ДОКЛАД


Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: «Учет и анализ прямых и косвенных расходов».

Тактической целью любого предприятия является получение стабильного дохода и приемлемого уровня прибыли. Цель эта достигается предприятием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, которая немыслима без расходов. Учет затрат представляет собой совокупность сознательных действий, направленных на отражение производственных процессов, формирующих себестоимость готовой продукции. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Учет и анализ прямых и косвенных расходов».

Цель дипломной работы - исследование учета и анализа прямых и косвенных расходов. В работе решен ряд промежуточных задач:

-выявлена экономическая сущность расходов организации и их роль в формировании себестоимости продукции;

-рассмотрена классификацию прямых и косвенных расходов;

-рассмотрена нормативно-правовую база, регулирующая учет прямых и косвенных затрат;

-на примере ООО «Витязь» рассмотрен и проведен анализ учета расходов организации.

Объект исследования – ООО «Витязь». Предмет исследования – учет прямых и косвенных расходов предприятия.

Успех деятельности хозяйствующих субъектов напрямую зависят от целесообразности производственных затрат. Поэтому ведущая роль в бухгалтерском учете отводится учету затрат на производство и формированию себестоимости продукции (работ, услуг).

По порядку бухгалтерского учета затрат и их включения в себестоимость различают прямые затраты и косвенные.

К прямым относят затраты, непосредственно связанные с процессом производства продукции.

Косвенные расходы не связаны непосредственно с выпуском продукции, но необходимы для стабильной работы производства.

Классификация затрат на прямые и косвенные используется для калькуляции себестоимости единицы продукции методом полного поглощения. При этом методе все прямые, а также все косвенные производственные затраты включаются в себестоимость произведенной продукции. Косвенные расходы распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения (Плакат №1).

В работе исследован учет прямых и косвенных расходов  ООО «Витязь», основной деятельностью которого является пошив верхней мужской и женской одежды.

В обществе применяется позаказный метод учета затрат. Форма бухгалтерского учета журнально-ордерная.

Фактическая себестоимость по видам вырабатываемой продукции, а внутри их и по статьям калькуляции, отражается на счете 20 «Основное производство». По дебету этого счета в течение месяца собираются прямые затраты, обусловленные технологическим процессом изготовления изделий.

Поскольку при позаказном методе калькулирования ставится цель исчислить себестоимость конкретного вида продукции, выполняемых на заказ, аналитический учет к счету 20 «Основное производство» организован по видам выпускаемой продукции. (Например 20-1 «Костюм женский»; 20-2 «Юбка женская» и т.д);

По мере поступления конкретных заказов бухгалтер кодирует их, открывая аналитические счета к соответствующему субсчету.

Таким образом, сбор затрат по каждому заказу осуществляется в карточках аналитического учета, открываемых на каждый заказ.

Прямые затраты собираются в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 70, 69, 02 (Плакат №2).

В конце месяца по дебету счета 20 «Основное производство» собираются все затраты по выпуску продукции:

-прямые- по элементам затрат,

-косвенные- по комплексным статьям (заработная плата, коммунальные услуги, амортизация непроизводственных основных средств, расходы на рекламу, оплата услуг связи и т.д.).

Анализ прямых материальных затрат ООО «Витязь» проводился на основании данных бухгалтерского учета ведомости учета затрат на производство (Плакат №2) Структура материальных затрат приведена на плакате №3, из которой видно, что основную долю затрат занимают материалы (55%).

Сравнительный анализ прямых материальных затрат выявил, что производство женских изделий более материаломко, чем мужских. Тогда как, доля мужских изделий в выручке выше, чем женских. (Цифровой материал приведен на Плакате №4). Из этого следует, что производство мужских изделий более рентабельно.

Для того, чтобы выяснить, сколько приходится прямой заработной платы на 1 рубль выручки от реализации изделия, определим зарплатоемкость как отношение прибыли к прямой заработной плате.

Анализируя полученные данные, мы видим, что на 1 рубль выручки по реализованным женским изделиям приходится 5 руб. 07 коп., тогда как на 1 рубль реализованных мужских изделий приходится 4 руб. 57 коп. (Плакат №5)

Таким образом, женские изделия являются более зарплатоемкими, чем мужские.


В современных условиях калькулирование единицы изделия должно ответить на вопрос: не во сколько оно обошлось, а во сколько может обойтись и кто отвечает за затраты, позаказный метод не дает ответа на этот вопрос. В этом заключается его недостаток.

