Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Сущность и методы ценообразования в условиях рыночной системы экономики...................................................................................................... 6

2. Роль и функции цены в рыночной экономике...................................... 8

3. Государственное регулирование цен в Российской Федерации........ 10

4. Применение теории спроса и предложения......................................... 17

5. Черный российский нефтяной рынок.................................................. 31

Заключение.................................................................................................. 35

Литература................................................................................................... 38


 Введение

Во введении хотелось бы отметить актуальность темы в том, что каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, чтобы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке.

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики. оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т. д.

Целью данной работы является рассмотрение довольно актуальной темы: «Теоретические основы государственного контроля над ценами».

Для раскрытия этой цели в работе рассмотрим следующие задачи:

1. Сущность и методы ценообразования в условиях рыночной системы экономики

2. Роль и функции цены в рыночной экономике

3. Государственное регулирование цен в Российской Федерации

4. Основные проблемы ценообразования в Российской Федерации


1. Сущность и методы ценообразования в условиях рыночной системы экономики

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов.

Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная — наличием каких-то уникальных достоинств в товаре предприятия.

При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.

Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в.  с возникновением  крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов[1].

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.


2. Роль и функции цены в рыночной экономике

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему важнейшей задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трем основным видам - "договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. государственные цены в рыночной экономике устанавливается на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

социально-значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

"Мировые" цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар заряд

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объёма покупки ("оптовая" и "розничная" цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяет корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.


3. Государственное регулирование цен в Российской Федерации

Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

·        установление фиксированных цен и тарифов;

·        установление предельных цен и тарифов;

·        установление предельных коэффициентов изменения цен;

·        установление предельного уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а также основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.

Местным органам власти разрешалось изменять эти коэффициенты.

С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годах осуществлялось на основе предельного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой — 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности — в пределах 25-50% к затратам.

Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия-изготовителя товара, акциз и НДС (до 1. 01. 96 г. включался спецналог).

Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо-сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.

Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.

При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.

Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой:

свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.

При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены будет такой:

свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т.е. цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей. Плюс торговая надбавка.

Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене без НДС, а торговые надбавки — с НДС.

7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) », в котором отмечается:

«... не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят:

газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);

продукция ядерно-топливного назначения;

электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти;

продукция оборонного значения;

драгоценные металлы, драгоценные камни;

протезно-ортопедические изделия;

перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, включает: газ — населению и жилищно-строительным кооперативам; электроэнергия и теплоэнергия; топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ; перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок; снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах; наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов; перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах; перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах; услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным транспортом на подъездных путях.

Государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из них.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

 Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2653; 2002, N 32, ст.3167; 2003, N 40, ст.3844) Правительство Российской Федерации постановляет:

1.      Установить квоты на экспорт в 2004 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, согласно приложению.

2.      Лицензии на экспорт из Российской Федерации кека свинцового, а также руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы, соответствующих кодам ТН ВЭД Российской Федерации 2620 и 2621 и подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 442 "О трансграничном перемещении отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 29, ст.3012), оформляются на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами.

3. Возложить осуществление контроля за реализацией настоящего постановления на Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

4. Применение теории спроса и предложения

Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

Общие представления о спросе и предложении стали частью повседневного языка и опыта. Например, если у продавца большая партия автомобилей, то он снижает цену. В этом случае, очевидно, что цена упала вследствие того, что предложение данного товара увеличилось. С другой стороны, цены на курортах летом выше, чем зимой. Это связано с тем, что летом спрос выше, чем зимой.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос – это потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых детерминант, включающих, доходы покупателей и их вкусы, накопленное имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив.  Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.

В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:

1.                       Совокупный спрос.

        Он формируется на уровне макроэкономики.

2.                       Отраслевой спрос.

 Он формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.

3.                       Рыночный спрос.

Это спрос на какой-либо определенный вид продукции.   

4.                       Спрос индивидуального покупателя.

   Зависит от размеров денежных средств,      находящихся на руках населения, в сберкассах, от различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений. 

Как уже говорилось выше, объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса.

Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике (рис.1)

 

Р

                            

 

P2                                                A    

                                                                                                                           

P1                                                                                     B

                                                                                                                              Qd2

                                                                                                                 Qd1               

 

                                                   Q2                              Q1                                  Q

                                                                                                                         

Рис.1   Кривая спроса


При цене Р1, которая является более низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.

