Содержание
Введение
1 глава. Теоретические аспекты учета в оптовой, розничной и комиссионной торговле.
1.1. Понятие товаров. Оценка товаров.
1.2. Учет товаров в оптовой торговле.
1.3. Учет товаров в розничной торговле.
1.4. Учет товаров в комиссионной торговле.
1.5. Документальное сопровождение.
2 глава. Бух учет ООО « Зима ».
2.1 Экономическая характеристика объекта исследования.
2.2 Организация бухгалтерского учета ООО «Зима».
2.3.Форма бухгалтерского учета ООО «Зима», организация документооборота.
2.4. Учет основных статей бухгалтерского баланса.
Заключение
Список литературы
Введение.
Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.
Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль над состоянием товарных запасов и их сохранностью на складах.
Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, регистры синтетического и аналитического учета.
Целью курсовой работы является комплексное изучение ведения учета и реализации товаров на предприятии оптовой, розничной и комиссионной торговли.
Остановимся коротко на содержании курсовой работы.
В первой главе курсовой работы даны основные понятия торговой деятельности предприятия. Рассмотрены различные методы оценки товара. А именно: оценка товара по средней себестоимости, метод ФИФО, ЛИФО, по себестоимости каждой единицы материальных ценностей. Также определено значение торговли в хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрен учет поступления и реализации товаров в оптовой, комиссионной и розничной торговле, документальное оформление приема и отпуска товара со склада.
Во второй главе на примере ООО «Зима» рассмотрены: применение учета всех видов торговли указанных в курсовой работе, структура данного предприятия, организация бухгалтерского учета на предприятии, форма бухгалтерского учета.
В заключительной части курсовой работы сделаны выводы о ведении бухгалтерского учета и финансовой деятельности предприятия оптовой, розничной, комиссионной торговли.
К данной работе приложен список литературы, который был использован в процессе работы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты учета в оптовой, розничной и комиссионной торговле.
1.1. Понятие товара. Оценка товаров.
Торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Торговля как отрасль общественного хозяйства представляет организацию рынка потребительских товаров, при которой продажа товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных предприятий - торговых, а текущее регулирование рынка потребительских товаров - функцией отрасли в целом.
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Благодаря торговле, продажа населению товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности.
Товары - часть материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических и физических лиц и предназначены для продажи.
Торговля обеспечивает товарами и услугами личные потребности всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между предприятиями различных форм собственности, с одной стороны, и населением - с другой. Через сеть торговых организаций и пунктов реализации товаров население приобретает товары на свои денежные доходы. Эти товары в течение определенного времени могут находиться в сфере обращения, но, в конечном счете, они попадают в личную собственность. Продажа потребительских товаров населению является конечной и определяющей фазой их обращения.
Если рынок как экономическая категория охватывает экономические отношения производства, распределения, обмена и их взаимосвязь, то торговля выступает как форма этих отношений.
Торговля непосредственно участвует в установлении рыночных соотношений между мерой труда и мерой потребления. Она воздействует на величину реальных доходов населения, стимулирует его экономическую деятельность. Продажа товаров может осуществляться в режиме оптовой, комиссионной и розничной торговли.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения”, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.08.99 г. № 242-ст и введенный в действие с 1 января 2000 года, дает следующие определения торговли и ее видов:
торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям;
оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;
розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
комиссионная торговля - торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.
Оценка товаров
В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.
Товары (готовая продукция) на разных стадиях их движения (выпуск из производства, отгрузка покупателям, продажа) принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной сумме всех затрат, связанных с их изготовлением и продажами. Фактическую себестоимость в многономенклатурных производствах можно сформировать только по окончании отчетного периода.
Текущий учет наличия и движения товаров (готовой продукции) осуществляется, как правило, в учетных ценах, в качестве которых могут использоваться: плановая (нормативная) себестоимость, неполная (сокращенная) производственная себестоимость, характеризующая преимущественно прямые расходы, договорная (рыночная) цена, иные условные способы выражения стоимости продукции.
Пунктом 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено, что товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или по покупной стоимости. Та же норма предусмотрена и п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации.
В том случае, если торговыми организациями товары учитываются по ценам приобретения (по "покупным" ценам), их учетная стоимость формируется по правилам, установленным п.6 ПБУ 5/01. В учетную стоимость товаров включаются все расходы, связанные с их приобретением, за исключением сумм налога на добавленную стоимость. Торговые организации могут использовать методы оценки товаров при их выбытии в оценке по средней (средневзвешенной) себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО) и по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Метод средней (средневзвешенной) себестоимости.
Оценка товаров при их продаже и списании по средней (средневзвешенной) себестоимости основана на определении средней себестоимости единицы каждого вида товаров, имевших движение в отчетном месяце
Метод ФИФО.
Этот метод представляет собой оценку товаров по себестоимости первых (с учетом стоимости остатков) в течение отчетного месяца закупок товаров.
Указанный метод предусматривает учет заготовок товаров в течение отчетного месяца по фактической себестоимости. При продаже товаров, а также выбытии товаров на другие цели их списание производится по себестоимости первых в отчетном месяце закупок, с учетом стоимости товаров, числящихся в учете на начало месяца.
Для этого сначала определяется себестоимость не использованных на конец отчетного месяца товаров исходя из затрат на последние закупки товаров.
Стоимость проданных товаров определяется путем вычитания из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, стоимости приходящейся на остаток товаров, на конец месяца.
Распределение стоимости проданных товаров по счетам учета реализации и другим счетам их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого вида товара и количества товаров, проданных или выбывших на другие нужды.
Метод ЛИФО.
Данный метод обеспечивает соответствие текущих доходов и расходов и позволяет учесть влияние инфляции на результаты финансовой деятельности организации. При этом методе товары на конец отчетного месяца оцениваются исходя из их количества и предположения, что стоимость данных товаров складывается из затрат на первые их закупки.
Стоимость проданных товаров определяется путем вычитания из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, их стоимости, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного месяца. Распределение стоимости проданных товаров по счетам учета реализации и другим счетам их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого вида и количества проданных товаров.
