СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   НДС и налог на имущество организаций. 4

1.1. Плательщики, льготы, ставки, порядок исчисления, сроки уплаты НДС.. 4

1.2. Плательщики, льготы, ставки, порядок исчисления, сроки уплаты налога на имущество. 12

2.   Сравнение налогов, соответствующих зарубежным налогам. 17

2.1. Налог на добавленную стоимость. 17

2.2. Налог на имущество. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23



ВВЕДЕНИЕ

НДС – это федеральный косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В РФ взыскивается с 1 января 1992 года в соответствии с законом «О налоге на добавленную стоимость». Данный закон дает следующее определение налогу на добавленную стоимость: НДС – это форма взыскания в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на разных стадиях производства и определяется как разница между стоимостью товаров, работ, услуг и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и обращения.

Основная функция НДС – фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

С 2001 года НДС взыскивается по главе 21 Налогового кодекса РФ. С 2001 года и по настоящее время НДС полностью закреплен за федеральным бюджетом.

Налогу на имущество подлежат налогообложению движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Целью работы является изучение особенностей налогообложения добавленной стоимости и имущества в России и за рубежом. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотрение применения в российской практике налога на добавленную стоимость и налога на имущество; изучение налогообложения в части этих налогов в практике зарубежных стран.




1.    НДС и налог на имущество организаций

1.1.         Плательщики, льготы, ставки, порядок исчисления, сроки уплаты НДС

Плательщиками налога являются:

–        российские и иностранные организации;

–        индивидуальные предприниматели;

–        лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможню.

Плательщиками налога не являются лица, переведенные на специальные режимы налогообложения, то есть на упрощенную систему налогообложения; на уплату единого налога на вмененный доход; на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В трех случаях НДС уплачивает не плательщик, а налоговый агент (это лицо, которое удерживает, исчисляет и перечисляет налоги за плательщика):

1.     при аренде муниципального и федерального имущества НДС вносит арендатор;

2.     при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ российской организацией, не зарегистрированной в МНС РФ, НДС уплачивается налоговым агентом – российской организацией покупателем этих товаров (работ, услуг);

3.     при реализации конфискованного или бесхозяйного имущества агентом является организация-конфискант, осуществляющий первичную реализацию этого имущества.[1]

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

С 2001 года плательщики НДС могут освобождаться от обязанностей налогоплательщика. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.

На освобождение не могут претендовать:

–        организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех лет предшествующих последовательных календарных месяцев;

–        организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся ввозом товаров на таможенную территорию РФ.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

–        выписка из бухгалтерского баланса;

–        выписка из книги продаж;

–        копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

–        выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Указанные уведомление и документы представляют не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца превысила 1 млн. рублей, либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, то налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место одно из нарушений, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.[2]

Порядок исчисления НДС

Базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.

Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18 или 10 %). В окончательном виде свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость этих товаров; прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.

По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, реализуется продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения – услуги связи, грузовые транспортные перевозки и др.

По государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим в себя НДС, реализуются отдельные потребительские товары и услуги, оказываемые населению.

Во всех расчетных документах, а также в первичных учетных документах и счетах-фактурах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. Под расчетными документами понимаются поручения, требования, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера.

В расчетных и первичных учетных документах по товарам, освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком указанным выше.

Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих, или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Общая сумма налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной для данного вида товаров, определяемой в соответствии со ст. 160 НК РФ. Если в соответствии с данной статьей налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных по каждой из таких налоговых баз.

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.[3]

Ставки НДС

В соответствии с федеральным законом от 07.07.03 г. № 117-ФЗ внесены поправки в НК РФ, в соответствии с которыми с 2004 года максимальная налоговая ставка по НДС составляет 18 %. Таким образом, в настоящее время предусмотрены три уровня ставок НДС: 0, 10 и 18 %.

Нулевая ставка применяется при реализации:

–        товаров на экспорт (за исключением нефти, газового конденсата, природного газа, экспортируемых в страны СНГ), а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров;

–        припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских судов смешанного плавания (река-море));

–        работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

–        услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории России;

–        работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве;

–        драгоценных металлов Госфонду, драгоценных металлов и камней РФ, Центральному банку РФ;

–        товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования их персонала, включая проживающих с ними членов семей.

