Региональные аспекты экономики, экологической и социальной политики
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Теоретические аспекты региональной экономики............................... 6
2. Сущность и содержание социальной политики.................................. 12
3. Основные направления экологической политики Российской Федерации 15
3.1. Содержание экологической политики......................................................................... 15
3.2. Сохранение и восстановление природной среды........................................................ 17
3.3. Устойчивое природопользование.................................................................................. 18
3.4. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.......................... 19
Заключение.................................................................................................. 20
Список использованной литературы....................................................... 22
Введение
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества среды, необходимые для жизни. Мировое сообщество и правительства пока не справились с решением задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, в соответствии с адаптационными способностями природных систем, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
Устойчивое развитие Российской Федерации, повышение качества жизни и здоровья ее населения, а также обеспечение национальной безопасности возможны только при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды. Для этого необходимо формирование и последовательная реализация государственной экологической политики, затрагивающей развитие всех сфер жизни страны и обеспечивающей внедрение принципов охраны окружающей среды и неистощительного использования природных ресурсов в национальную систему социально-экономических отношений. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства при активной роли всех граждан.
Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как в ее пределах сохраняются обширные территории, занятые природными экосистемами и представлена значительная часть мирового биоразнообразия. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.
К числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды относятся: рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов; увеличение численности населения планеты; сокращение пригодных для обитания территорий; деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, и обусловленное этим снижение способности природы к саморегуляции и обеспечению существования человеческой цивилизации; возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли; возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф; недостаточный для перехода к устойчивому развитию уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации; продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
К числу основных факторов дестабилизации природной среды Российской Федерации относятся: ресурсный путь развития экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; высокая доля "теневой" экономики в использовании природных ресурсов; низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения; низкий уровень экологического сознания и культуры населения страны. Эти факторы должны учитываться при формировании и реализации государственной экологической политики Российской Федерации.
Социальная политика является индикатором социально-экономического развития страны в целом. В России совокупные расходы на социальные нужды составили в 2003 году по разным оценкам 16-18% ВВП, в то время, как в европейских странах аналогичные расходы составляют около 30% ВВП. По оценкам аналитиков преодоление застойных явлений в социальной сфере не просматривается даже на период 2005-2006 годы. Все это говорит о необходимости преимущественного развития социальной сферы и увеличения объемов финансирования основных направлений социальной политики. В связи с этим изучение содержания социальной политики и принципов ее финансирования представляется очень актуальным.
А в целом все перечисленное выше расписано в региональных аспектах экономики.
Цель работы: провести теоретическое исследование региональных аспектов экономки, экологической и социальной политики.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть теоретические аспекты региональной экономики;
2. описать сущность и содержание социальной политики;
3. дать характеристику основным направлениям экологической политики Российской Федерации.
1. Теоретические аспекты региональной экономики
В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией объективно осуществляется процесс суверенизации республик, краев, областей Российской федерации, связанный с укреплением их политического статуса, усилением экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. Знания о территориях, их ресурсах, производственном и экономическом потенциале, методах управления при этом являются одним из факторов их эффективного и динамичного использования.
Поэтому прежде чем коснуться проблем управления региональной экономикой необходимо кратко сказать о предмете региональной науки, раскрыть содержание понятия "регион" и его функции в системе экономических отношений.
Авторы одной из современных работ по регионалистике считают, что "предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития регионов".
Соглашаясь в целом с подобной позицией авторов учебного пособия, авторы другого исследования отмечают слишком усеченный подход к предмету региональной экономики и приверженность к старым, еще из социализма, административно-плановым методам и принципам при его определении.
Далее они замечают, что размещение производительных сил действительно важный ресурс экономического развития территорий, но далеко не единственный, поскольку характеризует лишь предпосылку функционирования региональной экономической системы, а не саму эту систему и все фазы ее воспроизводства. При этом они напоминают, что вышеприведенной определение объясняется традицией, т.е. тем местом и ролью, которую играло размещение производительных сил в плановой экономике, когда в центре лучше, чем на местах, знали, что, где и когда размещать. Последствия такого субъективизма в размещении производительных сил до сих пор "расхлебывает" экономика России и бывших советских республик. В условиях становления рыночной экономики процесс размещения факторов производства утрачивает субъективно-административный характер и приобретает черты экономически обоснованного, целесообразного характера на основе рыночного выбора.
Региональная экономика на Западе именуется "региональной наукой", поскольку такое название более полно отражает ее специфику.
Объектами исследования региональной экономики, как следует из самого названия науки, являются регионы.
