Содержание
Введение. 3
1. Анализ трудового потенциала салона красоты «Дива». 5
2. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления. 8
3. Кадровая политика как стратегия управления персоналом в салоне красоты «Дива». 9
4. Кадроведческие технологии в салоне красоты «Дива». 18
5. Развитие карьеры персонала как принцип инвестирование в человеческий капитал. 20
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Введение
Преддипломная практика была пройдена в салоне красоты «Дива», в которой студентка, проходившая практику, является его директором.
Как машина не может двигаться без мотора, так и управление организацией невозможно без людей, приводящих ее в действие, являющихся ее сердцем, мотором. Именно люди приводят в действие имеющиеся в распоряжении любой организации станки, машины, финансы, сырье и пр. И как мотор автомобиля, так и персонал организации может работать по-разному. Наладить работу этого «мотора» и есть первейшая задача руководства любой организации.
Руководство людьми (или как сейчас принято говорить, управление персоналом) – дело не менее тонкое чем строительство дома, и здесь не следует полагаться на то, что «авось получиться». И старые проблемы не исчезают, и возникают новые, да еще похуже прежних. Хотели как лучше, а запутали клубок еще больше.
Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Ситуация в России — не исключение. Тем не менее, преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Значение данной практики в подготовке специалистов по управлению персоналом в практическом привитии навыков сбора и анализа информации для выработки управленческих решений в реальных условиях профессиональной деятельности на предприятии.
Поэтому цель данной практики заключается обеспечения непосредственной связи обучения с производством и подготовки к профессиональной деятельности путем решения конкретных, реальных производственных, социально-экономических задач.
Задачами практики являются:
1. закрепить теоретические знания;
2. приобретение практических навыков и умений аналитической работы;
3. ознакомление с процессами управленческого труда.
Объектом изучения является деятельность салона красоты «Дива»
1. Анализ трудового потенциала салона красоты «Дива»
Салон красоты «Дива» оказывает следующие виды услуг:
· Парикмахерские услуги;
· Услуги маникюра и педикюра;
· Услуги по пирсингу;
· Услуги косметолога;
· Услуги дерматолога;
· Услуги массажиста.
Перечислив представляемые салоном виды услуг, рассмотрим штатную численность персонала.
Таблица 1
Штатная численность и динамика заработной платы работников салона красоты «Дива» (01.01.04)
Должность |
Количество работников |
Среднемесячная заработная плата (руб) |
Директор |
1 |
12000 |
Зам. директора |
1 |
10800 |
Администратор |
1 |
9400 |
Парикмахер |
4 |
7400 |
Мастер маникюра |
1 |
6500 |
Мастер педикюра |
1 |
7000 |
Косметолог |
1 |
6000 |
Косметолог-дерматолог |
1 |
7000 |
Массажист |
1 |
5000 |
Уборщица |
1 |
2000 |
Всего |
13 |
73100 |
Итак, судя по таблице 1 видим, что заработная плата работников салона дифференцируется зависимости от квалификации и занимаемой должности.
В 2004г. Планируется расширить ряд косметических услуг салона в связи с недостатком рабочей силы.
Для характеристики движения рабочей силы построим еще одну таблицу, характеризующую показатели движения рабочей силы салона красоты «Дива».
Таблица 2
Динамика показателей движения рабочей силы салона красоты «Дива» (01.01.04)
Наименование показателя |
Количество работников (чел.) |
1. Количество приятого на работу персонала |
16 |
2. количество уволившихся работников |
4 |
3. количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины |
4 |
4. Количество работников, проработавших весь год |
8 |
Среднесписочная численность персонала – 25 работников.
