Содержание

Введение. 3

1. Какие основные виды ценностей выделяет К. Войтыла?. 5

2. Иерархия ценностей. Различие высших и низших ценностей. 6

3. Почему фактически человек более стремится к материальным ценностям, нежели к духовным?. 13

4. Почему в культуре приоритет отдается культурным ценностям?. 14

5. Основные нравственные ценности. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 20

Введение

Ценности являются одним из основных структурных элементов морали.  Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др.  Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология.   Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века благодаря работам Германа Лотце, а на рубеже XIX-XX веков  оформляется уже отдельная научная, философская дисциплина - аксиология. 

В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или Истине, Добру и Красоте.

Понятие ценности относится к свойству объекта, которое удовлетворяет желание субъекта. Другими словами, когда объект обладает определенным свойством, удовлетворяющим желанию или воле субъекта, и признается субъектом в качестве отвечающего его требованиям, это особое свойство объекта можно назвать ценностью. Иначе говоря, ценность есть нечто, принадлежащее объекту. Она становится реальной, только если субъект признает ее в качестве таковой. Например, несмотря на возможное наличие в данный момент цветка, ценность этого цветка не станет реальной, если кто-либо (субъект) не осознает его красоту. Чтобы ценность обозначилась, субъект должен признать свойство объекта и оценить его как имеющее значимость.

Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желание субъекта.

С другой стороны, ценности, удовлетворяющие желания, относятся к ценностям повседневных потребностей, а именно: еде, одежде, крову, то есть материальным (вещным) ценностям. Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела.

Любовь служит основой таких ценностей, как Истина, Добро и Красота. Чем сильнее любовь субъекта к объекту, тем глубже любовь объекта к субъекту, а значит, тем истиннее, лучше и красивее представляется объект субъекту. Например, чем больше любовь родителей к своим детям, тем ярче любовь детей к своим родителям, тем красивее дети. А когда дети красивы, родители испытывают к ним еще большую любовь. В этом смысле любовь представляет собой источник и основу ценности. Без любви не может проявиться истинная ценность. Следовательно, чем больше мы ощущаем любовь Бога и чем последовательнее ведем жизнь любви, тем сильнее мы способны воспринимать и осуществлять самые возвышенные ценности.

Целью работы является рассмотрение природы человека и смысла его существования, а также проблема ценностей. Данная тема рассматривается на основании работы К. Войтыла «Основания этики».

В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение видов ценностей, иерархии ценностей, причин стремления человека к материальным ценностям, причин приоритета духовных ценностей в культуре, а также рассмотрения основных нравственных ценностей.


1. Какие основные виды ценностей выделяет К. Войтыла?

Понятие ценности - достаточно сложное. Ценность - фиксированное отношение одного субъекта к другому. Ценности не имеют бытия, они имеют значение. Это требование, обращение к человеческой воле. Есть материальные ценности и ценности сами по себе.

Две основные формы направления осмысления ценностей: 1) общественное мнение - выражение определенного интереса людей к определенному событию; 2) ценностные формы общественного сознания - религия (оценивает реальность с Божьей точки зрения), мораль, право, философия (синтез человеческих ценностей - хотя бы попытка).

Философское учение о ценностях называется аксиологией. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись критериями истинного бытия. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны (т.к. основной тезис "человек есть мера всех вещей"). Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который с одной стороны признает самодостаточные ценности (человек, счастье, справедливость), но утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. В средние века ценности связываются с божественной сущностью и приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. У Канта ценности - это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель делил ценности на экономические (товары) и духовные.

В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего либо для человека или социальной группы.

Войтыла выделял следующие виды ценностей[1]:

По содержанию: материальные (экономические) - производственно-потребительские ценности; политические; социальные; духовные (нравственные, познавательные эстетические, религиозные).

По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.

Предметные - естественные блага, потребительная стоимость, социальные блага, содержаться в общественных явлениях, историческое событие, культурное наследие, моральное добро и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире вещей.

Духовные - общественные идеалы, установки, нормативы, запреты, цели, проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле.

По субъекту: субъективно-личностные; надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие).

Личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания.

