Содержание
1. Введение................................................................................................. 3
2. Краткая характеристика предприятия................................................. 4
3. Функциональная структура информационной системы бухучета...... 5
3.1. Направление информационных потоков....................................... 8
3.2. Подсистемы информационной системы бухучета....................... 10
4. Характеристика средств безопасности в информационной системе. 15
4.1. Что такое система защиты информации? Ошибка! Закладка не определена.
5. Достоинства, недостатки и перспективы развития
информационной системы бухучета предприятия............................. 16
6. Современные компьютерные системы анализа
хозяйственной деятельности предприятия........................................ 18
6.1. 1С: Предприятие 8.0..................................................................... 18
6.2. Программа "БЭСТ-5. КОНТРОЛЛИНГ".................................... 19
7. Заключение.......................................................................................... 20
8. Литература........................................................................................... 21
1. Введение
Капитальное строительство как отрасль материального производства отличается рядом особенностей, вытекающих из характера строительной продукции и процесса строительного производства. Строительное производство характеризуется разнообразием и неподвижностью своей продукции, высокой материало- и трудоемкостью, территориальной разобщенностью объектов строительства, наличием многочисленных взаимосвязанных специальностей и разновидностью труда, необходимостью непрерывного перемещения мобильных средств производства. Многовариантность методов организации строительства и его обслуживания обуславливают возникновение множества оптимизационных задач, решение которых позволяет вскрыть и использовать значительные резервы повышения эффективности строительного производства.
Особенность строительной отрасли налагает определенный отпечаток на ее систему управления. Заранее необходимо согласовать список участников возведения объектов и технологию строительно-монтажных работ, составить календарный план не только на отдельную стройку, но и в целом на строительную организацию, разработать комплектовочные ведомости на материалы, а так же графики движения бригад, составить калькуляции на оплату работ, рассчитать договорную цену строительства и др.
Необходимость разработки планов строительства, сбалансированных с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, требует перехода на их автоматизированное формирование с рассчитанной на ЭВМ потребностью в материально-технических ресурсах, исходя из технологической последовательности выполнения работ и возможностей предприятия.
2. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «Континент» (ООО «ПКФ «Континент» – в дальнейшем Предприятие) создано с целью удовлетворения потребностей населения в различных услугах, товарах, продукции научно-технического назначения.
Предметом деятельности Предприятия являются:
· строительство жилых и нежилых помещений, как для собственных нужд, так и по заказу посторонних организаций;
· проектирование жилых промышленных зданий;
· капитальное строительство объектов социально-культурного назначения;
· и другие.
Предприятие является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать со своим наименованием, необходимые штампы.
Высшим руководящим органом Предприятия является собрание его участников.
Исполнительным органом Предприятия является администрация Предприятия, возглавляемая его директором. Полномочия трудового коллектива Предприятия реализуются общим собранием и его выборным органом. Отношения между участниками Предприятия и трудовым коллективом регулируются коллективным договором. Организационно-производственная структура приведена на рисунке 1.
3. Функциональная структура информационной системы бухучета
В деятельности предприятия информация необходима для:
· координации управленческих решений по взаимодействию с внешней средой;
· обеспечению внутрифирменных потоков материалов, сырья, готовой продукции.
Кроме этого важное значение имеет информация для проведения мероприятий, снижающих издержки производства и повышающие его эффективность. Сюда входят, например, показатели отклонения в ходе производства от плановых заданий, требующие принятия оперативных решений. Эти данные служат основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия необходимых управленческих решений. Для каждого управленческого звена существует своя конкретная информация.
Поэтому к аналитической информации предъявляются достаточно жесткие требования:
· краткость, четкость формулировок, своевременность поступления и репродукции выводов;
· удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
· точность и достоверность;
· правильный отбор первичных сведений;
· оптимальность систематизации;
· непрерывность сбора и обработки поступающих сведений.
Разберем подробно информационную систему Производства. Информация, циркулирующая в этой системе, делится на два потока:
· внутрипроизводственная система информации (ВСИ);
· информация, составленная на основе анализа факторов внешней среды (ФВС).
Остановимся на внутрипроизводственной системе информации Предприятия.
Она делится на три основные части:
· организационная;
· научно-техническая;
· интеллектуальная.
