Содержание
Введение. 3
1. Система финансирования. Спонсорство и меценатство. 4
2. Материально-техническая база. 8
3. Система управления и организация культурно-досуговой деятельности. 13
4. Нормативно-правовое обеспечение. 16
Заключение. 19
Список литературы.. 22
Введение
Слухи о неизбежной гибели культуры, а вместе с ней важной ее области - культурно-досуговой деятельности под "асфальтовым катком" рыночной экономики оказались сильно преувеличенными.
Вопреки мрачным прогнозам некоторых культурологов, социологов и журналистов культура живет, развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов, прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше (впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы). Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.)[1].
Целью данной работы является рассмотрение культурно-досуговой среды. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение системы финансирования, материально-технической базы, системы управления и организации культурно-досуговой деятельности, а также нормативно-правовое обеспечение.
1. Система финансирования. Спонсорство и меценатство
Бюджетное финансирование культуры реализуется в современных условиях в двух основных формах. Во-первых, это финансирование по нормативу. Оно включает в себя фонд заработной платы, средства на содержание здания, на капитальный ремонт, на развитие. Во-вторых, это сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е. финансовая поддержка конкретных социально-творческих (социально-культурных) заказов, например, проведение Дня города, фестиваля детского творчества, праздника улицы и т.п.
Социально-творческий заказ формируется в каждом отдельном случае местными органами, исходя из социокультурной ситуации в регионе и в соответствии с местными программами социально-культурного развития. Подготовка и проведение мероприятий по социально-творческому заказу финансируются органами культуры из фонда развития культуры и искусства.
Помимо основных средств муниципального бюджета в настоящее время есть возможность еще использовать внебюджетный фонд, из которого учреждения культуры также могут направлять средства для реализации конкретных социально-значимых целей. В современных рыночных условиях для учреждений культуры характерен поиск дополнительных источников финансирования и внебюджетных средств. В сфере досуга активно утверждается принцип договорно-заказных отношений между различными субъектами социально-культурной деятельности, в том числе на уровне "горизонтальных связей". В результате важным источником дополнительного финансирования учреждений культуры становится система договоров с конкретным заказчиком - предприятием, школой, воинской частью и т.п.
При договорной системе средства, поступающие учреждениям культуры от предприятий-заказчиков, формируются в результате обмена ресурсов предприятия на деятельность учреждения культуры. Культурно- досуговое учреждение создает и передает предприятию-заказчику определенный духовный "товар", представляющий ценность для потенциального покупателя. Факт "покупки", выразившийся в оплате труда сотрудников, свидетельствует, что они произвели общественную потребительную стоимость, определенное информационное, эстетическое, социальное благо, которое нашло свой конкретный адрес, говоря экономическими терминами "предложение" нашло "спрос"[2].
Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться: арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещение рекламы и т.д., за использование транспортных средств; различные виды платных услуг; коммерческая деятельность; спонсорство и меценатство; другие источники.
Все поступающие из различных источников средства включаются в доход учреждения культуры и составляют единый фонд финансовых средств. Законом определено, что поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений из фонда развития культуры.
Платные услуги составляют важную часть деятельности современного культурно-досугового учреждения, действующего, в условиях рынка. Вовлекаясь в товарно-денежный оборот, платные услуги обретают товарную форму. Услуги имеют цену, основанную на сумме затрат по их оказанию которые включают издержки реализации, себестоимость или прибыль. Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг.
Министерством финансов установлен порядок образования и использования прибыли от реализации платных услуг населению. Весь объем прибыли за платные услуги полностью остается в распоряжении учреждений для развития и укрепления их материальной базы, содержания специалистов, занятых в сфере бесплатного обслуживания, поощрения ра-ботников. Для поощрения работников, занятых в сфере платных услуг, осуществляются отчисления в размере 2% от фактической суммы доходов от платных услуг и 30% от суммы превышения доходов над расходами. Следует иметь ввиду, что все виды платных услуг освобождаются от налога на добавленную стоимость (Закон "О налоге на добавленную стоимость", ст. 5).