Надындивидуальные результат развития общества и культуры.


2. Иерархия ценностей. Различие высших и низших ценностей.

Поскольку все ценности в соответствии со своей сущностью образуют иерархию, т.е. выступают по отношению друг к другу как высшие и низшие, причем это отношение может быть постигнуто только "в" предпочтении и пренебрежении, то и само "чувствование" ценностей с сущностной необходимостью обосновано "предпочтением" и "пренебрежением". То есть дело отнюдь не обстоит таким образом, будто чувствование ценности или многих ценностей "обосновывает" способ предпочтения; как если бы предпочтение в качестве некоторого вторичного акта "привходило" к ценностям, постигнутым в первичной интенции чувствования. Напротив, всякое расширение ценностного поля (например, некоторого индивида) происходит только "в" предпочтении и пренебрежении. Только ценности, изначально "данные" в этих актах, затем могут "чувствоваться" - вторичным образом. Таким образом, та или иная структура предпочтения и пренебрежения выделяет те ценностные качества, которые мы чувствуем.        Поэтому ясно, что иерархия ценностей никак не может быть дедуцирована или выведена. Какая ценность является "более высокой" - это нужно постигать каждый раз заново в акте предпочтения или пренебрежения. Для этого существует интуитивная "очевидность предпочтения", которая не может быть заменена никакой логической дедукцией.

Однако вполне можно и должно задать вопрос о том, нет ли априорных сущностных связей между такой характеристикой бытия ценности, как ее относительное место в иерархии, и другими ее сущностными особенностями.

Здесь выделяются прежде всего различные - соответствующие уже обычному жизненному опыту - признаки ценностей, вместе с которыми возрастает, как кажется, их "высота"; но все они сводятся, вероятно, к одному.

Так, ценности кажутся тем более "высокими", чем они долговечнее...; равным образом, тем более высокими, чем менее они причастны "экстенсивности" и делимости; также тем более высокими, чем менее они "обоснованы" другими ценностями; также тем более высокими, чем "глубже" "удовлетворение", связанное с постижением их в чувстве; наконец, тем более высокими, чем менее их чувствование относительно к полаганию определенных сущностных носителей "чувствования" и "предпочтения[2]".

1. Жизненная мудрость всех времен учит предпочитать долговечные блага преходящим и изменчивым. Однако для философии эта "жизненная мудрость" - только "проблема". Ибо если речь здесь идет о "благах", а под "долговечностью" подразумевается величина объективного времени, в течение которого существуют эти блага, то у этого положения весьма мало смысла.

Однако совершенно иное значение имеет то положение, согласно которому ценности (а не блага), которые являются более высокими, и в феноменальном плане "даны" по отношению к более низким ценностям как более "долговечные".

Хотя то, что мы (в сравнении с чем-то другим) называем "длительным", может быть относительным, сама длительность как феномен не относительна, но абсолютно отлична от факта "последовательности" (соответственно, изменения). И долговечна та ценность, которая имеет в себе феномен "способность-существования-сквозь-время" - причем совершенно безразлично, как долго существует ее вещный носитель. И эта "длительность" присуща уже той или иной разновидности "ценности чего-либо". Так, например, когда мы осуществляем акт любви к некоторой личности на основе ее ценности как личности. В этом случае как в ценности, на которую мы направлены, так и в переживаемой ценности акта любви заключен феномен длительности, а потому - и "продления" этих ценностей и этого акта. Если бы некто принял внутреннюю установку, которая соответствует предложению: "Я люблю тебя сейчас" или "некоторое время", то это противоречило бы сущностной связи. А эта сущностная связь существует - безразлично, как долго фактически сохраняется действительная любовь к действительной личности в объективном времени.

Итак, этот "критерий" "высоты" ценности без сомнения имеет определенное значение. Низшие ценности по своей сущности - "наиболее преходящие", высшие - одновременно "вечные" ценности. И это совершенно не зависит от, например, того, что всякое чисто чувственное чувство может "притупиться", и от тому подобного, что относится только к психофизическим свойствам особых носителей чувств.

