Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Механизм государства____________________________________ 5

1.1. Понятие и признаки механизма государства___________________ 5

1.2. Принципы деятельности механизма государства_______________ 9

Глава 2. Органы государства_____________________________________ 16

2.1. Понятие и признаки государственного органа________________ 16

2.2. Виды органов государства_________________________________ 21

Глава 3. Характеристика высшего органа государства РФ___________ 25

3.1. Президент Российской Федерации___________________________ 25

3.2. Федеральное собрание РФ_________________________________ 28

3.3. Правительство РФ________________________________________ 32

3.4. Высшие судебные органы__________________________________ 35

Заключение____________________________________________________ 42

Литература___________________________________________________ 44

Введение

Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении. Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, культурную и иные. Его целью является создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом. Управляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и т. д.

Однако наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Вместе взятые - органы государства, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм. Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что  того, насколько разумно организована деятельность государственных органов и учреждений, насколько эффективно их взаимодействие, зависит способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения. Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность легитимного насилия. Посредством правотворческой деятельности (в лице законодательных органов) государство издает властные предписания (нормы права), носящие общеобязательный характер; с помощью исполнительно-распорядительной деятельности органов управления (исполнительной власти) осуществляется реализация этих предписаний; а через правоохранительную деятельность судов, прокуратуры, милиции, спецслужб обеспечивается соблюдение правовых норм.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Для построения правового государства необходима хорошо организованная система органов государственной власти.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Существуют различные органы государственной власти благодаря которым осуществляется управление государством. Но для достижения демократического развития общества необходимо четкое разграничение органов государственной власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

В данной работе мы рассмотрим понятие и виды органов государственной власти в Российской федерации.

Глава 1. Механизм государства

1.1. Понятие и признаки механизма государства

Понятие "механизм государства" неоднозначно интерпретируется в юридической науке в силу своей сложности и в связи с существованием известного плюрализма в подходе к его анализу. Это явилось причиной использования двух понятий: "аппарат государства" и "механизм государства" - для обозначения организационной структуры, олицетворяющей государство и призванной реализовать его функции.

Длительная научная дискуссия не смогла выработать единое представление о механизме государства. Существует несколько точек зрения в его понимании. Одна из них неправомерно отождествляет механизм государства с понятием "политическая система", которое значительно шире, поскольку включает в себя и негосударственные организации, влияющие на политическую власть и участвующие в ее реализации. Среди них могут быть, например, экономические сообщества банкиров, предпринимателей, частные средства массовой информации, которые оказывают заметное влияние на характер политических и законодательных решений, принимаемых органами государственной власти.[1]

Существует мнение о том, что механизм государства тождествен понятию "аппарат государства". Однако, на наш взгляд, эти понятия отличаются друг от друга. Во-первых, они отражают различные стороны организации системы органов и учреждений государства, реализующих его задачи и функции. Понятие "аппарат государства" больше отражает структурную организацию этих органов, их компетенцию, порядок образования, а термин "механизм государства" акцентирует внимание на взаимодействии органов государства. Во-вторых, понятие "аппарат государства" в собственном смысле охватывает лишь органы исполнительной власти и государственных служащих, управленцев и не включает законодателей, судей и т. д.

В то же время термин "механизм государства" несколько шире, он вбирает в себя государственные органы, которые олицетворяют государство и являются его материальным выражением. Они создаются для реализации его задач и функций, осуществления государственного руководства обществом. Учитывая дискуссионность проблемы, необходимо всякий раз указать, в каком смысле используется тот или иной термин.

На наш взгляд, понятие "механизм государства" более полно раскрывает содержание материальных и организационных средств реализации государственной власти. Он может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. При таком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий.[2]

Схема 1

Механизм государства

 

Центральное место в механизме государства занимает

государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государства включаются государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере (например, в области образования, в сфере здравоохранения, науки, в экономической области и т. д.). В качестве государственных учреждений выступают школы, вузы, больницы, научно-исследовательские институты. Наконец, государственные предприятия лишены также властных полномочий и создаются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство предметов первой необходимости (товаров), оказания различных услуг населению.

