Содержание



Задание №1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы.. 3

Задание №2 «Ф.Бэкон – основатель эмпирического направления в европейской философии». 4

1. Предпосылки и общая характеристика эмпирической философии Нового времени. 4

2. Сущность теории познания Бэкона. Его учение об «идолах» как препятствиях на пути познания. 6

3. Три стратегических пути познания. Выбор Ф.Бэкона. 8

4.  Новаторская идея Бэкона об индукции как главном методе познания. Введение эксперимента в процесс познания, его задачи. 9

5. Значение гносеологических установок Бэкона для дальнейшего развития философии и науки. 10

Задание №3. Усвоив полностью тему «Философия Нового времени», составьте таблицу «Философы нового времени о субстанции». 11

Задание №4. Логические задачи и упражнения. 11

Задание №5. Тесты.. 12

Список литературы.. 15


Задание №1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы

Антиклерикализм - Общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви.

Атеизм – отречение от Бога; отрицание Бога.

«Врожденные идеи» - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имею т отношения к чувственному миру

«Географический детерминизм» - позиция и философское направление, определяющее главным механизмом и причиной развития государства географические условия.

Дедукция  - умозаключение от частного к общему.

Деизм – форма веры, в основе которой лежит признание, что Бог создал мир, а дальнейшее его развитие совершается без его участия.

Дуализм – сосуществование двух различных принципов, образа мыслей.

Идеализм субъективный – мировоззренческая позиция, признающая первичным субъективное сознание.

Индукция - умозаключение от общего к частному

Интуиция – рассматривание, видение, созерцание, а также духовное видение, понимание, приобретенное непосредственно.

Материализм - мировоззренческая позиция, признающая в качестве первичной субстанции материю.

Метод – способ познания

Механицизм – причинно-механическая картина мира, вселенная изображается в виде мировой машины.

Монада – от греч. Единица – у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности.

Опыт – совокупность всего того, что происходит с человеком в жизни и что он осознает.

Рационализм – точка зрения рассудка, совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум.

Сенсуализм – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий.

Солипсизм – философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное Я и содержание его сознания.

Субстанция – первоначало.

«Теория общественного договора» - теория согласно которой, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы люди заключили договор, по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так появилось государство.

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок, и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Эксперимент – планомерно проведенное наблюдение.

Энциклопедисты – мировоззрение, освещающее совокупность общеобразовательных вопросов.

Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта.[1]


Задание №2 «Ф.Бэкон – основатель эмпирического направления в европейской философии»

1. Предпосылки и общая характеристика эмпирической философии Нового времени

Новое время - это эпоха, когда превыше всего ценятся рассудок и его творение, наука. В Новое время наука начинает развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что даже ставится под сомнение наличие науки в античности и средневековье. В связи с обсуждением философских проблем теории познания для нас важнейшее значение приобретает философское содержание созданной Галилеем и Ньютоном теоретической механики. Они выявили одно удивительное обстоятельство.

У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.[2]

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником  познания и критерием его истинности.

Эмпиризм - ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности, с которым мы уже встречались в эпоху Ренессанса, приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях как формирующейся науки, так и производственной и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является, однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового времени, которая повлияла на характер философского мышления того времени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе, например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схоластической контемпляции (духовному созерцанию). Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени (Бэкон, Декарт).

2. Сущность теории познания Бэкона. Его учение об «идолах» как препятствиях на пути познания

Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти представления идолами. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления этих представлений. Об отношении науки об идолах к новой логике и новому методу познания он говорит: «Наука об идолах так относится к объяснению природы, как наука о софистических доказательствах к обыкновенной логике».

Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Аллегорически он называет их идолами рода, пещеры, рынка, театра. Идолов рода и пещеры он считает «врожденными», опирающимися на естественные свойства разума, тогда как идолы рынка и театра приобретаются в ходе индивидуального развития. Об идолах рода Бэкон говорит, что «они имеют свое основание в самой человеческой природе и в самом роде человеческом или поколении. Утверждение, что человеческие чувства являются мерой вещей, — неверное. Именно наоборот, как все чувственные восприятия, так и то, что есть мысли, относятся к человеку, а не к миру, не к вселенной. Человеческий разум как неровное зеркало, которое, отражая вещи, смешивает свою природу и природу вещей и тем самым искажает ее и нарушает».[3] Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется в том, что «предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть. Путь к преодолению идолов рода заключается в осознании этого естественного свойства человеческого разума и последовательном проведении правил новой индукции в процессе познания (это необходимое, безусловно, основное и самое надежное средство для преодоления и других идолов).

