Содержание
Введение. 3
1. Характеристика основных методов воздействия на потребителя. 4
2. Подходы к выбору средств коммуникации. 9
3. Трехуровневый анализ лечебной косметики Vichy в одной из аптек города. 13
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 19
Введение
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.
Задачами контрольной работы является:
1. Характеристика основных методов воздействия на потребителя
2. изучение подходов к выбору средств коммуникации
3. На практическом примере проведение трехуровневого анализа основного товара.
1. Характеристика основных методов воздействия на потребителя.
Из мирового бизнеса давно известна сила и роль рекламы. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий. С другой – сочетая свою информационность с убедительностью и внушаемостью, реклама оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама, сама по себе, одновременно и бизнес, и искусство.
По определению Американской Ассоциации Маркетинга, реклама представляет собой «любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком; и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приёмы и методы с учётом конкретной ситуации».
Представляется целесообразным установить отличие рекламы в средствах массовой информации от сейлз промоушн, паблик рилейшнз и директ-маркетинга.
Реклама, как правило, создаваемая и публикуемая рекламным агентством, информирует о производителе или его товаре, формирует и поддерживает их образ (image) и оплачивается рекламодателем в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой информации.
Сейлз промоушн – деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи изделий или услуг рекламодателя, нередко в короткие сроки. В частности, она используется с помощью упаковки товаров, на которой расположены различные инструменты сейлз промоушн (например, портреты известных людей, героев мультфильмов и т.д.), а также путём специализированных мероприятий на местах продажи. Долгосрочная цель – формирование в восприятии потребителя большей ценности фирменных товаров, замаркированных определённым товарным знаком; краткосрочная – создание дополнительной ценности для потребителя.
Паблик рилейшнз – предполагает использование редакционной части средств распространения массовой информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения к товарным семействам или выпускающим их фирмам. Будучи одной из форм связи рекламодателей с общественностью через средства массовой информации, паблик рилейшнз предполагает получение рекламными агентствами дохода от рекламодателей в виде гонораров, оплачивающих время, затраченное на выполнение их заказов.
Директ-маркетинг – постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с отдельными потребителями или фирмами, имеющие очевидные намерения покупать определённые товары. Деятельность в области директ-маркетинг, в основном, осуществляется путём прямой почтовой рассылки (direct mail) или через узко специализированные средства распространения рекламы. Доходы рекламного агентства при его работе в области директ-маркетинга образуются от комиссионных вознаграждений и зависят от сумм, затраченных клиентом.
Отличия этих элементов заключаются и в их целях:
– реклама – создание образа фирмы, товара, достижение осведомлённости о них потенциальных покупателей;
– сейлз промоушн – побуждение к совершению покупок, стимулирование работы товаропроизводящей сети;
– паблик рилейшнз – достижение высокой общественной репутации фирмы;
– директ-маркетинг – установление долгосрочных двухсторонних коммуникаций между производителем и потребителем.
Зейфферт писал: «Реклама представляет собой форму оказания духовного влияния. Реклама стремится к осуществлению поставленной перед ней цели с помощью действий, направленных на добровольное восприятие, самостоятельное достижение и дальнейшее культивирование предлагаемой ею цели». Восприятие должно быть добровольным. Это верно не только для самостоятельного достижения цели – покупки какого-либо товара или выбора определённой партии, – но и для дальнейших рекомендаций, которые Зейфферт именует «дальнейшим культивированием». Если кого-то принуждают к определённому поступку, то он не будет проявлять желания к выполнению дальнейших рекомендаций. Изменения, происходящие на рынке, находят своё отражение в рекламе, определяют формы рекламной деятельности и её содержание. Без умения пользоваться средствами рекламы резко снижается возможность активно воздействовать на рынок, обеспечить себе успех в конкурентной борьбе за рынки сбыта.
Реклама способствует постоянному совершенствованию выпускаемой продукции. Её следует использовать как инструмент конкуренции. Между производителями должна поддерживаться конкуренция, которая, во-первых, позволяет сравнивать эффективность различных производителей, выявлять и стимулировать наиболее дееспособных из них; во-вторых, «вымывает» тех изготовителей, которые не могут обеспечить определённые параметры качества продукции и относительно низкий уровень цен; в-третьих, даёт возможность ликвидировать диктат производителя над потребителем, подчинить производство общественным потребностям. Без рекламы отсутствует возможность активно воздействовать на рынок, закреплять свою позицию на нём.
