Содержание


1.     Введение………………………………………………………………..3

2.     Состояние экомузеев в современном мире…………………………..4

3.     Социальная миссия экомузеев и особенности их функционирования……………………………………………………10

4.     Заключение…………………………………………………………….19

5.     Список литературы…………………………………………………....20























Введение


       В процессе исторического развития музей менялся вместе с миром, его окружавшим. В нем нашли свое отражение почти все этапы европейского общекультурного и научного развития. Музей является одним из инструментов самоосознания культуры, при создании ею своей концепции развития, самоидентификации по отношению к иным культурам.

В последнее десятилетие музеи во всем мире интенсивно занимаются вопросами национальной и культурной самобытности, - это этнографические и местные музеи, музеи народного искусства, экомузеи, музеи фольклора. Во Франции в 90-е гг. был предложен общий термин для определения таких музеев - музеи общества. Термин этот за десятилетие не прижился в других странах, однако очень точно была обозначена проблема: непростые взаимоотношения между музеями общества и самим обществом, которое они представляют. [1; с. 27]

Развитие всего мира в XXI веке не может происходить без социокультурных преобразований в каждом конкретном регионе. Многообразие форм и содержания региональных культур, становится по-настоящему востребованным в развитии идеи национального возрождения, сохранения и обновления культуры во всем мире.

Целью моей работы является изучение роли экомузеев во второй половине XX века.

Для достижения поставленной  цели определим задачи:

1.     Изучить имеющуюся литературу по данной проблеме.

2.     Рассмотреть особенности функционирования экомузеев

3.     Рассмотреть социально-культурное значение экомузеев.

В ходе написания работы, я использовала следующие источники Чувилова И. В. "Музеи общества" и общество в музее", Мейран П. Новая музеология, Юбер Ф. Экомузей, Ривьер Ж. А. Эволюционное развитие экомузея и многих других.

§1. Состояние экомузеев в современном мире.


Под общим названием “музей” существовали различные формы собраний, в облике которых проявилась наиболее актуальная “идея эпохи”: связью Божественного и земного, присутствием Святыни на земле был средневековый реликварий; величию человеческого духа и его достижениям был посвящен музей Уфицци; свобода, равенство и братство сопровождали открытие для публики Лувра. 

       Однако, несмотря на очевидные изменения, произошедшие в XX веке и приведшие к эпохе “индустриальной культуры”, большинство музеев выглядят островами остановившегося времени.

Определение постмодернизма XX века как «музеефикаторского» типа культуры основывается не только на небывалом прежде расширении сферы реальной музеефикации, выражающемся в резком увеличении числа новых музеев, музеефикации целых культурных ландшафтов, реставрации старых городов, систематическом накоплении и выставлении всех и всяческих составных частей культуры и т.д. и даже не на лежащей в основе этого «музеефикационного бума» попытке нейтрализовать чувство неуверенности и бесплодности, противодействовать распаду всех структур и преодолеть кризис собственной культурной идентичности. [5; с. 32]

Сама постмодернистская культура в известном смысле становится музеем, гигантским, почти  бессистемным хранилищем ценностей или даже того, что она как таковые не чтит. Необозримой свалкой накопленных за всю историю человечества артефактов, умений, отношений, образов, форм, стилей. Все это вдруг, в какой-то незамеченный нами момент, как раз тогда, когда цивилизация, по крайней мере, западная, казалось бы, дала человеку возможность вздохнуть чуть свободнее и, помимо заботы о хлебе насущном, заняться осмыслением себя, мира и своего места в нем, — как раз в этот момент все это вдруг начало стремительно утрачивать свой первоначальный смысл, свою иерархию, свое конкретное место, свои функциональные связи.

Утратила смысл и сама идея наследия. Все созданное и накопленное прошлыми культурами воспринимается теперь не как нечто наследуемое, — это было бы традиционным типом культурной переработки, привычной социально-культурной задачей общества. Теперь все это автоматически переносится в современность, автоматически превращается в объекты и ценности «здесь и теперь». Наследством может стать абсолютно все — «anything goes».