2. Несомненно и то, что ценности тем "выше", чем менее они "делимы" - это в то же время значит: чем в меньшей мере они должны "разделяться" тогда, когда к ним становятся причастны многие [индивиды[3]].

Так, например, кусок ткани - приблизительно - вдвое более ценен, чем половина этого куска. Величина ценности связана здесь с величиной ее носителя. Крайней противоположностью тут является, например, "произведение искусства", которое изначально "неделимо"; "кусочек" произведения искусства существовать не может. Поэтому сущностные законы абсолютно исключают то, что одна и та же ценность типа "чувственно приятное" может чувствоваться - и служить предметом наслаждения - для множества существ, если не подвергается делению ее носитель и тем самым она сама. Поэтому в самой сущности этого вида ценностей уже заключен "конфликт интересов", как относительно стремления к реализации этих ценностей, так и относительно наслаждения ими - даже если мы отвлечемся от величины наличных благ (которая приобретает вес только для социальной хозяйственной ценности материальных благ)[4].

Иначе дело обстоит - если выбрать нечто совершенно противоположное - с ценностями "святого"; равным образом - и с ценностями "познания", красоты и т.д. и соответствующими им духовными чувствами. У них отсутствует как причастность протяжению и делимость, так и необходимость деления их носителей в том случае, если их чувствует или переживает множество существ. Произведение духовной культуры может одновременно постигаться, а его ценность - становиться предметом чувства и наслаждения неопределенно многими [индивидами]. Ибо сущность ценностей этого вида определяет то, что они могут передаваться неограниченно и не подвергаясь какому-либо разделению или умножению... Но ничто не объединяет существа столь непосредственно и тесно, как общее поклонение и почитание "святого", которое согласно своей сущности исключает необходимость "материального" носителя - но не материального символа. И в первую очередь - почитание "абсолютно" и "бесконечно святого", бесконечной святой личности - "божественного". Эту ценность - "Божественное" - в принципе может "усвоить" любое существо, именно потому, что она - самая неделимая.

3. Ценность вида b "обосновывает" ценность вида а в том случае, если определенная отдельная ценность а может быть дана только тогда, когда уже дана какая-то определенная ценность b; и это - с сущностной закономерностью. Но в таком случае та или иная "обосновывающая" ценность, т.е. здесь ценность b, выступает и как "более высокая" ценность. Так, ценность "полезного" "обоснована" ценностью "приятного". Ведь "полезное" - это ценность того, что раскрывает себя уже в непосредственном созерцании (без умозаключений) как "средство" для достижения чего-либо приятного, например, ценность "орудий". Без приятного нет и "полезного". С другой стороны, ценность приятного - я имею в виду приятное как ценность - в соответствии с сущностными закономерностями "обоснована" витальной ценностью, например, ценностью здоровья; а чувствование приятного (соответственно, его ценность) обоснована ценностью чувствования живого существа (например, его свежестью, силой), которое постигает эту ценность приятного в своем чувственном чувстве.

Лишь в той мере, в какой сама жизнь (во всех ее формациях) есть носитель ценностей, которые в абсолютно объективной иерархии ценностей обладают определенной высотой, лишь в этой мере она фактически имеет эти ценности. Но такая "иерархия" может быть постигнута только в духовных актах, которые не обусловлены витально.

