СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Налог на пользователей автомобильных дорог. 4
2. Налог с владельцев транспортных средств. 8
3. Транспортный налог. 11
Практическая часть. 20
Задача № 1. 20
Задача № 2. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны.
Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги, в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом "однонаправленного" воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для "ограждения" тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.
До 1 января 2003 года действовали налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств, которые были отменены 01.01.2003 г. вступившей в силу главой 28 «Транспортный налог» НК РФ. В отличие от прежнего «современный» транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
Целью работы является изучение ранее действовавших в законодательстве РФ налогов на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств, и как следствие налоговой реформы, транспортного налога.
1. Налог на пользователей автомобильных дорог
Закон РФ № 1759-1 ОТ 18.10.1991 г. предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
На территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых: в Федеральном дорожном фонде РФ; в дорожных фондах субъектов РФ.
Средства Федерального дорожного фонда РФ (ФДФ РФ) и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования. Средства ФДФ РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.
Из указанного фонда могут выделяться субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ. Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в ФДФ РФ федерального налога на пользователей автомобильных дорог ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом расчет субвенций и дотаций субъектам РФ осуществляется с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.
Целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются за счет:
· транспортного налога;
· земельного налога в размере 100 процентов доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;
· поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год;
· субвенций бюджетам субъектов РФ, выделяемых из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
· иных источников, не противоречащих законодательству РФ, направляемых в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов РФ о бюджетах.
Налог на пользователей автомобильных дорог (утратил силу с 1 января 2003 года) уплачивали предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливалась в размере:
1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Налог исчислялся отдельно по каждому виду деятельности. Сумма налога полностью зачислялась в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов РФ для целевого использования на финансирование затрат, указанных выше.
От уплаты налога освобождались:
· колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;
· предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности;
· иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и российскими юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;
· профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
· органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
· плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).
От уплаты налога освобождались российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции, при предусмотренной указанными соглашениями реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции собственностью инвесторов.
Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включали в налогооблагаемую базу:
· доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации РФ, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка РФ);
· доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций.[1]
2. Налог с владельцев транспортных средств
Налог с владельцев транспортных средств (исключен с 1 января 2003 года) ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Наименование объектов | Размер годового
обложения | налога
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Автомобили легковые с мощностью двигателя
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 50 коп.
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 1 руб. 30 коп.
Мотоциклы и мотороллеры 30 коп.
Автобусы 2 руб.
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2 руб.
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) 4 руб.
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) 4 руб. 80 коп.
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) 5 руб. 20 коп.
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 7 руб. 15 коп.
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2 руб.[2]
Не являлись плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). Уплата налога производилась ежегодно в сроки, установленные законами субъектов РФ.
Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производилась.
От уплаты налога освобождались:
· категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
· Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
· инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили;
· общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
· предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);
· колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;
· предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70% и более общей суммы их доходов;
· иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;
· профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, частично совпадает с перечнем юридических лиц, освобождаемых от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов РФ.[3]
3. Транспортный налог
С 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» вступила в силу глава 28 «Транспортный налог» НК РФ. В отличие от прежнего «современный» транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории РФ, исключены:
· налог на пользователей автодорог;
· налог с владельцев транспортных средств;
· акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;
· налог на вводно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Как следует из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, сохраняет силу Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ» и применяется (действует до 01.01.2005 года) в части, не противоречащей нормам главы 28 НК РФ.
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
При применении ст. 358 НК РФ нужно учитывать, что в настоящее время используются следующие понятия:
Транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством. Исходя из данного определения, транспортные средства можно подразделить на:
· наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
· воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
· водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
Судно смешанного (река-море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.
Рыбопромысловое судно - обслуживающее рыбопромысловый комплекс судно, используемое для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды.
Гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности.
Воздушное судно авиации общего назначения - летательный аппарат, предназначенный для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкий летательный аппарат, воздушный шар, восстановленное воздушное судно старого образца, построенное в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любой другой летательный аппарат, находящийся во владении, пользовании или распоряжении субъекта авиации общего назначения, используемый им в некоммерческих целях и не связанных с выполнением авиационных работ.
