Практическая работа

Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности

 

Под эмоциями понимаются внутренние психические феномены. Вследствие этого, непосредственная диагностика эмоциональных состояний, нарушений, расстройств строится на сведениях, которые предоставляют сами клиенты. Основным источником информации являются интервьюирование и заполнение опросников.

Нами были выбраны следующие критерии и методики.

-                                                   Тревога. Аффективная компонента тревоги состоит из специфических, неприятных ощущений напряжения и внутреннего беспокойства. Эти ощущения чаще всего являются тесно связанными с ощущением физиологической активизации (ускоренное сердцебиение, учащенное дыхание, повышенное потоотделение и т.п.). Когнитивная компонента тревоги может содержать все виды когниций, направленные на соответствующие угрожающие объекты, ситуации или события.

В обычных случаях тревога не настолько интенсивна, чтобы перекрыть все другие содержания переживания, и проходит через несколько минут или, по крайней мере, в течение часа. О расстройстве говорят в том случае, если тревога возникает интенсивнее и чаще, в объективно неопасных ситуациях, или переживается постоянно.

- Агрессивность.

Для исследования нами использовались следующие методики:

Шкала избегания опасности, «Диагностика самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина», первая часть – ситуативная (реактивная) тревожность как состояние, «Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)».

Описание методик

1. Шкала избегания опасности

В структуре опросника ТСI содержится шкала "Избегание опасности", показатели которой позволяют выявить тревожность как конституциональный фактор темперамента, личностную предрасположенность к формированию тревожных расстройств, а также наличие актуального тревожного расстройства.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Опросник структуры личности и темперамента (ТСI), созданный Клонинжером с соавторами, предназначен для выявления индивидуально – психологических различий по семи основным шкалам личности и темперамента. Понятие темперамента относится авторами к автоматическим эмоциональным реакциям, которые в значительной степени являются врожденными и наследуемыми и остаются практически неизменными в течение жизни индивида.

Происхождение: ТСI создавался как всесторонний личностный опросник, поэтому сфера его применения достаточно широка. Шкалы темперамента, согласно проведенным исследованиям, отражают генетическую основу личности, то есть четыре шкалы темперамента генетически гомогенны и независимы.

Опросник разработан Cloninger в соавт. в рамках авторской биопсихосоциальной теории личности. Методологически данная теория выдержана в терминах дименсионального подхода, что позволяет, переходя от "синдромологического" масштаба анализа к "симптоматическому", оценивать выраженность психологических черт личности вне жестких нозологических рамок. Подобная методологическая основа выгодно отличает опросник ТСI от других личностных тестов (MMPI, 16 PF и проч.), которые так или иначе оперируют понятиями, заимствованными из психиатрии. Возможности опросника не ограничиваются клиническими приложениями. TCI создавался как всесторонний личностный опросник, поэтому сфера его применения достаточно широка. "Не - нозологический" характер выделения авторами шкал позволяет использовать опросник в изучении структуры характера и темперамента как в норме, так и при психической патологии. Так, шкалы характера предназначены для определения наличия или отсутствия личностных расстройств, а шкалы темперамента полезны в дифференциальной диагностике подтипов личностных расстройств.


Шкала содержит 35 пунктов, обслуживающих 4 субшкалы.

Измеряемые переменные:

Шкала "Избегание опасности" содержит 4 субшкалы:

"Антиципирующая тревога – оптимизм",

"Страх неопределенности - уверенность",

"Застенчивость - общительность",

"Астения - энергичность".

Описание субшкал


"Антиципирующая тревога - оптимизм"

Высокие показатели по этой субшкале могут свидетельствовать о двух поведенческих тенденциях. В первом случае в эту группу попадают пессимистично настроенные люди, преувеличивающие ожидаемую опасность. Такая линия поведения у них прослеживается особенно отчетливо в опасных, незнакомых или объективно затруднительных ситуациях. Второй подтип людей этой группы характеризуется обостренной реакцией на унижение или высмеивание; они склонны долго вспоминать, переживать и проигрывать во внутреннем плане подобные эпизоды.

