Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: Брежнев, как политический деятель

 

 

 





Выполнил: студентка гр. РГ – 41 Тимакова Екатерина Алексеевна


Проверил: преподаватель

Гаврилова Вера Александровна






Новосибирск 2004 Содержание

 

 

 

 

Введение.. 4

Глава I. Автобиографический очерк Брежнева.. 5

Глава II. Деятельность Л. И. Брежнева как политика.. 13

2.1 Внешняя политика и «Доктрина Брежнева». 13

2.2 Конституция 1977 года. 21

2.3 Внутренняя политика и реформы Косыгина. 22

Заключение.. 29

Список литературы... 30

Введение

Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников, расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей. Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис.

Будучи крайне тщеславным человеком, Брежнев испытывал неуемную страсть к наградам, почетным титулам и званиям. Он стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981) и Маршалом Советского Союза (1976). Неумеренные славословия в его адрес были зачастую нелепы и смешны, порождали множество анекдотов. Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Включив мемуары генсека во все школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах, партийные идеологи добились прямо противоположного результата.

Целью данной работы является рассмотрение личности Брежнева как политического деятеля.

Необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть автобиографию Брежнева Л. И.;

-       Раскрыть особенности внешней политики Брежнева (Холодная война, «Доктрина Брежнева», Афганистан, Чехословакия и т.д.);

-       Принятие Конституции 1977 года;

-       Рассмотреть внутреннюю политику, проводимые реформы.


Глава I. Автобиографический очерк Брежнева

Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в семье рабо­чего-металлурга. Однако, несмотря на рабочее происхождение и раннее на­чало трудовой деятельности (в 1921 году 15-ти лет от роду), он не зареко­мендовал себя активным общественным деятелем. Только в 25-летнем воз­расте Брежнев вступает в партию, имея за плечами оконченный в 1927 году Курский землеустроительно-мелеоративный техникум, а так же определён­ный стаж руководящей работы. В 1927-1930 годах он работал землеустрои­телем в Оршанском округе Белорусской ССР и в Курской губернии, началь­ником землеустроительной группы, заведующим районным земельным от­делом и заместителем председателя райисполкома, а затем и заместителем начальника управления Уральской области. В 1935 году Брежнев оканчивает Металлургический институт в городе Днепропетровске и некоторое время работает по специальности, инженером на металлургическом заводе, потом директором техникума.[1]

Партийная карьера

С 1921 г. работал на Курском маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический институт (1935). Работал заместителем председателя Бисерского райисполкома Свердловской обл. (1929-30), директором металлургического техникума в Днепродзержинске (1936-37). Член КПСС с 1931 г. В 1935-36 служил в армии. С 1938 г. заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 г. — секретарь обкома.

В годы войны 1941-45 Брежнев был заместителем начальника политуправления Южного фронта, с 1943 г. — начальником политотдела 18-й армии. С 1945 г. — начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Закончил войну в звании генерал-майора (1943).

В 1946-50 годах первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкомов. С 1950 г.первый секретарь Молдавии. На XIX съезде партии (1952) по рекомендации Сталина Брежнев был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума ЦК партии. В 1953-54 годах заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.

В 1954 г.по предложению Н. С. Хрущева Брежнев переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 г. - первым секретарем компартии республики. С 1957 г. член президиума и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся полным доверием Хрущева, в 1960 г. он назначается председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Таким образом, Л. И. Брежнев оказывается на передовых рубежах ре­волюционных преобразований в стране. Конец 20-х, переход к коллективи­зации, и землеустроитель Брежнев находит своё место в претворении в жизнь политики партии, пусть и не имея партийного билета. Затем - первые пятилетки. Соответственно меняется его профессиональная деятельность. Впрочем, подобное начало пути характерно для многих наших руководите­лей партии и государства, выдвигавшихся и работавших рядом с Л. И. Бреж­невым.

Приход к власти

В 1964 г. Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.

  В 1937 году начинается его политическая карьера. В мае он стано­вится заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсо­вета, а через год оказывается в обкоме партии в Днепропетровске. Трудно сейчас сказать, покровительствовал ли ему кто-нибудь в это время, но вся последующая карьера Л. И. Брежнева происходит при самой активной под­держке тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Украины, а потом и секретаря ЦК ВКП (б) Н. С. Хрущёва. В1939 году Л. И. Брежнев занимает пост секретаря Днепропетровского обкома партии, в период Великой Оте­чественной войны и до 1946 года - заместитель начальника политуправле­ния фронта, начальник политотдела армии, начальник политуправления фронта, округа. Затем Л. И. Брежнев возвращается на гражданскую партий­ную работу, становясь в 1946 году первым секретарём Запорожского, а в 1947 году Днепропетровского обкомов Компартии Украины. Здесь он обрёл немало своих будущих ближайших сотрудников на высших постах в партии и государстве. Некоторые из них последовали за Л. И. Брежнев в Молдавию, когда в 1950 году он стал первым секретарём Компартии этой республики. Здесь к их числу присоединился, занимавший тогда должность заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Молдавии К. У. Черненко.

