Содержание
Введение. 3
1. Финансовые и правовые особенности некоммерческих организаций. 5
2. Финансовые особенности общественных организаций. 12
3. Финансовые особенности ассоциаций и союзов. 17
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций. 30
Заключение. 38
Список литературы.. 41
Введение
Российский сектор некоммерческих организаций (НКО) за десять с небольшим лет с начала перестройки прошел колоссальный путь в своем развитии от индивидуальных добровольных гражданских инициатив до сравнительно консолидированного общественного движения. Сегодня из более 200 тысяч зарегистрированных некоммерческих негосударственных организаций более 43 тысяч показали себя энергично действующими, реально решающими наиболее острые социальные проблемы, с которыми по ряду причин не справляется государство.
В настоящий момент почти четверть населения России в той или иной форме охвачена программами, реализуемыми некоммерческими организациями. Как показывает исследование, проведенное Центром развития демократии и прав человека в октябре-ноябре 2003 года в 28 субъектах РФ, сегодня в большинстве регионов России без НКО практически не решались бы наиболее актуальные для регионов социальные проблемы.
Среди них поддержка и защита прав социально уязвимых слоев населения (детей, молодежи, женщин, семьи, военнослужащих, ветеранов, беженцев, инвалидов и пр.); отстаивание прав граждан на здоровую окружающую среду; комплекс вопросов, связанных с местным самоуправлением; организация досуга, просвещение, образование, переквалификация, социальная реабилитация и др. Аналогов услугам НКО зачастую нет ни в государственной, ни в частной сфере.
В 2003 году клиентами НКО стали более 31 млн. человек (данные исследования). Для многих россиян некоммерческий сектор - последняя "инстанция", последняя надежда на помощь, так как услуги НКО в подавляющем большинстве бесплатны.
Экономическую основу деятельности сектора составляет целевое финансирование и неприбыльность работы. Для своих программ некоммерческие организации привлекают частные взносы и пожертвования, гранты, собственные средства участников. В 1996 году российские некоммерческие организации привлекли в социальную сферу более $300 миллионов долларов из внебюджетных источников.
На региональном уровне в последние годы наметилась тенденция по использованию потенциала некоммерческих организаций различными подразделениями исполнительной власти для выполнения работ по приоритетным социальным программам. Это во многом обусловлено высоким профессиональным уровнем сотрудников некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации являются носителем нового демократического мировоззрения и мышления в глазах мирового сообщества. Лидеры НКО заинтересованы в скорейшем реформировании страны, преодолении социальной дифференциации, поддержке социально уязвимых членов общества, участии в позитивных переменах. Развитие сектора, тем не менее, сдерживается рядом факторов, в первую очередь - ограничительным законодательным регулированием, в том числе налоговым. Столь динамично развивающийся сегмент общества в новой экономической ситуации не может обойтись без системы законодательных и подзаконных актов, которые создадут благоприятные условия для развития сектора и будут учитывать такие особенности некоммерческих организаций, как бесприбыльность, широту охвата населения и большую социальную значимость.
Таким образом, вполне очевидной становится актуальность исследования основ деятельности некоммерческих организаций.
Целью курсовой работ является исследование финансовых особенностей деятельности некоммерческих организаций в России сегодня.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) исследовать финансовые и правовые особенности некоммерческих организаций
2) исследовать финансовые особенности общественных организаций
3) исследовать финансовые особенности ассоциаций и союзов
4) рассмотреть порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных организаций.
1. Финансовые и правовые особенности некоммерческих организаций
Финансовые особенности некоммерческих организаций состоят в том, что их основная деятельность не связана с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников. При отсутствии прибыли от результатов собственной деятельности финансирование осуществляют участники либо собственники некоммерческих организаций. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Число зарегистрированных НКО в 28 исследованных регионах составляет 54866 организации, в среднем по 1960 в регионе. Эти данные могут отличаться от официальных, хотя и получены из местных регистрационных органов. По времени исследование совпало с процессом перерегистрации общественных объединений, итоги которой пока не известны. По сведениям Госкомстата, предоставленным по запросу, количество некоммерческих организаций на конец 1998 года составило 236795. Существуют веские основания полагать, что после перерегистрации реестр НКО сократился. Организаций, деятельность которых направлена на общественное благо и которых традиционно относят к третьему сектору, среди общего числа некоммерческих приблизительно 50 процентов, упоминают исследователи в регионах. Из них действующими признается не более 50 процентов. Таким образом, приблизительно четверть от зарегистрированных официальными органами НКО ведут активную деятельность, составляя "ядро" третьего сектора. Организациями, принадлежащим к сектору, в данном исследовании считаются те, что ставят задачей защиту и продвижение общественных интересов, за исключением партий, политических общественных объединений; профсоюзов; религиозных организаций; садоводческих и дачных НКО; потребительских кооперативов и обществ; товариществ собственников жилья; государственных и муниципальных НКО; фондовых бирж; негосударственных пенсионных фондов; торгово-промышленных палат; нотариальных палат; фондов добровольного страхования вкладов и пр. Исходя из данного коэффициента и применяя экстраполяцию на все регионы страны, при подсчете численности активных и реально действующих некоммерческих организаций, был выведен показатель 43610 организаций по России. Следует отметить, что учитывались только официально зарегистрированные НКО, несмотря на существование во всех регионах деятельных неформальных общественных групп и объединений, что не противоречит закону. Таким образом, реальное число участников сектора представляется существенно большим.