Существуют и другие факторы, которые оказывают большое влияние на восприятие и понимание:
– собственные интересы, которые узнаются в содержании рекламы;
– собственные потребности, перспективу удовлетворения которых открывает рекламное обращение;
– индивидуальная внутренняя настроенность лиц, которым адресуется реклама;
– общественное влияние на потенциальных покупателей;
– способность и готовность потенциальных клиентов к восприятию рекламы.
Необходимо знать, что именно доступно пониманию человека, которому адресуется реклама, насколько широкими техническими знаниями он располагает, чтобы иметь возможность понять насыщенный техническими сведениями рекламный текст. Далеко не последнюю роль играет привлекательность рекламы, ибо она, прежде всего, воздействует на подсознание, представляя собой эмоционально отражённое жизненное впечатление, имеющее нередко характер символа.
Побудительным моментом всех человеческих поступков являются мотивы. Поэтому понятно стремление выпускающего рекламу повлиять на действие людей, которым адресовано рекламное сообщение. Психология рекламы занимается поиском возможностей оказания подобного влияния. Среди различных возможностей наиболее приемлемыми и убедительными представляются две следующие:
– повышение привлекательности (побудительного воздействия) предложений о сбыте;
– ориентированность продукции, фирменных или торговых знаков на потенциальных клиентов.
Когда приходится разрабатывать продукцию, фирменный знак или торговую марку в расчёте на определённую категорию потенциальных клиентов, сделать это трудно.
В этой связи следует подумать не только о возможных изменениях мотиваций на ближайшую и более отдалённую перспективу, но также о том, чтобы эти мотивации обеспечивали достижение желаемых результатов длительного рекламного процесса. Этого можно добиться лишь подгонкой друг другу соответствующих элементов, ведущих к гармонии между ними.
Не следует забывать и о многообразии побудительных мотивов. Существуют и будут всегда существовать конкурирующие друг с другом мотивы. Именно в таких ситуациях следует использовать рекламу, поскольку она может помочь резко изменить мотив, что во взаимосвязи со скрытыми целями рекламы будет рассматриваться как благоприятный фактор.
Но на этом влияние рекламы не завершается, поскольку она, вслед за изменением мотивации, должна обеспечить переход к реальным действиям в соответствии с поставленной перед нею целью. И в этой связи она играет решающую роль в воздействии на волю потенциального клиента.
В процессе воздействия на волю подсознательно через ряд последовательных этапов – от первых побуждений через намерения, планы, устремления и решения – переходит к волеизъявлению. При этом может постоянно возникать проблема выбора, все новые попытки проверки с помощью альтернатив, которые сравниваются, взвешиваются, и тогда вновь появляется важная точка приложения сил для рекламного воздействия, поскольку здесь принимаются решения за или против предложений инициатора.
Решающее влияние рекламы в данном случае вполне объяснимо: некоторые альтернативы возникают и приобретают характер альтернатив, прежде всего в результате используемой для их популяризации рекламы.
2. Подходы к выбору средств коммуникации
В целом коммуникационные каналы бывают двух видов: каналы личной коммуникации и каналы неличной коммуникации.
КАНАЛЫ ЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ. В канале личной коммуникации участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Это может быть общение лицом к лицу, общение одного лица с аудиторией, общение по телефону, с помощью телевидения и даже посредством личной переписки по почте. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного обращения, и для установления обратной связи.
Каналы личной коммуникации можно дополнительно подразделить на разъяснительно-пропагандистские, экспортно-оценочные а общественно-бытовые. В разъяснительно-пропагандистском канала участвуют представители торгового персонала фирмы, вступающие в контакт с покупателями на целевом рынке. Экспертно-оценочный канал составляют независимые лица, обладающие необходимыми знаниями и делающие заявления перед целевыми Покупателями. Главными действующими лицами общественно-бытового канала являются соседи, друзья, члены семьи или коллеги, беседующие с целевыми покупателями. Этот последний канал, известный также как канал молвы, во многих товарных сферах оказывается наиболее действенным.
