Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Государственный долг и его последствия»
Преподаватель:
Работа выполнена
учётно-статистический факультет
второй курс, вечерняя группа
Омск – 2008 План:
Введение……………………………………………………………………….3
1 Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4
2 Последствия государственного долга и методы управления им………9
3 Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15
Практикум…………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...24
Литература…………………………………………………………………....25
Введение
На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не явля-ется главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный меха-низм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной по-литики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстаю-щих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве пла-на финансового устройства, который служит средством достижения экономи-ческой стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стаби-лизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в тече-ние одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.
Цель данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
● проанализировать причины возникновения государственного долга;
● рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле- ния;
● рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Так же, государственный долг – это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Также источником государственного долга являются спады налоговых поступлений в государственную казну. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызвать дефициты.
Виды государственного долга:
Существует несколько классификаций государственного долга в зависи-мости от признака, положенного в основу данной классификации.
Согласно действующему законодательству РФ, следует выделять государ-ственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управле-ния республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных ор-ганов власти.
· Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и не-погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кре-диторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
· Государственный долг так же подразделяется на внутренний и внешний. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современ-ном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государ-ство, широко используя свои возможности для привлечения дополни-тельных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирова-ния бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту госу-дарственного долга – внутреннего (получение заемных средств от насе-ления и предприятий) и внешнего (задолженность гражданам и органи-зациям других стран).
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязатель-ства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внут-ренним долгом понимаются долговые обязательства федерального пра-вительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми ак-тивами, находящимися в его распоряжении.
С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в ру-ках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может по-пасть в руки иностранцев и обратно. Августовский кризис 1998г. Выд-винул на первый план проблему деления государственного долга на внутренний и внешний. В чем заключается проблема и почему надо четко определиться с классификацией государственного долга? В Дей-ствующих до введения в действие Бюджетного кодекса законах "О го-сударственном внутреннем долге" и "О государственных внешних за-имствованиях" в основу классификации долгов были положены два разных признака.
В первом законе – это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник заимствований. Это затрудняло принятие обоснованных решений и приводило к возникновению курьезных ситуаций.
Принятый
Неоднозначная ситуация сложилась
с заимствованием на рынке ГКО-ОФЗ. Изначально этот рынок ориентирован на работу
с внутренними инвес-торами и присутствие резидентов на нем было незначительным.
С
Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ – это обычный рублевый, т.е. внутренний рынок, правительство и Банк России делали все для более широкого привле-чения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские фи-нансовые рынки закачались, и волны азиатских кризисов стали доходить до России, нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ: на об-служивание рублевого внутреннего долга в части, приходящейся на нерези-дентов, потребовалась иностранная валюта и при этом в значительных коли-чествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обяза-тельств.
Задачи обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяй-ство требуют от законодательной власти перехода на общепризнанные мето-дические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком. Если для национального банка первостепенное значение приобретает деле-ние государственного долга на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.
Однако все статистические источники учитывают долг по ГКО-ОФЗ как часть внутреннего государственного долга. Поэтому целесообразнее и проще все-таки рассматривать задолженность по государственным ценным бумагам как указано в действующем законодательстве и в соответствии с бюджетной классификацией, то есть в составе внутреннего государственного долга, кото-рый должен учитываться в рублях.
Формы государственного долга – в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
· кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранны-ми государствами и международными финансовыми организациями;
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджет-ных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет-ной системы Российской Федерации;
· договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
2. Последствия государственного долга и методы управления им
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование эко-номики? Накладывает ли долг каким-то образом необоснованное бремя на наших детей и внуков? Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на бу-дущие поколения.
Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Рас-смотрим более внимательно, почему это не происходит. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвида-ции. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает но-вые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем спосо-бом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, бан-кротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выпла-ты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфля-ционный эффект.
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и не могут быть сок-ращены. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении фи-нансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынуж-денное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным за-емщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою оче-редь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результа-те чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повы-шение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности эк-спортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспе-чения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положи-тельный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения пла-тежей.
Рост государственного долга влечет за собой и другие реальные негатив-ные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государ-ственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значитель-ная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее сос-тоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населе-ния переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, ста-новятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным обра-зом существование большого государственного долга может подорвать эко-номиический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последую-щие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, уси-ливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий госу-дарства, направленных на обслуживание и погашение долга. Одновременно это и механизм формирования и реализации одного из направлений финансо-вой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика.
Управление государственным долгом включает ряд стадий. Начальной стадией является определение предельных размеров государственных заим-ствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения финансовых ресурсов и повышения эффективности их исполь-зования. Следующий шаг – привлечение ресурсов на внешних и внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредитов или предоставления государственных гарантий с последующим направлением этих средств на финансирование текущих бюд-жетных расходов и инвестиционных проектов. Заключительный этап – пога-шение государственных долговых обязательств за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от прода-жи государственной собственности, а также новых заимствований.
