Содержание

 

 

 

1. Введение.. 3

2. Общая  характеристика транспортной системы Хабаровского края.. 5

3. Анализ внешней среды предприятия.. 7

3.1 Анализ макроокружения. 7

3.1.1. Экономическая компонента. 7

3.1.2 Правовая компонента. 8

3.1.3 Политическая компонента. 9

3.1.4 Социальная компонента. 9

3.1.5 Технологическая компонента. 10

3.1.6 Технология анализа изучения отдельных компонент.. 11

3.1.7 Система отслеживания внешней среды.. 11

3.2 Анализ непосредственного окружения. 12

3.2.1 Анализ потребителей. 13

3.2.2 Анализ поставщиков. 14

3.2.3 Анализ конкурентов. 15

3.2.4 Анализ рынка рабочей силы.. 16

4. Анализ среды непосредственного окружения на ОАО «Восток». 16

4.1 Описание предприятия. 16

4.2 Анализ потребителей. 17

4.3 Анализ поставщиков. 19

4.4 Анализ конкурентов. 20

4.5 Анализ рабочей силы.. 21

5. Анализ макроокружения ОАО «Восток». 23

5.1 Анализ технологии в отрасли. 23

5.2 Анализ экономического состояния региона. 24

5.3 Анализ политических факторов. 26

5.4 Анализ социокультурной среды и ее влияние на транспортную отрасль  27

6. Заключение.. 30

7. Список литературы... 32

 

 

1. Введение

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость эффективного менеджмента. Частный сектор экономики понял это довольно рано, о чем говорит повышающийся, не смотря ни на что, управленческий профессионализм. Между тем, улучшение качества менеджмента требуется и на государственных предприятиях.

На сегодня государство устранилось от большинства областей народного хозяйства, однако есть сферы, из которых оно уходить, по всей видимости, не собирается. Очевидно, это относится и к сфере городского общественного транспорта, несмотря на его явную убыточность. Как вполне справедливо полагают чиновники, лучше уж датировать общественный транспорт, чем жить при его отсутствии в городе. Однако являются ли издержки транспортных предприятий минимальными, и на сколько их может уменьшить изменение менеджмента компаний – вот вопросы, которые показались нам интересными.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности.

В качестве объекта исследования мы решили выбрать транспортное предприятие ОАО «Восток», который в настоящее время является одной из крупнейших транспортных компаний на Дальнем Востоке.

Целью данной работы является анализ внешней среды автотранспортного предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть сущность анализа внешней среды организации;

-       Рассмотреть основные факторы макро- и микроокружения;

-       Проанализировать непосредственное окружение ОАО «Восток»;

-       Проанализировать макроокружение ОАО «Восток».



2. Общая  характеристика транспортной системы Хабаровского края

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень. Кризисное состояние деловой активности в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края.

В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.

По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы страны — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино—Холмск (270 км). Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки — связки с магистралями, составляет 2,3 тысячи км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% — внутри края.[1]

Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) — более 3,2 тысяч км. Судами типа «река—море» ОАО "Амурское пароходство" осуществляется доставка грузов из речных портов Амура на север края, в Сахалинскую и Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты Японии, Сингапура, Китая. Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в г. Хабаровске и г.Комсомольске-на-Амуре.

Основным морским портом Хабаровского края является морской торговый порт Ванино. По технической мощности (свыше 10 миллионов т. в год) он занимает третье место среди морских портов Дальнего Востока. Ежегодно порт способен обрабатывать около 1700 морских судов и 70— 80 тысяч вагонов. Круглогодичная работа порта обеспечивается ледокольным флотом. Кроме Ванино имеются морские порты в г. Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, а также портопункты в г. Охотск, пос. Мыс Лазарева и Де-Кастри.

Международный аэропорт в Хабаровске является крупнейшей воздушной гаванью на Дальнем Востоке и способен принимать воздушные суда всех типов. Авиамаршрутами Хабаровск связан более чем с 40 городами РФ и стран СНГ, а также аэропортами Японии (Ниигата, Аомори), КНР (Харбин, Шеньян и др.), Ю.Кореи (Сеул), Сингапура. Особое значение аэропорт имеет как пункт пересечения 2-х мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Северную Америку со странами АТР и Японию с Европой.

Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием — 4,5 тысячи км. Главные автомобильные дороги:

-       дороги федерального значения «Амур» (Чита—Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), «Уссури» (Хабаровск—Владивосток) и "Восток" (Хабаровск-Находка);

-       дороги регионального значения Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре; Селихино-Николаевск-на-Амуре; Ванино-Лидога и другие.

В условиях, складывающихся на транспортном рынке региона, значительный положительный эффект, повышающий роль транспорта в экономике, может быть получен при соблюдении двух условий[2]:

-       снижение стоимости и повышение коньюнктуры транспортных услуг на внутреннем и внешнем товарных рынках региона;

-       продажа транспортных услуг на мировом рынке за счет привлечения зарубежных транзитных грузопотоков.

В этом случае возрастет привлекательность транспортных путей Дальнего Востока как для российских производителей, так и для иностранных транспортных компаний.


3. Анализ внешней среды предприятия

3.1 Анализ макроокружения

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микросреда или непосредственное окружение и макросреда[3].

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. Хотя степень влияния состояния макроокруже­ния на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом орга­низаций.

3.1.1. Экономическая компонента

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ре­сурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важ­ным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового нацио­нального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, про­центной ставки, производительности труда, норм налогообложе­ния, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добывае­мые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конку­рентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показа­телей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с дру­гой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.

Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую оче­редь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конку­ренции и уровень деловой привлекательности.

3.1.2 Правовая компонента

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение зако­нов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность опреде­лить для себя допустимые границы действий во взаимоотно­шениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регу­лирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты пра­вовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

При изучении правовой компоненты макроокружения стратеги­ческое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за де­ятельностью правовой системы общества. Очень важными являют­ся выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм.

3.1.3 Политическая компонента

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отноше­нии развития общества и о средствах, с помощью которых госу­дарство намерено проводить в жизнь свою политику[4]. Изучение по­литической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные пар­тийные структуры, какие группы лоббирования существуют в орга­нах государственной власти, как правительство относится к различ­ным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результа­те принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономи­ческие процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику пра­вительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественно­го недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

3.1.4 Социальная компонента

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качест­ву жизни, как существующие в обществе обычаи и верова­ния, как разделяемые людьми ценности, как демографи­ческая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность со­циальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных про­цессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают воздействие, как на вход организации, так и на ее выход. Именно эта компонента оказывает наибольшее влия­ние на формирование потребительских предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина потребительско­го спроса, а следовательно, и возможность фирмы реализовать свою продукцию.

3.1.5 Технологическая компонента

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно уви­деть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствова­ния производимой продукции и для модернизации техноло­гии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открываю­щиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осу­ществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с мо­дернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.

Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что необходимо вовремя начать использование новых технологических достижений, но также и в связи с тем, что органи­зация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от ис­пользуемой технологии. Это означает, что процесс изучения техно­логической компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться слишком долго с использованием когда-то передовой технологии и с производством когда-то нового продукта.

3.1.6 Технология анализа изучения отдельных компонент

Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое — это то, что все компоненты макро окружения сильно влияют друг на друга. Из­менения в одной из компонент обязательно приводят, к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частнос­ти, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считает­ся, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макро­окружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

3.1.7 Система отслеживания внешней среды

Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются: анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; изучение мнения сотрудников организации; проведение собраний и обсуждений внутри организации.[5]

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывает сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дет необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

 

3.2 Анализ непосредственного окружения

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

3.2.1 Анализ потребителей

Анализ потребителей как компоненты непосредственного окруже­ния организации в первую очередь имеет своей задачей составле­ние профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организа­цией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупате­лями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной орга­низации, насколько можно расширить круг потенциальных покупа­телей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим ха­рактеристикам: географическое местоположение; демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); отношение покупателя к продукту (почему он покупает дан­ный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оце­нивает продукт и т.п.)[6].