К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Некоммерческие организации имеют существенные различия, но объединены они по принципу основной цели деятельности. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными. Предпринимательская деятельность в некоммерческих организациях подчинена достижению целей их создания, а основная цель таких организаций – ведение общественно полезной деятельности, удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, защита общих интересов.
Некоммерческая организация имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по свои обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Исключение составляют лишь учреждения, о которых речь пойдет ниже.
Некоммерческая организация имеет самостоятельный баланс или смету, печать с полным наименованием на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
В наименовании некоммерческой организации содержится указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Некоммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый "третьим сектором" (другими секторами являются государство и коммерческие организации). Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации. По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 января 2000 г. насчитывалось 484 989 некоммерческих организаций, из них 12% в Москве и Московской области.
Некоммерческие организации образуются путем объединения физических лиц для решения определенного круга общих для них проблем. Как правило, это проблемы, связанные с поддержкой социально уязвимых слоев населения, отстаиванием прав и интересов различных групп населения, организацией досуга, просвещения, культуры, образования, медицинского обслуживания, улучшением экологии региона и т.п. Данный круг проблем либо совсем не решается государственными организациями (из-за отсутствия денежных средств) и коммерческими организациями (из-за не прибыльности данных операций), либо решается далеко не в полной мере.
Значение некоммерческих организаций обусловлено следующими факторами: 1) ярко выраженной социальной направленностью деятельности. Некоммерческие организации оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода, что повышает общий уровень благосостояния членов общества. Кроме того, некоммерческие организации предоставляют дополнительные рабочие места и пополняют государственную казну, так как являются плательщиками некоторых видов налогов;
2) массовостью.
За помощью в некоммерческие организации обращается множество людей. Для решения поставленных проблем некоммерческие организации создают собственную инфраструктуру: средства массовой информации, библиотеки, учебные центры, базы данных и т.д.
Однако в настоящее время законодательство направлено, главным образом, на регулирование деятельности коммерческих организаций. Специфика деятельности некоммерческих организаций учитывается очень мало. Вместе с тем создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств, имеет огромное значение для становления и развития деятельности некоммерческих организаций.
Развитая система некоммерческих организаций - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью можно совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
Некоммерческие организации - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе некоммерческих организаций.
Конституция РФ гарантирует свободу деятельности некоммерческих организаций. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Некоммерческие организации свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Государство вмешивается в эту деятельность только в исключительных случаях. Например, государственные финансовые органы контролируют источники доходов некоммерческих организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. Суд может принять решение о ликвидации некоммерческих организаций, если оно неоднократно и грубо нарушало законы или иные нормативные акты, либо систематически осуществляет деятельность, противоречащую его уставным целям. Количество обособленных подразделений, порядок и цели реализации целевых программ, схема выбора в управляющие органы и иные вопросы, не оговоренные законодательством, не могут диктоваться государственными органами. Некоммерческие организации могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
При сравнении организационно-правовых форм некоммерческих организаций выдвигается несколько критериев :
1) основа некоммерческих организаций; 2) руководящие органы; 3) субъект права юридического лица в случае государственной регистрации; 4) обязательность проведения аудиторской проверки; 5) обязанности учредителей; 6) особые источники формирования имущества; 7) дополнительные особенности.
Рассмотрим первый критерий. Основой некоммерческой организации является осуществление совместной деятельности по достижению общих целей определенным кругом лиц, которые могут стать его членами. Эта деятельность может быть направлена на достижение нейтральных для общества целей. Некоммерческие организации не претендуют ни на массовость, ни на общественную полезность.
Основной целью некоммерческих организаций является формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Таким образом, без государственной регистрации некоммерческая организация реально не может функционировать. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций различаются и по порядку формирования руководящих органов.
Высший руководящий орган некоммерческих организаций - общее собрание членов и (или) участников. Постоянным действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган (правление, совет и др.). Руководящий орган некоммерческих организаций (обычно его называют правлением) могут избрать общем собранием, но его также могут назначить учредители. Постоянно действующий руководящий орган осуществляет права собственника имущества. В благотворительной организации обязательно должен быть орган, надзирающий за его деятельностью, - попечительский совет. В случае государственной регистрации некоммерческой организации, постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1994 г. № 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которой их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" обязательной аудиторской проверке подлежат все не инвестиционные фонды, в том числе благотворительные, источниками образования средств, которых служат добровольные отчисления юридических и физических лиц.
В некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами, имеют те же права и несут те же обязанности, что и остальные члены. Источники формирования имущества. Добровольные взносы и пожертвования являются источником формирования имущества, используемым во всех организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Источник включает в себя добровольные взносы учредителей, добровольные пожертвования от российских и иностранных физических и юридических лиц. Пожертвования могут иметь целевой характер и предоставляться на выполнение определенной программы, а также на содержание организации.
Определение целей и задач, для которых создается организация, а также стратегия ее развития являются важными вопросами при создании некоммерческой организации. Особенностью некоммерческих организаций является то, что они обладают специальной правоспособностью: основные принципы, цели, направления, условия деятельности организации должны утверждаться учредителями и отражаться в уставе и иных программных документах организации. Некоммерческие организаций создаются для выполнения определенно установленных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи (пункт 2 статьи 2 Закона о НКО).
