Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Законодательство об органах государственной власти Челябинской области_______________________________________________________________ 4

Представительный орган муниципального образования_____________ 10

Заключение____________________________________________________ 17

Список источников и литературы_______________________________ 19


Введение


Одним из инструментов, позволяющих населению Российской Федерации осуществлять конституционное право на местное самоуправление являются органы местного самоуправления.  Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Этим двум функциям и соответствуют два типа органов – представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Ниже будет показано, что возможны совмещение функций представительного и исполнительного органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширение органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и другие модификации систем органов местного самоуправления.

Законодательство об органах государственной власти Челябинской области


Как государственное образование область имеет собственную полноценную систему государственных органов, создаваемую ею самостоятельно. В ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации четко указывается, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система государственных органов области входит в систему государственных органов Российской Федерации, но это вхождение особо. Оно строится не на основе практики деконцентрации, когда государственный центр делегирует властные полномочия своим структурным подразделениям в регионах и на местах, а на основе практики децентрализации, когда властные полномочия от одного государственного субъекта — Российской Федерации — передаются другим государственным субъектам — регионам. Государственная децентрализация — необходимый атрибут федеративной организации. Поскольку государственные органы области не являются органами федерального центра на местах, то естественно их формирование самой областью, а не центром.

Конституционно закрепленная федеральная децентрализация не абсолютна, иначе федеративное государство не смогло бы нормально функционировать. Однако рамки государственной иерархии четко заданы общероссийской Конституцией — она устанавливает, что только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации). С другой стороны, общероссийская Конституция предусматривает цивилизованное направление Федерацией деятельности субъектов по учреждению государственных органов последних. Субъекты Федерации создают собственные государственные органы, исходя из основ конституционного строя Федерации и задаваемых Федерацией общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 8 Устава области).

Система государственных органов Челябинской области функционирует в рамках республиканской формы правления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную  (преамбула,  ч. 1 ст. 8 Устава области). Законодательная (представительная) власть представлена в области Законодательным собранием Челябинской области, которое вправе законодательствовать по всем вопросам, отнесенным к компетенции Челябинской области и требующим законодательного урегулирования. Исполнительная власть — Главой администрации области, высшим должностным лицом исполнительной власти; Правительством области — исполнительно-распорядительным коллегиальным органом и иными органами исполнительной власти. Глава администрации области и Правительство области в рамках исполнительной власти наделены общей компетенцией, то есть правом решать любые вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности в пределах полномочий области, даже прямо не отнесенные к их ведению, если упомянутые вопросы прямо не отнесены при этом к компетенции иных органов и должностных лиц. Иные органы исполнительной власти области являются специализированными и действуют строго в пределах определенных для них полномочий. Судебная власть в области помимо федеральных судов представлена Уставным судом Челябинской области.

На судебную систему возлагаются особые функции, отличные от функциональных обязанностей представительных и исполнительных органов государства. Такое разграничение диктуется конституционным принципом разделения государственной власти, являющегося своеобразным символом правового государства, а также стремлением к прозаическому разделению властных полномочий.

Судебные органы, действующие на территории Челябинской области, можно классифицировать по двум основаниям: по принадлежности к уровню государственной власти и по функциональному назначению.

В зависимости от уровня государственной власти следует различать федеральные суды: областной, районные, военные, арбитражный, являющиеся частью иерархической федеральной судебной системы, территориально расположенные в границах субъекта Федерации и имеющие вышестоящие судебные инстанции; суды субъектов Федерации: уставный, мировые судьи, которые Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в дальнейшем Федеральный конституционный закон от 31.12.96) отнес к судьям общей юрисдикции субъектов Российской Федерации).

Функциональная градация судебных органов также предполагает их дробление на две группы:

Суды общей юрисдикции, в ведении которых находятся гражданские, административные и уголовные дела (областной, районные, мировые судьи). К категории судов этой группы относятся и военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах России;

Специальные суды (областной арбитражный суд, уставный суд), которым подведомственны специфические вопросы, установленные законодательством.

Систему федеральных судов общей юрисдикции в Челябинской области возглавляет областной суд. В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. суды данного разряда рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Областной суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории Челябинской области. Вышестоящим судом по отношению к областному суду выступает Верховный Суд Российской Федерации.

Судьи областного суда назначаются на должность Президентом России по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей облсуда и согласованному с Законодательным собранием Челябинской области. Председатель областного суда и его заместители назначаются на должности в том же порядке с единственным изменением, касающимся заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 г.).

Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года, действующий в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону от 31.12.96 г., устанавливает, что областной суд функционирует в составе: президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам.

Федеральные районные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские и уголовные 'дела в качестве суда первой и второй инстанции. В случаях, предусмотренных законодательными актами, районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях. Кроме того, суды данного уровня изучают и обобщают судебную практику, оказывают правовую, организационно-методическую помощь мировым судьям, так как являются по отношению к ним непосредственно вышестоящей судебной инстанцией.

Судьи федеральных районных судов (в том числе председатели и из заместители) назначаются на должность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. Президентом России в порядке, аналогичном для судей областного суда.

На основании статьи 23 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» районные суды действуют в составе судей и народных заседателей.

