СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
|
Раздел 1 – Теоретические основы учета затрат и калькулирования себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4 |
1.1 |
Виды калькуляции. Объекты калькулирования и учета затрат . . . |
4 |
1.2 |
Особенности позаказного метода калькулирования себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
8 |
|
Раздел 2 – Учет затрат и калькулирование себестоимости единицы продукции ООО “ДАРКО” . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
2.1 |
Описание системы учета затрат ООО «ДАРКО» . . . . . . . . . . |
14 |
2.2 |
Расчет коэффициента поглощения. Распределение прямых и косвенных затрат. Расчет себестоимости единицы изделия . . . . |
17 |
|
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
|
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
ВВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях развития экономики система учета затрат на предприятии – это центральный участок работы бухгалтерии и, можно сказать, всей системы управления предприятием, так как здесь собирается информация о фактических издержках, а значит создаются основы для подсчета фактической прибыли, то есть расчета того показателя, ради достижения которого и создается коммерческое предприятие.
Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий.
Одной из основных задач управленческого учета является определение себестоимости производства единицы продукции. Потому как именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений.
В финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости всей реализованной продукции и об общей стоимости остатков готовой продукции на складе, тогда как в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость единицы продукции.
В данной работе на примере конкретного предприятия описывается один из методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, используемый в управленческом учете – это позаказный метод.
При этом большое внимание уделено технике бухгалтерских проводок, взаимосвязи между счетами бухгалтерского финансового и управленческого учета.
РАЗДЕЛ 1 – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
1.1 ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ. ОБЪЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И
УЧЕТА ЗАТРАТ
Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей реализованной продукции.
В соответствии с международными нормами бухгалтерского учета в производственную себестоимость должны включаться только производственные издержки: прямые материальные затраты, прямые трудозатраты, общепроизводственные расходы.
Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, расходов по сбыту и общехозяйственных расходов.
Основная задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции.
В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляцию. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе статей калькуляции.
· Плановая калькуляция (спрогнозированная заранее) составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм. Она определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (квартал, год). Составляется исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода.
· Сметная калькуляция является разновидностью плановой. Она составляется на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками. Рассчитывается также при проектировании новых производств, конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
· Фактическая калькуляция (проводимая за определенный период) отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости продукции, а также для анализа себестоимости продукции. Нормативные калькуляции составляются на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат. Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. Отчетные (фактические) калькуляции составляют по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ.
Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.
Процесс калькулирования себестоимости продукции проводится в три этапа:
· расчет себестоимости всей выпускаемой продукции;
· расчет фактической себестоимости каждого вида продукции;
· расчет себестоимости единицы продукции.
С помощью современных систем калькулирования можно решить следующие задачи:
· определение оптимальных объемов производства продукции;
· целесообразность принятия дополнительного заказа;
· целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
· установление цен реализации продукции;
· оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
· производство у себя или заказ на стороне полуфабриката;
· прогнозирование поведения себестоимости продукции в зависимости от изменения объемов производства.
Распределение затрат (cost allocation) – это процесс отнесения производственных затрат к определенным объектам затрат.
Объект затрат (cost objective) – это организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, с которой можно затребовать данные о затратах и по которой измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т.д.
Цент затрат (cost center) – это организационная единица, или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов и расходах. Чаще всего это структурные подразделения низшего уровня, не обладающие относительной самостоятельностью, такие, как производственный участок, бригада, цех.
Расчет себестоимости единицы продукции выполняется с помощью методов калькулирования себестоимости:
· с включением всех затрат – (absorption costing);
· с включением только переменных затрат – (direct costing);
· с использованием нормативных затрат (standard costing).[1]
Все группировки затрат предназначены для принятия различных управленческих решений. Система управленческого учета должна распределять затраты по двум главным группам объектов: подразделениям и продукции.
Данный процесс производится в два этапа:
1) сбор затрат по центрам затрат;
2) отнесение их на конкретную продукцию, обрабатываемую в данном цехе (или другую калькуляционную единицу).
Себестоимость единицы продукции рассчитывается по формуле:
Себестоимость единицы продукции |
= |
Производственная себестоимость |
Количество единиц готовой продукции |
Производственная себестоимость включает:
· прямые материальные затраты;
· прямые трудовые затраты;
· общепроизводственные расходы.
