Содержание


1.     Введение……………………………………………………………………3


2.     §1. Культура эпохи Возрождения...……………………………………….4


3.     §2. Роль музея в эпоху Возрождения…………………………………….11


4.     Заключение………………………………………………………………...18


5.     Список литературы………………………………………………………..19




































Введение

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. XV век принес с собой переворот в искусстве, который заключался в том, что отношение как к средневековому искусству изменилось. И, если ранее центрами культуры в Европе были Франция и Германия, то в XV веке ведущее место переходит к Италии.

Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут, и, вместе с тем, еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях культуры  того времени. [5; с. 37]

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Именно в эпоху Возрождения возникают первые музеи.

Целью моей работы является рассмотрение роли музея в культуре эпохи Возрождения.

Для достижения цели, мной были поставлены следующие задачи:

1.     Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу

2.     Раскрыть основные черты культуры эпохи Возрождения

3.     Рассмотреть особенности деятельности и функционирования музеев в эпоху Возрождения.

Для написания данной работы были использованы труды таких авторов, как: И.Е.Данилова «Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры»; В.Н.Лазарев «Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве»; Ю.Д.Колпинский и Е.И.Ротенберг «Искусство эпохи Возрождения»



§ 1. Культура эпохи Возрождения


Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Под эпохой Возрождения мы понимаем период в истории европейской культуры, в первую очередь с XIV по XVI век включительно, характеризующийся переносом культурных интересов из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к материальным проявлениям жизни, то есть в сферу профанного – вплоть до создания культуры антропоцентризма - в искусстве утверждается представление о человеке как о самом совершенном творении природы. [5; с. 37]

Отличительной особенностью культуры Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора её создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру.

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждений новых идеалов. Результатом вступления Западной Европы на новый путь в экономическом и политическом развитии были весьма важные перемены во всей культурной жизни. Возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, слабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках, появился профессиональный театр и первый музей.

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин “Возрождение” возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры после тяжелого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.

Быстрое развитие торговли обусловило интерес к тем отраслям экспериментальной науки, которые имели непосредственное отношение к передвижениям на дальние расстояния. Результатом этого были значительные достижения в области корабельного дела. Использование компаса, систематические сводки географических сведений, составление карт мира предварили великие географические открытия ХV века. [5; с. 45- 48]

Образование общества европейских картографов на острове Майорка способствовало созданию многочисленных энциклопедий всевозможных прозаических и поэтических “картин мира”. Наряду с чисто географическими сведениями в этих энциклопедиях имелись интересные замечания по ботанике, астрономии, математике и медицине, давались сведения о целебных травах, об иноземных обычаях, об охоте и т. д.

Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование. В эпоху средневековья художник считался ремесленником, его место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевалась перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кто интересовался его творчеством.

Возрождение в Италии - одна из вершин в истории развития европейской культуры, период утверждения в ней гуманистических и реалистический тенденций, новой культурной системы. Эти процессы происходили и в других европейских странах, однако в Италии они были особенно сильны и послужили началом развития культуры и искусства раннего Возрождения. [1; с. 73]

Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трёхвекового развития поднималось до исключительных творческих высот. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение. Все виды искусств переживали подъём. В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворения в искусстве титанов Возрождения- Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. [6; с. 59]

Флоренция как главный центр формирования нового общественного сознания, гуманистических тенденций выходит на первый план. Наблюдается расцвет демократических традиций в ряде центров Италии, традиций, берущих начало в древнеримской республике.

В XV веке изменилась не только общая направленность развития искусства, изменилось и соотношение скульптуры и живописи с архитектурой. Теперь изобразительное искусство и архитектура стали существовать на равных, взаимно дополняя, и уравновешивая друг друга, тогда как ранее живопись и скульптура были в достаточной степени подчинены зодчеству. На рубеже XIV и XV веков скульптура начинает играть более самостоятельную роль. Она появляется не только в интерьерах, но и на фасадах зданий, создаются и отдельно стоящие скульптуры. И вместе с тем продолжает усиливаться декоративность. Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохраняется.

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.

Культура Возрождения нашла свое выражение, прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Отсюда — специфический характер эпохи Возрождения в Италии и то громадное значение, какое имели искусства в это время. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера до эпохи Возрождения, ещё во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Возрождения - не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов. Большинство представителей живописи, скульптуры и архитектуры являлись интеллигенцией, которая сложилась в обстановке богатых городов Италии и работала по заказам богатых горожан.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

Художники Возрождения славили земную красоту. Но в отличии идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его личным качествам и воле. В центре их искусства, обобщённого по художественному языку, образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, не отвлечённый от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения. [4; с. 64 - 66]

Связь искусства и науки составляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

Работы художников становятся подписными, то есть, подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

Наряду с монументальными, все более широкое распространение получают станковые формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики. [7; с. 107]

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества".