Несмотря на разную социально-экономическую ситуацию в субъектах федерации и несоразмерность развития третьего сектора, в большинстве регионов РФ, согласно опросу, наиболее интенсивно разворачивают деятельность правозащитные, экологические, молодежные, детские, женские и некоммерческие организации, а также объединения инвалидов. Так, правозащитные организации занимаются правовым консультированием и помощью наиболее социально уязвимым категориям населения (заключенные, инвалиды, ветераны, беженцы, престарелые, многодетные, больные наркоманией, алкоголизмом, носители ВИЧ-инфекции, бездомных, призывников и пр), и также людям, столкнувшимся со всевозможными нарушениями прав, защищают их в суде (в качестве общественных защитников), распределяют гуманитарную помощь, организуют просветительские и общественные кампании (антимилитаристские и пр.), содействуют реформе уголовного правосудия, разработке и установлению механизмов гражданского контроля. Например, НКО "Пермский региональный правозащитный центр" создала по области сеть бесплатных юридических приемных, услугами которых ежемесячно пользуется более 150 человек. Экологические организации защищают право граждан на здоровую окружающую среду, осуществляя очистку территорий, охраняя границы заповедников и национальных парков, сохраняя исчезающие виды, проводя общественную экологическую экспертизу, организуя акции протеста против строительства и эксплуатации угрожающих здоровью людей объектов, ведя разъяснительную и воспитательную работу среди населения по предупреждению экологической опасности и пр. Например, Областная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" второй год ведет экологический мониторинг состояния лесных массивов острова. Весной 1999 года "Эковахта" представила на рассмотрение администрации области и общественности результаты независимой экспертизы о состоянии лесов и ущербе, нанесенном пожарами за прошедшее лето. Экспертиза была проведена при помощи современнейших методов спутникового наблюдения при поддержке международных экологических организаций. Деятельность данной организации позволяет населению острова знать реальную ситуацию о состоянии природных ресурсов и окружающей среды. |
|
2. Финансовые особенности общественных организаций
Общественным учреждением является на имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям этого объединения.
Общественное объединение является одной из форм некоммерческих организаций - полученная от деятельности прибыль не может распределяться между его членами и должна направляться на достижение общественно-полезных целей в соответствии с уставом объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган (Совет и т.п.), избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.
Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственниками, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на правах оперативного управления, могут быть собственниками созданного и приобретенного ими имущества. Общественные учреждения получают имущество на правах оперативного управления от учредителей, в отношении которого осуществляют права владения, пользования и распоряжения.
Учредители – собственники имущества, переданного общественным учреждениям, могут изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.
Финансовая служба должна учитывать, что общественные учреждения не могут отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им собственником без его письменного разрешения. Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.
Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Учредителями и членами (участниками) общественных объединений могут быть физические лица и юридические лица, являющиеся общественными объединениями. Это значит, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также трудовые коллективы тех или иных хозяйственных структур, организаций и учреждений не могут быть ни учредителями, ни членами (участниками) общественных объединений. Не являются общественными объединениями и некоммерческие организации (ассоциации, фонды и т.д.), созданные коммерческими структурами, а также созданные с участием государства "общественные" и "общественно-государственные" объединения (последние осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти).
В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" [1] общественное объединение, в отличие от других форм некоммерческих организаций, имеет право осуществлять свою уставную деятельность без предварительного разрешения органов государственной власти, то есть с момента проведения учредительного собрания, съезда (конференции). Оно пользуется теми правами общественных объединений, для реализации которых не требуется статуса юридического лица, а именно: может беспрепятственно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, шествия, пикеты; свободно от вмешательства в его деятельность органов государственной власти.
Таким образом, закон предоставляет общественному объединению возможность выбора - проходить государственную регистрацию и, соответственно, приобретать статус юридического лица или не делать этого.
Приобретение статуса юридического лица позволяет общественному объединению:
- выступать полноправным участником гражданско-правовых отношений - приобретать имущественные права и обязанности, то есть приобретать и иметь в собственности имущество и отвечать им по своим обязательствам;
- выступать истцом и ответчиком в суде, обеспечивая более полную защиту своих прав;
- претендовать на законные привилегии (в частности, налоговые и иные льготы);
- иметь самостоятельный баланс (счет в банке и т.д.);
- быть избирательным объединением (в соответствии a Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" [2]).
Если общественному объединению важно иметь статус юридического лица, то оно должно выбрать одну из пяти узаконенных организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение или орган общественной самодеятельности.
1. Отличительными особенностями общественной организации являются наличие фиксированного членства, выборного коллегиального органа управления и постоянное участие ее членов в совместной деятельности для решения уставных задач. Контроль деятельности руководящих органов общественной организации осуществляют сами ее члены общим собранием, съездом (конференцией).
2. Общественное движение - это удобная организационно-правовая форма для массового общественного объединения, которому для широкой пропаганды его идей и привлечения внимания общественности и государства к проблемам, на разрешение которых направлена его деятельность, необходимо периодически мобилизовывать большое количество лиц для участия (возможно, даже разового) в проводимых им мероприятиях, без постоянной и тесной организационной связи со всеми участниками.