Основным в ВСИ является организационный аспект. Организационная информационная система (ОИС) представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации менеджеров разных уровней. ОИС последовательно реализует принципы единства производственного процесса, информационных потоков и организационной структуры путем применения технических средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в сочетании с использованием методов математической статистики и прогнозных моделей.
В производственно-хозяйственном подразделении фирмы обеспечивается обобщение информации, поступающей “снизу-вверх”, а также конкретизация информации “сверху вниз”. Существует классическая схема передачи информации:
· вертикальный (передача информации между уровнями управления) информационный уровень (конкретизация информации 30-40%);
· горизонтальный (передача информации в пределах одного уровня) информационный уровень (конкретизация информации 70-80%).
Очевидно, что эта схема не совершенна, т.к. при вертикальной обратимости информации, она теряет в своей массе до 60-70%, а при горизонтальной только 20-30%. При этом, лидер (управляющий) получает 25-20% информации “снизу” достаточно надежной.
Это связано с тем, что при вертикальной передаче информации “снизу-вверх” информация сжимается, от уровня к уровню, она претерпевает изменения и потери. При большом количестве уровней передачи, первоначальная информация может полностью измениться.
Изменения вызваны необходимостью уплотнения и обработки информации, но при отсутствии единой внутрифирменной методики обработки и проверки достоверности полученной информации, наверх поступает совсем не та информация которая необходима.
При передаче информации “сверху-вниз” информация дополняется, расширяется и также подвергается обработке в виде выделения существенных потоков для пользователей. При этом она прибретает избыточность, что также не способствует выработке правильных управленческих решений.
Поэтому Предприятие переходит на новую информационную схему. Суть этой схемы заключается в выделении специального информационного менеджера, сокращении управленческо-информационных уровней и расширения горизонтальных информационных структур. Менеджер централизует у себя всю поступающую информацию и распределяет ее по пользователям структуры, выполняя при этом функции информационного координатора и администратора (в больших структурах роль менеджера выполняет специальная информационно-аналитическая служба, которая организует и координирует циркулирующие потоки внешней и внутренней информации, подвергает их обработке и анализу).
Надежность этой информационной схемы составляет 90-100% в обоих уровнях.
Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации, обработки, накопления и передачи. Поэтому в 90-е годы многие предприятия перешли к внедрению у себя локальных информационных систем на базе персональных компьютеров и мини-ЭВМ. Это позволило:
· сэкономить управленческие и накладные расходы;
· значительно повысить результативность проектно-конструкторских работ;
· обеспечить эффективное внутрифирменное планирование.
Все это возможно только при использовании оперативной и достоверной информации, а также при качественном внутрифирменном планировании и прогнозировании.
3.1. Направление информационных потоков
Элементарными потоками информационной системы, кроме экономической и социальной, являются научно-техническая и маркетинговая информация.
Научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своего Предприятия и конкурентов играет существенную роль в принятии решений. Это непрерывно пополняемый фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которой обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.
Для сбора научно-технической информации существует много способов, в том числе и обязательные семинары, конкурсы, выставки, презентации и т.д., обучающие работников компании и рассказывающие о ее деятельности, а так же выявляющие достойных кандидатов (как внутри фирмы, так и за ее пределами). Система таких семинаров и прочих научных обменов является очень эффективной, так как позволяет получить необходимые сведения из первоисточников с необходимой обработкой и коэффициентом сжатия.
К информации, составленной на основе опережающего анализа факторов внешней среды относится маркетинговая информация.
Сбор данных - это лишь первый шаг маркетингового исследования. Данные должны быть категорированы и систематизированы - тогда из них получается конструктивная информация, и эта информация действительно будет представлять ценность только в том случае, если из нее сделаны выводы, соотнесенные с целями компании.
Одна из проблем, с которыми часто сталкиваются маркетологи - это избыток информации. Ее так много, что переварить всю становится невозможно и она остается невостребованной. В конце концов, маркетолог вынужден выбирать данные бессистемно, чтобы как-то завершить эту работу. Кроме того, маркетинговая информация быстро устаревает, и становится бесполезной, поскольку не поддерживает перспективную ситуацию. Если одна и та же информация получена из 3-х и более источников, это означает, что на ее сбор потрачено по меньшей мере вдвое больше усилий и средств, чем это было необходимо.