Таким образом, можно сделать вывод, что эпоха Возрождения характеризуется всплеском художественного творчества, в первую очередь в области пластических искусств (живопись, скульптура), появлением национальных языков на основе церковной латыни и местных народных говоров, становлением национальных государств на основе феодальных владений, экономическим развитием, а на его основе развитием городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией (“обмирщением”) и ростом индивидуалистических тенденций в общественной жизни и быту.

Однако многие исследователи обращают внимание и на тот факт, что секуляризация мысли, ее творческий характер совершили переворот лишь во взглядах образованного общества эпохи Возрождения: сознания же широких народных масс этот переворот не коснулся. Вот почему в истории культуры ренессансной Италии есть такие страшные страницы, как появление многочисленных ересей, получавших широкое распространение среди низших слоев населения городов-коммун (катары, “бедные ломбардцы”, последователи Савонаролы). Сторонники этих течений не только выступали в защиту идей бедности и всеобщего уравнительства. В поисках нового богочестия они видели в произведениях искусства и в их создателях источник искушений. Поэтому и уничтожали произведения, а иногда и самих творцов во время восстаний, вынуждая их ради спасения жизни навсегда покидать родные города.

Рядом с невиданными взлетами человеческого и патриотического сознания в культуру итальянского Возрождения должны быть включены и разгул Священной Инквизиции, и создание внутренней церковной полиции – ордена братьев иезуитов (от латинского произношения “Иисус”), многочисленные процессы против еретиков и ведьм (трактат "“Молот ведьм” выпущен монахами Инститорисом и Шпренгером в середине XV века – в эпоху зрелого Ренессанса). [6; с. 172]

Но все же эта эпоха вошла в историю как вздох освобождения, как рождение надежды. Именно в трактатах деятелей итальянского Возрождения впервые осмыслена великая роль новаторства, декларирована необходимость создания чего-то нового как оправдания человеческого существования.

В этом заключается основное величие эпохи Возрождения, совершившей переворот в сознании людей.























§2. Роль музея в эпоху Возрождения


Музей, исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом, как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение.

Само слово музей возникло в Древней Греции -museion - храм муз, заключавший в себе собрания произведений искусства, книг, сакральных предметов. В Афинах появлялись храмы с картинами прошлого Афин, собраниями даров, поднесенных гражданами Афин по случаю важных событий.

Музей в современном понимании слова – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение; учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность. [2; с. 31]

Помимо собирания и хранения экспонатов, в его задачи входит и публичный показ (экспозиции, выставки) коллекций. Это могут быть произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и так далее. В деятельности музеев предполагается научная составляющая, некоторый системный подход в коллекционной деятельности.

У современного музея многовековая история развития. Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.), в Древней Греции (священные рощи муз, храмы муз). Войны Римской империи обогатили Рим сокровищами и произведениями искусства, привезенными из завоеванных стран. Римляне хранили их в храмах (иногда специально для этого построенных), в термах (при которых бывали библиотеки и выставлялись коллекции владельца) и в частных галереях.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

В средние века традиция хранения реликвий и художественных редкостей перешла к христианским церквам. [2; с. 33]

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. Их появление стимулировалось развитием историзма мышления (сформировалось понимание трехчленной истории: древность, т.е. античность, средние века, новое время), выделением искусства в особую форму деятельности, ростом интереса к наукам. Музейные учреждения (т.н. студиоло, дома-музеи искусств, галереи портретов) получили в XV-XVI вв. широкое распространение в Италии.

Особенностью деятельности музеев в эпоху Возрождения  было то, что коллекционирование произведений древнего искусства стало одним из уважаемых и распространенных занятий просвещенной части общества, когда со становлением исторического мировоззрения и новой "нетрадиционной" культуры, общество оказалось заинтересованным в учреждении, собирающим, интерпретирующим и хранящим культурный опыт. В музеи стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

Ренессанс сформировал новый тип человеческой личности, который, все более и более распространяясь, нес с собой и новую культуру. Достаточно быстро она стала общеевропейским достоянием, само собой разумеющимся атрибутом просвещенности и цивилизованности. Этот процесс, рост числа носителей культуры, представлял собой аналог нашей «демократизации» и аналогичным образом вызвал к жизни обслуживающее его тиражирование культурного достояния. Оно обеспечивалось, во-первых, развитием станковизма в искусстве, а во-вторых, новым решением проблемы доступности — собственно тиражированием оригиналов. К концу XIV века появился эстамп, а в начале XVI века Маркантонио Раймонди первый начал использовать его для репродукцирования чужих рисунков и картин (в частности, работ Рафаэля). Так открылась перспектива репродуктивного распространения и потребления искусства. [6; с. 110 - 112]