Для прогнозирования и регулирования затрат на производство, определения продажной цены и рентабельности изделия представляется достаточным использовать расчеты плановых калькуляций на конкретные модели. Калькуляция на женский костюм приведена на Плакате №6.

Анализ бухгалтерского учета выявил, что в ООО «Витязь»  товарно материальные ценности учитываются на счете 10 «Материалы», минуя счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», что в условиях роста индекса цен не позволяет контролировать прямые расходы на приобретение ткани, фурнитуры и других комплектующих материалов для производства одежды.

В качестве усиления контроля за прямыми затратами рекомендуется для учета товарно материальных ценностей применять счет 15. Это позволит выявить отклонения в учетных и фактических ценах, что в свою очередь приведет к контролю прямых материальных затрат.

Сложившаяся учетная практика большинства швейных предприятий предполагает механизм определения себестоимости изделия, основанный на полном отнесении на изделие прямых затрат и косвенных расходов пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Именно так распределяются косвенные расходы в ООО «Витязь».(Цифровой материал приведен на плакате 7).

Предлагается распределять косвенные расходы пропорционально выручке, что позволит выявить наиболее рентабельные изделия .

Спасибо за внимание.


ПЛАКАТ №7


Распределение косвенных расходов



 

Расход

 

Прямая

Распределение косвенных расходов

Виды изделий

материалов

Выручка,

заработная

пропорционально

 

на единицу

тыс. руб

плата,

прямой

материалам

выручке

 

продукции

 

тыс. руб.

зарплате

 

 

 

тыс. руб.

 

 

 

 

 

1

4

 

 

 

 

 

20-1 "Костюм женский"

256

1 820

404

619

566

584

20-2 "Юбка женская"

620

1 103

151

231

212

354

20-3 "Блуза женская"

1 239

2 155

527

807

739

691

20-4 "Брюки женские"

1 377

1 540

418

640

586

494

20-5 "Пиджаки женские"

610

2 120

222

340

311

680

итого

4 101

8 738

1 722

2 637

2 414

2 803

20-6 "Брюки мужские"

1 268

1 933

539

825

756

620

20-7 "Пиджаки мужские"

1 082

4 620

500

766

701

1 482

20-8 "Костюмы мужские"

639

4 940

1476

2 260

2 069

1 585

итого

2 989

11 493

2 516

3 851

3 525

3 687

всего

7 090

20 231

4 238

6 490

6 490

6 490






к=1,531382

к=0,91537

к=0,32079


Коэффициент распределения определяется:

- пропорционально заработной плате: 6490/4238 = 1,531382;

- пропорционально выручке: 6490/20231 = 0,32079;

- пропорционально материалам: 6490/7090 = 0,91537.

ПЛАКАТ №6


Калькуляция на производство женского костюма



Статьи калькуляции

На единицу

 

продукции руб.

1. Сырье и материалы (за вычетом отходов)

 

1.1 Ткань верха

166,73

1.2 Прикладной материал

220,37

1.3 Фурнитура

43,5

1.4 Уценка маломерных остатков

1,67

1.5 Отходы

3,87

Итого материалов

392,64

Итого фурнитуры

43,5

2. Транспортные расходы

5,7

Обработка

 

3. Основная заработная плата

20,9

4. Дополнительная заработная плата

4,18

5. Отчисления от заработной платы

8,98

Итого прямые расходы

475,90

6. Расходы на подготовку и освоение производства

1,25

7. Расходы на эксплуатацию и содержание оборудования

10,45

8. Общецеховые расходы

14,63

9. Внепроизводственные расходы

0,21

Итого косвенные расходы

26,54

Полная себестоимость

502,44

ПЛАКАТ №5


Анализ прямой заработной платы


 

Прямая

Удельный вес,%

Выручка, руб.

Зарплатоемкость

Виды изделий

зарплата, тыс. руб.