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора про­давца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе про­давца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу потребителя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся: соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; объем закупок, осуществляемых покупателем; уровень информированности покупателя; наличие замещающих продуктов; стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей сто­имости осуществляемых им закупок, от его ориентации на опреде­ленную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необяза­тельно все три функции выполняет одно и то же лицо.

3.2.2 Анализ поставщиков

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в дея­тельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого ор­ганизацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организа­цию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятель­ность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отноше­ния с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщи­ка зависит от следующих факторов: уровень специализированности поставщика; величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов; степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов; концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами; важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие харак­теристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантия качества поставляемого товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий по­ставки товара.

3.2.3 Анализ конкурентов

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бо­роться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится полу­чить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, за­нимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы[7].

Конкурентная среда формируется не только внутриотрасле­выми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конку­рентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают за­метное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию органи­зации.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому про­игрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие из­держки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или по­мешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздви­гать именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производите­ли замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производя­щих замещающий продукт, организация должна иметь доста­точный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.             

3.2.4 Анализ рынка рабочей силы

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач[8]. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необ­ходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направле­нием изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.


4. Анализ среды непосредственного окружения на ОАО «Восток»

4.1 Описание предприятия

ОАО «Восток» - это автотранспортное предприятие, расположенное в городе Хабаровске. Предприятие оказывает транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров в Хабаровском и Приморском крае.

Головной центр компании расположен в городе Хабаровске. Основные филиалы в городах: Владивосток, Находка, Уссурийск, Спасск-Дальний, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджане и др. городах.

Предприятие работает на рынке данных услуг с 1996 года. ОАО «Восток» является подразделением известной авиакомпании «Восток». В 1996 году при авиакомпания решила получать прибыль от оказания наземных транспортных услуг.

За 8 лет своей деятельности организация достигла лидирующих позиций на рынке транспортных услуг Дальнего Востока.

В список основных услуг компании входят следующие виды деятельности:

-              Грузовые автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;

-              Пассажирские автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;

-              Грузопассажирские перевозки внутри городских поселений в городах, с открытыми филиалами компании;

-              Сдача в аренду автотранспорт.

Производственная мощность транспортного предприятия составляет 474 единицы подвижного состава. Из них 106 пассажирских автобусов и 368 средне- и крупногабаритных грузовика.

Необходимо проанализировать внешнюю среду транспортного  предприятия ОАО «Восток».


4.2 Анализ потребителей  

Анализ потребителей – это первый важнейший фактор внешней среды, от которого зависит жизнеспособность компании в целом.

Основными потребителями предприятия являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги

В самой общей классификации структуру потребителей ОАО «Восток» составляют следующие покупатели услуг:

-              Физические лица;

-              Мелкие предприятия розничной торговли;

-              Производственные предприятия (до 50 чел.);

-              Производственные предприятия (до 100 чел.);

-              Крупные предприятия (> 500 чел.).

Доходы предприятия от реализации услуг на городских, пригородных мелких перевозок составили в 2003 году –  914 млн. руб., что не на много меньше того, чем этот же показатель в 2001 году (Табл.1).

Напротив, последнее время возрастает роль дальних перевозок автомобильного транспорта. Так в 2003 доходы предприятия от реализации услуг на дальних перевозок составили 1,5 млн. руб., а в 2001 году. - 817 млн. руб.

Наглядно о структуре потребителей говорят следующие данные:

Таблица 1

Структура потребителей ОАО «Восток»

Потребитель

Доход, млн. руб.

Доход, млн. руб.

 

2001

%

2003

%

Физические лица

124

6

169

7

Мелкие предприятия розничной торговли

228,5

11

241

10

Производственные предприятия (до 50 чел.)

768,5

37

965

40

Производственные предприятия (до 100 чел.)

685,4

33

845

35

Крупные предприятия (> 500 чел.)