Если идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого разум а, которые являются в большей или меньшей степени общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера.

«Идолы пещеры — это идолы человека как индивида. Ибо каждый индивид (кроме ошибок, порожденных природой человека как вида) имеет свою индивидуальную пещеру или логово. Эта пещера преломляет и искажает свет природы, с одной стороны, потому, что каждому принадлежит определенная, собственная природа, с другой стороны, потому, что каждый получил различное воспитание и встречался с другими людьми. Так же и потому, что каждый читал лишь определенные книги, почитал и обожал разные авторитеты, наконец, потому, что его впечатления были отличны от других, согласно тому, какие души они имели — предвзятые и полные предрассудков либо души спокойные и уравновешенные, а также по другим причинам такого же рода. Так же и собственно человеческий дух (так как он содержится в отдельных людях) является весьма переменчивым, запутанным, как бы случайным».

Остальные два типа идолов уходят своими корнями в социальную жизнь: «Существуют, однако, такие идолы, которые возникают путем взаимного общения. Их мы называем идолами рынка потому, что возникли они путем взаимной договоренности в обществе. Люди договариваются при помощи речи; слова определяются общим пониманием. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Эти помехи не могут исправить ни определения, ни объяснения. Слова просто насилуют разум и все приводят в смятение, а людей ведут к бесчисленным излишним спорам и идеям» 20. В характеристике этого типа идолов Бэкон приходит к определенной степени понимания отношений между словом и реальностью, которую оно обозначает. Тем самым он касается проблематики, которая дискутируется и в современной теории и методологии науки. Естественно, что в свое время он не мог прийти к адекватному решению этой проблемы.

3. Три стратегических пути познания. Выбор Ф.Бэкона

Три стратегических пути познания – индукция, дедукции, а также подход объединяющий индукцию и дедукцию.

Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".[4]

Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению.

4.  Новаторская идея Бэкона об индукции как главном методе познания. Введение эксперимента в процесс познания, его задачи.

Индуктивный путь познания представляет собой постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации об окружающем мире по частям, по крупицам, которое происходит только в процессе каждодневной жизни. Знание накапливается только в результате жизненного опыта, постоянной практики: если бы мы не контактировали с миром, то никаких представлений о нем в нашем сознании не было бы, так как оно изначально (то есть при рождении человека) совершенно пустое – младенец не знает ровным счетом ничего. Но по мере своей жизни он видит, слышит и осязает все, что его окружает, то есть постепенно приобретает некий жизненный опыт и, таким образом, его ум наполняется образами внешнего мира, представлениями о нем, мыслями, обогащается рождающимся знанием. Поэтому вне опыта, без него или независимо от него невозможно приобрести какую-либо информацию, что-то узнать.[5] Опыт по-гречески – “эмпирия”, и индуктивный метод философского познания, предложенный Бэконом и опирающийся на опыт, получил название эмпиризма. Эмпирическое философствование – это выведение знания из окружающего мира в процессе жизненного опыта и последовательное наполнение изначально пустого или чистого человеческого ума различными представлениями и информацией.

В данном случае источником познания является внешний мир, в сознании человека нет никаких доопытных знаний, а, значит, нет и никакой реальности вне и помимо чувственного мира, из которой можно было бы такие знания получить (вспомним, что в учении Платона человеческая душа до вселения в тело обитает в совершенном мире идей и все знает, поэтому задача познания заключается в том, чтобы проявить это высшее знание).

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов.

5. Значение гносеологических установок Бэкона для дальнейшего развития философии и науки

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков.

Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики.

Классификация наук Бэкона положительно воспринята в истории науки и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами.

Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVIII в., в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины. (Имеется в виду его высказывание: "Что в действии полезно наиболее, то и в знании наиболее истинно".)