При поверхностном рассмотрении, расчет себестоимости единицы продукции не представляет никакой сложности, но на практике это не всегда легко. Возникающие сложности связаны с типом производственных процессов: мелкосерийное, индивидуальное или серийное, массовое производство.
При мелкосерийном производстве заказы, партии продукции могут быть закончены в течение отчетного периода, при этом будет известная фактическая величина только прямых материальных и прямых трудовых затрат, а фактическую сумму общепроизводственных расходов можно будет определить только в конце отчетного периода.
Следовательно, фактическая себестоимость производства единицы продукции может быть определена только в конце отчетного периода, что бывает поздно для принятия оперативных управленческих решений.
При массовом серийном производстве практически всегда существуют остатки незавершенного производства на начало и конец периода. Возникает проблема в определении количества единиц продукции, к которым надо относить производственные затраты, так как в отчетном периоде имели место затраты для того, чтобы доделать изделия из незавершенного производства на начало периода, и затраты, чтобы начать делать изделия, оставшиеся в незавершенном производстве на конец периода.
Данные проблемы решаются при помощи позаказного и попроцессного (попередельного) методов калькулироваия себестоимости.
Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийными продуктами, где одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделам, т.е. где процесс получения продуктов состоит из нескольких последующих технологических стадий.
Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающей, строительной промышленностях.
Эти отрасли характеризуются массовым типом производства, непродолжительным производственным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, полным отсутствием незавершенного производства. Вследствие чего, выпускаемая продукция является одновременно объектом учета затрат и объектом калькуляции.
Попроцессный метод рассматривается как упрощенная разновидность попередельного калькулирования.
Позаказный метод учета затрат в промышленности применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства.
Рассмотрим подробно позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (job order cost accounting) – метод используемый при изготовлении уникальной или выполняемой по специальному заказу продукции.
Система позаказного учета и калькуляции себестоимости применяется в тех производствах, где затраты материалов на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих, общепроизводственные, общехозяйственные расходы легко соотнести с выпуском конкретной продукции или выполнением каких-либо услуг.
Организация системы позаказного учета производственных затрат возможна при определенных условиях производства, главное из которых – это возможность выделить и индивидуализировать изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия или небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости единицы продукции.
К производствам с такими условиями относят:
· строительство;
· самолето- и судостроение, турбостроение;
· полиграфию;
· производство мебели;
· выполнение научно-исследовательских, конструкторских, ремонтных работ;
· оказание аудиторских и консультационных услуг;
· другие производства мелкосерийного и индивидуального типа.
Единичному и мелкосерийному производству присущи наиболее сложные системы оперативного планирования и управления производством с применением укрупненных планово-учетных единиц: производственный заказ, товарокомплект, узловой комплект.
Сложная продукция требует большого числа работ по подготовке ее к выпуску, по мере изготовления она проходит ряд цехов, большей частью технологически специализированных; возможна многовариантность обработки деталей, когда каждая деталеопепрация может выполняться на различных станках или на одном станке могут выполняться несколько деталеопераций.
Связь между отдельными этапами обеспечивается цикловыми (сетевыми) графиками, сводными графиками запуска-выпуска заказов.
Производственный заказ как планово-учетная единица включает весь комплекс работ, от которых зависит достижение конечного результата – выполнение заказа. Сюда входит продукция конструкторских бюро, технологического отдела, производственных цехов, работы по испытаниям и доводке.[2]
При длительности сборки менее одного месяца детали и узлы подают на сборку перед началом сборочных работ предварительно скомплектованными по узлам или изделиям.
Эта система предусматривает для сборочных цехов и участков в качестве планово-учетной единицы – заказ, для заготовительных и обрабатывающих – комплект деталей или заготовок на деталь.
При позаказном методе учета затрат и калькулировании себестоимости:
· все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам;
остальные затраты учитываются по источникам возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения (используется коэффициент поглощения).
|
Основные материалы Прямая заработная плата Общепроизводственные расходы |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Заказ №1 |
|
Заказ №2 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Готовая продукция |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
Реализация |
|
|
||||||||
Рисунок 1- Схема позаказного метода учета затрат
Коэффициент поглощения устанавливается для каждого подразделения или функционирующего объекта обычно на год.
