Содержание
1. Введение................................................................................................. 2
2. Краткая характеристика предприятия «ПКФ «Континент»................ 3
3. Функциональная структура информационной системы бухучета...... 7
4. Выбор и обоснование комплекса технических средств....................... 9
5. Проектирование технологического процесса обработки информации. 11
5.1. Характеристика системы обработки информации...................... 12
5.2. Снабжение производства материала........................................... 13
5.3. Прием материала на складе......................................................... 13
5.4. Отпуск материалов....................................................................... 14
5.5. Учет материалов в бухгалтерии................................................... 14
5.6. Учет и контроль за использованием материалов в производстве. 15
6. Заключение.......................................................................................... 17
7. Литература........................................................................................... 18
1. Введение
Капитальное строительство как отрасль материального производства отличается рядом особенностей, вытекающих из характера строительной продукции и процесса строительного производства. Строительное производство характеризуется разнообразием и неподвижностью своей продукции, высокой материало- и трудоемкостью, территориальной разобщенностью объектов строительства, наличием многочисленных взаимосвязанных специальностей и разновидностью труда, необходимостью непрерывного перемещения мобильных средств производства. Многовариантность методов организации строительства и его обслуживания обуславливают возникновение множества оптимизационных задач, решение которых позволяет вскрыть и использовать значительные резервы повышения эффективности строительного производства.
Особенность строительной отрасли налагает определенный отпечаток на ее систему управления. Заранее необходимо согласовать список участников возведения объектов и технологию строительно-монтажных работ, составить календарный план не только на отдельную стройку, но и в целом на строительную организацию, разработать комплектовочные ведомости на материалы, а так же графики движения бригад, составить калькуляции на оплату работ, рассчитать договорную цену строительства и др.
Необходимость разработки планов строительства, сбалансированных с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, требует перехода на их автоматизированное формирование с рассчитанной на ЭВМ потребностью в материально-технических ресурсах, исходя из технологической последовательности выполнения работ и возможностей предприятия.
2. Краткая характеристика предприятия «ПКФ «Континент»
Общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «Континент» (ООО «ПКФ «Континент» – в дальнейшем Предприятие) создано с целью удовлетворения потребностей населения в различных услугах, товарах, продукции научно-технического назначения.
Предметом деятельности Предприятия являются:
· строительство жилых и нежилых помещений, как для собственных нужд, так и по заказу посторонних организаций;
· проектирование жилых промышленных зданий;
· капитальное строительство объектов социально-культурного назначения;
· и другие.
Предприятие является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать со своим наименованием, необходимые штампы.
Высшим руководящим органом Предприятия является собрание его участников.
Исполнительным органом Предприятия является администрация Предприятия, возглавляемая его директором. Полномочия трудового коллектива Предприятия реализуются общим собранием и его выборным органом. Отношения между участниками Предприятия и трудовым коллективом регулируются коллективным договором. Организационно-производственная структура приведена на рисунке 1.
3. Функциональная структура информационной системы бухучета.
Каждая служба и работники действуют на основании положений об отделах и должностных инструкций работников, согласно которым определяются место, роль в системе управления Предприятия, основные задачи, обязанности, права, ответственность за выполняемую работу.
Основные задачи служб и отделов коротко можно изложить в следующем виде:
· Производственно-технический отдел – обеспечение поточной организации работ, ритмичности и повышения эффективности строительного производства, ввода в действие объектов строительства в установленные сроки, своевременное обеспечение объектов строительства технической документацией, улучшение качества строительства, оформление договоров подряда;
· Инженер по технике безопасности – организация работы по ликвидации причин производственного травматизма, осуществление контроля за работой по улучшению условий труда, соблюдением директивных указаний по технике безопасности;
· Отдел кадров – организация и контроль обеспечения рабочими кадрами участков, изучение, подбор и размещение кадров инженерно- технических работников и служащих;
· Бухгалтерия – обеспечение правильной постановки и достоверности учета, контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, финансовых ресурсов;
· Ведущий экономист – организация и осуществление планово- экономической работы фирмы, составление и анализ статистической отчетности, ценообразование;
· Главный механик – обеспечение правильной технической эксплуатации строительных машин и оборудования, организация ремонта;
· Отдел снабжения – своевременное и комплексное обеспечение участков материально-техническими ресурсами, контроль за качеством материалов;
· Участки – ввод в действие объектов эксплуатации в сроки, определенные договорами подряда, обеспечение работ, охраны труда и окружающей природной среды.