В узком смысле механизм государства тождествен понятию "государственный аппарат", первичным элементом которого является орган государства.

Механизм государства обладает характерными признаками (чертами), позволяющими отличать его от других политических институтов, участвующих в осуществлении государственной власти или влияющих на нее (например, партий), и развести с понятием "политическая система".

Во-первых, механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Среди них, например, принцип разделения властей, принцип законности и т. д., которые обычно зафиксированы к конституциях государств и текущем законодательстве.

Во-вторых, органы государства, составляющие механизм, взаимодействуют как составные части строго иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции.

В-третьих, механизм государства состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе.

В-четвертых, каждый элемент механизма (в данном случае орган государства) является относительно самостоятельной и обособленной частью системы и обладает властными полномочиями, создается государством, действует от его имени и по его поручению. Отдельно взятый орган государства выполняет его конкретную функцию, а все государственные органы вместе взятые обеспечивают эффективное функционирование государства в целом.

В-пятых, для выполнения задач и функций государства органы государства обладают необходимыми средствами: материальными (например, деньгами), информационными, организационными, включая и возможность государственного принуждения.

В-шестых, формы организации механизма государства детерминированы содержанием тех функций, которые они выполняют. Следовательно, функции определяют конкретную конфигурацию государственного механизма, принципы взаимодействия между его элементами. В свою очередь, создание функций зависит от зрелости гражданского общества, разнообразия устойчивых групп интересов. Чем более разнообразными становятся интересы населения, тем более дифференцированными должны быть функции органов государства, более сложной должна быть конфигурация государственного механизма. Это позволяет обществу лучше адаптироваться к меняющимся потребностям и условиям своего существования, поскольку каждый государственный орган занят реализацией конкретной функции, а не одновременным решением нескольких задач.

1.2. Принципы деятельности механизма государства

Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с другими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, заключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное положите, был наделен и многими другими полномочиями.

2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались крупными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

В зависимости от конкретных задач управления магистраты подразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный магистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над «нравами». Квесторы обладали разнообразными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чеканку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного механизма: Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражданских и духовных дел, департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его

органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

0рган государства— это составная часть механизма государства,  имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке. который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

Глава 2. Органы государства

2.1. Понятие и признаки государственного органа

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны ми полномочиями.

Под государственными органами обычно подразумевают те, которые занимаются правотворческой (законодательной) деятельностью (парламенты). Исполнительно-распорядительные структуры (правительства, министерства, ведомства и т. д.) именуются органами управления.

Вместе с тем, несмотря на относительное обособление в рамках государственного аппарата законодательной, исполнительной и судебной ветвей, ни одна из них в демократическом обществе не может обладать верховенством перед другими. Представляющие их органы наделены необходимыми властными полномочиями и образуют единую систему органов государственной власти. Последним термином мы и будем пользоваться в дальнейшем применительно ко всем структурным звеньям аппарата Российского государства.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого»[3]. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций[4].

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и Предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

2.2. Виды органов государства

По территории действия выделяют федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Первые реализуют свои полномочия на всей территории России, вторые — в границах соответствующего субъекта.

В зависимости от основной формы осуществления полномочий различают органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов является издание нормативно-правовых актов (законов), исполнительных — оперативная деятельность по социальному управлению, судебных — разрешение споров, возникающих между участниками общественных отношений, защита их прав.

Условность классификации заключается в том, что, во-первых, она не полностью охватывается принципом разделения властей, в рамках которого сложно определить точное место такого государственного органа власти, как прокуратура. Во-вторых, исполнительные и судебные органы в пределах их компетенции тоже могут издавать соответствующие юридические нормы, что сближает их деятельность с нормотворческой деятельностью органов законодательных.