Период застоя

Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) — область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав.[2]

Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция.

Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР.

В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 г. Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 г. готовилась военная интервенция в Польшу.

  Попадал ли Л. И. Брежнев в трудные ситуации в эти неспокойные времена? Учитывая его осторожность, верность (в то время) своему покро­вителю, вряд ли. Безудержной храбростью, любовью к новациям он также не отличался и оценка его деятельности со стороны первых лиц государства была для него чрезвычайно важна. Сейчас стало известно, как на одном из совещаний от грубого окрика Л. М. Кагановича Л. И. Брежнев чуть не ли­шился чувств.

После XIX съезда партии Брежнев становится кандидатом в члены Президиума ЦК, секретарём ЦК КПСС, а после смерти Сталина оказывается в Главном политуправлении Советской Армии и ВМФ. Далее, чем выше поднимались акции Хрущёва, тем сильнее становились позиции Брежнева. Его новый взлёт начинается уже с февраля 1954 года, когда он избирается сначала вторым, а затем и первым секретарём Компартии Казахстана. В 1956 году Брежнев вновь кандидат в члены Президиума ЦК и секретарь ЦК КПСС. В 1958 году, после устранения с политической арены всех соперни­ков Хрущёва, он назначается заместителем председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР, затем, с мая 1960 по июль 1964 года, является Председателем Пре­зидиума Верховного Совета СССР, причём с июня он одновременно и сек­ретарь ЦК. Таким образом, к октябрьскому (1964 г.) Пленуму ЦК Брежнев был вторым лицом в партии и государстве, что, конечно же, облегчило ему захват власти.

 Штрихи к характеру.

Брежнева встречали на различного рода партийных активах гораздо более приветливо, чем Хрущева, приезд которого обычно воспринимался как визит строгого ревизора. Визиты Брежнева были своеобразной демонстрацией единства между ним и партийно-государственной бюрократией на местах. Опираясь на поддержку этой бюрократии, Брежнев постепенно удалял из Политбюро людей с политическими амбициями. Так были удалены А. Н. Шелепин, Г. И. Воронов, К. Т. Мазуров, П. Е. Шелест, Д. С. Полянский. Оказавшись во главе партии и государства, Брежнев, как можно судить по его поведению, постоянно испытывал комплекс неполноценности. В глубине души он все же понимал в первые годы своей власти, что ему не хватает многих качеств и знаний для руководства таким государством, как Советский Союз. Его помощники уверяли его в обратном, ему стали льстить, и чем с большей благодарностью Брежнев воспринимал эту лесть, тем более частой и непомерной она становилась. Постепенно она стала нужна ему, как постоянная доза наркотиков.[3]

Стали создаваться и различного рода мифы, особенно вокруг военной биографии Брежнева. Как политработник Брежнев не принимал участия в наиболее крупных и решающих сражениях Отечественной войны. Один из наиболее важных эпизодов в боевой биографии 18-й армии - это захват и удержание в течение 225 дней плацдарма южнее Новороссийска в 1943 г., получившего название "Малая земля". В боях на Малой земле принимала участие не вся армия, а лишь ее десантные части. Штаб армии и ее политотдел находились на Большой земле в относительной безопасности. Как можно судить по небольшой книжке Брежнева, он был на Малой земле всего два раза; один раз с бригадой ЦК партии, другой раз для вручения партийных билетов и наград солдатам и офицерам. В большой документальной повести Г. Соколова "Малая земля", автор которой, как говорится в предисловии, "все семь долгих месяцев находился на Малой земле", мы можем найти всего два упоминания о Брежневе - "худом полковнике с большими черными бровями". Однако со второй половины 70-х годов этот героический, но малозначительный в общем масштабе войны эпизод стал безмерно увеличиваться, о нем писали и говорили больше, чем о других действительно великих сражениях войны. Книжечку Брежнева включили в список обязательной литературы для изучения в средней школе, в вузах и системе партийного просвещения. Непомерно преувеличивалась и роль самого Брежнева в боях на Малой земле. Конечно, поездки на Малую землю были сопряжены с большой опасностью. Как писал еще в 1958 г. С. Борзенко: "Однажды сейнер, на котором плыл Брежнев, напоролся на мину, полковника выбросило в море, и там его в бессознательном состоянии подобрали матросы". В книге Г. Соколова можно также прочесть: "Солдаты сказали мне,- продолжал Зеленцов, - что в сейнер, на котором плыл сюда Брежнев, попал снаряд, полковника взрывной волной сбросило в море. Моряки нырнули, спасли. Без сознания был... - Молодцы моряки! - с явной гордостью произнес Петраков".

В своей книжке "Малая земля" сам Брежнев лишь мимоходом упоминает об "апрельских боях", последовавших за памятной переправой, "когда мне пришлось искупаться в воде". Но в огромном потоке статей, брошюр и воспоминаний о Малой земле можно было позднее найти описание того, как сброшенный взрывной волной в море полковник Брежнев не только сам выбирается на корабль, но и помогает выбраться из воды контуженному матросу. Торжественные церемонии, присвоение Новороссийску звания города-героя, открытие громадного мемориала, организация музеев, посвященных именно боевому пути 18-й армии, - все это настолько превышало разумную меру, что дало пищу многочисленным насмешкам, которые рождались и в военной среде. Даже участок под Москвой, где была выстроена большая дача Брежнева, а рядом дачи его дочери, сына и внучки, окрестные жители называли "Малой землей".