Применение указанных методов оценки запасов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета товаров по отдельным партиям (а не только по их видам) Положением по учету материально-производственных запасов предусмотрено использование еще одного способа оценки фактической себестоимости выбывающих материальных ресурсов - списание по стоимости каждой единицы изделия. Этот способ применяется наиболее редко и его использование оправдано только для товаров, каждая единица которых обладает значительной стоимостью и продается, как правило, поштучно.
Все рассмотренные здесь способы оценки выбывающих товаров - по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО и себестоимости каждой единицы, используются только в случае учета товаров по фактической себестоимости их приобретения.
Сравнив все методы оценки стоимости товаров, организация торговли выбирает самостоятельно, тот метод, который считает для себя наиболее приемлемым. При этом рекомендуется последовательно применять выбранный и закрепленный в приказе об учетной политике, метод.
Если же организация торговли ведет учет товаров по учетным ценам, то есть с использованием счетов 15 и 16, то со счета 41 «Товары» товар списывается на реализацию по учетной цене, а затем с помощью специального расчета списывается сумма отклонений, приходящаяся на реализованный товар.
1.2. Учет товаров в оптовой торговле
Оптовая торговля – продажа товаров или услуг партиями для последующей перепродажи или для производственного использования – является посреднической деятельностью, ибо осуществляет связь между производителями и потребителями товаров и услуг.
С точки зрения Гражданского кодекса РФ и налогового законодательства, оптовая торговля имеет отличительные особенности, которые должны учитываться при формировании финансовой и налоговой политики предприятия. При организации и дальнейшей работе предприятия в оптовой торговле учредители должны решать задачу о выборе и сочетании форм договорных отношений с другими коммерческими предприятиями.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ для оптовой торговли подходят следующие виды договоров: договор купли-продажи; договор мены; договор комиссии; договор поручения.
1. Работа оптового предприятия по договору купли-продажи.
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Оплачено поставщику по его отпускной цене |
60 |
51 |
Принят товар по отпускной цене поставщика без НДС |
41 |
60 |
НДС по приобретенному товару |
19/6 |
60 |
Отнесен на зачет с бюджетом НДС по приобретенному товару |
68/2 |
19/6 |
Списан товар на реализацию по цене приобретения |
46 |
41 |
Начислен НДС от выручки |
46 |
68/2 |
Списаны на реализацию издержки обращения |
46 |
44 |
Предъявлен счет покупателю (по отпускной цене товара) |
62 |
46 |
Определен финансовый результат |
46 |
80 |
Получена выручка |
51 |
62 |
2. Работа оптового предприятия по договору мены.
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Отражена договорная цена приобретаемого товара без НДС |
41 |
60,76 |
Отражен НДС по приобретаемому товару |
19/6 |
60,76 |
Списана покупная цена реализуемого товара без НДС |
46 |
41 |
Списаны издержки обращения |
46 |
44 |
Предъявлен счет покупателю |
62 |
46 |
Отражен взаимозачет по товарообмену (по договорной цене) |
60, 76 |
62 |
Начислен НДС, исходя из средней цены реализации такого (или аналогичного) товара (без учета НДС), рассчитанный за месяц, в котором осуществлялся обмен |
46 |
68/2 |
Отнесен к зачету с бюджетом НДС по товару, полученному по договору мены (после завершения товарообменных операций) |
68/2 |
19/6 |
Определен финансовый результат |
46 |
80 |
3. Работа оптового предприятия по договору комиссии с участием в расчетах.
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Принят товар на комиссию |
004 |
|
Отражена сумма, подлежащая оплате за товар покупателями |
62 |
76 |
Отражена сумма НДС от выручки комитента |
76 |
68/2 |
Отражена сумма выручки комиссионера |
62 |
46 |
Списан товар, отгруженный покупателю |
004 |
|
Начислен НДС от выручки комиссионера |
46 |
68/2 |
Списаны издержки обращения комиссионера |
46 |
44 |
Определен финансовый результат |
46 |
80 |
Получена общая выручка на расчетный счет |
51 |
62 |
Перечислена сумма за реализованный товар, причитающаяся комитенту (включая НДС) |
76 |
51 |
Сторнировано начисление НДС от выручки комитента |
76 |
68/2 |
4. Работа оптового предприятия по договору поручения с участием в расчетах.
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Принят товар поверенным |
002 |
|
Отражена сумма, подлежащая уплате доверителю от покупателя |
62 |
76 |
Отражена сумма НДС от выручки доверителя |
76 |
68/2 |
Отражена сумма выручки поверенного |
62 |
46 |
Списан товар, отгруженный покупателю |
002 |
|
Начислен НДС от выручки поверенного |
46 |
68/2 |
Списаны издержки обращения поверенного |
46 |
44 |
Определен финансовый результат |
46 |
80 |
Получена общая выручка на расчетный счет |
51 |
62 |
Перечислена сумма за реализованный товар, причитающаяся доверителю (включая НДС) |
76 |
51 |
Сторнировано начисление НДС от выручки доверителя |
76 |
68/2 |
5. Торгово-посредническая деятельность без участия в расчетах.
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Предъявлен счет покупателю за посреднические услуги |
62 |
46 |
Списаны издержки посредника |
46 |
44 |
Начислен НДС от суммы за посреднические услуги |
46 |
68/2 |
Определен финансовый результат |
46 |
80 |
Получена выручка на расчетный счет |
51 |
62 |
Исполнение договорных отношений может дополняться следующими условиями, важными с точки зрения бухгалтерского учета:
- деятельность с участием в расчетах;
- деятельность без участия в расчетах.
Деятельность с участием в расчетах, с бухгалтерской точки зрения, трактуется нами следующим образом: движение денежных средств осуществляется через расчетный счет (или кассу) предприятия оптовой торговли независимо от того, вкладывает ли оно в данную сделку собственные средства или нет.
1.3. Учет товаров в розничной торговле.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:
· контроль над сохранностью товаров;
· своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров в организацию розничной торговли и их выбытие. В организации розничной торговли товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).
Одним из признаков учета товаров в организациях розничной торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет.
В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета.
Особенностью учета товарных операций в организациях розничной торговли является то, что учет товаров отражается на счете 41 "Товары" (субсчет 2 "Товары розничной торговли") по цене приобретения плюс торговая надбавка. Если товар находится у организации розничной торговли, но не является ее собственностью, то его учет осуществляется на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (при возникновении вопросов, связанных с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты).
