Содержание


1. Введение. 3

2. Общая характеристика транспорта Хабаровского края. 4

3. Анализ внешней среды организации. 6

4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «Грузовосток-сервис». 14

4.1 Анализ потребителей. 14

4.2 Анализ поставщиков. 14

4.3 Анализ конкурентов. 15

4.4 Анализ привлекательности рынка. 15

5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «Грузовосток-сервис». 16

5.1 Анализ технологии в отрасли. 16

5.2 Анализ экономического состояния региона. 17

5.3 Анализ политических факторов. 19

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль  20

Заключение. 23

Список литературы.. 25

Приложение. 26


1. Введение


Транспорт является важным связующим звеном в эконо­мике любого региона, без которого невозможно нор­мальное функционирование ни одной отрасли хозяйства. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транс­портного комплекса.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Таким образом, целью данной работы является анализ внешней среды транспортного предприятия.

В связи с этим для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Охарактеризовать  транспортную систему Хабаровского края;

-       Раскрыть сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Рассмотреть среду прямого воздействия на транспортном предприятии;

-       Рассмотреть среду косвенного воздействия.

2. Общая характеристика транспорта Хабаровского края


За период реформ произошло значительное снижение физических объемов грузоперевозок на всех видах транспорта. Главной причиной сокращения транспортировки грузов является снижение платежеспособного спроса на транспортные услуги, особенно внутри края, в связи с общим спадом производства. Однако за последние два года наметилась устойчивая тенденция к росту объемов перевозок, что обусловлено общим улучшением экономической ситуации в стране.

Особо показательным явился 2002 год, когда коммерческий грузооборот транспорта Хабаровского края вырос на 36%, составив 40,1 млн. т-км. В основном, рост обусловлен стабильной работой железнодорожного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок грузов составила 59%. Объем погрузки за год по краю увеличился на 29%. Основной рост обусловлен увеличением производства лесных материалов, нефтепродуктов и угля[1].

В работе будет проанализирована внешняя среда транспортного  предприятия ОАО «Грузовосток-сервис».  ОАО «Грузовосток-сервис» - автотранспортное предприятия оказывающее транспортные услуги физическим и юридическим лицам по перевозке грузов как на ближние так и на дальние расстояния в пределах сибирского региона.  Предприятие начало свою деятельность  1993 году.

Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:

городские и пригородные перевозки грузов;

междугородние и международные перевозки грузов;

оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организациям и населению;

ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

осуществление охранной деятельности по охране собственности юридических и физических лиц на платной стоянке.

Общество является собственником:

имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем;

продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или иной деятельности;

получение доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 150 единиц подвижного состава.

ОАО «Грузовосток-сервис» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га — территория общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые помещения следующей площадью:

-         производственные здания — 14 407 м2;

-         административные здания — 1 556 м2;

-         складские помещения  1 085 м2.

Подвижной состав предприятия на 01.01.2000 года насчитывает 271 единицу, в том числе:

а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц;

б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках — 35 единиц;

в) автомобили хозпарка — 19 единиц;

г) прицепы — 91 единица;

д) полуприцепы — 39 единиц.

На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей: МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.

Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет ОАО «Грузовосток-сервис», распространяется, прежде всего, на следующие районы Дальнего востока – Приморский край, Хабаровский край, Амурская область; республика Саха-Якутия; Еврейский автономная область[2].

Причина, по которой возникла необходимость проведения анализа внешней среды заключается в отсутствии капитального ремонта подвижного состава и, как следствие: сокращение его численности.

В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 13 грузовиков марки «КамАЗ-5320»; 3 автобуса марки Икарус-280; 2 газели.


3. Анализ внешней среды организации


Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

 - микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

 - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

 Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как[3]:

·        значение внешней среды для управления;

·        определение внешней среды;

·        взаимосвязь факторов внешней среды;

·        сложность внешней среды;

·        подвижность внешней среды;

·        неопределенность внешней среды;

·        среда прямого воздействия;

·        среда косвенного воздействия;

·        международное окружение.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. 