Рассчитывается в три этапа:
1. Составление годового бюджета, плана общепроизводственных расходов. Расчет прогнозируемой величины общепроизводственных расходов осуществляется на основе динамики затрат и предполагаемого объема производства. Эту операцию необходимо выполнять для каждого производственного подразделения на предстоящий отчетный год.
2. Выбор базы распределения общепроизводственных расходов. Для этого определяется связь между общепроизводственными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей производственной деятельности, например, число отработанных человеко-часов, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих, количество машино-часов. Выбранная база должна наиболее тесно формализованным путем связывать общепроизводственные расходы с объемом выпущенной продукции.
3. Деление прогнозируемой на предстоящий период величины общепроизводственных расходов на прогнозируемый объем производства, выраженный в показателе выбранной базы распределения (часы, рубли). В результате этой операции получается коэффициент поглощения общепроизводственных (косвенных) расходов.[3]
Затем общепроизводственные (косвенные) расходы относят на каждый вид продукции с использованием этого коэффициента, для чего фактическое значение показателя базы распределения умножают на нормативный коэффициент.
В результате получают расчетную производственную себестоимость единицы продукции, в которой только два элемента фактические – прямые материальные и прямые трудовые затраты, а общепроизводственные расходы списаны на основе коэффициента поглощения. Именно по этой расчетной производственной себестоимости отражается движение продукции по всем счетам бухгалтерского учета.
Каждая партия изделий является заказом.
Объектом учета затрат и калькуляции является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
Заказ оформляется договором между поставщиком и заказчиком, в нем оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, порядок передачи продукции, срок выполнения заказа.
До момента передачи заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.
Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат.
Если заказом предусматривается производство нескольких изделий или партий, то путем суммирования всех затрат получают себестоимость всей партии.
Для определения себестоимость одного изделия общие затраты делятся на количество единиц продукции в партии.
Учет издержек по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Открыть заказ – значит заполнить соответствующий бланк заказа (этот документ находится в бухгалтерии).
После этого в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, потерь от брака, то есть о прямых издержках, связанных с выполнением данного заказа. В каждом документе проставляется номер заказа.
Бухгалтерия для учета затрат по каждому заказу открывает карточку учета затрат.
По мере прохождения заказа через производственный процесс в карточке заказа накапливается информация о затратах по материалам, трудозатратам и прочим расходам.
В состав материальных затрат включаются затраты на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Из состава материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов
Со склада в производство материалы поступают на основании требования, которое мастер цеха представляет кладовщику. Копии требований отправляются в бухгалтерию, где на их основании делается проводка:
Дт20 «Основное производство» – Кт10 «Материалы».
Отпуск материалов в производство производится на основании лимитно-заборной карты.
Отнесение трудовых затрат на заказ осуществляется на основании первичного документа (наряд).
Данный документ фиксирует затраты рабочего времени на каждый заказ. На его основании делается проводка: Дт20 «Основное производство» – Кт70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Общепроизводственные расходы включаются в себестоимость заказа при помощи коэффициента поглощения. Делается проводка:
Дт20 «Основное производство» – Кт25 «Общепроизводственные расходы».
Готовая продукция поступает на склад готовой продукции, что отражается проводкой: Дт43 «Готовая продукция» – Кт20 «Основное производство».
РАЗДЕЛ 2 – УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ ООО «ДАРКО»
2.1 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ООО «ДАРКО»
Управленческий учет – это главным образом учет затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств.
Вопрос о том, вести ли на предприятии управленческий учет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных.
Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать счета 20-29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг). Счета 30-39 рекомендуется использовать для учета расходов по элементам.[4]
С помощью специально открываемых отражающих счетов-экранов установлена взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам. Состав и методику использования счетов 20-39 в данном варианте учета организация устанавливает, исходя из особенностей деятельности, структуры, методов управления на основе рекомендаций Минфина России.
Важными группировками затрат на российских предприятиях, используемыми как в теории, так и на практике при калькуляции себестоимости продукции, являются: классификация по экономическим элементам и статьям калькуляции.