Анархизм становится, так сказать, стилеобразующим принципом жизненных культур, а их бесконечное многообразие, в свою очередь, ведет к анархизации культуры. Нет больше единой системы координат, общего принципа для иерархии ценностей. Поэтому, когда современная культура «забыла», что же ей следует считать своим, она, как всеядное животное, стала вбирать в себя все подряд не в иерархизированном, не в структурированном виде, а в виде случайного, хотя и не без артистизма составленного набора.

С появлением масс-медиа изменилось и место музея в современном мире - многие, принадлежавшие ему функции по созданию метаязыка культуры перешли к прессе, радио, телевидению. Кроме того, прямолинейность концепции прогресса, присутствующая в духе классического музея, не находит соответствия с релятивизмом и плюрализмом XX века.

«Музейная» ситуация оказывается жизненно необходимой и для конституирования постмодернистского искусства — или, точнее сказать, продукта постмодернистской художественной деятельности — в ранге искусства. [3; с. 20 - 21]

Изменение роли музея в обществе определило возникновение, наряду с сохранившимися музеями-памятниками прошлого, новых непривычных музейных форм. Так, в 70-х годах в Европе и Северной Америке возникают экомузеи, в странах Латинской Америки - “интегрированный музей”, а в 80-е годы - движение “Новая музеология”, объединившее специалистов из многих стран мира. В основу изменений был положен пересмотр “концепций универсального музея, статичного во времени и пространстве”.

Экомузеи, "музеи общин", весьма распространенные за рубежом, в России делают свои первые шаги, они еще крайне малочисленны. Эта особенность была всегда связана с жестким "огосударствлением" музейного дела и сведением к минимуму возможностей местной общинной самодеятельности в этой области. Такие музеи, как музеи малых народностей, музей рода, музей семьи - новые явления в нашей музейной жизни, которым еще предстоит развиваться, так как интерес к ним и потребность в них весьма велики. В отличие от классического музея, тесно связанного с политикой государства, экомузеи обладает “специфическими формами, с помощью которых каждое микрообщество может объективно представлять свое наследие”.  [4; с. 3]

В непростых условиях именно такие музеи общества во всем мире пытаются взять на себя заботу о сохранении культурной и национальной идентичности. Отсюда активное развитие экомузеев (желание некой общины сохранить и отразить свою сущность); создание т.н. "домов памяти", которые, не являясь собственно музеями в строгом смысле слова, становятся хранилищем коллективной памяти, "коллективной идентичности", вещей ближних ушедших поколений. Появившийся недавно термин музеефикация образа жизни лучше всего передает суть этого нового явления. Это и серьезное движение по созданию музеев общин и укреплению сотрудничества между уже существующими музеями и т.н. первыми народами. Показательно появление таких музеев в России; из недавно созданных это Музей рода в Ханты-Мансийском автономном округе, Музей села Зиреклы в Татарстане.

Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник. И здесь синхронные процессы происходят, пожалуй, во всем мире. Лишь три примера: музей перуанской деревни Ла-Конга, которым руководят местные крестьяне, отдел городской этнографии в музее города Дижона (Франция), созданный при участии местных жителей, уникальная коллекция и экспозиция "Старая квартира" (1998), созданная силами горожан в Краеведческом музее им. Багратиона в городе Кизляре (Дагестан, Россия). Жители Кизляра приносили в музей исчезающие из повседневного обихода предметы быта, - для них экспозиция стала собственным произведением, рассказом о самих себе - для себя и своих детей. Музей "заставил" работать коллективную память, а горожане "поручили" музею хранить свои воспоминания. Посетитель стал соавтором музея. [2; с. 43]

Интенсивное развитие и создание музеев малых городов и поселений и в них отделов по местному культурному наследию наблюдается повсеместно, особенно в России, Италии, Испании, Бразилии; подобные музеи создаются как противовес крупным музейным объединениям. По статистике, примерно 90 % музеев в России составляют небольшие региональные музеи, которые расположены в городах и поселках численностью населения от нескольких сотен до 100 тысяч человек. Причем возникновение таких музеев связано в основном с инициативой "снизу".

В социальных и психологических аспектах этого бума попытались разобраться музеологи. Среди основных ими отмечены:

инициаторами и создателями экомузеев являются в основном местные жители;

экспонаты начинают восприниматься более чем предмет, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку как объект самобытности создателей экомузея;

образуемый комплекс, коллекция становится своеобразным историческим документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Он одновременно является архивом и учебным пособием, а также составной частью настоящей текущей жизни для местных жителей.