Понятие "регион" не имеет сегодня однозначного толкования и поэтому разными науками и разными исследователями трактуется по-разному. Но каждая наука требует иметь четкий исходный материал для своего исследования. На это, в частности, указывал Н.Е.Колосовский - известный российский экономист-географ, разработчик первого пятилетнего плана и концепции территориально-производственных комплексов, который считал, что "во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым оказывается понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о "первичном" живом веществе - клетке, в географии - учение о районах".
Но ведь понятие "район" является исходным, родовым не только для географии, но и для всех экономических наук, связанных с пространственным и территориальным аспектом исследований. Отсюда - необходимость проследить значение близких по значению терминов: "территория", "район", "регион".
"Территория", по мнению А.Б. Алаева, (ограниченная часть твердой поверхности Земли с присущим ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующаяся протяженностью (площадью) как особым видом пространственного ресурса и географическим положением и другими качествами".
Значит, "территория" - это та общая пространственная среда, в которой сосуществуют множество более мелких территориальных образований, членение которых предопределено экономическими, географическими, социальными, национальными и другими признаками, делающими эти образования частью целого территориального пространства.
Важнейшим, а точнее наиболее массовым территориальным образованием является "район", который, по мнению уже цитируемого А.Б.Алаева, "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов".
При этом следует отметить очень широкое толкование понятия "район": от "района в городе" до "района в стране". Такое объемное толкование связано с тем, что те признаки, по которым та или иная территория может быть отнесена к району (целостность территории, специализация и экономические связи), являются слишком общими, и под них подпадают и такие образования территорий, как ареал, зона и регион. Что же в этой связи понимается под регионом?
Термин "регион" появился в русском языке позже, чем термин "район". Он связан, прежде всего, с новым направлением в экономической науке - региональной экономикой, определение которой дал Н.Н. Некрасов в 1975 году. Он выделил на территории страны макрорегионы, или зоны (Урал, Сибирь, Поволжье, Дальний Восток и др.), в состав которых входят регионы. Согласно его трактовке "под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов и материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой".
Со временем термин "регион" приобрел излишнюю многозначность. В публикациям, посвященным региональным исследованиям, термин "регион" используется авторами по-разному. Его употребляют и как синоним термина "район", и как союзную республику, и как исключительно Дальний Восток. В другом случае к регионам относят союзную республику, область, край. Наконец, в это понятие включают также города.
Все эти трактовки понятия "регион" основаны на территориальном, географическом его понимании. Но имеются и другие подходы к определению региона.
По мнению А.И.Добрынина под регионом следует понимать "территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса".
Другими словами, в основе приведенного определения понятия "регион" уже заложен экономический признак. Но какие-либо территориальные признаки при этом фактически отсутствуют, что делает понятие "регион" неполной категорией.
В этой связи интересно остановиться еще на двух подходах к определению понятия "регион". Первый их них приведен в книге В.Н.Лексина и А.Н. Швецова "Государство и регионы". Здесь под регионом понимается субъект РФ, административно-территориальное образование, город. Второй, более расширительный - в книге Ю.Н.Гладкова А.И.Чистобаева "Основы региональной политики", в которой дается определение региона как субъекта Федерации либо объединения нескольких субъектов. В обеих работах, как видно, речь идет уже не об экономическом, а об административном районировании.
Проанализировав различные подходы к раскрытию понятия "регион", авторы книги "Управление региональной экономикой" делают вывод о невозможности дать однозначную трактовку понятия. Они выделяют следующие относительно однородные региональные структуры, характерные для России: регион - экономический район; регион - территориально-производственный комплекс; регион - субъект Федерации; регион - муниципальный округ и т.д.
По их мнению, только в рамках каждой территориальной структуры может быть дано соответствующее определение региону.
В современной экономической и политической практике в большинстве случаев в качестве регионов выступают субъекты Федерации с учетом ее административного деления, а также - административно-экономические районы и отдельные города. И в Конституции РФ регион характеризуется как "субъект Федерации". Во всяком случае, для целей данного реферата важным является то, что город Москва однозначно может рассматриваться как регион, будучи и субъектом Федерации, и городом федерального значения.
Еще один важный аспект. В экономической теории существуют два подхода к понятию "регион": регион как сугубо экономическая система и регион как социально-экономическая система.
Сугубо экономический подход был сформирован в 20-30-х годах XX века и предполагал развитие в регионе отраслей производства с целью получения экономического эффекта в масштабах всего народного хозяйства страны, причем без учета уровня развития в самом регионе социальной сферы.