Сверхлегкое воздушное судно - сверхлегкий летательный аппарат класса параплан, дельтаплан, мотодельтаплан, мотопараплан, дельталет, микросамолет, автожир со взлетной массой менее 450 кг в сухопутном варианте (менее 495 кг - в гидроварианте или амфибии) и минимальной скоростью полета, не превышающей 65 км/час.[4]
Объектами налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 358 не являются:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Наименование объекта налогообложения | Налоговая став-
| | ка (в рублях)
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) включительно 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л/силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость
(с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей
(с единицы транспортного средства) 200
Указанные налоговые ставки, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налоговая база транспортного налога определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
В отношении этих транспортных средств, налоговая база определяется отдельно по каждому из них.
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, - как единица транспортного средства; налоговая база определяется отдельно.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. С учетом положений ст. 52 и 54 части I НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате за налоговой период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта РФ.
Пример 1.
Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 25 января 2004 года, а снят с регистрации в связи его продажей 8 декабря 2004 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Пример 2.
Транспортное средство зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию, в январе 2003 года и снято с регистрации в феврале 2004 года. В этом случае транспортный налог за 2003 год будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2004 год - с учетом коэффициента, равного 2/12.[5]
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
Пример 3.
Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая 2004 года налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 лошадиных сил. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 рублей за 1 лошадиную силу. Сумма транспортного налога за 2004 год, в этом случае, составит 8500 рублей = ((150 х 4 ) + (180 х 8) : 12) х 50.[6]
Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случае, если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляется одним налоговым органом, то такому налогоплательщику может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению. Физические лица, отнесенные законом субъекта РФ о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.
Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств. Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта РФ.
Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы (определяемой по окончании налогового периода), налоговой ставки (установленной законом субъекта РФ), а также особенностей исчисления транспортного налога и налоговых льгот (установленных законом субъекта РФ), подлежит уплате в бюджет субъекта РФ в сроки, установленные законом субъекта РФ.
Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода, сроки уплаты налога, установленные законами субъектов РФ, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом. Законом субъекта РФ может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течении налогового периода платежей по налогу.
В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих текущих платежей.
В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается (в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа):
· сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода; указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента;
· срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта РФ, даты направления налогового уведомления.
По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ. В случае, если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта РФ о налоге, то налогоплательщик - юридическое лицо обязано представить в налоговый орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России в соответствии с п. 3 ст. 80 части 1 НК РФ.
Практическая часть
Задача № 1
Определить сумму налога на прибыль и НДС, подлежащие уплате в бюджет за 2 квартал текущего года, если проведены следующие операции:
(Производство ТНП)
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
1 |
Получило выручку от реализации продукции (товаров) |
90000 |
2 |
В мае приобрело у предприятия-изготовителя легковой автомобиль, поставило его на учет в ГИБДД и 25 июня ввело в эксплуатацию |
66000 |
|
мощность двигателя (лошадиные силы) |
80 |
3 |
Приобрело материалы, из них использовано на производственные нужды 60 %, остальные 40% на непроизводственные |
21000 |
4 |
Получило сумму арендной платы |
3600 |
5 |
Передало безвозмездно другому предприятию МБП, остаточной стоимостью |
2300 |
6 |
Фонд заработной платы |
12000 |
|
среднесписочная численность (человек) |
10 |
Примечание:
НДС во всех первичных документах, выделен отдельной строкой;
расчеты произвести с учетом всех необходимых налогов и отчислений.
Решение:
В соответствии с федеральным законом от 07.07.03 г. № 117-ФЗ внесены поправки в НК РФ, в соответствии с которыми с 2004 года максимальная налоговая ставка по НДС составляет 18 %.[7]
1) НДС от реализации = 90000 * 18%/(100%+18%) = 13728 руб.
НДС с аренды = 3600 * 18%/(100%+18%) = 549 руб.
НДС к возмещению за материалы = 21000 * 18%/100% = 3780 руб.