В систему судов общей юрисдикции входят также военные суды, возглавляемые Военной коллегией Верховного Суда России. На основании статьи 22 Федерального конституционен) закона от 31.12.96 г. военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, а также в других органах и формированиях, где предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, который должен быть принят. До его появления в отношении военных судов в соответствии с Федеральным законом «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» от 3 декабря 1994 года* и Федеральным конституционным законом от 31.12.96 г. применяется Положение о военных трибуналах (в редакции Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах» от 25 июня 1980 года ) в части, не противоречащей этим актам.

Областной арбитражный суд рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации имеют вышестоящую судебную инстанцию в лице федеральных арбитражных судов округов, которые созданы в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в количестве десяти судов. Данным актом установлены полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Федерации.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. Могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникших из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникших из административных правоотношений.

Президиум действует в составе председателя областного арбитражного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи областного арбитражного суда, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды относят к категории специальных судов. Это связано с характеристикой сфер деятельности , судебных органов этой группы. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. При рассмотрении подведомственных споров арбитражные суды призваны обеспечить защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере у предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представительный орган муниципального образования


Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Это представительный орган, состоящий из депутатов - лиц, наделяемых избирателями полномочием представлять их интересы при решении всех вопросов, принимать решения от имени избирателей.

Законодательный (представительный), орган государственной власти Челябинской области (далее - законодательный (представительный) орган области) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Челябинской области (далее - область).

Наименование и структура законодательного (представительного) органа области устанавливаются Уставом (Основным Законом) Челябинской области (далее - Устав (Основной Закон) области) с учетом исторических, национальных и иных традиций области.

Число депутатов законодательного (представительного) органа области устанавливается Уставом (Основным Законом) области.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

В период, когда действовали Советы народных депутатов, их численный состав был чрезвычайно велик. Согласно социалистической доктрине считалось, что чем шире состав Совета, тем больше трудящихся пройдут школу государственного управления на пути к коммунистическому самоуправлению. На деле же депутаты Советов, выполняя роль демократической ширмы всевластия партийного и государственного аппарата, существенной роли в решении вопросов общественной жизни не играли. И чем больше был состав Совета, тем меньше было у него возможностей эту роль освоить, поскольку деловое рассмотрение вопросов и принятие решений при столь массовой организации Совета было просто невозможным.

Ныне численный состав представительных органов по сравнению с составом местных Советов значительно сокращен, хотя и не всегда оптимален. Бывает, число депутатов представительных органов по-прежнему чересчур велико или, наоборот, слишком мало. Чтобы избежать этих крайностей, в законах о местном самоуправлении некоторых субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные нормы численности состава депутатов представительных органов всех или отдельных уровней либо общий минимальный или максимальный состав и т.д. Например, в Воронежской области определено, что численный состав представительного органа не может быть менее 5 членов для обеспечения коллегиальности в работе представительного органа. В Саратовской области установлено, что количественный состав депутатов определяется в зависимости от числа жителей муниципального образования: при числе жителей до 1000 чел. - до 5 депутатов; от 1000 до 5000 чел. - до 7 депутатов; от 5000 до 50 000 чел. - до 11 депутатов; от 50 000 до 200 000 чел. - до 17 депутатов; свыше 200 000 чел. - до 21 депутата.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Законодательный (представительный) орган области состоит из 60 депутатов: 30 депутатов избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам; 30 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах.

Депутаты законодательного (представительного) органа области избираются гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Депутатом законодательного (представительного) органа области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати одного года и имеющий право быть избранным в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Законодательный (представительный) орган области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок организации и проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа области устанавливается законодательством области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Заключение


Есть такие вопросы, которые вправе решать только представительные органы и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования. Это, так сказать, свои, "местные законы", которые могут быть адресованы и гражданам, и общественным объединениям, и предприятиям, учреждениям и организациям. Они образуют локальную правовую систему, отнюдь не противостоящую федеральному законодательству и законодательству субъекта Федерации, а дополняющую их и создающую вместе с ними целостную систему координат поведения на территории данного муниципального образования.

Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении. Иными словами, они определяют возможности для решения всех вопросов, требующих затрат, определяют доходы и расходы, финансовую базу деятельности всех органов муниципалитета.

В-третьих, они определяют основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности - социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д. Под эти направления выделяются средства из бюджета, внебюджетных фондов и других источников.

В-четвертых, установление местных налогов и сборов тоже относится к исключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, то есть наиболее существенные, интересы избирателей и связывает их с интересами всего местного сообщества.

В-пятых, поскольку муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, представительный орган не может стоять в стороне от управления ею. Однако прямое командование этой собственностью, решение вопросов оперативного распоряжения ее объектами - дело администрации, исполнительных органов. Представительный же орган призван согласно комментируемой статье выполнять более важную, стратегическую функцию: он устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, в соответствии с которым строят свою деятельность все другие органы местного самоуправления и их должностные лица.

В-шестых, представительный орган, не будучи ограничен принципом разделения властей, контролирует деятельность других органов местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. Это касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, которые избраны или назначены самим представительным органом. Осуществление контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительным органом решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления.

Перечисленные шесть полномочий представительных органов - это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей, установленный на федеральном уровне.

Список источников и литературы


1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2.     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

3.     Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13 апреля 1995 г.  (с изменениями от 23 января 1997 г., 17 апреля 1997 г., 28 мая 1998 г., 27 января, 7 декабря 2000 г., 29 ноября 2001 г., 29 августа 2002 г., 24 апреля, 27 ноября 2003 г.) // Вечерний Челябинск. 1997. 2 октября.

4.     Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 194-ЗО "О законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области"

5.     Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003