270

13

193

8

Итого:

2077

100

2414

100


Таким образом, в структуре потребителей ОАО «Восток» преобладают производственные предприятия среднего масштаба (от 50 до 100 чел.) более крупные предприятия все меньше пользуются спросом автомобильного транспорта. Причем в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля производственных предприятий средних размеров увеличивается а крупных снижается. Также постепенно повышается доля физических лиц, пользующихся транспортными услугами предприятия. Но это в основном за счет увеличения пассажирских перевозок, но не грузовых. В целом потребители предприятия обеспечивают ему рост прибыли на14% в 2003 по сравнению с 2001, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт подвижного состава и, как следствие происходит его сокращение.


4.3 Анализ поставщиков

Следующим важным фактором внешней среды являются поставщики предприятия. Основные поставляемые материалы – это шины, запчасти, дизельное топливо и бензин, а также автобусы и грузовики.

Кроме того, ОАО «Восток» постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратит на это большие суммы денег, в частности: на топливо, электроэнергию, теплоэнергию, резина, смазочные материалы, запасные части, капитальный ремонт, прочие.

Рассмотрим  основных поставщиков ОАО «Восток» (таблица 2.).

Таблица 2

 Поставщики ОАО «Восток».

Услуги

поставщиков

Наименование предприятия

Топливо (бензин, дизельное топливо)

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод;


Автозапчасти  (шины, запчасти, прочие материалы)

Транспортная компания «ДальТранс»;

ОАО «ДальТрансСервис»;

ОАО «АВТОМиГ».

Транспортные средства (грузовики, автобусы)

ОАО «ДальТрансСервис»;

          ОАО «АВТОМиГ»

Прочие

поставщики

ОАО «Мечел» (Владивосток);

Оптовая компания «SDFN» (Владивосток)


Таким образом, основные поставщики материалов, топлива, оборудования находятся в Хабаровске, но также во Владивостоке.

В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов предприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

Структура данных поставщиков меняется очень медленно. Так за 8 лет существования компания, сменила только поставщиков грузовых машин и автозапчастей. Раньше до 2000 года этим занималась только одна компания ОАО «СибТранс», расположенная в Новосибирске и цена была дороже, но в связи с появлением на Дальневосточном рынке автотранспортных товаров и услуг компаний Транспортная компания «ДальТранс»; ОАО «ДальТрансСервис» и ОАО «АВТОМиГ». Возникла реальная возможность повысить прибыль.


4.4 Анализ конкурентов

Конкуренты также является определяющим фактором в деятельности предприятия.

В городе существует множество транспортных предприятий, оказывающих аналогичные услуги. Главными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие ЗАО«АМУР», транспортное предприятие «ТрансСервис», ПАПТ-6 и транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА». В таблице 3 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.

Таблица 3

 Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.

Название транспортного предприятия


Перевозка грузов в пределах Хабаровска, 1 час/руб.

Перевозка грузов в пределах Хабаровского края, руб.

Перевозка грузов в пределах ДВФО, руб.

ОАО «Восток»

150

200 - 2500

3000 - 20000

Транспортное предприятие «АМУР»

170

180 - 3000

2500 - 40000

Транспортное предприятие «ТрансСервис»

180

180 - 2100

2500 - 18000

ПАПТ-6

180

340 - 4000

3000 - 25000

Транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА».

170

300 - 5000

3500 - 35000


Как видно из таблицы, по основному показателю конкуренции – цене – ОАО «Восток» не является лидером, уступая некоторым конкурентам.

Но по показателю надежности ОАО «Восток» и точности при перевозке грузов, компания признана авторитетной, поэтому спрос на ее услуги не уменьшается. Напротив, многие из конкурентных компаний, например ЗАО «АМУР» совсем недавно на рынке данных услуг, и часто можно слышать жалобы на компанию за срыв поставок и т.п., что приводит к снижению спроса на ее услуги при более низкой средней цене услуг. Таким образом, объемы перевозок ОАО «Восток» превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «АМУР» и транспортное предприятие «ТрансСервис». Поэтому  эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «Восток» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.


4.5 Анализ рабочей силы

К элементам внешней среды предприятия можно отнести и трудовые ресурсы. Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. ОАО «Восток» не является здесь исключением. Вдобавок к этому на предприятии осуществляется нехватка и простых рабочих. Общая численность парка на начало года составила 143 человека, общая укомплектованность – 78,63%.