Не уважение, но только насмешки вызывала и удивительная склонность Брежнева к мишуре внешних почестей и наград. Я уже писала, что после войны на груди генерал-майора Брежнева было всего четыре ордена и две медали. После войны еще при Сталине Брежнев был награжден орденом Ленина. За 10 лет хрущевского руководства Брежнев был награжден орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Однако после того, как сам Брежнев пришел к руководству страной и партией, награды стали сыпаться на него как из рога изобилия. К концу своей жизни он имел орденов и медалей гораздо больше, чем Сталин и Хрущев, вместе взятые. При этом он очень хотел получать именно боевые ордена. Ему четыре раза было присвоено звание Героя Советского Союза, которое по статусу может присваиваться только три раза (лишь Г. К. Жуков был исключением). Десятки раз он получал звания Героя и высшие ордена всех социалистических стран. Его награждали даже орденами стран Латинской Америки и Африки. Брежнев был награжден высшим советским боевым орденом "Победа", который вручался только крупнейшим полководцам, и при этом за, выдающиеся победы в масштабах фронтов или групп фронтов. Естественно, что при таком количестве высших боевых наград Брежнев не мог удовлетвориться званием генерал-лейтенанта. В 1976 г. Брежневу было присвоено звание маршала СССР. На очередную встречу с ветеранами 18-й армии Брежнев пришел в плаще и, войдя в помещение, скомандовал: "Внимание! Идет маршал!" Скинув плащ, он предстал перед ветеранами в новой маршальской форме. Указав на маршальские звезды на погонах, Брежнев с гордостью произнес: "Дослужился!".[4]

Во время похорон советских лидеров принято нести их награды, приколотые к небольшим бархатным подушечкам. Когда хоронили Суслова, пятнадцать старших офицеров несли за гробом его ордена и медали. Но у Брежнева было больше двухсот орденов и медалей! Пришлось прикреплять на каждую бархатную подушечку по нескольку орденов и медалей и ограничить почетный эскорт сорока четырьмя старшими офицерами.

Не обладая даже малейшей долей ораторского таланта, Брежнев стремился чуть ли не еженедельно выступать с речами или докладами, которые транслировались телевидением по всей стране или включались в специальные выпуски кинохроники. Разумеется, все это только вредило его репутации, но могло служить и наглядной иллюстрацией деградации ораторского искусства у руководителей.

Известно, что Ленин никогда не писал заранее текстов своих речей и даже докладов на съездах партии. Он составлял лишь общие планы этих выступлений. Сталин готовился к своим выступлениям достаточно долго и тщательно. У него был слабый голос и сильно выраженный грузинский акцент, и далеко не все слова и фразы в его докладах были понятны слушателям. И хотя льстецы называли его великим оратором, он знал, что это не так. Поэтому он выступал очень редко, особенно в 30 - 40-е годы. Но, во всяком случае, его доклады и речи были его собственными произведениями.

Брежнев был простым чтецом подготовленных для него речей и докладов. Но даже и такое чтение давалось ему с большим трудом, он делал много ошибок при произношении слов. Брежнев терялся на публике или перед телевизионными камерами. Без бумажки он не мог произнести даже краткой приветственной речи при вручении ордена своим коллегам по Политбюро[5]. Только однажды, в октябре 1971.г., во время государственного визита во Францию, где так высоко ценится ораторское искусство, Брежнев на приеме в Елисейском дворце произнес свою речь без бумажки. Я слушал прямую трансляцию этой церемонии по радио, и было очевидно, что Брежнев старательно выучил заранее свою небольшую речь. Однако от волнения он забывал произнести отдельные слова или предложения, что делало непонятными или бессмысленными некоторые фразы, Конечно, переводчик из советской делегации выучил текст этой речи лучше Брежнева, и потому французы не заметили никаких ошибок.


Глава II. Деятельность Л. И. Брежнева как политика

2.1 Внешняя политика и «Доктрина Брежнева»

В октябре 1964 г., когда новое руководство взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: поколебленное из-за раскола с Китаем и Румынией единство социалистического лагеря; натянутые отношения между Востоком и Западом вследст­вие Карибского кризиса; наконец, нерешенность германской про­блемы. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенден­цию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче - укреп­лению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.[6]

Восстановлению полного контроля над социалистическим ла­герем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем, Кубой, а также события в Чехословакии. Здесь в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства пар­тии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы, была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные вы­боры своих руководителей. Однако «выход» был навязан традици­онно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недоволь­ство не удалось, демонстрации протеста против оккупации про­должались, и это вынудило советское руководство отстранить Дуб-чека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г. Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества. Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограничен­ного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева».[7]

Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских пор­тов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена по­ляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. во­енное положение в стране. Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. Образ СССР в мире все больше ассоциировался с попранием прав челове­ка как внутри страны, так и в соседних государствах. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов.