Имущество Предприятия образуется за счет:
· доходов от финансово-хозяйственной деятельности
· кредитов банка
· коммерческого кредита
· доходов от реализации ценных бумаг
· уставного фонда
· прочих доходов, не запрещенных законодательством.
Отношения Предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договоров. Предприятие вправе от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.
Администрация Предприятия ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учеты, несет ответственность за их достоверность.
Так как, основным видом деятельности фирмы является строительство жилых и нежилых помещений, то структуру производственного процесса строительства можно изобразить в следующем виде (рисунок 2).
А - обслуживающие процессы:
1 - аккумулирование сырья, полуфабрикатов, деталей
2 - транспортирование
3 - технический контроль готовой продукции, сырья, деталей
В – основные технологические процессы:
4,5- заготовки арматуры, приготовление растворов
6- устройство земляных сооружений
7- устройство оснований и фундаментов
8- монтаж строительных конструкций
9- прокладка инженерных сетей
10- устройство кровли
11- отделка зданий и сооружений
С – вспомогательные процессы:
12- выработка сжатого воздуха
13- ремонт технологической оснастки
14- водоснабжение строительства
Отдельные виды работ из вышеуказанных могут поручаться для выполнения другим организациям – субподрядчикам, согласно заключаемым договорам подряда.
Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью ее участников, которым руководят:
· Собрание его участников, которые предлагают директору фирмы стратегические направления деятельности фирмы и осуществляют контроль за их использованием
· Директор фирмы. Он назначается собранием и отвечает за внедрение стратегических направлений, предложенных собранием.
Каждодневное управление осуществляется сотрудниками администрации фирмы. Общая политика фирмы ориентирована на три направления:
1. Перечень заказов: дать фирме работу и избежать сокращения прибыли и проблем с занятостью.
2. Прибыль: возвращение капитала, инвестированного участниками общества. Отсутствие прибыли или убытки могут привести к необходимости реинвестирования или банкротству.
3. Денежные потоки: дают возможность нормальному каждодневному функционированию фирмы. Нехватка денежных средств ведет к необходимости обращения за займами в банк.
Функциональные службы и отделы фирмы призваны помогать руководству внедрять три основные принципа:
1. Обеспечение перечня заказов. Данная задача является одной из обязанностей директора и его заместителя. Он должен заниматься поисками нового Заказчика частного или государственного и новых контрактов в лучших условиях для получения прибыли и с минимальными рисками.
Он должен заниматься:
· поиском лучшей цены и лучшего возможного вознаграждения за выполненные работы
· поиском надежного Заказчика, а не банкрота
· финансированием проектов
· условиями оплаты для избежания проблем с денежными средствами
2. Обеспечение прибыли. Задача по обеспечению прибыли в основном касается управления производством:
· оптимизация методов выполнения работ (производственно-технический отдел)
· прием на работу квалифицированных сотрудников (отдел кадров)
· управление закупками (отдел снабжения): проведение анализа цен материалов по разным поставщикам; концентрирование закупок у одного поставщика для того, чтобы получить скидку; тщательная проверка поставляемых материалов; четкое управление складом
· управление оборудованием (главный механик): покупка наиболее подходящего оборудования; тщательное техническое обслуживание; продажа старого или бесполезного оборудования
· представление счетов клиенту (бухгалтерия, ведущий экономист): не забыть представить счета за все; любые задержки, любые изменения в контракте должны быть учтены; контроль за издержками производства позволяет иметь представление ежемесячно о предполагаемой прибыли
· подготовка работ (производственно-технический отдел): получение всех разрешений и лицензий; получение разрешений на строительство от всех коммунальных служб города; наличие всех чертежей
3. Обеспечение денежных средств.