Лишь в той мере, в какой существуют духовные ценности и духовные акты, в которых они постигаются, жизнь как таковая - отлекаясь от дифференциации среди витальных ценностных качеств - обладает некоторой ценностью. Если бы ценности были "относительны" к жизни, то сама жизнь не имела бы никакой ценности. Она сама была бы безразличным к ценностям бытием. Но все возможные ценности "обоснованы" ценностью бесконечного личностного духа и "миром ценностей", существующих для него. <…>        4. В качестве критерия высоты ценностей выступает и "глубина удовлетворения", которое сопровождает уже их чувствование. Конечно, их "высота" не исчерпывается "глубиной удовлетворения". Тем не менее то, что "более высокая ценность" дает и "более глубокое удовлетворение", есть сущностная связь. То что здесь обозначается как "удовлетворение", не имеет ничего общего с удовольствием, хотя и "удовольствие" может выступать как его следствие. "Удовлетворение" есть переживание исполнения. Оно появляется только тогда, когда некоторая интенция ценности исполняется благодаря ее появлению. Без предположения о существовании объективных ценностей не может быть никакого "удовлетворения". Но, с другой стороны, удовлетворение отнюдь не связано необходимо со "стремлением". Оно еще отличается от переживания исполнения, например, при реализации чего-то желаемого или при появлении ожидаемого, хотя эти последние могут выступать как его особые случаи. Чистейший случай "удовлетворения" дан как раз в спокойном чувстве и в полном чувственном "обладании" некоторым позитивным, имеющим ценность благом, т.е. тогда, когда молчит всякое "стремление".  …От "ступени" удовлетворения мы должны отличить ее "глубину"…. "Более глубоким", чем другое, мы называем удовлетворение от чувствования ценностей тогда, когда его бытие оказывается независимым от чувствования другой ценности и от связанного с ним "удовлетворения", а это последнее - независимым от первого. Так, например, совершенно особенным феноменом является то, что чувственные удовольствия или невинные внешние радости (например, праздник или прогулка) "удовлетворяют" нас тогда и только тогда, когда мы чувствуем себя "удовлетворенными" "в центральной" сфере нашей жизни - там, где речь идет о "серьезных" вещах. Лишь на фоне этой более глубокой удовлетворенности может звучать и полностью удовлетворенный смех, и, напротив, при неудовлетворенности в этих центральных слоях нашего бытия место полного удовлетворения при чувствовании низших ценностей тотчас занимают "неудовлетворенные" безостановочные поиски ценностей наслаждения, так что можно сделать вывод, что каждая из тысячи форм практического гедонизма всегда есть лишь знак "неудовлетворенности" высшими ценностями, ибо уровень стремления к удовольствию находится в обратном отношении к глубине удовлетворения ценностью и ее местом в иерархии.

5. Хотя "объективность" и "фактичность" присущи всем "ценностям" и хотя их связи независимы от реальности и от реальной связи благ, в которых они действительны, тем не менее, между ними есть одно различие…: это - ступени "относительности ценностей" или же их отношение к "абсолютным ценностям".        Основополагающая взаимная сущностная связь между актом и предметом служит основанием того, что мы не можем здесь предполагать и объективное существование ценностей и видов ценностей (совершенно отвлекаясь и от действительных благ, которые служат носителями ценностей этого вида), там где не присутствуют относящиеся к переживанию этих видов ценностей виды актов и функций. Так, например, для существа, неспособного к чувственным чувствам, не существует и ценности приятного.

Никто не отважится думать, что Бог, например, проживает все те ценности приятного, которые переживают животные и люди. В этом смысле я и говорю, что ценность приятного "относительна" к "чувственно-чувствующим" существам; а ценностный ряд "благородного и низкого", например, относителен к "живым существам". Напротив, я говорю, что абсолютные ценности - те, которые существуют для "чистого" чувства (предпочтения, любви), т.е. для чувства, независимого в способе и законах своего функционирования от сущности чувственности и от сущности жизни[5].





3. Почему фактически человек более стремится к материальным ценностям, нежели к духовным?

Человеку более присуще к материальным ценностям, чем к духовным.

Все ценности являются материальными качествами, которые подчиняются определенному порядку в отношении друг к другу по принципу "высокого" и "низкого", независимо от формы бытия, в которую они облачаются, - предстают ли они перед нами как чисто предметные качества, или как звенья ценностных отношений (например, наличие приятного или прекрасного в чем-либо), или как составная часть благ, или как ценность, которую "имеет вещь".