В 60-70-х годах формируется социально-экономический подход к региону, который теоретически ставит уровень жизни людей в зависимость от эффективности функционирования региональной экономики. В рамках этого подхода регион - это социально-экономический комплекс, основные звенья которого, а именно: материальное производство и социальная сфера, сбалансированы. Другими словами, при таком подходе под регионом понимается система, для которой характерно взаимодействие производственной, экологической и социальной подсистем.
Как пишет в учебном пособии "Региональная экономика" И.А. Родионова "основные элементы триады "природа-население-хозяйство" должны рассматриваться во взаимной связи и во всех аспектах их взаимодействия и взаимовлияния".
Однако, социально-экономический подход к региону, появившийся в 70-х годах, не был реализован. Об этом красноречиво свидетельствуют современные черты многих регионов - субъектов РФ, а именно: высокий промышленный потенциал сочетается с низкими показателями уровня жизни населения и неразвитостью социальной сферы. И, как результат, в ряде регионов - субъектов РФ имеют место неблагоприятные демографические показатели, высокий уровень загрязнения окружающей среды, слабое обеспечение социальной инфраструктуры, рост миграции квалифицированных кадров в другие регионы (страны) и т.д. В этой связи возникает необходимость усиления внимания именно к этому социально-экономическому подходу к региону, который становится все более значимым в условиях становления рыночной организации хозяйства.
Раскрытие сущности понятия "регион" и рассмотрение его в качестве предмета научного исследования предполагает обзор тех функций, которые объективно присущи этому административно-территориальному образованию. Без выявления последних невозможно понять роль и значение региона в социально-экономическом и политическом развитии общества. Одной из наиболее важных общих функций региональной экономики является функция регионального управления, главная задача которой - воспроизводство региона как социально-экономической системы.
2. Сущность и содержание социальной политики
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.
Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Социальная политика занимает приоритетное место в социально ориентированной рыночной экономике. Она выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. Иными словами, эффективная социальная политика является одной из основных целей социальной рыночной экономики и в то же время – фактором, поскольку рост благосостояния, уровня жизни населения способствует повышению ее результативности. Кроме того, социальная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации, здоровью, культуре и духовности населения. Все это обуславливает ускоренное развитие социальной сферы в современном обществе.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования: микроуровне, макроуровне, интеграционном уровне, мировом уровне.
На микроуровне проводится социальная политика отдельных хозяйствующих субъектов экономики (фирм, предприятий, организаций). На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика. Интеграционный уровень предполагает реализацию скоординированной социальной политики двух и более стран. Мировая социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем.[1]
Проведение социальной политики требует выделения соответствующих экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры.
Социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для постоянного роста уровня и качества жизни граждан.
Стратегическими целями социальной политики являются:
1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей.
2. Обеспечение эффективной занятости населения.
3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.
4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи.
5. Нормализация и улучшение демографической ситуации; снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.
6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.[2]
Социальная политика связана с решением таких задач, как реализация программ занятости населения, помощь отдельным социальным группам населения, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре), социального страхования. О результативности социальной политики можно судить по уровню и качеству жизни населения.
Социальная политика характеризуется рядом моментов, раскрывающих ее сущность. Прежде всего, она коллективна по своей сущности и содержанию.
Социальная политика направлена на обеспечение социального мира в обществе, общего блага, т. е. удовлетворение потребностей личности путем достижения соответствия личного и общественного. Другой характерной чертой социальной политики является то, что ее объектом выступают социальные отношения. Они, с одной стороны, используются для решения определенных задач, а с другой – изменяются в направлении, нужном для общества на определенном этапе его развития.
Эффективность социальной политики определяется ее взаимосвязью и взаимообусловленностью с конкретной экономической ситуацией в стране. В наших условиях социальная политика является лишь средством реализации реформы, а это снижает, девальвирует ценность социальной политики. И, соответственно, ограничивает возможности ее реализации и экономического роста страны.
Социальная политика достаточно четко определяет структуру и сущность деятельности государства по решению проблем социальной защиты населения, и прежде всего экономически активного населения.