Возможно, здесь самым надежным показателем успеха бизнесмена является прибыль, которая должна быть получена только в том случае, если компания точно определила рыночные возможности и сумела избежать провала. Затраты в 10% (и выше) от суммы определенной на разработку нового товара на маркетинговые исследования, показывает значимость маркетинговой информации в снижении фактора риска, особенно при игре на опережение по качеству. Здесь очень большое значение имеет временной фактор как ограничитель потенциальной прибыльности проекта.
Сбор информации может проводиться двумя способами:
· опрос (опросы дают информацию о рынке, для чего требуется, чтобы определенные группы людей ответили на поставленные вопросы);
· наблюдение (наблюдение опирается на те данные, которые получены путем проведения собственных исследований).
Но основная часть полезных исследований проводится в офисе компании с помощью анализа существующего документооборота: статистики, различных отчетов, газет и т.п. Информация, содержащаяся этих источниках, может оказаться весьма полезной в сочетании с собственной информацией компании об объемах продаж, а также с другими внутренними источниками.
Это особенно актуально в многоуровневых системах. Большое количество уровней управления и широта одного уровня приводят к тому, что маркетинговая информация должна обеспечивать более быстрое принятие решений и высокую эффективность этих решений. В многоуровневом маркетинге прибыльность обеспечивается экономией средств, особенно времени - главного носителя информации. При этом категорийность и системность иерархии потребления информации используется по максимуму. Установлено, что снижение затрат на достижение цели при одновременном сокращении сроков на 10-15% и повышение уровня надежности оценки действий на 12-16% в целом дают эффект в денежном выражении до 30%. Если соблюдаются все указанные требования к аналитической информации, то далее результаты растут геометрически, так как здесь действует мультиэффект от структуры построения процесса.
3.2. Подсистемы информационной системы бухучета
Управление производством. Подсистема управления производством предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством.
Функциональные возможности подсистемы могут использоваться сотрудниками планово-экономического отдела, производственных цехов, производственно-диспетчерского отдела и других производственных подразделений.
Планирование производства. Подсистема предназначена для среднесрочного и долгосрочного планирования производства и потребности в ресурсах, а также для проведения план-фактного анализа исполнения планов производства. При планировании производства обеспечивается возможность учета многих параметров, контроля исполнимости и отслеживания выполнения плана на различных этапах в нескольких разрезах одновременно:
Формирование укрупненного плана производства. На основе сформированных в подсистеме "Управление продажами" планов продаж осуществляется формирование предполагаемых объемов производства в разрезе номенклатурных групп (и, при необходимости, отдельных позиций номенклатуры). Проводится выявление различий между укрупненными и уточненными планами, пакетом распланированных сменно-суточных заданий, данными фактического производства. Осуществляется формирование заданий на производство, контроль их исполнения и оценка отставания производства.
Планирование потребности в ресурсах. Возможно формирование таблиц потребления и доступности основных (ключевых) видов ресурсов при производстве номенклатурных групп и отдельных видов номенклатуры. Осуществляется контроль укрупненного плана производства на соответствие ограничивающим факторам, например, сводной доступности основных (ключевых) видов ресурсов; Ведется учет доступности ключевых ресурсов.
Посменное планирование производства. Подсистема предназначена для планирования производства в краткосрочном периоде в разрезе отдельных номенклатурных позиций, а также для проведения план-фактного анализа исполнения планов производства производственно-диспетчерским отделом. В данной подсистеме формируется детальный посменный график производства и потребления, проводится оценка его исполнимости с учетом запланированной загрузки ресурсов.
Формирование посменного плана производства. Формирование плана производства, уточненного до отдельных номенклатурных позиций с расчетом точных сроков производства; определение точек разрыва процедур разузлования в технологическом дереве производства для всех изделий, планируемых в режиме "сборка на заказ"; формирование графика загрузки производственных мощностей и потребности производства в сырье и комплектующих; формирование графика финальной сборки с уточнением сроков производства.
Определение доступных мощностей ресурсов. Ведение списка рабочих центров и технологических операций; поддержка календарей доступности отдельных рабочих центров и ввод доступности ресурсов по данным календарям; объединение рабочих центров в группы с заданием приоритетов для планирования; расчет загрузки рабочих центров в ходе определения графика потребностей в материалах.