На примере конкретной организации рассмотрим систему счетов управленческого учета, позволяющих отражать затраты для формирования себестоимости единицы калькуляции.
ООО «ДАРКО» занимается производством корпусной мебели из ЛДСП (ламинированной древесностружечной плиты).
На данном предприятии параллельно используются две группы счетов производственного учета.
Первая группа: счета 20-29 – для группировки расходов по статьям в разрезе центров затрат, мест возникновения затрат, носителей затрат. Эта группа определяет ведение управленческого учета.
Вторая группа: счета 30-36 – для группировки расходов по элементам затрат. Эта группа определяет ведение финансового учета.
Взаимосвязь между ними осуществляется с помощью специальных счетов-экранов: счета 37 «Отражение общих затрат» или 27 «Распределение общих затрат».
Элементы затрат: 1.Материальные; 2.Трудовые; 3.Амортизация; 4.Прочие. |
|
Основные статьи затрат: 1.Материалы; 2.Оплата труда; 3.Отчисления на социальные нужды; 4.Амортизация; 5.Аренда; 6.Электроэнергия; 7.Водоснабжение. |
Таблица 1 - Перечень счетов и операций финансового учета ООО «ДАРКО»
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1.
|
Отражены материальные затраты |
30 «Материальные затраты» |
10 «Материалы» 16 «Отклонение в стоимости МПЗ» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
2.
|
Начислена заработная плата |
31 «Затраты на оплату труда» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
3.
|
Начислены отчисления во внебюджетные фонды |
32 «Отчисления на социальные нужды» |
69 «Расчеты по социальному страхованию» |
4.
|
Начислен износ по основным средствам Начислен износ по НМА |
33 «Амортизация» |
02 «Амортизация основных средств» 05 «Амортизация НМА» |
5.
|
Отражены прочие расходы, не отнесенные к элементам по операциям 1-4 |
34 «Прочие затраты» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
6.
|
Списываются элементы затрат по окончании периода |
37 «Отражение общих затрат» |
30 31 32 33 34 |
7.
|
Выпущена готовая продукция |
43 «Готовая продукция» |
37 |
8.
|
Списана готовая продукция в связи с ее отгрузкой |
90 «Продажи» |
43 |
Таблица 2 - Перечень счетов и операций управленческого учета ООО «ДАРКО»
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1.
|
Распределение затрат по носителям затрат (по центрам затрат, по центрам ответственности) по нормативной стоимости |
20 «Основное производство» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйствен-ные расходы» |
27 «Распределение общих затрат» |
2.
|
Закрытие информации об объектах учета в разрезе носителей затрат (центров затрат, центров ответственности) по фактической стоимости |
27 |
20 25 26 |
3.
|
Списаны отклонения в части перерасходы (экономии) фактических затрат над нормативными |
27 «Распределение общих затрат» |
20 «Основное производство» |
2.2 РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ПОГЛОЩЕНИЯ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ ИЗДЕЛИЯ
На предприятии ООО «ДАРКО» применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Используем данные за январь 2003г. по выпуску продукции ООО «ДАРКО». В этом месяце предприятие создало два наименования изделия: заказ №1 «Прихожая» - 30 единиц и заказ №2 «Тумба под TV» - 50 единиц.
В зависимости от способа отнесения затрат в себестоимость продукции, они делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, тара и тарные материалы, заработная плата основных производственных рабочих) собираются не посредственно по дебету счета 20 по конкретному заказу.
Распределим прямые затраты по заказам. Результаты распределения прямых материальных затрат, затрат на оплату труда в основном производстве оформим в виде таблиц 3, 4, 5 соответственно.