Личное влияние имеет большой вес применительно к категориям товаров высокой стоимости и повышенного риска. Покупателей автомобилей и крупных электробытовых приборов не ограничиваются обращением к источникам в средствах массовой информации, а стремятся познакомиться с мнениями знающих людей. Личное влияние играет большую роль и в отношении товаров, в первую очередь попадающих в поле зрения окружающих.
Для стимулирования работы каналов личного влияния в свою пользу фирма может предпринять ряд шагов. Она может:
1) выявить влиятельных лиц и влиятельные организации и сосредоточить дополнительные усилия на их обработке;
2) создать лидеров мнений, снабжая определенных лиц товаром на льготных условиях;
3) целенаправленно поработать с местными влиятельными фигурами, такими, как диск-жокеи, руководители разного рода учебных курсов и женских организаций;
4) использовать влиятельных лиц в рекомендательно-свидетельской рекламе, а также
5) создать рекламу, обладающую большой «ценностью в качестве темы для разговоров»
КАНАЛЫ НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Каналы неличной коммуникации - это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и обратной связи. К ним относятся средства массового и избирательного воздействия, специфическая атмосфера, мероприятия событийного характера. Средства массового и избирательного воздействия включают в себя средства печатной рекламы (газеты, журналы, отправления прямой почтовой рекламы), электронные средства рекламы (радио, телевидение) и люстративно-изобразительные средства рекламы (щиты, вывески, плакаты). Средства массовой информации нацелены на большие недифференцированные аудитории, а средства избирательного воздействия - на специализированные аудитории.
Специфическая атмосфера - это специально созданная среда, способствующая возникновению или укреплению предрасположенности покупателя к приобретению или использованию товара. Так, юридические конторы и банки рассчитаны на внушение чувства уверенности и прочих представлений, которые могут быть ценными, с точки зрения клиентов. Мероприятия событийного характера - это мероприятия, рассчитанные на донесение до целевых аудиторий каких-то конкретных обращений. С целью произвести на аудиторию тот или иной коммуникационный эффект отделы по организации общественного мнения устраивают пресс-конференции, церемонии торжественного открытия, пуска и т. п.
Хотя личная коммуникация часто эффективнее массовой, использование средств массовой информации может оказаться основным приемом стимулирования личной коммуникации. Массовая коммуникация влияет на личные отношения и поведение благодаря двухступенчатому процессу течения коммуникационного потока. Часто поток идей, сообщаемых радио и печатью, устремляется к лидерам мнений, а от них к менее активным частям населения.
Этот двухступенчатый коммуникационный поток вызывает ряд последствий. Во-первых, влияние средств массовой информации на общественное мнение не столь прямое, мощное и само собой разумеющееся, как принято думать. Ведь формируют и несут обращение массе, по сути дела, лидеры мнений, т. е. люди, которые принадлежат к первичной аудитории, люди, с мнением которых в одной или нескольких товарных сферах считаются все остальные.
Во-вторых, возникают возражения против представления о том, что стиль покупательского поведения определяется, прежде всего, эффектом «просачивания благ сверху вниз» из классов более высокого общественного положения. Поскольку люди взаимодействуют в основном с представителями собственного общественного класса, они перенимают моду и прочие идеи у себе подобных лиц, которые являются лидерами мнений.
Третье следствие заключается в том, что деятельность специалиста по массовой коммуникации будет более эффективной, если он начнет нацеливать свои обращения конкретно на лидеров мнений, предоставляя им возможность самостоятельно доносить эти обращения до остальных. Так, фармацевтические фирмы первым делом стремятся продвинуть свои лекарственные препараты наиболее влиятельным врачам.
Воздействие обращения на аудиторию зависит от того, как эта аудитория воспринимает отправителя. Обращения, передаваемые источниками, которые заслуживают высокого доверия, оказываются наиболее убедительными. Фармацевтические компании стремятся, чтобы в пользу присущих их товарам выгод высказывались врачи, поскольку слова медиков звучат особенно авторитетно. Борцы с наркотиками привлекают бывших наркоманов, которые предостерегают студентов от употребления наркотиков. Для изложения своих обращений деятели рынка привлекают хорошо известных личностей, таких, как радио- и телекомментаторы и спортсмены.
А какие факторы делают источник заслуживающим доверия? Такими тремя факторами чаще всего называют профессионализм, добросовестность и привлекательность.
