Содержание.
Ведение……………………………………………………………………………....3
I. Группа продленного дня………………………………………………….4
II. Место русской народной подвижной игры в организации деятельности продленного дня…………………………………………………..……...11
III. Игры в помещении и на улице…………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27
Введение.
От способности руководителей и педагогов создавать благоприятные условия пребывания ребенка в школе после окончания уроков зависит эффективность, а с ним и успех в организации продленного дня в общеобразовательном учреждении.
На сегодняшний день педагогической практикой закреплено две формы организации продленного дня в школе: это школа продленного дня и группы продленного дня.
Школы продленного дня в настоящее время становятся большой редкостью. Если в середине 80-х годов XX века в педагогической литературе шла речь о сети таких образовательных учреждений, то сейчас их единицы.
Сегодня идея продленного дня в большинстве школ реализуется путем создания групп продленного дня (ГПД) с полным и сокращенным пребыванием в них детей.
Отличительной чертой организации продленного дня в школе всегда являлся комплексный подход в решении учебно-воспитательных, оздоровительных и развивающих задач, основанный на сочетании обязательных видов и форм деятельности со свободно избираемыми самими учащимися по степени предпочтения, в соответствии со своими потребностями.
Специфику школ с продленным днем составляет ее организационно-педагогическая структура: режим работы групп продленного дня, комплектация, система организационных форм познавательной, трудовой и досуговой деятельности учащихся, организация общения, а также система взаимодействия с социальной средой по созданию единого воспитательного пространства.
Проблемы комплектования и организации эффективного функционирования ГПД кроются в отсутствии необходимого нормативно-правового обеспечения данной структуры в системе образования.
Качество управления — краеугольный камень всех начинаний и проблем в системе образования. От способности руководителей и педагогов создавать благоприятные условия пребывания ребенка в школе после окончания уроков зависит эффективность, а с ним и успех в организации продленного дня в общеобразовательном учреждении.
На сегодняшний день педагогической практикой закреплено две формы организации продленного дня в школе: это школа продленного дня и группы продленного дня.
Школы продленного дня в настоящее время становятся большой редкостью. Если в середине 80-х годов XX века в педагогической литературе шла речь о сети таких образовательных учреждений, то сейчас их единицы.
Сегодня идея продленного дня в большинстве школ реализуется путем создания групп продленного дня (ГПД) с полным и сокращенным пребыванием в них детей.
Отличительной чертой организации продленного дня в школе всегда являлся комплексный подход в решении учебно-воспитательных, оздоровительных и развивающих задач, основанный на сочетании обязательных видов и форм деятельности со свободно избираемыми самими учащимися по степени предпочтения, в соответствии со своими потребностями.
Специфику школ с продленным днем составляет ее организационно-педагогическая структура: режим работы групп продленного дня, комплектация, система организационных форм познавательной, трудовой и досуговой деятельности учащихся, организация общения, а также система взаимодействия с социальной средой по созданию единого воспитательного пространства.
Проблемы комплектования и организации эффективного функционирования ГПД кроются в отсутствии необходимого нормативно-правового обеспечения данной структуры в системе образования.
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач
• расширение границ учебной работы;
• углубление содержания учебных предметов;
• получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
• закрепление и повторение изученного на уроках материала;
• упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
• развитие интереса к учению;
• приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
• формирование исполнительских навыков. Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.
3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:
Таблица 1.
Классификация приводится на основе Методических рекомендаций по организации самостоятельной учебной работы учащихся в группах продленного дня.
Организация жизни и деятельности в группе продленного дня |
Характеристика состояния |
Активно - самостоятельное |
Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как - учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние. |
Зависимо-самостоятельное |
Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу б зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением. |
Принудительно-исполнительское |
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне. |
Бесконтрольно-исполнительское |
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении. |
Самопроизвольное |
Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу — учу, не хочу — не учу»; «нравится — работаю, не нравится — не работаю»; «легко — сделаю, трудно — не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями. |
Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:
• подготовка детей к работе (организационный этап);
• самостоятельное изучение материала;
• самоконтроль и самооценка;
• заключительный педагогический контроль.
Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения,
2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
3. Чистота оконных стекол.
4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
6. Поддержание нормального температурного режима.
7. Регулярное проветривание классных комнат.
8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
11. Поддержание чистоты и порядка в классе.
12. Соблюдение школьниками личной гигиены.
13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
14. Проведение «физкультминуток».
15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
16. Устранение шумовых раздражителей.
17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке:
1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
К воспитательным требованиям относятся:
1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов-практиков.
II. Место русской народной подвижной игры в организации деятельности продленного дня.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.), Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, • например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду. Ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду и по улице пойду, громче, дудочка, дуди: Мы играем, ты води.
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить[1].
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более , короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать![2]
Все стараются не проворонить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:
Первенчики, бубенчики. Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка.,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
В игре «Ключи» содержание игровых действий аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит. Эти четкие считалки, напевно-забавные ие-валки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми а их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение-обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает, внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть,
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один- два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Организация подвижных игр.
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.
В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.
Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идет, главным образом, в направлении их усложнения. К семи годам совершенствуются связи двигательной области коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений — мозжечком, созревают механизмы регуляции позы и совершения повторяющихся движений — ходьбы, бега. У семилетнего ребенка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится возможной тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным становится повышение работоспособности за счет количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией. В 7-9 лет происходит поступательное становление всех механизмов энергетического обеспечения, но особенно аэробного, т. е. кислородного. В 9-10 лет, когда аэробные возможности достигают «рассвета», роль анаэробных невелика. К этому времени созревают лобные зоны коры головного мозга, отвечающие за принятие решений и выбор программы действий. Ребенок обретает способность управлять темпом, скоростью, качеством серии движений. Это позволяет осваивать сложные спортивные игры и единоборства, где необходимо тактическое мышление.
