Оглавление

Введение_____________________________________________________

1. Понятие и виды правоохранительных органов в РФ__________

2. Компетенция правоохранительных органов РФ______________

Заключение__________________________________________________

Список использованной литературы__________________________


Введение


В данной контрольной работе я рассмотрю, что же относится к правоохранительным органам Российской Федерации,  рассмотрю в общем характерные признаки правоохранительных органов и их отличие  от других государственных органов. Также будут перечислены виды правоохранительных органов и компетенция каждого из них.

Цель работы – изучение правоохранительных органов в РФ











1. Понятие и виды правоохранительных органов в РФ


В законодательстве нет специально сформулированного понятия “правоохранительные органы”. Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.[1]А также в науке к правоохранительным органам относят частных нотариусов и адвокатуру.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

1.           начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

2.           правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

3.          правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

4.          решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

5.          законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

6.          все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

К правоохранительным органам относятся:

·     федеральные суды общей юрисдикции

·     федеральные арбитражные суды

·     Конституционный суд РФ

·     органы прокуратуры

·     органы безопасности

·     органы внутренних дел

·     налоговые органы

·     юстиция

·     адвокатура

·     нотариат


2. Компетенция правоохранительных органов РФ

Судебная система Российской Федерации

Судебная система – это совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов.

Конституционный суд РФ – это орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства.[2]

Основным назначением конституционного контроля является выявление правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ.

         К компетенции системы федеральных судов общей юрисдикции относится рассмотрение уголовных и административных дел, разрешение гражданских, трудовых и семейных споров.

         Арбитражные суды РФ разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан - индивидуальными предпринимателями, а также государственных и муниципальных органов.  

         Прокуратура РФ

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.[3]

Функции прокуратуры:

·        надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·        надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;

·        надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

·        надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу;

·        надзор за исполнением законов судебными приставами;

·        уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

·        участие в рассмотрении дел судами.

Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации.

Совет Безопасности РФ – Конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.[4]

     Федеральная служба безопасности РФ – федеральный орган исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства.[5]

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые законом об органах ФСБ.

Внешняя разведка Российской Федерации – это совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

Таможенные органы – органы государственного управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ и осуществляющие защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства.[6]

Цели деятельности таможенных органов делятся на правоохранительные и экономические.

Правоохранительные функции таможенных органов направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды.

Экономические функции таможенных органов направлены на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, стимулирования отечественной экономики, защиту интересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Органы внутренних дел

Министерство внутренних дел РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.[7]

Милиция как составная часть органов внутренних дел представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности (местную милицию) и криминальную милицию.

Задачи криминальной милиции:

·        Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия;

·        Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Задачи милиции общественной безопасности:

·        Обеспечение личной безопасности граждан;

·        Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

·        Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

·        Раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

·        Оказание а пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.

       Налоговые органы

       Министерство по налогам и сбора и Федеральная служба налоговой полиции РФ - органы государственного управления деятельность, которых направлена на обеспечение соблюдения налогового законодательства и пресечения преступлений в сфере налогообложения.

Органы юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.[8]

Основные задачи Министерства юстиции:

·        реализация государственной политики в сфере юстиции;

·        обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

·        обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

·        обеспечение установленного порядка деятельности судов;

·        обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

·        обеспечение исполнения уголовных наказаний.

         Нотариальные органы

Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.[9]

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Перечень нотариальных действий:

·        удостоверение сделок;

·        выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

·        наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

·        свидетельство верности копий документов и выписок из них;

·        свидетельство подлинности подписей на документах;

·        свидетельство верности перевода документов с одного языка на другой;

·        удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

·        удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

·        удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

·        удостоверение времени предъявления документов;

·        передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам;

·        прием на хранение документов;

·        обеспечение доказательств.

Адвокатура

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, име­ющих задачей оказание юридической помощи физическим и юриди­ческим лицам, включающую в себя участие в различных видах судо­производства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обес­печения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юри­дической помощи».













Заключение



Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы.

В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. В этой иерархии во главе стоит суд, позволяя разрешать практически любые споры и рассматривая все дела. За деятельностью судов и исполнением законов следит прокуратура. Нижестоящие органы, выполняя свои функции, обязаны беспрекословно выполнять законы. За этим следят вышестоящие органы с соответствующими полномочиями. Это еще раз доказывает правильную структуру правоохранительных органов Российской Федерации. 


Список использованной литературы

            Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 440с.

            Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 1996. - 481с.

            Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: Учеб. – М.: Зерцало, 2001. – 260с.

            Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – 314с.

            Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб. – М.: Норма-Инфра, 1998. – 210с.

            Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 224с.



[1] Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 1996. – С.21


[2] Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 1996. – С.64


[3] Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – С.84


[4] Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – С.116

[5] Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – С.124

[6] Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб. – М.: Норма-Инфра, 1998. – С.81


[7] Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С.245


[8] Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – С.134

[9] Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – С.167