Контроль исполнения. Формирование плана-графика потребностей производства; формирование заданий на производство, сменно-суточных заданий; план-фактный анализ хода производства, контроль и анализ отклонений.
Управление затратами и расчет себестоимости. Одним из важнейших факторов в конкурентной борьбе является снижение себестоимости продукции, управление затратами. Наличие системы управленческого учета, отражающей реальную производственную себестоимость, позволяет предприятию выработать эффективные меры по снижению издержек производства и себестоимости продукции, повысить рентабельность бизнеса.
Управление данными об изделиях. Важным инструментом управления производством является управление данными о составе продукции и полуфабрикатов, маршрутах прохождения изделий по производственным подразделениям и складам.
Управление основными средствами и ремонтами. Выполнение производственной программы в срок и оптимальное использование ресурсов возможно при качественном планировании технического обслуживания и ремонта основных средств (ОС) предприятия. Используя возможности подсистемы управления ремонтами, предприятия могут осуществлять планирование и учет деятельности по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования. Подсистема позволяет получать детальную информацию о состоянии основных средств, анализировать степень их износа и отслеживать выполнение работ по обслуживанию оборудования.
Управление финансами. Организация эффективного управления финансами – одна из наиболее приоритетных задач любого предприятия. Наличие системы управления финансами, ориентированной на комплексное решение задач учета, контроля и планирования доходов и затрат, позволяет предприятию эффективно использовать собственные средства и привлеченные инвестиции, повысить в целом управляемость бизнеса, его рентабельность и конкурентоспособность.
Управление денежными средствами. Подсистема управления денежными средствами (казначейство) выполняет следующие функции, необходимые для эффективного управления движением денежных средств на предприятии, контролем над осуществляемыми платежами.
Управление взаиморасчетами. Подсистема управления взаиморасчетами может использоваться в финансовых, снабженческих и сбытовых структурах предприятия, позволяя оптимизировать финансовые и материальные потоки. Использование подсистемы позволяет анализировать изменение задолженности во времени и оперирует двумя видами задолженности – фактической и прогнозируемой (отложенной).
Бухгалтерский учет. Возможности ведения бухгалтерского учета, реализованные в системе, призваны обеспечить полное соответствие как российскому законодательству, так и потребностям реального бизнеса. Подсистема бухгалтерского учета обеспечивает ведение учета в соответствии с российским законодательством по всем участкам учета, в том числе:
· Операции по банку и кассе;
· Основные средства и нематериальные активы;
· Учет материалов, товаров, продукции;
· Учет затрат и расчет себестоимости;
· Валютные операции;
· Расчеты с организациями;
· Расчеты с подотчетными лицами;
· Расчеты с персоналом по оплате труда;
· Расчеты с бюджетом.
Управление персоналом и расчет зарплаты. Сегодня все больше предприятий осознает важность построения системы эффективного управления персоналом, так как квалифицированные, инициативные и лояльные сотрудники способны существенно повысить эффективность работы предприятия. Управление данными о сотнях и тысячах сотрудников, проведение мероприятий по подбору и обучению персонала, оценки квалификации производственного и управленческого состава, требует применения программных продуктов, позволяющих эффективно планировать и осуществлять кадровую политику предприятия.
Сотрудники отдела кадров, отдела организации труда и занятости и бухгалтерии могут использовать подсистему управления персоналом в едином информационном пространстве для ежедневной работы. Подсистема предназначена для информационной поддержки кадровой политики компании и автоматизации расчетов с персоналом.
Подбор кадров. Подсистема обеспечения бизнеса кадрами предназначена для документирования и автоматизации процесса подбора и оценки кандидатов, проводимой отделом кадров.
Кадровый учет и анализ кадрового состава. Подсистема учета кадров компании обеспечивает хранение разнообразной информации о работниках.
Ведение регламентированного кадрового документооборота. Подсистема регламентированного документооборота позволяет автоматизировать кадровые операции в соответствии с действующими нормативными документами.