Так же, как и общественная организация, движение имеет выборные коллегиальные руководящие органы, но не имеет фиксированного членства, поэтому деятельность этих органов практически не контролируется участниками движения.
3. Основной целью создания общественного фонда является аккумулирование финансовых и материальных ресурсов на основе не запрещенных законом поступлений и использование этих ресурсов на различные проекты, отвечающие его уставным целям.
Фонд не имеет членства. Его руководящий орган либо назначается учредителями, либо избирается участниками на общем собрании, съезде (конференции). В соответствии с Гражданским кодексом [3] и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" [4] контроль за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет.
4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - наиболее удобная правовая форма для научной лаборатории, экспертного бюро, информационного центра или юридической службы, то есть для деятельности, цель которой состоит в оказании конкретного вида услуг в соответствии с уставом учреждения. Не имеет членства. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Таким образом, учредитель стоит "над" созданным им учреждением и фактически контролирует его деятельность, если уставом учреждения не предусмотрено создание коллегиальных органов управления.
Важной особенностью общественного учреждения является необходимость получения лицензии на его деятельность, если она подлежит государственному лицензированию. В противном случае деятельность учреждения будет признана незаконной. Из этого следует, что для функционирования общественного учреждения, как правило, требуются квалифицированные специалисты определенного профиля и необходимое для обеспечения их деятельности (и получения лицензий) имущество.
Общественное учреждение осуществляет оперативное управление имуществом, переданным ему учредителем, и является собственником только созданного и/или приобретенного им самим имущества. Однако учредитель имеет право наделять полномочиями по распоряжению имуществом, переданным им учреждению, выборный коллегиальный орган (если такой создается).
5. Создание и работа органа общественной самодеятельности возможны только по месту работы, учебы или жительства. Это могут быть группы общественности на предприятиях, в организациях и учреждениях, учебных заведениях или советы самоуправления по месту жительства (в масштабе дома, квартала, округа).
Орган общественной самодеятельности не имеет членства и вышестоящих органов и организаций, строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Кроме этих правовых форм, закон разрешает создание союзов (ассоциаций) общественных объединений. Такие союзы, в зависимости от потребностей и целей, могут быть созданы в любой из вышеперечисленных организационно-правовых форм на основе учредительных договоров и/или уставов, принимаемых этими союзами. Особенность: учредителями и членами союзов (ассоциаций) общественных объединений могут быть только общественные объединения- юридические лица, независимо от их собственной организационно-правовой формы.
3. Финансовые особенности ассоциаций и союзов
Членство в ассоциации
Особенностью ассоциации, в отличие от иных некоммерческих организаций, является то, что ее членами могут быть только юридические лица.
В уставах ассоциаций, принятых до вступления в силу ГК РФ, допускалось установление разных категорий членства, предполагавших разный объем полномочий, с учетом времени вступления, размера имущественного взноса и т.п.
Действующее законодательство таких норм не вводит.
Более того, оно закрепляет, что член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Следовательно, каждый член ассоциации обладает равным количеством голосов при голосовании независимо от размера внесенного взноса.
Другой особенностью членства в ассоциации является то, что член ассоциации в силу ее финансового содержания, может безвозмездно пользоваться услугами, предоставляемыми ассоциацией (союзом) (п. 1 ст. 123 ГК РФ, п. I ст. 12 Закона О некоммерческих организациях).
Представляется, что порядок и условия оказания таких безвозмездных услуг должны быть определены либо в учредительных документах, либо по поручению учредителей — исполнительным органом ассоциации в соответствующем приказе, положении.
Поскольку оказание услуг предполагает расходование как интеллектуальных ресурсов, так и материальных, в частности, электроэнергии, расходных и иных материалов, которые значатся на балансе и подлежат списанию, хотя эти услуги оказываются безвозмездно, они должны также учитываться, как и оказание возмездных услуг. Кроме того, разные организации — члены ассоциации, как правило, в разной мере пользуются различными услугами ассоциации, и этот фактор также необходимо учитывать в договорах.
При этом необходимо в содержании таких договоров указывать на их безвозмездный характер. В противном случае, в силу ст. 423 ГК, такой договор будет считаться возмездным.
Еще одной особенностью ассоциации является то, что член ассоциации может быть исключен из нее по решению оставшихся участников.
За что может быть исключен член ассоциации?
Представляется, что такими основаниями могут быть:
· систематическая неуплата членских взносов или иных взносов без уважительных причин;
· невыполнение решений высшего органа управления ассоциацией;
· разглашение коммерческой тайны;
· ведение членом ассоциации деятельности, дискредитирующей других ее членов.
По согласованию между учредителями и в последующем — между членами ассоциации могут вводиться иные основания, поскольку установление их перечня относится к компетенции самих членов.
С согласия членов ассоциации в нее могут входить новые участники.
По окончании финансового года по своему усмотрению любой из членов ассоциации может из нее выйти.
Однако здесь также есть две точки зрения: одна — в течение неопределенного срока по истечении финансового года, другая — строго 31 декабря истекающего финансового года при условии, что он совпадает с календарным.