Налоговая ставка 10 % применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых содержится в ст. 164 НК РФ, медикаментов, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (кроме рекламного и эротического характера), редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и указанной книжной продукции.

В остальных случаях действует ставка НДС 18 %.[4]

Сроки уплаты НДС

Уплата налога по операциям на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя их фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговом периоде. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики с ежемесячным в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налоговые вычеты по НДС и порядок их исчисления

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК РФ ст. 171 налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1)     товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения;

2)     товаров приобретаемых для перепродажи;

3)     имеется факт оплаты поставщику;

4)     имеется счет-фактура поставщика, установленного образца.

Суммы налога, уплаченные поставщикам за приобретенное для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, на издержки производства и обращения не относятся, а подлежат вычету из общей суммы НДС, исчисленной по операциям, подлежащим налогообложению, за исключением случаев использования их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится вычет налога, уплаченного поставщикам. Также при исчислении НДС налоговому вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, если эти товары приобретены для осуществления производственной деятельности или для перепродажи.

При использовании в расчетах за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги векселей суммы НДС подлежат вычету после оплаты векселей денежными средствами. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, в момент принятия на учет на учет основных средств и нематериальных активов. С 1 января 2001 года суммы НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, уплаченные подрядным организациям, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат вычету после постановки на учет объектов капитального строительства и начисления амортизации.

При осуществлении командировочных расходов у налогоплательщика подлежат вычету суммы налога, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, в т.ч. расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, расходы на наем жилого помещения. При этом необходимо, чтобы сумма НДС была выделена в документах на оплату (проездной билет, приходный кассовый ордер при проживании в гостинице) и представлен счет-фактура. Если предприятия выпускают и реализуют товары, облагаемые НДС по ставкам 10 и 18 %, они должны вести отдельный учет реализации товаров и НДС в разрезе различных ставок.

В случае, если предприятие приобрело материалы для производственных нужд за наличный расчет, в целях подтверждения права на налоговые вычеты необходимо кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС иметь счет-фактуру, оформленный в установленном порядке.

Если в первичных учетных и расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится.

По товарам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на основании льгот, НДС бюджету не предъявляется, а учитывается в их стоимости. Однако если приобретенные товары были частично использованы в производстве товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично – в производстве и реализации необлагаемых НДС товаров, то суммы налога, оплаченные поставщику, подлежат налоговому вычету или учитываются в стоимости товаров пропорционально доле стоимости отгруженных товаров облагаемых и освобождаемых от НДС в общей стоимости товаров, отгруженных за отчетный налоговый период.

В том случае, когда доля товаров, используемых в производстве и (или) реализации товаров, не подлежащих налогообложению, не превышает 5 % в общей стоимости приобретаемых, используемых для производства и реализации товаров, вся сумма НДС, уплаченного поставщикам, подлежит вычету.[5]

1.2.         Плательщики, льготы, ставки, порядок исчисления, сроки уплаты налога на имущество

Плательщиками налога на имущество организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.[6]





Льготы по налогу на имущество

По налогу на имущество предприятий предоставляются следующие льготы (освобождаются от налогообложения):

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

9) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

10) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.;

11) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.


Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Порядок исчисления

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно:

- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),

- в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

- в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

- постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.




Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Порядок и срок уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.[7]



2.    Сравнение налогов, соответствующих зарубежным налогам

2.1.         Налог на добавленную стоимость

За рубежом налог на добавленную стоимость (НДС) рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг.

С точки зрения международных отношений НДС "ориентирован на пункт назначения", то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.

К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, НДС не зависит от числа посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, по мнению западных экспертов, является отличительной чертой "правильного, справедливого" налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.

Нейтральность НДС проявляется и в отношении момента потребления товара или услуги, будь это немедленное или отложенное потребление. Хотя НДС сокращает абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. Другие налоги, как, например, налог на доход, сокращают чистую норму прибыли, поскольку налогом облагается как сумма депозита, так и процент по нему. В этом смысле НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а, следовательно, и экономический рост.[8]

В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

В странах Европейского Союза (ЕС) НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком.

