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. – с. 159.
[2] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – с. 211.
[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 401.