3. Основные направления экологической политики Российской Федерации
3.1. Содержание экологической политики
Экологическая политика – публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач, в том числе:
совмещение экологических целей и задач с целями и задачами развития предприятия в целом; осознанное принятие и активная поддержка экологической политики и обязательств руководством предприятия;
экосправедливость; сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие; экологическая целесообразность; цивилизованное предпринимательство;
добровольное расширение экологических обязательств предприятия в отношении всех заинтересованных в экологических аспектах его деятельности лиц и сторон; охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка воздействия на окружающую среду; поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования; экологическая благотворительность;
экоэффективность; достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;
повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности;
стремление к достижению экологической состоятельности; создание и использование кредита доверия;
последовательное улучшение во всех областях экологической деятельности, где это практически осуществимо; развитие более экологически чистого производства; минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду;
предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду в источниках его образования; рациональное использование ресурсов;
экологическое лидерство;
доступность объектов и результатов экологической деятельности, включая отрицательные результаты, для всех заинтересованных лиц и сторон (экологическая "прозрачность" предприятия); активная демонстрация результатов деятельности;
независимая оценка результатов экологической деятельности предприятия (осуществление систематического экологического аудирования);
информирование, мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия;
вовлечение поставщиков и смежников в экологическую деятельность предприятия;
вовлечение потребителей товаров и услуг в экологическую деятельность предприятия;
обязательное документирование предприятием экологической деятельности и подробная добровольная отчетность о результатах деятельности ("зеленая отчетность" предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;
соответствие действующему природоохранительному законодательству, экологическим нормам и правилам; разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования.
3.2. Сохранение и восстановление природной среды
Основной задачей является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Для этого необходимо:
сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития страны и отдельных регионов комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем;
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;
развитие сетей охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
сохранение и восстановление целостности природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередач и т.п.;
сохранение и восстановление природного биологического разнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.
3.3. Устойчивое природопользование
Основными задачами являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.
Для этого необходимо:
внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных и минеральных ресурсов;
сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
обеспечение сохранения разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;
внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота.
3.4. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Основными задачами являются снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также снижение удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
Для этого необходимо:
внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности; технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием; оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
обеспечение качества воды, почв и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями;
сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
развитие системы использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;
снижение потерь энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации их производства энергии и энергоснабжения и оптимизации системы снабжения мелких потребителей;
модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного;
преимущественное развитие экологически безопасного общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;
развитие экологически ориентированных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование.
Заключение
В ходе решения поставленных задач были получены следующие выводы:
Социальная политика — это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда.
Неотъемлемым элементом социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.
Показателем реализации социальной политики в Челябинской области является программа "Эффективная социальная политика".
Финансирование социальной политики на уровне области осуществляется в следующих размерах:
Учреждения социального 4942492,1 т.р.
Социальная помощь 13111091,0 т.р.
Пенсии военнослужащим 66605849,6 т.р.
Пенсии и пособия в правоохранительных органах 44173647,0 т.р.
Прочие мероприятия в области социальной политики 30174409,4 т.р.[3]
Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.
Финансирование социальной сферы осуществляется из различных источников: 1. Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.); муниципальные бюджеты; II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения; III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).
Первостепенное значение в государственном финансировании социальной сферы на современном этапе приобрела проблема формирования доходной части бюджета, т.е. налогообложение доходов.
Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.
Недостаточное финансирование государством принятых им федеральных у социальных законов на протяжении второй половины 1990-х гг. приводит к отрицательным последствиям разного масштаба и уровня, среди которых -снижение эффективности федеральной социальной политики и усиление социальной напряженности в обществе, размывание бюджетной ответственности федеральных и региональных органов власти и ухудшение условий для управления бюджетами на региональном и местном уровнях.
Путями решения проблем в сфере социальной политики является: поиск дополнительных источников финансирования, проведение единой стратегии при реформировании социальной сферы, рациональное формирование бюджетной политики и др.
Список использованной литературы
1. Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни. - 2003 //Экономист. -2003. -N 8. - С. 23-27
2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
4. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой/ Г. В Гутман, А А Мироедов, Федин; Под ред. Г. В. Гутмана. - М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
5. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. - Москва: «Тесса», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. -416 с.
7. КотилкоВ. В. Региональная экономическая политика Учебное пособие - М. Изд-во РДЛ. 2001. - 272 с.
8. Проблемы социальной политики.//Свободная мысль–ХХ.–2003.№5.с.41-47
9. Региональная экономика. Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Юнити, 2004. – 519 с.
10. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.67-73.
11. Социальная политика. Толковый словарь/Под ред. Н.А. Волгина–М.:Экзамен, 2003.
12. Степанов М. Региональная экономика. – М.: ИНФРА- М., 2002. – 463 с.
13. Уколов В.Ф. Приоритеты управления региональным развитием. - М.: 2001. - 250 с.
14. Экономические основы социальной работы.–М.: ВЛАДОС, 2003. 356с.
15. Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–308с.
[1] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.309
[2] Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.67
[3] Проект федерального закона N 362797-3 "О федеральном бюджете на 2004 год"