· на стадии проведения переговоров по контракту необходимо обговаривать лучшие условия для Подрядчика (задача руководства)
· выставлять вовремя счета, следить за платежами Заказчика
· вовремя выставлять счет на предоплату (гл. бухгалтер)
· контроль за осуществлением предоплаты
· выставлять Заказчику % за задержанные платежи (гл. бухгалтер) в соответствии с контрактом на строительство
· составлять ежемесячно прогноз поступления денежных средств от Заказчиков.
4. Выбор и обоснование комплекса технических средств.
Основными задачами в оперативной работе производственно-технического отдела являются учет и выполнение договоров поставщиками и регулирование расчетно-платежных отношений с ними; контроль состояния запасов; учет и контроль обеспеченности производства материальными ресурсами, выявление их дефицита и принятие мер по его устранению.
Оперативный учет и контроль обеспеченности производства материальными ресурсами имеют следующие особенности, влияющие на выбор средств и форм использования вычислительной техники специалистами ПТО: большой объем используемых данных, планово-нормативные показатели, справочные данные, а также стандарты, инструктивно-методические материалы; необходимость постоянного обращения к перечисленным данным, поиск и выборка их по разным ключевым признакам; оперативная обработка данных по основным объектам учета; составление и систематическое ведение значительного количества различных документов, используемых в оперативной работе.
Функционирование АРМ специалистов ПТО должно обеспечить:
· автоматизированное диалоговое выполнение основных функций по учету обеспеченности производства материальными ресурсами и их использованию;
· автоматизированное диалоговое удовлетворение информационно-справочных и вычислительных потребностей специалистов для принятия управленческих решений по обеспечению производства материальными ресурсами;
· наглядность представления учетных и результативных данных по оперативному учету: на экране - в форме электронных таблиц, карточек; на печать - по установленным формам документов с высоким уровнем интеграции данных, полученных из разных источников;
· подготовку, ведение и корректировку нормативно-справочных данных.
В качестве технической базы функционирования АРМ специалистов ПТО можно использовать компьютер, который уже имеется на фирме. Он состоит из следующих частей:
· системного блока
· клавиатуры, позволяющей вводить символы в компьютер
· монитора - для изображения текстовой и графической информации
· принтер - для вывода на печать текстовой и графической информации
· мышь - устройство, облегчающее ввод информации в компьютер.
5. Проектирование технологического процесса обработки информации.
Технологический процесс осуществляется в следующей последовательности:
1. Документы "Остатки на участке" и "Остатки на складе" поступают соответственно с участка и склада в производственно-технический отдел курьерским способом.
2. В ПТО на автоматизированном рабочем месте инженер-технолог вводит данные из этих документов в компьютер. В результате этой операции формируется файл "Остатки на складе и участках".
3. На ЖМД формируется файл " Календарный план производства работ" на основании файла "ЕРЕР".
4. На основании физических объемов, взятых из файла " Календарный план производства работ", и файла "Производственные нормы расхода материалов заполняется документ "Потребности в материалах по объектам". А затем рассчитывается потребность в материалах. Этот расчет выполняется методом прямого счета, т.е. умножением количества показателей физического объема работ на соответствующие производственные нормы расхода материалов.
5. Составляется "Сводная ведомость потребности в материалах" на основании графиков-заявок потребности в материалах.
6. Формируется файл " Сводная ведомость плановой потребности в материалах". Плановая потребность определяется как разница между потребностью по расчету и остатками на складе и участках.
7. Полученный документ выводится на печать и копируется на дискету, после чего передается в отдел снабжения для дальнейшего учета
5.1. Характеристика системы обработки информации.
В условиях рыночных отношений ресурсосбережение выступает как важнейший фактор повышения эффективности производства. Учитывая, что материалы в себестоимости строительно-монтажных работ составляют более 60%, необходимо еще до начала строительства объекта знать их количество, определить поставщиков, наилучшие цены и качество.
