ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Эмиграция трудовых ресурсов. Проблема «утечки умов»_ 10

Особенности иммиграционных потоков в Россию_ 17

Заключение 25

Тесты_ 27

Список литературы_ 31

 

 

Введение

Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах.

Международная трудовая миграция - это временные межстрановые перемещения экономически активного населения с целью приложения своего труда и вступления в отношения работник-работодатель в другой стране. Субъекты такой миграции - трудовые мигранты или работники-мигранты.

Для мировой миграции характерен резкий рост численности. По оценкам специалистов Организации Объединенных Наций около 25 млн., т.е. примерно одна пятая всех мигрантов, являются легальными трудовыми мигрантами.  

Заемные трудовые ресурсы стали неизменной чертой жизни любого цивилизованного общества на земном шаре. Но остается открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным для социально-экономического и политического развития России. Важным является внешнеэкономический аспект этого явления. Позиция любой страны в международном трудовом обмене определяется эффективностью участия в этой сфере международных экономических связей. Вопрос трудовой миграции в России только должен получить свое раскрытие. Влияние миграции на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране возрастает, необходимо определить реальную роль миграционного фактора в экономическом потенциале России.


Эмиграция рабочей силы. Проблема «утечки умов»

Говоря о миграции рабочей силы в первую очередь необходимо обратить внимание на страны-экспортеры рабочей силы.

Все страны-экспортеры рабочей силы имеют реальный доход на душу населения ниже среднего (кроме Португалии и Ирландии). У большинства стран-экспортеров рабочей силы этот показатель значительно ниже среднего, но есть и такие, у которых он лишь на треть ниже среднего.

Необходимо подчеркнуть, что международная миграция в силу естественных экономических причин всегда была направлена из стран с более низкими заработками в страны, где они более высоки. Таким образом, человек сможет, поехав на заработки за рубеж, прежде всего восстановить начальный воспроизводственный процесс, приобрести новые производственные навыки, купить технику, в том числе и производственного назначения. Главное же в том, что постоянные потоки выезжающих и возвращающихся позволят «прокачать» рабочую силу или хотя бы наиболее активную ее часть через зарубежные рынки труда, поправить процесс ее воспроизводства.

Существуют возможные и дополнительные источники валютных доходов от экспорта рабочей силы:

1. Налоги с прибыли фирм-посредников;

2. Налоги с расходов, возникающих от переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

3. Налоги на дополнительные расходы от инвестирования мигрантов;

4. Капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

Кроме того, возможны и прямые компенсации за утечку рабочей силы от стран-импортеров рабочей силы. Однако основным источником являются переводы трудящихся-мигрантов, поступающие в экономику страны-экспортера рабочей силы.

Исследователями отмечается, что некоторым странам эмиграция позволяет поправить нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Применительно к рабочей силе расширенное воспроизводство дает возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов. Мы, однако, ограничиваемся здесь в основном вопросе влияния прямых доходов от экспорта рабочей силы на платежные балансы стран-экспортеров рабочей силы.

Также, опросы показывают, что мигранты, возвращаясь на родину, привозят с собой ценностей и сбережений еще на такую сумму, что они переводили. Таким образом, сумму переводов мигрантов можно удвоить, чтобы получить реальные поступления в национальный доход страны-экспортера рабочей силы.

По данным Международного Валютного Фонда средняя норма прибыльности экспорта товаров 20%, а от экспорта услуг 50%.

Мигрантские переводы в основном состоят из переводов трудящихся за рубежом своим семьям. Методически командирование специалистов за рубеж на строительные и другие объекты в той части, какой они пересылают средства домой для поддержки своих семей, покупки недвижимости, ценных бумаг, аккумулирования средств на счетах из своих личных бюджетов, подпадает под рассматриваемый нами источник доходов от экспорта рабочей силы.

Страны-экспортеры рабочей силы имеют ряд выгод. Прежде всего, эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Общая сумма переводов трудовых мигрантов толь­ко из развивающихся стран на родину оценивалась примерно в 40 млрд. долл. К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмигра­ции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интел­лектуального потенциала страны-донора.

Интеллектуальная собственность имеет важное значение для страны. Государство заинтересовано в поддержке и развитии своего интеллектуального потенциала, оно должно контролировать рынок интеллектуального труда и не допустить эмиграцию высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др.

«Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях современной международной конкуренции. Активно привлекают иностранных специалистов и западноевропейские страны.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить  различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны–донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно–технического персонала, ученых и специалистов страна–донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна–донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны–донора оборачиваются выигрышем для другой страны.

Особенности иммиграционных потоков в Россию

В связи с распадом СССР возникла, по сути, уникальная миграционная ситуация, когда в рамках бывшего Союза внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иных миграционных мер и в определенной степени иной политики занятости. И наибольшие изменения коснулись непосредственно России, оказавшейся как бы в эпицентре миграционных потоков, в первую очередь, из ближнего зарубежья.

В условиях ухудшающейся экономической ситуации Россия практически оказалась неподготовленной к эффективному решению проблем, вызванных появлением новых видов миграционного движения, которые в большей степени могут воздействовать и уже воздействуют на рынок труда в России, особенно в его региональном, отраслевом и профессиональном аспектах.