Напротив, люди с низкими показателями по этой субшкале могут быть охарактеризованы как позитивно настроенные оптимисты. Им не свойственно беспокойство по поводу трудностей. Они могут быть несдержанны, необязательны и беззаботны, способны без особых раздумий рисковать своим здоровьем или даже жизнью. Эти дюди легко забывают о пережитом унижении.


"Страх неопределенности - Уверенность"

Люди с высокими показателями по этой субшкале не в состоянии переносить ситуации неопределенности, которые незнакомы и потенциально опасны. Даже если незнакомая ситуация достаточно безобидна, эти люди все равно ощущают напряжение и тревогу. Как следствие этого, люди данного типа мало склонны к риску, с трудом приспосабливаются к изменениям в привычном распорядке жизни и предпочитают не выделяться и не проявлять особой активности или инициативы.

Напротив, люди с низкими показателями по этой шкале даже в неприятных или опасных ситуациях сохраняют спокойствие и уверенность в себе. Такие люди склонны к риску и предпочтут бешеные гонки по крутым дорогам тихому и спокойному домашнему отдыху. Люди этого типа с легкостью приспосабливаются к изменениям в распорядке.


"Застенчивость - Общительность"

Люди с высокими показателями по этой шкале обычно не способны настоять на своем, очень застенчивы практически в любой ситуации общения. Зачастую они активно избегают возможных встреч с незнакомыми людьми, потому что не доверяют им. Люди этого типа могут вступить в отношения с незнакомыми только при наличии надежных гарантий принятия. В целом, любая инициатива со стороны таких людей легко может быть подавлена незнакомыми людьми или ситуацией.

Напротив, люди с низкими показателями по субшкале "Застенчивость" отличаются прямотой, дерзостью и чувством собственного превосходства. Они говорят без стеснения и с легкостью вступают в социальные взаимодействия. Они вовсе не застенчивы в присутствии незнакомых людей, и их инициатива практически не может быть подавлена последними.


"Астения - Энергичность"

Люди с высокими показателями по этой субшкале астеничны и располагают меньшим количеством свободной энергии, чем другие. Они часто нуждаются в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляются. Помимо этого, таким людям требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.

Люди с низкими показателями по шкале обычно энергичны и деятельны. Они способны спокойно выдерживать рабочий ритм в течение долгого времени без лишнего самопринуждения, не испытывая потребности в дополнительном отдыхе. Другими словами, мало, что вызывает у таких людей усталость или затруднение. Обычно они быстро восстанавливаются после перенесенного заболевания или пережитого стресса.   

При обработке данных ответ, соответствующий ключу, кодируется как 1, несоответствующий – как 0.


КЛЮЧ

"ВЕРНО"

"НЕ ВЕРНО"

"Антиципирующая тревога - Оптимизм"

3,14,23,33

1,7,11,17,19,26,28

"Страх неопределенности - Уверенность"

2,20,32

5,12,24,29

"Застенчивость - Общительность"

6,9,34

13,16,21,25,31

"Астения - Энергичность"

4,8,10,15,18

22,27,30,35


Вопросы

1.     Даже в ситуациях, которые вызывают беспокойство у большинства людей, я обычно сохраняю уверенность, что всё будет хорошо.

2.     В незнакомых ситуациях я чувствую напряжение и беспокойство чаще, чем другие люди.

3.     Мне часто приходится прерывать свои дела из-за возникающего у меня чувства беспокойства по поводу возможных осложнений и неудач.

4.     Я менее энергичен и быстро устаю, чем другие люди.

5.     Большую часть времени я предпочёл бы заниматься чем-то связанным с риском (вроде езды на автомобиле по крутым дорогам), а не пребывать в бездействии и спокойствии.

6.     Обычно я избегаю встреч с незнакомыми людьми, потому что мало доверяю тем, кого не знаю.

7.     Я думаю, что когда-нибудь мне сильно повезёт в жизни.

8.     По сравнению с другими мне требуется больше времени, чтобы восстановиться, прейти в себя после болезни или пережитого стресса.