Посчитаем сначала коэффициент оборота по приему работников по формуле:
Кпр = Количество принятого на работу персонала / Среднесписочная численность работников
Кпр = 16/25 = 0,64
Посчитаем коэффициент оборота по выбытию:
Кв = Количество уволившихся работников / Среднесписочная численность работников
Кв= 4/25 = 0,16
Посчитаем коэффициент текучести кадров:
Кт = Количество уволившихся работников / Среднесписочная численность работников
Кт= 4/25 = 0,16
Как видим, саамы минимальный коэффициент среди динамики показателей движения рабочей силы является коэффициент текучести кадров. Это может означть, что в салоне красоты «Дива» присутствую такие экономические показатели стимулирования работников, как:
· Достаточный уровень заработной платы для удовлетворения материальных и моральных потребностей салона;
· Регламентированный режим труда и отдыха, приемлемый для работников;
· Достаточно сформированная система нематериального вознаграждения работников: трудовой стаж, пенсионное страхование, медицинское страхование, оплата отпуска.
Но все же показатель постоянства достаточно низок. Причины непостоянства кадрового состава могут быть таковыми:
· Низкая заработная плата;
· Отсутствие перспектив роста;
· Несложившиеся отношения с руководством;
· Неудобный график работы;
· Неудобное расположение места работы;
· Грубое нарушение трудовой дисциплины.
Рассмотрим данные причины непостоянства кадрового состава потенциала в процентном соотношении с этими причинами непостоянства.
Таблица 3
Причины непостоянства трудового потенциала салона красоты «Дива» (01.01.04)
Причина непостоянства |
% от общего количества |
Низкая заработная плата |
14 |
Отсутствие перспектив роста |
11 |
Несложившиеся отношения с руководством |
33 |
Неудобный график работы |
8 |
Неудобное расположение места работы |
26 |
Грубое нарушение трудовой дисциплины |
5 |
Другое |
3 |
Из таблицы 3 видно, что основными причинами непостоянства кадрового состава являются такие показатели как:
· Несложившиеся отношения с руководством
· Неудобное расположение места работы
2. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления
В салоне красоты «Дива» из существующих четырех подходов роли кадров:
1. трудовые ресурсы;
2. управление персоналом;
3. управление человеческими ресурсами;
4. управление человеком.
Скорее всего в салоне красоты характерен третий подход «управление человеческими ресурсами», так как человек рассматривается в нем не как должность, а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компоненнтов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника.)
Первостепенная значимость персонала в современном производстве во многом отражает то обстоятельство, что на первый план в конкурентной борьбе все увереннее выходит качество продукции. Причем качество сегодня понимается не только как надежность продукции, но и как ее способность максимально удовлетворять потребности людей. Такое «тотальное» качество обеспечивается всеми этапами производственного процесса: от проектирования продукции до ее реализации. Оно требует высокой производственной культуры персонала, образцом которой служат такие крупнейшие японские, американские и транснациональные корпорации, как «Сони корпорейшн», «Миннесота, Майнинг энд Мэньюфэкчуринг (ЗМ)», «Ай-би-эм» и др[1]. Таким образом, перспективы развития науки и практики управления персоналом непременно будут нацелены на появление новых научных направлений, открывающих новые возможности в управлении персоналом.
3. Кадровая политика как стратегия управления персоналом в салоне красоты «Дива»
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы[2].
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры)[3].
Анализируя ситуацию в «Дива», можно сделать следующие выводы по поводу существующей кадровой политики. Во-первых, руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала. Естественно, что в «Дива» никто не занимается прогнозом кадровых потребностей. Не развита диагностика кадровой ситуации в целом. Руководство организации не пытается понять причины и оценить последствия сложившихся экстренных ситуаций, все конфликтные ситуации разрешаются быстро, без должного анализа, используются любые средства и методы, которые негативно сказываются на ситуации в коллективе в целом. Таким образом, можно сказать, что в «Дива» существует пассивная кадровая политика. Руководство «Дива» не имеет четких представлений о правилах и нормах, свойственных этому предприятию, которые лежат в основе кадровых мероприятий. Влияние управленческого аппарата на кадровую политику в организации сводится к прямому указанию директора салона на определенный способ реагирования на то или иное событие.
Во-вторых, организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета работы в этой или родственных ей организациях. В «Дива» можно прийти и начать работать на любом уровне, как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Можно сделать вывод, что существующая кадровая политика является открытой, что не способствует повышению престижа салона.
