2. К экспертным методам относят:

а) объективные тесты

б) шкальные методики

в) проективные техники

г) диалогические техники?

Ответ: а) объективные тесты и б) шкальные методики.

В ситуации экспертизы могут быть применены только экспертные методы психодиагностики. Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения.

Объективный тест – тест, цель которого скрыта от испытуемого, и данные, полученные с его помощью, могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование, интерпретацию. Объективные тесты основаны на объективных критериях, не подверженных влиянию изменяющегося смысла заданий. К объективным тестам относятся:

-         тесты интеллекта

-         тесты специальных способностей

-         тесты достижений

При использовании проективных методик и диалогических техник испытуемый может сознательно влиять на результаты обследования, искажая их. Проективные методики позволяют, опосредованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок. Эти методики ставят целью выявление личностных особенностей отражения, которые не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Признаки проективных методик:

-         неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;

-         деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;

-         измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности – ее способы и особенности проявления – во взаимоотношениях с социальным окружением.

3. В какой ситуации к диагностическому инструменту предъявляется менее жесткое требование:

а) ситуация клиента

б) ситуация экспертизы?

Ответ: а) ситуация клиента.

Ситуация клиента предполагает добровольное участие человека, клиент самостоятельно приходит на психодиагностическое обследование. Недостатки ситуации клиента состоят в том, что испытемый часто стремится аггравировать (усиливать) свое состояние. Данные, полученные при психодиагностике, могут быть использованы самим диагностом для определения тактики консультирования и дальнейшей работы с клиентом.

В ситуации экспертизы от результата психодиагностического обследования зачастую зависит дальнейшая судьба клиента, или его жизнь.  В ситуации экспертизы возможны искажения результатов клиентом как сознательные, так и бессознательные, попытки подогнать себя под идеал. Результаты психодиагностики используются специалистом смежником для постановки диагноза или принятия административного решения. Сам диагност не может устанавливать диагноз, он лишь описывает свои наблюдения.

7. Данные, получаемы с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура, называется:

а) L – данные

б) Q – данные

в) Т – данные?

Ответ: в) Т – данные.

L – данные – данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.

Q – данные – данные, полученные с помощью опросников.

Т – данные – данные, полученные путем стандартизации со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.

8. В какой психодиагностической литературе авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну:

а) научные сообщения

б) популярные издания

в) справочно-методические издания

г) инструктивные документы

Ответ: Психология, будучи независимой профессиональной областью, подобно медицине и юстиции, выработала руководящие этические принципы и способы поддержания порядка и дисциплины. Считается, что этические принципы защищают благополучие общества. Потребность  в защите вызвана различием в возможностях и уровне специальных знаний у психологов и потребителей психологических услуг. Ведь люди, нуждающиеся в психотерапии, уязвимы и могут пострадать от неправильной практики. Так, терапевты обладают большими знаниями, чем клиенты, и имеют определенную власть над ними. Следовательно, клиенты должны иметь дополнительную защиту.

Этические принципы постоянно пересматриваются в зависимости от изменения профессиональных и социальных проблем.

До  сих пор ведутся дебаты, как правильно использовать принцип информированного согласия. Утверждается, что люди не могут принимать какие-либо решения, если они не полностью информированы о том, с чем это решение связано. Психологи продолжают разрабатывать процедуру информированного согласия для психотерапии. Одним из важных аспектов информированного согласия является извещение  клиента о пределах конфиденциальности.

Одним из основных этических обязательств психологов  является не разглашение информации, полученной  ими в ходе  своей деятельности.

С точки зрения психологов  авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну в популярной литературе, поскольку данные издания являются наиболее доступными для потребителей психологических услуг. Опубликованная информация может быть узнанной клиентом, что может нанести вред его психическому здоровью, а также является нарушением принципа конфиденциальности.

 

9. В каком тесте на измерение общих интеллектуальных способностей теоретическое основание – теория неогенеза С. Спирмена:

а) шкалы измерения интеллекта Векслера

б) ШТУР

в) прогрессивные матрицы Равена

г) тест структуры интеллекта Амтхауэра?

Ответ: в) прогрессивные матрицы Равена.

Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора G – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Прогрессивные матрицы Равена основываются на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и так называемой теории неогенеза Ч. Спирмена. В соответствии с теорией перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.

10. В Шкале измерения интеллекта Векслера вербальная шкала включает субтесты:

а) осведомленность

б) логический отбор

в)словарный субтест

г) повторение цифр

д) понятливость

е) кубики Кооса

ж) сходство

з) арифметический субтест

Ответ: в Шкале измерения интеллекта Векслера вербальная шкала включает:

а) субтест общей осведомленности, который исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка – 1 балл за правильное решение каждого вопроса. Пример: из чего делают резину?

д) субтест общей понятливости оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа 0, 1, 2 балла. Пример: что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с написанным на нем адресом и непогашенной маркой?

з) арифметический субтест оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени. Пример: если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал полтинник, сколько он должен получить сдачи?

ж) сходство. Субтест установления сходства оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Необходимо установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьируется от 0 до 2 баллов в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. Например, при установлении общего в паре понятий «платье – пальто» могут быть даны ответы:

-         сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов)

-         их носят, они дают тепло (1 балл)

-         верхняя одежда (2 балла).

В субтесте предлагается 13 пар понятий.

г) повторение цифр. Субтест повторения цифровых рядов направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

в) словарный субтест направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагется объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 – весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка – от 0 до 2 баллов.