Профессионализм - это воспринимаемая со стороны степень должной компетентности коммуникатора в деле подкрепления сделанных им утверждений. Считается, что высокой степенью профессионализма в своих сферах деятельности отличаются врачи, ученые и преподаватели.
Добросовестность - это показатель того, насколько объективным и честным воспринимается источник. Друзьям доверяют больше, чем незнакомым людям или продавцам.
Под привлекательностью имеют в виду благоприятное впечатление, производимое источником на аудиторию. Привлекательность источника повышают такие присущие ему черты, как откровенность, чувство юмора и естественность. Следовательно, больше всего будет заслуживать доверия лицо, набравшее наиболее высокое число баллов по всем этим трем параметрам.
3. Трехуровневый анализ лечебной косметики Vichy в одной из аптек города
Один из способов анализа товаров и услуг – представление товара или услуги по трехуровневой схеме. При трехуровневом анализе товара различают:
· сущность товара,
· фактический товар
· добавленный товар.
Сущность товара
Любая организация продает не товары или услуги, а решение проблем, удовлетворение потребностей и желаний. Конечно же, организация может попытаться вызвать желания и запросы путем привлечения внимания потребителей к ее идеям. Например, человек, продающий страховки, позвонив вам, опишет, что произошло с другими людьми в сложных ситуациях, у которых размер страховки был недостаточным.
Производители лечебной косметики занимаются бизнесом по продаже крема или осуществляет мечту людей, желающих иметь мягкую и гладкую кожу рук? Люди хотят хорошо себя чувствовать, им совсем не нужен крем. Однако этот товар может удовлетворить их желание.
При этом следует учитывать желания покупателей:
Пожелания покупателя
Не предлагайте мне вещи. Покажите мне решение моих проблем.
Не предлагайте мне одежду, предложите приятный внешний вид.
Не предлагайте мне обувь, предложите комфорт для моих ног и удовольствие от ходьбы.
Не предлагайте мне лекарства, предложите мне заботу о моем здоровье.
Покупателя убеждает не то, что ему говорится, а то, что он из этого понимает.
Фактический товар
Фактический товар – это форма, которую принимает ваш товар или услуга. Если вы пытаетесь удовлетворить желание потребителя, то товар, который будет отвечать этому желанию, должен характеризоваться:
· конструкцией и технологией изготовления;
· размером упаковки;
· качеством компонентов;
· дизайном упаковки;
· компетентностью персонала;
· отношением персонала к потребителям;
· фирменным названием и товарным знаком;
· рынком сбыта;
· информацией о товаре;
· репутацией производителя.
Именно поэтому работа провизора и фармацевта – очень сложна и специфична. Это обусловлено многообразием товара, его сложностью и специфичностью.
Косметика Vichy появилась в 1931 году, которая производилась на основе термальных вод Vichy, благотворное действие которых на организм человека было широко известно ещё в римскую эпоху, 2000 лет назад.
Уже в VII веке она использовалась благодаря способности стимулировать защитные функции организма.
В эту эпоху свойства воды привлекли внимание медицинской академии Франции. Было доказано её целебное действие на организм. В последствии француз Жорж Герен решил создать гамму косметических средств на основе этой воды.
Так родилась марка Vichy, о продукции которой в скором времени стали говорить как о “секретах Vichy”.
Лаборатории Vichy постоянно сотрудничают с представителями научной медицины.
Благодаря этому была создана полная гамма средств по уходу за кожей, которые включают в себя активные вещества, разработанные на основе фармакологических исследований.
Термальная вода из источника Святого Луки – самая высокоминерализованная во Франции (5,1 г/л при РН 7,4).
Уникальное сочетание 17 минералов и 13 микроэлементов в Термальной воде, входящей в состав всех средств по уходу за кожей, придаёт им оющие свойства:
· улучшает обмен веществ в коже;
· оказывает выраженное успокаивающее действие на кожу;
· повышает естественные защитные функции кожи.
Благотворное действие Термальной воды Vichy на кожу связано не только с её минеральным составом, но и с её уникальными природными свойствами, в связи с чем она является своеобразной “живой водой”, не воссоздаваемой в природных условиях.