Таким образом, управление государственным долгом включает следую-щие меры:
● эффективное использование средств заимствования;
● поиск средств для выплаты долга;
● нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Существуют механизмы сокращения внешней задолженности:
1. Выкуп долга – предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осу-ществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
2. Обмен долга на акционерный капитал – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в кА-питале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по но-вым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении но-минальной стоимости облигаций.
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из ва-риантов помощи со стороны официальных кредиторов(членов "Парижского клуба"):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом, как в индустрииаль-ных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует эли-минированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого не-редко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эф-фективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения.
На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия внут-реннего государственного долга:
1) Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).
2) Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), век-селя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформи-рованный в целях поддержки собственно рынка.
3) Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину.
Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его пога-шения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят по-тенциальные возможности обслуживания кредитов.
Эта проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность погашения долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов рос-та производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопле-ния валютных резервов.
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
Кредитная история России началась в 1769г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Россий-ская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. В начале XX в. сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а за-тем стабилизировалась.
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства пре-вышали его доходы.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), до-ходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутрен-них и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бед-ствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Пла-тежи по займам осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 ка-тегории:
· краткосрочные;
· долгосрочные;
· бессрочные.
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превы-шать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставля-лось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905г. права министра были рас-ширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облига-ции на бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906г. в Основном законе имелась статья 114:
“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Зако-нодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рын-ка — платить вовремя и полностью.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Рис.1 Предстоящие выплаты по внешнему государственному долгу.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США, а в 2005 году – 115 млрд. долларов США.
К 2005г. количественные изменения в экономике создали благоприят-ную макроэкономическую обстановку для фундаментальных качественных изменений. Несмотря на хорошую внешнюю конъюктуру, реальный рост эк-спорта настолько снизился, практически сравнявшись с увеличением ВВП в целом. В то же время рост импорта оставался стабильно высоким – в среднем около 20% в год (см. табл. 1). Прирост экспортной выручки начал все больше компенсироваться использованием валюты на покупку иностранных товаров. Положение сальдо внешнеторгового баланса будет продолжать снижаться, и к 2010г. окажется, что оно практически станет нулевым. Это означает сокра-щение счета текущих операций, что при прочих равных условиях должно уменьшить прирост валютных резервов Банка России и остановить генериру-емое этим приростом денежное предложение.
|
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Валовой внутренний продукт |
5,1 |
4,7 |
7,3 |
7,2 |
6,4 |
6,7 |
Расходы на конечное потребление |
6,8 |
7,0 |
6,2 |
9,2 |
9,7 |
9,3 |
домашних хозяйств |
9,5 |
8,5 |
7,5 |
12,1 |
12,8 |
11,2 |
государственного управления |
-0,8 |
2,6 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
4,2 |
Валовое направление основного капитала |
10,2 |
2,8 |
12,8 |
12,6 |
8,3 |
13,9 |
Чистый экспорт |
-13,2 |
3,2 |
3,0 |
-12,2 |
-12,8 |
-15,8 |
экспорт |
4,2 |
10,3 |
12,5 |
11,8 |
6,4 |
7,2 |
импорт |
18,7 |
14,6 |
17,7 |
23,3 |
17,0 |
21,0 |
Таблица 1. Темпы реального роста ВВп по компонентам (в %).
Источник: Росстат.
Однако рост чистых международных резервов и, следовательно, денеж-ного предложения продолжался, так как валюта начала поступать в страну по другим каналам, а именно начался приток иностранного капитала (см. табл.2). В 2005г. баланс притока и оттока капитала впервые оказался положи-тельным, составив 0,7 млрд долл., в 2006г. – 41,7 млрд долл. За первые пять месяцев 2007г. приток достиг около 60 млрд долл. Значительную часть при-тока обеспечили успешные публичные размещения акций российских компа-ний (IPO). Важно отметить, что ведущую роль в этом процессе играют не традиционные представители добывающих отраслей, а электроэнергетика и банковский сектор.