-       по водителям 79,77%;

-       по рабочим 91,23%.

Укомплектованность на 1 машину:

-       линейных водителей – 1,57 чел.;

-        рабочих – 1,93 чел.

Укомплектованность по водителям снизилась на 0,14 чел., по рабочим возросла на 0,54 чел.

Очень велик оборот кадров; по предприятию он составил 33,01%, по водителям – 32,85%, по ремонтным рабочим – 37,35%. К основным причинам большой текучести кадров, в частности водителей, можно отнести: неудовлетворенность заработной платой; износ подвижного состава и отсутствием запчастей; неудовлетворенность изменением графиков работы.

Уделяется внимание подготовке и повышению квалификации кадров. За прошлый год обучены смежным профессиям – 3 чел., подготовлено и переподготовлено водителей – 3 чел., повысили квалификацию 7 чел.. Также предприятие оплачивает обучение своих работников, в основном руководителей среднего и высшего звеньев, которые в свою очередь будут вынуждены работать на предприятии не менее трех лет. Конечно, такие масштабы обучения и повышения квалификации для такого большого предприятия недостаточны. На предприятии ощущается нехватка дипломированных специалистов, в основном из-за низкой оплаты труда, хотя замещенность ими (специалистами) достаточно велика:

-       всего по предприятию – 90%

-       служба эксплуатации – 91,07%

-       техническая служба – 93,18%

-       экономическая служба – 100%

-       бухгалтерия – 92,86%.

Намечается и ряд положительных тенденций, например: процент замещенности дипломированными специалистами постоянно растет (с 88,37% в прошлом году, до 90% в нынешнем), на предприятие в последние годы начали приходить молодые специалисты, которые закончили соответствующие ВУЗы, повышается заработная плата трудящихся.

На предприятии существует профсоюз, члены которого платят ему взносы в сумме 1% от заработной платы. 75% от полученной суммы остается в профячейке предприятия, а 25% отправляется в вышестоящую организацию. На самом деле профсоюз играет номинальную роль и реально не защищает работников предприятия. Функционирование этой структуры надо совершенствовать. Профсоюзы должны активнее сотрудничать с руководством предприятия и защищать работников по вопросам, связанным с условиями труда, уровнем заработной платы и социальной защиты. Сейчас же острие требований профсоюзов направлено, прежде всего, в сторону правительства.


5. Анализ макроокружения ОАО «Восток»

5.1 Анализ технологии в отрасли

Как уже указывалось, сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.

Объем автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. Так, в 2003 году перевезено на 13% грузов меньше, чем в 2002 году. Объем в натуральном выражении составил 3,1 млн. тонн. При этом наблюдается увеличение дальности пробегов автотранспорта. Это отразилось в повышении показателя грузооборота на 11%[9].

Государство несет большие затраты по ремонту действующих автомобильных дорог, а также на содержание автобусных парков государственного и муниципального значения. Указанные затраты в 2002 году возросли на 60%.

Пассажирооборот на междугороднем автомобильном транспорте в 2002 году снизился на 8%, что свидетельствует об ограничении перемещения людей. Население предпочитает летать самолетами и пользоваться судами речного транспорта. Статистические данные это подтверждают.

Автомобильный транспорт характеризуется повышенной степенью опасности. В Хабаровском крае в 2002 году зарегистрированы 1719 дорожно-транспортных происшествий. При этом погибли 296, ранены 1925 человек. Наметилась тенденция к некоторому уменьшению числа ДТП и количества пострадавших. 

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта.

Таким образом, ОАО «Восток» имеет многие проблемы, связанные с общим уровнем развития технологии в отрасли автомобильного транспорта. Сюда можно включить и качество дорог и технические характеристики автотранспорта, недостаток топлива, материалов, агрегатов и т.п. для нормального стабильного функционирования данной отрасли.


5.2 Анализ экономического состояния региона

Рассмотрим экономическое состояние региона. По итогам работы в I полугодии 2004 года валовой выпуск продукции (работ, услуг) составил 104,1 млрд. рублей, или 102,8% к соответствующему периоду 2003 года. Около 48% валового выпуска приходится на отрасли промышленности.