Об этом в свое время писал французский музеолог Жорж Анри Ривьер: такие музеи являются архивами местных общин, в которых, как в зеркале, отражаются проблемы прошлого и настоящего, возможности их решения, а также перспективы. Такой музей сегодня крепко привязан к реалиям современной жизни, более других, подчеркивая, как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты.

Главная проблема у музеев общества такова: найти свое место в многообразном культурном пространстве, и при этом не впасть в чрезмерную политизацию и не склониться к красивым действам фольклорно-культурного свойства, не имеющими ничего общего с реалиями межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы музейная деятельность носила научный характер. Это и изучение потребностей общества, и разработка долгосрочных культурных программ, и выверенная политика комплектования. При добросовестном научном подходе нам не придется мучаться сомнениями: все ли традиции следует сохранять и представлять в музее, говорить ли о глобальном воздействии этнических конфликтов и т.п. Только тогда музей будет не развлекать или скучно пропагандировать, а помогать человеку, гражданину в его продвижении от культуры как знания к культуре, по выражению Ж.-М. Летеррье, как "топливу", источнику энергии и самостояния человека.

Еще одной проблемой экомузеев, да и музеев в целом – это взаимодействие с обществом, с потенциальными посетителями музеев. Значительная активизация в изучении социально-демографических групп посетителей музеев, которая наблюдается на Западе и, к сожалению, только начинает просматриваться у нас, - проявление осознанной ответственности музея перед обществом за привлечение более широких слоев населения. Одной из главных задач в работе с посетителем большинство исследователей называют сегодня формирование чувства причастности к собственной истории. Однако, в современной ситуации ни высокое качество музейных коллекций, ни традиционные методы и формы работы не гарантируют того, что музей станет важным и интересным местом пребывания для горожанина, который имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнения знаний.

Исследовательница из США Элен Хупер-Гринхилл считает, что вообще следует перенести акцент с внутренней деятельности на внешний, т.е. на посетителей. Необходимо признать первостепенную роль процесса обучения, чтобы эффективно общаться со своим посетителем. Музеи должны четко определить для себя, считает автор, какая именно публика им нужна, и стремится к установлению с нею необходимых связей.

Таким образом, музей активнее, чем когда бы то ни было, участвует в деле создания культурно-исторической среды. В основе их деятельности лежит именно сохранение культурной среды в ее развитии. При создании экомузея современного искусства “экспозиционной зоной общения” могли бы стать мастерские художников, открытые для посетителей в определенные дни. В них искусство было бы представлено в естественной среде своего создания. Подобно экомузеям, такая структура была бы выражением времени и эпохи, а также местом общения, лабораторией и школой, доступной для заинтересованных людей.












§2. Социальная миссия экомузеев и особенности

их функционирования


В последние полтора - два десятка лет в России четко выявилось значительное возрастание потребностей общества в этнографических знаниях. И этому способствовало обострение с середины 1980-х годов межнациональных отношений. Стало ясно, что национальные проблемы нужно решать профессионально.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

В задачи музея входит собирание, хранение и публичный показ (экспозиции, выставки) коллекций. Это могут быть произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и так далее. В деятельности музеев предполагается научная составляющая, некоторый системный подход в коллекционной деятельности.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории. [2; с. 57]

Одно из ярких знамений нового – музеи, на первое место выдвигающие проблемы сохранения эколого-культурной среды, обеспечивающие тесное взаимодействие прошлого и настоящего - “экомузеи”, возникшие в последние десятилетия в разных странах мира.

Суть экомузея заключается в том, что он посвящен человеку в его культурном и природном окружении. Он выполняет функции лаборатории (предоставляя материал для изображения прошлого и настоящего), готовит специалистов, оказывает помощь в организации заповедников, сохраняющих и оценивающих местное культурное и природное наследие, функции школы, вовлекая жителей в свою деятельность не только по сохранению прошлого, но и приглашая их к творческой переоценке настоящего и к осознанию будущего.