При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

Среда классифицируется:

1.     Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).

2.     Среда косвенного воздействия (макроокружение).

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).

К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[4]:

  – вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);

  – потребители товара;

  – конкуренты;

  – контактные аудитории;

  – маркетинговые посредники;

  – законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.



Потребитель                          Конкуренция



         Организация



Законодательство                           Поставщики


                                                                               Профсоюзы

                                                                                   

“Прямое воздействие”




Научно-технический                      Политические

прогресс                                   факторы



Организация



Состояние экономики                                Международные

события

Социально-культурный

      фактор

                                                                         “Косвенное воздействие”

Свойства внешней среды:

1.     Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого конкретного фактора степень достоверности информации различна).

2.     Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора происходит изменение других, притом в разной степени).

3.     Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии[5].

Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию и обеспечения надёжности работы предприятия состоит в разделении внешних факторов на две основные группы. Здесь мы будем различать силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне.

Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идёт о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

К примеру, на фирму «Дженерал Моторс» напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов – фирм «Форд», «Тойота» и «Крайслер». «Дженерал Моторс» должна реагировать на все эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе. В то же время такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее.

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, и, в то же время, связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности, неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа[6]:

·                    анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.

·                    анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда (см.. Приложение 1).

  Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.

Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты[7].

4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «Грузовосток-сервис»

4.1 Анализ потребителей


При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Грузовосток-сервис» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее.  Основными потребителями являются юридические лица, на долю же физических лиц, пользующихся услугами ОАО «Грузовосток-сервис» не приходится и 4% от общего объема оказанных услуг.

Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины из всех предлагаемых услуг оказываются не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% транспортных перевозок было реализовано в Хабаровском крае и 54% за ее пределами).

С 2002 года наблюдается рост потребления услуг ОАО «Грузовосток-сервис» за пределами Хабаровского края. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать отрицательным фактором, так как прекращается взаимодействие с регионами РФ, значительно удаленными от Хабаровского края.

4.2 Анализ поставщиков


Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Грузовосток-сервис». Наиболее важные источники «сырья» для оказания основных видов услуг (транспортные перевозки) на ОАО «Грузовосток-сервис» приходится закупать от части за пределами региона, что приводит к повышению цен на услуги из-за высоких транспортных расходов. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков оборудования.


4.3 Анализ конкурентов


Преимущества ОАО «Грузовосток-сервис» перед другими компаниями очевидны. Это опыт работы на рынке услуг, сформировавшаяся команда специалистов, гибкий подход к нуждам клиентов, а главное, лучшее сочетание цена-качество.

Компания работает с клиентами независимо от формы их собственности и способа оплаты услуг.

ОАО «Грузовосток-сервис» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью услуг по сравнению с конкурентами, так как приходится завозить материалы из других регионов, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым услугам по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2000 года 1580 рублей, тогда как у других транспортных предприятий, предоставляющих аналогичные услуги затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «Грузовосток-сервис» поддерживать цены на конкурентном уровне.


4.4 Анализ привлекательности рынка


В настоящее время ключевым фактором успешной работы на рынке транспортных услуг становится оперативное и адекватное принятие эффективных стратегических решений. Как показывает практика, в стремлении усовершенствовать процессы управления предприятием на рынке транспортных услуг столкнулся с труднопреодолимым препятствием - огромным объемом и высокой сложностью получения, оценки на достоверность, полноту и непротиворечивость данных, содержащихся в разнообразных оперативных, производственных и внешних информационных системах. Сделать информацию доступной более широкому кругу специалистов для осуществления многомерного экономического анализа, прогнозирования и выработки эффективных управленческих решений - одна из наиболее серьезных задач стоящих сегодня перед профессионалами отрасли в области информационных технологий.

При оценке привлекательности отрасли следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась транспортная (10 место) составляющая. Это не случайно, так как территория области характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью.


5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «Грузовосток-сервис»

5.1 Анализ технологии в отрасли


Сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.