Материально-техническое снабжение оказывает определяющее влияние на производственно-хозяйственную и финансовую деятельности строительной организации. Правильное и своевременное обеспечение объектов строительства материально-техническими ресурсами является залогом успешной работы на участках.
На основании заключенных договоров-подрядов на строительство и ремонт объектов фирма определяет плановую потребность в материалах. Под плановой потребностью понимается потребность строительной организации в материальных ресурсах на предстоящий год (квартал, месяц), которая определяется по проектам и сметам (физическим объемам работ) и учитывает дополнительный расход материальных ресурсов (на временные титульные здания и сооружения, на работы производимые за счет накладных расходов, на работы в зимнее время), а так же показатели остатков производственных запасов на складе.
Исходными данными для решения этой задачи являются:
· графики производства работ (физические объемы)
· проектно-сметная документация
· производственные нормы расхода материальных ресурсов на каждый вид работ
· стоимость материалов
Для расчета потребности в материалах физические объемы работ принимают из пообъектного «Календарного плана производства работ».
Расчет потребности в материалах выполняют методом прямого счета, т.е. умножением количества показателей физического объема работ на соответствующие производственные нормы расхода материалов. Показатели потребности в материалах по отдельным объектам вносят в «Сводную ведомость потребности в материалах по фирме».
Сводные ведомости составляются на основании пообъектных графиков-заявок потребности материалов производственно-техническим отделом. После этого определяется плановая потребность в материалах.
5.2. Снабжение производства материала.
Заготавливаются материалы на основе договоров с поставщиками и прямой покупки в строительных магазинах и других организациях. Для контроля за выполнением плана заготовления материалов отдел снабжения ведет оперативный учет поступления материалов и выполнения договоров поставщикам.
Счета поставщиков, квитанции транспортной организации и другие документы на отгруженные материалы поступают в отдел снабжения, который проверяет их правильность и акцептует, т.е. дает согласие на оплату этих счетов. После оплаты бухгалтерией материалы поступают либо на склад, либо на участок .
Проверенные счета поставщиков записывают в журнал учета поступающих грузов, который предназначен для контроля за поступлением и оприходованием материалов, а так же оперативного контроля за сроками оплаты счета.
Журнал ведется отделом снабжения.
5.3. Прием материала на складе.
По мере поступления материалов на склад в журнале М-1ТС делается отметка о номерах приходных документов (графа 7,8). Прием материалов на складе производится в день поступления. После проверки количества и качества груза заведующий складом составляет приходной ордер по типовой форме М-4 в одном экземпляре .
Для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется карточка складского учета материалов типовой формы М-12 . Открывается форма М-12 ежегодно с указанием остатка материалов на начало нового года.
Данные формы М-4 заведующий складом заносит в карточку складского учета М-12. Ежедневно после каждой операции (прихода или расхода) зав. складом выводит на карточках остатки материалов.
5.4. Отпуск материалов.
Отпуск материалов со склада осуществляется по типовой форме М-20 «Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей» . Бланки формы М-20 являются бланками строгой отчетности и сдаются зав. складом в бухгалтерию для постановки в подотчет начальнику участка.
5.5. Учет материалов в бухгалтерии.
Карточки складского учета М-12 являются основой бухгалтерского учета материалов. Зав. складом несколько раз в месяц сдает в бухгалтерию документы по движению материалов вместе с реестрами с указанием в них количества приходных и отдельно – расходных документов.
Правильность каждой записи произведенной зав. складом работник бухгалтерии подтверждает своей подписью на карточке в графе «Контроль» (графа 25).
В приобъектных кладовых материально-ответственным лицом является прораб участка. Он составляет отчет о движении и остатках материалов в одном экземпляре по типовой форме М-19 в количественных измерителях. В денежном выражении графы заполняют в бухгалтерии.
Проверка материальных отчетов производится в части остатка материалов на начало месяца с материальным отчетом за прошлый месяц, а в части прихода и расхода материалов – с первичными приходно-расходными документами, сданными складом в бухгалтерию.