На каждом этапе физиологических изменений Вашей кожи в течение всей жизни косметические средства Vichy способны:
· обеспечить увлажнение и питание кожи;
· замедлить процесс старения;
· защитить кожу от солнца;
· уменьшить эффект “апельсиновой корки”;
· предотвратить выпадение волос,
сочетая при этом высокую эффективность и приятную текстуру в каждом продукте.
Вся продукция Vichy строго соответствует требованиям Устава Безопасности Vichy, что является гарантией их безопасности и эффективности:
· сводит к минимуму риск аллергических реакций;
· содержит Термальную воду ВИШИ;
· протестирована на чувствительной коже;
· эффективность подтверждена дерматологами;
· произведена в соответствии со строгими требованиями фармацевтической промышленности.
Гамма Vichy – это полный комплекс средств ухода для каждого типа кожи, разработанный на основании последних достижений дерматологии, косметологии и биохимии с использованием новейших технологий.
Добавленный товар
Добавленный товар или услуга включают в себя все, что мы еще можем предложить нашим покупателям, помимо основного товара. Это могут быть консультации по вопросам применения средства, номер телефона для информации и консультаций.
Косметическая продукция по уходу за кожей. Наши клиенты получают подробную информацию по использованию продукции по уходу за кожей. Обладая знаниями о первоклассном качестве продукции , и о том, как правильно применять эту продукцию, Вы будете иметь огромный успех в ее эффективном использовании.
В данной инструкции вы получите информацию о том, что такое кожа, и почему так важен уход за кожей. Вы узнаете о средствах для ухода за кожей и декоративной косметике, о ежедневном, интенсивном и специальном уходе за кожей и о технике макияжа.
Уникальные достоинства товара
Уникальные достоинства товара (УДТ) – это свойства и достоинства вашего товара, отличающие его от товаров конкурентов. Смысл создания и выявления УДТ состоит в том, чтобы сделать ваш товар более привлекательным для вашего целевого потребителя по сравнению с товаром конкурентов. Вот почему очень важно обеспечить эффективное информирование потребителей об УДТ и не жалеть усилий для этого.
Уникальные достоинства:
· Применяются новейшие достижения биологии и медицины в ее разработке.
· Vichy имеет институт красоты в Париже, исследовательскую лабораторию и завод по производству косметической продукции.
· Особенный интерес представляют линии Vichy средств длительного действия.
· Консультации косметолога.
Так как можно сказать, что клиенты в клинике получают не только продукт, но консультацию, то можно сказать, что сама аптека может воздействовать непосредственно только на оказание косметических услуг, а в отношение товара, так как данная косметика является достаточно дорогой, то следует, улучшая логистику поставок.
Что касается услуг, то следует приобрести оборудование, которое позволит лучше подбирать необходимый курс лечения данными средствами.
Заключение
1. По определению Американской Ассоциации Маркетинга, реклама представляет собой «любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком; и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приёмы и методы с учётом конкретной ситуации».
Основными методами воздействия являются реклама, сейлз промоушн, паблик рилейшнз и директ-маркетинг.
2. В целом коммуникационные каналы бывают двух видов: каналы личной коммуникации и каналы неличной коммуникации.
3. Был проведен трехуровневый анализ товара косметики в одной из аптек города. В результате были получены следующие результаты:
Фактический товар: вся продукция Vichy строго соответствует требованиям Устава Безопасности Vichy, что является гарантией их безопасности и эффективности. Гамма Vichy – это полный комплекс средств ухода для каждого типа кожи, разработанный на основании последних достижений дерматологии, косметологии и биохимии с использованием новейших технологий.
В качестве добавленного товара - консультации по вопросам применения средства, номер телефона для информации и консультаций.
Уникальные достоинства:
· Применяются новейшие достижения биологии и медицины в ее разработке.
· Vichy имеет институт красоты в Париже, исследовательскую лабораторию и завод по производству косметической продукции.
· Особенный интерес представляют линии Vichy средств длительного действия.
· Консультации косметолога.
Список использованной литературы
1. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Меенко. -М.: Высш. шк., 2002
2. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха. Маркетинг. -М.: Международные отношения, 2002
3. Котлер Ф. Управление маркетингом / Пер. с англ. -М.: Экономика, 2000.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2000.
5. Маркетинг / Под. ред. Д. И. Костюхина. -М.: Прогресс, 2000
6. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 2000
7. Сендидж И., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. -М.: Прогресс, 2002