Объем автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. Так, в 1999 году перевезено на 13% грузов меньше, чем в 1998 году. Объем в натуральном выражении составил 3,1 млн. тонн. При этом наблюдается увеличение дальности пробегов автотранспорта. Это отразилось в повышении показателя грузооборота на 11%[8].

Государство несет большие затраты по ремонту действующих автомобильных дорог, а также на содержание автобусных парков государственного и муниципального значения. Указанные затраты в 1999 году возросли на 60%.

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта.

Таким образом, предприятие ОАО «Грузовосток-сервис» имеет многие проблемы, связанные с общим уровнем развития технологии в отрасли автомобильного транспорта. Сюда можно включить и качество дорог и технические характеристики автотранспорта, недостаток топлива, материалов, агрегатов и т.п. для нормального стабильного функционирования данной отрасли.


5.2 Анализ экономического состояния региона


Рассмотрим экономическое состояние региона. По итогам работы в I полугодии 2004 года валовый выпуск продукции (работ, услуг) составил 104,1 млрд. рублей, или 102,8% к соответствующему периоду 2003 года. Около 48% валового выпуска приходится на отрасли промышленности.

Объем промышленной продукции составил 41,59 млрд. рублей или 99,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Рост объема промышленного производства наблюдался в черной (133%) и цветной (111,1%) металлургии, лесной, деревообрабатывающей (101,5%), пищевой (127,4%) промышленности.

Основную долю в объеме промышленного производства продолжает составлять машиностроение (26,3%). Удельный вес электроэнергетики составил – 18,1%, пищевой промышленности – 15%, лесной промышленности - 13%, цветной металлургии – 10,8%, черной металлургии - 7,7%.

Добыча угля в I полугодии составила 1174 тыс.тонн, что на 11,6% ниже соответствующего периода прошлого года, в нефтеперерабатывающей промышленности объем первичной переработки нефти увеличился на 6,3%.

Предприятиями черной металлургии произведено продукции на 3201,4 млн. рублей, индекс физического объема составил 133 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Стабильно ведут добычу рудного золота ЗАО «Многовершиное» (103,7% к соответствующему периоду прошлого года) и ЗАО «Артель старателей «Амур» (105,7%). Охотской горно-геологической компанией ведется реконструкция дробильного отделения золотоизвлекательной фабрики, с начала года добыто 747 кг золота.

Предприятиями лесной отрасли за первое полугодие текущего года вывезено 4066,4 тыс.куб.м древесины, что составило 100,2% к соответствующему периоду 2003 года. Производство пиломатериалов увеличилось на 7,1%.

За I полугодие 2004 года объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности (с учетом рыбной) составил 6213,9 млн. рублей, что выше уровня 2003 года на 27,4%. Темпы роста объемов производства в большинстве подотраслей пищевой промышленности увеличены к уровню прошлого года[9].

Объем вылова рыбы и добычи морепродуктов в I полугодии 2004 года составил 87,8 тыс. тонн или 95% к аналогичному периоду 2003 года.

Объем производства товарной пищевой рыбной продукции за январь-июнь 2004 года составил 83,1 тыс. тонн или 108% к соответствующему периоду 2003 года.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь - июнь текущего года составил 1894 млн. рублей (100,0% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимой оценке).

В I полугодии текущего года оборот розничной торговли составил 21078,6 млн. рублей, что на 9,7 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.

По итогам за январь-июнь 2004 года грузооборот всех видов транспорта вырос на 9,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе на железнодорожном транспорте прирост составил 9%, на внутреннем водном – 19,1%, воздушном – 9,7%, автомобильном – 9,2%.

Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке за I полугодие текущего года составил 102% к соответствующему периоду прошлого года.

Оптимальное расположение г. Хабаровска на пересечении важнейших транспортных коммуникаций Дальнего Востока является весомой предпосылкой превращения города в центр рыночной инфраструктуры Дальнего востока, центр комплексного обслуживания грузопотоков в соответствии с концепцией развития Хабаровского мультимодального транспортного узла. Именно поэтому транспортная отрасль бизнеса является очень прибыльной в регионе. Таким образом, экономико-географические факторы положительно влияют на деятельность ОАО «Грузовосток-сервис»[10].