Задание №3. Усвоив полностью тему «Философия Нового времени», составьте таблицу «Философы нового времени о субстанции»

Философы

Их учение о

субстанции

Основные

характеристики

субстанции

Философское

Направление, к которому принадлежит философ

Декарт

Дуализм

Субстанция имеет как материальный аспект, так и идеальный (сознание)

Дуализм

Спиноза

Пантеизм

Бог (сознание) - первоначало Бытия, есть природа с ее законами.

Рационализм

Лейбниц

Учение о монадах

Простые, телесные, душевные, более или менее созидательные субстанции. Творят мир через представление. Бог - первомонада.

Объективный

идеализм

Гольбах

Материализм

Материя – вечная, неуничтожимая субстанция, которая в процессе постоянного развития и изменения порождает все многообразие реального мира[6]

Механический

материализм



Задание №4. Логические задачи и упражнения

К.Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств – это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возразили ему, заявив, что Гельвеций забыл судью.

1.            Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

2.            Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа? В чем ее ограниченность?

3.            Что, по-вашему, представляет процесс нашего познания в его полном объеме?

1. Оппоненты Гельвеция под судьей имели в виду разум человека.

2. По своим гносеологическим взглядам он являлся сенсуалистом. Он выводил, потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения.

Ограниченность такой позиции в том, что чувственное восприятие субъективно. И положить в основу познания пять органов чувств – это значит прийти к агностицизму, скептицизму или субъективному идеализму.

3. Процесс познания в полном объеме представляет собой цикл, состоящий из двух фаз: анализ и синтез.

В первой фазе, большую роль играют органы чувств. Они воспринимают явления, феномены в окружающем мире, которые обрабатываются разумом. Разум делит их на системы и понятия, выявляет взаимосвязи и закономерности.

На второй фазе синтеза, результат аналитической работы объединяется в целостную картину, образуя теорию, мнение, концепцию и т.п.


Задание №5. Тесты

1. К какому направлению можно отнести высказывание: «Нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в чувствах»?

а)     Рационализму;

б)    Мистицизму;

в)     Сенсуализму;

г)     Иррационализму.

2. Найдите соответствие между:

Философское направление

Его представитель

1. Дуализм

2. Гольбах

2. Механический материализм

4. Лейбниц

3. Субъективный идеализм

1. Декарт

4. Объективный идеализм

3. Беркли

3. Как можно обозначить философскую позицию Д.Локка?

а)     Идеализм;

б)    Схоластика;

в)     Рационализм;

г)     Сенсуализм.

4. Расположите соответственно «эмпиризму» и «рационализму» следующих представителей философии Нового времени:

а)     Бэкон - эмпиризм;

б)    Декарт - рационализм;

в)     Гоббс - эмпиризм;

г)     Лейбниц - рационализм;

д)    Локк - эмпиризм;

е)     Спиноза - рационализм;

ж)   Беркли - эмпиризм.

5. Завершите определение: «Философская установка, согласно которой невозможно достичь достоверного знания называется агностицизм».

6. Кому из философов Нового времени принадлежит суждение о том, что философия несет «знание причин и способов возникновения вещей» и что ее предмет – «тело и только тело»?

а)     Локку;

б)    Гоббсу;

в)     Бэкону;

г)     Лейбницу.

7. Внимательно вчитайтесь в названия произведений философов Нового времени и определите основной философский интерес (онтологический, гносеологический, антропологический, социально-философский):

Ф.Бэкон «О достоинстве и приумножении наук» - социально-философский;

Р.Декарт «Опыт о человеческом разуме» - гносеологический;

Р.Спиноза «Трактат о совершенствовании ума» - социально-философский;

Г.Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме» - антропологический;

Д.Беркли «Трактат о началах человеческого знания» - онтологический.

8. Впишите в суждение ключевое слово:

«Все то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, не нуждаясь ни в чем другом, называется субстанцией».

9. Кому из философов Нового времени принадлежит формула: «Бог или субстанция, или природа»? Какую мировоззренческую установку она демонстрирует?

Локку

Деизм

Спинозе

Теизм

Гоббсу

Пантеизм

Беркли

Атеизм


Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

4.     Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

5.     Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001.



[1] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 579.

[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 108.

[3] Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 247.

[4] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 58.

[5] Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 79.

[6] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 130.