Установленная тем самым предельная независимость бытия Ценности от вещей, благ, обстоятельств ярко проявляется в ряде случаев. Мы знаем стадию постижения ценностей, когда ценность вещи уже очевидна и убедительна для нас, хотя носители этой Ценности неведомы нам. Например, мы испытываем к человеку неприязнь и отвращение или приязнь и симпатию, не будучи в состоянии объяснить почему; так, стихотворение или другое художественное произведение мы давно воспринимаем как "прекрасное", "отвратительное", "превосходное" или "обыкновенное", не имея и отдаленного представления о том, в каких свойствах соответствующего образного содержания это заключается; так, какая-нибудь местность, комната является "приятной" или "неприятной", равным образом пребывание в каком-нибудь месте, хотя носители этих ценностей нам неизвестны. Это относится в равной степени к материальной и духовной реалиям. Ни постижение ценности, ни степень адекватности и очевидности (адекватность в полном смысле плюс очевидность составляют ее "самоналичие") не находятся ни в коей мере в зависимости от постижения носителей этих ценностей. Так же и значение предмета, показывающее, "чем" он является в этой связи (например, является ли человек больше "художником* или "философом"), может, как угодно изменяться, не меняя при этом для нас свою ценность. В этих случаях обнаруживается очень ясно, сколь независимы в бытии ценности от своих носителей. Это справедливо как в отношении вещей, так и в отношении обстоятельств[6].

4. Почему в культуре приоритет отдается культурным ценностям?

В силу того, что духовные ценности управляют поведением человека по производству и потреблению предметов материального мира, их проблематика выходит на первый план. Проблема общечеловеческих ценностей в большинстве случаев сводится к проблеме духовных ценностей, а точнее к одному из их видов - политическим. Вместе с тем, духовные ценности каждого уровня, в т.ч. и общечеловеческие, кроме политических включают и другие виды ценностей: религиозные, нравственные, эстетические, художественные и т.д.

Человечество давно стремилось выработать общие ценности в духовной сфере. Каждая религия, идеология, политическая партия, философские и художественные школы предлагали свою систему ценностей, которая претендовала называться наиболее правильной и распространиться на все человечество. Желание убедить других в своей правоте и «осчастливить» присоединением к единственно верной и правильной идее явилось основной причиной немыслимых по своей жестокости и масштабам истреблений во благо «светлой идеи» - костров средневековой инквизиции и современных террористических актов религиозных фанатиков, фашистских крематориев и коммунистических концлагерей, многочисленных локальных и мировых войн, личных преследований не только профессиональных политиков, но и ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов. Причина таких действий кроется в том, что влияние духовных ценностей амбивалентно – они и объединяют, и разъединяют людей, ибо, укрепляя единство какой- то части человечества, они тем самым разрушают его целостность, вплоть до провоцирования и оправдания военных конфликтов, физического и духовного насилия над носителями “неправильных идей”.

Сущность системы общечеловеческих духовных ценностей заключается не в стремлении добиться превосходства одной системы ценностей над всеми остальными, а в формировании общепринятых правил взаимоотношений между различными силами, признание приоритета интересов всего человечества над интересами отдельных социальных групп.

Если система духовных ценностей человечества в гуманитарной области только начинает складываться, то куда более признанными являются ценности, сформированные человечеством в области естествознания. Цивилизация от поколения к поколению обогащается все новыми знаниями в области математики, физики, химии, географии, биологии и других наук[7].


5. Основные нравственные ценности

В структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности. Они оказывают огромное воздействие на объективную реальность, и главным образом, на социальный мир. Духовно-нравственные ценности детерминируют поведение людей, во многом определяет их взаимоотношения – межличностные, групповые и социальные. Через них осуществляется опосредование их производственной, социально-политичес-кой, культурно-эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности.

В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть.

Отличительной чертой духовно-нравственных ценностей как объективного качества является также то, что они предстают по своей природе особым  качеством.  Духовно-нравственных ценности непосредственно не проявляется в физическом пространстве и времени, она не есть первичное качество и не ощущается отдельными органами чувств.  Их отражение сознанием носит более сложный характер и осуществляется через восприятие, интуицию, умозрение.

Единство и единственность духовно-нравственных ценностей проявляется и в том, что при сочетании разных ценностей не создаётся новая ценность; ценности, сочетаясь, не переходят друг в друга, не меняют свою модальность на противоположную.  Они могут существовать в единстве, которое не переходит  в единообразие.