Учет товаров, принятых для реализации на комиссионных началах в организациях розничной торговли учитывают на забалансовом счете 004 "Товары принятые на комиссию".
Аналитический учет товаров ведут как материально-ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами.
По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.
В процессе деятельности предприятий розничной торговли происходит ежедневное движение товаров. Для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей на складах торгового предприятия проводится инвентаризация товаров и тары. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остатков по данным бухгалтерского учета.
1.4. Учет товаров в комиссионной торговле.
Комиссионная торговля в составе торговых операций занимает свою определенную позицию, поскольку является специфическим видом деятельности и осуществляется с учетом требований современного рыночного процесса.
Комиссионная торговля включает отношения между комиссионером и комитентом по договору комиссии, а также между комиссионером и покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию.
Под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи. Под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Товары на комиссию принимаются от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
За комитентом сохраняется право собственности на товар, принятый на комиссию, до момента его продажи (передачи) покупателю, если иной порядок перехода права собственности не предусмотрен гражданским законодательством.
Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него товара, переданного комитентом для продажи.
Комиссионер обязан довести до сведения комитентов и покупателей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Таким образом, в сфере комиссионной торговли происходит развитие отношений между комиссионером, комитентом и покупателем. Комиссионная деятельность предприятий направлена на удовлетворение граждан в услугах торговли товарами, принятыми на комиссию.
Прием товаров на комиссию и их продажа производятся в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.06.98 № 569 (в редакции от 22.02.01). Кроме того, реализация отдельных товаров на условиях комиссии регулируется специальными законодательными актами (в зависимости от принадлежности товаров к той или иной группе).
При приеме товаров на комиссию в обязательном порядке составляется договор комиссии, в соответствии с которым одна сторона - торговая организация (комиссионер) принимает товар на комиссию с целью реализации за вознаграждение, а гражданин или организация (комитент) сдает товар торговому предприятию с целью его розничной продажи. Договор комиссии полностью регулирует отношения между комитентом и комиссионером.
Правила комиссионной торговли содержат перечень товаров, не принимаемых на комиссию, к которым относятся товары, изъятые из оборота, розничная продажа которых запрещена или ограничена, товары, не подлежащие возврату или обмену (парфюмерно-косметические; товары бытовой химии; лекарственные средства; товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; изделия швейные и трикотажные бельевые и др.).
Товары на комиссию принимаются:
-от граждан по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность;
-от юридических лиц по предъявлении накладной, оформленной и выданной в установленном порядке уполномоченному липу предприятия, и его паспорта или документа, удостоверяющего личность.
Цена товара согласуется между комиссионером и комитентом и указывается в прилагаемом к договору комиссии перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.
Принятые на комиссию вещи в соответствии с перечнем записываются в реестр (опись), который составляется в двух экземплярах, и передаются материально ответственному лицу для реализации. Материально ответственное лицо, приняв вещи, подписывает оба экземпляра реестра (описи). Первый экземпляр реестра (описи) подлежит передаче вместе с товарным отчетом в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.
Если товар по вине комиссионера поступил в продажу позднее, чем на следующий день после его приема, комиссионер уплачивает комитенту неустойку в размере, определяемом договором комиссии. Комитент вправе в любое время потребовать от комиссионера возврата принятого на комиссию, но еще не проданного товара по предъявлении договора комиссий, паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность, возместив комиссионеру расходы по хранению товара.
При возврате вещи комитент расписывается, за ее получении на оборотной стороне перечня товаров, принятых на комиссию, где одновременно указывается сумма, полученная с него за хранение этой вещи.
Приходная ведомость подписывается руководителем, кассиром и бухгалтером и вместе с приходным кассовым ордером прилагается к кассовому отчету.
Порядок и размеры уценки товаров, принятых на комиссию, согласовываются комиссионером и комитентом при заключении договора комиссии.
Способ уведомления комитента о предстоящем вызове и сроки его явки определяются соглашением сторон. При отказе комитента от уценки ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по хранению вещи, если это предусмотрено договором.
Проведение оценок товара отражается в прилагаемом к договору перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке и ценнике.
Уценка товаров оформляется актом уценки, составляемым комиссионером в одном экземпляре, и фиксируется в перечне товаров, принятых на комиссию. Одновременно в товарном ярлыке, прикрепленном к вещи, проставляются новая цена и дата проведения уценки.
К товарному отчету, сдаваемому в бухгалтерию, прикладываются соответствующие документы: договоры и перечни на принятые вещи с их реестром (описью); реестр (опись) на возврат вещей комитентам; товарные ярлыки; товарные чеки со штампом кассы «Оплачено» на проданные вещи с их реестром (описью); справки; акты на уценку и снятие с продажи вещей.
1.5. Документальное сопровождение.
Прием готовой продукции из производственных подразделений на склад оформляется приемо-сдаточными накладными, актами, маршрутными листами и другими документами, которые подписываются руководителем подразделения, сдающего продукцию, и материально ответственным лицом склада. Крупногабаритные изделия и продукция, как правило, принимаются заказчиками в местах изготовления, комплектации и сборки. Сведения о выпуске готовой продукции и ее поступлении на склад кладовщик отражает в карточке учета готовой продукции, форма и содержание которой аналогичны карточке учета материалов (форма № М-17).
Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно). Однородная продукция может учитываться в условно-натуральных измерителях (например, консервы в условных банках, чугун — в пересчете на передельный). Аналитический учет готовой продукции осуществляется не только в количественном, но и в стоимостном выражении.
Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется на основании накладной. Типовой может служить форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». Организации различных отраслей производства применяют для оформления отпуска готовой продукции специализированные формы (модификации) накладных и других первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, а также основные характеристики отгружаемой продукции (товара), наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска. Накладная на отпуск готовой продукции оформляется на основании распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договора с покупателем (заказчиком).
