Содержание.

Ведение……………………………………………………………………………....3

I.                   Группа продленного дня………………………………………………….4

II.                Место русской народной подвижной игры в организации деятельности продленного дня…………………………………………………..……...11

III.             Игры в помещении и на улице…………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………27























Введение.

 От способности руко­водителей и педагогов создавать благоприятные условия пре­бывания ребенка в школе после окончания уроков зависит эф­фективность, а с ним и успех в организации продленного дня в общеобразовательном учреждении.

На сегодняшний день педагогической практикой закрепле­но две формы организации продленного дня в школе: это шко­ла продленного дня и группы продленного дня.

Школы продленного дня в настоящее время становятся большой редкостью. Если в середине 80-х годов XX века в пе­дагогической литературе шла речь о сети таких образователь­ных учреждений, то сейчас их единицы.

Сегодня идея продленного дня в большинстве школ реали­зуется путем создания групп продленного дня (ГПД) с полным и сокращенным пребыванием в них детей.

Отличительной чертой организации продленного дня в школе всегда являлся комплексный подход в решении учеб­но-воспитательных, оздоровительных и развивающих задач, основанный на сочетании обязательных видов и форм дея­тельности со свободно избираемыми самими учащимися по степени предпочтения, в соответствии со своими потребнос­тями.

Специфику школ с продленным днем составляет ее орга­низационно-педагогическая структура: режим работы групп продленного дня, комплектация, система организационных форм познавательной, трудовой и досуговой деятельности учащихся, организация общения, а также система взаимодействия с социальной средой по созданию единого воспитательного про­странства.

Проблемы комплектования и организации эффективного функционирования ГПД кроются в отсутствии необходимого нормативно-правового обеспечения данной структуры в систе­ме образования.


I. Группа продленного дня.

Качество управления — краеугольный камень всех начи­наний и проблем в системе образования. От способности руко­водителей и педагогов создавать благоприятные условия пре­бывания ребенка в школе после окончания уроков зависит эф­фективность, а с ним и успех в организации продленного дня в общеобразовательном учреждении.

На сегодняшний день педагогической практикой закрепле­но две формы организации продленного дня в школе: это шко­ла продленного дня и группы продленного дня.

Школы продленного дня в настоящее время становятся большой редкостью. Если в середине 80-х годов XX века в пе­дагогической литературе шла речь о сети таких образователь­ных учреждений, то сейчас их единицы.

Сегодня идея продленного дня в большинстве школ реали­зуется путем создания групп продленного дня (ГПД) с полным и сокращенным пребыванием в них детей.

Отличительной чертой организации продленного дня в школе всегда являлся комплексный подход в решении учеб­но-воспитательных, оздоровительных и развивающих задач, основанный на сочетании обязательных видов и форм дея­тельности со свободно избираемыми самими учащимися по степени предпочтения, в соответствии со своими потребнос­тями.

Специфику школ с продленным днем составляет ее орга­низационно-педагогическая структура: режим работы групп продленного дня, комплектация, система организационных форм познавательной, трудовой и досуговой деятельности учащихся, организация общения, а также система взаимодействия с социальной средой по созданию единого воспитательного про­странства.

Проблемы комплектования и организации эффективного функционирования ГПД кроются в отсутствии необходимого нормативно-правового обеспечения данной структуры в систе­ме образования.


Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежед­невные занятия, на которых школьники самостоятельно вы­полняют учебные задания в строго отведенное время под руко­водством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само­образовательной работы, которым в обыденной жизни придает­ся огромное значение. При этом учитывается возраст школь­ников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конк­ретных задач

•     расширение границ учебной работы;

•     углубление содержания учебных предметов;

•    получение доступных для самостоятельного усвоения зна­ний, умений и навыков;

• закрепление и повторение изученного на уроках матери­ала;                                         

•   упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

•     развитие интереса к учению;

•    приобретение школьниками навыков самостоятельной ра­боты;

•    формирование исполнительских навыков. Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта фор­ма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домаш­них условиях, а в школьных, содержит в себе самообразова­тельные начала и характеризуется самостоятельными учебны­ми действиями учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.


Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации ка­чественного закрепления и повторения системы знаний, по­лученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития позна­вательных интересов учащихся, их потенциальных воз­можностей и познавательной деятельности. В процессе са­моподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3.  Конструктивная функция способствует появлению у школь­ников навыков планирования своей учебной работы, рас­пределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к пе­реработке полученных знаний, когда с их помощью у уча­щихся пробуждается потребность в творческом самовыра­жении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функ­ции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процес­се систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самооб­разованию, положительное отношение к учению.