Таблица 3 - Распределение прямых материальных затрат – Заказ №1
№ п/п |
Наименование |
Ед. изм |
Цена, руб. |
Кол-во |
Заказ №1, руб. на ед.изд. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Д-т 20 «Основное производство» – К-т 10 «Материалы» |
|||||
1.
|
10.1 «Сырье и материалы» - ЛДСП - ОДВП |
м м |
180-00 14-00 |
7.96 2 |
1432-80 28-00 |
2.
|
10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» в т.ч.: |
|
|
|
|
|
- Кромка - Зеркало |
м шт. |
1-50 172-00 |
52 1 |
78-00 172-00 |
|
- Петля накладная - Крючок - Ручка-скоба под хром - Штанга выдвижная - Шарнир секретерный - Направляющие д/ящиков - Навеска - Подпятник - Магнит - Зеркалодержатель - Евровинт - Заглушка - Саморез |
шт. шт. шт. шт. шт. компл шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. |
7-80 17-60 15-00 15-00 12-30 22-00 1-00 2-00 3-00 1-00 0-60 0-15 0-11 |
8 3 5 1 2 1 2 8 2 6 42 42 150 |
62-40 52-80 75-00 15-00 24-60 22-00 2-00 16-00 6-00 6-00 25-20 6-30 16-50 |
2.
|
10.4 «Тара и тарные материалы» - Гофр-картон - Скотч |
шт. м |
70 1-25 |
1 10 |
70-00 12-50 |
ИТОГО: |
2123-10 |
Таблица 4 - Распределение прямых материальных затрат – Заказ №2
№ п/п |
Наименование |
Ед. изм |
Цена, руб. |
Кол-во |
Заказ №2, руб. на ед.изд. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Д-т 20 «Основное производство» – К-т10 «Материалы» |
|||||
1.
|
10.1 «Сырье и материалы» - ЛДСП - ОДВП |
м м |
180-00 14-00 |
1.5 0.5 |
270-00 7-00 |
2.
|
10.2 «Покупные полуфаб-рикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» в т.ч. |
|
|
|
|
|
- Кромка - Стекло - Опора подвижная - Петля д/стекла накладная |
м шт. шт. шт. |
1,5 50-00 6-00 15-00 |
8 1 4 2 |
12-00 50-00 24-00 30-00 |
|
- Полкодержатель - Ручка-скоба хром. |
шт. шт. |
0-20 20-00 |
4 2 |
0-80 40-00 |
|
- Евровинт - Заглушка - Саморез - Профиль П-образный - Жидкие гвозди |
шт. шт. шт. шт. туб. |
0-60 0-15 0-11 14-28 64-00 |
12 12 20 3 0.1 |
7-20 1-80 2-20 42-84 6-40 |
3.
|
10.4 «Тара и тарные материалы» - Гофр-картон - Скотч |
шт. м |
35-00 1-25 |
1 4 |
35-00 5-00 |
ИТОГО: |
534-24 |
Таблица 5 – Распределение прямой заработной платы – Заказ №1, Заказ №2
№ п/п |
Ф.И.О. работника |
Заказ №1, руб. (30 ед.) |
Заказ №1, руб. (50 ед.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Д-т 20 «Основное производство» – 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
|||
1.
|
Киреев А.А. |
2546-10 |
- |
2.
|
Морозов А.Н. |
2546-10 |
- |
3.
|
Тихонов Н.Т. |
|
1867-50 |
ИТОГО: |
5092-20 |
1867-50 |
|
Д-т 20 «Основное производство» – 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»» (ЕСН – 35.8%, в т.ч. 0,2% на травматизм) |
|||
4.
|
Киреев А.А. |
911-50 |
- |
5.
|
Морозов А.Н. |
911-50 |
- |
6.
|
Тихонов Н.Т. |
|
688-60 |
ИТОГО: |
1823-00 |
688-60 |
Косвенные (накладные) расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие.
Накладные расходы подразделяются на накладные общепроизводственные расходы, включающие расходы на организацию, обслуживание и управление производством, и накладные общехозяйственные расходы, вызванные функциями управления. [5]
Они отражаются по дебету счетов 25, 26 соответственно, и закрываются ежемесячно на счет 20 пропорционально заработной плате основных работников.
Для закрытия счетов необходима база распределения:
К = Тi / Т * 100%,
где К – коэффициент поглощения;
Тi – численность работников, занятых созданием продукции i-го вида;
Т- общая численность производственных работников.
К1 = 2/3 * 100 = 0,67
К2 = 1/3 * 100 = 0,33
Распределим косвенные затраты по заказам №1 и №2 с помощью коэффициента поглощения.