Произошедшая эпистемологическая катастрофа, как характеризует ее Акилле Бонита Олива, сломала рациональную и антропоцентрическую идеологию Ренессанса. Но универсалистские претензии гуманистов и настойчивое стремление к постижению мира, сформировавшие европейское сознание, упрямо требовали ответов на вопросы об открывшейся безмерности и бесконечности Вселенной во всех ее проявлениях. Абстрактная рациональная наука этих ответов дать не могла, мир казался человеку труднопостижимым чудом, соответственно, возрождались магия, алхимия, астрология и другие формы иррационального знания, с одной стороны, а с другой, познание переориентировалось на чистый эмпиризм.

Удивительным синтезом этих тенденций  стали «кабинеты редкостей», появившиеся в эпоху Возрождения.

Кунсткамера (Kunstkammer, нем. — кабинет искусства) как таковая — это лишь одна из форм, причем достаточно поздняя, некоего образования, более общим и точным названием которого будет английское cabinet of curiosities, то есть «кабинет редкостей», или немецкое Wunderkammer — «кабинет чудес». Эти странные коллекции начали появляться в Европе в конце XV века и получили широчайшее распространение в XVI — XVII веках.

Особенностями деятельности, принципами подбора экспонатов являлись как редкость, нарядность и уродство, так и возможность показать последние достижения естественных наук. Кабинеты редкостей представляли собой собрания самых разнородных предметов, документировавших, если пользоваться современным словом, все актуальные для того времени сферы человеческого знания и опыта, универсум был представлен абсолютно случайным, лишенным какой бы то ни было системы и логики набором «вещественных свидетельств» о нем.

Это были минералы, окаменелости, раковины, чучела и скелеты зверей и птиц, экзотические растения, анатомические диковины, искусные поделки и технические чудеса, произведения искусства, научные инструменты, вещи из дальних стран, драгоценности, магические предметы и так далее. Рядом могли находиться картины и станки, минералы и черепа, вазы и инструменты. С реальными предметами в этих коллекциях соседствовали такие фантомы как, например, «череп женщины с рогами», то есть, то, что владелец коллекции полагал реальным. Собрания кунсткамер позволяли «поучать, развлекая».  [3; с. 74]

Особенностью характера коммуникации музеев Возрождения было то, что Европейские музеи часто создавались членами различных Литературных, Физических и иных обществ, для совместного проведения досуга в научных изысканиях. Настоящий ученый джентельмен, утверждал Фрэнсис Бэкон, если он желает «в малом масштабе создать свою личную модель Универсума», должен иметь «красивый, большой кабинет, где было бы собрано все, что сделано человеческой рукой или машиной изысканным способом из редкого материала, в редкой форме или с удивительным движением; что исполнено с некой особенностью, удачей и ловкостью; все, что Природа создала в вещах, которые хотят жить и могут быть сохранены».

Для таких музеев, не предназначенных широкой публике, задача специального построения экспозиции не существовала, что являлось особенностью функционирования музеев эпохи — их посетителями были в основном состоятельные образованные дилетанты, для которых не стояла проблема построения целостного образа мира или отдельной сферы действительности на основе коллекции музея. У каждого из них имелась своя мыслительная конструкция, которую они лишь подтверждали или углубляли посредством изучения экспонатов. Таким образом, пространство этих универсальных музеев было настолько неоднородным, что позволяло каждому посетителю найти для себя то, что интересно. Разнообразие вещей и отсутствие четкой структуры позволяет характеризовать ренессансные кунсткамеры как нелинейный текст.

Подобные собрания отражали вкусы, пристрастия и интересы их владельцев. В этих «универсальных музеях» целостный Универсум концентрировался вокруг фигуры самого собирателя, они были зеркалом, отражавшим всю картину мира своего времени. Идеал таких «универсальных музеев» был описан в 1555 году Самюэлем ван Квихебергом, автором первого известного нам «музееведческого» труда. Такие «музеи» были зеркалом человеческого познания, отражающим в материальный объектах знания и картину мира того времени, что соответствовало визуальной ориентации нового исторического типа культуры, которая была, по преимуществу, культурой визуального мышления, отражавшей, познававшей и воссоздававшей мир в свете, цвете, пластических формах. [3; с. 81 - 82]

В «кунсткамерах» собственно художественная составная часть, заявленная в названии, была, чаще всего, в зачаточном состоянии. Исключение составляет, пожалуй, только самая известная из кунсткамер позднего Ренессанса, пражское собрание Рудольфа II, создавшего самую крупную коллекцию своего времени в Европе и первым оценившего произведение искусства как таковое. Около 1600 года в его собрании насчитывалось примерно 800 картин, среди них работы Гольбейна, Дюрера, Брейгеля Старшего, Рафаэля, Тициана, Корреджио, итальянских маньеристов.