По реализации кадровой политики на «Дива» осуществляются следующие мероприятия:
1. Усиливается системность в подборе кадров и охватывается этой работой весь спектр: от найма до ухода сотрудника. Улучшается процедура выдвижения: информация о вакансиях, кандидатах, ответственность рекомендующих регламентация права выдвигать кандидатов, процедуры обсуждения, назначения и введения в должность. Если брать каждый из этих моментов порознь, то они кажутся не очень существенными. Но в совокупности они позволяют поднять на новую ступень всю работу по подбору кадров.
2. В целях стабильной работы организации, планирования ее развития очень важным в салоне красоты «Дива» является долгосрочное планирование кадровой политики предприятия.
Корпоративная стратегия в салоне красоты «Дива» не всегда развивается гладко, так как не всегда вовремя имеется в наличии необходимые материалы, или она не выполняет те задачи, которые прогнозировались. Периодически возникает большая, чем это предполагалось текучесть кадров. Планировавшийся набор кадров не ведется. Поэтапное обучение рассчитано с ошибками, потенциальные рекламные листки дискредитированы. В результате часто планы не выполняются.
Для реализации кадровой стратегии в салоне красоты «Дива» отсутствует служба управления персонала.
В «Дива» сложился блок функций или основных направлений по управлению персоналом. Эти функции выполняют: администратор
К этим направлениям относятся:
- составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом;
- принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кандидатов;
- совершенствование организации замещения кадров;
- проведение конкурсов на замещение вакантных должностей;
- повышение квалификации работников;
- оформление в резерв и перемещение по должности;
- организация учета по управлению деловой карьерой и резервом;
- изучение расстановки и использования специалистов, а также деловых качеств работников;
- создание резервов кадров на выдвижение;
- контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом;
- изучение движения кадров;
- обеспечение составления отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом;
- проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры;
- контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров;
- выполнение программы работы с кадровым резервом.
Перечислим основные направления кадровой службы по управлению персоналом «Дива» (табл.4).
Таблица 4
Основные направления по управлению персоналом
«Дива»
Наименование направления |
Директор |
Зам. директора |
Остальной персонал |
1. Планирование карьеры персонала и кадрового резерва |
утверждает |
отвечает |
участвует |
2. Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей |
утверждает |
отвечает |
информация |
3. Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв |
утверждает |
отвечает |
участвует |
4. Оформление в резерв и перемещение по должностям |
утверждает |
отвечает |
информация |
5. Изучение деловых качеств работников |
утверждает |
отвечает |
информация |
6. Изучение движения кадров |
утверждает |
отвечает |
информация |
7. Разработка схем замещения и индивидуальных планов развития карьеры |
утверждает |
отвечает |
информация |
8. Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв |
утверждает |
отвечает |
участвует |
9. Выполнение программы работы с резервом |
утверждает |
отвечает |
информация |
Условные обозначения:
«отвечает» - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ;
«участвует» - участвует в выполнении данной функции;
«информация» - предоставляет исходные данные для выполнения функции;
«утверждает» - принимает решение, утверждает документ.
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации предоставлена материальными объектами стоимость которых со временем снижается посредством амортизации ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, для блага самой организации так и для личного блага служащих своей организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров[4].
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
Целью развития персонала в салоне красоты «Дива» является повышение кадрового потенциала предприятия. Развитием персонала занимается зам. Директора. В своей деятельности он решает следующие задачи:
- рационального использования профессиональных способностей работников в интересах достижения общей цели компании;
- своевременного обеспечения потребностей компании в персонале в необходимом количестве, в нужном месте, с требуемым уровнем квалификации и профессиональным опытом;
- создания эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала;
- обеспечения относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру.
Салон красоты «Дива» развивает инвестирование в подготовку персонала, поскольку внешний рынок труда и система государственного образования не всегда удовлетворяет его потребностям.