Представляется, что даже один день работы в новом финансовом году, по аналогии с продолжением работы работником, подавшим заявление об увольнении, но вышедшим на работу по истечении двух недель, автоматически возобновляет новый срок членства и соответственно возобновляет обязательства в пределах нового годичного срока, совпадающего с финансовым годом.
Имущество ассоциации
Имущество ассоциации формируется учредителями за счет их взносов, размеры, виды, условия, формы и порядок внесения которых определяются самими учредителями, а затем членами ассоциации в учредительных документах. Имущество ассоциации становится собственностью ассоциации.
При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ).
В законодательстве не содержится требований к минимальному количеству имущества такой некоммерческой организации или размеру взноса участника. Исходя из возможности возникновения долговых обязательств, следует предположить, что законодатель имеет в виду, что независимо от размера у ассоциации собственных средств или имущества, ответственность по ее обязательствам есть кому нести . Ее несут учредители. Поэтому не устанавливается никакого минимума по аналогии с минимальным уставным капиталом хозяйственных обществ.
Имущество ассоциации (союза), используется ею для достижения целей, предусмотренных учредительными документами.
Иногда в литературе взносы отождествляются с вкладами.
Представляется, что такое отождествление неправомерно, поскольку, во-первых, нормы ГК РФ и Закона о НО применительно к ассоциациям употребляют не понятие «вклады», а понятие «взносы». Во-вторых, потому, что взносы — это понятие имущества, отделимого от личности члена ассоциации, в то время как вклад, например, в совместную деятельность, предполагается в виде трудового участия, неотъемлемого от личности вносящего. И, в-третьих, это имеет очень важные правовые последствия, поскольку имущественная субсидиарная ответственность членов ассоциации может наступать как один из принципов, пропорционально размеру взносов, внесенных учредителем (членом) ассоциации.
Если исходить из того, что ассоциация является некоммерческой организацией, которая не вправе от своего имени осуществлять предпринимательскую деятельность, то иными источниками ее доходов могут быть либо пожертвования третьих лиц и членов ассоциации, либо доходы от созданных хозяйственных обществ, либо от доходов хозяйственных обществ и товариществ, в которых ассоциация участвует.
И еще один, запрещенный, но фактически имеющий место источник — поступления от предпринимательской деятельности ассоциаций, в том числе от торговли ценными бумагами и от иных видов предпринимательской деятельности, осуществляемых ассоциацией как по поручению ее членов, так и по собственной инициативе.
Поскольку надзорная практика прокуратуры не изобилует фактами протестов на такого рода деятельность, и не богата примерами письменных предупреждений о необходимости прекращения подобной деятельности, то по факту она имеет место, и это необходимо учитывать.
Ассоциация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Пределы имущественной ответственности ассоциации и ее членов
Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами (ст.121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона о НО).
В силу п. 2 ст. 65 ГК РФ, в связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом. Следовательно, основной груз имущественной ответственности законодатель возложил на саму ассоциацию. А при недостаточности средств — на ее членов, в пропорциях, которые они сами для себя определят. Но не в размерах, которые они, исходя из смысла законодательства, ограничивать не вправе.
А если они такое ограничение введут? Будет ли оно действенным? Согласится ли с таким положением суд?
К сожалению, на практике очень много предпосылок к возникновению подобного рода споров, поскольку, как показывает анализ уставов ассоциаций различных организаций — машиностроительных, сельскохозяйственных, библиотечных, медицинских, делового сотрудничества и других, зарегистрированных как ранее, так и в последний период — пределы ответственности участников, к сожалению, в большинстве случаев не оговариваются, что ставит их членов в весьма рискованное положение.
В то же время закон, с одной стороны, не устанавливает, какие именно размеры субсидиарной имущественной ответственности могут и должны устанавливаться учредителями.
Но исходя из того, что ассоциации не включены ГК РФ в перечень юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, предполагается «безграничная», полная солидарная субсидиарная имущественная ответственность учредителей по обязательствам ассоциации. Следовательно, указание на размер имущественной субсидиарной ответственности, устанавливаемый учредителями, только вносит путаницу и дает возможность толкования такой ответственности как ограниченной, устанавливаемой по усмотрению учредителей, что и имеет место в вышеназванном Комментарии ГК РФ к п. 4 статьи 121.
Представляется, что законодатель должен четко и однозначно установить, что члены ассоциации несут полную солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциаций, членами которых они являются, либо также однозначно, если он имеет в виду иное, определить пределы имущественной ответственности членов ассоциации по ее обязательствам.
Теперь если исходить из того, что в состав ассоциации входит полное товарищество, товарищи которого несут полную ответственность по его обязательствам, то получается, что при недостатке имущества полного товарищества по обязательствам ассоциации, сами товарищи должны отвечать личным имуществом по обязательствам товарищества, имущество которого должно пойти на погашение обязательств ассоциации. Если же полное товарищество состоит членом нескольких ассоциаций, то степень риска как самих товарищей, так и кредиторов таких товариществ и кредиторов ассоциаций, в которые такие товарищества входят, соответственно возрастает.
Однако даже если в состав ассоциации входят хозяйственные общества, имущественная ответственность которых ограничена, в случае возникновения долгов у ассоциации они должны нести субсидиарную неограниченную (полную) имущественную ответственность.
Следовательно, если подобное случится одновременно в двух ассоциациях, членами которых такие общества являются, то кредиторы этих ассоциаций останутся без удовлетворения.