9.     Находясь в незнакомом обществе, я стесняюсь больше, чем остальные.

10.         Я довольно часто нуждаюсь в дополнительном сне и отдыхе, поскольку очень быстро устаю.

11.         Несмотря на временные трудности, которые мне приходится преодолевать, я всегда уверен, что всё будет хорошо.

12.         Как правило, я сохраняю уверенность и спокойствие даже в ситуациях, связанных, по мнению большинства, с риском для жизни.

13.         Скорее всего, я останусь спокойным и дружелюбным при встрече с группой незнакомых мне людей, даже если буду заранее предупреждён о возможной враждебности с их стороны.

14.         Я чаще других беспокоюсь о том, что может произойти что-то плохое.

15.         Чтобы восстановиться после болезни или пережитого стресса, мне довольно часто требуется дополнительный отдых и поддержка со стороны.

16.         В разговоре мне легко удаётся формулировать свои мысли.

17.         Даже если в какой-то ситуации я выглядел смешно или унизительно, я не склонен долго переживать по этому поводу.

18.         Мне очень трудно изменить привычный для меня распорядок и образ жизни, потому что я начинаю нервничать, беспокоиться и уставать.

19.         Даже когда все окружающие пребывают в состоянии паники, я обычно остаюсь беззаботен и спокоен.

20.         Я часто чувство чувствую напряжение и беспокойство в незнакомых ситуациях, даже когда другие вообще не испытывают тревоги.

21.         Я чувствую себя весьма уверенно в большинстве социальных ситуаций.

22.         Я, пожалуй, более энергичен и меньше устаю, чем другие люди.

23.         Я часто прекращаю свою деятельность, потому что начинаю волноваться, даже если друзья уверяют меня в том, что всё будет хорошо.

24.         Я скорее предпочёл заниматься чем- либо, связанным с риском (например, прыжками с парашютом), а не пребывать в бездействии и покое.

25.         Я не стесняюсь в присутствии незнакомых людей.

26.         Я почти никогда не испытываю беспокойства по поводу неприятностей, которые, возможно, ожидают меня в будущем.

27.         Я быстрее, чем большинство других людей, восстанавливаюсь после перенесённой болезни или пережитого стресса.

28.         Удача сопутствует мне практически во всех моих начинаниях.

29.         Я практически уверен в том, что мог бы совершить поступок, который большинство людей посчитали бы опасным – например, промчаться на большой скорости по мокрой или оледеневшей дороге.

30.         Обычно я нахожусь в хорошем тонусе в течение всего дня, не испытывая необходимости насильно принуждать себя к действию.

31.         Я думаю, что останусь спокоен и уверен при встрече с группой незнакомых людей, даже если буду заранее уведомлён об их плохом отношении ко мне.

32.         Обычно я испытываю напряжение и беспокойство, когда мне нужно делать что-то новое, неизвестное мне.

33.         Я часто ошибаюсь, если только не бываю очень внимателен.

34.         Обычно я избегаю ситуаций, в которых мне придётся общаться с незнакомыми людьми, даже если я вполне уверен в их дружелюбии.

35.         Обычно чувствую себя уверенней и энергичней остальных даже после небольшой болезни или пережитого стресса.

2. Далее для углубленного исследования и определения степени выраженности этого критерия использовалась методика «Диагностика самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина», первая часть – ситуативная (реактивная) тревожность как состояние. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда тонкой координации.

Этот тест определяет степень тревоги, которую испытывает человек в какой-то конкретной ситуации. Соответственно, в отличие от показателя личностной тревожности Спилбергера (которая является более-менее постоянной для конкретного человека), этот показатель варьирует при различных обстоятельствах.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1.     Я спокоен

2.     Мне ничто не угрожает

3.     Я нахожусь в напряжении

4.     Я испытываю сожаление

5.     Я чувствую себя свободно

6.     Я расстроен

7.     Меня волнуют возможные неудачи

8.     Я чувствую себя отдохнувшим

9.     Я встревожен

10.           Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11.            Я уверен в себе

12.            Я нервничаю

13.            Я не нахожу себе места

14.            Я взвинчен

15.            Я не чувствую скованности, напряжения

16.            Я доволен

17.            Я озабочен

18.            Я слишком возбужден и мне не по себе

19.            Мне радостно

20.            Мне приятно

Каждое утверждение оценивается по следующей шкале:

1 – Нет, это не так;

 2 – Пожалуй, так; 

 3 – Верно;

 4 – Совершенно верно.