Среди наиболее важных тенденций в развитии человеческих ресурсов салона красоты «Дива» можно отметить:
- прогнозирование и планирование персонала;
- определение потребности в обучении;
- своевременное повышение квалификации новых сотрудников;
- укрепление связей с другими организациями по обучению и тренингу;
- аттестацию персонала;
- систему профессионального роста, важное значение в которой уделяется подготовке резерва руководящих кадров;
- повышение гибкости системы развития
- результаты;
- сочетание индивидуального обучения с обучением в командах;
- движение от фрагментарного повышения квалификации к интегральному развитию человека;
- переход от стандартных программ обучения к гибким, проблемно – ориентированными программами развития.
Такие программы должны представлять собой замкнутый цикл развития человеческих ресурсов, ориентированный на цели компании и конечные результаты ее деятельности, а не только на собственно обучение.
Система непрерывного «фирменного» профессионального обучения руководителей, специалистов и рабочих входит составной частью в кадровую политику «Дива».
Основной целью системы является создание трудового коллектива, который мог бы решать поставленные перед салоном функциональные задачи с наивысшей производительностью, минимальными издержками и требуемой технологической надежностью.
Салон красоты «Дива» предполагает следующие основные этапы обучения:
- первичное обучение – для лиц, впервые принятых на работу в салон красоты «Дива»;
- обучение первого года, предполагающее детальное знакомство с той организацией, в которой работает сотрудник;
- повышение квалификации с заданной периодичностью в течение всей трудовой деятельности с целью поддержания заданной квалификации работника;
- обучение, связанное с карьерным ростом.
Деятельность салона планируется по времени, месту обучения, численности, виду, содержанию и методам обучения. Непрерывность обучения обеспечивается при индивидуальном планировании, рациональном сочетании периодичности, видов и методов подготовки, учетом потребностей салона, а также задач, стоящих перед «Дива» в целом.
Для молодых специалистов и специалистов, впервые пришедших на работу в салон, предусматривается специальная программа, позволяющая адаптировать специалиста, определить его профессиональные качества и привить фирменные традиции. Адаптация молодых специалистов, выпускников вузов и техникумов, выявление в их среде перспективных личностей, обладающих высокими личностно – профессиональными качествами, является одним из важнейших направлений деятельности кадровых служб.
Одним из ключевых вопросов программы поддержки кадрового развития остается формирование резерва кадров на выдвижение и предметная работа с ним. Работа по созданию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности салона предусматривает планомерную и целенаправленную систему подготовки и проверки на практике будущих руководителей, которая и позволяет обеспечить непрерывный отбор кандидатов на руководящие должности, рост их деловых и профессиональных качеств. Особое внимание уделяется подготовке управленческих кадров на должности номенклатуры «Дива».
Для обучения резерва разработана единая система подготовки, взят курс на разработку и сопровождение программ управления карьерой резервиста.
С целью своевременного пополнения резерва кадров, повышения качества и эффективности труда руководителей и специалистов один раз в два года в салоне проводится их аттестация. Для ее организации разработаны "Рекомендации по проведению аттестации руководителей и специалистов салона красоты «Дива». Необходимо отметить, что 1999 года проводимая в салоне работа с резервом в основном заключалась в периодическом обучении резервистов в различных учебных заведениях, но не все возможные направления использовались, т. е. практически эта работа не была должным образом систематизирована. В настоящее время целесообразность работы с резервом неоспорима, и поэтому в салоне красоты уделяется особое внимание осуществлению этого мероприятия.
Подготовка руководящего персонала, а также специалистов, зачисленных в кадровый резерв, включает обучение по карьерным и индивидуальным планам. Планами предусматривается изучение новых методов хозяйствования, формирование и методов личной работы, нормативных документов, ознакомление с деятельностью родственных предприятий, , т. е. конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение специалистом необходимых теоретических и практических знаний.
На практике пришлось столкнуться с экономическими методами управления. В салоне красоты «Дива» основным экономическим стимулом деятельности применительно к персоналу является оплата труда.
Также методами управления являются организационно-распорядительные. Цель, которых состоит в том, что бы обучить работников правильному выполнению обязанностей, возложенных на них, с помощью различного рода методических указаний, должностных инструкций, пособий.
