ДОКЛАД
Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: «Учет и анализ прямых и косвенных расходов».
Тактической целью любого предприятия является получение стабильного дохода и приемлемого уровня прибыли. Цель эта достигается предприятием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, которая немыслима без расходов. Учет затрат представляет собой совокупность сознательных действий, направленных на отражение производственных процессов, формирующих себестоимость готовой продукции. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Учет и анализ прямых и косвенных расходов».
Цель дипломной работы - исследование учета и анализа прямых и косвенных расходов. В работе решен ряд промежуточных задач:
-выявлена экономическая сущность расходов организации и их роль в формировании себестоимости продукции;
-рассмотрена классификацию прямых и косвенных расходов;
-рассмотрена нормативно-правовую база, регулирующая учет прямых и косвенных затрат;
-на примере ООО «Витязь» рассмотрен и проведен анализ учета расходов организации.
Объект исследования – ООО «Витязь». Предмет исследования – учет прямых и косвенных расходов предприятия.
Успех деятельности хозяйствующих субъектов напрямую зависят от целесообразности производственных затрат. Поэтому ведущая роль в бухгалтерском учете отводится учету затрат на производство и формированию себестоимости продукции (работ, услуг).
По порядку бухгалтерского учета затрат и их включения в себестоимость различают прямые затраты и косвенные.
К прямым относят затраты, непосредственно связанные с процессом производства продукции.
Косвенные расходы не связаны непосредственно с выпуском продукции, но необходимы для стабильной работы производства.
Классификация затрат на прямые и косвенные используется для калькуляции себестоимости единицы продукции методом полного поглощения. При этом методе все прямые, а также все косвенные производственные затраты включаются в себестоимость произведенной продукции. Косвенные расходы распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения (Плакат №1).
В работе исследован учет прямых и косвенных расходов ООО «Витязь», основной деятельностью которого является пошив верхней мужской и женской одежды.
В обществе применяется позаказный метод учета затрат. Форма бухгалтерского учета журнально-ордерная.
Фактическая себестоимость по видам вырабатываемой продукции, а внутри их и по статьям калькуляции, отражается на счете 20 «Основное производство». По дебету этого счета в течение месяца собираются прямые затраты, обусловленные технологическим процессом изготовления изделий.
Поскольку при позаказном методе калькулирования ставится цель исчислить себестоимость конкретного вида продукции, выполняемых на заказ, аналитический учет к счету 20 «Основное производство» организован по видам выпускаемой продукции. (Например 20-1 «Костюм женский»; 20-2 «Юбка женская» и т.д);
По мере поступления конкретных заказов бухгалтер кодирует их, открывая аналитические счета к соответствующему субсчету.
Таким образом, сбор затрат по каждому заказу осуществляется в карточках аналитического учета, открываемых на каждый заказ.
Прямые затраты собираются в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 70, 69, 02 (Плакат №2).
В конце месяца по дебету счета 20 «Основное производство» собираются все затраты по выпуску продукции:
-прямые- по элементам затрат,
-косвенные- по комплексным статьям (заработная плата, коммунальные услуги, амортизация непроизводственных основных средств, расходы на рекламу, оплата услуг связи и т.д.).
Анализ прямых материальных затрат ООО «Витязь» проводился на основании данных бухгалтерского учета ведомости учета затрат на производство (Плакат №2) Структура материальных затрат приведена на плакате №3, из которой видно, что основную долю затрат занимают материалы (55%).
Сравнительный анализ прямых материальных затрат выявил, что производство женских изделий более материаломко, чем мужских. Тогда как, доля мужских изделий в выручке выше, чем женских. (Цифровой материал приведен на Плакате №4). Из этого следует, что производство мужских изделий более рентабельно.
Для того, чтобы выяснить, сколько приходится прямой заработной платы на 1 рубль выручки от реализации изделия, определим зарплатоемкость как отношение прибыли к прямой заработной плате.
Анализируя полученные данные, мы видим, что на 1 рубль выручки по реализованным женским изделиям приходится 5 руб. 07 коп., тогда как на 1 рубль реализованных мужских изделий приходится 4 руб. 57 коп. (Плакат №5)
Таким образом, женские изделия являются более зарплатоемкими, чем мужские.
В современных условиях калькулирование единицы изделия должно ответить на вопрос: не во сколько оно обошлось, а во сколько может обойтись и кто отвечает за затраты, позаказный метод не дает ответа на этот вопрос. В этом заключается его недостаток.
Для прогнозирования и регулирования затрат на производство, определения продажной цены и рентабельности изделия представляется достаточным использовать расчеты плановых калькуляций на конкретные модели. Калькуляция на женский костюм приведена на Плакате №6.
Анализ бухгалтерского учета выявил, что в ООО «Витязь» товарно материальные ценности учитываются на счете 10 «Материалы», минуя счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», что в условиях роста индекса цен не позволяет контролировать прямые расходы на приобретение ткани, фурнитуры и других комплектующих материалов для производства одежды.