На уровне федерации законодательная власть представлена Федеральным Собранием; исполнительная — Правительством; судебная — Конституционным Судом. Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.

В субъектах Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы называются по-разному (например, в Челябинской области — это Законодательное Собрание и администрация, в Московской —Правительство, и т. п.). Судебную власть в них осуществляют Конституционные суды. Верховные суды и Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, а также краевые, областные, городские арбитражные суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов.

По порядку принятия решений государственные органы делятся на единоначальные (например: Президент России, глава областной администрации) и коллегиальные (Федеральное Собрание, Правительства (Советы Министров) и т. д.).

По способу формирования различают первичные органы, избираемые непосредственно населением путем выборов (например, органы законодательной власти), и производные, в формировании которых население прямого участия не принимает (суды, прокуратура и др.).

Наглядно классификацию органов государственной власти можно представить на следующей схеме[5]:

По характеру компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, правительство). Органами специальной компетенции являются министерства, ведомства, которые специализируются на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (например, Министерство юстиции, Министерство культуры и т.д.).

По характеру выполняемых ими задач различают четыре основные группы государственных органов: законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольные.

По длительности действия различаются постоянные, создание которых предусмотрено конституциями государств и которые функционируют на постоянной основе, и временные, формирование которых связано с решением неотложных задач, вызвано чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением, которое вводится на определенный срок, а следовательно, действие создаваемых временных органов также ограничено.

По положению в иерархической структуре аппарата государства (или по объему властных полномочий) органы государства подразделяются на высшие и местные. Полномочия высших органов государства распространяются на всю территорию данного государства, а местные органы действуют в пределах административно-территориальных единиц.

Глава 3. Характеристика высшего органа государства РФ

3.1. Президент Российской Федерации

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

 При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подотчетны и не подконтрольны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные переговоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны[6].

 Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же основные его функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

В условиях формирования в Российской Федерации правового государства доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президента Российской Федерации.

Наделение Президента Российской Федерации статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существования такого института государственной власти, который обеспечивал бы конституционный порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти.

В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает как один из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской государственности.

Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей власти. Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.

В советский период как таковой пост Президента отсутствовал, а роль главного связующего звена законодательной деятельности, управления и правовой охраны выполняли непосредственно Политбюро и Секретариат ЦК КПСС, Генеральный секретарь.

В марте 1990 года на Съезде народных депутатов СССР был избран первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев. Избирался Президент сроком на 5 лет, но не более двух сроков он мог находиться на этой должности.

Президент СССР был назван в Конституции СССР главой государства, то есть получил более высокий статус, чем имел Председатель Верховного Совета СССР, именовавшийся высшим должностным лицом Советского государства.[7]

Именно Президент СССР представлял страну внутри нее и в международных отношениях. Он был призван обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Президент СССР олицетворял единство, суверенитет и целостность государства.

В организационном отношении Президент СССР никому не подчинялся и обладал высшей степенью независимости от других государственных органов. Он был подконтролен Съезду народных депутатов. В случае нарушения Конституции и Законов СССР Президент СССР мог быть смещен со своего поста Съездом. Следует отметить, что данный механизм не был в достаточной мере отработан и защищен дополнительными правами и организационно-политическими гарантиями, что и подтвердили события 19—20 августа 1991 года.

Вслед за избранием Президента СССР в РСФСР также учреждается должность Президента. 17 марта 1991 года состоялся всесоюзный референдум. На референдуме наряду с решением проблемы сохранения Союза ССР ставился вопрос о введении поста Президента РСФСР. Большинство россиян, принявших участие в голосовании, на вопрос "Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента в РСФСР, избираемого всенародным голосованием?" ответили положительно. 24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР были приняты два закона, имевших огромное значение для утверждения президентуры в России. Это законы РСФСР "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". Примечательно, что закон "О Президенте РСФСР" закрепил статус Президента как высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагал кандидат в Президенты РСФСР. Вице-президент осуществлял по поручению Президента отдельные его полномочия и заменял Президента в случае его отсутствия.