Белоруссия вступила в более глубокую интеграционную фазу в отношениях с РФ, и для нее облегчен режим лицензирования иностранной рабочей силы. Так, разрешение на использование иностранной рабочей силы со стороны Федеральной миграционной службы все еще требуется, а подтверждения региональной миграционной службы уже не требуется.

Разрешение представляет собой тип квотирования, т.е. в нем увязывается численность рабочей силы и объект использования, но уже нет необходимости представлять поименные списки самих иностранных работников с указаниями всех анкетно-биографических данных. Подобная мера ускоряет оформление граждан Белоруссии для работы в России и, естественно, повышает конкурентоспособность рабочей силы из Белоруссии по сравнению с иностранной рабочей силой из других стран.

Географическое распределение и структура иностранной рабочей силы в России. В настоящее время в России активно формируется рынок труда, в том числе его сегмент, связанный с привлечением иностранных работников.

География стран - экспортеров рабочей силы в Россию одновременно и широка, и узка. Широка - поскольку включает более 100 стран со всех континентов. Последнее говорит о заинтересованности других государств в рынке труда и капитала в России, в расширении здесь своего влияния. Узка - поскольку о реальной, количественно значимой трудовой иммиграции можно говорить только в отношении очень небольшого количества стран. Среди наиболее значимых для России стран - экспортеров рабочей силы нет ни одной экономически высокоразвитой.

В настоящее время трудящиеся-мигранты работают в 73 из 89 субъектов Российской Федерации. Однако действительными центрами притяжения являются только пять. На них приходится 58% общей численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

В остальных регионах количество иностранных работников невелико. В 11 из них оно составляет от 10 до 100 человек, т.е. практически трудовая иммиграция здесь неощутима.

В России, с ее огромной территорией, отличающейся разной степенью хозяйственной освоенности, в действительности много «белых пятен» трудовой иммиграции. О формировании иностранного сегмента рынка труда России можно говорить только в отношении отдельных территорий, где концентрируется иностранная рабочая сила. Поэтому для России трудовая иммиграция - это прежде всего проблема регионального уровня.

Что касается территориальной направленности потоков, то к настоящему времени сформировалась их определенная географическая ориентация.

Отраслевая направленность трудовой иммиграции также очень однозначна.

В целом по России на долю промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 84% привлеченной иностранной рабочей силы. Потребность в кадрах здесь устойчива даже в условиях безработицы, и именно здесь наибольшие перспективы для массовой иммиграции в Россию.

Политика России по отношению к иностранным работникам направлена на защиту национального рынка труда. Основной принцип - приоритетное право российских граждан на трудоустройство.

Отсутствует стимулирование притока определенных категорий специалистов. Механизм миграционной политики России фактически не влияет на целевую направленность потоков иностранной рабочей силы, не предопределяет их распределение на территории страны.

В целом же возможности России как страны-импортера рабочей силы зависят от соответствия спроса и предложения на ее рынке труда. К настоящему времени между ними существуют отраслевые и территориальные диспропорции. В результате даже в условиях безработицы, причем растущей, также увеличивается спрос на работников.

Заключение

Все страны мира в различной степени втянуты в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях.

Участие России в этом мировом процессе неизбежно.

Миграция рабочей силы всегда была неотъемлемой частью интеграции. Межгосударственные отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью границ, усилиями по взаимодействию в области иммиграционного контроля.

РФ лишь приступила к участию в международном миграционном процессе. Российское участие в международном трудовом обмене минимально и не соответствует возможностям нашей экономики или хотя бы даже численности трудовых ресурсов.

Таким образом, Россия находится в стороне от расширяющихся международных миграционных потоков и не использует все более явные преимущества международного трудового обмена, хотя имеет для этого все возможности и, на наш взгляд, все большую необходимость.

Естественно, международный трудовой обмен - неотъемлемая и важнейшая часть международных экономических отношений, причем одна из наиболее эффективных их форм. В отличие от других форм, международный трудовой обмен является нестандартным и  малоизученным направлением внешнеэкономической деятельности. Регулирование международного трудового обмена может оказывать влияние не только на внешнеэкономическую сферу государства, но и на его финансовую, трудовую и социальную сферы.

Особую роль международный трудовой обмен может сыграть для России, которая уже стихийно втянулась в международный миграционный водоворот. Список литературы


1.                Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под.ред. И.П.Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000 – 575с.

2.                Экономическая теория: Учебник / Под.ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2001, - 448с.

3.                Денисенко М.;  Изменения в иммиграционной политике развитых стран от 12.04.2004г. /Денисенко М.// http://www.strana-oz.ru/?ozid=19&oznumber=4

4.                Тюрюканова Е.; Трудовая миграция в России  от 12.04.2004г. /Тюрюканова Е.// http://www.strana-oz.ru/?ozid=19&oznumber=4

5.                Тюрюканова Е.; Трудовая миграция женщин из России: легальные и нелегальные формы от 10.10.2000г. / Тюрюканова Е. // http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2000/vestniksf122-10/vestniksf122-10150.htm