Проверенный материальный отчет таксируется бухгалтерией, которая определяет стоимость по учетным ценам остатков материалов, а так же приход и расход их по каждому наименованию по всем графам отчета. М-19 составляется по каждому материально-ответственному лицу отдельно.
Учет операций по поступлению материальных ценностей и расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере №6-С «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот журнал предназначается для отражения всех операций, осуществляемых через банк.
Ведомость 10-С «Движение материалов в денежном выражении» предназначается для:
· получения сводных данных в денежном выражении о поступивших в отчетном месяце материальных ценностях.
· получение сводных данных об остатках, приходе и расходе материалов по каждому материально ответственному лицу и по балансовым счетам, на которые списаны израсходованные материалы.
· осуществление контроля за перемещением материалов.
5.6. Учет и контроль за использованием материалов в производстве.
Контроль за соблюдением норм расхода основных материалов осуществляется путем ежемесячного составления производителями работ (прорабами) «Отчета о расходе основных материалов в сопоставлении с производственными нормами» (типовая форма М-29), который служит основанием для ежемесячного списания этих материалов на себестоимость строительства.
Основанием для отчета являются:
· данные о выполненных объемах работ в натуральных выражениях
· журналы выполненных работ
· производственные нормы расхода материалов на единицу объема работ
· первичные документы по учету материалов (накладные, требования и т.п.).
Количество израсходованных материалов, показанных в отчете по форме М-29, должно соответствовать количеству материалов, приведенному в материальном отчете М-19. Отчет проверяется производственно-техническим отделом, утверждается главным инженером и сдается в бухгалтерию.
Не позднее чем через 3 дня после утверждения отчет возвращается прорабу участка для последующего заполнения. Материалы, списанные в конце месяца на себестоимость работ участка, с учета снимают. После чего в отчете определяются остатки, перешедшие на учет в последующий месяц.
6. Заключение
В данной работе была разработана автоматизированная система учета обеспеченности материалами процесса производства, обеспечивающая целесообразность решения задач организационно-технологической подготовки строительного производства с ЭВМ, которая определяется наличием технических средств, персонала соответствующей квалификации и необходимыми исходными данными.
Благодаря внедрению описанной системы появится возможность по требованию руководства оперативно выдавать информацию о состоянии товарных запасов материалов, взаимоотношениях с поставщиками, данных о поставках материалов, состоянии расчетного счета и т.д.
Эксплуатация автоматизированной информационной системы обеспечит:
· формирование и ведение календарного плана производства работ на плановый период, расчета потребности в материалах по объектам, графиков-заявок потребности в материалах, сводной ведомости потребности в материалах;
· создание и использование нормативно-справочной информации: единые районные единичные расценки, производственные нормы расхода материалов, стоимость материалов по учетным ценам.
· ввод минимума данных и получение результирующей информации ("Сводная ведомость плановой потребности в материалах").
7. Литература.
1. В.А. Спектор. Определение потребности строительства в материальных ресурсах. Москва: Стройиздат, 1993.
2. П.С. Смоленюк, К.К. Бондарь. Анализ использования материальных ресурсов в условиях рыночных отношений. Киев: «Техника», 1993.
3. Б.Н. Небритов, Л.Б. Зеленцов и др. Автоматизация решения задач подготовки строительного производства и оперативного управления. Москва: Стройиздат, 1993. Серия «Вычислительная техника в строительстве».
4. Г.В. Харламова, Л.Ф. Ларикова, А.И. Ляхов. Практическое пособие бухгалтеру-менеджеру. Харьков: Издательство «Основа» при Харьковском государственном университете, 1993
5. Компьютеризация информационных процессов на промышленных предприятиях под ред. Докторов экон. наук В. Сытника, Х. Сроки. Киев: "Техника", 1991.
6. В.Э. Фигурнов. "IBM PC для пользователя". 6-е издание. М.: ИНФРА-М, 1996.