В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки на­пряженности. Он стал возможным благодаря достижению пример­ного военного паритета между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничест­ва СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ. После выхода Фран­ции из военной организации НАТО (март 1966 г.) генералу Шарлю де Голлю была устроена триумфальная встреча в Москве. Налажи­вались отношения и с ФРГ, особенно после избрания в 1969 г. канцлером социал-демократа Вилли Брандта. В 1970 г. ФРГ заклю­чила договоры с СССР и Польшей, в которых были признаны по­слевоенные польские границы, а в 1972 г. двусторонним соглаше­нием достигнуто взаимное признание ФРГ и ГДР.

Одновременно был подготовлен и важный поворот в советско-американских отношениях, началу которому положил визит Ник­сона в Москву в мае 1972 г. За 1972-1975 гг. между двумя странами было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сфе­рах. В соглашении о предотвращении ядерной войны впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей. В 1971-1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.. Однако Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой страны, так как для этого требовалось снять ограничения на эмиграцию советских ев­реев. Были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.). Наиболее мас­штабный ОСВ-2 также соблюдался, будучи не ратифицированным американским сенатом из-за вторжения СССР в Афганистан. Эти соглашения устанавливали «потолки» количества ракет и боевых самолетов, но не прекращали гонку вооружений. Она могла идти в иных направлениях, не оговоренных соглашениями.

Разрядка напряженности была закреплена важным междуна­родным соглашением. В июле-августе 1975 г. руководители 33 ев­ропейских стран, США и Канады (35 стран) подписали в Хельсин­ки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудни­честву в Европе. Им закреплялись нерушимость границ на конти­ненте и недопустимость применения силы в отношениях между государствами. Это было признанием, что восточноевропейские страны составляют сферу влияния СССР. Взамен СССР вынужден был согласиться на включение в Заключительный акт статей о пра­вах человека, свободе информации и передвижений. Советское правительство и после этого продолжало нарушать права и свобо­ды людей, и диссидентское движение обвиняло его в несоблюде­нии именно этих положений Хельсинкского акта.

Но с конца 70-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагне­тания страха. При этом капиталистические страны придержива­лись концепции «ядерного сдерживания» СССР. В свою очередь советское руководство допустило ряд крупных внешнеполитиче­ских просчетов. По ряду вооружений, по численности армии, тан­ковой армады и т.д. СССР превзошел США и дальнейшее их на­ращивание стало бессмысленным. СССР начал строить и флот авианосцев.

Крупным фактором, подорвавшим доверие к СССР, стала со­ветская интервенция в Афганистан в декабре 1979 г. Двухсотты­сячный экспедиционный корпус вел войну, крайне непопулярную в стране и мире. Война поглощала людские и материальные ресурсы, в ней погибло 15 тыс. советских воинов, 35 тыс. искалечено, было истреблено около одного-двух миллионов афганцев, три-четыре миллиона стали беженцами. Следующим просчетом советской внешней политики явилось размещение ракет среднего радиуса действия в Европе в середине 70-х годов. Оно резко дестабилизи­ровало обстановку, нарушило стратегическое равновесие.

Следует учесть также, что во второй половине 70-х - начале 80-х годов СССР, следуя классовому принципу, оказывал всемерную помощь (военную, материальную и др.) странам третьего ми­ра, поддерживал там борьбу против империализма. Советский Со­юз принимал участие в вооруженных конфликтах в Эфиопии, Со-мали, Йемене, вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, воо­ружал «прогрессивные» с точки зрения советского руководства режимы в Ираке, Ливии и других странах.[8]

Жертвами «холодной войны» становились простые люди в ре­гиональных войнах и в мирных условиях. 1 сентября 1983 г. южно­корейский пассажирский лайнер «Боинг-747», отклонившись от 'курса, залетел в воздушное пространство СССР. Советский само­лет-перехватчик сбил его над Сахалином. Во всем мире поднялась волна возмущений, инспирированная администрацией нового пре­зидента США Рейгана. Советское руководство несколько дней от­рицало сам факт уничтожения «Боинга», затем вынуждено было его признать. Умело сыграв на всем этом, Рейган объявил СССР «империей зла».

Таким образом, благоприятный для СССР период разрядки за­кончился, и теперь страна задыхалась в тяжёлой гонке вооружений в условиях взаимных обвинений и давая немалый повод другой стороне утверждать о «советской угрозе», об «империи зла».   

Брежнев всегда, особенно в 70-е годы, уделял внешней политике большое внимание. Он был в хороших личных отношениях со многими иностранными лидерами, например, с французским президентом Жоржем Помпиду, канцлером ФРГ, президентом Финляндии и многими другими. Брежнев ценил советского министра иностранных дел Громыко, а так же Андропова, Устинова и многих других, конечно. Но прежде всего именно этих людей, потому что они имели самое близкое отношение к внешней политике. Именно эта тройка, на мой взгляд, оказывала решающее воздействие на формирование внешней политики. Не случайно, что Брежнев в 1973 году вводит их в Политбюро.