5.3 Анализ политических факторов


Весьма высок уровень политического риска в Хабаровском крае (35 место). И это несмотря на то, что В. Ишаев, судя по десятилетней несменяемости и результатам выборов пользуется безусловной поддержкой избирателей, что является главным политическим критерием для инвестора. Минимальный политический риск имеют Татарстан и Орловская область с их бессменными руководителями Шаймиевым и Строевым. Но применительно к Хабаровскому краю несменяемость регионального лидера, похоже, противопоказана появлению иностранных инвестиций. Очевидно, сказываются и имевшие международный резонанс, "подвиги" губернатора по отношению к иностранным инвесторам. Памятная история с совместным с Японией предприятием "Кияма-Авиа" тому примером

Высокая социальная напряжённость в Хабаровском крае определяет соответствующий уровень социального риска для инвесторов (68 место). По этому показателю недалеко ушли от общероссийского "мальчика для битья" Приморского края (81 место).[11].


5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль


Крайне неблагоприятна социальная среда в регионе. За последние годы Чукотка потеряла 45 процентов населения, Магаданская область - 36, Камчатка - 17, Хабаровский край - 20. (газета "Хабаровские известия" от 27.07.2001 г.).

Общая численность населения в крае к началу 2002 года - 1 млн. 485 тысяч человек (к началу 2001 года - 1 млн. 505 тыс. человек). По сравнению с прошлым 2000 годом она уменьшилась на 15 тысяч человек. Сокращение численности главным образом произошло за счёт естественной убыли населения.

1 199 тыс. человек (80,7%) городские жители и 286,3 тыс. (19,3%) - сельские.

В крае в 2001 году родилось 13,6 тыс. Число умерших составило 21,6 тыс. человек. Смертность превысила рождаемость в 1,6 раз. Ежедневно в крае рождалось 36 человек, а в мир иной отправлялся 61. (Газета "Тихоокеанская звезда", 12.02.2002 г.).

В неестественных причинах смерти вызывает тревогу рост числа умерших от случайного отравления алкоголем (на 53%) и насильственных причин смерти - самоубийств (на 23,8%) и убийств (на 10,9%). (Газета "Тихоокеанская звезда", 8.08.2001 г.).

В середине 2001 года Хабаровский край стал лидером среди других субъектов федерации по темпам роста смертельных отравлений алкоголем. Их число выросло на 86,9%. ("Российская газета", 29.08.2001 г.).

В последние годы в г. Хабаровске наблюдается демографическое старение населения - устойчивый рост доли пожилых людей. В настоящее время в краевом центре проживают 55 тысяч человек, чей возраст уже перевалил за отметку 65 лет, что составляет 9,1 процента от численности жителей города.(по классификации ООН старым называют население, свыше 7 % которого составляют жители в возрасте 65 лет и старше). За пять последних лет число пенсионеров выросло на 6 % и составило 132 тысячи человек. (Газета "Приамурские ведомости" от 27.06.2001 г.).

На каждые 100 вновь зарегистрированных браков в 2001 году приходилось 114 юридически оформленных разводов.

За 2001 год зафиксирован рост младенческой смертности (на 38,6%). Из каждой 1000 родившихся не доживают до одного года 18 младенцев. Из числа детей, умерших в возрасте до 1 года, 48,4% составляют младенцы, умершие на первой недели жизни (0-6 дней). (Газета "Тихоокеанская звезда", 8.08.2001 г.).

Численные потери связаны и с миграционными процессами. В крае сохранилось отрицательное сальдо миграции - более 2 тыс. человек. Наблюдалось сокращение как числа прибывших в край, так и числа выбывших из него, соответственно, объём миграции (сумма прибытий и выбытий) снизился на 10% и составил около 55 тыс. человек. (Газета "Тихоокеанская звезда", 12.02.2002 г.).

Номинальные денежные доходы населения выросли за 2001 год на 28,2%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен), увеличились по сравнению с 2000 годом на 0,3%. (газета "Тихоокеанская звезда", 12.02.2002 г.).