В связи с чем напрашиваются два вывода и, соответственно, два предложения:
Поскольку в связи вхождением в ассоциации у товарищей возникает двойной риск возмещения убытков личным имуществом — как в случае банкротства самого полного товарищества, так и при недостатке средств у ассоциации в случае возникновения долговых обязательств. Соответственно, у кредиторов возникает двойной риск неисполнения обязательств.
В связи с чем представляется необходимым запретить полным товариществам как объединяться в ассоциации, так и входить в состав уже созданных ассоциаций. Представляется, что такой же запрет целесообразно установить для товариществ на вере.
Поскольку в случае привлечения хозяйственных обществ по обязательствам двух ассоциаций к полной солидарной субсидиарной ответственности у них может попросту не хватить имущества для удовлетворения требований кредиторов, запретить хозяйственным обществам входить в более чем одну ассоциацию.
Отвечая на возможные возражения по вводу ограничения вхождения хозяйственных обществ в более чем одну ассоциацию, можно задать встречный вопрос: «Почему законодатель не разрешил создавать ассоциации гражданам, а также индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, которые соответственно в силу статей 24 и 25 ГК РФ несут имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом?»
Видимо, исходя из необходимости защиты интересов кредиторов этой категории лиц. И представляется, что такое решение соответствует интересам кредиторов граждан и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Ибо в случае солидарной субсидиарной имущественной ответственности гражданина или предпринимателя он должен будет потенциально отвечать в полном размере перед двумя, а возможно и более группами кредиторов — собственными и кредиторами ассоциации, членами которой они является.
А существующее ныне разрешение юридическим лицам вступать в неограниченное количество ассоциаций при ограниченности их имущества ставит потенциальных кредиторов таких ассоциаций тем в более рискованное положение, чем в большем числе ассоциаций состоят потенциальные должники.
Ассоциация отвечает своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).
Представляется, что и здесь законодатель не полностью предусмотрел возможные варианты развития событий. Если ассоциация не может быть признана по суду банкротом, значит, кто-то должен удовлетворить требования кредиторов. Кто? Ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и порядке, установленными учредительными документами.
Вариант первый развития событий: учредители не предусмотрели размеры и порядок возмещения убытков.
Вправе ли суд в силу установленной законом субсидиарной ответственности рассматривать ее в качестве не только субсидиарной, но и солидарной, без определения долей?
В законе не сказано, к чему должны привязываться «условия» возмещения ущерба. Логично было бы предположить, что к размеру взноса. Но какого? Вступительного, членского, уплачиваемого за определенные календарные периоды или исходя из всей совокупности внесенных денежных и имущественных средств каждым членом ассоциации? Кредитору безразлично, из каких источников будет произведено возмещение.
Вариант второй: учредители установили порядок возмещения ущерба по обязательствам ассоциации пропорционально внесенным членским взносам.
В этом случае размеры взносов могут быть либо равными, либо пропорциональными финансовому могуществу члена ассоциации, поскольку законодатель отнес порядок и размеры и условия определения размера и порядка внесения взносов к компетенции учредителей. Однако к моменту возмещения у кого-либо из членов ассоциации может не оказаться имущества и денежных средств. Кто должен возместить его часть? Другие члены ассоциации? А если неимущих к тому времени окажется большинство? Тогда кто возьмет на себя погашение их доли? Вправе ли член ассоциации, выплативший свою долю, отказаться от выплаты остальной части других членов на том основании, что закон предусмотрел не солидарную, а субсидиарную ответственность в пределах доли, самим им же определенной? Кто в таком случае должен возместить кредитору остальную часть? У ассоциации денег нет. Кредитоспособный должник свою долю в соответствии с условиями субсидиарной ответственности выплатил, остальные члены ассоциации — некредитоспособны. Или оставшуюся часть должен возместить кредитору тот член ассоциации, у которого еще что-то осталось? Либо кредитор должен списать остальную часть задолженности на убытки и забыть о них?
И естественно, он будет требовать возмещения за счет солидарного удовлетворения от тех членов ассоциации, которые располагают деньгами и имуществом. И не исключено, что суд удовлетворит его требования, предложив членам ассоциации в порядке регресса решать вопросы о перераспределении возмещения.
Еще одной особенностью членства в ассоциации является то, что в течение двух лет со времени выхода или исключения из ассоциации (союза) за членом ассоциации сохраняется дополнительная ответственность по долгам объединения в размере, пропорциональном его взносу в его имущество. Новые участники принимаются в объединение по единогласному решению его членов; причем на них может быть возложена дополнительная ответственность по долгам ассоциации, возникшим до момента принятия новых членов (п. 3 ст. 123 ГК РФ, п. 3 ст. 12 Закона о НО).
Особенности реорганизации и ликвидации ассоциации
Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц.
Но особенностью реорганизации ассоциации является то, что она может быть реорганизована по единогласному решению ее членов. При этом предусматривается два варианта преобразования по различным основаниям. Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению ее членов. При этом никаких особых мотивов и обоснований для этого законодательство не требует.