Геополитическое, особенно географическое, положение Советского Союза в те времена совпадало с тем, каким оно было в царской России, в целом конечно. Территориальные потери Советской России были связаны с предоставлением Лениным независимости Польше и Финляндии, а также трем провинциям в Прибалтике. Из Второй мировой войны Советский Союз вышел с укрепившимся геополитическим пространством. Так, в его состав на признанной международной правовой основе вошла территория бывшей Пруссии, рассадника милитаризма в Европе на протяжении многих десятилетий. К западу от советских границ появился массив контролировавшихся Москвой восточноевропейских государств, за исключением Югославии.

В 1949 году СССР приобрел сильного союзника в Азии - Китай. В этом же году в Западной Европе было создано НАТО. В ответ в 1955 году сплачивается Варшавский блок, и на мировой арене возникают две системы: страны капитализма и страны социализма.

Название "доктрина Брежнева" пришло к нам с Запада. Ни в одной официальной советской речи или документе она места не имела как руководство к действию. Может быть, где-то ее практиковали, но как руководство к действию доктрину Брежнева не упоминали. Сам генсек, внемля своей осторожной натуре, не шел на то, чтобы связать со своим именем какую-либо систему установок.

Слово "доктрина" в советском внешнеполитическом лексиконов военно-политической области так и не притерлось, не привилось это слово. Были декреты и декларации, высказывалось мнение ТАСС или советского правительства. Эта практика повелась еще со времен Октябрьской революции, когда Советом Народных Комиссаров была принята Декларация прав народов России, которая стала стержнем политического, пропагандистского и семантического оформления советской внешнеполитической доктрины, И первая Советская Конституция (это очень важный аспект для того, чтобы понять одну из основ доктрины Брежнева) провозгласила право народов России на самоопределение, вплоть до отделения.

Декларация этого права без оформления процедуры такого отделения была серьезной ошибкой. В то же время многонациональные государства, тем более федерации, как показал советский, югославский и чехословацкий опыт, при абсолютном толковании права на самоопределение имеют мало шансов сохраниться. Национализм в таких случаях берет верх над космополитической идеологией. Доктрина Брежнева советским политическим Олимпом (это интересно, если задуматься) не опровергалась. Молчаливое согласие с этим термином было связано с тем, что советскому руководству, такова моя точка зрения, было выгодно, пусть и с помощью чужой политологии, укреплять в сознании всех народов, в том числе народов Восточной Европы, аксиому советской внешней политики "- принцип пролетарского интернационализма, декларацию того, что социалистические страны могут строить свое взаимодействие только на принципах полного равноправия, независимости и суверенитета. Основой внешнеполитической доктрины де-факто считалось, что акции на основе пролетарского интернационализма являются долгом Советского Союза. Это наглядно проявилось во время кризисов разной степени интенсивности (но все-таки кризисов) в Венгрии, Польше и Чехословакии.

Принцип пролетарского интернационализма лег в основу подхода Брежнева и его окружения к событиям 1968 года в Чехословакии. К этому времени Варшавский Договор укрепился, являясь цементирующим звеном блока социалистических государств. Военный механизм стран Варшавского Договора был использован для подавления антисоветских выступлений в Чехословакии.

Таким образом, можно сказать, что принципы доктрины Брежнева в советской внешней политике были перманентны, и основой для них стал космополитический принцип - принцип пролетарского интернационализма. По существу, он провозглашал право Советского Союза вмешиваться в дела других союзных государств, используя в том числе военную силу.

Можно сказать так: в условиях доктрины Брежнева и существования СЭВ такой натовский примат воли над международным правом был невозможен. При Брежневе 7 октября 1977 года принимается последняя Советская Конституция, в которой содержался специальный раздел об основах внешней политики СССР. В этом разделе Советской Конституции говорится, что Советское государство является частью мировой системы социализма. И в тексте Конституции принцип пролетарского интернационализма трансформируется в принцип социалистического интернационализма. Это облегчало использование силы в международных отношениях, для этого уже была конституционная основа. И в 1979 году Москва вводит войска в Афганистан, хотя последний не являлся социалистическим государством.

Москва при Брежневе, насколько это было возможно следовала принципу мирного сосуществования. Можно было бы даже поставить его на первое место.

С одной стороны, этот принцип предполагал невмешательство во внутренние дела других стран, мирное урегулирование международных споров. С Другой - он, конечно же, вступал в противоречие с принципом пролетарского интернационализма, которым вмешательство при определенных обстоятельствах оправдывалось. И вот в советской внешней политике укоренилось как бы противоречие между классовым и государственным подходами.

Часто нашим дипломатам приходилось развязывать сложные узлы международной напряженности, возникавшие при всплесках антикоммунистической, антиимпериалистической риторики. Этот конфликт интересов усиливался после проведения всякого рода совещаний, в частности, международных совещаний коммунистических и рабочих партий, когда и советские, и западные средства массовой информации буквально захлебывались в классово пропагандистском ажиотаже. К сожалению, должен сказать, что Запад проводил более динамичную, изобретательную и острую критику Советского Союза и его союзников.