 

 

гр.4/гр.2

1

2

3

4

5

20-1 "Костюм женский"

404

9,53

1 820

4,50

20-2 "Юбка женская"

151

3,56

1 103

7,30

20-3 "Блуза женская"

527

12,44

2 155

4,09

20-4 "Брюки женские"

418

9,86

1 540

3,68

20-5 "Пиджаки женские"

222

5,24

2 120

9,55

итого

1 722

40,63

8 738

5,07

20-6 "Брюки мужские"

539

12,72

1 933

3,59

20-7 "Пиджаки мужские"

500

11,80

4 620

9,24

20-8 "Костюмы мужские"

1476

34,83

4 940

3,35

итого

2 516

59,37

11 493

4,57

всего

4 238

100,00

20 231

4,77

ПЛАКАТ №4


Анализ прямых затрат материалов


 

Количество,

Уд.вес в общем

Расход материалов

Виды изделий

шт

объеме, %

на единицу

 

 

 

продукции, тыс. руб.

1

2

3

4

20-1 "Костюм женский"

520

3,61

256

20-2 "Юбка женская"

1 260

8,74

620

20-3 "Блуза женская"

2 520

17,48

1 239

20-4 "Брюки женские"

2 800

19,42

1 377

20-5 "Пиджаки женские"

1 240

8,60

610

итого

8 340

57,84

4 101

20-6 "Брюки мужские"

2 578

17,88

1 268

20-7 "Пиджаки мужские"

2 200

15,26

1 082

20-8 "Костюмы мужские"

1 300

9,02

639

итого

6 078

42,16

2 989

всего

14 418

100,00

7 090


Анализ выручки от продаж изделий



Количество,

Цена без НДС

Выручка, руб.

Удельный

Виды изделий

шт

руб.


вес в выручке,





%

20-1 "Костюм женский"

520

3500

1 820 000

9,00

20-2 "Юбка женская"

1 260

875

1 102 500

5,45

20-3 "Блуза женская"

2 520

855

2 154 600

10,65

20-4 "Брюки женские"

2 800

550

1 540 000

7,61

20-5 "Пиджаки женские"

1 240

1710

2 120 400

10,48

итого

8 340

 

8 737 500

43,19

20-6 "Брюки мужские"

2 578

750

1 933 500

9,56

20-7 "Пиджаки мужские"

2 200

2100

4 620 000

22,84

20-8 "Костюмы мужские"

1 300

3800

4 940 000

24,42

итого

6 078

6650

11 493 500

56,81

всего

14 418

 

20 231 000

100,00


ПЛАКАТ №3



Структура прямых материальных затрат ООО «Витязь»





ПЛАКАТ №2


Ведомость

учета затрат на производство

за декабрь 2003г.













№№

Вид

Дебет счета 20 с кредита счетов

Остаток незавершен-

Кредит счета 20  в дебет счетов

п/п

продукции

10

69

70

02

всего

ного производства

всего

в том числе

 

работ,

Материалы

Расчеты по

Расчеты с

Аморти-

затрат за

на начало

на конец

 

на склад

реализо-

 

услуг

 

соц.страх.

персона-

зация

месяц

месяца

месяца

 

счет 43

вано

 

 

 

и обеспе-

лом по

основных

 

 

 

 

 

счет 90-2

 

 

 

чению

оплате тр.

средств

 

 

 

 

 

 

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

20-1 "Костюм женский"

676 000

144 664

404 089

3 125

1 227 878

1 154 094

25102

2 356 870

 

2 356 870

2

20-2 "Юбка женская"

252 000

53 928

150 637

3 125

459 690

1 471 046

10236

1 920 500

 

1 920 500

3

20-3 "Блуза женская"

882 000

188 748

527 229

3 125

1 601 102

1 399 439

10321

2 990 220

 

2 990 220

4

20-4 "Брюки женские"

700 000

149 800

418 436

3 125

1 271 361

1 414 709

5720

2 680 350

 

2 680 350

5

20-5 "Пиджаки женские"

372 000

79 608

222 369

3 125

677 102

394 682

9182

1 062 602

 

1 062 602

6

20-6 "Брюки мужские"

902 300

193 092

539 364

3 125

1 637 881

216 741

8992

1 845 630

 

1 845 630

7

20-7 "Пиджаки мужские"

836 000

178 904

499 732

3 125

1 517 761

353 190

10530

1 860 421

 

1 860 421

8

20-8 "Костюмы мужские"

2 470 000

528 580

1 476 480

3 125

4 478 185

1 041 139

4917

5 514 407

 

5 514 407

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

7 090 300

1 517 324

4 238 336

25 000

12 870 960

7 445 040

85000

20 231 000

 

20 231 000

 

ПЛАКАТ №1



                Схема распределения косвенных затрат

Объект

 затрат