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17,18 (S1), затем сумма остальных цифр, № 1, 2, 5,8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (S2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:

РТ = S1 - S2 + 35.

Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 31 - 45 баллов – умеренная тревожность, 46 баллов и более — высокого уровня тревожность (требующего психологической коррекции).


3. «Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)» также позволяет оценить степень выраженности тревоги как состояния. Кроме того, с помощью этого теста оценивается уровень фрустрированности, агрессивности и ригидности личности. Эти показатели свидетельствуют об уровне социальной толерантности личности. Так, люди сдержанные, спокойные, не проявляющие агрессивности во вне, имеют высокий уровень толерантности, и, наоборот, импульсивные, невыдержанные – низкий уровень толерантности.


Инструкция: Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.


1.     Не чувствую в себе уверенности

2.     Часто из-за пустяков краснею

3.     Мой сон беспокоен

4.     Легко впадаю в уныние

5.     Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

6.     Меня пугают трудности

7.     Люблю копаться в своих недостатках

8.     Меня легко убедить

9.     Я мнительный

10.                       С трудом переношу время ожидания

11.                       Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

12.                       Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

13.                       При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

14.                       Несчастья и неудачи меня ничему не учат

15.                       Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

16.                       Я нередко чувствую себя беззащитным

17.                       Иногда у меня бывает состояние отчаяния

18.                       Чувствую растерянность перед трудностями

19.                       В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели

20.                       Считаю недостатки своего характера неисправимыми

21.                       Оставляю за собой последнее слово

22.                       Нередко в разговоре перебиваю собеседника

23.                       Меня легко рассердить

24.                       Люблю делать замечания другим

25.                       Хочу быть авторитетом для окружающих

26.                       Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

27.                       Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

28.                       Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять

29.                       У меня резкая, грубоватая жестикуляция

30.                       Я мстителен

31.                       Мне трудно менять привычки

32.                       Нелегко переключаю внимание

33.                       Очень настороженно отношусь ко всему новому

34.                       Меня трудно переубедить

35.                       Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

36.                       Нелегко сближаюсь с людьми

37.                       Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

38.                       Нередко я проявляю упрямство

39.                       Неохотно иду на риск

40.                       Резко переживаю отклонения от принятого мною режима


Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I. 1 – 10 вопросы                                               тревожность

II. 11 – 20 вопросы                                           фрустрация

III. 21 – 30 вопросы                                          агрессивность

IV. 31 – 40 вопросы                                          ригидность


I. Tревожность

0 – 7 баллов                                        не тревожные

8 – 14 баллов                                      тревожность средняя, допустимого уровня

15 – 20 баллов                                    очень тревожные

 

 II. Фрустрация

0 – 7 баллов                           

имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам,  не боятся трудностей

8 – 14 баллов                                              

средний уровень, фрустрация имеет место

15 – 20 баллов                                          

низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач


III. Агрессивность

0 – 7 баллов                           

Человек спокоен, выдержан

8 – 14 баллов                                              

Средний уровень агрессивности

15 – 20 баллов                                          

Человек агрессивен, невыдержан, есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность

0 – 7 баллов                           

Ригидности нет, легкая переключаемость

8 – 14 баллов                                              

Средний уровень ригидности

15 – 20 баллов                                           

Сильно выраженная ригидность, противопоказана смена места работы, изменения в семье




1. Имя   Елена П.

2. Возраст:   32

3. Образование:  Высшее

4. Семейное положение: замужем

5. Дата проведения диагностики: 30 ноября 2004 года.