Объем промышленной продукции составил 41,59 млрд. рублей или 99,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Рост объема промышленного производства наблюдался в черной (133%) и цветной (111,1%) металлургии, лесной, деревообрабатывающей (101,5%), пищевой (127,4%) промышленности.[10]

Основную долю в объеме промышленного производства продолжает составлять машиностроение (26,3%). Удельный вес электроэнергетики составил – 18,1%, пищевой промышленности – 15%, лесной промышленности - 13%, цветной металлургии – 10,8%, черной металлургии - 7,7%. (см. приложение 1.).

Добыча угля в I полугодии составила 1174 тыс.тонн, что на 11,6% ниже соответствующего периода прошлого года, в нефтеперерабатывающей промышленности объем первичной переработки нефти увеличился на 6,3%.

Предприятиями черной металлургии произведено продукции на 3201,4 млн. рублей, индекс физического объема составил 133 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Стабильно ведут добычу рудного золота ЗАО «Многовершиное» (103,7% к соответствующему периоду прошлого года) и ЗАО «Артель старателей «Амур» (105,7%). Охотской горно-геологической компанией ведется реконструкция дробильного отделения золотоизвлекательной фабрики, с начала года добыто 747 кг золота.

Предприятиями лесной отрасли за первое полугодие текущего года вывезено 4066,4 тыс.куб.м древесины, что составило 100,2% к соответствующему периоду 2003 года. Производство пиломатериалов увеличилось на 7,1%.

За I полугодие 2004 года объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности (с учетом рыбной) составил 6213,9 млн. рублей, что выше уровня 2003 года на 27,4%. Темпы роста объемов производства в большинстве подотраслей пищевой промышленности увеличены к уровню прошлого года[11].

Объем вылова рыбы и добычи морепродуктов в I полугодии 2004 года составил 87,8 тыс. тонн или 95% к аналогичному периоду 2003 года.

Объем производства товарной пищевой рыбной продукции за январь-июнь 2004 года составил 83,1 тыс. тонн или 108% к соответствующему периоду 2003 года.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь - июнь текущего года составил 1894 млн. рублей (100,0% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимой оценке).

В I полугодии текущего года оборот розничной торговли составил 21078,6 млн. рублей, что на 9,7 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.

За шесть месяцев текущего года объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 13823,3 млн. рублей, что на 3,3 процента выше соответствующего периода прошлого года.

По итогам за январь-июнь 2004 года грузооборот всех видов транспорта вырос на 9,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе на железнодорожном транспорте прирост составил 9%, на внутреннем водном – 19,1%, воздушном – 9,7%, автомобильном – 9,2%.

Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке за I полугодие текущего года составил 102% к соответствующему периоду прошлого года.

Таким образом, постепенно расширяющаяся экономика Хабаровского края требует и развития транспортной инфраструктуры, в том числе междугороднего транспорта. Такая естественная потребность дает мотивацию и стимул к развитию ОАО «Восток»  г. Хабаровска.


5.3 Анализ политических факторов

К политическим факторам, влияющим на деятельность ОАО «Восток» можно отнести разработку Правительством РФ транспортной стратегии РФ, т.к. государственное регулирование транспортной деятельности является объективной необходимостью. В основу транспортной стратегии положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит.

Транспорт, согласно этой стратегии, будет рассматриваться государством как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт не просто суммой отдельных отраслей, а единым комплексом, который обеспечивает для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект.

Единство государственного управления транспортом предполагает: развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности; развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта; сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта; координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта.[12]

Таким образом, интересы государства в области транспорта существенно влияют на его функционирование, что положительно сказывается на деятельности транспортных предприятий. Для ОАО «Восток» это может означать определенные льготы (налоговые), помощь со стороны государства для стимуляции транспортной отрасли.