У каждой игры есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый ее участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей своего класса, их сначала надо научить, познакомить с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить детям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.
Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и на перемене. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре. Необходимо обеспечить преемственность решения задач физического воспитания учащихся во всей системе физкультурных мероприятий с учетом закономерностей возрастного развития детей.
Содержание подвижной перемены, а также прогулки на улице планируются понедельно. В недельный план включается материал из двух смежных уроков, а также игры, сходные по направленности. При этом следует принимать во внимание состав группы или класса, возраст учащихся, их подготовленность и заинтересованность в выполнении тех или иных заданий, время года. Важно охватить всех детей, дать им достаточную физическую нагрузку.
Помимо основного плана проведения подвижной перемены или игр на свежем воздухе обязательно составляются запасные варианты на случай ненастной погоды и т. д. В этом случае в группе необходимо иметь картотеку игр, предназначенных для улицы или закрытого помещения.
II. Игры в помещении и на улице.
Игры в помещении.
“Снежный ком”. Играющие садятся в круг. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое имя. Третий называет два предыдущих и сове и т.д. пока первый не назовет имена всех.
“Математика”. Дети сидят в кругу. Воспитатель дает задание: “Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное 3, произносит вместо цифры свое имя”.
“Свеча”. Участники игры садятся в круг вокруг свечи. Воспитатель берет в руки талисман и начинает знакомство. “Разрешите представиться: Маша… Рост… Вес… Объемы… Размер ноги… Образование…” Представление зависит от содержания того, что хочет услышать воспитатель. Если цель – узнать что-либо интересное из увлечений детей, то воспитатель рассказывает о своих увлечениях в таком же возрасте, если цель – содержание будущей деятельности, воспитатель рассказывает о том, чем он занимался в оздоровительном лагере в таком же возрасте; если цель – понять внутреннее состояние ребенка, то воспитатель рассказывает о своих переживаниях в этом возрасте. Талисман передается рассказывающему. Ведущий задает тему, ритм, содержание, направляет и регулирует течение игры.
“Кого нет”. После представления каждого, гасится свет и один человек покидает помещение. Оставшиеся должны угадать кого нет, и назвать его имя.
“Фигуры”. Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо с закрытыми глазами, не размыкая рук, построить квадрат, равносторонний треугольник, звезду, используя только устные разговоры.
“Голоса животных”. Дети разбиваются на пары, выбирая голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения и при погашенном свете перед ними стоит задача – найти партнера по голосу выбранного животного.
“Угадай, что я вижу!” В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.
Начинайте так:
Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь!
Ребенок: Сердечки на занавесках?
Вы: Нет.
Он: Обложку Таниной книжки?
Вы: Нет.
Он: шапку Олега?
Вы: Нет.
Он: Фантик на столе?
Вы: Да!
Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!
“Рассказ без прилагательных”. Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (“Как я собирался в лагерь”, “Наше путешествия в лагерь” и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ.
Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой —живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
· Гуси-гуси! -- Га-га-га.
· Есть хотите?
· Да, да, да.
· Гуси-лебеди! Домой!
· Серый волк под горой!
· Что он там делает?
· Рябчиков щиплет.
· Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк'пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».[3]
Обыкновенные жмурки.
Одному из играющих — жмурке—завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
· Кто, кто на чем стоишь?
· На квашине?
· Что в квашне? - Квас.
· Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
У медведя во бору.
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
· У медведя во, бору
· Грибы, ягоды беру!
· Медведь постыл
· На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости От поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
Палочка-выручалочка
Дети выбирают водящего считалкой:
· Я куплю себе дуду
· И на улицу пойду!
· Громче, дудочка, дуди,
· Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» — и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» — стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.[4]
Филин и пташки.
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Фанты.
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
· Вам прислали сто рублей.
· Что хотите, то купите.
· Черный, белый не берите,
· «Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:
· Что продается в булочной? - Хлеб.
· Какой?
· Мягкий.
· А какой хлеб ты больше любишь: черный белый?
· Всякий.
· Из какой муки пекутбулки?
· Из пшеничной. И т.д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек. Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.[5]
Заключение.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Каждый ученик после занятий в школе располагает свободным временем, которое может быть пространством для всестороннего развития, совершенствования и социализации личности, может служить базой, для занятий оказывающих положительное воздействие на развитие человека. Занятость населения и сокращение числа безработных, приводят к тому, что детей не с кем оставить дома.
Поэтому, для удобства учащихся и их родителей в школе функционируют группы продленного дня. Здесь дети под руководством педагогов выполняют домашнее задание, занимаются в кружках. Педагог организует досуг, привлекая их к участию в различных играх (подвижных, настольных) и так далее. Организует игровую и спортивную деятельность для детей.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Список литературы.
1. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 239с.: ил.
2. Немов Р.С. Психология. Т. 2. М.: Владос, 2000.
3. Психология и педагогика. Учебное пособие./Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1996.
4. Психологический словарь./Под ред. Неймера Ю.Л. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
5. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е. И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 144с. – (Методика).
6. Реан А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – С-Пб.: Питер Ком, 1999.
[1] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 10с.
[2] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 15с.
[3] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 28с.
[4] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 33с.
[5] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 51с.