Расчет зарплаты. На производственном предприятии важным аспектом управления бизнесом является построение системы мотивации рабочих, ориентированной на увеличение объема выпускаемой с надлежащим уровнем качества продукции, предусматривающей заинтересованность персонала в повышении квалификации. Подсистема позволяет автоматизировать весь комплекс расчетов с персоналом, начиная от ввода документов о фактической выработке, оплаты больничных листов и отпусков, вплоть до формирования документов на выплату зарплаты и отчетности в государственные надзорные органы. Результаты расчета заработной платы отражаются в управленческом, бухгалтерском, налоговом учете с необходимой степенью детализации.
Интеграция с другими системами. Конфигурация "Управление производственным предприятием" рассчитана на широкую интеграцию практически с любыми внешними программами (например, технологическая подготовка производства, система "клиент-банк") и оборудованием (например, контрольно-измерительные приборы или складские терминалы сбора данных) на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных.
4. Характеристика средств безопасности в информационной системе
По сути, внутрикорпоративная информация – это нематериальные активы компании, требующие соответствующего обращения. Поэтому защита информации становится жизненно важной функцией любой информационной системы, в том числе и бухгалтерской. При этом нужно четко осознавать, что основная опасность исходит не от атак из Internet, а от действий неподготовленных пользователей внутри компании (например, ошибочное удаление результатов труда целого отдела, потеря данных из-за некорректной работы и т.д.).
Современная система защиты, соответствующая требованиям информационной безопасности, предполагает учет всех факторов риска (угроз) в сочетании с комплексным применением различных методов и средств защиты.
Комплекс обеспечения защиты информационной системы компании, как правило, должен включать:
· Систему защиты от несанкционированного доступа на автономных компьютерах и рабочих станциях в локальной сети компании.
· Систему защиты информации от несанкционированного доступа из сети Internet.
· Систему защиты информации от несанкционированного доступа к отдельным программным приложениям.
· Систему мониторинга и управления правами пользователей.
· Систему обеспечения безопасности при обработке конфиденциальной информации.
· Систему криптографической защиты информации.
· Систему анализа защищенности и обнаружения атак.
· Антивирусные средства защиты.
5. Достоинства, недостатки и перспективы развития информационной системы бухучета предприятия
В мире произошла информационная революция, которая радикально должна была бы повлиять на учет.
Все это как нельзя лучше характеризует современное состояние теории и методологии бухгалтерского учета, где за отсутствием иного, достаточно развитого теоретически подхода, преобладает позитивистская, англо-американская школа бухгалтерского учета, ориентированная в основном на здравый смысл и практический опыт.
Как известно, бухгалтерский учет в любой его системе решает две основные задачи:
а) изображение или моделирование учетных событий (ситуаций) средствами языка бухгалтерских проводок с целью формирования первичной учетной информации;
б) преобразование первичной информации в сводные бухгалтерские отчеты.
Первая задача, результатом которой является формирование первичной учетной информации, решается ситуативно, а потому имеет своим результатом многообразие ситуационных моделей, сформулированных в терминах используемого для этих целей языка бухгалтерских проводок. Несмотря на известную регламентацию, одна и та же ситуация, как известно, может быть отражена различными группами взаимосвязанных проводок в зависимости от используемых для этих целей счетов, принятой учетной политики, а также других факторов, влияющих на принятие решений по конкретному изображению данной ситуации или учетного события.
С другой стороны, вторая задача — формирование сводных бухгалтерских отчетов заданной структуры на основе одного и того же множества бухгалтерских проводок, решается или должна решаться всегда однозначно, поскольку это отображение детерминировано самой технологией учета, независимо от формы ее реализации.
С помощью оригинальной информационной технологии бухгалтерского учета, по существу, происходит моделирование двусторонних экономических отношений, возникающих между всеми субъектами, попадающих в сферу этих отношений, но “не прямо и непосредственно, а через специально созданные отражающие их изображения, образы или описания” (выделено мной, О.К.). При этом основными инструментами моделирования, создающими указанные изображения, образы или описания, т.е. формы представления бухгалтерской информации, являются уже упомянутые ранее:
а) созданный специально язык бухгалтерских проводок, определенный на его алфавите – плане счетов,
б) учетные процедуры, формирующие сводные бухгалтерские отчеты.
Благодаря этим инструментам бухгалтерский учет и получает ту информацию, в которой отображается — моделируется в балансовых уравнениях динамика и статика имущественного и финансового состояния тех субъектов экономических отношений, которые попадают в сферу его технологии.