Для контроля за отгрузкой и вывозом готовой продукции в крупных и средних организациях рекомендуется следующая схема движения первичных учетных документов:
• на складе готовой продукции или в отделе сбыта выписывается четыре экземпляра накладной на отпуск готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале и подписи главным бухгалтером либо другим уполномоченным лицом;
• подписанные накладные возвращаются бухгалтерской службой в отдел сбыта: один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада; второй — служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый — передаются получателю (покупателю) готовой продукции, который обязан поставить в документах подпись, удостоверяющую факт передачи ему продукции;
• при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр накладной остается в службе охраны, второй — у получателя в качестве сопроводительного документа на груз;
• служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерию по описи;
• бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны) систематически осуществляет сверку данных об отпущенных со склада и фактически вывезенных материальных ценностях путем сопоставления накладных на отпуск готовой продукции с журналом их регистрации.
Если продукция и товары сдаются транспортной организации, то экспедитор, сопровождающий груз, получает квитанцию о приеме материальных ценностей, возвращает накладную и квитанцию в бухгалтерию организации-поставщика для выписки покупателю расчетно-платежных документов и счета-фактуры.
Первичные учетные документы о поступлении готовой продукции на склад, ее отгрузке потребителю аналогично документам о движении материалов принимаются бухгалтером от кладовщика, контролируются, используются для формирования регистров аналитического и синтетического учета готовой продукции.
Для отражения в бухгалтерском учете продукции в качестве проданной, на которую право собственности приобретено покупателем, используются накладные, квитанция транспортной организации о приеме груза, транспортные накладные, акты выполненных работ, иные документы.
Для учета товарных операций используются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомитетом РФ по статистике (25 декабря 1998 г. № 132). К основным документам этой группы относятся:
• акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1);
• акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2); при приемке импортных грузов (форма № ТОРГ-3);
• акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4);
• журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (форма № ТОРГ-7); журнал учета движения товаров на складе (форма № ТОРГ-18);
• упаковочный ярлык (форма № ТОРГ-9);
• спецификация (форма № ТОРГ-10); расходный отвес (спецификация) (форма № ТОРГ-19);
• товарный ярлык (форма № ТОРГ-11);
• товарная накладная (форма № ТОРГ-12); расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) (форма № ТОРГ-14);
• накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13);
• акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15); акт о списании товаров (форма № ТОРГ-16);
• акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров (форма № ТОРГ-20);
• журнал учета выполнения заказов покупателей (форма № ТОРГ-27);
• карточка количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28);
• товарный отчет (форма № ТОРГ-29);
• сопроводительный реестр сдачи документов (форма № ТОРГ-31).
Для учета торговых операций при продаже товаров в кредит
применяются:
• справка для покупки товаров в кредит (форма № КР-1);
• поручение-обязательство (обязательство) (форма № КР-2), ведомость — опись поручений-обязательств, оформленных покупателями за товары, проданные в кредит (форма № КР-3);
• справка о состоянии расчетов с работниками за товары, проданные в кредит (форма № КР-7), и др.
Для получения товаров непосредственно в организациях поставщиков требуется доверенность типовой формы (формы № М-2 и М-2а).
Унифицированные формы первичной учетной документации используются для оформления операций в комиссионной торговле, учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.
Аналитический учет товаров бухгалтерской службой ведется в натурально-стоимостном выражении по наименованиям товаров, характеризующим их отличительные признаки (марка, артикул, сорт). При этом применяются два различных метода учета товаров: сортовой и партионный.
В первом случае товары учитываются в карточках сортового учета, во втором — учет товаров ведется в таком же порядке, как. и при сортовом методе, но отдельно по каждой партии товаров. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному либо по нескольким документам.
Результаты инвентаризации готовой продукции и товаров фиксируются в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3), товаров отгруженных (форма № ИНВ-4), предметов сданных (принятых) на ответственное хранение (форма № ИНВ-5), в сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19).
Содержание первичной учетной документации должно обеспечить формирование сведений о наличии и движении продукции и товаров по видам, характеризующим технико-эксплуатационные параметры продуктов труда, по укрупненным группам (например, изделия основного производства, товары народного потребления, изделия, изготовленные из отходов, запасные части), по местам хранения и материально ответственным лицам.
Приложение 1
ДОГОВОР КОМИССИИ Nо. _______
г. ______________ "___"_________ 199_ г.
___________________________________________________, именуем__ в
(наименование организации)
дальнейшем Комитент, в лице ________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего на основании __________________________________, с одной
(Устава, положения)
стороны, и _____________________________________________, именуем__ в
(наименование организации)
дальнейшем Комиссионер, в лице _____________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего на основании ________________________, с другой стороны,
(Устава, положения)
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему договору Комиссионер принимает на себя обязанность по реализации продукции и товаров Комитента от своего имени, но за счет Комитента. В свою очередь Комиссионер обязуется выплатить Комитенту вознаграждение за оказанную услугу.
1.2. По каждой партии товаров стороны составляют дополнительные соглашения, протоколы и т.п. которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Комиссионер обязан:
- реализовать продукцию Комитента на условиях, наиболее выгодных для Комитента по цене не ниже назначенной ему последним;
- возместить Комиссионеру разницу в стоимости, в случае если товары были реализованы по цене ниже, установленной Комитентом, если не докажет, что не было возможности продать товар по назначенной цене и продажа по низшей цене предупредила еще большие убытки;
- если Комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны Комитентом, дополнительная выгода делится между Комитентом и Комиссионером поровну;
- исполнить все обязанности и осуществить все права по сделкам, совершенным с третьими лицами в рамках настоящего договора;
- выполнять обязательства по реализации продукции Комитента в сроки, определяемые дополнительными соглашениями к настоящему договору;
- уведомить Комитента о нарушении третьим лицом условий сделки, заключенной с ним Комиссионером в рамках настоящего договора и дополнительного соглашения к нему;
- отвечать перед Комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества Комитента в случае, если утрата, недостача или повреждение произошли по его вине;
- принимать меры к охране прав Комитента на его имущество, находящееся у Комиссионера;
- представлять Комитенту отчет о выполненной работе, а также передавать все полученное за реализованную продукцию за вычетом сумм, причитающихся на оплату за выполненное поручение;
- уведомлять Комитента об отказе от выполнения поручения;
2.2. Комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет Комитента.
2.3. Комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии.