Во втором варианте ассоциация преобразуется в случае возложения на нее учредителями обязанности ведения предпринимательской деятельности в хозяйственное общество или товарищество. Однако с учетом того, что и фонды, и автономные некоммерческие организации вправе, если нет запретов со стороны учредителей, заниматься коммерческой деятельностью, реорганизованная ассоциация во всех вариантах реорганизации обретает право занятия предпринимательской деятельностью.
В ст. п. 517 Закона о НКО установлено, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о ее создании. Но если наряду с создавшими ассоциацию в ее состав приняты другие члены? Они что, не вправе участвовать в принятии решения? Тогда это противоречит содержанию нормы, дающей всем членам одинаковые права на участие в делах ассоциации.
Или если все создававшие ассоциацию члены к моменту реорганизации вышли из состава ассоциации, а взамен них вошли другие члены? Тогда, если исходить из буквального толкования этой нормы, они вообще не имеют права принимать решение о ее реорганизации.
То есть, если исходить из буквального толкования данной нормы и учредительного договора, как этого требует статья 431 ГК РФ, то ассоциация, будучи создана однажды, не может быть реорганизована в случае выбытия ее первоначальных членов-учредителей.
Судьба имущества ассоциации при ее ликвидации
Остаток имущества объединения, образовавшийся по завершении его ликвидации, используется в целях, определенных его уставом, либо в иных предусмотренных законодательством целях (п. 1 ст. 20 Закона о НО) и не может распределяться между членами ассоциации (союза).
Представляется, что данное положение слепо копирует последствия использования имущества при ликвидации иных форм некоммерческих организаций — фондов, автономных некоммерческих организаций и других, имущество которых должно в этом случае направляться на цели, ради которых такая организация была создана.
Отличие порядка и природы имущества ассоциации от иных некоммерческих организаций заключается в том, что взносы, за счет которых создается имущество ассоциации, поступают за счет средств, полученных коммерческими организациями от предпринимательской деятельности, а от учредителей — некоммерческих организаций — как от не предпринимательской, так и от предпринимательской, то есть могут носить смешанный характер.
Кроме того, ассоциации, созданные предпринимателями для координации предпринимательской деятельности, делают это для координации своих усилий именно с целью увеличения получения прибыли.
Еще одним аргументом, подтверждающим целенаправленность создания ассоциации за счет и для развития предпринимательской деятельности, является тот факт, что хотя в силу ст. 121 ГК РФ ассоциация не вправе сама (от своего имени) осуществлять предпринимательскую деятельность, но она может создавать для этой цели хозяйственные общества, товарищества или участвовать в них. При этом доходы, полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между членами ассоциации, а должны использоваться исключительно на ее нужды. Ее же нужды заключаются в совершенствовании координации деятельности участников ассоциации для получения ими большей прибыли.
Учредители установили предел финансирования ассоциации посредством взносов. Но они не возражают против того, если ассоциация без риска дня нее и для них будет дополнительно получать деньги на свое финансирование и развитие. Это принесет пользу членам ассоциации.
Представляется, что в случаях, когда имущество ассоциаций создается за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, оно в случае ее ликвидации должно распределяться между членами такой ассоциации.
При ликвидации такой некоммерческой организации, как ассоциация, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим законодательством, направляется в соответствии с учредительными документами ассоциации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Но для какой цели создаются ассоциации коммерческих организаций? Для координации с целью увеличения получения прибыли. Других целей у коммерческих организаций нет. Они законом созданы для извлечения прибыли.
Поэтому было бы логичным оговорить особое условие, что при ликвидации ассоциации, созданной за счет прибыли предприятий, остатки ее имущества распределяется между ее членами на определенных ими условиях, возможно, пропорционально размеру взносов. То есть в таком же порядке и соотношении, как они рисковали по ее обязательствам.
В противном случае получается абсурд: члены несут риск убытков даже через два года после выхода из ассоциации, а имущество в случае ликвидации должно пойти на неизвестные цели. А при их неопределении — перейти государству, ибо из ст. 20 Закона О некоммерческих организаций следует, что имущество ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
А установить другую цель, кроме получения прибыли участниками ассоциациями, будет невозможно, ибо это будет противозаконно.
Поэтому учредителям ассоциаций следует иметь в виду, что при ее создании следует тщательно продумать и сформулировать цели, в интересах которых создается ассоциация и на реализацию которых в случае ликвидации должно быть направлено ее имущество.
Однако сложно найти выход из создавшегося положения. Ассоциации коммерческих организаций создаются для координации их предпринимательской деятельности с целью увеличения прибыли у ее членов. И в то же время в случае ликвидации ассоциации имущество не должно распределяться между ее членами.
Иные же случаи, когда имущество создается смешанным путем, за счет средств, полученных от различных источников, то есть как от предпринимательской, так и от непредпринимательской деятельности, могут регулироваться иновариантно. Однако при смешении источников финансирования также будет сложно определить долю имущества ассоциации некоммерческих организаций, приобретенную за счет средств членов — некоммерческих организаций и за счет средств членов — коммерческих организаций. Кроме того, члены — некоммерческие организации могут направлять взносы как за счет некоммерческих поступлений, так и поступлений от предпринимательской деятельности. Видимо, в связи со сложностью определения природы имущества в некоммерческих организациях и доли такого имущества, передаваемого в качестве взносов в ассоциации, законодатель, как и в случае с единообразным подходом к определению статуса объединений, пошел по «единственно» правильному пути — имущество всех ассоциаций, независимо от природы происхождения денег, будь то средства хоть от предпринимательской, хоть не от предпринимательской деятельности, не должно распределяться между членами ассоциаций при их ликвидации.