Результаты распределения косвенных (накладных) расходов в финансовом и управленческом учете отразим в таблицах 6 и 7 соответственно.
Таблица 6 - Распределение косвенных затрат в финансовом учете
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корр.счета |
Заказ №1, руб. |
Заказ №2, руб. |
Общая сумма, руб. |
|
Д-т |
К-т |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.
|
Отражены материальные затраты |
30 |
10 60 |
63963-00 1005-00 |
26712-00 495-00 |
91905-00 |
2.
|
Начислена заработная плата |
31 |
70 |
8107-20 |
3352-50 |
11459-70 |
3.
|
Начислены отчисления во внебюджетные фонды (35,8%) |
32 |
69 |
2902-40 |
1200-20 |
4102-60 |
4.
|
Начислен износ по ОС |
33 |
02 |
3484-00 |
1716-00 |
5250-00 |
5.
|
Начислен износ по НМА |
05 |
33-50 |
16-50 |
||
6.
|
Отражены прочие расходы, не отнесенные к элементам по операциям 1-4 |
34 |
60 |
1935-00 |
953-00 |
2888-00 |
7.
|
Списываются элементы затрат по окончанию периода |
37 |
30 31 32 33 34 |
64698-00 8107-20 2902-40 3517-50 1935-00 |
27207-00 3352-50 1200-20 1732-50 953-00 |
115605-30 |
8.
|
Выпущена готовая продукция |
43 |
37 |
81160-10 |
34445-20 |
115605-30 |
9.
|
Списана себестоимость отгруженной готовой продукции |
90 |
43 |
81160-10 |
34445-20 |
115605-30 |
Таблица 7 - Распределение косвенных затрат в управленческом учете
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корр.счета |
Заказ №1, руб. |
Заказ №2, руб. |
Общая сумма, руб. |
||||
Д-т |
К-т |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1.Распределение затрат по элементам |
|||||||||
1.
|
Материальные затраты: - материалы - комплектующие изделия - тара и тарные материалы - топливо |
20 |
27 |
43824-00 17394-00 2475-00 1005-00 |
13850-00 10862-00 2000-00 495-00 |
91905-00 |
|||
2.
|
Оплата труда |
20 26 |
27 |
5092-20 3015-00 |
1867-50 1485-00 |
11459-70 |
|||
3.
|
Отчисления во внебюджетные фонды (ЕСН – 35,8%), в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|||
|
- ПФ – 28% |
20 26 |
27 |
1425-80 844-20 |
522-90 415-80 |
1948-70 1260-00 |
|||
|
- ФСС – 4.0% |
20 26 |
27 |
203-70 120-60 |
74-70 59-40 |
278-40 180-00 |
|||
|
- ФОМСфед.– 0,2% |
20 26 |
27 |
10-18 6-04 |
3-70 2-96 |
13-88 9-00 |
|||
|
- ФОМСтер.– 3,4% |
20 26 |
27 |
173-14 102-52 |
63-60 50-48 |
236-74 153-00 |
|||
|
Фонд травматизма – 0,2% |
20 26 |
27 |
10-18 6-04 |
3-70 2-96 |
13-88 9-00 |
|||
4.
|
Амортизация ОС |
25 |
27 |
3484-00 |
1716-00 |
5200-00 |
|||
5.
|
Амортизация НМА |
26 |
27 |
33-50 |
16-50 |
50-00 |
|||
6.
|
Прочие расходы, не отнесенные к элемен-там по операциям 1-4 в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|||
|
- аренда |
25 26 |
27 |
1005-00 502-50 |
495-00 247-50 |
1500-00 750-00 |
|||
|
- электроэнергия |
25 26 |
27 |
268-00 67-00 |
132-00 33-00 |
400-00 100-00 |
|||
|
- водоснабжение |
26 |
27 |
92-50 |
45-50 |
138-00 |
|||
7.
|
Закрытие информации об объектах учета в разрезе учета затрат по элементам |
27 |
20 |
81160-10 |
34445-20 |
115605-30 |
|||
2.Распределение затрат по центрам затрат |
|||||||||
8.
|
Распределение затрат по центрам затрат |
20 25 26 |
27 |
71613-20 4757-00 4789-90 |
29743-10 2343-00 2359-10 |
101356-30 7100-00 7149-00 |
|||
ИТОГО: |
81160-10 |
34445-20 |
115605-30 |
||||||
ООО «ДАРКО» специализируется на выпуске небольших партий мебельных изделий, вследствие чего на предприятии применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. При этом методе себестоимость продукции исчисляется отдельно по каждому заказу.