2.4. Комитент обязан:
- принять от Комиссионера все исполненное по настоящему договору и дополнительным соглашениям (протоколам и т.п.) к нему;
- выплачивать Комиссионеру вознаграждение за оказанные услуги в размерах оговоренных в дополнительных соглашениях;
- возмещать Комиссионеру суммы, израсходованные им по исполнению поручения;
- уплачивать Комиссионеру вознаграждение за совершенные им сделки, в случае отмены поручения, а также возмещать Комиссионеру понесенные им до отмены поручения расходы.
2.5. В случае ликвидации либо реорганизации Комитента его поручение сохраняет свою силу для Комиссионера до тех пор, пока не поступят надлежащие указания от правопреемников либо представителей Комитента.
2.6. Если Комиссионер откажется от исполнения принятого поручения вследствие нарушения договора комиссии Комитентом, он вправе получить как возмещение понесенных расходов, так и комиссионное вознаграждение.
2.7. Кредиторы Комитента, пользующиеся в отношении очередности удовлетворения их требований преимуществом перед залогодержателями, не лишаются права на удовлетворение этих требований из удержанных Комиссионером сумм.
3. РАСЧЕТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ
3.1. Все взаиморасчеты по настоящему договору производятся в соответствии с дополнительными соглашениями (протоколами и т.п.) к
последнему.
3.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по настоящему договору, она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
3.3. Неисполнение одной из сторон условий настоящего договора приведшее к материальным потерям другой стороны, влечет за собой применение к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесенного ущерба и может служить основанием досрочного прекращения договора по инициативе добросовестной стороны.
3.4. Комиссионер отвечает перед Комитентом за невыполнение обязанности застраховать имущество Комитента, если такая обязанность будет определена в дополнительном соглашении к настоящему договору, в размере страховой суммы, которую должен был бы получить Комитент, если бы договор страхования был заключен. Ответственность по настоящему пункту Комиссионер несет лишь при наступлении страхового случая.
4. ФОРС-МАЖОР
4.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.
4.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 4.1, каждая сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному договору.
4.3. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.
4.2, то она обязана возместить второй стороне понесенные ею убытки.
4.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 4.1, срок выполнения стороной обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течении которого действуют эти обстоятельства и их последствия.
4.5. Если, наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 4.1 и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего договора.
5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
5.1. Условия настоящего договора и соглашений (протоколов и т.п.) к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.
5.2. Стороны принимают все необходимые меры для того, чтобы их сотрудники, агенты, правопреемники без предварительного согласия другой стороны не информировали третьих лиц о деталях данного договора и приложений к нему.
6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров.
6.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.
7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
7.1. Настоящий договор прекращается:
- при отказе Комитента от исполнения договора;
- по соглашению сторон;
- по инициативе Комиссионера в случае, если выяснится невозможность исполнения поручения или нарушения Комитентом условий настоящего договора и дополнительного соглашения к нему;
- признания Комиссионера несостоятельным (банкротом). В этом случае , права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнения указаний последнего, переходят Комитенту.
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.
8.2. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме. Сообщения будут считается исполненными надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телеграфу, телетайпу, телексу, телефаксу или доставлены лично по юридическим (почтовым) адресам сторон с получением под расписку соответствующими должностными лицами.
8.3. Срок действия настоящего договора - с момента его подписания сторонами. Договор считается пролонгированным еще на ____________________, если ни одна из сторон за __________ дней до наступления даты окончания договора письменно не заявит о своем намерении расторгнуть данный договор.
8.4. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.
8.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
9. ПОЧТОВЫЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Комитент: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Комиссионер: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ПОДПИСИ СТОРОН:
Комитент
_______________________ _________________________
(подпись)
М.П.
Комиссионер
________________________ _________________________
(подпись)
М.П.
Приложение 2
Директору "_____________________"
_________________________________
ПОРУЧЕНИЕ
_________________ поручает Вам согласно договору комиссии N _____ от "___"_________ ____ г. заключить в __________ срок договор купли-продажи с Фирмой "__________" (реквизиты ______________) на покупку ________________ (наименование и описание товара) в количестве ___________, в ассортименте _____________, по цене ___________ за партию (по согласованию), на общую сумму _______________.
При этом Комитент обязуется помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить Комиссионеру израсходованные им на исполнение настоящего поручения суммы затрат.
Подпись комитента _____________/______________
"___"__________ ____ г.
Приложение 3
Приложение Nо. 2
к Приказу
Министерства торговли СССР
от 6 февраля 1991 г. Nо. 9
Торговое предприятие _______________ код документа ┌─────────┐
по ОКУДТ │ 0903141 │
____________________________________________ └─────────┘
(наименование, принадлежность)
КОМИССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ Nо. _____
Принято на комиссию от __________________________________________
______________________________________________________________________
(комитент, его адрес)
Расчетный счет предприятия (организации) Nо. ____ в _____________
отд. Сбербанка г. __________ Доверенность Nо. ____ выдана ____________
Патент (регистрационное удостоверение) Nо. ______ от ____________
______________________________________________________________________
Паспорт или документ, его заменяющий ____________________________
______________________________________________________________________
(серия, номер, кем и когда выдан)
Для реализации на комиссионных началах приняты на комиссию
следующие изделия:
№ |
Наименование изделия и техническое состояние |
Единица измерения |
Количество |
Цена за единицу |
Сумма |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Итого
______________________________________________________________________
Сумма прописью
______________________________________________________________________
Размер комиссионного вознаграждения ____________________________%
Акт |
Цена установленного соглашения |
Размер после оценки, % |
Переоценка |
|
Дата |
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборотная сторона комиссионного соглашения
Условия выплаты причитающихся денежных сумм _____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дополнительные условия __________________________________________
______________________________________________________________________
Комитент __________________ Директор ________________________
(подпись) (товаровед) (подпись)
Получить с комитента за хранение возвращенного изделия _________%
в сумме _________________________________________________________
(прописью, руб., коп.)
Директор __________________ Комитент ________________________
(подпись) (подпись)
Приходный ордер Nо. ________ сумма ______________________________
(прописью, руб., коп.)
Кассир _______________________
(подпись)
Изделие, сданное на комиссию, обратно получил ___________________
(дата)
Комитент ___________________
(подпись)
Если сданное на комиссию изделие не будет продано в течение 20
рабочих дней, магазин проводит переоценку на 20% от цены,
установленной комитентом.
Если изделие после первого снижения цены не реализовано в течение
последующих 20 рабочих дней, магазин проводит вторую переоценку
изделия на 30% от цены первого снижения.