3.  Формирующая функция способствует настойчивому и пос­ледовательному формированию положительных черт харак­тера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, во­левые проявления в достижении цели, активность и мно­гие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения ра­бочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самопод­готовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домаш­них заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:

                                                                                                                       Таблица 1.

Классификация приводится на основе Методических рекомендаций по организации самостоятельной учебной работы учащихся в группах продленного дня.

Организация жизни и деятельности в группе продленного дня

Характеристика состояния

Активно - самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспи­тателя, так как - учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевес­ти самоподготовку детей в другое состояние.

Зависимо-самостоятельное


Возникает тогда, когда ученик действует само­стоятельно, но с оглядкой на реакцию воспи­тателя. Он как бы ставит свою работу б за­висимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуве­ренности, хотя он выполняет задание с инте­ресом и даже с увлечением.

Принудительно-исполнительское


Появляется в группе у той категории школь­ников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересо­ванности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за по­мощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педаго­га, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продол­жению работы. У этих детей укореняется при­вычка действовать по принуждению извне.

Бесконтрольно-исполнительское


Наблюдается у тех учеников, которые стре­мятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятель­ность может удовлетворить педагога. Это со­стояние временное и преходящее. Нельзя до­пускать, чтобы оно длительное время существо­вало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые све­дут на нет их активность в учении.

Самопроизвольное


Проявляется в учебной деятельности некото­рых учащихся следующим образом: «хочу — учу, не хочу — не учу»; «нравится — рабо­таю, не нравится — не работаю»; «легко — сделаю, трудно — не буду». Эта группа уче­ников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести са­мопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длитель­ная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.


Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффек­тивное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опи­рается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:

•     подготовка детей к работе (организационный этап);

•     самостоятельное изучение материала;

•     самоконтроль и самооценка;

•     заключительный педагогический контроль.

Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффектив­ности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили сво­ей актуальности основные гигиенические, дидактические и вос­питательные требования к организации такого вида деятельно­сти в ГПД.                                

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1.   Равномерная и достаточная освещенность всего помещения,

2.  Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3.   Чистота оконных стекол.

4.   Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5.  Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6.   Поддержание нормального температурного режима.

7.   Регулярное проветривание классных комнат.

8.    Использование школьной мебели в соответствии с возраст­ными данными школьников.

9.    Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10.  Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11.  Поддержание чистоты и порядка в классе.

12.  Соблюдение школьниками личной гигиены.

13.  Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14.  Проведение «физкультминуток».

15.  Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16.  Устранение шумовых раздражителей.

17.  Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

1.  Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2.  Задания ученики выполняют самостоятельно.

3.  Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопро­верка, проверка воспитателем).

 4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5.  Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающи­ми учениками.

6.  Объем и характер заданий регулируются с помощью обо­юдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

1.   Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2.    Использование разнообразных форм одобрения, стимули­рующих любые проявления самостоятельности при выпол­нении домашнего задания.

3.   Содействие прилежному отношению учащихся к самостоя­тельной работе.

4.   Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учени­ков от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5.    Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6.    Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7.    Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь ука­занными требованиями во время самоподготовки, сможет под­держивать нужный для самостоятельной работы порядок.

В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педа­гогов-практиков.



II. Место русской народной подвижной игры в организации деятельности продленного дня.

По содержанию все народные игры класси­чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и пере­живания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.), Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характери­зуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоя­тельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па­лочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить вос­питываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов на­седки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразитель­ности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллекти­визма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цып­лята), ответственности, смелости, находчи­вости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан­ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художествен­ную прелесть, эстетическое значение и состав­ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, • например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро орга­низовать игроков, настроить их на объектив­ный выбор водящего, безоговорочное и точ­ное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду. Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду и по улице пойду, громче, дудочка, дуди: Мы играем, ты води.

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи тебе водить[1].

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное на­строение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. На­пример, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти во­ротца. Последнего ворота задерживают: иг­роки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более , короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать![2]

Все стараются не проворонить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. На­пример, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики. Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назна­чают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка.,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

В игре «Ключи» содержание игровых дей­ствий аналогично: водящий подходит к игро­ку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают гла­за, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит. Эти четкие считалки, напевно-забавные ие-валки, занимательные диалоги быстро и проч­но запоминаются и с удовольствием про­говариваются детьми а их повседневных иг­рах. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение-обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руковод­ства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, вообра­жение, добиваясь активного выполнения иг­ровых действий.