НДС в бюджет = 13728 + 549 – 3780 = 10497 руб.
2) Налоговая база по налогу на прибыль = (90000 – 13728 - 549) + 3600 – (21000 * 60%) – 2300 = 76272 + 3600 – 12600 - 2300 = 64423 руб.
Налог на прибыль = 64423 * 24 % = 15462 руб.
3) Транспортный налог (за 1 месяц – июнь) = 80 л.с. * 5 руб. * 1/12 = 33 руб.
4) ЕСН = 12000 * 35,6% = 4272 руб.
Задача № 2
Определить какие виды налогов и в каком размере должен уплатить в бюджет предприниматель без образования юридического лица гражданин Кузнецов А.К., если за истекший 1999 г. он получил следующие доходы:
1) выручка от реализации оказанных услуг – 130 000 тыс. руб.;
2) доход от реализации однокомнатной квартиры, принадлежащей ему по праву собственности – 210 000 руб.;
3) наследство на общую сумму (Кузнецов является братом умершего, наследство открыто 7 июля 1999 г.) – 90 000 руб.
Документально подтвержденные расходы на осуществление предпринимательской деятельности за 1999 г. составили 80 000 руб.
Помесячного учета доходов и расходов Кузнецов не вел. Имеет несовершеннолетнюю дочь возрастом 11 лет.
Решение:
1) Единый социальный налог = 130000 – 80000 * 13,2% = 6600 руб.
2) НДФЛ = 130000 – 300 * 13% = 16861 руб. (300 руб. – налоговый вычет, предоставляемый на каждого несовершеннолетнего ребенка).
3) Налог на имущество физ. лиц = 210000 * 0,1% = 210 руб. (0,1% ставка по НСО на имущество жилого назначения стоимостью до 300 тыс. руб.)
4) Кузнецов является наследником второй группы и стоимость наследства составила 900 МРОТ, следовательно, ставка – 10% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ. Таким образом, Налог с наследства составит = (90000 – 85000) * 10% = 500 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.
На территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых: в Федеральном дорожном фонде РФ; в дорожных фондах субъектов РФ.
Целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются за счет: транспортного налога; земельного налога; поступлений от погашения задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог; субвенций бюджетам субъектов РФ; иных источников, не противоречащих законодательству РФ.
С 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом № 110-ФЗ вступила в силу глава 28 «Транспортный налог» НК РФ. «Современный» транспортный налог относится к поимущественным налогам и его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории РФ, исключены, в частности: налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванюсь Е. Транспортный налог // Аудит и налогообложение. – 2003. - № 5. – С. 22-25.
2. Игнащенко М.В. Применение ставки НДС в 2004 году // Аудиторские ведомости. – № 3. – 2004. – С. 20-23.
3. Изменения в Налоговом кодексе по дорожным налогам // Финансовый директор. – 2003. - № 1. – с. 45-51.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 2. Принят 19.07.2000: С изм. и доп. на 23.12.03. – М.: Проспект, 2003. – 372 с.
5. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб: ПИТЕР, 2003. – 576 с.
6. Налог с владельцев транспортных средств // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 6. – С. 39-43.
7. Нарышкин А.А. Транспортный налог: спорные вопросы применения // Консультант. – 2003. - № 21. – С. 38-42.
8. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник. – М.: Юнити - дана, 2002. – 231 с.
[1] Нарышкин А.А. Транспортный налог: спорные вопросы применения // Консультант. – 2003. - № 21. – С. 38-42.
[2] Налог с владельцев транспортных средств // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 6. – С. 39-43.
[3] Изменения в Налоговом кодексе по дорожным налогам // Финансовый директор. – 2003. - № 1. – с. 45-51.
[4] Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб: ПИТЕР, 2003. – с. 326.
[5] Иванюсь Е. Транспортный налог // Аудит и налогообложение. – 2003. - № 5. – С. 22-25.
[6] Налог с владельцев транспортных средств // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 6. – С. 39-43.
[7] Игнащенко М.В. Применение ставки НДС в 2004 году // Аудиторские ведомости. – № 3. – 2004. – С. 20-23.