По истечению следующих 20 рабочих дней после второй переоценки
изделия, магазин может переоценить изделие до цены возможной
реализации.
Все переоценки магазин осуществляет без вызова комитента.
При возврате изделия с комитента взимается плата за хранение в
размере 0,5% за первый и 2% за каждый последующий полный и неполный
месяц от первоначальной цены.
Изделие для продажи сдал на условиях, указанных в настоящем
соглашении, с которыми согласен.
Комитент _______________________
(подпись)
Типовая межотраслевая форма № М-11 Утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а |
|||||||||||
ТРЕБОВАНИЕ-НАКЛАДНАЯ № 00000004 |
Коды |
||||||||||
Форма по ОКУД |
0315006 |
||||||||||
Организация ООО "Зима" |
по ОКПО |
51078624 |
|||||||||
Дата соста- |
Код вида операции |
Отправитель |
Получатель |
Корреспондирующий счет |
Учетная единица |
||||||
вления |
|
структурное подразделение |
вид деятельности |
структурное подразделение |
вид деятельности |
счет, субсчет |
код аналити- ческого учета |
выпуска продукции (работ, услуг) |
|||
28.03.08 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Через кого________________________________________________________________________________________ |
|||||||||||
Затребовал___________________________________ |
Разрешил___________________________________________ |
||||||||||
Корреспондирующий счет |
Материальные ценности |
Единица измерения |
Количество |
Цена, |
Сумма |
Порядковый |
|||||
счет, субсчет |
код аналити- ческого учета |
наименование |
номен- клатур- ный номер |
код |
наиме- нование |
затре- бова- но |
отпу- щено |
руб. коп. |
без учета НДС, руб. коп. |
номер по складской картотеке |
|
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
шт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отпустил _____________ __________________ |
Получил _________________ ________________ |
||||||||||
Подпись Расшифровка подписи |
Подпись Расшифровка подписи |
||||||||||
Счет-фактура 00000030 от 30 Сентября 2008 г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Продавец: ООО "Зима" |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 105275, Москва г, Уткина ул, д. 48А, кв. 208 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
ИНН/КПП продавца 7734202733\772001001 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоотправитель и его адрес: ----- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Грузополучатель и его адрес: ----- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
К платежно-расчетному документу № 326 от 15.07.08 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Покупатель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
ИНН/КПП покупателя |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Валюта: руб. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права |
Единица изме- рения |
Коли- чество |
Цена (тариф) за единицу измерения |
Стоимость товаров (работ, услуг), имуществен- ных прав, всего без налога |
В том числе акциз |
Налоговая ставка |
Сумма налога |
Стоимость товаров (работ, услуг), имуществен- ных прав, всего с учетом налога |
Страна происхож- дения |
Номер таможенной декларации |
|
|||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|||||||||||||||||||||
|
шт |
|
|
|
|
|
|
|
----- |
----- |
|
|||||||||||||||||||||
Всего к оплате |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Главный бухгалтер |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальный предприниматель |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
(реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИМЕЧАНИЕ. Первый экземпляр - покупателю, второй экземпляр - продавцу |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Бухгалтерский учет ООО «Зима».
2.1.Экономическая характеристика объекта исследования.
Общество с ограниченной ответственностью «Зима» было зарегистрировано Регистрационной Палатой г. Москвы 11 декабря 2005 года. Участниками общества являются физические лица граждане РФ:
- Краснов Петр Алексеевич паспорт серии 4508 №456321 выдан Хорошевским УВД по г.Москве, код подразделения 770-452, зарегистрирован: 113114, г.Москва, ул. Хорошевская, д.25 кв.48;
- Петров Андрей Сергеевич паспорт серии 4509№412852 выдан УВД Новогиреево г.Москвы, код подразделения 770-628, зарегистрирован: 752123, г.Москва, ул. Студенческая, д. 45, кВ. 8.
Целью создания данного «Общества» является ведение коммерческой и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
В организации Применяют счета согласно плану счетов Утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н. Предприятие пользуется программой ''1С: Бухгалтерия'' версия 7.7.
Уставной капитал «Общества» составляется из номинальной стоимости долей участников. Уставной капитал равен 80 000 (Восемьдесят тысяч) рублей. Участники имеют следующие доли в уставном капитале:
- Краснов Петр Алексеевич – 60% Уставного капитала, что составляет 48 000 (Сорок восемь тысяч) рублей;
- Петров Андрей Сергеевич – 40% Уставного капитала, что составляет 32 000 (Тридцать две тысячи) рублей.
Юридический адрес: 123317, г. Москва, 2-й Красногвардейский проезд, д.6
Физический адрес: 123317, г. Москва, 2-й Красногвардейский проезд, д.6
Предметом деятельности «Общества» является:
-оптовая, розничная и комиссионная торговля товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения;
-торгово-посредническая деятельность на международном и российском рынках товаров, материалов и технологий;
-производство, реализация продукции;
-производство промышленных и других товаров народного потребления;
-организация торговой сети для розничной, оптовой и комиссионной продажи.
Цели организации:
- достижение эффективности работы и ее прибыльности в интересах участников и занятых в обществе работников;
- увеличение товарооборота, удовлетворение спроса потребителей;
- расширение организации, открытие новых магазинов;
- организация наиболее эффективного способа обслуживания потребителей.
Структура ООО «Зима» :
Генеральный директор
Главный Маркетинговый Заместитель Заместитель Менеджер Заместитель по
инженер отдел по финансам по экономике по продажам производству
Конструкторский Бухгалтерия Отдел Отдел ЦЕХ №1 ЦЕХ №2
отдел планирования продаж
Магазин №1
Технологический Финансовый отдел Учетный Магазин №2
отдел отдел
Финансово-экономическая деятельность предприятия представляет собой:
1 этап. Выбор технологии выполнения игрушки. Этим занимается «Технологический отдел». После выбора технологии, игрушка переходит в «Конструкторский отдел», в котором непосредственно определяют внешний вид будущего изделия. После этого чертежи игрушек утверждаются Главным инженером и передаются через Генерального директора в маркетинговый отдел, принимающий решение о целесообразности производства того или иного вида игрушек.