|
2000г |
2001г |
2002г |
2003г |
2004г |
2005г |
2006г |
1кв.2007 |
Счет текущих операций |
46,8 |
33,9 |
29,1 |
35,4 |
59,0 |
83,8 |
94,5 |
21,8 |
Торговый баланс |
60,2 |
48,1 |
46,3 |
59,9 |
85,8 |
118,4 |
139,2 |
27,9 |
экспорт |
105,0 |
101,9 |
107,3 |
135,9 |
183,2 |
243,8 |
303,9 |
69,9 |
импорт |
44,9 |
53,8 |
61,0 |
76,1 |
97,4 |
125,4 |
164,7 |
42,1 |
Финансовый счет и счет процентов с капиталом |
-21,1 |
-15,7 |
-11,2 |
0,7 |
-7,3 |
-13,6 |
11,9 |
11,4 |
чистый при-ток капитала |
-24,8 |
-15,0 |
-8,1 |
-1,9 |
-8,4 |
0,7 |
41,7 |
13,0 |
прямые ин-вестиции |
2,7 |
2,7 |
3,5 |
8,0 |
15,4 |
12,8 |
28,7 |
7,8 |
Прирост ва-лютных резер-вов |
16,0 |
8,2 |
11,4 |
26,4 |
45,2 |
61,5 |
107,5 |
32,9 |
Прирост М2 |
15,6 |
15,7 |
16,7 |
35,1 |
39,9 |
59,5 |
108,5 |
15,9 |
М2 в млрд руб |
1154 |
1613 |
2135 |
3213 |
4364 |
6046 |
8996 |
9413 |
Средний курс руб./долл. |
28,1 |
29,2 |
31,4 |
30,7 |
28,8 |
28,3 |
27,2 |
26,3 |
Таблица 2: Некоторые показатели платежного баланса и денежно-кредитной сферы (в млрд долл.).
Источник: Банк России.
Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году – 32 про-цента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоя-щее время не является оптимальной.
Около 45% внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими страна-ми – официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыноч-ными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно исполь-зование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
В структуре
государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на
Российский рынок государственных ценных бумаг является ликвидным, но его объемы невелики. На конец 2006г. внутренний долг по ОФЗ/ГСО сос-тавляет всего 1 трлн руб., или 3,8% ВВП.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит ряд задач:
· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответствен-но, стоимости их обслуживания;
· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыноч-ной составляющей;
· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
· повышение эффективности использования заемных средств.
Решение этих задач
требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и
структуры государственного внешнего дол-га Российской Федерации. В соответствии
с Федеральным законом от
Внутренний долг имеет не меньшее значение для экономики страны.
При разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание дол-га повисает на бюджете тяжким грузом.
В 1994-1998 гг. в России государство активно одалживало деньги путем продажи государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Это были цен-ные бумаги со сроком погашения в три месяца и чрезвычайно высокой до-ходностью. Таким образом, государству удалось получить почти триллион рублей. И в конце 1998г. груз внутреннего долга стал для Российского госу-дарства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО. Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансо-вый кризис (дефолт) и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответствен-но потеряли деньги и эти вкладчики.
По данным Минфина РФ, профицит федерального бюджета на 2005 год составил 1 трлн. 172,9 млрд. рублей.
По структуре профицита федерального бюджета 2005 года 762,7 млрд. рублей приходилось на внешнее финансирование и 410,3 млрд. рублей — на внутреннее финансирование. [9]
Практикум
Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн долл.
1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми дол-говыми обязательствами правительства. Почему?
3. Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?
Решение:
1. Государство будет выплачивать и
проценты, и частично гасить кредит: В первый год правительство заплатит 5%
годовых от 300 млн долл., т.е. 15 млн долл. Ежегодный доход от увеличения ВВП –
30 млн долл. Сле-довательно, в первый год правительство выплатит заем
2. Налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обяза-тельствами правительства не увеличатся, так как ежегодный доход от увеличения ВВП – 3 млн. долл., а сумма долга правительства при этих условиях возрастает на 15 млн. долл. Увеличиваться налоги будут только тогда, когда эта сумма будет больше ВВП.
3. Если же государство из суммы прироста ВВП будет направлять на уплату процентов 15 млн. долл. США ,а оставшиеся 15 млн. долл. США на накопление к выплате основной суммы, то срок погашения долга составит: 300млн:15млн = 20лет.
Заключение
В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макро-экономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние фе-дерального бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процент-ных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны и влекут за собой негативные последствия: пе-ревод определенной части реального продукта за рубеж, снижение междуна-родного авторитета страны и т.д.
Государственный долг ведёт не только к экономическим последствиям, но и к негативным социальным. Например, к усилению дифференциации на-селения.
В ближайшие годы принципиальными задачами политики государства являются:
● совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в нас-тоящее время являются основным источником покрытия государственно-го долга;
● сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социаль-ных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину);
● ограничение наращивания нового долга;
● создать систему эффективного управления государственным долгом.
Список литературы
Официальные документы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации/ М: Проспект, 2005.
Учебники, монографии, сборники научных трудов:
2. Вопросы экономики. Л.И. Абалкин. Институт экономики РАН Москва. 2,7 2007г.
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.: КНОРУС, 2004.
4. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2008г., глава 17.
5. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой/ М. Проспект 2006г., гл.17 § 17.4
6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова / М., 2005г.
7. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под ред. И.П. Николаевой. М.2004г., гл.15.
Официальные сайты:
8. http://www.ach.gov.ru/
9. http://www.budgetrf.ru
10. http://www/minfin.ru