В качестве усиления контроля за прямыми затратами рекомендуется для учета товарно материальных ценностей применять счет 15. Это позволит выявить отклонения в учетных и фактических ценах, что в свою очередь приведет к контролю прямых материальных затрат.
Сложившаяся учетная практика большинства швейных предприятий предполагает механизм определения себестоимости изделия, основанный на полном отнесении на изделие прямых затрат и косвенных расходов пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Именно так распределяются косвенные расходы в ООО «Витязь».(Цифровой материал приведен на плакате 7).
Предлагается распределять косвенные расходы пропорционально выручке, что позволит выявить наиболее рентабельные изделия .
Спасибо за внимание.
ПЛАКАТ №7
Распределение косвенных расходов
|
Расход |
|
Прямая |
Распределение косвенных расходов |
||
Виды изделий |
материалов |
Выручка, |
заработная |
пропорционально |
||
|
на единицу |
тыс. руб |
плата, |
прямой |
материалам |
выручке |
|
продукции |
|
тыс. руб. |
зарплате |
|
|
|
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
1 |
4 |
|
|
|
|
|
20-1 "Костюм женский" |
256 |
1 820 |
404 |
619 |
566 |
584 |
20-2 "Юбка женская" |
620 |
1 103 |
151 |
231 |
212 |
354 |
20-3 "Блуза женская" |
1 239 |
2 155 |
527 |
807 |
739 |
691 |
20-4 "Брюки женские" |
1 377 |
1 540 |
418 |
640 |
586 |
494 |
20-5 "Пиджаки женские" |
610 |
2 120 |
222 |
340 |
311 |
680 |
итого |
4 101 |
8 738 |
1 722 |
2 637 |
2 414 |
2 803 |
20-6 "Брюки мужские" |
1 268 |
1 933 |
539 |
825 |
756 |
620 |
20-7 "Пиджаки мужские" |
1 082 |
4 620 |
500 |
766 |
701 |
1 482 |
20-8 "Костюмы мужские" |
639 |
4 940 |
1476 |
2 260 |
2 069 |
1 585 |
итого |
2 989 |
11 493 |
2 516 |
3 851 |
3 525 |
3 687 |
всего |
7 090 |
20 231 |
4 238 |
6 490 |
6 490 |
6 490 |
|
|
|
|
к=1,531382 |
к=0,91537 |
к=0,32079 |
Коэффициент распределения определяется:
- пропорционально заработной плате: 6490/4238 = 1,531382;
- пропорционально выручке: 6490/20231 = 0,32079;
- пропорционально материалам: 6490/7090 = 0,91537.
ПЛАКАТ №6
Калькуляция на производство женского костюма |
|
|
|
Статьи калькуляции |
На единицу |
|
продукции руб. |
1. Сырье и материалы (за вычетом отходов) |
|
1.1 Ткань верха |
166,73 |
1.2 Прикладной материал |
220,37 |
1.3 Фурнитура |
43,5 |
1.4 Уценка маломерных остатков |
1,67 |
1.5 Отходы |
3,87 |
Итого материалов |
392,64 |
Итого фурнитуры |
43,5 |
2. Транспортные расходы |
5,7 |
Обработка |
|
3. Основная заработная плата |
20,9 |
4. Дополнительная заработная плата |
4,18 |
5. Отчисления от заработной платы |
8,98 |
Итого прямые расходы |
475,90 |
6. Расходы на подготовку и освоение производства |
1,25 |
7. Расходы на эксплуатацию и содержание оборудования |
10,45 |
8. Общецеховые расходы |
14,63 |
9. Внепроизводственные расходы |
0,21 |
Итого косвенные расходы |
26,54 |
Полная себестоимость |
502,44 |
ПЛАКАТ №5
Анализ прямой заработной платы
|
Прямая |
Удельный вес,% |
Выручка, руб. |
Зарплатоемкость |
Виды изделий |
зарплата, тыс. руб. |
|
|
гр.4/гр.2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20-1 "Костюм женский" |
404 |
9,53 |
1 820 |
4,50 |
20-2 "Юбка женская" |
151 |
3,56 |
1 103 |
7,30 |
20-3 "Блуза женская" |
527 |
12,44 |
2 155 |
4,09 |
20-4 "Брюки женские" |
418 |
9,86 |
1 540 |
3,68 |
20-5 "Пиджаки женские" |
222 |
5,24 |
2 120 |
9,55 |
итого |
1 722 |
40,63 |
8 738 |
5,07 |
20-6 "Брюки мужские" |
539 |
12,72 |
1 933 |
3,59 |
20-7 "Пиджаки мужские" |
500 |
11,80 |
4 620 |
9,24 |