2 этап. Передача чертежей в экономический департамент, в котором планируется, из каких материалов будут выполнены игрушки, какая сумма будет расходоваться на их производство, какую прибыль можно будет получить, производя данный вид изделия.
3 этап. Передача чертежей и технологий выполнения Заместителю по производству, который передает их непосредственно на изготовление в «ЦЕХ №1», «ЦЕХ №2».
4 этап. Реализация готовых изделий потребителям, ответственность за которую несет отдел продаж и непосредственно менеджер по продажам.
Структура бухгалтерии ООО «Зима»:
«Группа учета оплаты труда» отвечает за своевременную выплату заработной платы работникам ООО «Зима».
«Группа учета затрат на производство» рассматривает расчеты с поставщиками.
«Группа учета и реализации готовой продукции» расчеты с покупателями.
«Группа учета расчетных операций» (касса) отвечает за денежные расчеты производящиеся в ООО «Зима», такие как: денежные операции с сотрудниками предприятия, безналичный расчет с потребителями, расчет с покупателями.
Таблица
Показатели выручки, себестоимости, объемов продаж 2006 года к 2007 году, «+» и «-», % соотношение.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
+/- |
% |
Выручка ( руб./год) |
3 864 000 |
4 968 000 |
+1 104 000 |
28.57 |
Себестоимость (руб./год) |
3 036 000 |
3 036 000 |
0 |
0 |
Себестоимость (руб./шт.) |
22 |
22 |
0 |
0 |
Цена реализации (руб./шт.) |
28 |
36 |
8 |
28.57 |
Объем розничных продаж (шт./мес.) |
10 000 |
13 000 |
+ 3 000 |
30 |
Объем комиссионных продаж (шт./мес.) |
42 000 |
42 000 |
0 |
0 |
Объем оптовых продаж (шт./мес.) |
86 000 |
86 000 |
- 3 000 |
3.49 |
Общий объем производства (шт./мес.) |
138 000 |
138 000 |
0 |
0 |
На примере данной таблицы мы можем увидеть, на сколько изменились показатели ООО «Зима» за год. Показатель выручки в 2007 году вырос на 1 104 000 рублей (28.57%) за счет того, что себестоимость на игрушки выросла на 8 рублей (28.57%) , в то время как средний расход на производство остался неизменным 22 рубля (0 %).
Объемы розничной торговли повысились на 3 000 штук (30 %) , что объясняется тем, что Магазин №2 был перенесен на более выгодное месторасположения.
Для того чтобы объемы розничной торговли росли вверх, рекомендуется открыть еще несколько магазинов в наиболее выгодных районах.
2.2. Организация бухгалтерского учета ООО «Зима».
Организация бухгалтерского учета представлена следующими элементами, которые и будут рассмотрены в соответствующих подпунктах настоящей главы:
· Форма бухгалтерского учета, организация документооборота и действующий план счетов;
· Учет основных статей бухгалтерского баланса;
· Учет основных подразделений организации (на складе; на производстве; в розничной, комиссионной и оптовой продаже), внутренняя отчетность.
2.3.Форма бухгалтерского учета ООО «Зима», организация документооборота.
Ведение бухгалтерского учёта в организации осуществляется бухгалтером предприятия.
Для обеспечения сохранности имущества, соблюдения законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации администрацией осуществляется внутрихозяйственный контроль. Определен и утвержден график инвентаризации.
В ООО «Зима» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, программа 1:С Предприятие, версия 7.7.
Документы и документооборот:
Основные регистры расположены в виде окон программы, заполняются на основании первичных документов, проводки формируются автоматически:
— Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;
— Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
— Ведомость учета затрат на производство — форма №В-3;
— Ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
— Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
— Ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);
— Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);
— Ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
— Ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
— Оборотно-сальдовые ведомости формируются автоматически.
Первичные документы, подшиваются и хранятся в соответствующих папках. Основные первичные документы, их формы, представлены ниже в соответствующих главах работы (Глава 1, пункт 4).
Рабочий план счетов ООО «Зима»
Раздел |
Наименование счета |
Номер |
Основные средства |
Основные средства |
01 |
|
Амортизация основных средств |
02 |
Производственные запасы |
Материалы |
10 |
|
НДС по приобретенным ценностям |
19 |
Затраты на производство |
Основное производство |
20 |
Готовая продукция |
Товары |
41 |
Денежные средства |
Расходы на продажу |
44 |
|
Касса |
50 |
|
Расчетный счет |
51 |
Расчеты |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
|
Расчеты по кредитам и займам |
66 |
|
Расчеты по налогам и сборам |
68 |
|
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
69 |
|
Расчеты по оплате труда |
70 |
|
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 |
Капитал |
Уставный капитал |
80 |
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
84 |
Финансовые результаты |
Продажи |
90 |
|
Прибыли и убытки |
99 |
2.4. Учет основных статей бухгалтерского баланса.
Учет основных средств
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств». Аналитический учет ведется в инвентарной книге пообъектно. Запись открывается на основании первичных документов: акта приемки-передачи и др. Акт приемки-передачи вместе с технической документацией передается бухгалтерию, подписывается бухгалтером и утверждается руководителем.
При списании основных средств составляется акт списания основных средств (ф. № ОС-4), который утверждается директором и передается в бухгалтерию.
Инвентаризация основных средств производится 1 раз в год.
Проводки:
Списана остаточная стоимость объектов основных средств в связи с их продажей Д91 К01;
Приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств по первоначальной стоимости Д 01 К 08;
Начислена амортизация основных средств, оборудования и других средств, находящихся в основном производстве Д 25 К 02.
Учет труда и расчетов с персоналом
Первичный учет численности персонала осуществляется на основании документов:
· Приказ о приеме на работу (ф. № Т-1)
· Личная карточка (ф. №Т-2)
· Приказ о предоставлении отпуска (ф. № Т-6)
· Приказ о прекращении трудового договора (при увольнении) (ф. № Т-8), на его основании производится расчет с работником.
· Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-13)
· Расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49)
В организации, в зависимости от категории работников, применяются повременная и сдельная формы оплаты труда.
Синтетический учет расчетов с персоналом осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате».