Базисные моральные

ценности

 

Главные системные моральные ценности

 
 












 

Предметные моральные

 ценности











 
 





Рисунок  - Иерархия духовно-нравственных ценностей

Нравственная ценность, уже по определению, отличается особым местом во всеобщей взаимосвязи, и совокупность моральных ценностей образует особый мир со своей специфической структурой, где можно выделить определённое «ценностное ядро» или «ценностный центр» и определённую иерархию конкретных ценностей. Мир моральных ценностей предстаёт иерархической системой нравственных ценностей, обладающей  определённой структурой (рис)[8].

Как показывает аксиологический анализ морали её фундаментальными ценностями добра являются бытие, единственность и единство, взятые именно как ценности. В самом деле, человеку органически свойственна точка зрения на сам факт бытия, в том числе и на бытие вещи и  высшие его виды – на органическую жизнь природы, на человеческую жизнь как на проявление добра, блага.  Всякое бытие, всякое существование, всякая жизнь уже сами по себе оцениваются как самоценность, благо, добро[9].

В более развёрнутом виде структура системы нравственных ценностей выглядит следующим образом:

Базисные нравственные ценности:

1.1. Неживая природа: естественность – благо – софийность.

1.2. Живая природа: жизнь – индивидуальность – органичность.

1.3. Социальная природа: жизнь – личность –соборность (единство ).

Система общественных нравственных ценностей имеет следующую структуру:

Системные общественные нравственные ценности:

2.1.  Экономика: благо – хозяйственность – справедливость.

2.2.  Политика: мир – свобода – солидарность..

2.3.  Право: легальность – достоинство – равенство.

Гражданское общество: любовь  – честь – содружество.

Заключение


В данной работе рассмотрена природа человека и смысл его существования, природа ценностей. По работе можно сделать следующие выводы:

К. Войтыла выделяет следующие виды ценностей:

По содержанию: материальные (экономические) - производственно-потребительские ценности; политические; социальные; духовные (нравственные, познавательные эстетические, религиозные).

По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.

Предметные - естественные блага, потребительная стоимость, социальные блага, содержаться в общественных явлениях, историческое событие, культурное наследие, моральное добро и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире вещей.

Духовные - общественные идеалы, установки, нормативы, запреты, цели, проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле.

По субъекту: субъективно-личностные; надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие).

Личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания.

Надындивидуальные результат развития общества и культуры.

Поскольку все ценности в соответствии со своей сущностью образуют иерархию, т.е. выступают по отношению друг к другу как высшие и низшие, причем это отношение может быть постигнуто только "в" предпочтении и пренебрежении, то и само "чувствование" ценностей с сущностной необходимостью обосновано "предпочтением" и "пренебрежением".

В структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности. Они оказывают огромное воздействие на объективную реальность, и главным образом, на социальный мир. Духовно-нравственные ценности детерминируют поведение людей, во многом определяет их взаимоотношения – межличностные, групповые и социальные. Через них осуществляется опосредование их производственной, социально-политичес-кой, культурно-эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности.

В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть.





Список литературы

1. Войтыла Кароль (Иоанн-Павел II). Основания этики // Вопросы философии. - 1991. - №1.

2. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 355-374.

3.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -  М.: Политиздат,  1990 г.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Наука,  1988..

5. Гусейнов А.А. Этика и мораль // Философские науки. -  1984 г, № 5.

6. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984 г.

7. Шпеман Р. Основные понятия этики. М., 1993 г.

8. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике.  М., 1994 г.







[1] . Войтыла Кароль (Иоанн-Павел II). Основания этики // Вопросы философии. - 1991. - №1.


[2] Войтыла Кароль (Иоанн-Павел II). Основания этики // Вопросы философии. - 1991. - №1

[3] Войтыла Кароль (Иоанн-Павел II). Основания этики // Вопросы философии. - 1991. - №1

[4] Шрейдер Ю.А. Лекции по этике.  М., 1994 г.



[5] Войтыла Кароль (Иоанн-Павел II). Основания этики // Вопросы философии. - 1991. - №1

[6] Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 355-374.


[7] Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -  М.: Политиздат,  1990 г.


[8]. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984 г.

[9] Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Наука,  1988..