12 июня 1991 года Президент РСФСР в соответствии с Конституцией 1978 года был избран на пятилетний срок, то есть до 12 июня 1996 года. Выборы Президента РФ 1996 года характеризовали данный институт в контексте российской Конституции 1993 года. 26 марта 2000 года состоялись внеочередные демократические выборы Президента РФ, в которых приняло участие 68,88% зарегистрированных избирателей. Из одиннад- . цати претендентов на этот высокий пост россияне проголосовали уже в первом туре выборов за исполняющего обязанности Президента РФ Путина В. В., набравшего около 53% голосов избирателей.

3.2. Федеральное собрание РФ

1. Федеральное Собрание — парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, — это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент — представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей — субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации[8].

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации — по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов[9]. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.

Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих нации, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и Женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте несколько лица к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин — мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, программам, политическим установкам.

Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в статье 13 Основного Законом РФ. После начала работы Государственной Думы второго созыва было создано четыре фракции и три депутатские группы[10].

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше — при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа[11].

Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве — необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит становление различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев[12].

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничен предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя (функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству[13].

Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти РФ, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание.

Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляется палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником[14].

3.3. Правительство РФ

Органы государственного управления именуются в законах органами исполнительной власти.

Согласно Конституции эту власть Российской Федерации осуществляет Правительство России[15], с участием министерств и иных федеральных органов (комитетов, агентств, департаментов, служб, управлений) [16].

Правительство России

Правительство России состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатели правительств республик в составе России входят в федеральное правительство по должности.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели. Если она трижды не согласится с предложенной кандидатурой. Президент может распустить Думу, определить время проведения новых выборов и самостоятельно назначить Председателя Правительства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он же предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В соответствии со ст. 113 Конституции Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу, руководствуясь принципами федерализма, разделения властей, гласности.

Компетенция Правительства

В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение норм Конституции, конституционных и федеральных законов, других актов Федерального Собрания, указов Президента. Контролирует исполнение этих актов, принимает меры к устранению допущенных нарушений.

Осуществляет меры по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе, в пределах своей компетенции издает нормативно-правовые и иные акты. По предметам совместного ведения оно согласовывает принимаемые решения с правительствами республик, администрациями других субъектов Федерации, рассматривает и учитывает их предложения.

Правительство издает постановления и распоряжения. Постановлениями оформляются решения, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам оформляются в виде распоряжений.

Акты российского Правительства обязательны к исполнению на всей территории Федерации. Они не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента.

Председатель определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, руководит заседаниями, распределяет обязанности между заместителями, представляет Правительство в международных отношениях, осуществляет другие полномочия, предоставленные Конституцией и законами. Оно временно исполняет обязанности Президента в случае отсутствия последнего или невозможности исполнения им полномочий по иным причинам.

Срок полномочий Правительства определяется периодом полномочий Президента. Перед вновь избранным Президентом Правительство в соответствии с Конституцией России[17] должно сложить свои полномочия.

Существуют случаи, когда Правительство прекращает свою деятельность раньше положенного срока. Например, при отставке, решение о которой принимается Президентом по собственной инициативе либо по инициативе самого Правительства. В последнем случае Президент вправе отклонить заявление.

Основанием для отставки может быть недоверие Правительству, выраженное Государственной Думой. Президент вправе согласиться или не согласиться с выраженным недоверием. При повторном выражении недоверия в течение трех месяцев Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Думу.

Вопрос о недоверии перед Государственной Думой вправе поставить Председатель Правительства. Если в доверии отказывают, то в течение семи дней после отказа Президент принимает решение об отставке или о роспуске Думы.

После отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования в новом составе.

3.4. Высшие судебные органы

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

 В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные и иные суды.

 Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

 В новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент Российской Федерации", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

 Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.

В судебную систему России входят все судебные органы:

 - Конституционный Суд РФ;

 - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

 - Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

 Совокупность указанных судебных органов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

 В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ

 Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

 В СССР долгие годы функционировала система, в которой основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР - Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик - Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

 В мае 1990 г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР[18]. Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т. д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому Закону "О Конституционном Суде РСФСР", новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"[19].

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д.

Верховный суд РФ

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

 Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

 В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР[20], Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор".

 Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.

Арбитражный суд РФ

 В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

 Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

 Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией РФ[21], Законом Российской Федерации[22], а также Арбитражном процессуальным кодексом[23]. Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.

 Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону "Об арбитражном суде", высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.

 Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т. е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

 К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом "Об арбитражном суде", Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

 В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

 Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

Заключение

Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что органы государственной власти в Российской Федерации построены в соответствии с конституцией на демократических основах. В нашем государстве осуществляется теория разделения властей, но пока прежде всего в плане общего начала, при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий.

Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении.

В перспективе, если в нашей стране будут развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.

 С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть»[24].

Для более полного и точного, современного понимания государственной власти ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, национальному, религиозному противоборству, но и к согласию, компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития.

Литература

                    Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

                    Конституция Российской Федерации. Коментарий / Под общей ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. - М.: Юрид. лит., 1994.

                    Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: Юрид. лит., 1994.

                    Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 2000.

                    Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты). - М.: АО "РАУ-Корпорация", 1998.

                    Бережнов Г. А. Политика и права человека. - Омск, 1993.

                    Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2001. № 7.

                    Жегутов P. Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.

                    Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1999г.

                    Коваленко А. И. Теория государства и права. - М., 1999.

                    Комментарии к гражданскому кодексу РФ. Часть1. Садиков. О. Н. - М.: Юринформцентр 1999г.

                    Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В. В. - М., 1994.

                    Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 2000г.

                    Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юрист, 2001.

                    Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992.

                    Теория государства и права. - ч. 1 / Под ред. Венгерова А. Б.. - М., 1995.

                    Теория государства и права. /Под ред. В. М. Корельского. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

                    Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н. И. Мазутова. - М.: Юрист 1997г.

                    Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

                    Торшенко А. А. Конституционное право РФ. Учебное пособие - Екатеринбург, 1997 год.

                    Хропанюк. В. Н. Теория государства и права. - М., 1993.

                    Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994г.

                    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


[1] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2001. С. 178.

[2] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2001. С. 178-179.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.447.

[4] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. /Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1998. с. 130.

[5] Иванов Р.И., Костюков А.Н. Основы Российского государства и права. - Омск, 1995, с.40

[6] Илларионова Т.Р. Полномочия президента./Вопросы  конст.права: Сб.ст.-СПб.,1994.-С.47-59

[7] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999 год.

[8] Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. О.Е. Кутафина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С. 131-132.

[9] Жегутов P.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995. С. 125.

[10] Фракции Либерально-демократической партии России (51 депутат), «Яблоко» (46 депутатов), Коммунистической партии РФ (149 депутатов), -«Наш дом – Россия» (65 депутатов); депутатские группы: «Российские регионы» (42 депутата), «Народовластие» (37 депутатов), Аграрная депутатская группа (35 депутатов).

[11] Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. - М.: Новый юрист, 1997. С. 190.

[12] Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. О.Е. Кутафина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С.132-133.

[13] Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. О.Е. Кутафина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С.133-134.

[14] Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. О.Е. Кутафина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С.134.

[15] Конституция РФ. Ст. 110

[16] Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 190.

[17] Конституция РФ. Ст.116

[18] Закон РСФСР от 6 мая 1991г. "О Конституционном Суде РСФСР".

[19]  Комментарии к Конституции РФ. М. - 1999 г.

[20] Законо РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"

[21] Конституция РФ Ст. 118-125 и 127.

[22] Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.)

[23] принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.

[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.170.