Этот закон впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку.

Формула закона падающего спроса А.Курно такова:

D = f(P),

где f(P)<0; D - спрос; f - функция; P - цена.

Данный закон выражает следующую зависимость :

·     цены имеют тенденцию к снижению;

·     при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;

·      но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены;

·     отсюда кривая спроса - убывающая.

Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция.

Точки А и В (рис.1).Точка А - это позиция на линии спроса, которая обозначает количество потребляемого продукта по данной цене. Точка В обозначает то же самое, определяя количество продукта, которое будет потребляться по более низкой цене. Когда мы имеем дело с изменением цены, линия спроса движется из точки А в точку В. Вот это движение по линии спроса и будет результатом смены цены.

Таким образом, под спросом следует понимать всю кривую спроса, а обозначение отдельной точки на кривой спроса означает «купленное количество товара» по определенной цене. Движение по данной кривой спроса представляет собой изменение объема покупок в результате сдвигов в ценах, но вовсе не означает изменения самой кривой спроса.

Линия справа, обозначенная как Qd2, отражает перемену спроса и свидетельствует о том, что на рынке появился новый фактор, который вызывает значительные перемены во взаимоотношениях между ценами и количеством продукта, пользующимся спросом. Перемена в спросе может быть вызвана увеличением дохода покупателей, внедрением экзогенного (внешнего) спроса в экономику или сменой цен на альтернативные продукты. Другими причинами изменения спроса могут быть перемены вкусов в пользу данного продукта, новый приток потребителей на рынке. Повышение или снижение цен на элементы производства продукта меняют себестоимость и цену всего продукта. Уменьшение количества продукта высокого спроса приводит к повышению цены на продукт-заменитель.

Линия спроса на рис.1 подразумевает только один продукт. Смена цен и наличие альтернативных продуктов по различным ценам, которые несут в себе такую же или подобную полезность, будут влиять на движение этой линии. Изобразив на рис.1 совокупную линию спроса, мы покажем совокупные производственные возможности страны в целом. Но такой рисунок обычно используется для выражения перемен в спросе на примере цены одного какого-либо товара или услуги. Перемена спроса обычно бывает вызвана значительным изменением в рыночной структуре, что находит свое выражение в реальном снижении или повышении цены. Повышение спроса может наступить в результате серьезного открытия в области технологии, что значительно снизит стоимость производительных затрат при выпуске продукта. В этом случае большее количество продукта становится доступным по более низким ценам и, следовательно, у людей повышается на него спрос.     

 

Р

                            

 

P2

                                                                                                                           

P1                                                                                     

                                                                                                                              Qd2

                                                                                                                 Qd1               

 

                                                                                    Q2                             Q1      Q

                                                                                                                      

Рис.2   Кривая спроса

На рис.2 горизонтальные линии Р1 и Р2 вышли за линию Qd1. Новая линия, обозначенная Qd2, означает, что у потребителя имеется больше денег на покупки и в результате будет увеличено количество продукта, которое он приобретет на рынке. Предположим, что  эти линии спроса обозначают только единичные продукты. В действительности же мы имеем дело со взаимодействием предложения и спроса на примере бесконечного множества продуктов, которые могут быть в продаже в любом месте и в любое время.

Передвижение линии спроса может произойти при внедрении в экономику экзогенного спроса - спроса, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне свободного рынка.

На рис.2 видно, что цена поднялась и установила новые соотношения между требуемым количеством продукта и предлагаемой ценой. Механизм цен - это лучший путь регулирования, чем вмешательство правительства. В системе рынка потребители продукта имеют возможность сами определить, в каком количестве им потреблять продукт и сколько за него платить. Если этому механизму не дать работать самостоятельно, результатом, скорее всего, будет сокращение объема полезности, производимой и потребляемой обществом.

Эндогенный или внутренний спрос - это тот спрос, который генерируется внутри общества благодаря факторам, существующим в данном обществе.

Таким образом, рынок может регулироваться с помощью своего собственного механизма (спроса, предложения, цен и др.) и государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т.д.

Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара и других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.

Эластичность - это способность спроса реагировать на изменение на рынке различных факторов (цены, доходов и т.д.).