Посетитель вступает здесь в непосредственный контакт с целой системой памятников, со средой культурно-исторического наследия. В “экомузее” освещается культура конкретного района или этноса: основные занятия, жизнь и быт населения, охрана окружающей среды.

Основная миссия и особенности функционирования экомузеев заключаются в сохранении нашего достояния, передаче его будущим поколениям, в образовании и воспитании музейных посетителей. Находясь в обществе и осуществляя свою деятельность для общества, экомузеи соотносят ее с культурными потребностями людей. Экомузей занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей. Экомузеи, по сути, это учреждения духовной сферы, отражающей взгляды общества на собственное развитие. По своей природе и полномочиям экомузеи отражают общество.

В настоящее время экомузеи - это учреждения, открытые внешнему миру и активно участвующие в жизни общества. Важным фактором, влияющим на взаимодействия экомузеев с обществом, является необходимость привлекать и удерживать посетителей, а также расширять аудиторию.

Экомузеи стремятся к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества. Сочетание идеи образования и развлечения характерно для определения деятельности сегодняшних экомузеев, как и большинства музеев в целом. Большинство музеев стремится обучить посетителей посредством досуга. [6; с. 6]

Нынешнее состояние традиционной культуры достаточно плачевно. За многие предшествующие годы оно, существуя в режиме “наименьшего благоприятствования”, свои естественные формы почти полностью утратило. В общественном сознании практически все понятия, связанные с фольклором, народным творчеством значительно деформированы. Современный посетитель музея подчас лишен знания своей традиционной культуры.

Посетитель приходит в музей не столько для получения знаний, а с целью развлечения (с небольшой долей познавательных интересов) и используя музей как средство общения. Данную тенденцию можно проследить в России: 70 % из числа взрослых посетителей приходит в музей с детьми, причем большинство взрослых попадает в музей впервые благодаря своим детям; из общего количества детей 6-12 лет с родителями приходит 56 %, с друзьями - 14 %; выходной или праздничный день в музее хотели бы провести 92 % опрошенных. [5; с. 33]

Так или иначе, большинство исследователей отмечают снижение интереса публики к музеям как к "пассивным витринам" для демонстрации шедевров и раритетов; среди посетителей разного культурного и социального уровня все популярнее идея о музее как месте для дискуссий и активного диалога.

Результаты опросов свидетельствуют, что наиболее популярные виды музеев у посетителей англичан - это музеи социальной истории, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, костюма и текстиля, архивы. В числе приоритетных направлений в музейной политике Франции признана поддержка двух типов музеев - экомузеев и музеев социальной истории.

В современной ситуации ни высокое качество музейных коллекций, ни традиционные методы и формы работы не гарантируют того, что музей станет важным и интересным местом пребывания для горожанина, который имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнения знаний.

В связи с этим огромное значение приобретает разработка стратегии организации работы с местным населением, использование для этого специалистов-социологов, определение целевых групп населения, повышение привлекательности музеев для них. Всегда необходимо помнить: для кого существует этот музей, приобретаются эти предметы, какого посетителя мы хотим увидеть в наших залах. Не безликую группу, а аудиторию с разнообразными привычками, запросами, вкусами. По наблюдениям, в последние годы музеи, изучающие своего посетителя, становится центром притяжения игнорируемых другими культурными институтами людей из различных этнических, демографических и социальных групп. [1; с. 43 - 45]

Действительно, создаются новые экспозиции, придумываются нестандартные решения, извлекаются из фондов уникальные музейные предметы - и человек, гражданин, к которому обращена деятельность музея, не приходит в музей.

Музеи, в которых имеются этнографические материалы, а таких большинство, призваны своими экспозициями сыграть роль в достижении взаимопонимания между людьми разных национальностей.

Полиэтнические экспозиции сегодня призваны раскрыть уровень и красоту культуры каждого народа и просветить население в этнографическом плане, помочь избавиться от негативных или неправильных стереотипов в представлениях о других национальностях. Но не менее важную роль призваны сыграть музеи возрождающихся к жизни народов и национальных групп, музеи как национально-культурные центры, в том числе, и экомузеи.

Экомузеи демонстрируют тесное взаимодействие прошлого и настоящего. Посетитель вступает здесь в непосредственный контакт с целой системой памятников, со средой культурно-исторического наследия. В “экомузее” освещается культура конкретного района или этноса: основные занятия, жизнь и быт населения, охрана окружающей среды.