В международных отношениях возникали периоды затишья, и при участии советской дипломатии проводились многочисленные акций по развитию и укреплению международной разрядки. Я бы сказал, характеризуя доктрину Брежнева, что все-таки основным в деятельности КПСС, всего советского руководства в тот период (а большинство решений принималось коллегиально, коллективно), в деятельности Брежнева и Громыко Андрея Андреевича, министра иностранных дел, была линия на закрепление статус-кво, сложившийся в Европе в 40-50-х годах. Основы советской внешней политики в 60-70-е годы в значительной мере определялись программами мира, принятыми XXIV-XXVI съездами КПСС.[9]

Доктрина Брежнева объяснялась и подпитывалась идеологическими, политическими и экономическими факторами. Советские лидеры, начиная со Сталина и заканчивая Андроповым, интуитивно понимали значение геополитики как фактора безопасности Советского Союза. Это государство было утеряно при Горбачеве.

2.2 Конституция 1977 года

В 1962 была сформирована конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества развитого социализма. Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Всё настойчивее стали подчёркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы. Окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ “О проекте Конституции СССР” на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На 7-ой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении конституции СССР. Был также принят  закон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (18,24,36 гг). Констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”. В качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, политической – советы. Закреплялась “руководящая и направляющая” роль коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, преамбула. В целом 9 разделов:

1 Основы общественного строя и политики

2 Государство и личность

3 Национально-государственное устройство

4 Советы народных депутатов и порядок их избрания

5 Высшие органы власти и управления

6 Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках

7 Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

8 Герб, флаг, гимн, столица

9 Действие Конституции и порядок её применения[10]

Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану её прав и свобод.

2.3 Внутренняя политика и реформы Косыгина

  В семидесятые годы, в годы расцвета при правлении Леонида Ильича Брежнева, были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции, сопряженные с ними алюминиевые заводы, выплавленный там «крылатый металл» находил применения на построенный новых авиационных заводах, и в производстве автомобилей. В 1970 году с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, знаменитая «копейка», в 1974 году начато грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали.

В период раннего правления Леонида Ильича Брежнева наша страна являла собой образец могущества, и славы. Русские космонавты ставили один рекорд за другим, автоматические межпланетные станции исследовали ближние и дальние планеты Солнечной системы. Советский флот присутствовал во всех уголках мирового океана, страна нанесла ряд военных поражений враждебным державам, в конфликтах на территории других государств. В частности, поддерживая правительство Демократической республики Вьетнам, СССР нанес самое сокрушительное военное поражение США за все время их существования. Термин «вьетнамский синдром» широко используется до сих пор, обозначая чувство страха и унижения, которое испытали США в 1975 году. Ракетно-ядерное оружие, созданное в СССР, его качество и количество, не позволяло другим странам вступать с нашей страной в открытое военное противостояние.

Большинство населения СССР, в период правления Леонида Ильича Брежнева, жило счастливо и вольготно. Экономический рост в стране обеспечивался не за счет непосильного труда и напряжения всего народного организма, как, например, во времена сталинской индустриализации или послевоенного восстановления, а за счет созданной ранее и обновленной при Брежневе промышленной базы.

 Недовольные режимом и поддерживаемые врагами страны диссиденты во времена Брежнева были репрессированы КГБ. СССР входил в десятку стран, имевший самый высокий доход на душу населения, система образования была лучшей в мире, а высшее образование было доступно практически всем желающим. Советская система здравоохранение обеспечивала всеобщий доступ к медицине для всех граждан страны. В области спорта и в области культуры брежневские времена напоминают сегодня золотой век.[11]

В 1979 году советские войска были введены в Афганистан. Как показала практика, это решение было правильным и оправданным. Опасность вооруженных конфликтов отстранялась от границ страны, война выносилась за ее пределы. Афганистан во времена присутствия там советских войск был относительно стабильным государством, от него не исходила угроза химической войны против России. Потери за девять лет войны составили всего тринадцать тысяч человек, воинов, погибших с оружием в руках, сознанием, что они защищают мирную жизнь в своей стране и пониманием, что они участвуют в опасном деле. Сегодня от героина, проводимого в Афганистане, гибнет каждый год по сто тысяч мальчишек и девчонок по всей России, беззащитных, на порогах своих домов. Это несравненно хуже и более несправедливо. Война переместилась с дальних подступов на территорию самой страны, горит на Северном Кавказе, взлетают на воздух дома в столице.

Ввод советских войск в Афганистан стал поводом для демарша США бойкотировать Олимпиаду-80 в Москве. На соревнования приехали только спортсмены дружественных СССР или нейтральных государств, но, тем не менее, Олимпиада стала незабываемым для страны спортивным мероприятием. Советские спортсмены уверенно выиграли у всех других государств по количеству завоеванных медалей, еще раз подтвердив силу советского спорта. Нельзя исключить, что США просто воспользовались тогда поводом с Афганистаном, чтобы не опозориться, потерпев на Олимпиаде-80 поражение от СССР в открытом спортивном соревновании.