В большинстве других кунсткамер материал искусства, немногочисленный и неакцентированный, был представлен в кунсткамерах в сугубо однородном «веществе» опредмеченного универсума природы и человеческого знания, подобно тому, как само искусство было поставлено Ренессансом рядом с наукой и, в сущности, не отличалась от нее, ведь и то, и другое понималось тогда не столько как специализированная деятельность, сколько как особый вид гуманистического досуга — studia humanitatis. Ренессансное сознание хотя и вычленило художественно-творческую деятельность из нивелированной массы цехового ремесла, но сделало это путем введения искусства в малорасчлененную сферу интеллектуальных занятий, где оно оказывалось неотличимым от науки. [2; с. 40 - 41]

К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции, именно в это время, во Флоренции возник первый музей в современном понимании этого слова. Им стала галерея Уффици, построенная правителем Флоренции Лоренцо Медичи для своей коллекции произведений искусства, Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др.

Первые упоминания о хранилищах музейного типа в России относятся к 12–17 вв. Историю музейного «возрождения» в России открывают собрания реликвий и произведений искусства в монастырских и церковных ризницах, в соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера.

В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. Уже при царе Иване Грозном начинает складываться коллекция московской Оружейной палаты. В ее состав входили сокровища царского казнохранилища – оружие, древние монеты, драгоценная утварь, иконы и книги. Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора – ювелиров, оружейников и пр. В 1610–1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

Кунсткамера, появившаяся в 1698 году после первой поездки Петра I в Голландию, стала первым публичным музеем в России. Первоначально она была размещена в здании Главной Аптеки в Москве. В 1714 году ее переводят в Санкт-Петербург, а в 1722 году строят отдельное здание.

В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

В целом можно сделать вывод, что музеи, а точнее «протомузеи» эпохи Возрождения отличались от музеев, в современном понимании этого слова. А именно, особенность данных музеев заключалась в том, что данные учреждения были «открыты» для определенной категории людей, не имели однородного пространства, передающего смысл коллекции, это было простым накопительством, коллекционированием предметов, которому суждено было в будущем перейти на более высокую ступень развития.





Заключение

В заключение, хотелось бы сказать, что, несмотря на идеи гуманизма - духовную основу расцвета искусства эпохи Возрождения, которая создала образ прекрасного, гармонически развитого человека – полноценного развития музея эпохи Возрождения, согласно принципам гуманизма, не получилось.

Созданные «дилетантами» в эпоху Возрождения музеи для себя, своих коллег и узкого крута, приобщенного к тому же интеллектуальному тезаурусу, не имели ровно никакого отношения к публике.

И когда настало время, в последней трети столетия в музей пришли широкие массы, которые, не зная ни «языка искусства», ни «языка музея», не обладая достаточным образовательным уровнем, не могли в таком музее ровно ничего понять. Замечательная иллюстрация этого — карикатура Оноре Домье: пришедшая в музей семья рабочего смотрит на египетский фриз, где изображены боги с человеческими телами и головами собак, петухов, слонов и т. д. Один из членов семьи произносит: «Да уж, египтяне выглядели не слишком привлекательно». [3; с. 95]

Основная цель музеев и их благороднейшая задача — независимо от того, собирают ли они высокое или прикладное искусство, — состоит сегодня в теснейшем общении с оживляющим потоком публики. Они должны служить не узкому кругу, ученым, а народу.



Список литературы

1.     Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения – М. 1976 г.

2.     Гафанова Ю.В. Пространство музея: постмодернистское прочтение СПб.: 2001 г.

3.     Калугина Т.П. Музей и «музеефикаторский» тип культуры. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: 2001 г.

4.     Лазарев В.Н. «Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве» Москва «Искусство» 1979 г.

5.     Всемирная история: в 24-х Т.Т.9. Начало Возрождения. М.1996 г.

6.     Всеобщая история искусств, т.3 «Искусство эпохи Возрождения» под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга Москва «Искусство» 1962 г.

7.     Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.