Экомузей имеет большие возможности воссоздания целостных комплексов традиционной жизни и видит свою задачу в том, чтобы вернуть культуру народу.

Хочется еще раз подчеркнуть, что экомузей в данном контексте трактуется очень широко и включает в себя: архитектурно-этнографические музеи, историко-культурные заповедники, включающие в себя сельскую и городскую среду, и др. [2; с. 61]

Некоторые исследователи отмечают тенденции, свидетельствующие о том, что развитие музейного дела в целом идет по пути формирования экомузеев. Т.Хансен высказал мнение, что идея “соприкосновения с реальностью” станет вообще основополагающей для развития музеев в будущем. Этот путь видится в живом включении в определенную историко-культурную и природную среду, в сложившиеся социальные, исторические и природные структуры. Цель такого включения – способствовать различным путями обретению целостности, включенности в мир, снятию конфликта отъединенности от физического и природного окружения”, преодоление фрагментарности впечатлений и знаний о своей собственной национальной культуре, возрождение национального самосознания. [4; с. 5 - 6]

Целесообразно сказать, что современная социокультурная роль экомузеев в обществе должна исходить из понимания того, что экомузеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Культурное наследие народов служит посредством экомузея для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.

Место и роль современных экомузеев в обществе раскрывается следующим социально культурным значением музеев, данного вида:

1.     Сохранение и трансляция этнокультурного наследия;

2.     Образовательная и воспитательная роли экомузея;

3.     Формирование мировоззрения;

4.     Осмысление места и роли личности в окружающей исторической, этнической, культурной и общественной среде;

5.     Взаимодействие музеев с государственными органами, властными структурами и общественными организациями, научными организациями, вузами и школами, с различными социальными и этническими группами общества;

6.     Роль музеев в межэтнических, межнациональных и международных отношениях, развитии региональных и глобальных интеграционных процессов.

Сегодняшний экомузей все больше становиться не только научно-образовательным, но и общественно-культурным центром. Существенно изменяется и миссия экомузеев. Содействовать единению общества, приобщая людей к познанию истории и сохранению культуры народов. Содержание миссии музея тесно увязывается с общественными запросами общества.

На мой взгляд, объединяющей духовной силой народов может и должна стать совместная многовековая история, любовь к отчизне. Главной духовной ценностью для всех народов должен стать патриотизм.

Социально культурная роль экомузеев востребована, прежде всего, в мировоззрении людей, в развитии этнических, межнациональных и международных отношений. Социально культурную музейную технологию я представляю в виде определенной системы, педагогических и культурологических действий, в которую входят:

1.                              формирование ценностного отношения к историко-культурному наследию и культурному поведению, мотивированности;

2.                              развитие способностей к культурному, научно-исследовательскому и художественному творчеству;

3.                              обучение подрастающего поколения предметам с осмыслением истории, мировоззрения, мировосприятия, быта, традиций, художественной деятельности, духовной культуры через музейные экспонаты и памятники, являющиеся выражением культурной целостности эпохи;

4.                              Экомузеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации в плане неформального образования. Многое из того, что мы хотим сохранить для будущего - богатство и образность нашего языка, сказки, предания и легенды, народное искусство вышивки, резьба по дереву, орнамент, народная игрушка и пр. - может быть понято и в полной мере оценено современным человеком лишь в том случае, если ему будут знакомы и понятны образы народной модели мира, фантазии, ее истоки. Опрос посетителей английских экомузеев показал, что главной функцией музея англичане считают:

- образовательную,

- получение новой информации

- развлечение.

Изучение социального статуса, образовательного уровня посетителя российского музея, его интересов и культурных предпочтений - важнейшая задача, к решению которой готовы далеко не все отечественные музеи. Выборочное анкетирование в последние годы проводят некоторые столичные и крупные региональные музеи. Полученных данных пока явно недостаточно, чтобы увидеть облик человека, в музей приходящего и, тем более, делать какие-либо прогнозы на будущее и создавать на их основе адекватную времени систему коммуникации.