Кроме того, запретив напрямую распределять имущество ассоциаций между членами при ее ликвидации, законодатель разрешил преобразовываться ассоциациям в хозяйственные общества, которые, естественно, имеют законное право самоликвидироваться на второй день после преобразования ассоциации и разделить имущество между участниками.
Запрета на реорганизацию ассоциации в хозяйственное общество закон не устанавливает. Так какова тогда цена запрета на распределение имущества ассоциации между членами в случае ее ликвидации?
Анализ законодательства о правовом статусе объединений позволяет сделать вывод, что научные исследования, практика применения принятых законов позволяют выявить как положительные моменты правового регулирования, так и несовершенства принятых норм, которые нуждаются в изменении и дополнении.
И это естественно, поскольку любое техническое усовершенствование с момента внедрения во многом уже устаревает. Это объективный процесс развития.
Соответственно, и нормы права, отражающие процесс развития общественных отношений, не могут оставаться неизменными. Важно, чтобы они своевременно корректировали изменившуюся ситуацию.
В связи с чем представляется, что внесенные автором предложения по изменению действующего законодательства будут способствовать более четкому и единообразному толкованию и применению правовых норм, регулирующих деятельность объединений, что позволит уменьшить число неправомерных действий и, соответственно, число нарушений законодательства и споров, вытекающих из этих нарушений.
А внесение законодателем назревших изменений позволит усовершенствовать действующий механизм правового регулирования деятельности ассоциаций (союзов).
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; (в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ) учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.
Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, и другими федеральными законами.
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ)
Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд (в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами, заключившими договор о ее создании.
Решение о преобразовании учреждения принимается его собственником. Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.
Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом « О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
· если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
· если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
· в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
· в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства. Порядок использования имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу с момента их государственной регистрации.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи. В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.
Российский сектор некоммерческих организаций (НКО) за десять с небольшим лет с начала перестройки прошел колоссальный путь в своем развитии от индивидуальных добровольных гражданских инициатив до сравнительно консолидированного общественного движения. Сегодня из более 200 тысяч зарегистрированных некоммерческих негосударственных организаций более 43 тысяч показали себя энергично действующими, реально решающими наиболее острые социальные проблемы, с которыми по ряду причин не справляется государство.
Финансовые особенности некоммерческих организаций состоят в том, что их основная деятельность не связана с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников. При отсутствии прибыли от результатов собственной деятельности финансирование осуществляют участники либо собственники некоммерческих организаций. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.
К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Некоммерческая организация имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по свои обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Исключение составляют лишь учреждения, о которых речь пойдет ниже.
Некоммерческая организация имеет самостоятельный баланс или смету, печать с полным наименованием на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
В наименовании некоммерческой организации содержится указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Основной целью некоммерческих организаций является формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели.
Общественным учреждением является на имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям этого объединения.
Общественное объединение является одной из форм некоммерческих организаций - полученная от деятельности прибыль не может распределяться между его членами и должна направляться на достижение общественно-полезных целей в соответствии с уставом объединения.
Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственниками, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на правах оперативного управления, могут быть собственниками созданного и приобретенного ими имущества. Общественные учреждения получают имущество на правах оперативного управления от учредителей, в отношении которого осуществляют права владения, пользования и распоряжения.
Особенностью ассоциации, в отличие от иных некоммерческих организаций, является то, что ее членами могут быть только юридические лица.
Имущество ассоциации формируется учредителями за счет их взносов, размеры, виды, условия, формы и порядок внесения которых определяются самими учредителями, а затем членами ассоциации в учредительных документах. Имущество ассоциации становится собственностью ассоциации.
Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами.
Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц.
Но особенностью реорганизации ассоциации является то, что она может быть реорганизована по единогласному решению ее членов. При этом предусматривается два варианта преобразования по различным основаниям. Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению ее членов. При этом никаких особых мотивов и обоснований для этого законодательство не требует.
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Список литературы
1. Бюджетное планирование и прогнозирование: Хрестоматия / Сост. М.М. Сорокина. - Новосибирск: СибАГС, 2002.- 88 с.
2. Гражданский кодекс РФ // СЗ РФ, 1994, N32, ст.3301.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. — М., 1997.
4. Федеральный Закон РФ от 26.11.98 №174-ФЗ «О некоммерческих организациях».
5. Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях" // Центр за Демократию, Международный благотворительный фонд политико-правовых исследований "Интерлигал". Москва, 1996.
6. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ, 1995, N21, ст.1930.
7. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: Правовое регулирование внутрифирменной деятельности//Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА·М·Кодекс, 1995.
8. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты/Дрокин О.Г., Игнатенко А.А., Изотова С.В., Мовчан С.Н., Невменова Н.С. — Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
9. Пешехонов Ю.В., Водопьянов С.Ю.Современные проблемы финансирования некоммерческой сферы // Финансы. - 2003. - №10. - С.45.
10. Правовой статус некоммерческих организаций в России. Практическое пособие (второй выпуск) // Центр за Демократию, Международный благотворительный фонд политико-правовых исследований "Интерлигал". Москва, 1996