Кроме этого в салоне существуют социально-психологические методы управления, которые базируются на использовании инструментария поведенческих наук в менеджменте. Они воздействуют на духовные интересы людей, регулируют сложную систему межличностных отношений. Так салон является маленьким, то, соответственно, социально-психологические службы отсутствуют и проблемы, которые возникают в коллективе, как правило, решает их руководитель. Во время прохождения практики проблемы в коллективе не возникали.
4. Кадроведческие технологии в салоне красоты «Дива»
Подбор и расстановка кадров
Салон красоты «Дива», понимая особую важность в подборе кадров, разрабатывает собственные тесты для оценки претендентов по следующим параметрам:
- профессиональная пригодность к выполнению определенных видов работ;
- способность претендента к адаптации в коллективе сослуживцев и отношения с клиентами (коммуникабельность, работа в команде, и т.д.);
-личные качества (организованность и др.).
Подбор кадров осуществляется в процессе собеседования с претендентом, с учетом результатов тестирования.
Также проверяется профессиональный уровень при приеме на испытательный срок.
Приветствуется опыт работы в данной сфере деятельности, уровень образования.
Обучение и развитие текущего профессионального уровня сотрудников предприятия
Для того, чтобы салон была конкурентоспособен, ему необходимо проводить повышение квалификации сотрудников[5]. Для этого в салоне красоты «Дива» организуются курсы повышения квалификации с приглашением сотрудников из других фирм подобного рода деятельности (профессиональный обмен знаниями). Проводятся ежемесячные совещания по вопросам технологического характера на которых выясняется, какие необходимо предпринять меры по улучшению качества обслуживания клиентов:
- привлечение новых сотрудников;
- повышение уровня сотрудников работающих в салоне;
Оценка персонала в организации
Оценка персонала в организации производится для выявления текущего уровня сотрудников организации[6].
Определяется необходимость в повышении квалификации.
Оценка персонала салона красоты производится для наиболее полного и качественного планирования финансового результата.
Производится оценка персонала для повышения психологической совместимости сотрудников организации, что в конечном итоге ведет к улучшению коммуникаций и обеспечению более качественного информационного потока внутри предприятия.
Производится принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении.
Мотивация и стимулирование работников фирмы
В салоне «Дива» осуществляется мотивация, основанная на внутреннем мире человека (так называемая внутриличностная теория). Каждый сотрудник организации, проявивший инициативу, поощряется материально. Также постоянно обращается внимание на качество условий труда[7]. Таким образом, можно сказать, что применяется двухфакторная теория Херцберга.
В основе этой теории лежит положение о том, что существует два типа факторов, влияющих на трудовое поведение работников - факторы, связанные с внешними условиями (контекстом).
5. Развитие карьеры персонала как принцип инвестирование в человеческий капитал
Анализируя систему управления карьерой в салоне красоты «Дива» в основу планирования карьеры следует положить следующие принципы:
1) индивидуальности, что предполагает определенную изобретательность при планировании развития карьеры, т. к. далеко не все руководители и специалисты могут удовлетворять требованиям (по способностям, возрасту, образовательному уровню и т. д.);
2) взаимной заинтересованности, мотивации. Очевидно, что и работник, и предприятие должны быть заинтересованы в развитии карьеры. Это предполагает перспективы развития производства, мотивацию на развитие карьеры и ряд других факторов, определяющих заинтересованность сторон;
3) стимулирования и материального обеспечения. Имеются в виду не только все виды стимулирования (морального и материального), но и планирование финансирования развития карьеры работника в планах предприятия, что, как правило, не делается;
4) обязательности профессионального роста, что предполагает повышение квалификации, рост профессионализма (мастерства), соответствующее планирование и т. д.;
5) социально – психологического комфорта и удовлетворенности, что обеспечивается социальным признанием, ростом материального благополучия и т. п. (при повышении в должности или квалификации и т. д.);
6) объективности, что предполагает исключение влияния субъективных факторов со стороны руководителей, планирующих и контролирующих развитие карьеры.