В семидесятые годы Леонид Ильич Брежнев заболел и не мог уделять много времени управлению страной. Страдало и качество управления. Наряду с несомненными успехами в жизни страны, в семидесятые годы стали развиваться негативные процессы во многих областях жизни общества. Основной проблемой того периода было вырождение правящего слоя, руководства ВЛКСМ и КПСС. Т. н. элита того времени погрязла в двурушничестве, лжи и приспособленчестве. Декларируя на словах одни ценности, комсомольские руководители сами исповедовали другие, призывая народ к самоотверженности, интересовались больше личным потреблением, чем делами страны. Коммунистическая фразеология дошла до абсурда. Руководящий слой оторвался от народа, народ отгородился от своих формальных лидеров стеной апатии или юмора. В семидесятые годы широко были распространены анекдоты, высмеивающие пороки системы, и персонифицированные в образе Л. Брежнева.

Второй проблемой было нарастание коррупционных процессов. Леонид Ильич Брежнев был по своему характеру неконфронтационным человеком, поэтому уголовное преследование недобросовестных государственных служащих при нем практически не велось. Хозяйственные руководители всех уровней практиковали нелегальные экономические схемы, руководство многих областей и даже республик чувствовали себя удельными князьями. Например, в Средней Азии у некоторых республиканских руководителей были собственные тюрьмы, в которых те, без суда и следствия держали неугодных. В результате коррупции, и просмотренных экономистами внешнеполитических изменений (в 1971 году США изобрели систему, позволяющую эксплуатировать другие страны, в том числе СССР) экономическое положение в нашей стране к началу восьмидесятых годов резко ухудшилось, образовался дефицит товаров. Л. Брежнев несколько раз просил свое окружение принять его отставку по состоянию здоровья, но приближенным была выгодна система со слабым и больным лидером.

Брежневское окружение в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов заботилось о своих клановых интересах и зачастую игнорировало интересы государства в целом. Ближайшие соратники потакали больному лидеру в его слабостях, награждали орденами и медалями, обилие которых вызывало уже всеобщий смех. Л. Брежнев стал маршалом СССР, четырежды Героем советского Союза, Героем Социалистического труда, кавалером ордена «Победы», имел более двухсот других знаков отличия. В последние годы к парализованному главе государства была приставлена экстрасенс и оккультный маг Джуна Давиташвили, а также бригада врачей-реаниматологов. По состоянию больного лидера специалисты западных стран пытались строить прогнозы, кто и когда сменит его на высоком руководящем посту.

Период правления Леонида Ильича Брежнева имел и свои положительные и свои отрицательные стороны. На первом этапе правления Л. Брежнев сыграл заметную положительную роль в жизни нашего государства, во второй половине в стране стали нарастать негативные процессы во многих сферах общественной жизни, которые, в конце концов, и стали фатальными для страны. Л. Брежнев правил восемнадцать лет, больше любого другого советского правителя, за исключением И. В. Сталина. Во время кризиса восьмидесятых годов период правления Леонида Ильича называли «периодом застоя», но теперь, после разрухи девяностых, он больше и больше представляется как период процветания, мира, стабильности и могущества государства. Скорее всего, оба эти мнения имеют право на существование, так как брежневский период весьма неоднороден по своей природе.

Внешнеэкономическое новаторство Косыгина логично дополняло проводимые им внутрисоюзные экономические реформы. Именно он инициировал экспериментальные рыночные новшества в хозяйственной деятельности многих предприятий: частичный или полный переход на самофинансирование и хозрасчет; сочетание объемных (валовых) и качественных показателей в отраслевом планировании и социально-экономическом стимулировании; прямую зависимость новых капиталовложений от их производственной эффективности за предыдущий период (то есть от выхода товарной продукции на вложенный ранее рубль); приоритет ресурсосбережения и снижения финансовых издержек, а не расточительства во имя перевыполнения сугубо количественных планов и т. п.

По инициативе Косыгина во второй половине 1960-х была осуществлена реформа оптовых цен промышленности. Рентабельность, предусмотренная в таких ценах, отныне учитывала, в частности, необходимость образования на предприятиях фондов экономического стимулирования. Таким образом, создавалась экономическая, а не сугубо директивно-плановая основа для развития промышленных отраслей. Фонды материального поощрения и развития производства предлагалось формировать не на директивной, а на нормативной основе, причем в прямой зависимости от фондообразующих показателей. А в дальнейшем намечалось отказаться от планирования "сверху" фонда заработной платы - сперва в промышленности, а затем и в других отраслях (то есть фактически эти сектора намечалось реформировать по югославской модели). Правда, Брежнев с Кириленко и Патоличевым утверждали, что новая система оплаты труда вполне может "похоронить" выработанную за многие десятилетия тарифную сетку. Так что отказа от директивного планирования зарплаты политбюро ЦК не допустило.

Примечательно, что один из тогдашних руководителей "титовского социализма" Эдвард Кардель в интервью югославским СМИ летом 1967-го отметил, что "советская экономика и система управления промышленностью начинают постепенно реформироваться, по-моему, с учетом югославской практики. Вероятно, нам предстоит обмен опытом с СССР и в этой сфере". По имеющейся информации, "брежневцы" были недовольны столь откровенными аналогиями, что, естественно, отразилось на раскладе сил в политбюро, да и на самих косыгинских реформах.