Для определения себестоимости изделия общие производственные затраты на каждый заказ делят на количество единиц продукции, изготовленных по данному заказу.
На основании вышеприведенных данных рассчитаем себестоимость единицы изделия по заказам:
· себестоимость единицы изделия заказа №1 «Прихожая»:
81160,10 / 30 = 2705,34 руб.
· себестоимость единицы изделия заказа №2 «Тумба под TV»:
34445,20 / 50 = 688,90 руб.
Таким образом, на предприятии ООО «ДАРКО» выпускается два вида изделий, оформленных производственными заказами:
· заказ №1 «Прихожая» – партия изделий составляет 30 единиц по себестоимости каждой 2705,34 руб./ед. Производственная себестоимость заказа – 81160руб.;
· заказ №2 «Тумба под TV» - партия изделий составляет 50 единиц по себестоимости каждой 688,90 руб./ед. Производственная себестоимость заказа – 34445,20руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе в рамках управленческого учета был рассмотрен вопрос о применении позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на конкретном примере мебельной компании. При этом методе:
· все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам;
· остальные затраты учитываются по источникам возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения.
Актуальность темы объясняется тем, что себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений, и ее определение (калькулирование) является одной из основных задач управленческого учета, следовательно, информация о формировании себестоимости с помощью того или иного метода учета затрат и калькулирования влияет на успешность фирмы, потому как:
· затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи;
· информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении большого количества текущих оперативных задач управления.
При определении себестоимости единицы изделия необходимо производственную себестоимость готовой продукции разделить на количество единиц готовой продукции.
Этой, на первый взгляд, очень простой формулой на практике не всегда легко воспользоваться.
Если организация имеет индивидуальное или мелкосерийное производство, как в нашем случае (компания ОО «ДАРКО» специализируется на производстве мебели мелкими партиями), то проблема состоит в определении производственной себестоимости готовой продукции.
Производственный процесс изготовления партии продукции может занимать период, не совпадающий с отчетным, и в производственную себестоимость данной партии может быть включена только сумма прямых материальных и трудовых затрат, а сумма общепроизводственных расходов будет определена по окончании отчетного периода.
Это отвечает целям финансового учета, так как финансовая отчетность составляется только в конце отчетного периода и величина финансовой прибыли, отражаемой в отчетности, уже может быть подсчитана точно.
Но для принятия обоснованных управленческих решений необходимо знать себестоимость производства единицы продукции в течение отчетного периода, что позволяет применить позаказный метод калькулирования себестоимости продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головизина А.Т., Архипова О.И., Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. – 184с.
2. Карпова Т.П., Основы управленческого учета: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 392с.
3. Николаева О.Е., Шишкова Т.В., Управленческий учет. Издание 4-5, доп. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 302с.
4. Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред.А.Д.Шеремета, - 2-е изд., испрп. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002. – 512с.
5. Палий В.В., Палий В.Ф., Счета управленческого учета, Журнал «Бухгалтерский учет» №7.- 2001.
6. Палий В.Ф., Управленческий учет – система внутренней информации, Журнал «Бухгалтерский учет» №2. – 2001.
7. Сысоев Н.И., Отражение затрат в управленческом учете, Журнал «Бухгалтерский учет» №6. – 2002.
[1] Николаева О.Е., Шишкова Т.В., Управленческий учет. Издание 4-5, доп. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – с.80.
[2] Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред.А.Д.Шеремета, - 2-е изд., испрп. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002. – с.190.
[3] Николаева О.Е., Шишкова Т.В., Управленческий учет. Издание 4-5, доп. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – с.83
[4] Палий В.В., Палий В.Ф., Счета управленческого учета, Журнал «Бухгалтерский учет» №7.- 2001. с.75.
[5] Головизина А.Т., Архипова О.И., Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. – с.10.