Начисление заработной платы отражается на следующих счетах:
- счет 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих);
- счет 26 «Общехозяйственные расходы» (Оплата труда административно-управленческого персонала)
- счет 44 «Расходы на продажу» (оплата труда работников торговли)
Начисленные суммы заработной платы отражаются по дебету указанных счетов и по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Источником оплаты труда служат также средства ФСС РФ, остающиеся в организации. За счет них производятся выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
Удержания из заработной платы – НДФЛ, сумма аванса, выданного в счет заработной платы, излишне выплаченные вследствие счетных ошибок, суммы возмещения материального ущерба, причиненного по вине работника.
Проводки:
Начислена заработная плата производственным рабочим Д 20 К 70;
Начислены пособия по социальному страхованию и обеспечению Д 39 К70;
Произведены удержания из заработной платы персонала, налог на доходы физических Д 70 К 68.
Учет материально-производственных запасов
Синтетический учет осуществляется на счетах:
41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»; субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;
42 «Торговая наценка», субсчет 1 «Торговая наценка»; субсчет 2 «Скидка поставщиков»; субсчет 3 «НДС в цене товаров»; субсчет 4 «Налог с продаж»; субсчет 5 «Сбор на услуги»;
44 «Расходы на продажу», субсчет 2 «Издержки обращения» с открытием аналитического счета «Издержки обращения и производства без стоимости сырьевого набора»;
20 «Основное производство» с открытием аналитического счета «Учет стоимости выпускаемых игрушек».
Документы по учету МПЗ:
· Доверенность (ф. № М-2), срок действия – 15 дней; перечень материальных ценностей, подлежащих получению.
· Приходный ордер (ф. № М-4) – для учета материалов, поступающих от поставщиков. Составляется в одном экземпляре кладовщиком в день поступления ценностей на склад.
· Требование-накладная (ф. № М-11) для учета движения материалов внутри организации;
· Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) для учета отпуска МПЗ сторонним организациям на основании договоров и других документов.
Учет затрат
Основные статьи затрат, включенные в себестоимость продукции:
1. Сырье и материалы
2. Возвратные отходы (вычитаются)
3. Топливо и энергия на технологические цели
4. Заработная плата производственных рабочих
5. Отчисления на социальные нужды
6. Общепроизводственные расходы
7. Общехозяйственные расходы
8. Потери от брака
9. Прочие производственные расходы
10. Коммерческие расходы
Учет денежных средств
Касса организации находится в бухгалтерии. Бухгалтер-кассир ведет кассовую книгу и другие кассовые документы. Расчеты с клиентами ведутся с применением ККМ (Орион-100К). Свободные денежные средства хранятся на расчетном счете банка.
Выполнение всех операций с наличными деньгами возложено на кассира. Кассир при поступлении на работу знакомится с правилами ведения кассовых операций и заключает с администрацией договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность принятых им ценностей. Все кассовые операции оформляются унифицированными формами первичной учетной, документации, утвержденными Госкомстатом РФ и согласованными с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ.
В кассу организации наличные деньги поступают с расчетного счета в банке в результате платежей за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и пр. Для получения денег со своего расчетного счета в банке организации выдается чековая книжка. Чтобы снять наличные деньги с расчетного счета, бухгалтер заполняет нужный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека (с указанием суммы) служит оправдательным документом для записи данной операции в учетных регистрах.
Факт получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером (ф. № КО-1). Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-З). Далее приходный кассовый ордер передается кассиру, который получает наличные деньги, подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге. При получении наличных денег в кассу лицу, внесшему их, выдается квитанция от приходного кассового ордера, заверенная подписями главного бухгалтера и кассира, печатью или оттиском кассового аппарата.
Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2) или по другим документам (платежным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и пр.) с наложением на них специального штампа, заменяющего расходный кассовый ордер. Документы на выдачу подписываются директором и главным бухгалтером. Выдача денег по кассовым ордерам производится на основании документов, удостоверяющих личность получателя. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом (или надписью) «Получено» или «Оплачено». При выдаче заработной платы, премий и т.д. основанием для выплат служат расчетно-платежные ведомости. На всю сумму, выданную по ведомости, составляется расходный кассовый ордер.
Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге (ф. № КО-4). Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию второй отрывной лист кассовой книги (с приложенными к нему приходными и расходными кассовыми документами) под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер.
Учет осуществляется на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетный счет».
Проводки:
Перечислены с расчетного счета денежные средства поставщикам и подрядчикам по расчетам текущего месяца Д 60 К 51;
Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей за отгруженную продукцию Д 51 К 62.
Заключение.
Торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В данной курсовой работе было произведено комплексное изучение ведения учета и реализации товаров на предприятиях оптовой, розничной и комиссионной торговли. Так же были рассмотрены основные понятия торговой деятельности предприятия, различные методы оценки товаров.
Можно сделать вывод, что основным (первичным) звеном торговли является предприятие. Торговое предприятие имеет условный капитал, самостоятельный баланс, может вступать в договорные отношения с физическими и юридическими лицами. Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц их подразделений, а также систем торговли обуславливает особенности бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет – важнейшая составная часть информационной системы управления, воспроизводящей хозяйственные процессы. При этом в основу современного управления лежит системный подход, предполагающий получение той информации, которая дает возможность принимать управленческие решения.
Список использованной литературы.
1. Власова В.М. Бухгалтерский учет в торговле. – М.:И Финансы и статистика, 2001.
2. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. - М.: Экономика, 1996.
3. //1// Т.Б.Кувалдина Аналитический учет расходов на продажу в торговых организациях // "Аудиторские ведомости", N 10, 2004.
4. Г.А.Николаева Бухгалтерский учет в розничной торговле. М.: ПРИОР, 2002 г.
5. Пипко В.А., Булавина Л.Н. Настольная книга бухгалтера и аудитора / Под ред. академика Н.В. Бондаренко. – М.: Финансы и статистика, 2000
6. Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин Бухгалтер торгового предприятия. Москва - Санкт-Петербург – ИД «Герда» 2002 г.
7. //7// М.П. Пятов Документальное оформление движения товаров в торговле // «Бухгалтерский учет», № 8, 2003.
8. Е.М.Сушонкова Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле. Москва –Юнити – 2001г.
9. Торговое дело: Экономика и организация: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 1997
10. //3// Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н).
11. //4// Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 9 Июня 2001 г. № 44н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утверждено Приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. № 32н.
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: утвержден Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н