Моделирование как метод внутренне присуще именно бухгалтерскому учету, но само это моделирование осуществляется, по сути дела, теми же средствами, что и на практике: идентификация ситуации, запись проводок, формирование таблиц и иллюстрации на числовых примерах.
6. Современные компьютерные системы анализа хозяйственной деятельности предприятия
6.1. 1С: Предприятие 8.0
Программный продукт "1С: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием" представляет собой основную поставку системы "1С: Предприятие 8.0". Продукт включает платформу "1С:Предприятие 8.0", конфигурацию "Управление производственным предприятием", полный комплект документации и лицензию на использование системы "1С:Предприятие 8.0" на одном рабочем месте. Как правило, для автоматизации управления и учета на производственном предприятии организуется несколько рабочих мест, причем, с развитием предприятия обычно увеличивается и число таких рабочих мест. Для использования программного продукта "1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием" на нескольких рабочих местах необходимо иметь соответствующее количество дополнительных многопользовательских лицензий, а для работы варианте клиент-сервер – лицензию на использование сервера "1С:Предприятия 8.0"
Программный продукт "1С: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием для 10 пользователей + клиент-сервер" предоставляет ту же функциональность, но может использоваться на 10 рабочих местах и поддерживать работу с информационной базой в варианте "клиент-сервер" без приобретения дополнительных лицензий. Кроме того, этот продукт комплектуется дополнительными экземплярами описания конфигурации. Такая поставка может быть рекомендована в качестве готового комплекта для небольшого торгово-производственного предприятия, при этом стоимость данной поставки меньше, чем суммарная стоимость основной поставки и соответствующих дополнительных лицензий.
6.2. Программа "БЭСТ-5. КОНТРОЛЛИНГ"
Программа "БЭСТ-5. КОНТРОЛЛИНГ" ориентирована на менеджеров, отвечающих за развитие бизнеса компании, и обеспечивает реализацию следующих основных функций:
· Сбор, обобщение, формализация и консолидация данных управленческого учета;
· Информационная поддержка процесса бюджетирования;
· Информационная поддержка принятия управленческих решений.
Сбор информации осуществляется путем построения модели данных управленческого учета, реализации форм и процедур ввода данных, импорта и трансформации данных из систем бухгалтерского и оперативного учета.
Для поддержки процесса бюджетирования программа дает возможность разработки произвольных форм бюджетов, реализации документооборота по составлению бюджетов, обеспечения контроля исполнения бюджета на всех уровнях, начиная от низовых подразделений и заканчивая предприятием в целом. При этом планироваться могут как финансовые, так и нефинансовые показатели.
Программа обладает средствами многомерного анализа данных, возможностями для контроля деятельности предприятия на основе оценочных карт, а также механизмами расчета основных финансовых показателей.
7. Заключение
В работе было рассмотрено Общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «Континент».
Была дана его краткая характеристика.
Рассматривалась функциональная структура информационной системы бухгалтерского учета, в том числе направления информационных потоков в данной системе и ее подсистемы.
Была рассмотрена характеристика средств безопасности информационной системы и определены функции системы защиты информации.
Также было уделено внимание достоинствам, недостаткам и перспективам развития информационных систем бухгалтерского учета.
В качестве примеров современных компьютерных систем анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия рассматривались программные продукты «!С: Предприятие 8.0» и «БЭСТ-5». Для каждой из систем перечислялись их составляющие и основные назначения.
8. Литература
1. Ильина О.И. Информационные технологии бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2001.
2. Информационные системы в экономике: Учебник. / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Романов А..Н. ,Одинцов Б.Е. Автоматизация аудита. - М.:Аудит,ЮНИТИ, 1999.
4. Романов А..Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. - М.:Аудит, ЮНИТИ, 2000.
5. Патрушина С.М. Информационные системы в бухгалтерском учете. - Москва:ИКЦ «МарТ».Ростов- н./Д:Издательский центр «МарТ», 2003.
6. Подольский В.И., Дик В.В., Уринцев А.И. Информационные системы бухгалтерского учета. - М.:Аудит,ЮНИТИ, 1998.
7. Харитонов С.А. Информационные технологии налогового учета. - М.:АОЗТ «1С», 2002.