Планирование карьеры работника рекомендуется выполнять руководителю салона или его заместителю с привлечением непосредственного руководителя работника и руководителя службы управления персоналом. В этом случае руководители, планирующие карьеру, обладают соответствующим кругозором; они знают перспективные планы развития салона красоты, имеют данные по планированию потребности в персонале и т. д. Все это обеспечивает составление грамотного и корректного плана карьеры работника, отвечающего потребностям салона и интересам самого работника.
Карьера работника, как длительный процесс, включает в себя целый ряд взаимосвязанных элементов. Как отмечалось выше, следует иметь в виду, что карьера работника зависит от заинтересованности в ней самого работника, а также того предприятия, на котором он работает.
Таким образом, структура карьеры работника должна включать следующие подструктуры: личностную, ценностную и производственную[8].
- личностная подструктура: мотивация на карьеру, личностные качества, самореализация (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе и т. п., социальное признание как свидетельство одобрения окружением стремления работника к развитию карьеры, достижения целей карьеры и т. д.;
- ценностная подструктура: социальная принадлежность (нередко определяющая формы и пути развития карьеры), общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки);
Все подструктуры в развитии карьеры работника проявляются в комплексе и взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры работника следует учитывать все элементы структуры карьеры, т. к. иначе предприятие и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями.
Развитие карьеры работника может происходить только тогда, когда сам работник и администрация салона обеспечивают развитие всех элементов структуры карьеры в целом.
карьера – это процесс, включающий ряд периодов, зачастую повторяющихся, но с более качественной базой. К таким периодам (этапам) следует отнести:
- повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе "фирменного" профессионального образования «Дива»;
- зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности. В период нахождения в резерве работник обязательно проходит подготовку в салоне красоты «Дива» (повышение квалификации, переподготовка и стажировка) согласно индивидуальным планам;
- назначение на более высокую должность (либо по результатам подготовки в резерве, либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);
Этапы карьеры работника целесообразно планировать (в виде плана карьеры) с включением тех периодов и в той последовательности, в которой это должно происходить на практике. Очевидно, что развитие карьеры работника может включать несколько повышений квалификации, ряд новых назначений или ротаций и т. д.
При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что в конечном счете решается два вида задач:
1. Задачи, которые ставит перед собой работник – добиться более высокого служебного положения, обеспечить высокое материальное благополучие, намного расширить свой кругозор, понять свой авторитет, добиться уважения окружающих и др.
2. Задачи, которые стоят перед организацией – выделить из числа работников (особенно молодых) компетентных, самостоятельных, отвечающим необходимым требованиям и обладающих целым рядом качеств специалистов и руководителей, и путем их постепенной подготовки и перемещений подготовить к назначению на высокие и ответственные должности.
Успешность карьеры обеспечивается только в том случае, если обе стороны (работник и предприятие) заинтересованы в развитии карьеры.
В том случае, если у предприятия возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов из своих кадровых резервов, а кандидат имеет, как показали беседа и тестирование, мотивацию и личностные качества, отвечающие требованиям, составляется план карьеры работника[9].
В плане должны быть указаны следующие сведения:
1) общие анкетные данные;
2) заключение последней аттестационной (конкурсной) комиссии;
3) результаты последнего собеседования и оценки уровня профессионализма;
4) сведения о предшествующей подготовке, резерве кадров и т.п.
5) на какой срок составлен план; другие сведения, представляющие интерес.
План карьеры работника содержит 12 граф, в которых указаны следующие данные:
1) наименование должностей, которые спланировано занимать работнику;
2) сроки планируемого перемещения;
3) виды стимулирования;
4) наименование видов подготовки в «Дива»;
5) сроки подготовки;
6) планируемое учебное заведение для подготовки;
7) предполагаемое направление обучения;
8) оценки, получаемые работником при подготовке, при подготовке в резерве кадров, при очередных аттестациях и т. п.;
9) прочие данные.
План карьеры работника должен являться основой для всех его перемещений, направленных на подготовку, предъявления вполне определенных требований к работнику, с одной стороны, и построения конкретной модели профессиональной деятельности самим работником, с другой стороны.
Поэтому, несмотря на то, что план карьеры не может быть директивой с обязательным выполнением, его составление является ответственным делом и здесь недопустимы легкомыслие, поверхностность, небрежность по отношению к работнику.