В ходе игры педагог привлекает, внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической на­грузки, делает краткие указания, поддержи­вает и регулирует эмоционально-положи­тельное настроение и взаимоотношения играю­щих, приучает их ловко и стремительно дей­ствовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, доби­ваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть,

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьев­ка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного зна­комства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и со­держания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразитель­но. Воспитатель дает представление о ее со­держании, последовательности игровых дейст­вий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один- два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры сле­дует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объ­яснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, по­яснить роль водящего, дать прослушать диа­лог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редь­ки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педа­гогическими задачами (поощрить и активи­зировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответ­ственность роли водящего, от действий кото­рого зависит, например, правильность ориен­тировки в пространстве всех остальных иг­роков).


Организация подвижных игр.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всесто­роннему развитию детей: физическому, психическому, умствен­ному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достиже­ния цели. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она все­гда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.

Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идет, главным образом, в направлении их усложне­ния. К семи годам совершенствуются связи двигательной об­ласти коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений — мозжечком, созревают механизмы ре­гуляции позы и совершения повторяющихся движений — ходь­бы, бега. У семилетнего ребенка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится возмож­ной тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным стано­вится повышение работоспособности за счет количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией. В 7-9 лет происходит поступательное становление всех механизмов энергетического обеспечения, но особенно аэроб­ного, т. е. кислородного. В 9-10 лет, когда аэробные возможнос­ти достигают «рассвета», роль анаэробных невелика. К этому времени созревают лобные зоны коры головного мозга, отвечаю­щие за принятие решений и выбор программы действий. Ребе­нок обретает способность управлять темпом, скоростью, каче­ством серии движений. Это позволяет осваивать сложные спортивные игры и единоборства, где необходимо тактическое мышление.

У каждой игры есть определенные правила, которые дол­жен соблюдать каждый ее участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности де­тей своего класса, их сначала надо научить, познакомить с пра­вилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в даль­нейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить де­тям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.

Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и на перемене. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре. Необходимо обеспечить преемственность решения задач физического воспитания учащихся во всей системе физ­культурных мероприятий с учетом закономерностей возраст­ного развития детей.

Содержание подвижной перемены, а также прогулки на улице планируются понедельно. В недельный план включает­ся материал из двух смежных уроков, а также игры, сходные по направленности. При этом следует принимать во внимание состав группы или класса, возраст учащихся, их подготовлен­ность и заинтересованность в выполнении тех или иных зада­ний, время года. Важно охватить всех детей, дать им достаточ­ную физическую нагрузку.

Помимо основного плана проведения подвижной перемены или игр на свежем воздухе обязательно составляются запас­ные варианты на случай ненастной погоды и т. д. В этом слу­чае в группе необходимо иметь картотеку игр, предназначен­ных для улицы или закрытого помещения.




II. Игры в помещении и на улице.

Игры в помещении.

         “Снежный ком”. Играющие садятся в круг. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое имя. Третий называет два предыдущих и сове и  т.д. пока первый не назовет имена всех.

         “Математика”. Дети сидят в кругу. Воспитатель дает задание: “Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное 3, произносит вместо цифры свое имя”.

         “Свеча”. Участники игры садятся в круг вокруг свечи. Воспитатель берет в руки талисман и начинает знакомство. “Разрешите представиться: Маша… Рост… Вес… Объемы… Размер ноги… Образование…” Представление зависит от содержания того, что хочет услышать воспитатель. Если цель – узнать что-либо интересное из увлечений детей, то воспитатель рассказывает о своих увлечениях в таком же возрасте, если цель – содержание будущей деятельности, воспитатель рассказывает о том, чем он занимался в оздоровительном лагере в таком же возрасте; если цель – понять внутреннее состояние ребенка, то воспитатель рассказывает о своих переживаниях в этом возрасте. Талисман передается рассказывающему. Ведущий задает тему, ритм, содержание, направляет и регулирует течение игры.

         “Кого нет”. После представления каждого, гасится свет и один человек покидает помещение. Оставшиеся должны угадать кого нет, и назвать его имя.

         “Фигуры”. Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо с закрытыми глазами, не размыкая рук, построить квадрат, равносторонний треугольник, звезду, используя только устные разговоры.