Предложение, точно также как и спрос, это обобщающий термин. Он характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели много товаров, а другие мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда, у других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени (день, месяц, год).

«Желание продать» здесь означает, что продавцы действительно желали и могли бы поставить на рынок предлагаемое количество товара при наличии достаточного числа покупателей. 

Как важно различать объем спроса и объем покупки, так же важно отличать объем предложения от объема продаж. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяют и продавцы, и покупатели.

Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен, используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Также объем предложения зависит от неценовых детерминант: количества продавцов на рынке, инфляционных и дефляционных ожиданий производителей, налогов на производителей, дотаций производителям, природные и погодные условия в сельскохозяйственной и добывающих отраслях. Помимо указанных факторов в каждой стране существуют и специфические факторы, от которых зависит поведение инвесторов. 

Так же как и спрос, предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, на котором оно возникает:

1.                       Совокупное предложение.

2.                       Отраслевое предложение

3.                       Предложение индивидуального производителя.

Так же предложение можно классифицировать в зависимости от натурально – вещественной формы производства товаров и услуг.

Объем предложения регулирует экономические интересы производителя, которые зависят от рыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, что производитель окупит затраты и получит прибыль. Поэтому между ценой и объемом предложения есть прямая связь, которая называется законом предложения.

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически (рис.3).

Р                                                                             Qs

 P2

P1

                                                            

                                                                                                                                   

 

                                     Q1                                Q2                                               Q                                                                                                                 

Рис.3   Кривая предложения

Кривая предложения на графике (рис.3) иллюстрирует функциональную зависимость между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Под предложением следует понимать всю кривую предложения. Главный фактор, воздействующий на предложение - издержки производства, производственные затраты. Также на кривую предложения оказывает влияние степень монополизации производства и рынка.

На кривую предложения  все возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара во многом обусловлена технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при его изготовлении. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, то есть незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

На графике кривая предложения поднимается снизу вверх. Это обусловлено законом изменения предложения. Суть его состоит в том, что, если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то предложение этого товара увеличивается, и, наоборот, падение цены ведет к сокращению предложения. А.Курно вывел следующую формулу закона :

  S = f(P),

причем f(P)>0, где S - предложение, f - функция, P -

цена.

Кривая предложения может менять свое положение на графике (рис.4).


 

Р                                                                     Qs1  

                             Qs2

 

                                                                                     Qs3 

     

                                                             

                                                                                                                                   

 

                                                                                                                              Q

                                                                                                                        

Рис.4   Кривые предложения


Qs1 - это линия перемены в предложении. То есть был введен какой-то элемент, который вызвал значительное структурное изменение во взаимоотношении между ценой и количеством товара. Стоимость товара повысилась. Qs1 имеет больший объем ценностей, судя по осям P и Q, чем Qs2.

Qs2 - это условие, когда что-то вмешалось в процесс рынка. Например, налог на товар или другой элемент, который вызвал подъем цены. Это может быть условие, которое увеличивает прибыль продавца, но подрывает рынок.

Qs3 - это ситуация, повлекшая за собой понижение цены. Она обычно возникает при введении более современной технологии. Поэтому на рис.4 изображена ситуация перемены предложения: сначала повышение цены на продукт (Qs1), а затем - понижение цены (Qs3). Найдя подходящую цену и соответствующее ей количество товара на рис.4, можно легко определить, каким образом эти перемены в предложении отражаются на рынке.

Наиболее простые элементы, вызывающие изменения в предложении, - это новая технология и налоги. Налог вызовет изменение в предложении  от Qs2 до Qs1. Технология приведет к изменениям от Qs2 до Qs3. Вмешательства в систему рынка также вызовут изменения в этом графике. Например, дотации на продукт могут привести к изменению предложения. Нормирование товара тоже подрывает предложение.

 Рыночное равновесие представляет собой ситуацию, при которой интересы покупателей и продавцов совпадают. Это выражается в том, что количество товаров, которое продавцы хотят и могут продать по определенной цене, совпадает с количеством товаров, которые покупатели хотят и могут купить по этой же цене.

Равновесное положение рынка можно выразить на графике (рис.5).



 

Р                                                                                 Qs          

pe                                                           Е

                                                                                         Qd

 

                                                   qe                                                    Q

Рис. 5 Равновесное состояние рынка


Есть понятия определяющие с качественной и количественной стороны равновесное состояние рынка. Это понятие единственности и устойчивости равновесия. Равновесие единственное, если : 1. Оно присутствует 2. Ему соответствует единственное значение P и Q.