В соответствии с "Основами законодательства РФ о культуре", платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
Коммерческая деятельность ведется также в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Она регламентируется специальной статьей "Основ законодательства РФ о культуре" (ст.47). В ней записано, что государственные и муниципальные учреждения культуры имеют право вести предпринимательскую деятельность по следующим направлениям: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и фирм; приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним; осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
В законе сказано, что деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренной уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Спонсорство и меценатство принято относить к источникам дополнительного финансирования в сфере культуры. В укреплении финансово-материальной базы культурной отрасли сегодня немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и фирм целевым назначением на нужды культуры. Этот вид источников финансирования социально-культурной сферы принято подразделять на пожертвования, спонсорство и меценатство.
Еще одним источником доходов в социально-культурной сфере могут являться льготы по налогообложению.
Система налогообложения в сфере культуры имеет свою специфику. Перечислим виды налогов, которые взимаются в настоящее время в учреждениях культуры, а также те, от которых они освобождаются:
1. Налог на добавленную стоимость взимается со всех предприятий и составляет 20%. Культурные учреждения от него освобождаются во всем, что касается их прямой деятельности. Перечень культурных услуг, освобождаемых от НДС указан в совместном решении Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы от 07.08.1992 г. В том числе не облагаются билеты на спектакли, на аттракционы в парках культуры и отдыха; прокат кассет и видеокассет; плата за обучение самоокупаемых кружках; фотографирование; ксерокопирование; звукозапись; составление библиотечных каталогов по заказам.
2. Налог на прибыль в размере 70% взимается с дохода от видео показа и игровых автоматов, установленных в клубных учреждениях.
3. Налог на прибыль взимается со всех предприятий и организаций находящихся на бюджетном финансировании. Но у учреждений культуры налогом облагается лишь предпринимательская деятельность, причем с суммы прибыли.
4. Налог на землю с учреждений культуры не взимается.
5. Налог на имущество с физических лиц не взимается с 1993г. с деятелей культуры и искусства, народных мастеров, использующих специально оборудованные помещения, в том числе и жилье исключительно в качестве творческих мастерских, ателье и студий, а также с лиц, использующих жилую площадь для организации открытых для посещения негосу-дарственных музеев, галерей, библиотек и т.д.
6. Налог на имущество предприятий с бюджетных орга-низаций и учреждений культуры не взимается[3].
2. Материально-техническая база
В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).
Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права "пускать деньги на ветер", не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат! Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.
Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена.
Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение "форма должна соответствовать содержанию" не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.
Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.
Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.
Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.
Профессиональное мастерство культработника проявляется при отборе им содержания будущей культурно-досуговой акции, под которым принято понимать определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от партийной пропаганды и агитации, культработники почему-то ушли от пропаганды знаний экономических, эстетических, правовых, педагогических.... Между тем потребность в них сегодня как никогда велика.
Поскольку только массовыми мероприятиями не исчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важно заботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и студиях, включая и индивидуальную справочно-консультационную, и образовательную работу.
Совершенствовать технологию какой-либо работы - это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.
Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях[4].
В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.
С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".
Разумеется, профессиональный культработник быстрее волонтера поставит и решит административно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования. В этом одна из сложностей нашей профессии, в этом ее отличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будет удовлетворена, она должна быть целенаправленно сформирована тем же культработником. Когда же придет время для удовлетворения конкретной потребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве и реализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственными усилиями эту услугу... создает. Да еще и платит за это! Это очень важная информация к размышлению.
Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку. При любом учреждении культуры найдеется хотя бы один спонсор или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т.п. Отрыв от этих "контактных аудиторий" чреват большими потерями в работе.
В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.
Прямо противоположные задачи у "паблисити", иначе говоря - пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры.
3. Система управления и организация культурно-досуговой деятельности
Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно.
Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными, а вместо них обнаружился широкий спектр негативных явлений: преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность и т.п. язвы на теле общества, только по чистой случайности не достигшего сияющих вершин светлого будущего.
Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга.
Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.
Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т.п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - о б м е н. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т.е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает рынок, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.
Как же работать культурно-досуговым учреждениям в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой деятельности?
Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе. Речь, в сущности, идет о вполне понятных взаимосвязях, однако именно недооценка последних на практике приводила и теперь еще приводит к весьма неутешительным результатам в работе культурно-досуговых учреждений.
4. Нормативно-правовое обеспечение
Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись, прежде всего, сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Государственное финансирование культуры регламентируется специальной статьей "Основ законодательства о культуре" (ст.45), которая называется "Финансирование культуры и культурной деятельности". В ней определены основные нормативы финансирования культурного сектора: не менее 2% средств республиканского бюджета РФ и не менее 6% средств местного бюджета.
Составной частью налоговой политики государства в сфере культуры является система налоговых льгот. К ним относятся следующие виды льготного налогообложения:
- с целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития культуры государство вводит специальные льготы для предприятий, учреждении и организаций, независимо от их организационно-правового статуса, а также физическим лицам, том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Российской Федерации (характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации)[5];
- в соответствии с Указом Президента "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры, и искусства в РФ" (от 12 ноября 1993 г.1) с 1 января 1994 г увеличивается доля не подлежащей налогообложению прибыли, безвозмездно перечисляемой предприятиями и организациями государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службе, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, до 5%, а доходы банков и страховых организаций, перечисляемые на эти же цели- до 3%; - соответствии с "Основами законодательства РФ о культуре" для некоммерческих организаций культуры устанавливается особый порядок налогообложения их прибыли.
Применение вышеизложенных мер полностью не решит одну из острых проблем социально- культурной сферы - проблему финансирования. Но данные меры могут оказать существенную помощь культуре при выживании в условиях транзитивного общества.
Заключение
В данной работе рассмотрена культурно-досуговая среда. По работе можно сделать следующие выводы.
Бюджетное финансирование культуры реализуется в современных условиях в двух основных формах. Во-первых, это финансирование по нормативу. Оно включает в себя фонд заработной платы, средства на содержание здания, на капитальный ремонт, на развитие. Во-вторых, это сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е. финансовая поддержка конкретных социально-творческих (социально-культурных) заказов, например, проведение Дня города, фестиваля детского творчества, праздника улицы и т.п.
В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).
Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.
Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе. Речь, в сущности, идет о вполне понятных взаимосвязях, однако именно недооценка последних на практике приводила и теперь еще приводит к весьма неутешительным результатам в работе культурно-досуговых учреждений.
Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись, прежде всего, сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации.
Список литературы
1. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. Устьянцева В.Б; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 164 с.
2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н.Н. Ярошенко; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях: Лекция / И.Н. Ерошенков; Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1994. - 43 с.
4. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: [Учеб. пособие для вузов культуры и искусства, пед. ин-тов и сред. спец. учеб. заведений] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; Рос. акад. образования, Центр социал. педагогики, Моск. гос. ун-т культуры. - М.: Моск. ун-т культуры, 1995. – 135
5. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И.М. Шейман, Л.И. Якобсон, Л.С. Демидова и др.; Ин-т мировой экономики и междунар. отнош. - М.: Наука, 1995. - 156 с.
[1] Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. Устьянцева В.Б; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 164 с.
[2] Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. Устьянцева В.Б; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 164 с.
[3] Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: [Учеб. пособие для вузов культуры и искусства, пед. ин-тов и сред. спец. учеб. заведений] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; Рос. акад. образования, Центр социал. педагогики, Моск. гос. ун-т культуры. - М.: Моск. ун-т культуры, 1995. – 135
[4] Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях: Лекция / И.Н. Ерошенков; Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1994. - 43 с.
[5] Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н.Н. Ярошенко; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.