20-8 "Костюмы мужские" |
1476 |
34,83 |
4 940 |
3,35 |
итого |
2 516 |
59,37 |
11 493 |
4,57 |
всего |
4 238 |
100,00 |
20 231 |
4,77 |
ПЛАКАТ №4
Анализ прямых затрат материалов
|
Количество, |
Уд.вес в общем |
Расход материалов |
Виды изделий |
шт |
объеме, % |
на единицу |
|
|
|
продукции, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
20-1 "Костюм женский" |
520 |
3,61 |
256 |
20-2 "Юбка женская" |
1 260 |
8,74 |
620 |
20-3 "Блуза женская" |
2 520 |
17,48 |
1 239 |
20-4 "Брюки женские" |
2 800 |
19,42 |
1 377 |
20-5 "Пиджаки женские" |
1 240 |
8,60 |
610 |
итого |
8 340 |
57,84 |
4 101 |
20-6 "Брюки мужские" |
2 578 |
17,88 |
1 268 |
20-7 "Пиджаки мужские" |
2 200 |
15,26 |
1 082 |
20-8 "Костюмы мужские" |
1 300 |
9,02 |
639 |
итого |
6 078 |
42,16 |
2 989 |
всего |
14 418 |
100,00 |
7 090 |
Анализ выручки от продаж изделий
|
Количество, |
Цена без НДС |
Выручка, руб. |
Удельный |
Виды изделий |
шт |
руб. |
|
вес в выручке, |
|
|
|
|
% |
20-1 "Костюм женский" |
520 |
3500 |
1 820 000 |
9,00 |
20-2 "Юбка женская" |
1 260 |
875 |
1 102 500 |
5,45 |
20-3 "Блуза женская" |
2 520 |
855 |
2 154 600 |
10,65 |
20-4 "Брюки женские" |
2 800 |
550 |
1 540 000 |
7,61 |
20-5 "Пиджаки женские" |
1 240 |
1710 |
2 120 400 |
10,48 |
итого |
8 340 |
|
8 737 500 |
43,19 |
20-6 "Брюки мужские" |
2 578 |
750 |
1 933 500 |
9,56 |
20-7 "Пиджаки мужские" |
2 200 |
2100 |
4 620 000 |
22,84 |
20-8 "Костюмы мужские" |
1 300 |
3800 |
4 940 000 |
24,42 |
итого |
6 078 |
6650 |
11 493 500 |
56,81 |
всего |
14 418 |
|
20 231 000 |
100,00 |
ПЛАКАТ №3
Структура прямых материальных затрат ООО «Витязь»
ПЛАКАТ №2
Ведомость |
|||||||||||
учета затрат на производство |
|||||||||||
за декабрь 2003г. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№№ |
Вид |
Дебет счета 20 с кредита счетов |
Остаток незавершен- |
Кредит счета 20 в дебет счетов |
|||||||
п/п |
продукции |
10 |
69 |
70 |
02 |
всего |
ного производства |
всего |
в том числе |
||
|
работ, |
Материалы |
Расчеты по |
Расчеты с |
Аморти- |
затрат за |
на начало |
на конец |
|
на склад |
реализо- |
|
услуг |
|
соц.страх. |
персона- |
зация |
месяц |
месяца |
месяца |
|
счет 43 |
вано |
|
|
|
и обеспе- |
лом по |
основных |
|
|
|
|
|
счет 90-2 |
|
|
|
чению |
оплате тр. |
средств |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
20-1 "Костюм женский" |
676 000 |
144 664 |
404 089 |
3 125 |
1 227 878 |
1 154 094 |
25102 |
2 356 870 |
|
2 356 870 |
2 |
20-2 "Юбка женская" |
252 000 |
53 928 |
150 637 |
3 125 |
459 690 |
1 471 046 |
10236 |
1 920 500 |
|
1 920 500 |
3 |
20-3 "Блуза женская" |
882 000 |
188 748 |
527 229 |
3 125 |
1 601 102 |
1 399 439 |
10321 |
2 990 220 |
|
2 990 220 |
4 |
20-4 "Брюки женские" |
700 000 |
149 800 |
418 436 |
3 125 |
1 271 361 |
1 414 709 |
5720 |
2 680 350 |
|
2 680 350 |
5 |
20-5 "Пиджаки женские" |
372 000 |
79 608 |
222 369 |
3 125 |
677 102 |
394 682 |
9182 |
1 062 602 |
|
1 062 602 |
6 |
20-6 "Брюки мужские" |
902 300 |
193 092 |
539 364 |
3 125 |
1 637 881 |
216 741 |
8992 |
1 845 630 |
|
1 845 630 |
7 |
20-7 "Пиджаки мужские" |
836 000 |
178 904 |
499 732 |
3 125 |
1 517 761 |
353 190 |
10530 |
1 860 421 |
|
1 860 421 |
8 |
20-8 "Костюмы мужские" |
2 470 000 |
528 580 |
1 476 480 |
3 125 |
4 478 185 |
1 041 139 |
4917 |
5 514 407 |
|
5 514 407 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
7 090 300 |
1 517 324 |
4 238 336 |
25 000 |
12 870 960 |
7 445 040 |
85000 |
20 231 000 |
|
20 231 000 |
ПЛАКАТ №1
Схема распределения косвенных затрат
|