5. Черный российский нефтяной рынок.

Российский нефтяной рынок по-прежнему сложен для прогнозирования. А некоторые его странности необъяснимы. Например, рост объемов переработки нефтепродуктов при сокращении добычи и падении экспорта, который дает основные средства для развития отрасли...

Добыча падает не у всех

Российские предприятия всех форм собственности добыли в 1999 году около 305 млн тонн нефти и газового конденсата, что на 1,6 млн тонн больше, чем в 1998 году. При этом крупнейшие нефтяные компании, обеспечившие 86,7% российской нефтедобычи, снизили объем добычи на 431 тыс. тонн.

Исключением стали НК -Сургутнефтегаз?, в которой прирост нефтедобычи достиг 2,4 млн тонн (6,5%), -КомиТЭК? (3,4%), ТНК (2,0%), -Славнефть? (1,2%). В то же время почти на полмиллиона тонн увеличил добычу нефти Газпром, у прочих российских недропользователей добыча выросла на 1,2 млн тонн, у СП - на 109 тыс. тонн, добыча на условиях СРП составила 216 тыс. тонн.

Ситуация объясняется тем, что прирост добычи был там, где государственное регулирование и контроль оказались наименьшими. Рост мировых цен на нефть способствовал увеличению ее экспорта по каналам, освобожденным от экспортных квот, налогов и штрафных санкций, которыми связаны добывающие подразделения нефтяных компаний. Из-за этого число мелких недропользователей в течение прошлого года быстро росло.

Экспорт уменьшается

В минувшем году 65% добытой нефти пошло на экспорт, хотя его объем, по сравнению с 1998-м, упал: в целом по России - на 5,5%, по нефтяным компаниям - на 7,8%.

При этом совместные предприятия сократили его на 1,3 млн тонн. Компании с российским капиталом, добывающие нефть, наоборот, увеличили экспорт на 398,7 тыс. тонн, а предприятия, не занимающиеся добычей, - на 2,4 млн тонн.

Соотношение экспорта и добычи, которое должно регулироваться государством, выглядит весьма странно. В 1999 году наивысшая доля экспорта по отношению к добыче оказалась у -КомиТЭК? (40,9%), ТНК (40,8%), -Юкоса? (40,0%) - компаний, являющихся далеко не лидерами наращивания добычи. Наряду с ними экспорт возрос у -Онако? и -Башнефти?. А вот у -Сургутнефтегаза? экспорт упал на 10,2%, да и соотношение экспорта и добычи снизилось с 40,6% до 34,1%. Максимальное падение экспорта наблюдалось у ВНК, -Сиданко? (на 20,5%), -Роснефти? (на 27,6%) и -ЛУКойла? (на 11,5%).

Понять, что же сегодня происходит с экспортом, стало намного сложнее. Особенно после того как в середине прошлого года нефтяные компании запретили Министерству по налогам и сборам обнародовать размеры их задолженностей в бюджеты всех уровней, поскольку благодаря этим данным можно было найти связь между снижением экспортных квот и уплатой налогов. Сейчас же о ней можно только догадываться.

Переработка нефти растет

Объем первичной переработки нефти в РФ за 1999 год увеличился на 7,9 млн тонн, по сравнению с предыдущим годом, и составил 170,5 млн тонн.

Однако в целом по стране планировалось переработать 173,325 млн тонн нефти. НПЗ России недополучили несколько млн тонн от запланированного уровня: НПЗ -Норси? - 4,6 млн тонн нефти, Московский НПЗ - 770 тыс. тонн, Башнефтехимзавод - 495 тыс. тонн, примерно по 200-300 тыс. тонн - заводы компаний -Онако?, -Сибнефть?, -Юкос?.

Немного недобрали нефти предприятия -КомиТЭК?, -ЛУКойла? и -Сиданко?. Зато -Сургутнефтегаз? перевыполнил план поставок на -Киришинефтеоргсинтез? на 20,6%. Поставки более чем на 100% были осуществлены на заводы -Роснефти?, -Славнефти?, ТНК.

На нефтеперерабатывающие заводы ближнего зарубежья (Казахстан, Украина, Белоруссия) в прошлом году Россия также недопоставила около 10 млн тонн нефти. Как всегда, причина одна - неплатежеспособность заводов.