Минимальный прожиточный минимум в четвёртом квартале 2001 года на душу населения в Хабаровском крае установлен в 1969,38 рублей. (Газета "Комсомольская правда - Хабаровск", N 148, 26.10.2001 г.).

Дальневосточный федеральный округ в целом оказался в 2001 году самым неблагополучным в России по численности бедного населения. Бедных людей (таких, у которых денежные доходы ниже прожиточного минимума) в округе оказалось 54,3%. (по России - 40,1%) Хабаровский край по этому показателю отнесён к числу регионов с низкообеспеченным населением (доходы от минимального прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета). (Газета "Труд", 7.02.2002 г.).

Таким образом, ОАО «Грузовосток-сервис» находится в весьма неблагоприятных условиях для дальнейшего развития деятельности предприятия.

Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

·        Охарактеризовать  транспорт Хабаровского края;

·        Раскрыть сущность анализа внешней среды предприятия;

·        Рассмотреть среду прямого воздействия на транспортном предприятии;

·        Рассмотреть среду косвенного воздействия.

По первому вопросу следует отметить, что за период реформ произошло значительное снижение физических объемов грузоперевозок на всех видах транспорта и в качестве объекта исследования было взято транспортное предприятие ОАО «Грузовосток-сервис».

По второму вопросу можно отметит, что при анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

По третьему вопросу можно отметить, что основными потребителями являются юридические лица, на долю же физических лиц, пользующихся услугами ОАО «Грузовосток-сервис» не приходится и 4% от общего объема оказанных услуг. Также следует отметить, что преимущества ОАО «Грузовосток-сервис» перед другими компаниями это опыт работы на рынке услуг, сформировавшаяся команда специалистов, гибкий подход к нуждам клиентов, а главное, лучшее сочетание цена-качество.

По четвертому вопросу можно сказать, что Хабаровский край уже много лет страдает отсутствием здорового инвестиционного климата. Так в 2001 году объём иностранных инвестиций в  край составил всего около 13 миллионов долларов. Причём, по сравнению с прошлым годом, этот показатель снизился почти на 35%. Самым крупным нашим инвестором оказалась маленькая Австрия, вложившая в нашу экономику 6,6 млн. долларов, на втором месте - Япония (5,6 млн. долларов), на третьем - США (444,7 тысяч долларов).  В связи с чем Дальневосточный федеральный округ в целом оказался в 2001 году самым неблагополучным в России по численности бедного населения. Бедных людей (таких, у которых денежные доходы ниже прожиточного минимума) в округе оказалось 54,3%. (по России - 40,1%) Хабаровский край по этому показателю отнесён к числу регионов с низкообеспеченным населением (доходы от минимального прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета).


Список литературы


1.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

2.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.

4.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

5.           Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997.

6.           Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2003.

7.           Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998.

8.           Уткин Э.А. Менедмент. – М.: Экмос, 2001. 

9.           Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №4 – С. 60-70.

10.      Демин Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №7 – С. 34-42.

11.      Край испуганных инвесторов// Хабаровский экспресс,  2002 - №9 – С 12.

12.      Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/


Приложение


Анализ внешних факторов



Факторы

Проявление кризисных факторов

Возможные

последствия


Состояние национальной экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек



Политические факторы

Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д.

Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны




Правовые

факторы

Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы

Повышение предприятия-ми-монополистами доходов за счет повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок



Социальные

факторы

Традиции, жизненные ценности; менталитет административноплановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция



Технологические факторы

Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический уровень

Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень производительности, конкурентоспособности предприятий 

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья, продукции

Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции


 


[1] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

[2] Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[3] Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – с 45.

[4] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998. – с. 410.

[5] Уткин Э.А. Менедмент. – М.: Экмос, 2001.  – с 61


[6] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с 59.


[7] Уткин Э.А. Менедмент. – М.: Экмос, 2001.  – с 66


[8] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[9] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[10] Демин Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №4 – С. 65

[11] Край испуганных инвесторов// Хабаровский экспресс,  2002 - №9 – с 12.