Регулировать воздействие НДС на налогоплательщиков принято за счет введения освобождений от его уплаты, либо обложения по нулевой или по пониженной ставке товаров, потребляемых в основном бедными слоями населения, либо за счет применения повышенной ставки для предметов роскоши, потребляемых богатыми. Этот принцип лежит в основе применения систем нескольких ставок обложения налогом на добавленную стоимость, дифференцированных в зависимости от видов облагаемых товаров и услуг.

Количество ставок НДС в разных странах различное. В большинстве стран, в налоговых системах которых применяются дифференцированные ставки НДС, их три: две ненулевых - базовая и пониженная, плюс нулевая ставка. Ряд товаров и услуг освобождаются от НДС. В то же время в некоторых странах существует единая ненулевая ставка НДС. А, например, в Швеции существуют три ненулевых ставки НДС: 25 %, 12 % и 6 %. По ставке 12 % в Швеции облагаются продажа продуктов питания, услуги гостиниц, пассажирские перевозки, по ставке 6 % - продажа газет и ряд товаров и услуг в сфере культуры. Среди европейских стран именно Швеция и Дания выделяются наиболее высокой базовой ставкой НДС 25 %. Эти страны традиционно характеризуются наиболее тяжелой общей налоговой нагрузкой.

В своих налоговых системах набор из двух ненулевых ставок НДС применяют пять стран: Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия. В этих пяти странах пониженная ставка НДС применяется к товарам и услугам вполне определенных категорий - это продукты питания, лекарственные препараты, газеты, книги, пассажирские перевозки. Однако в отличие от других стран ЕС в Чехии, Словакии, Польше и Венгрии по пониженной ставке облагаются налогом электроснабжение и отопление жилья. В Чехии, Словакии, Румынии по пониженной ставке НДС облагаются объекты нового жилищного строительства, чего нет в странах ЕС. Пониженные ставки НДС в тех же Чехии и Словакии применяются к широкому спектру услуг.

По заключениям западных экспертов, опыт стран ЕС свидетельствует не в пользу увеличения количества ставок НДС, а также освобождения от НДС определенных категорий товаров и услуг. Освобождение от НДС мало что дает в плане сокращения различий в доходах отдельных слоев общества.[9]


2.2.         Налог на имущество

Сравнивая положение с налогообложением имущества в разных странах, в том числе и в России, отметим такую деталь. Практически нигде не существует ясно очерченного объекта налогообложения, нет единого унифицированного подхода к этому налогу. Россия в этом отношении преуспела. Здесь под имуществом понимают более четкие объекты - основные средства.

Принципы налогообложения. Как правило, оценивается рыночная стоимость имущества. Так поступают практически во всех странах, кроме Швеции. Здесь для недвижимости существует иной порядок. Оценивается доход с нее как от капитала - при его продаже или сдаче в аренду. В России для оценки имущества применяется стоимостной подход основанный на прямых затратах.

Ведомственная принадлежность налога. В основном в странах ЕС налоги на недвижимость и имущество относятся к местным налогам и регулируются местным законодательством. В США, Франции и Бельгии налоги на имущество и недвижимость относятся к местным налогам. В Швеции эти налоги устанавливаются из центра и весь сбор идет полностью в центр. В Испании налог на имущество относится к центральным налогам, а налог на недвижимость к местным. В России налог на имущество - это местный налог и весь сбор от него остается на местах.[10]

Определение ставок налога. При определении ставок налога, в большинстве случаев, существует следующая зависимость: ставки налога регулируются на местном уровне, а верхний уровень и кадастровая стоимость - на центральном. В США и Франции ставки устанавливают местные власти. Они же определяют и кадастровую стоимость оцениваемого имущества. В Швеции и Бельгии кадастровая стоимость определяется центральными органами.

В Испании ставка налога на имущество определяется центральными органами, на недвижимость - на местном уровне. Кадастровая стоимость имущества и недвижимости устанавливается на центральном уровне.