Выработка основных нефтепродуктов российскими НПЗ увеличилась по сравнению с 1998 годом на 2,5 млн тонн. В целом по РФ объем производства автомобильного бензина в прошлом году составил 26,5 млн. тонн, или 102,2% от показателя 1998-го. Выпуск дизельного топлива достиг 46,8 млн тонн (104,2%), смазочных масел - 2,27 млн тонн (120,5%).

По первичной переработке нефти среди нефтяных компаний наибольшую долю (хотя в 1999 году она все же несколько снизилась) имеет -Юкос? (после слияния с ВНК) - 16,39%. На втором месте - -ЛУКойл? (12,9%), за ним практически на равных - -Сургутнефтегаз? (10,99%) и -Башнефтехим? (10,96%).

Лидерами по темпам роста нефтепереработки стали -Роснефть? и ТНК. На заводах -Роснефти? она увеличилась на 79,08%, в том числе на Туапсинском НПЗ - на 105,76%, на Комсомольском НПЗ - на 61,69%.

По наращиванию объемов переработки нефти (3 008,1 тыс. тонн), производства бензинов (651,9 тыс. тонн), дизельного топлива (798,5 тыс. тонн) и мазутов (897,3 тыс. тонн) первое место по РФ заняла ТНК (Рязанский НПЗ восстанавливает свои позиции после затянувшейся модернизации и реконструкции).

Кроме этих компаний увеличились доли на рынке -Славнефти?, -Сургутнефтегаза? и -Сиданко?. Среди отдельных заводов по доле на рынке лидирует -Киришинефтеоргсинтез? (с той же долей, что и материнская компания). Завод за год нарастил переработку на 1,2 млн тонн.

Далее, хоть и снизив объемы переработки по сравнению с 1998-м, идет Омский НПЗ (7,98%) - самый крупный и современный завод в РФ мощностью 28,3 млн тонн. По установленной мощности он уступает только заводу -Лаговен? в Фальконе (Венесуэла), и по состоянию на 01.01.97 занимал 4-е место в мире по объему переработки.

Третьим стал Рязанский НПЗ, увеличивший свою долю среди российских НПЗ с 5,41% до 7,14% и дополнительно переработавший 3 008 тыс. тонн нефти. В современной нефтепереработке такой подъем особенно почетен, поскольку платежеспобность рынка остается низкой, а найти экспортные контракты очень непросто.

Заключение

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Рыночная трансформация отечественной экономики означает переход от директивного ценообразования к рыночному, обеспечивающему возникновение системы равновесных цен как результата свободного взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенное столкновение двух диаметрально противоположных подходов.

Первый представлен «стоимостной» концепцией ценообразования, наиболее полно разработанной К. Марксом в его учении об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Суть данной концепции состоит в следующем. Товар имеет «стоимость» и «цену».

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А коль скоро всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а значит, сопоставимыми и соизмеримыми. Понятно, что при таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики (в экономической теории подобный труд принято называть «абстрактным»)[2].

Следовательно, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в каждом из них величин абстрактного труда. Эти величины и предопределяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается «цены» товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.

Таким образом, Марксова теория усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым строго различая «стоимость» и «цену».

Другой подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятельной («внестоимостной») величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет нужды.

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара — «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функцией» его стоимости, или, напротив, стоимость есть «функция» полезности товара?

Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Переход от "назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в нашей стране зависит от того, как скоро нам удастся создать рыночный механизм 'ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие свободного спроса н свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей. Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий.

Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности и осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д.).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего - несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящих от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же ''плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".

Литература


1.     Курс экономической теории // под общей редакцией: проф. Чепурена М. Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров, 2002.

2.     Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. – М.: Дело, 2000.

3.     Маршалл А. Принципы политической экономии.-М.:Прогресс, 2004 с.92

4.     Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 2002.

5.     Цены и ценообразование. – М.: Финстатинформ, 2003.

6.     Эдвин Дж. Долан “Деньги, банки и денежно-кредитная политика” С. -П. 2004г.

7.     Эдвин Дж. Долан “Макроэкономика” С. - П. 2004г.

8.     Ядгаров Я. С. История экономических учений.


[1] Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1984 с. 92.

[2] Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 1997. с.65.