План карьеры должен быть реалистичным, т. е. максимально выполненным. Составляется он с учетом результатов сопоставления характеристик кандидата с требованиями, предъявляемыми к той или иной конкретной должности, и должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий, а также оптимальные сроки их реализации.
Как правило, такой план карьеры составляется для специалиста с уже определенным опытом работы, зарекомендовавшим себя грамотным, энергичным работником, работающим с высоким качеством и эффективностью труда, с мотивацией на развитие карьеры, обладающим хорошими организаторскими способностями, склонным к лидерству.
План карьеры составляется руководителем подразделения (по месту работы специалиста) совместно с кадровой службой в соответствии с методическими рекомендациями "По планированию руководителя или специалиста". План карьеры составляется выборочно, т. е. только для перспективных работников, которые обладают вышеуказанными качествами, исходя из их заинтересованности в развитии своей профессиональной карьеры, а также потребности салона для конкретных ключевых должностей[10].
Положение о карьере - документ, регламентирующий процесс управления карьерой на предприятии, в организации. В настоящее время еще рано говорить о какой-то устоявшейся структуре этого положения, однако можно выделить наиболее характерные его разделы.
Заключение
Таким образом, в ходе прохождения практики в салоне красоты «Дива» ООО и основываясь на выбранной теме дипломной работы достаточно хотелось бы отметь, что в салоне наблюдается текучесть кадров и не постоянство состава персонала. Используя результаты анализа можно говорить о том, что основными причинами являются:
· Несложившиеся отношения с руководством;
· Неудобное расположение места работы.
Скорее всего в салоне красоты характерен третий подход: «управление человеческими ресурсами», так как человек рассматривается в нем не как должность, а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компоненнтов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника.)
Анализируя ситуацию в «Дива», можно сделать следующие выводы по поводу существующей кадровой политики. Во-первых, руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала. Естественно, что в «Дива» никто не занимается прогнозом кадровых потребностей. Не развита диагностика кадровой ситуации в целом. Руководство организации не пытается понять причины и оценить последствия сложившихся экстренных ситуаций, все конфликтные ситуации разрешаются быстро, без должного анализа, используются любые средства и методы, которые негативно сказываются на ситуации в коллективе в целом
Корпоративная стратегия в салоне красоты «Дива» не всегда развивается гладко, так как не всегда вовремя имеется в наличии необходимые материалы, или она не выполняет те задачи, которые прогнозировались. Периодически возникает большая, чем это предполагалось текучесть кадров. Планировавшийся набор кадров не ведется. Поэтапное обучение рассчитано с ошибками, потенциальные рекламные листки дискредитированы. В результате часто планы не выполняются.
Таким образом, в ходе практики был собран необходимый материал для написания дипломного проекта «инвестирование в человеческийкапитал».
Список литературы
1. Барков С.А. Управление персоналом. – М.: ЮристЪ, 2001.
2. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Питер Ройш. Управление персоналом. – Мн.: Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М: ПРИОР, 1998.
4. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2000.
5. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения / Под общ. ред. И. М. Войтик. – Новосибирск: СибАГС, 2003
6. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: НИМБ, 1997.
7. Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,1993.
8. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.
9. Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Управление персоналом / Общ. ред. А.И. Тургинова – М.: РАГС, 2002.
11. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и пераб. – М.: ИНФРА-М, 2001..
[1] Барков С.А. Управление персоналом. – М.: ЮристЪ, 2001. – с 24.
[2] Управление персоналом: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения / Под общ. ред. И. М. Войтик. – Новосибирск: СибАГС, 2003 – с 30.
[3] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – с 54
[4] Управление персоналом / Общ. ред. А.И. Тургинова – М.: РАГС, 2002.
[5] Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 1997. – с 147.
[6] Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2000. – с 79.
[7] Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2000. – с 55.
[8] Управление персоналом / Общ. ред. А.И. Тургинова – М.: РАГС, 2002. - с 75
[9] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и пераб. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с104
[10] Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с 48.