         “Голоса животных”. Дети разбиваются на пары, выбирая голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения и при погашенном свете перед ними стоит задача – найти партнера по голосу выбранного животного.

“Угадай, что я вижу!” В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.

Начинайте так:

Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь!

Ребенок: Сердечки на занавесках?

Вы: Нет.

Он: Обложку Таниной книжки?

Вы: Нет.

Он: шапку Олега?

Вы: Нет.

Он: Фантик на столе?

Вы: Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

“Рассказ без прилагательных”. Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (“Как я собирался в лагерь”, “Наше путешествия в лагерь” и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ.

Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой —живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома до­вольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

·        Гуси-гуси! --  Га-га-га.

·        Есть хотите?

·        Да, да, да.

·        Гуси-лебеди! Домой!

·        Серый волк под горой!

·        Что он там делает?

·        Рябчиков щиплет.

·        Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк'пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».[3]

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих — жмурке—завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и за­ставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

·        Кто, кто на чем  стоишь?

·        На квашине?

·        Что в квашне?Квас.

·        Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот ста­новится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его пре­дупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кри­чать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за ка­кие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного иг­рока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

У медведя во бору.

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в ле­су.  Дети   идут  в  лес  за   грибами,   ягодами   и напевают песенку:

·        У медведя во, бору

·        Грибы, ягоды беру!

·        Медведь постыл

·        На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из бер­логи только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости От поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Палочка-выручалочка

Дети выбирают водящего считалкой:

·        Я куплю себе дуду

·        И на улицу пойду!

·        Громче, дудочка, дуди,

·        Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают па­лочку-выручалочку, сделанную из дерева (дли­ной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив ко­го-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи ме­ня» — и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока па­лочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Правила игры. Нельзя подсматривать, ко­гда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спря­таться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одно­го места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Вариант. Дети могут выручить игрока, кото­рого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выруча­лочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» — стучит ею по стене. Затем па­лочку бросает как можно дальше. Пока водя­щий ищет ее, дети прячутся.[4]

Филин и пташки.

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услы­шал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, оста­навливаются и приседают. Каждый игрок под­ражает крику и движениям той птицы, кото­рую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Фанты.

Игра  начинается   так.   Ведущий   обходит   иг­рающих и каждому говорит:

·        Вам прислали сто рублей.

·        Что хотите, то купите.

·        Черный, белый не берите,

·        «Да» и «нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные во­просы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.

Играют   не  более  десяти   человек,   все  участ­ники игры имеют по нескольку фантов. Дети в  игре внимательно слушают вопросы и сле­дят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:

·        Что продается в булочной? -   Хлеб.

·        Какой?

·        Мягкий.

·        А  какой хлеб ты больше любишь: черный белый?

·        Всякий.

·        Из какой муки пекутбулки?

·        Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры приду­мывают для хозяина фанта интересные зада­ния. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и пого­ворки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек. Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одно­временно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.[5]








Заключение.

Подвижная игра — естественный спутник жиз­ни ребенка, источник радостных эмоций, обла­дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ­ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Каждый ученик после занятий в школе располагает свободным временем, которое может быть пространством для всестороннего развития, совершенствования и социализации личности, может служить базой, для занятий оказывающих положительное воздействие на развитие человека. Занятость населения и сокращение числа безработных, приводят к тому, что детей не с кем оставить дома.

Поэтому, для удобства учащихся и их родителей в школе функционируют группы продленного дня. Здесь дети под руководством педагогов выполняют домашнее задание, занимаются в кружках. Педагог организует досуг, привлекая их к участию в различных играх (подвижных, настольных) и так далее. Организует игровую и спортивную деятельность для детей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспо­сабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из крити­ческого положения, быстро принимать реше­ние и приводить его в исполнение, прояв­лять инициативу, т. е. дошкольники приобре­тают важные качества, необходимые им в бу­дущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгла­димы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нрав­ственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и твор­ческой деятельности.

























Список литературы.

1.     Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 239с.: ил.

2.     Немов Р.С. Психология. Т. 2. М.: Владос, 2000.

3.     Психология и педагогика. Учебное пособие./Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1996.

4.     Психологический словарь./Под ред. Неймера Ю.Л. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5.     Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е. И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 144с. – (Методика).

6.     Реан А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – С-Пб.: Питер Ком, 1999.




[1] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 10с.


[2] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 15с.


[3] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 28с.


[4] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 33с.


[5] Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 51с.