Елена П., 32 года, прошла экспериментально-психологическое исследование эмоционально-волевой сферы с использованием следующих методик:

«Шкала избегания опасности», «Диагностика самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина», «Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)».


 

Бланк для методики «Шкала избегания опасности»



1.  верно

     не верно

2. верно

     не верно

3. верно

     не верно

4. верно

     не верно

5. верно

     не верно

6. верно

     не верно

7. верно

     не верно

8. верно

     не верно

9. верно

     не верно

10. верно

     не верно

11. верно

     не верно

12. верно

     не верно

13. верно

     не верно

14. верно

     не верно

15. верно

     не верно

16. верно

     не верно

17. верно

     не верно

18. верно

     не верно

19. верно

     не верно

20. верно

     не верно

21. верно

     не верно

22. верно

     не верно

23. верно

     не верно

24. верно

     не верно

25. верно

     не верно

26. верно

     не верно

27. верно

     не верно

28. верно

     не верно

29. верно

     не верно

30. верно

     не верно

31. верно

     не верно

32. верно

     не верно

33. верно

     не верно

34. верно

     не верно

35. верно

     не верно



Антиципирующая тревога – оптимизм – 9 баллов (максимально 11 баллов).

Страх неопределенности – уверенность – 4 балла (максимально 7 баллов).

Застенчивость – общительность – 6 баллов (максимально 8 баллов).

Астения – энергичность – 7 баллов (максимально 9 баллов).

Бланк для теста Айзенка


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

å


2

2

2

1

2

2

2

1

2

2

18

Тревожность

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20



1

2

2

1

2

1

2

2

1

1

15

Фрустрированность

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30



0

0

1

0

0

1

2

0

0

0

4

Агрессивность

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40



2

0

1

0

2

0

1

2

2

0

10

Ригидность





Бланк для исследования тревожности по Спилбергеру


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

1

1

4

4

1

4

1

1

4

3

2

1

1

3

4

1

1


Сумма – 56 баллов (высокий уровень).



Заключение

Во время исследования Елена насторожена, занимает позицию подчинения, стремится давать социально-нормативные ответы, ориентируясь на реакцию экспериментатора.

По результатам диагностики Елена является пессимистично настроенным человеком, преувеличивающим ожидаемую опасность. Такая линия поведения у нее прослеживается особенно отчетливо в опасных, незнакомых или объективно затруднительных ситуациях. Часто дает обостренную реакцию на унижение или высмеивание, она склонна долго вспоминать, переживать и проигрывать во внутреннем плане подобные эпизоды. Это подтверждается и достаточно высоким уровнем фрустрированности испытуемой (15 баллов), а также высоким уровнем реактивной тревожности по методике Спилбергера, что свидетельствует о низкой самооценке Елены, стремления избежать неудачи.

Елена имеет высокий показатель по шкале «Застенчивость - общительность», что свидетельствует о том, что она, обычно, не способна настоять на своем, очень застенчива практически в любой ситуации общения. Зачастую она активно избегает возможных встреч с незнакомыми людьми, потому что не доверяет им. Испытуемая вступает в отношения с незнакомыми только при наличии надежных гарантий принятия. В целом, любая инициатива с ее стороны легко может быть подавлена незнакомыми людьми или ситуацией.

Елена не склонна к проявлению агрессии в открытом поведении (4 балла), она избегает открытых конфронтаций, основной способ решения конфликтов для нее – это избегание, уход от решения проблемы. Сдерживание собственных негативных эмоций способствует их накоплению и соматизации («уход в болезнь»).

Что подтверждается высокими показателями по субшкале «Астения – Энергичность». Испытуемая астенична и располагает меньшим количеством свободной энергии, чем другие. Она часто нуждается в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляется. Помимо этого, ей требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.

Средний уровень ригидности свидетельствует о наличии тенденции к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, о возможном нарастании неспособности к изменению своей точки зрения.

Таким образом, при исследовании выявлен высокий уровень тревожности, фрустрированности, астеничности испытуемой, она неуверенна в себе, не склонна к проявлению агрессивного поведения, неконфликтна. Рекомендована консультация психолога.