Шкалы б) логический отбор и е) кубики Кооса относятся к невербальной шкале теста. Субтест кубики Кооса направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Субтест логический отбор исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. 


11. Какой из субтестов Шкалы измерения интеллекта Векслера оценивает понимание и умение определить содержание слов:

а) осведомленность

б) словарный

в) понятливость.

Ответ б) словарный субтест.

Он направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагется объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 – весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка – от 0 до 2 баллов.

Примеры:

1 группа

2 группа

3 группа

Яблоко

Приговор

Война

Стол

Микроскоп

Балласт

Деталь

Храм

Идиосинкразия


12. Какие из субтестов теста структуры интеллекта Амтхауэра оценивают математические способности:

а) задание на счет

б) классификация

в) ряды чисел

г) выбор фигур?

Ответ:

а) задание на счет – оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения – 10 минут.

в) ряды чисел – анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения – 10 минут.


15. В тесте на фрустрацию Розенцвейга ситуации, изображенные на рисунках, разделены на группы:

а) эгоблокинговые

б) супергэгоблокинговые

в) а,б?

Ответ: а) эгоблокинговые и  б) супергэгоблокинговые.

Стимульный материал теста состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который испытуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы:

1)        ситуации – препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунке справа;

2)        ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности.


16. В тесте на фрустрацию Розенцвейга при оценке полученных ответов осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. Реакции, направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению, называются:

а) экстрапунтивные

б) интрапунтивные

в) импунитивные?

Ответ: б) интропунтивные.

Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. Интропунтивные реакции – это когда реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация в данном случае не подлежит осуждению. Для обозначения интропунтивной направленности в общем, без учета типа реакции, используется буква I.

Экстрапунтивные реакции – реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. Для обозначения экстропунтивной направленности в общем, без учета типа реакции, используется буква Е.

Импунитивные реакции – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Для обозначения импунитивной направленности в общем, без учета типа реакции, используется буква М.


18. Какие черты личности обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях:

а) поведенческие

б) личностные

в) индивидные

г) конституциональные?

Ответ: а) поведенческие и б) личностные.

Поведенческие черты – присущие личности черты взаимодействия с окружающей средой, опосредованные внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Традиционно – это внешне проявляющиеся черты психической деятельности. Поведенческие черты имеют природные предпосылки, в основе которых лежит социально-обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Поведенческие черты формируются в ходе социализации личности, ее взаимоотношений с другими членами общества.

Личностные черты (по Леонтьеву) формируются под влиянием разнообразных и многочисленных форм деятельности человека, то есть, совершая деятельность, человек производит свою личность.

Индивидные черты представляют собой предпосылку и условие развития личности человека. Индивидное, организменное, природное проявляет себя в психическом, личностном облике человека. Индивид – это носитель человеческих свойств, сформированных длительной биологической эволюцией. Индивидное – это телесное бытие (существование) человека, которое позволяет ему сохранить целостность и тождественность самому себе. Индивидные свойства (по Ананьеву):

-         возрастно-половые;

-         индивидуально-типические (конституционные и нейродинамические).

Основная форма развития индивидных черт – онтогенетическая эволюция, осуществляемая по определенной филогенетической программе. Под влиянием социальной истории человечества расширяется диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости, а по мере развертывания онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости.

Конституциональные черты – исходные черты, коренящиеся в биологическом и физиологическом состоянии личности и очень устойчивые к изменениям.


20. К психодиагностике конституциональных диспозиций относятся методики:

а) тест-опросник Айзенка

б) тест-опросник Кеттела

в) MMPI?

Ответ: а) тест-опросник Айзенка

Конституциональная диспозиция – исходная диспозиция, черта, коренящаяся в биологическом и физиологическом состоянии личности и очень устойчивая к изменениям. Диспозициональное направление – подход к индивидууму, особо выделяющий устойчивые качества (черты личности, диспозиции), присущие человеку и обеспечивающие постоянство поведения человека с течением времени и с изменением ситуаций.

Тест-опросник Айзенка предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Айзенк предположил существование трех базисных измерений личности: нейротизм, экстра- и интроверсия и психотизм. Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Экстраверсия и интроверсия – комплексы коррелирующих между собой черт. Это характеристики индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Параметр экстраверсии – интроверсии в сочетании с параметром невротизма образуют главные измерения личности, определяющие содержание всех ее свойств. Проявления экстраверсии – интраверсии рассматриваются как динамические, а не содержательные характеристики психических процессов, служащие предпосылкой развития специфически личностных качеств. Параметры экстраверсии и интроверсии относятся к конституциональным диспозициям личности.


24. В тесте MMPI теоретическим основанием является:

а) реализация типологического подхода к изучению личности

б) типология акцентуаций К. Леонгарда

в) соединение теорий И.П. Павлова и К. Юнга?

Ответ: а) реализация типологического подхода к изучению личности.

Теоретические основания, или конструкты, необходимы для обоснования методик и связаны с понятием «валидность». Смысл конструкта состоит в том, что для того, чтобы что-либо оценивать, необходимо знать то, что оцениваешь. Поставщиками конструктов являются:

-         дифференциальная психология

-         общая психология

-         социальная психология

-         экспериментальная психология

-         теории личности.

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности, основанного на утверждении, что любая личность может быть отнесена к определенному типу.










Список литературы

1.     Анастази А. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2000.

2.     Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб: питер, 2000.

3.     Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4.     Психодиагностика / Под ред. Гуревича. М., 2000.

5.     Тодд ДЖ., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.