Тем не менее "косыгинцам" удалось также частично реформировать структуру управления промышленностью: сентябрьский (1965 г.) пленум ЦК КПСС принял решение вернуться к отраслевому принципу управления промышленными предприятиями. Но это не означало автоматической "реанимации" прежних министерств (взамен "хрущевских" совнархозов). "Заново организуемые министерства, - говорил на том пленуме А.Н. Косыгин, - будут работать в совершенно новых условиях, когда функции административного управления промышленностью сочетаются со значительным усилением хозрасчетных методов и экономических стимулов, когда существенно расширяются хозяйственные права и инициатива предприятий".

Упомянутые и другие схожие реформы начались в середине 1960-х, в них фактически было задействовано 80% предприятий страны, но многие преобразования были свернуты уже в 1971-1973 годах: брежневское политбюро сочло их чересчур смелыми и, дескать, подрывающими социализм, точнее - едва ли не коммунизм для номенклатуры и обнищание большинства "строителей коммунизма". С тех пор и стартовала опала Косыгина. Впрочем, были и весьма существенные внешние факторы, затрудняющие упомянутые реформы: набирающая обороты военно-политическая конфронтация с Китаем (дополняемая советско-китайским экономическим соперничеством в третьем мире) и сложные взаимоотношения с США требовали жесткой централизации всех ресурсов. Негативные последствия небезызвестных хрущевских авантюр в сельском хозяйстве и текстильной промышленности превратили эти отрасли в бессрочных получателей безвозвратных, причем увеличивающихся госдотаций. В таких условиях экономические преобразования, понятное дело, негативно воспринимались многими в политбюро, да и в руководстве министерств и предприятий было немало критиков "несвоевременного реформаторства".

Похоже, Косыгин решил повлиять по крайней мере на "китайский фактор", причем с ведома брежневского политбюро.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы была рассмотрена деятельность Л.И.Брежнева как политического деятеля.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Рассмотрена автобиографию Брежнева Л. И.;

-       Раскрыты особенности внешней политики Брежнева (Холодная война, «Доктрина Брежнева», Афганистан, Чехословакия и т.д.);

-       Рассмотрены особенности принятия Конституции 1977 года;

-       Рассмотрена внутренняя политика и проводимые реформы.

В целом, можно сказать, сталинщина была трагедией. Брежневщина была, конечно, фарсом, но с примесью трагедии. Было бы странным, если бы этот уродливый фарс не вызвал оппозиции. История этой трудной борьбы, которая не вполне завершилась и сегодня, еще не написана, и, возможно, не скоро будет написана. Но не сказана еще даже малая часть правды о злоупотреблениях не только Брежнева, но даже Рашидова, Гришина, Романова, Кунаева и Черненко. Критика звучит очень резко, но она касается всей эпохи застоя, а не отдельных и наиболее видных ее представителей и создателей. Современники того времени отмечают характерные черты поздней "брежневщины": истовая работа спецов, подхалимов всех рангов ограждала от жизни народной, приносила плоды прежде всего им самим. Угодничество настаивало: великая страна должна иметь великого вождя. И стали изготавливать великого. Дутые заслуги соответствовали дутым сводкам, цифрам. Это усваивали по ступенькам, этаж за этажом. Благие намерения, с каких все началось в 1965 - 1966 гг., постепенно сменялись бесконечными речами. Механизмы печального этого процесса стоило бы подробнее разобрать историкам. Историки работают долго, и я думаю, что политики их опередят. Режим Брежнева пугал всех своей иррациональностью: трудно доверять политической группе, которая управляет великой страной по принципу "после нас хоть потоп".

Список литературы

1.     Брежнев Л.И.: Материалы к биографии. СПб.: «ВЕСЬ»  1998.

2.        История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М.: Издат. дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2003.

3.        История Отечества. Краткий очерк. - М.: Дрофа, 2001.

4.        История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Юнита, 2000.

5.        Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. – М.: Издт. дом Дрофа, 1999.

6.        Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. – М.: Юнита, 1997.


[1] Брежнев Л.И.: Материалы к биографии. СПб.: «ВЕСЬ»  1998. – с. 123.

[2] Брежнев Л.И.: Материалы к биографии. СПб.: «ВЕСЬ»  1998. – с. 64.

[3] История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М.: Издат. дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2003. – с. 241.

[4] Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. – М.: Юнита, 1997. – с. 129.

[5] История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Юнита, 2000. – с. 102.

[6] История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Юнита, 2000. – с. 217.

[7] История Отечества. Краткий очерк. - М.: Дрофа, 2001. – с. 314.

[8] История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Юнита, 2000. – с. 231.

[9] Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. – М.: Издт. дом Дрофа, 1999. – с. 653.

[10] История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М.: Издат. дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2003. – с. 249.

[11] История Отечества. Краткий очерк. - М.: Дрофа, 2001. – с. 341.