В России верхний предел ставки налога на имущество установлен на федеральном уровне, хотя местные власти могут изменять конкретные ставки налога, в установленных пределах, в зависимости от вида деятельности предприятий.

Анализируя сложившееся положение в странах ЕС, сразу замечаем, что неоднозначность налогообложения имущества связана с разным подходом к объекту налогообложения. Это связано с различными правовыми системами и принципами рассматриваемых стран. В понятие имущества относят либо только недвижимость, либо недвижимое и движимое имущество, проводя различие между ними по их естественной природе. Но кроме традиционных видов имущества появились и новые виды: финансовые и оборотные документы, нематериальные активы. Они еще не нашли своего отражения в законодательстве стран ЕС по имуществу, либо регулируются отдельными законодательными актами. Хотя в Швеции эта проблема довольно успешно решена. Здесь имущество и недвижимость отнесли к сфере капитала и берут налог с дохода от его использования или продажи, используя при этом не имманентные признаки элементов капитала, а их денежную оценку на определенный период времени.

В России в понятие имущества не вошли финансовые и оборотные активы, также исключены нематериальные активы из налогооблагаемой базы. Категория “земля” также не входит в понятие имущества.[11]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующий вывод.

НДС – это федеральный косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция НДС – фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

Согласно результатам исследований, создаваемая НДС нагрузка оказывается прогрессивной, если исходить от потребления, и, наоборот, регрессивной, если исходить от доходов налогоплательщика. Интересным оказался и результат, согласно которому любое изменение ставок обложения товаров первой необходимости (то есть переход к нулевой, пониженной или базовой ставке или наоборот) оказывало неожиданно слабое воздействие на структуру потребления налогоплательщика.

Сравнивая положение с налогообложением имущества в разных странах, в том числе и в России, отметим такую деталь. Практически нигде не существует ясно очерченного объекта налогообложения, нет единого унифицированного подхода к этому налогу. Россия в этом отношении преуспела. Здесь под имуществом понимают более четкие объекты - основные средства.

Анализируя сложившееся положение в странах ЕС, сразу замечаем, что неоднозначность налогообложения имущества связана с разным подходом к объекту налогообложения. Это связано с различными правовыми системами и принципами рассматриваемых стран.

В России в понятие имущества не вошли финансовые и оборотные активы, также исключены нематериальные активы из налогооблагаемой базы. Категория “земля” также не входит в понятие имущества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.07.2005).

2.     Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб: ПИТЕР, 2003. – 576 с.

3.     Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник. – М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. – 640 с.

4.     Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – СПб: ПРИОР, 2004. – 493 с.

5.     Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. – 2005. - № 32. – С.4.

6.     Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2004. - № 3. – С. 33.

7.     Игнащенко М.В. Применение ставки НДС в 2004 году // Аудиторские ведомости. – № 3. – 2004. – С. 20-23.

8.     Краюшкин О.В. Налогообложение имущества предприятий // Налоги и налогообложение. – 2005. - № 7. – С. 32-38.

9.     Крупинин С.Н., Токарева Е.Ю. Налогообложение недвижимости в странах ЕС // Налоги, инвестиции, капитал. – 2003. - № 1-2. – С. 28-39.







[1] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.07.2005).

[2] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник. – М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. – С. 118.

[3] Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – СПб: ПРИОР, 2004. – С. 186-187.

[4] Игнащенко М.В. Применение ставки НДС в 2004 году // Аудиторские ведомости. – № 3. – 2004. – С. 20.

[5] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник. – М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. – С. 185-187.

[6] Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – СПб: ПРИОР, 2004. – с. 208.

[7] Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – СПб: ПРИОР, 2004. – С. 211-213.

[8] Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2004. - № 3. – С. 33.

[9] Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. – 2005. - № 32. – С.4.

[10] Крупинин С.Н., Токарева Е.Ю. Налогообложение недвижимости в странах ЕС // Налоги, инвестиции, капитал. – 2003. - № 1-2. – С. 28-39.

[11] Краюшкин О.В. Налогообложение имущества предприятий // Налоги и налогообложение. – 2005. - № 7. – С. 32-38.