5.4 Анализ социокультурной среды и ее влияние на транспортную отрасль

Из краевого бюджета на капитальное строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы в январе-июне 2004 года направлено 1561,1 млн. рублей бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов. Продолжается строительство газопровода «Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1 очередь), онкологического центра по ул. Воронежской в г.Хабаровске (2 очередь), больницы в г.Вяземском (2-я очередь, поликлиника), пристройки к школе № 4 в г. Николаевске-на-Амуре; школы с детским садом-яслями в с. Нижнетамбовское, жилищного комплекса на 300 квартир по пер. Дзержинского в г.Хабаровске, 90 квартирного жилого дома для молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре, реконструкция ЦПКО и набережной в Центральном районе г.Хабаровска.

Среднедушевые доходы в I полугодии 2004 года составили 6635,2 рубля, что на 21,1 процента больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя номинальная заработная плата работников по полному кругу предприятий края за январь-май 2004 года составила 8071,8 рубля - это на 25,0% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Реальная заработная плата за этот период выросла на 10,5%.  (см. приложение 2.). За январь-май т.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в демографическом развитии края прослеживались позитивные сдвиги: рост рождаемости (на 4,8%), сокращение общей смертности (на 2,4%) и уровня естественной убыли населения (на 14,3%). Число умерших превышает число родившихся в 1,5 раза против 1,6 раза в соответствующем периоде 2003 года. Численность занятых в экономике края увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,6 % и составила на конец июня 725 тыс. человек[13]. Таким образом, уровень жизни населения края невысокий, но рост экономических показателей говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с развитием социально-культурной сферы, в том числе и инфраструктуры (транспорта).

Таким образом, состояние социокультурной среды непосредственно может отражаться на состоянии деятельности ОАО «Восток», т.к. население является прямым потребителем услуг предприятия. И ОАО «Восток» заинтересовано, чтобы на них был спрос.  Он возможен, если будут платить заработную плату, если население сможет оплатить услуги компании.







6. Заключение

Подведем итоги выполнения работы. В работе был проведен анализ внешней среды автотранспортного предприятия ОАО «Восток». В процессе анализа внешней среды автотранспортного предприятия ОАО «Восток» были рассмотрены факторы макроокружения и непосредственного (ближайшего) окружения. При этом в ходе работы были достигнуты следующие результаты.

Предприятие ОАО «Восток» имеет многие проблемы, связанные с общим уровнем развития технологии в отрасли автомобильного транспорта. Сюда можно включить и качество дорог и технические характеристики автотранспорта, недостаток топлива, материалов, агрегатов и т.п. для нормального стабильного функционирования данной отрасли.

С другой стороны, постепенно расширяющаяся экономика Хабаровского края требует и развития транспортной инфраструктуры, в том числе междугороднего транспорта – такая естественная потребность дает мотивацию и стимул к развитию ОАО «Восток»  г. Хабаровска. Интересы государства в области транспорта существенно влияют на его функционирование, что положительно сказывается на деятельности транспортных предприятий. Для ОАО «Восток» это может означать определенные льготы (налоговые), помощь со стороны государства для стимуляции транспортной отрасли.

При анализе клиентской базы предприятия было выяснено, что целом потребители предприятия обеспечивают ему рост прибыли на 14% в 2003 по сравнению с 2001, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт подвижного состава и, как следствие происходит его сокращение. Состояние социокультурной среды непосредственно отражается на состоянии деятельности ОАО «Восток», т.к. население является прямым потребителем услуг предприятия. И ОАО «Восток» заинтересовано, чтобы на них был спрос.  Он возможен, если будут платить заработную плату, если население сможет оплатить услуги компании.



Таким образом, для дальнейшего успешного роста предприятию необходимо составить стратегическую программу развития на основе данных анализа внешней среды и с учетом ее динамики.


7. Список литературы

1.           Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1999.

2.           Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Фирма Гардарика, 1996.

3.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

4.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5.           Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995.

6.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.

7.           Дурович А.П. - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 1997.

8.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

9.           Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1999.

10.      Менар К. - Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 1996.

11.      Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003.

12.      Забелин П. В., Анискин Ю. П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. – 1997. - №6 – С. 56-63.

13.      Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.

14.      Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

15.      Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/




[1] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[2] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[3] Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.

[4] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - с.124.

[5] Менар К. - Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 1996. – с. 168.

[6] Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 125.

[7] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. – с.136.

[8] Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1992. – с. 38.

[9] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[10] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

[11] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[12] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[13] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/