Необходимо помнить, что налаживание диалога в многомерном пространстве музея - процесс тонкий и сложный, при котором подспудная, кропотливая работа зачастую оказывается эффективнее однозначных решений. Музей, который не в состоянии создать подобную систему коммуникации, терпит поражение на современном поле битвы.

Экомузеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу. Суть любого экомузея заключается не только в собирании и хранении эстетических и научных образцов, но и в том, чтобы с их помощью донести до человека истинную картину эпохи, развить ценностное отношение к национальному наследию.

Сейчас как никогда высок статус музея в культуре, идет возврат к подлинности, к общепризнанным шедеврам. Одновременно с все возрастающими возможностями виртуального приобщения к музейным ценностям растет потребность непосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущем это приведет к новым изменениям музейного пространства.

Пространственная организация экомузеев, особенно региональных, должна выражать идеи исторического развития, прогресса, связи прошлого, настоящего и будущего.

Посетитель музея должен быть свободен не только в выборе тем (проблем) для собственных размышлений, в поиске ответов на волнующие его вопросы, но и в выборе различных видов, форм деятельности, выражения результатов собственного творчества.

В идеале музей лишь предоставляет в распоряжение посетителя определенные “инструменты”, источники и условия для творчества, дает каждому возможность свободного формирования собственного понимания и осмысления действительности. При всей кажущейся незначительности столь малого творческого акта, как возможность формирования у посетителя собственного суждения или самостоятельно-осмысленной оценки того или иного хранимого и представляемого музеем культурного феномена, этот акт – один из важнейших результатов музейной деятельности, знаменующий момент истинного включения музейного собрания в духовную жизнь личности, в сознание, мировоззрение, систему ценностей современного человека.

В настоящее время экомузей является центром, вокруг которого организуется вся деятельность, связанная с охраной, изучением и использованием культурного наследия, сливаются воедино результаты совместной работы ученых, реставраторов, работников музеев, туристско-экскурсионных служб, и, наконец, огромной массы краеведов и музейных активистов.

Музей, объединяющий в своей деятельности как движимые, так и недвижимые памятники, оказывается универсальным средством реализации культурного наследия, основным каналом его включения в современную культуру.















Заключение

Многообразие форм и содержания региональных культур, составляющих единство культуры, становится по-настоящему востребованным в развитии идеи национального возрождения, сохранения и обновления культуры. Основная миссия экомузеев заключается в сохранении национального, этницческого достояния, передаче его будущим поколениям, в образовании и воспитании музейных посетителей. Находясь в обществе и осуществляя свою деятельность для общества, экомузеи соотносят ее с культурными потребностями людей. Музей занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей.

В заключение, я бы хотела процитировать Ж.А. Ривьера, поскольку его слова могут быть отнесены и к экомузею современного искусства: “Культура, во имя которой существует экомузеи, должна восприниматься в самом широком смысле, поэтому он ставит своей целью ознакомление с ее достоинствами и художественными проявлениями, независимо оттого, к каким слоям населения относятся люди, создавшие данные образцы. Разнообразие последних безгранично и, таким образом, экомузеи не замыкается в себе, а адекватно взаимодействует с окружающим миром”.

То, что недоделывают государственные музеи, придется делать общественным. Музеи должны вернуться к главной идее, которая лежала в их начале и которая вызывает к ним интерес в настоящем, – к аспектам взаимоотношений Человека и Истории.

“Экомузеи” - перспективное направление музейного дела. Особенно важно их соответствие идеям охраны культурного наследия во всей его полноте, коммуникативность эпох и возможность воспитания подрастающего поколения в духе понимания разнообразия культур народов мира, уважения национальной самобытности.

Именно здесь возможно наиболее полное “погружение” в культуру и культурную среду.


Список литературы


1.                 Габышева А. Национальный художественный музей - время перемен.  М., 2001 г.

2.                 Долгих Л.А. Музей в системе образования. Пермь 1998 г.

3.                 Мейран П. Новая музеология// Museum, 1985, № 148, с. 20-21.

4.                 Ривьер Ж. А. Эволюционное развитие экомузея// Museum, 1985, № 148, с.3.

5.                 Чувилова И. В. "Музеи общества" и общество в музее" М., выпуск 1,  2002 г.

6.                 Юбер Ф. Экомузей// Museum, 1985, № 148, с. 6.